Анатомия

Анатомия человека — наука, которая изучает строение организма, его органов и систем в связи с их функциями. Она включает следующие дисциплины: нормальную анатомию (изучает строение органов и тканей здорового человека), топографическую анатомию (изучает расположение органов и их взаимосвязи), патологическую анатомию (изучает строение органов и тканей больного организма). В развитие анатомии большой вклад внесли такие ученые, как Гиппократ, Аристотель, Гален, Везалий, Гарвей, Н. И. Пирогов, П. В. Лесгафт, В. П. Воробьев, Д. М. Голуб.

Анатомия использует разнообразные методы исследования. Основной из них — метод вскрытия и препарирования, позволяющий изучить строение человека. Большое значение имеют также сравнительно-анатомический, антропометрический, экспериментальный, микроскопический методы, а также рентгеноскопия и рентгенография. Метод сравнительной анатомии, основанный на сравнении строения животных и человека, позволяет понять эволюцию человека, его систем и отдельных органов. С помощью метода антропометрии определяются рост и взаимоотношение частей тела человека. Экспериментальный метод применяется для выяснения функционального значения органа или системы. Метод микроскопии позволяет изучить структуры органов и тканей, которые нельзя увидеть невооруженным глазом. Методы рентгеноскопии и рентгенографии дают возможность исследовать на живом организме форму, строение и функциональные особенности органов. Анатомия тесно связана с гистологией — наукой о тканях, эмбриологией, которая изучает развитие зародыша, хирургией и физиологией.

Физиология человека изучает функции и процессы жизнедеятельности организма, его органов, систем, тканей и механизмы их регуляции. Наряду с общей физиологией выделяют частные ее разделы, например, физиологию кровообращения, физиологию пищеварения.

Для изучения функций организма применяют различные методы. Работу органов при различных условиях изучают методом наблюдения с помощью электрических и оптических приборов, а также химическими методами. Большое значение в физиологии имеют методы острого и хронического эксперимента. Они были введены в физиологию такими учеными, как У. Гарвей, К. Людвиг, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский. Метод графической регистрации физиологических процессов позволил получать объективную запись изучаемого процесса (запись артериального давления, сокращений сердца, скелетных мышц). Широко применяются также химические методы, позволяющие изучать молекулярные механизмы физиологических процессов.

Гигиена — наука, которая изучает влияние различных факторов окружающей среды на организм человека и его здоровье. Задачи гигиены заключаются в предупреждении болезней и оздоровлении окружающей среды, условий труда и быта. Знание гигиены помогает сохранить здоровье и работоспособность человека, способствует увеличению продолжительности жизни.

Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. Организм человека находится под постоянным воздействием множества факторов внешней среды. Он приспосабливается к меняющимся условиям, в результате чего устанавливается подвижное равновесие между организмом и внешней средой. Нарушение такого равновесия приводит к развитию заболеваний. Факторы внешней среды, воздействующие на организм человека, можно разделить на абиотические (химические и физические) и биотические. К химическим факторам относятся химические элементы, простые и сложные вещества. Они входят в состав воздуха, воды, почвы и пищи. В определенных количествах они необходимы человеку, а изменение их содержания может стать причиной заболеваний. Например, недостаток иода в пище приводит к увеличению щитовидной железы (зобу). К физическим факторам относятся температура, влажность, атмосферное давление, ионизирующие излучения. Изменение их параметров также может привести к различным заболеваниям. Например, повышение уровня радиоактивного излучения приводит к заболеваниям крови, онкологическим и наследственным болезням. Биотическими факторами являются живые организмы или продукты их жизнедеятельности, которые человек употребляет в пищу. В продуктах питания при неправильном хранении или приготовлении пищи могут размножаться болезнетворные бактерии, поэтому пища может явиться причиной заболеваний. Тяжелые отравления может вызвать у человека употребление в пищу ядовитых растений или животных. Кроме того, в организм разными путями могут попадать вирусы, бактерии, простейшие и гельминты, вызывая различные заболевания.

Человек также воздействует на окружающую среду. Своей деятельностью он может ухудшать состояние внешней среды и таким образом создавать условия для развития заболеваний.

Общий обзор организма человека

Опорно-двигательная система

Строение скелета человека

Мышцы, их строение и функции

Кровь

Состав крови

Форменные элементы крови

Группы крови

Свертывание крови как защитная реакция

Защитные свойства крови. Иммунитет

Кровообращение

Строение сердечно-сосудистой системы

Большой и малый круги кровообращения

Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс

Гигиена сердечно-сосудистой системы

Дыхание

Органы дыхания, их строение и функции

Газообмен в легких и тканях

Гигиена дыхания

Пищеварение

Пищеварительные ферменты и их значение

Строение органов пищеварения

Пищеварение в полости рта

Пищеварение в желудке

Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении

Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание

Гигиена питания

Общая характеристика обмена веществ и энергии

Расход энергии, нормы питания, рациональное питание

Выделение

Строение и функции почек

Образование мочи

Кожа

Строение и функции кожи

Закаливание организма

Гигиена кожи и одежды

Строение и функции спинного мозга

Строение и функции головного мозга

Вегетативная нервная система

Высшая нервная деятельность

Безусловные и условные рефлексы

Значение слова

Сон, его значение

Анализаторы. Органы чувств

Осязание

Обоняние

Вкус

Зрение

Слух

Железы внутренней секреции

Поджелудочная железа

Надпочечники

Щитовидная железа

Гипофиз

Половые железы

Развитие организма человека

Мужская половая система

Женская половая система

Оплодотворение и развитие зародыша человека