Бианки «плавунчик»

Виталий бианкирассказы о природе

«Одинец» очень краткое содержание

Виталий Бианки «Одинец» краткое содержание для читательского дневника:

Одинец – это очень гордый, смелый, очень грозный лось. В нём живёт дух свободы. Жители деревни относятся к нему с уважением и любовью, а животные боятся его. Одинец живёт один.

Как-то раз один заезжий студент, хвастаясь своей меткостью, решил подстрелить на охоте Одинца одним метким выстрелом. Выслеживал его. Этот лось даже покалечил его ногу. Но когда представился случай убить его, студент отпустил животное.

Ружьё дало осечку. И студент был даже рад этому, потому что он и сам начал восторгаться этим лосем, начал восторгаться мудростью лося, восторгаться его смелостью. И студент стоял и улыбался, и радовался тому, что Одинец ушёл от погони.

Студент понял, что Одинец навсегда останется непокорённым и свободным животным.

Главная мысль:

Человек царь природы, но он должен беречь и приумножать её богатства. Если мы будем убивать всё живое, то погубим себя. Животные тоже наделены разумом, различным, как у людей.

Это интересно: Рассказ «Оранжевое горлышко» Виталия Бианки был написан в 1928 году. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Оранжевое горлышко». В нем автор наделяет птиц благородством и мудростью, которых часто не хватает людям.

Дядя Серёжа

Дядя Серёжа очень этому зайчонку обрадовался. Вот почему: у него, у дяди Серёжи, не так давно ощенилась дворовая собака по кличке Клеопарда. Щенят всех он ещё раньше знакомым своим обещал. А как их у матери отнимешь? И без того злющая Клеопарда — совсем с ума сойдёт, на всех начнёт кидаться. Дядя Серёжа и придумал зайчонка ей вместо щенят подложить, чтобы не скучала, не лютовала» Так и сделал.

Щенята в ящике сидели. Он их оттуда взял, когда матери не было, а на их место зайчонка положил.

Клеопарда пришла — щенят нет, а сидит в ящике малая зверюшка и её собачьим запахом пахнет: в ящике-то всё с её запахом.

Она и не тронула зайчонка, своим признала. Утешилась им. Кости ему стала таскать, лучшие куски мяса. От такой пищи зайчонок живо бы ножки протянул, да дядя Серёжа кормил его молоком и капустой. Так и не научила Клеопарда своего приёмыша кости глодать и мясо есть — её собачью пищу. Зато научила своей собачьей храбрости.

Клеопарда была отличным сторожем и к хозяйскому дому никого не допускала — ни чужого человека, ни собак. С таким злобным видом вылетала им навстречу, что редкая собака не подожмёт хвоста и не пустится наутёк, не дожидаясь, пока эта серая злюка сшибёт с ног. Ростом она была с волчицу.

Зайчонок взрослел быстро. Зайчихи своих детей и двух недель не кормят. По-заячьему, двухнедельный зайчонок уже «большим» считается и должен сам себе разные вкусные травки разыскивать и прятаться от собак.

Этот зайчонок, хоть ещё махонький, живо из ящика выскочил и бегал по всему двору за своей названой матерью. И во всём ей, как обезьянка, подражал. Клеопарда с места — и он за ней. Она на собаку — и он тоже. Она куснёт — и он старается куснуть собаку. А зубы у него передние — видели зайцев? — длинные, острые, ветки перегрызают. Как куснёт, — из собаки шерсть летит! Собаке не до него: только бы от Клеопарды отбиться. Он, зайчонок, и потерял всякий страх перед собаками. Как где увидит, так и несётся навстречу — кусаться. Храбрей волчонка стал. Соседские собаки все его боялись.

Да вот раз забрёл на двор к дяде Серёже какой-то дальний щенок, который ни Клеопарды не знал, ни храброго её сынишку.

Клеопарды тут не случилось поблизости, а зайчонок её, напившись молочка, спал на сене под ящиком.

Щенок подбежал к ящику, — зайчишка. И кинулся на него.

Собака, конечно, не то, что заяц. Если по-заячьи двухнедельный зайчонок уже «большим» считается, то у трёхнедельной собачонки ещё только глаза прорезаются. Она и в три месяца считается щенком.

Этому щенку месяца четыре уже стукнуло от роду, и он был ещё совсем глупый. Очень хотелось ему зайца поймать. А как за дело взяться толком, он не знал — не приходилось ему ещё на охоте бывать.

Он прыгнул на зайчонка и хвать его зубами за бочок! Надо бы за шиворот или ещё как, а он за бок.

Ну, конечно, шерсти клок выдрал порядочный, плешинку на боку сделал, — а удержать не мог. Зайчонок как вскочит, как махнёт с перепугу через ящик — только его щенок и видел! А тут ещё Клеопарда прибежала, — пришлось щенку поскорей убираться со двора подобру-поздорову.

Клеопарда своему зайчонку рану зализала. Известно ведь: собачий язык — лучше всякого лекарства, и раны залечивает превосходно. Но зайчонок после этого случая жить на дворе у дяди Серёжи больше не захотел. Ночью пролез сквозь забор — и в лес.

Жанр, композиционные основы

Для рассказа характерны все признаки образцов этого жанра. К числу самых ярких признаков стоит отнести небольшое число сюжетных линий. Делая анализ «Певцов» Тургенева, можно выделить только один основной сюжет без разностороннего развития. Второй признак — это ограниченное количество персонажей (всего девять героев). И последняя характерная особенность — это две решаемые проблемы.

Автор ставил перед собой конкретную задачу — создать реалистичную картинку жизни русского народа. В рассказе можно увидеть такие композиционные основы:

  • живописные описания природы;
  • раскрытие особенностей жизни простых людей, что было присуще работам представителей натуральной школы;
  • рассмотрение образов персонажей через глубокий психологизм.

Постепенно автор переходит к завязке сюжета. Рассказчик направляется в село, где все твердят о грядущем соревновании певцов. Борцом за звание становится рядчик и Яшка-Турок. Сельский гость заинтересован в таком мероприятии, поэтому отправляется туда, чтобы послушать конкурсантов.

Основная часть рассказывает читателю о приготовлениях к соревнованиям. Сюжет пестрит второстепенными персонажами, сидящими в кабаке, предвкушая необычное представление. В это время начинает выступать рядчик. Кульминационный момент наступает после исполнения песни Яшки. Именно он побеждает в состязании. Развязка уводит рассказчика из питейного заведения и села Колотовка.

Такая композиционная основа дает четкое представление о том, что события происходят всего за один день. Утром автор приходит в селение, солнце палит, лучи светят в глаза. Отправляется в обратный путь он прохладным вечером. Тема произведения и сюжет мало раскрываются писателем, так как большая часть текста уделена личностным характеристикам героев, живописности природы.

Почему птицы улетают в теплые края

Интересно будет детям узнать и причины отлета пернатых. Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут найти пропитание, ведь лягушек и рыбу им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.

Птицы могут выстраиваться:

  • прямым фронтом,
  • скученной стаей,
  • косяком,
  • клином.

Перелет пернатых клином или другой фигурой имеет особое значение. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Лидер группы показывает дорогу и, рассекая воздух, помогает слабым в полете.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы не выбиться из сил и не сбиться с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие. 

Летящие птицы — видео

Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид семейства пернатых по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более точен в прогнозах, чем средства массовой информации. Они всегда точно знают, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Организм пернатых тоже готовится к длительным маршрутам. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

Интересные темы

  • 12 подвигов Геракла Гера ревновала своего мужа к Алкмене, поэтому ненавидела незаконнорожденного Геракла. Когда Гера узнала, что Геракл счастлив
  • Некрасов — Кому на Руси жить хорошо Однажды на столбовой дороге встречаются семь мужиков. Они бывшие крепостные родом из деревень Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка.
  • Андерсен — Свинопас Как-то раз надумал один очень бедный принц жениться на дочери императора. Решил принц своей возлюбленной преподнести подарок. На могиле его отца рос самый прекрасный куст розы невиданной крас
  • Толстой Лев Известный русский классик Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в усадьбе Ясная Поляна. Когда будущему писателю было 1,5 года, у него умерла мать, и воспитанием ребенка занялся немец

Критика

Толстой написал рассказ «Свечка» на основе услышанной им однажды истории об ужасной смерти приказчика. Изначально рассказ предполагал концовку, в которой приказчик умирает по нелепой случайности (это и есть наиболее распространённая версия произведения). Однако такой финал показался товарищам писателя, а также литературному критику Н.Н. Страхову, неуместным. Дело в том, что трагическая смерть должностного лица могла не пройти цензуру того времени. Более того, как писал близкий друг и редактор произведений Толстого В.Г. Чертков, завершение рассказа противоречило всему его содержанию. Приказчик, осознавший и принявший свою ошибку, едет на примирение с крестьянами, но всё равно умирает. Подобная несправедливость, неразрешённость проблемы оставляет читателя в недоумении.

Именно В.Г. Чертков предложил Толстому написать иную версию финала рассказа. Мужчина предоставил писателю две редакции рассказа: одна была составлена А.М. Калмыковой (сотрудницей журнала «Посредник», в котором работал Толстой на момент написания рассказа), другая — самим Чертковым по материалам как Толстого, так и Калмыковой. Несмотря на настойчивость Черткова и наличие нескольких вариантов, писатель не смог изменить финал произведения. Лишь позднее он напишет вариант рассказа с иным окончанием, и тогда «Свечка» продолжит своё существование в виде двух разных редакций.

Рассказ был опубликован в 1886 году в «Книжках недели», а затем в журнале «Посредник» под названием «Свечка или как добрый мужик пересилил злого приказчика».

Очень краткий пересказ рассказа «Певцы»

Барин, возвращаясь с охоты, проходил через село, в котором был кабак. Он узнал, что там будет спор между городским рядчиком и местным работягой о том, кто лучше поет

В ходе мероприятия рассказчик обратил внимание на местных посетителей, некоторые из них особо привлекали его внимание

Первым выступал по жребию городской рядчик, все были очарованы его пением. Потом запел Яшка-Турок, и потряс всех своим чувственным исполнением до глубины души, настолько, что все начали плакать, а кто-то и вовсе зарыдал. Рядчик ретировался из кабака, проиграв Яшке порцию пива, а в заведении продолжилось веселье.

Рассказчик решил уйти из кабака, так как не хотел испортить впечатление от увиденного, отправился на сеновал, чтобы переждать жару и продолжить путь домой. Когда он просыпается, то видит, что в кабаке все еще продолжается гуляние, и Яшка уже сильно пьяный что-то еще поет хриплым голосом в неприглядном виде. Барин продолжает путь и слышит, как вдалеке мальчишеский голос настойчиво и протяжно зовет Андропку.

Глиммингемский замок — освобождение города от крыс

Именно здесь «одна палочка и девять дырочек» — то есть дудочка с 9 отверстиями — истребили целое крысиное войско благодаря Нильсу.

Крысы завелись в Глиммингеме не из-за прихоти автора. В период написания «Нильса» здесь уже несколько веков было зернохранилище. Глиммингем расположен на территории, которую долгое время оспаривали Швеция и Дания. Сейчас замок принадлежит Швеции, но построили его в начале XVI века на датской земле. После завершения строительства военные действия вынудили владельцев, датский род Розенкранц, покинуть родовое гнездо. Вскоре территория Сконе вместе с замком отошли к Швеции, и замок решили сделать зернохранилищем (после нескольких неудачных попыток вовсе снести).

Глимингемский замок. Фото: Wikimedia / Jorchr

Сегодня в Глиммингеме находится музей средневекового быта и культуры. А рядом с замком регулярно проводятся исторические реконструкции и летний фестиваль «Загадочные и жуткие истории».

События в трактире

Путешествуя по России, рассказчик встречает на своем пути совершенно разных людей. В этот раз мужчина решает остановиться в маленьком трактире. Его владелец довольно неразговорчив, однако хорошо понимает толк в постоянном развлечении многочисленных гостей. Ему помогала супруга, которая была строгой женщиной. Ее боялись многие местные пьяницы и маленькие дети.

Были в трактире и другие гости. Обалдуй являлся постоянным посетителем и любящим погулять холостяком. Вечно угрюмый на внешний вид Дикий барин часто беседовал с интересным Моргачем, который раньше работал кучером, но ушел в загул и сбежал от помещика. Однако нагулявшись, снова к нему возвратился. Мужчина очень хорошо трудился и дослужился до приказчика. После того как барин погиб, он стал свободным и начал неплохо зарабатывать.

В этом трактире рассказчик попал на соревнование местных певцов. Этот конкурс был очень важным для посетителей, что было видно по их настрою. Участвовали лишь профессиональные исполнители, которые пели так, что воображение начинало буйно играть красками. Победил в конкурсе парень Яшка. Он был сыном турецкой подданной, которую когда-то взяли в плен. Мужчина был сильно истощен, поэтому стало непонятно, где он находил силы, чтобы громко и чувственно петь.

Возможно, что такую манеру исполнения передала ему мама. Он с раннего детства слушал ее пение и постоянно подражал ей. Рассказчик видел, что как только парень начинал песню, то на глазах посетителей появлялись слезы от сильного переизбытка чувств. При пении Яшки даже суровые мужчины начинали плакать словно малые дети.

Февраль

В феврале закапало с крыш. Зинька обрадовалась, что холода отступили, но Старый воробей ее радость пресек, предупредив, что морозы еще будут. Полетела синичка в лес, полакомиться насекомыми, да новости узнать. Лесная мышь рассказала историю о том, как она провалилась в берлогу к медведице с медвежатами. Лесной красавец дятел пустил Зиньку к себе в дупло, когда началась вьюга. Поутру лес было не узнать. Все покрыло снегом. Синичка удивилась, узнав, что заяц беляк любит такую погоду. Снег заметает его следы и хищникам его не найти. Старый Воробей велел запомнить, что февраль месяц вьюг и метелей. В феврале волки лютые, а у медведицы в это время рождаются медвежата.

Художественное своеобразие

Дикая утка, «самая важная персона на чердаке» – полноценная героиня драмы. Это символ, с которым зритель должен ассоциировать девочку: «Это ведь настоящая дикая птица. И ее жалко. Ей не с кем водиться, бедняжке… У нее нет семьи, как у кроликов… А она совсем одинока, разлучена со всеми своими. И вообще над ней точно тайна какая: никто ее не знает, никто не ведает, откуда она».

Гина говорит, что с уткой возятся, «как с прынцессой».

Особенность диких уток в том, что, когда их ранят, они ныряют в водоросли и тину, чтобы умереть в глубине и мраке. Утку может вытащить только охотничья собака. Так было и с данной дикой уткой, которую ранил в крыло Верне.

Другие герои тоже находят много общего у себя с дикой уткой. Грегерс считает. Что Ялмар, подобно дикой утке, нырнул на дно и увяз в водорослях и тине: «Ты увяз в гнилом болоте, Ялмар, заразился миазмами и нырнул на дно, чтобы умереть во мраке». Сам Ялмар считает, что у него и у отца перебиты крылья, как у дикой утки.

Один из символических образов драмы – гниль, которая, по мнению Грегерса, окутывает всю семью Ялмара, полную тайн и лжи. Но это Грегерс приносит в их счастливую семью, не лишённую, как каждая семья, трудностей, живущую в блаженном неведенье, гниль, в конце концов разрушившую хрупкое благополучие.

  • «Пер Гюнт», анализ пьесы Ибсена

  • «Кукольный дом», анализ пьесы Ибсена

  • «Враг народа», анализ пьесы Ибсена

По писателю: Ибсен Генрик

Места обитания

Как правило, эти птицы обитают недалеко от водоемов или мест с высокой влажностью: озера, реки, мокрые луга. Например, серый гусь выбрал для жизни регион, именуемый Причерноморьем. Гуменник предпочитает обитать в тундре и тайге Евразии.

Канадская казарка облюбовала территорию Соединенных Штатов Америки. Белый же гусь в большинстве случаев предпочитает тундру. Сухоносу будет по вкусу восточная Азия, а вот горного гуся можно встретить практически повсеместно, но больше всего этих животных находиться в киргизских лесах. Писколька встречается в лесотундре нашей страны, а на Аляске водится белошей. Черная и краснозобая казарки преимущественно обитают в тундре (территория Сибири и Евразии соответственно).

Поскольку данные птицы представлены огромным разнообразием различных видов, существует великое множество мест, где можно встретить того или иного представителя этих утиных.

Период зимовки для большинства видов наступает с середины или начала осени. Для этой цели птицы выбирают теплые южные края, где можно будет спокойно переждать суровые морозы тайги и тундры. Некоторые виды предпочитают Каспийское или Тихоокеанское побережья, а некоторые даже долетают до Китая и Японии в поисках тепла. Весной птицы снова вернутся к привычным местам, чтобы обзавестись потомством, и жизненный цикл водоплавающих птиц повторится вновь.

Дикие гуси

Мой хитрый сынишка: Приказ на снегу читать

Пообещал я как-то сынишке взять его с собой на охоту — тропить зайцев. И с тех пор не стало мне покоя. Каждое утро, чуть свет, сынишка врывается ко мне:— Вставай! Сегодня пойдём? Погода хорошая.Ему на охоту идти погода всегда хорошая. А зверя тропить, то есть разыскивать по следам, — не всякий день удобно. След разный бывает, смотря по погоде.Я откажусь идти, а сынишка хныкать:— Опять не хочешь! Ведь откладываем да откладываем… Когда же наконец пойдём?И придумал я военную хитрость.— Слушай, — говорю, — мою команду!Он сразу руки по швам.— Есть, — говорит.— Ну вот: зря меня больше не буди. Утром, как встанешь, первым делом беги в садик. Там на снегу прочтёшь мой приказ — выходить в поход или нет.

— Есть, — говорит, — выходить утром в сад.Он лёг спать, а я взял палку и вышел из дому.Дом у нас с палисадничком. Зимой в палисаднике никто не ходит. Снег там как выпадет, так и лежит нетронутый. Я просунул палку сквозь забор и написал на снегу печатными буквами — сынишка у меня ещё маленький, только по-печатному разбирает:СЕГОДНЯ НЕ БУДИТЬ!В ту ночь я выспался хорошо: сынишка не пришёл будить меня спозаранку. Я встал, оделся и посмотрел в окно. Моё окно выходит как раз в палисадник, и моя надпись видна мне прямо из комнаты. Утро было серенькое, безветренное, тёплое: градусник за окном показывал чуть-чуть выше нуля. Снег не блестел, казался грязноватым, как плохой мел. Тусклым, скучным лежал мой приказ на снегу.Я порадовался своей выдумке: ведь по этой надписи мне каждый день будет видно, какие изменения происходят и со следами в поле.Стенки букв подтаивали, буквы расплывались, как на промокашке. В такой хмурый день свежие следы быстро расплываются, а прежние следы кажутся одинаково старыми.Я спокойно сел за работу.На второй день опять не пришёл будить меня сынишка.Утро было солнечное; ещё с ночи завернул такой мороз, что снег стал, как пастила: сверху подсохла толстая корка — наст. По нему не только лёгкий зайчишка — волк и тот не провалится. И следа никакого не оставит — разве кой-где когтями царапнет. Надпись моя казалась нацарапанной ножом по льду. Стенки букв сверкали, как срезанный металл. Ямки наполнились мёрзлой крупкой. В такую погоду найдёшь одни старые следы, новых нет.И третий день не принёс ничего хорошего.Опять был мороз да ещё с ветром — позёмкой. Сухой крупитчатый снег мело по земле — пудрило следы. Буквы точно кто столовой солью посыпал. Пойдёт заяц утром с поля, где кормился, — с жировки, — его следы сразу и припудрит.Как их отличишь от его вечерних следов?

Сынишка ходил насупленный, но молчал — приказ оставался в силе.Я поздно засиделся в ту ночь за работой. Лёг под утро.— Подъём! — вдруг кто-то крикнул мне в самое ухо, как бывало на военной службе. Но что-то больно уж тоненький голосок у дневального.Я с трудом открыл глаза.— Будись живо! — кричал сынишка. — Я уже чай пью.Я только глянул в окно — и сразу убедился, что он не напрасно меня поднял: на оконной раме, на заборе лежал толстый, пухлый, как вата, снег.Значит, перед рассветом выпала мёртвая пороша.Так называют охотники выпавший ночью густой снег — лучший помощник следопыта. Он начисто засыпает все старые следы. Утром в поле глазам охотника открывается мёртвая белая пелена. И только самые свежие — утренние — следы зверей чётко отпечатываются в новеньком рыхлом снегу.Я так заторопился на охоту, что забыл посмотреть на свою надпись. Да и ни к чему было: её, конечно, так же занесло, как и все старые следы.Зимой зайца трудно увидеть — не только белоснежного беляка, даже серого русака.Но только мы с сынишкой выехали за кладбище, сразу увидели след заячий.

Бинго

Бинго — сын невероятной храбрости пса, который, несмотря на свой размер, вступал в схватки с волками и выходил победителем. Свидетелем такой сцены стал рассказчик, который захотел купить пса Фрэнка, но его хозяин согласился продать лишь щенка. Его и назвали Бинго.

Из развлечений у Бинго поначалу было лишь загонять домой корову. Он рос странным псом, любившим волчью жизнь, убегал на много миль от дома, водился с шакалами, и одна из самок даже стала его возлюбленной. Вскоре хозяин отдал Бинго другому мужчине, но дружба их на этом не закончилась.

Рассказчик зарабатывал на жизнь убийством хищников, поэтому регулярно расставлял капканы, в которые попадали шакалы и волки. Волей случая, после убийства шакала, автор сам попал в капкан — ногой и рукой. До заветной отвертки не было шанса дотянуться. Его обступили шакалы. Он посчитал, что это справедливо — быть растерзанными теми, кому он сам постоянно расставлял капканы. Но тут на помощь прибежал старый пёс Бинго, отогнал шакалов и спас прежнего хозяина.

Вскоре Бинго, любивший лакомится падалью, отравился лошадью, в которую был запрятан яд для волков, и мучимый болью прибежал к прежнему хозяину умирать. Он нашёл собаку наутро уже мертвой. Вот такая вот история о связи между собакой и человеком.

Собрание сочинений. Том 1. Рассказы и сказки

Охотник всегда был первым разведчиком своего края. Кто знал родные места лучше охотника? Бродил ли он с ружьём или сидел с удочкой на берегу, — природа для него всегда становилась источником радости познания, радости раскрытия её больших и маленьких тайн, её богатств.

Ружьё и удочка охотника! Какая удивительно живая сила была заложена в них. Это они поднимали охотника и рыболова чуть свет. Вели в самые глухие лесные дебри, заставляли обшарить все хоженые и нехоженые места. Исследователем, следопытом, краеведом становился каждый настоящий охотник. И нередко именно по его следу шли потом учёные и путешественники.

Счастье тому, кто встречал на заре своей жизни такого бывалого охотника, мудреца и поэта, влюбленного в красоту родных лесов и полей, знающего сложную и многообразную жизнь животных.

Посидишь с ним в шалаше на утренней или вечерней зорьке, походишь по болотам, намокнешь под дождём, обсохнешь у костерка, и хоть сам-то, может, ещё и ничего не добудешь, но зато сколько увидишь, услышишь, узнаешь! И заронят эти встречи искру охотничьей страсти, а если в это же время займёшься ещё и наукой, тогда станешь не только охотником, а и натуралистом.

Совсем по-другому начнёшь смотреть на природу. Видеть и понимать её станешь лучше, зорче, правильнее. Так соединятся внутри человека охотник и учёный. И лес перестанет быть местом добычи, учёный будет здесь искать и находить ключи к её тайнам и богатствам.

А если проснётся при этом радостный дар владения художественным словом, станет тогда следопыт-натуралист поэтом родной природы. Ружьё утеряет для него свою привлекательную силу. Разве можно истреблять красоту живого мира! И поэт становится охотником за волшебным словом, о котором мечтал ещё в самом раннем детстве.

Так пришёл в советскую литературу Виталий Валентинович Бианки, и более тридцати пяти лет шёл он этой тропой охотника-следопыта-писателя.

«Растения и животные, леса и горы и моря, ветра, дожди, зори— весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами. Но мы ему не внемлем.

Только малые дети разговаривают с ним на своём языке, и непонятный лепет их сам звучит для нас как журчанье ручья, шелест леса, перекличка птиц. Детьми мы долго учимся языку взрослых. А когда наконец научаемся выражать свои мысли словами, уже не можем рассказать, о чём мы беседовали с цветами, птицами, облаками: забыли.

Так со всеми, кто не сохранил в душе ребёнка. Язык стихий, язык всего мира чужд им: они не понимают, да и не хотят понимать его.

Но много среди нас людей, и взрослыми не утративших связь со своим детством. Жадно внимают они голосам леса и моря, шуму ветра и пенью птиц.

И бессловесный их язык рождает в душе таких людей смутное воспоминание о том далёком времени, когда мы сами были землёй. И чем-то волнуют, чем-то сладки нам эти неясные, эти невыразимые воспоминания.

Не потому ли, что скоро опять забудем мы нашу человеческую речь — и превратимся в прах?

Мы не умеем рассказать об этих ощущениях другим людям.

И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребёнка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам — и всё, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш человеческий язык. И мы, люди, не утратившие любви к бессловесному миру, радуемся их рассказам, всё равно — в стихах они или в прозе, сказка это или строго реалистическая повесть. Эти люди — поэты.

В каждом поколении у каждого народа родятся поэты — люди, так же хорошо понимающие бессловесный язык стихий, как и немой язык человеческой души. И каждый из них может обратиться ко всем людям стихами поэтов уже минувших поколений:

  • Вы, кто любите природу —
  • Сумрак леса, шёпот листьев
  • В блеске солнечном долины,
  • Бурный ливень и метели,
  • И стремительные реки
  • В неприступных дебрях бора,
  • И в горах раскаты грома. .
  • Вам принёс я эти саги…»

Таким поэтом был и он сам.

  1  

Рассказы о животных

У Толстого есть очень трогательные рассказы. О смелом мальчике мы узнаем из следующей истории, которая называется «Котёнок». В одной семье жила кошка. На какое-то время она вдруг пропала. Когда дети — брат и сестра, нашли ее, то увидели, что кошка родила котят. Ребята взяли себе одного, стали ухаживать за маленьким созданием — кормить, поить.

Как-то они пошли гулять и взяли питомца с собой. Но вскоре дети забыли о нем. Вспомнили только тогда, когда малышу угрожала беда — на него с лаем неслись охотничьи собаки. Девочка испугалась и убежала, а мальчик кинулся защищать котенка. Он накрыл его своим телом и таким образом спас от собак, которых затем отозвал охотник.

В рассказе «Слон» мы узнаём о гигантском животном, живущем в Индии. Хозяин плохо с ним обращался — почти не кормил и заставлял много работать. Однажды животное не выдержало такого обхождения и раздавило мужчину, наступив на него ногой. Вместо прежнего слон выбрал в качестве хозяина мальчика — его сына.

Вот какие поучительные и интересные рассказы написал классик. Это лучшие произведения Льва Толстого для детей. Они помогут привить ребятам много полезных и важных качеств, научат лучше видеть и понимать окружающий мир.

В этой книге для семейного чтения собраны лучшие произведения Льва Николаевича Толстого, которые вот уже более века пользуются любовью и у малышей-дошкольников, и у требовательных подростков.

Главные герои рассказов — дети, «бедовые», «ловкие», и потому близкие современным мальчишкам и девчонкам. Книга учит любви — к человеку и ко всему, что его окружает: природе, животным, родной земле. Она добра и светла, как всё творчество гениального писателя.

Художники Надежда Лукина, Ирина и Александр Чукавины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: