Додарвиновский период развития биологии

Первые представления о развитии и единстве живой природы высказывались еще античными философами (Эмпидоклом, Демокритом, Лукрецием, Гиппократом, Аристотелем и др.). В средние века в условиях господства церкви их материалистические идеи преследовались.

С развитием капитализма, географическими открытиями, расширением торговли произошло знакомство с новыми видами животных и растений. Для науки этого периода характерно метафизическое мировоззрение. Сущность его заключается в представлениях о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности природы. Вечно и неизменно все на Земле, в том числе виды животных и растений. Под изначальной целесообразностью понимали полное соответствие организма или органа цели, якобы поставленной творцом при его создании.

Ярким представителем метафизического мировоззрения был шведский ученый К. Линней (1707 — 1778). В своем труде «Система природы» он описал большое количество растений и животных, ввел около 1000 ботанических терминов. Каждому виду животных и растений было присвоено двойное обозначение (существительное — название рода и прилагательное — наименование вида; например: кошка домашняя).

Линней впервые обосновал вид как универсальную единицу и основную форму существования живого. Под видом он понимал совокупность сходных по строению особей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство. Линней разработал основные принципы систематики растений и животных: объединил сходные виды в роды, которые сгруппировал в отряды, а отряды — в классы. Единые названия растений и животных значительно упростили терминологию и способствовали взаимопониманию ученых.

Линней предложил первую классификацию растений и животных. Например, на основе особенностей кровеносной и дыхательной систем он разделил животный мир на шесть классов: Млекопитающие, Птицы, Гады (Земноводные и Пресмыкающиеся), Рыбы, Насекомые и Черви (к червям отнес губок, кишечнополостных и моллюсков). В классе Млекопитающие ученый выделил 17 отрядов и к высшему отряду приматов отнес человекообразных обезьян и человека.

Созданная Линнеем классификация носила искусственный характер, так как основывалась не на главных свойствах организмов и их исторических связях, а на чисто внешних признаках. Например, цветковые растения классифицировались по форме, величине и числу тычинок и пестиков. Он понимал искусственность своей систематики и указывал на необходимость создания естественной системы с учетом совокупности признаков организмов. Линней придерживался метафизических, религиозных представлений. Каждый вид, с его точки зрения, представлял потомство одной пары животных или растений, сотворенных богом и с тех пор постоянных и неизменных. Несмотря на это, проделанная ученым работа по систематике растений и животных сыграла значительную роль в изучении живой природы.

Развитие естествознания в конце XVIII — начале XIX в. ознаменовалось усилением материалистических представлений. Некоторые ученые высказывали мнение о естественном возникновении мира и его постепенном развитии и обновлении. Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде «Философия зоологии» (1809) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком (1744 — 1829).

Изучая животный и растительный мир, Ламарк обратил внимание на существование в природе переходных форм между видами и на этом основании сделал вывод об изменяемости видов. Он предположил, что все многообразие животных и растений является результатом эволюции, т. е. исторического развития живой природы. Ламарк создал более совершенную, чем Линней, классификацию животного мира. Разрабатывая систематику животных, он совершенно правильно подметил основное направление эволюционного процесса — постепенное усложнение организации от низших форм к высшим, которое он назвал градацией. Под градацией Ламарк понимал последовательные ступени усложнения организации от простейших до млекопитающих. В животном мире он выделил 14 классов и разделил их на 6 градаций (ступеней).

Ламарк определил две основные причины эволюции:

* внутреннее стремление организмов к усовершенствованию;
* способность организмов целесообразно реагировать на изменения условий существования.

Растения, по Ламарку, изменяются под действием факторов внешней среды непосредственно (например, листья у болотного лютика), а животные — опосредованно, через воздействие на нервную систему, что влечет за собой изменение привычек. Вследствие этого одни органы, необходимые в новых условиях, постоянно упражняются и развиваются (шея у жирафа), а другие вследствие неупражнения атрофируются (глаза у крота). Согласно его представлениям, признаки, приобретенные организмом в течение индивидуальной жизни при последовательном воздействии среды на многие поколения, передаются по наследству. Этим явлением он объяснял приспособленность организмов к среде обитания. Ламарк развивал Гипотезу о естественном происхождении человека, считая, что он произошел от обезьяноподобных предков, перешедших к наземному образу жизни.

Таким образом, Ламарк объединил идею об изменяемости видов с идеей прогрессивной эволюции, однако не смог вскрыть механизмы эволюционного процесса. Его гипотеза о наследовании приобретенных признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении организмов к усовершенствованию — ненаучным.

Великий английский ученый Ч. Дарвин (1809 — 1882) разработал научную теорию эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики. Возникновение эволюционной теории Дарвина имело социально-экономические и научные предпосылки. К социально-экономическим предпосылкам следует отнести интенсивное развитие капитализма в Англии, ставшей великой промышленной и колониальной державой. Шел интенсивный рост городов, требовавший быстрого повышения продуктивности сельского хозяйства, в результате чего развернулась большая селекционная работа, проводились многочисленные научные экспедиции. Научными предпосылками создания эволюционной теории послужили успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.

 Сравнение взглядов Ламарка и Дарвина
Сравнение взглядов Ламарка и Дарвина