Значение слова

Совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма, называют сигнальной системой. Благодаря сигнальной системе происходит связь организма с внешней средой.

У человека и животных существует первая сигнальная система. Центры ее находятся в коре головного мозга. Она воспринимает конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира — предметы или явления — и служит основой для образования условных рефлексов. Например, у ребенка с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы (на пищу, на игрушки).

У человека существует и вторая сигнальная система, в которой условным раздражителем является слово. На основе слова возникает возбуждение, воспринимаемое и перерабатываемое корой переднего мозга. Слова являются сигналами для работы первой сигнальной системы («сигналы сигналов» по И. П. Павлову). Возникновение второй сигнальной системы связано с коллективным трудом: эта система — средство общения. Для человека слова — отражение понятий. Благодаря слову (устному или письменному) человек может обобщать определенные понятия, т. е. абстрактно, отвлеченно мыслить. У животных также можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина), но для них слова — это просто раздражители. Слова и речь в целом значительно повысили способность человека отражать внешнюю среду, использовать опыт поколений. Они обеспечили человеку высшие свойства нервной системы — сознание и мышление.

Сознание — высшая функция человеческого мозга, сущность которой заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающим миром. Развитие сознания стало возможным благодаря применению и совершенствованию орудий труда в процессе общественной трудовой деятельности. Сознание — продукт мозга и общественной жизни человека.

Мышление — это способность человека при помощи слов и образов представить и выразить свое отношение к предметам и явлениям, а также различным состояниям своего организма. Существенную роль в этой главнейшей функции мозга выполняют слова и образы, благодаря которым возникают временные связи, являющиеся физиологическим аппаратом мышления. После анализа и синтеза раздражений, ответной реакции организма на них временные связи хранятся в памяти и служат основой для создания новых связей. При необходимости временные связи извлекаются из памяти, происходит образование различных их комбинаций и человек обобщает увиденное или услышанное (абстрактное мышление). Абстрактное мышление характерно только для человека. Оно дает ему громадное преимущество перед животными, позволяет развивать свои способности, науку, создавать культурные ценности. Человек активно преобразует окружающую среду и общается с другими людьми.