Двенадцать

Двенадцать краткое сожержание

Краткое содержание

Глава 1

В Петрограде холодно, снежно. Людей валит с ног свирепый ветер. Упоминаются все двенадцать представителей старого мира. Они ругают большевиков и новый мир не принимают.

Глава 2

По улице идут двенадцать красноармейцев. Они готовы бороться за новый мир, пусть даже старый при этом будет разрушен.

По дороге красноармейцы обсуждают знакомого Ваньку, у которого роман с состоятельной Катей, и ругают его за то, что всё время проводит в кабаках.

Глава 3

Вся глава — это песня, которую, по всей видимости, исполняют красноармейцы. Речь в песне идёт фактически о них — о ребятах, которые вернулись после войны, ничего за плечами не имея, и стремятся уничтожить буржуазию в огне мирового пожара.

Глава 5

Тональность разговора Ваньки с Катей меняется. Он припоминает женщине, что в прошлом та была проституткой, намекает на убийство некоего офицера.

Глава 6

Экипаж Ваньки и Катьки сталкивается с двенадцатью красноармейцами. Из контекста ясно, что один из красноармейцев, Петруха, в прошлом состоял с Катькой в близких отношениях. Красноармейцы угрожают Ваньке как разрушителю отношений Петрухи и Катьки и стреляют в него. Но Ванька бежит, а вот Катя убита.

Глава 7

Отряд идёт дальше. Петруха печалится и тоскует по Катьке, но его осаживают товарищи: «не такое нынче время». Пётр веселеет: в отряде идут разговоры о будущих грабежах и гулянках.

Глава 8

Представляет собой ход мыслей Петрухи (достаточно запутанный): Пётр горюет из-за смерти Кати и почему-то собирается отомстить за эту смерть буржуям.

Глава 9

Представляет собой песню о разрушении старого мира. Важный образ этой песни — буржуй, который мёрзнет на перекрёстке вместо городового (городовой — символ старого мира; обнищавший буржуй — нового). Рядом с буржуем — бродячий пёс (символ старого мира).

Глава 10

Петруха упоминает Бога, говоря о метели. Красноармейцы напоминают ему, что на Петрухе уже грех Катькиной смерти, а значит, о Боге разговора быть не может.

Глава 12

За красноармейцами увязывается тот самый пёс, который упоминался в главах 1 и 9 (символ старого мира). Они пытаются отогнать пса, но тот не уходит. Внезапно отряд замечает какую-то фигуру впереди. Они стреляют в этого человека, но он продолжает идти перед красноармейцами.

Автор отмечает: «позади — голодный пёс, <…> впереди — Исус Христос».

Проблемы

Период, ставший поворотным в жизни целой страны, стал знаковым и для творчества поэта. Его мироощущение подверглось серьезным изменениям: пошлая, бездуховная жизнь простых обывателей стала ему настолько омерзительна, что он радостно приветствовал мощную, оглушительную стихию большевистского движения, в котором видел спасения для сонной, немытой России. Блок не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило в стране, и потому честно и без прикрас отразил в произведении основные проблемы.

  1. Аморальность, которая выразилась в хладнокровном расстреле Катьки, равнодушии красноармейцев, участвовавших в преступлении, бесконтрольном применении оружия. Главные герои поэмы не желали принимать общепринятые нормы морали, они шли наперекор устоявшимся законам милосердия и сострадания. Исследователи творчества Блока полагают, что убийство Катьки могло нести в себе два противоположных замысла поэта. Катька всем своим развязным поведением была воплощением порока, который был искоренен красноармейцами, которых возглавил Христос. С другой стороны, образ Катьки мог олицетворять собой невинную жертву, чья кровь была принесена на алтарь беспощадной Гражданской войны. Таких ни в чем не повинных людей, которые были убиты в годы военного лихолетья, было очень много, и Блок не мог обойти эту проблему стороной.
  2. Гибель старого мира, олицетворением которого стали безыменные буржуй с дамой в каракуле, предатель Ванька. Эти герои подвергались беспощадному преследованию, поскольку в былые годы именно с их молчаливого согласия бедняки и рабочий класс находились под гнетом. Символом старого мира также является старуха, которая сокрушалась о нерациональном использовании материи. Однако есть мнение, что она символизировала собой не прошлую, канувшую в лето жизнь, а здравый смысл и прагматизм, который не признавали революционеры, ставившие идеологию превыше всего.
  3. Проблема нигилизма, полного отрицания нравственных основ. Внутренняя драма Александра Блока нашла свое отражение в философии Ницше, которая была близка многим символистам. Выдающийся немецкий философ полагал, что человеческая цивилизация развивается циклично, так же, как и культура. Рано или поздно состарившаяся система подлежит разрушению и забвению былых ценностей и жизненных ориентиров. Неконтролируемая, варварская в своей безжалостности сила сметает все нравственные принципы, что формировались годами, чтобы расчистить место для новых идеалов принципиально новой цивилизации.
  4. Нищета и запустение страны. Россия, истощенная Первой мировой войной, мятежами, революцией, имела довольно-таки жалкий вид. Жители в страхе прятались по своим домам, и на пустых, заснеженных улицах лишь изредка можно было встретить одинокого прохожего, спешащего домой. Символом грядущих перемен и очищения от скверны стала белая вьюга – суровая, равнодушная, но вместе с тем исцеляющая.

Литературное течение

Поэт использовал при написании труда приемы сразу двух литературных направлений — реализма и символизма. Признаком реализма служат описываемые им исторические революционные события. Признаком символизма является большое количество символических образов, аллегорий.

Старый мир представлен образами буржуя и «паршивого пса», новый предстает в виде красноармейцев, повсеместных революционных плакатов и красных флагов. Революционное настроение передано в образе взбунтовавшейся «на всем божьем свете» стихии с хлестким ветром, черным небом, завывающей вьюгой, гололедом. Она валит с ног, не дает устоять.

Поэма Двенадцать: смысл и метафорические образы

Первое, что бросается в глаза, — это цвета, создающие неповторимую атмосферу. Черный вечер, черное небо, белый снег. Эти цвета всегда символизировали борьбу добра и зла. В стихотворении «Двенадцать» противопоставление старого и нового мира имеет смысл. Какой цвет присвоить каждому из них, автор оставляет на усмотрение читателя, явно не показывая своего отношения к обеим сторонам.

Вдобавок красный цвет вспыхивает на черно-белом изображении вместе с двенадцатью солдатами Красной Армии. Цвет флага, который они несут, цвет крови, которую они оставляют.

Кроме того, кажется, что стихотворение звучит вслух. Он бесконечно полон звуков:

  • воющая метель,
  • лай вождя,
  • песни и песенки,
  • выстрелил.

Все это звуки революции. Не очень ритмичный, но нарастающий, как ручей, выходящий из берегов.

Жанр

Поэма “Двенадцать” Александра Блока представляет собой интересный калейдоскоп жанров, который сложно ограничить одним определением. Она не придерживается строгой жанровой рамки, и вместо этого переплетает разные жанры и стили в единое художественное полотно.

Важно отметить, что в поэме нет жанровой иерархии. Все эти элементы – лирика, повествование, диалоги и песни – равноправны и служат одной цели: передать стихийное состояние, хаос и неупорядоченность мира, предвосхищая его революционное обновление

Основными характеристиками жанрового решения в поэме можно назвать разнообразие и разноречие. Блок использует лирические отступления, которые позволяют читателю ощутить внутренний мир лирического героя, его чувства и размышления. Эти отступления предоставляют интимный взгляд на эмоциональный ландшафт персонажа.

Параллельно с лирическими моментами, в поэме есть элементы повествования, где рассказчик передает события и описывает действия персонажей. Это создает более объективную историю и позволяет читателю углубиться в события и ход сюжета.

Более того, в “Двенадцати” присутствуют диалоги, частушки, романсы и солдатские песни, что придает поэме многообразие и динамичность. Эти элементы речи персонажей помогают создать живые образы и передать атмосферу времени.

Мне нравится15Не нравится2

История создания

Поэма «Двенадцать» обдумывалась А.А.Блоком всего три недели. Само произведение автор написал за несколько дней, несмотря на то что долгое время поэт переживал творческий кризис. Создается поэма в 1918 году. Отовсюду слышны звуки революции. А.А.Блок как поэт-символист не может не обращать на них внимания. В своей записной книжке от 8 января того же года он напишет: «Весь день — “Двенадцать”. <…> Внутри дрожит». Эти слова описывают духовное состояние поэта, понимающего тяжесть ситуации, происходящей в стране. Закончив написание поэмы, А.А.Блок признает гениальность своего произведения: «Сегодня закончил “12”. Сегодня я — гений».

Смысл названия

Название поэмы “Двенадцать” Александра Блока несет в себе глубокий символический и исторический смысл, отражая множество аспектов, связанных с революцией, идеологией, и религиозными аллюзиями.

Сначала следует обратить внимание на исторический контекст. Поэма получила название “Двенадцать” в честь отряда, который осуществлял революционные судилища и судил за измену в переулках Петрограда

Из мемуаров журналистов, присутствовавших при этих событиях, стало известно, что такие отряды красноармейцев действительно состояли из двенадцати человек. Этот факт делает название поэмы живописным отражением реальных событий того времени.

Однако “Двенадцать” для Блока имело глубокое символическое значение. Поэт видел параллели между этой цифрой и религиозными аллюзиями. В христианской истории двенадцать апостолов окружали Христа. Таким образом, автор устанавливает связь между событиями в России и миссией Христа и его учеников.

Мне нравитсяНе нравится

Блок пытается увидеть в революции своеобразное вторжение Иисуса в новой форме, в белом венчике из роз, окруженного двенадцатью учениками. Эта аллюзия связывает революцию с религиозными ожиданиями и предвосхищает возможность начала мировой революции, которая уничтожит старый мир и установит царство Божие на земле.

С другой стороны, название “Двенадцать” отражает идею коллективизации духа. Блок обезличивает своих героев, делая из них монолитное целое, символизирующее единство и силу революционной стихии. Каждый из двенадцати в отдельности не имеет большого значения, но вместе они становятся выразителями единого порыва, объединяющего народные массы в стремлении к свободе и переменам.

Анализ и восприятие поэмы

Тема поэмы — революция. В 1917 году Александр Блок был очарован революционной романтикой, призывал «слушать музыку революции». В «Двенадцати» звучит именно эта музыка: не всегда понятная, порой страшная и отталкивающая, но всё-таки завораживающая.

Герои произведения — красногвардейцы, люди совершенно не героические. Речью и поведением они больше напоминают уголовников, чем «рыцарей революции». И они действительно оказываются убийцами: кульминация поэмы — момент, когда патрульные походя расстреливают девушку. Финал, где во главе отряда идёт Иисус с красным знаменем, на этом фоне выглядит инородно и загадочно.

«Сегодня я — гений», — записал Блок, закончив «Двенадцать». Однако многие современники не разделили этой оценки и осудили поэму, посчитав, что автор воспевает жестокости большевиков. Иван Бунин, к примеру, говорил про «Двенадцать»: «Патологическое кощунство: какой-то сладкий Иисусик, пляшущий (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц».

Однако «Двенадцать» вряд ли возможно назвать гимном революции. В поэме нет ни героического пафоса, ни революционной романтики, ни положительных героев. Стиль поэмы — во многом иронический. По выражению критика Виктора Шкловского, «частушечный» и даже «блатной». Это никак не похоже на пропаганду революционных идей и оправдание красного террора.

«Двенадцать» — парадоксальная поэма. Пытаясь осмыслить революцию, Блок не прославляет и не проклинает её, изображая происходящее со смесью юмора и ужаса.

Что видеть в этих строках — злую издёвку или искреннюю революционную романтику — каждый читатель решает для себя сам. Вероятнее всего, обе эти трактовки — неоправданное упрощение. Сам Блок говорил об этом так: «Те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы».

Оформление читательского дневника

Для читательского дневника необходимо выделить обычную тетрадь, в которой и будут вестись записи. Заполнение дневника происходит следующим образом:

  • Указываются инициалы автора произведения (фамилия, имя, отчество)
  • Указывается название произведения
  • Указываются годы создания произведения
  • Указывается жанр произведения
  • Записывается краткий сюжет (имена главных героев, основные события, влияющие на ход произведения)
  • Отзыв (в конце необходимо написать свое мнение о книги, указать, какие важные вопросы поднимает автор в своем произведение, что он хотел донести до читателя)

В начальных классах читательский дневник может содержать только основные факты, но с возрастом, когда ребенок учится лучше формулировать свои мысли, объем записей может увеличиваться

Приведем пример заполнения читательского дневника на произведении А. С. Пушкина «Дубровский»:

4. Разбойничий роман

5. Молодой дворянин Владимир Дубровский после смерти своего отца мечтает отомстить соседу Троекурову, который и стал причиной скорой кончины старика. Вместе с бандой своих бывших крестьян он поджигает свое поместье (чтобы оно не досталось Троекурову) и уходит в леса. Он становится благородным разбойником, который грабит только богатых. Чтобы отомстить своему врагу, он выдает себя француза и устраивается в дом к Троекурову, где он влюбляется в его дочь Машу. Ради девушки он готов простить своего врага, но тот выдает ее замуж за состоятельного пожилого помещика.

6. Мне понравился этот роман. Его очень интересно читать из-за приключений главного героя. Я считаю Владимира Дубровского честным и любящим человеком, так как ради своей возлюбленной он готов был отказаться от мести своему кровному врагу.

Рис. 1. Владимир Дубровский.

Описание персонажей

Невзирая на то, что это поэма, в ней немного героев. Но образ всех персонажей важен для понимания сути и авторского мнения:

  1. Двенадцать — отряд красноармейцев, патрулирующих Петроград. Это бывшие солдаты, они являются представителями бедных семей, когда их родители сутками пропадали на заводах, работая за копейки. Писатель демонстративно обезличил их, чтобы придать символический подтекст. Это — не люди, а только революционная сила и вырвавшаяся ярость.
  2. Петруха — один из солдат, который утратил любовь Катьки и расправился с ней за это. Так Блок хотел показать переход человека из прошлого в будущее. Он еще не полностью определился, не привык убивать, не влился полноценно в коллектив, потому остальные упрекают Петруху в мягкотелости. Автор описывает, насколько легко заставить обычного человека стать безликим механизмом новой установившейся системы. Стоит остальным высмеять его, он тут же начинает подстраиваться под них.
  3. Иисус. Этот образ описан фразой: «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». Для писателя разрушение гнилого мира — благочестивое дело. Когда-то Христос также был революционером, он выступал против старых устоев, он предводитель борцов против «кесарей».
  4. Катька — бывшая девушка Петрухи. Пока любимый рисковал на фронте, она была содержанкой у дворян, а в тяжелые времена не чурается обычного жандарма. О ней писатель говорит с пренебрежительностью. Ее образ — воплощение блудницы, в которую Христос предлагал кинуть камень лишь тем, кто без греха. Иисус спас женщину, но в произведении ее никто не выручил. Это объясняется простой логикой, для этой девушки нет места в новом будущем. Ее смерть обозначает следующий этап в общественном развитии.
  5. Ванька — бывший товарищ солдат, перешедший на вражескую сторону. Образ современного Иуды, продавшего друзей, устроившись жандармом. Он, как и библейский предатель, смог избежать наказания за грех.
  6. Буржуй — человек, который закутался в воротник своего пальто и предрекает гибель страны. Он является образом прошедшего времени, рухнувшего под давлением нового.
  7. Старуха — она сокрушается из-за траты полотна на знамена. Она олицетворяет меркантильность прошедшей эпохи. В обновленном обществе не жалко тряпок на идею, намного важнее дух, а не материя.

Последние годы жизни поэта

В заключение можно отметить некоторые черты в личности Блока:

  • он чутко и искренне любил свою родину;
  • считал себя наследником русской литературы;
  • был приверженцем нового и прогрессивного.

После свершения революции Советское правительство всё чаще и чаще использовало имя поэта для пропаганды своих идей. Постоянные выступления и заседания в комиссиях повлияли на состояние здоровья Блока. К 1921 г. у Блока уже появились проблемы с сердцем, сосудистой системой и симптомы астмы, но он продолжает выступать в Доме писателей со своей известной статьёй «О назначении поэта».

Максим Горький подал ходатайство в высшую коллегию о том, чтобы Блоку было предоставлено лечение в Финляндии. Но Владимиру Ильичу Ленину сообщили, что Блок может не вернуться из-за границы, и поэтому было отменено разрешение на выдачу ему визы. В этот период из эмиграции в Россию не вернулись Сергей Рахманинов, Марина Цветаева и многие другие деятели культуры.

https://youtube.com/watch?v=JUgrEqaK0j8

Из-за отсутствия необходимого лечения Блок скончался 7 августа 1921 г. по причине остановки сердца. По Петербургу распространились слухи, что из-за боязни уничтожения своих рукописей Блок якобы сошёл с ума перед смертью. Но в краткой биографии поэта об этом не было ничего сказано. Свидетели смерти Александра Блока утверждали, что он отошёл в мир иной в здравом рассудке и сознании. По прошествии множества лет в его усадьбе под Москвой в Шахматово был создан музей, посвящённый жизни и творчеству великого поэта Серебряного века, который обогатил русскую литературу своим поэтическим творчеством.

Пересказ для читательского дневника

Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:

  1. Падчерица встречает в лесу солдата.
  2. Приказ королевы о подснежниках.
  3. Мачеха отправляет девушку в лес.
  4. Встреча с двенадцатью месяцами.
  5. Необычные подарки от братьев-месяцев.
  6. Поход за земляникой.
  7. Чудесные превращения злых героев в собак.
  8. Богатые подарки для главной героини.

Время создания произведения. Тема, проблема, идея поэмы

Поэма «Двенадцать» написана А. Блоком в январе 1918 года, всего через два месяца после Октябрьской революции. Работа была завершена за несколько дней, на доработку стихотворения ушёл всего месяц.

Тема стихотворения «Двенадцать» не типична для Блока и очень специфична. А. Блок был идеалистом. После событий 1917 года, переломного в творчестве поэта, поэт осознал, что действительность более грубая и жестокая, чем его идеализированные представления о ней. Благодаря столь болезненной встрече с действительностью поэт стал работать совершенно по-новому, его произведения выразили напряжение в его восприимчивом сознании.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Анализ курсов поэмы «Двенадцать» (1918) А. Блок 470 руб.
  • Абстрактный анализ стихотворения «Двенадцать» (1918) А. Блок 260 руб.
  • Анализ экспертизы стихотворения «Двенадцать» (1918) А. Блок 240 руб.

Получите выполненную работу или получите консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Основная тема произведения — тема революции.

Наблюдение 1

В понимании поэта переворот — разрушительный элемент, о чем свидетельствуют образы вьюги и ветра.

Представители старого мира оказались лишними в новом мире, они спешат и не находят покоя. «Буржуа» в стихотворении сравнивают с лысой бездомной собакой. Гроза лишила этих людей имени, местонахождения и укрытия, они разлетелись как снежинки. Анархический характер идеологии двенадцати и их действий подчеркивает неконтролируемую и необузданную энергию, стихийность социального движения революции.

Помимо темы революции, Блок поднимает тему мести и невежества. Тема мести в опере раскрывается в действиях отстраненности, напоминающих старые партитуры с Катькой и Ванькой. Насилие продиктовано личными причинами негодования и ревности.

Тема невежества прослеживается до уровня стиля произведения, вобравшего в себя уличный жаргон, песни воров и частицы фольклора.

Нужен совет учителя по связанной теме? Задайте вопрос учителю и получите ответ за 15 минут! Задайте вопрос

Аргумент стихотворения драматически отражает социальные катаклизмы той эпохи. Стихотворение затрагивает такие темы, как:

  • Аморализм
  • Смерть старого мира
  • Проблема нигилизма
  • Бедность, запустение страны.

Проблема безнравственности раскрывается в убийстве Катьки, в равнодушном отношении к убийству двенадцати. Герои поэмы враждебны традиционной морали и сознательно ей противостоят. Убийство Катьки можно интерпретировать следующим образом. В первой интерпретации Катька — символ порока, который двенадцать искореняют. Во второй интерпретации смерть Кати символизирует первую кровь невинной жертвы. Это мрачное пророчество о следующей кровопролитной войне, в которой пострадают тысячи невинных людей.

Символы старого мира — буржуазия, дама в каракуле, Ванька. Эти персонажи жестоко преследуются. Бабушка — символ старого мира, вышедшего из моды.

Поэзия Блока — глубочайшая интерпретация действительности. Здесь отражены реальные события. Основная идея поэмы состоит в том, что Блок высказал свои взгляды на сущность культуры и цивилизации, на историю.

Вариант 2

Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет. Собственно вся канва повествования подводит читателя к известным строчкам кульминации, когда позади 12 шелудивый пес прежнего мира, а впереди Христос как символ мира нового, чистого.

Ницше описывал человека как канат от животного к сверхчеловеку, растянутый над пропастью. У Блока мы видим похожую конструкцию, эти 12 и являются тем самым канатом, который висит над пропастью, над бездной

Подтверждение этому факту мы снова видим у Ницше: «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель»

Герои поэмы, которые олицетворяют собой весь революционный народ, голытьбу и прочий низкий люд, являются этим переходом, они как таковые не заслуживают сочувствия, Блок подчеркивает наступившее безбожие, отсутствие моральных устоев. Тем не менее, именно они символически по числу апостолов являются предтечами новой эры, новой веры, новой правды. На руинах прежней Руси создается нечто иное, другое, настоящее.

Поэт представляет типичных фигур из прежней Руси: старушка, которая сетует о плакате, «невеселый товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель, вития». Также характерна фигура буржуя, который пару раз упоминается как типичный представитель своего времени и шелудивого пса, который прячется за буржуем как старый мир. Они представляют собой типажи, которые утратили подлинность, изжили себя.

Теперь на свободу вырвалась народная революционная стихия. Они «идут без имени святого» и «ко всему готовы». Этот факт подчеркивается в поэме описанием зверств совершаемых двенадцатью и Петькой в частности.

Они не понимают, кто идет перед ними, и могут только выстрелить вперед, окликать, но в ответ получают только смех, который метелью носится по всей поэме. Этот смех суровый, смех стихии, которая является значительно большим чем сами 12. Подтверждается сам факт роли людей в процессе революции, которые представляют собой не более чем канат над пропастью, только переход и не более того.

Блок противопоставляет противоположности с самого начала. Вечер у него черный, как дела героев поэмы, но снег белый, в том числе и снег всеохватывающей метели. Этот белый снег и есть символ новой истины, которая больше всего прежнего и представляет собой цель всего действа.

Суть названия

Смысл названия поэмы «Двенадцать» можно толковать по-разному. В первую очередь, число «12» — это количество красноармейцев, патрулировавших Петроград. По воспоминаниям участников тех событий можно удостовериться, что по улицам города на самом деле ходили именно двенадцать солдат.

Также заглавие иногда связывают с поэмой Некрасова, в которой основными персонажами были двенадцать разбойников. В этом плане Блок сравнил красноармейцев с мстительными героями, сеющими вокруг только разруху. Но их главарь Кудеяр через время становится на путь истинный и прощается Господом за все прегрешения, когда убил пана Глуховского — губителя обычных людей, не раскаявшегося в злодеяниях. Вероятно, отряд из двенадцати — это потомки Кудеяра, сбросившие рабские кандалы и получившие от Бога индульгенцию, а поэтому солдат ведет Христос.

Но в заглавии также прослеживается неоднозначная позиция писателя. «12» обозначает не только число красноармейцев и разбойников, но и количество библейских апостолов. В конце произведения возникает образ Иисуса. Как считал писатель, революция позволит воскресить Россию, духовно ее преобразить.

Композиция

Поэма состоит из двенадцати глав, так автор подчеркивает значимость этого числа, его символичность. Композиция произведения кольцевая: всё начинается с пейзажа города и заканчивается им, причем автор противопоставляет начальное темное и мрачное описание города светлому и многообещающему окончанию. Важную роль в поэме играет её ритмичность и музыкальность, автор передает не только события, но и звуки революции. Для этого А.А.Блок также использует особый колорит. Основными цветами поэмы являются черный, белый и красный. Черный — тьма, в которую погружена страна. Красный — цвет революции. Белый — свет, надежда на воскрешение.

Особенности композиции

Произведение состоит из 12 глав, каждая изображает отдельную часть мозаики, в которой читатель угадывает черты Петрограда, багряного от крови. Все композиционные элементы стандартные:

  1. Экспозиция. Начинается в первой главе, где писатель рисует ситуацию в послереволюционном снежном Петрограде. Везде слышны проклятья и крики, убийства считаются обычным явлением. Здесь же читатель знакомится с основными персонажами поэмы — с двенадцатью красноармейцами.
  2. Завязка. Красноармейцы вспомнили Катьку — бывшую возлюбленную одного из солдат, и изменника-Ваньку, перешедшего в жандармы. Они считают их предателями, хотят с ними расправиться.
  3. Развитие конфликта. Затем описывается история красноармейцев, которые хлебнули горя, но сейчас хотят отомстить.
  4. Кульминация. Красноармейцы повстречали Катьку и Ваньку, начинается стрельба. Девушка умирает, а юноша убегает. Писатель хотел показать этим все происходящее сумасшествие — люди спокойно убивали остальных в желании отомстить.
  5. Развязка. Описываются переживания Петрухи, который сделал выстрел. Он решает посвятить себя революционной борьбе, потому ему нужно пойти против нравственных ценностей прошлого.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: