Оплодотворение и развитие зародыша человека

Благодаря сокращению мышечной оболочки и движению ресничек эпителия яйцевода яйцеклетка продвигается по маточной трубе, а навстречу ей движутся сперматозоиды. Оплодотворение — это слияние яйцеклетки и сперматозоида. Оно происходит в верхней трети яйцевода. Наилучшие условия для этого обычно в пределах 12 ч после выхода яйца из яичника (овуляции). Многочисленные сперматозоиды приближаются к яйцеклетке, окружают ее, вступают в контакт с ее оболочкой. Однако в яйцеклетку проникает лишь один, после чего вокруг яйцеклетки образуется оболочка оплодотворения, препятствующая проникновению других сперматозоидов.

В результате слияния двух ядер с гаплоидными наборами хромосом образуется диплоидная зигота. К концу первых суток после оплодотворения начинается первый период развития зародыша — дробление, т. е. митотическое деление зиготы на бластомеры. Процесс дробления происходит в яйцеводе и заканчивается через 3 — 4 суток по мере продвижения зародыша по яйцеводу к матке.

Движение зародыша, так же как и яйцеклетки, обеспечивается перистальтическими сокращениями мышц стенки яйцевода и колебанием ресничек его слизистой. В результате нескольких дроблений образуется плотный, многоклеточный шар — морула. В нем различают два вида клеток: мелкие, расположенные на поверхности, и более крупные — в центре. Мелкие клетки образуют оболочку, обеспечивающую питание зародыша, а из центральных клеток будет развиваться сам зародыш. По мере продвижения по яйцеводу поверхностные клетки отделяются от крупных бластомеров и формируется полость, заполненная жидкостью, — бластоцель. В результате по окончании дробления образуется многоклеточный зародыш с полостью внутри — бластула, которая через 5 суток попадает в матку.

Около двух суток зародыш остается в полости матки. Матка изнутри выстлана слизистой оболочкой. На седьмые сутки после оплодотворения образуются выросты оболочки — ворсинки, которые погружаются в слизистую матки, образуя хорион. Этому способствует выделение клетками этой оболочки ферментов , которые разрушают слизистую матки. Хорион — оболочка зародыша, которая играет важную роль в питании зародыша и удалении продуктов обмена. На седьмые сутки начинается процесс гаструляции (образование зародышевых листков) и образование зародышевой оболочки — амнион (водная оболочка). Водная оболочка защищает зародыш от повреждения и создает среду, необходимую для его развития.

На 14 — 15-е сутки устанавливается непосредственный контакт между ворсинками формирующихся оболочек зародыша и сосудами матери — начинается образование плаценты, в результате чего питание и снабжение зародыша кислородом осуществляется непосредственно из крови матери. За гаструляцией следуют дифференцировка зародышевых листков и процессы органогенеза. К концу 8-й недели завершается зародышевый период развития: все основные структуры и системы органов дифференцированы. С 9-й недели начинается плодный период. Водная оболочка выделяет околоплодные воды, в которых и развивается плод. К концу 12-й недели заканчивается образование плаценты. Через плаценту и пуповину (пупочный канатик, который связывает тело зародыша с плацентой) происходит питание плода. К концу второго месяца зародыш приобретает черты, характерные для организма человека. К трем месяцам формируются все органы и можно определить пол ребенка. Внутриутробное развитие у человека продолжается 38 — 40 недель. После его завершения наступают роды. Процесс родов регулируется гормонами, которые вызывают сокращение матки и изгнание плода. С момента рождения у ребенка начинаются самостоятельное дыхание и функционирование пищеварительной и выделительной систем.

Развитие организма после рождения

После рождения процесс развития продолжается. Организм человека проходит следующие основные периоды: грудной, ясельный, дошкольный, школьный (включает период полового созревания), период зрелости и старости. Индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез) заканчивается смертью.

Грудной период продолжается в течение первого года жизни. Ребенок в этот период питается в основном молоком матери. Он отличается большой головой, длинным туловищем и относительно короткими нижними конечностями. У ребенка проявляются безусловные и образуются первые условные рефлексы. Он интенсивно растет (за год он вырастает на 23 — 25 см) и развивается, учится говорить и ходить, прорезываются первые (молочные) зубы. Ребенок узнает своих близких.

Ясельный период — от одного года до трех лет. В этот период ребенок овладевает речью, хорошо ходит и бегает, у него интенсивно развивается мышление. Деятельность скелетных мышц вызывает изменения строения нервной системы и совершенствование ее функций. Изменяется строение скелета, мускулатуры, регуляция сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Возрастает уровень обмена веществ.

В дошкольный и школьный периоды наряду с дальнейшим развитием нервной системы идет интенсивный рост опорно-двигательной системы (особенно в возрасте 12 — 13 лет у девочек и 14 — 15 лет у мальчиков). В этом возрасте процессы ассимиляции преобладают над диссимиляцией, а возбуждение — над торможением. С 12 до 15 лет наступает половое созревание. В связи с неустойчивостью нервных процессов особенно вредно в этом возрасте употребление алкоголя и курение, так как быстро развивается пристрастие к ним. К 17 — 18 годам в основном завершается рост и окостенение скелета. Гармоничные отношения между корой и подкоркой и функциональное совершенство нервной системы устанавливаются к 18 годам. С 21 — 22 лет наступает зрелый возраст, который в 55 — 60 лет сменяется пожилым и с 75 лет — старческим. В возрасте 30 — 35 лет обнаруживаются некоторые изменения обмена, которые предшествуют старению и частично ограничивают возможности человека к определенным видам трудовой деятельности и спорта. После 45 лет изменяется функция эндокринной системы и происходят изменения, определяющие старение.