Урок литературы в 6 классе «анализ стихотворения к.м. симонова «ты помнишь, алёша, дороги смленщины…»

Краткое содержание

Лирический герой обращается к возлюбленной. Он просит ждать его при любых обстоятельствах. Даже если будут идти дожди, мести снега, настанет жара. Если все вокруг перестанут надеяться, то ей все равно стоит верить в возвращение героя.

Стоит надеяться на возвращение в любых обстоятельствах. Даже если мама и сын забудут о нем. И пусть друзья посидят в своем кругу, выпьют вино за упокой души. Все равно героине стоит ждать возвращения любимого.

Лирический герой обещает вернуться. Он обманет любую смерть, всем назло выживет и придет обратно. Все скажут, что ему повезло, но это уже не будет иметь никакого значения.

Все произведения Симонова

Английское военное кладбище в Севастополе

Анкета дружбы — Константин Симонов

Атака

Барашек родился хмурым осенним днем

Безыменное поле

Бывает иногда мужчина

В домотканом, деревянном городке

В чужой земле и в городе чужом — Константин Симонов

Всю жизнь любил он рисовать войну

Генерал

Горят города по пути этих полчищ

Да, мы живем, не забывая

День рождения

До утра перед разлукой

Дом друзей

Друг-приятель — Константин Симонов

Дружба дружбой, а служба службой

Если бог нас своим могуществом

Если родилась красивой

Жди меня, и я вернусь

Жены

Жил да был человек осторожный

Золотые рыбки

Из дневника

Изгнанник

Как говорят, тебя я разлюбил

Когда на выжженном плато

Когда со мной страданьем

Кукла

Летаргия

Майор привез мальчишку на лафете

Малышка

Мальчик — К. Симонов

Мне хочется назвать тебя женой

Музыка

Мы не увидимся с тобой

Мы оба с тобою из племени

На час запомнив имена

Над сном монастыря девичьего

Над черным носом нашей субмарины

Напоминает море — море

Не сердитесь — к лучшему

Не той, что из сказок

Немец

Открытое письмо

Песня военных корреспондентов

Плюшевые волки, зайцы, погремушки

Полярная звезда

Поручик

Предчувствие любви страшнее

Пусть прокляну впоследствии

Родина

Самый первый — Константин Симонов

Самый храбрый

Сверчок

Свеча

Северная песня

Слава

Слепец

Слишком трудно писать

Словно смотришь в бинокль перевернутый

Смерть друга

Старик

Стекло тысячеверстной толщины

Сын

Сын артиллериста

Танк

Товарищ

Товарищи по оружию

Тоска — Константин Симонов

Тост, услышанный в Дагестане

Тот самый длинный день в году

Три стихотворения

Тринадцать лет, Кино в Рязани

Ты говорила мне люблю

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины

Тыловой госпиталь

У огня — Константин Симонов

Убей его (Если дорог тебе твой дом)

Улыбка

Умирают друзья, умирают

Фотография

Футон

Хибачи

Хозяйка дома

Цитаты

Часы дружбы

Через двадцать лет

Чтобы никогда не думала

Чужая душа — Константин Симонов

Я знаю, ты бежал в бою

Я много жил в гостиницах

Я не могу писать тебе стихов

Я не помню, сутки или десять

Я очень тоскую

Я пил за тебя под Одессой в землянке

Я помню двух девочек, город ночной

Я схоронил любовь и сам себя обрек

Я, верно, был упрямей всех — Константин Симонов

Я, перебрав весь год

Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь»

В стихотворении многократным образом – 11 раз – повторяется слово «жди», и это не просто просьба, это мольба. 7 раз в тексте употребляются однокоренные слова и словоформы: «ждавшим», «ожиданием», «ждать», «ждал», «ждёт», «ждут». Жди, и я вернусь, только очень жди – такая концентрация слова похожа на заклинание, стихотворение пропитано отчаянной надеждой. Кажется, будто солдат полностью доверил свою жизнь тому, кто остался дома.

Также, если делать анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь», можно заметить, что оно посвящено женщине. Но не матери или дочери, а возлюбленной жене или невесте. Солдат просит не забывать его ни в коем случае, даже когда у детей и матерей уже не осталось надежды, даже когда они пьют горькое вино за помин его души, он просит не поминать его вместе с ними, а продолжать верить и ждать

Ожидание одинаково важно и для тех, кто остался в тылу, и в первую очередь для самого солдата. Вера в бесконечную преданность вдохновляет его, придаёт уверенность, заставляет цепляться за жизнь и отодвигает на задний план страх смерти: «Не понять, не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня». Солдаты в бою тем и были живы, что осознавали, что дома их ждут, что им нельзя умирать, необходимо вернуться

Солдаты в бою тем и были живы, что осознавали, что дома их ждут, что им нельзя умирать, необходимо вернуться.

1418 дней, или около 4 лет, длилась Великая Отечественная война, 4 раза сменялись времена года: жёлтые дожди, снега и жара. За это время не потерять веру и дождаться бойца спустя столько времени – настоящий подвиг. Константин Симонов понимал это, именно поэтому стихотворение обращено не только к бойцам, но и ко всем, кто до последнего хранил в душе надежду, верил и ждал, несмотря ни на что, «всем смертям назло».

Сочинения

Война отразилась в сердце каждого человека болью и страданиями, и стала уроком для будущих поколений, а чтобы не забывались подвиги, до сих пор тема войны поднимается на уроках истории и литературы. Поднимали тему войны и писатели, особенно те, кому непосредственно пришлось столкнуться с тем ужасом, что несет с собой война. Одним из таких писателей был Симонов. Ему также пришлось пойти на фронт, он также рисковал своей жизнью ради свободы и независимости своей Отчизны. Много раз шальная пуля пролетала мимо, но он выжил и в этом, он уверен, помогла любовь его избранницы. Ей и посвятил свое стихотворение Симонов под названием Жди меня и я вернусь. Анализ этого стихотворения мы сегодня и сделаем.

Симонов Жди меня, и я вернусь…

Жди меня и я вернусь… писатель Константин Симонов написал в 1941 году, когда незадолго до повторной мобилизации, он приехал к другу в Москву. Там на даче в Переделкино и появилось на свет стихотворение, ставшее в последствии для солдат неким гимном, даже молитвой, которая помогала в битвах. Наверное в то время, у каждого солдата в блокноте был переписан данный стих и словами, взятыми из произведения, они обращались к своим родным и близким, когда писали им письма. Хотя, свою работу автор не сразу отдал в печать, ведь его он посвятил своей любимой избраннице Валентине Серовой, и считал, что оно слишком личное, чтобы представлять миру. Однако его знакомые настояли на том, чтобы стихотворение пошло в печать, ведь в нем очень нуждались сотни тысяч солдат и писатель согласился.

Анализ стихотворения Константина Симонова

Анализируя стихотворение Симонова, мы понимаем, что данная работа не обычная. Это настоящее послание, которое можно с легкостью причислить к любовной лирике. Каждая строчка — это обращение, которое может написать каждый солдат в письме к своей избраннице и Симонов написал. Он написал заклинание, призывая любимую ждать. Ждать и верить, что он вернется. Ждать даже в лютую зиму, в знойную жару, в любое время года. Писатель в стихе призывает женщину ждать даже тогда, когда все уже не будут верить в чудо, когда поднимут рюмки за упокой души. Нужно ждать, когда друзья устанут, когда уже всем надоест ждать.

В произведении Симонов призывает не отчаиваться, не терять надежду, верить до последнего, ведь именно эта вера помогает выживать и возвращаться домой каждому солдату. Именно ожиданием своим женщины спасают любимых от смерти. И как пишет писатель, он вернется всем смертям назло, потому что его умели ждать. И так должна поступать каждая женщина: ждать, верить, надеяться.

Текст песни Константин Симонов — Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..

Просмотров: 232
2 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным

На этой странице находится текст песни Константин Симонов — Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…, а также перевод песни и видео или клип.

Военные стихи А. Суркову Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! — И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась, Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих. Ты знаешь, наверное, все-таки Родина — Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил. Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела. Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик. Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые, Покуда идите, мы вас подождем. «Мы вас подождем!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождем!» — говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла. Читает — М.Ю. Квашнин ===================== Олигархи в Советской России. www.militarists.ru/?p=7814

Military verses A.

Surkov Do you remember, Alyosha, the Smolensk road, How were infinite, the evil rain As we carried the jug tired woman Pressing as children, Rain them to his chest, As the tears are wiped away by stealth, How to follow us whispered: — God save you! — And once again they called themselves soldier, As it happened in the old days of the great Russia.

Tears measured more frequently than miles, There was a path, on the hills hiding from the eyes: Village, villages, villages with a graveyard, As if they all converged Russia, As if for each Russian outskirts, Cross your hands shielding alive All the world come together, our ancestors prayed For those who believe in God are not his sons.

You know, probably, all the same homeland — Do not house the city where I lived festively, And these country roads that grandparents passed, From simple crosses of Russian graves.

I do not know about you, but I was with the village Road anguish from the village to the village, With the widow’s tears and a song woman ‘ For the first time in the war brought the country road.

Do you remember, Alyosha hut near Borisov, In the dead girl’s tearful cry, The gray-haired old woman in a plush salopchike, All in white, dressed as death, man. Well tell them what we could to comfort them? But woe realizing his womanish instinct, Do you remember the old woman said: — dear, As long as the walk, we’ll wait for you.

«We’ll wait for you!» — Told us pasture. «We’ll wait for you!» — Said the forest. You know, Alyosha, it seems to me at night, What’s behind me they are going to vote. According to Russian customs only conflagration On Russian soil will lay behind Before our eyes, comrades died, In Russian jerked his shirt over his chest. We bullets with you yet miluyut. But three times believing that life is whole, Anyway, I was proud of the most lovely, During the bitter land where I was born, Because her death bequeathed to me, What Russian mother gave birth to us to light, That, in seeing us fight, a Russian woman In Russian three times hugged me. Reads — MY Kvashnin =====================

Oligarchs in Soviet Russia. www.militarists.ru/?p=7814

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре любовного послания. Изначально оно предназначалось только для Валентины Серовой, поэтому строчки такие личные и чувственные. Лирический герой обращается к своей возлюбленной и делится с ней своими переживаниями.

Центральная тема стихотворения — великая сила любви. Только она способна помочь человеку пережить все испытания. Это чувство всегда оберегает людей и придает им сил.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Рассказ о том, как тяжело ждать любимых с фронта.
  2. Все перестают верить, что солдат вернется, даже родная мать.
  3. Награда за ожидание.

Текст отчасти напоминал молитву, и многие солдаты Красной армии пели его. Он стал для большинства гимном, способом поддержать боевой дух. Интересно то, что лирический герой призывает простить всех, включая друзей

Пусть никто его больше не ждет, важно, чтобы только любимая верила в возвращение.

При написании стихотворения Симонов использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает дожди желтыми, места дальними, а вино горьким;
  • метафоры — автор рассказывает, как метут снега и как ожидание спасет его;
  • анафора — повторение слова «жди» усиливает эмоциональную составляющую текста.

Стихотворение Симонова одно из самых пронзительных. Оно наполнено откровенными чувствами, переживаниями и мыслями. Именно поэтому оно стало таким популярным на фронте.

  • «Весна» А. Плещеева;

  • «Зимняя ночь» Б. Пастернака;

  • «Зимняя ночь в деревне» И. Никитина;

Анализ стихотворения Симонова «Жди меня, и я вернусь»

Война для Константина Симонова началась в 1939 году, когда он был направлен на Халхин-Гол в качестве корреспондента. Поэтому к тому моменту, как Германия напала на СССР, поэт уже имел представление о фронтовых буднях и не понаслышке знал, что очень скоро тысячи семей начнут получать похоронки.

Незадолго до повторной демобилизации, летом 1941 года, Симонов на несколько дней приехал в Москву и остановился на даче своего друга, писателя Льва Кассиля в Переделкино. Именно там было написано одно из самых известных стихотворений поэта «Жди меня, и я вернусь», которое вскоре облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой.

Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного летчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Звезда театра и любимица Сталина, она поначалу отвергала ухаживания Симонова, считая, что не вправе предавать память мужа, погибшего во время испытаний нового самолета. Однако война все расставила на свои места, изменив отношение не только к смерти, но и к самой жизни.

Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастливо со своей избранницей. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!».

Вера и любовь этой женщины является для поэта своеобразным талисманом, той невидимой защитой, которая оберегает его на фронте от шальных пуль. О том, что погибнуть можно совершенно случайно и даже по глупости, Симонов знает не понаслышке. В первые дни войны ему довелось оказаться в Белоруссии, где к тому времени шли ожесточенные бои, и поэт чуть не погиб под Могилевом, попав в немецкое окружение. Однако он убежден, что именно любовь женщины сможет уберечь его и многих других солдат от гибели. Любовь и вера в то, что с ним ничего не случится.

В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться. «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет», — просит поэт, отмечая, что не стоит поддаваться отчаянию и уговорам тех, кто советует забыть любимого человека. Даже если лучшие друзья уже пьют за помин его души, понимая, что чудес не бывает, и воскреснуть из мертвых никому не суждено.

Однако Симонов убежден, что он обязательно вернется к своей избраннице, что бы ни случилось, так как «среди огня ожиданием своим ты спасла меня». О том, чего им обоим это будет стоить, поэт предпочитает умолчать. Хотя прекрасно знает, что неизвестность наверняка прибавит новые морщины и седины в волосах тех женщин, которые ждут своих любимых. Но именно вера в то, что они когда-нибудь вернутся, дает им силы выжить в кровавой мясорубке, именуемой войной.

Поначалу Константин Симонов отказывался публиковать это стихотворение, считая его глубоко личным и не предназначенным для широкого круга читателей. Ведь лишь несколько близких друзей поэта были посвящены в его сердечную тайну. Однако именно они настояли на том, чтобы стихотворение «Жди меня, и я вернусь», в котором так нуждались тысячи солдат, стало достоянием общественности. Оно было опубликовано в декабре 1941 года, после чего уже ни Константин Симонов, ни Валентина Серова не считали нужным скрывать свои отношения. И их яркий роман стал еще одним доказательством того, что настоящая любовь способна творить чудеса.

Образный мир стихотворения

В стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» К.М. Симонов умело использует образы, чтобы передать мощную эмоциональную составляющую произведения.

Одним из центральных образов стихотворения является образ дорог, которые в прошлом связывали людей и сейчас остались только в памяти. Дороги символизируют время, которое не вернуть, но которое всегда остается с нами. Символические образы в произведении интегрируются в общую концепцию прошлого, когда герои проживали свою молодость и радость жизни на этих дорогах, но старея, они больше не могут наслаждаться этим.

Также стихотворение неразрывно связано с образом Смоленщины, которая становится местом, где люди живут и накапливают жизненный опыт. Смоленщина символизирует духовность, культуру, историю и национальную идентичность. Через образ Смоленщины автор умело передает глубокие чувства героев и их связь с местом, где они родились и выросли.

Наконец, образом, который вызывает наибольшую эмоциональную реакцию читателя, становится образ Алешиной матери. Этот образ символизирует эмоции, которые вызывает утрата близких и связанную с этим боль. Автор с помощью этого образа показывает, что жизнь не бывает легкой, и что смерть близких людей всегда оставляет огромную пустоту в сердцах тех, кто остался жив.

Анализ стихотворения Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «Землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.

Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае
. Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента. Самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала. Однако, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.

Отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты – традиционные деревенские кладбища, где покоятся участники многих войн. И у Симонова складывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые – те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы Россия была свободной страной.

Уже в первые месяцы войны, пройдя пыльными дорогами Смоленщины, поэт начинает осознавать, что родина для него – это не уютный мирок столичной квартиры, где он чувствует себя беззаботно и безопасно. Родина – это «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою
. Симонов видит, как гибнут его товарищи и понимает, что на войне это неизбежно. Но его поражает не столько смерть, сколько вера простых сельских женщин, которые вновь стали солдатками, в то, что их родная земля будет освобождена от врагов. Эта вера формировалась столетиями, и именно она составляет основу русского духа и вызывает у поэта неподдельную гордость за свою страну. Симонов рад тому, что ему довелось родиться именно здесь, и его матерью была русская женщина — такая же, как и сотни других матерей, которых ему довелось повстречать в селах. Обращаясь к Алексею Суркову, поэт не хочет ничего загадывать наперед и не знает, будет ли судьба к нему так благосклонна, что подарит жизнь на этой страшной и беспощадной войне. Однако он видит, с какой надеждой и верой провожают их в бой русские женщины, трижды обнимая по старой доброй традиции, словно бы пытаясь защитить от всех невзгод и напастей. И именно эта вера укрепляет силу духа русских солдат, которые понимают, что, отступая, оставляют свою родину на растерзание врагу.

История создания

К 1941 году Константин Симонов уже понимал, что такое война – для него она началась в 1939 году на Халкин-Голе. Военный корреспондент, он понимал, как опасно находиться на линии фронта и написал стихотворение-письмо своей любимой женщине. Актриса Валентина Серова была эвакуирована в Фергану со своим театром, и поэт просит ее просто ждать. Вера в то, что тебя так ждут, помогает человеку выжить и не сломаться.

История их любви была достаточно сложной, но поэт знал, что любимая им женщина долгое время была верна своему мужу после его гибели. Именно поэтому он уверен в том, что она – так, кто умеет ждать по-настоящему.

Поначалу он не собирался отдавать написанные строки в печать – для него это стихотворение было слишком личным. Но друзья уговорили его – и в 1942 году оно появилось в газете “Правда”. На первую публикацию “Жди меня и я вернусь” отдали в “Красную звезду”, но там его не приняли. Впоследствии критики не раз подвергали произведение критике, но самым главным для поэта было то, как его принимали на фронте.

Средства выразительности

В этом произведении Симонов использует большое разнообразие выразительных средств.

Сурков годами старше: полтора десятка лет разницы в эпоху, когда год может идти за три, и все боевые. Сурков добрался до призывного возраста в 1918 году — и застал кончик Гражданской войны.

Вовремя родился!

«На белый снег по кромке клеша густая кровь стекает вниз. А ну-ка, мальчик мой, Алеша! Вперед, в штыки, за коммунизм!»

Атака. Бой. Плен.

«Бараки. Проволока в три ряда. Бетонный мусор крепостных развалин. Идут дожди. Проходят поезда. Три раза в день из Гапсала на Таллин».

Так события воспроизведены поэтом.

А вот как агитатором-пропагандистом, который, по собственному признанию Суркова, несколько мешал в его душе поэту, ибо соблазнял слишком простыми и ясными решениями. Советская власть открыла путь в поэзию, но прежде провела по маршрутам все той же науки ненависти: рядовой агитпропа, избач, уездный селькор, волостной стенгазетчик, борец с кулачеством, самогонщиками и хулиганьем, рядовой политпросвета, редактор комсомольской газеты, активист Пролеткульта…

Симонов в эту пору — усилиями отчима (отец, генерал царской армии, погиб на фронте) становится в ряды курсантов советского военного училища. От отчима с раннего детства — солдатский образ жизни: мыл пол… чистил картошку… опаздывать нельзя… возражать не полагается… данное слово надо держать… ложь, даже самая маленькая, презренна…

Правда — в стихах. Стихи — о грядущей войне. Сорок первый год все ближе.

Он-то и сделает Симонова великим поэтом.

Я помню
, как это было. Эвакуация. Отец на фронте. Мать и тетка (подрабатывавшая машинисткой) смотрят листик из машинки и утирают слезы. Уловив момент, тайком смотрю, что за листик. Третья (или четвертая) копия. Но прочесть можно:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди…

Сколько потом разгадывали силу этих строк! Допытывались: почему дожди желтые… Другие отвечали (например, Эренбург): если что и есть в этом стихе, так желтые дожди. Россия знать не хотела этих тонкостей: она прочла стихи и умылась слезами.

Но и Алексея Суркова ждал на этом фронте звездный час.

Константину Симонову передает он обет ненависти: «Когда я первый раз ходил в атаку, ты первый раз взглянул на белый свет». Теперь побратались — на Смоленщине. Слез нет. Сухая ярость.

Как надо было скрутить душу для обета ненависти? Куда схоронить жалость, нежность, любовь? Или их уже не было?

Были. Спрятанные в письме к жене шестнадцать «домашних» строк, которые запросто и сгинуть могли вместе с письмом тогда же, осенью 1941го, когда Сурков прорывался из окружения под Истрой со штабом одного из полков.

Вышел к своим, вынес написанное ночью, в окружении, упрятанное от ненависти:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Где пряталась эта улыбка, эти глаза? В какие закоулки сердца загонялись чувства?

Софья Кревс — вот кому посвящена эта песня. Как и все лирические стихи Суркова — за всю его жизнь. Софья Кревс — возлюбленная, невеста, жена. Нет ли потаенной символики в ее фамилии? Не древние ли славяне — кривичи — дремлют в слове «Кревс», сохраненном балтийскими народами?

Ни одна из боевых песен Суркова, которые наизусть знала страна, не сделалась такой любимицей, как «Землянка». Апофеоз любви и преодоление ненависти — этим шедевром и суждено было Суркову войти в вечный синодик русской лирики.

Симонов ответил.
И именно Суркову:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси!
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась.

И в смертный свой час, как и завещал, лег тут, на этом поле, под могильный камень. «Под Борисовом»…

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

«Жди меня!» — пронзило страну. «Мы вас подождем…» — страна откликнулась.

МУЖСКОЙ РАЗГОВОР

Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь» Симонова 2 вариант

Константин Симонов увидел войну своими глазами в качестве военного корреспондента еще в 1939 г. на Халхин-Голе. Вскоре после этого он отправляется на фронт Финской кампании. Поэт и писатель получил трагический опыт жесткой военной реальности. После нападения Германии он ждал демобилизации и летом 1941 г. написал стихотворение «Жди меня, и я вернусь».

Произведение обращено к реальному человеку – возлюбленной Симонова В. Серовой. Женщина была вдовой и поначалу решительно отвергала ухаживания писателя. Разразившаяся война изменила ее отношение. Многократно возросла ценность жизни и случайность смерти.

Симонов поначалу скрывал свои отношения с Серовой и не хотел печатать стихотворение, считая его глубоко интимным. Лишь в декабре 1941 г. по настоянию коллег он разрешил опубликовать свое произведение.

Константин Симонов по праву считался одним из лучших советских писателей, творивших в годы самой страшной войны. Его произведения несут в себе горькую правду о жестокости и смерти. При этом писатель никогда не забывал о внутреннем мире человека, о том, как он меняется в условиях военного времени.

«Жди меня, и я вернусь» — очень трогательное стихотворение, обладающие огромной силой воздействия на человеческую душу. Для многих бойцов Красной армии оно стало настоящим гимном, торжественной клятвой близкому человеку. Миллионы людей расставались друг с другом. Уже первые дни войны показали, что для многих прощание было последним. Человек не был уверен, будет ли он жив через неделю, день, час. Официальная идеология отвергала веру в Бога, поэтому единственной надеждой и верой оставалось воспоминание о тех, кто ждет в тылу.

Автор обращается к любимой женщине с горячей мольбой о том, чтобы она ждала его несмотря ни на что. Очень жестко звучат слова: «пусть поверят сын и мать, в то, что нет меня». Симонов готов простить друзей, которые устанут его ждать. Но надежда любимой не должна исчезать. Это священный талисман, который охраняет жизнь человека и дает ему избавление от всех опасностей.

Стихотворение написано обычным разговорным языком в виде монолога лирического героя. Особую душевность и выразительность ему придает рефрен «жди меня». В какой-то степени произведение может считаться молитвой по своей эмоциональной окраске.

Известно множество случаев самоубийств людей, узнавших об измене любимых женщин в тылу. Это показывает, насколько важна для человека была вера в то, что их кто-то ждет. Стихотворение Симонова олицетворяет собой основную надежду советского воина, позволяющую ему не терять оптимизма и способности любить.

1944 год. Иллюстрированная односторонняя почтовая карточка полевой почты СССР с подписью к рисунку «Жди меня и я вернусь!…»

Композиция и тема стихотворения

Композиция стихотворения включает в себя три части. Каждая из них начинается узнаваемым повтором «Жди меня, и я вернусь»:

  1. В первой части говорится о тяжести ожидания близкого человека с фронта. Многие перестают ждать и начинают думать о вещах, более насущных на данный момент.
  2. Во второй части заключена кульминационная идея о возможности забвения. Солдата перестали ждать и поверили в его гибель. Даже мать разуверилась в возможности его возвращения, поминая его душу, как ушедшую.
  3. Заключительная третья часть является наградой за веру и долгое ожидание, а также светлые мотивы за здоровье возлюбленного. Герой возвращается именно благодаря горячей любви и способности посвятить свою жизнь беззаветному ожиданию солдата.

Эта тема важна для человека в любые годы, но во время войны она звучит особенно остро. Ведь есть множество свидетельств того, когда солдаты решались на самоубийство, прочитав послание, содержание которого говорило об измене любимого человека.

Сочинение о стихотворении Симонова должно подчеркнуть его своевременность и важность. Оно давало надежу советским воинам на продолжение жизни и любовь даже после смерти

Военная литература

В годы войны в литературном творчестве случился небывалый подъём. Публиковалось множество произведений военной тематики: рассказы, повести, романы и, конечно, стихи. Стихи запоминались быстрее, их можно было наложить на музыку и исполнять в трудный час, передавать из уст в уста, повторять про себя, как молитву. Стихи военной тематики стали не просто фольклором, они носили сакральный смысл.

Лирика и проза поднимали и без того сильный дух русского народа. В каком-то смысле стихи толкали солдат на подвиги, вдохновляли, придавали сил и лишали страха. Поэты и писатели, многие из которых сами участвовали в военных действиях или открывали свой поэтический талант в землянке или кабине танка, понимали, как важна для бойцов всеобщая поддержка, прославление обшей цели – спасение родины от врага. Именно поэтому произведения, в большом количестве возникшие в ту пору, были отнесены к отдельной отрасли литературы – военной лирике и военной прозе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: