Житков

Житков борис сказка  «храбрый утенок»

ХРАБРЫЙ УТЁНОК

Борис Житков. Храбрый утенок // Формаслов

Жанр: литературная сказка о животных

Год написания: 1937

Главные герои сказки «Храбрый утенок»  и их характеристика:

  1. Алеша. Очень храбрый и решительный утенок.
  2. Утята. Робкие и несмелые.
  3. Стрекоза. Наглая и страшная.
  4. Хозяйка. Глупая и бестолковая.

В рассказе «Храбрый утенок» писатель учит дружбе и взаимовыручке, как важно быть решительным и смелым. Борис Житков рассказывает о подвиге утенка по имени Алеши, который помог своим друзьям-соседям избавится от наглой стрекозы

Дело было в том, что каждое утро к тарелке с рубленными яйцами, которую ставила для утят хозяйка, прилетала стрекоза и одним своим грозным видом отпугивала утят. Они боялись подходить к тарелке и каждый день голодными ложились спать. Но утенок Алеша, узнав про их затруднения, вызвался помочь утятам. Он подкараулил стрекозу и схватил ее за крыло. Стрекоза на силу вырвалась и улетела.

Краткое содержание сказки «Храбрый утенок»  для читательского дневника

  1. Хозяйка ставит утятам тарелку рубленных яиц.
  2. На тарелку садится стрекоза и утята испуганно прячутся
  3. Утята боятся подходить к тарелке и голодные ложатся спать.
  4. Утенок Алеша хочет помочь соседям.
  5. Он хватает стрекозу за крыло и ломает его.
  6. Стрекоза улетает, а утята благодарят Алешу.

Маленькие человечки: главные герои. Какова главная мысль сказки?

Небольшую детскую сказку «Маленькие человечки» издали немецкие собиратели народного фольклора братья Гримм.

В сказке «Маленькие человечки» сюжет развивается вокруг обычного и бедного башмачника. Однажды он так устал, что сил хватило только на подготовку кожи для башмаков, а после этого он лег спать.

А утром он неожиданно обнаружил уже готовые хорошо сшитые башмаки. С этого дня у него началась новая жизнь, так как каждое утро из подготовленной кожи появлялись новые башмаки, которые он продавал. И однажды он узнал, что помогают ему маленькие человечки, которых он решил отблагодарить вместе с женой, сшив им одежду и башмаки.

Когда маленькие человечки нашли сшитую одежду и сапоги, то они очень сильно обрадовались и после этого просто исчезли. Ну башмачнику все равно продолжало вести в этой жизни и он продолжал хорошо жить.

Главные герои.

  1. Башмачник – трудолюбивый мужчина, который любил свою работу.
  2. Маленькие человечки – маленькие люди, добрые и трудолюбивые. Помогали шить башмаки башмачнику.
  3. Жена башмачника – добрая и благодарная женщина, сшившая одежду для маленьких человечков.

Читайте по теме: Маленькие человечки: краткое содержание для читательского дневника

Главная мысль.

Данная сказка в первую очередь учит людей быть добрыми и справедливыми. Во вторых, она нас учит, что на добро, нужно отвечать добром.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 2 класса, а здесь для 3 класса и для 4 класса тут, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.

Сюжет

«На льдине»

Зимой море замерзло, и все мужчины в колхозе отправились ловить рыбу. Они погрузили в сани необходимые снасти, и отправились подальше от берега, в надежде отыскать рыбное место. Среди рыбаков оказался и Андрей со своим сынишкой Володей. Сани, на которых находился Андрей с товарищами, значительно оторвались от товарищей. Теперь, куда ни глянь, виднелся лишь искрящийся лед.

Рыбаки сделали лунки и принялись запускать сети. День был солнечный, пригожий, и мужчины работали весело, дружно. Володя не сидел без дела, и помогал доставать из сетей пойманную рыбку. Спустя время на льду образовалось несколько больших горок мороженой рыбы.

Андрей был доволен уловом и сказал, что пора собираться домой. Но его товарищи решили, что лучше переночевать, и утром опять приняться за рыбную ловлю – уж слишком хорошо она шла.

Ночью поднялся сильный ветер, оторвал льдину, на которой находились люди, и стремительно нес ее в открытое море. Страх сковал рыбаков – все понимали, что впереди их ждет верная смерть. Неожиданно в небе показался небольшой самолет, из которого пострадавшим бросили мешок с продуктами и запиской о скорой помощи. Вскоре появился и пароход, и рыбаки были спасены.

«Обвал»

Маленькая Валя ела рыбу, но подавилась косточкой. Девочка принялась кашлять, из глаз ее потекли слезы. Мама дала ей корочку хлеба, но это не помогло – Валя стала хрипеть, задыхаться.

Мама очень испугалась, и вызвала доктора. Он жил далеко, но, узнав о беде, тотчас сел в машину и отправился к Вале. Дорога шла вдоль побережья, и с одной стороны плескалось море, а с другой – возвышались крутые скалы. Неожиданно перед доктором одна из скал рассыпалась на крупные камни, перегородив дорогу.

Доктор собирался уже идти пешком к маленькой пациентке, но за его спиной показался грузовик, и шофер пообещал помочь. Рабочие вышли из грузовика и при помощи насоса быстро смыли обвал в море.

Доктор поспешил к Вале, вытащил щипчиками косточку, и рассказал ей о своем приключении.

«Наводнение»

Есть такие реки, у которых течение может уходить то влево, то вправо. Как раз по такой реке шел буксир с баржами. Капитана предупредили, что река взяла правее, и, идя по старому курсу, можно сесть на мель. Это значило, что правый берег оказался в зоне наводнения, и всем жители грозила серьезная опасность. Как оказалось, семья капитана жили в небольшом домике у самой воды, и он очень переживал за жену и сына.

Капитан поспешил к своим близким, но тут с берега поступил сигнал о помощи. На берегу суетились люди, которые строили вал для сдерживания реки. Капитан помог им, выгрузив с барж щебень. Когда опасность миновала, капитан послал телеграмму своей семье, и узнал, что им тоже помогли добрые люди, и спасли домик.

Читательский дневник по сказке «Храбрый утёнок» Бориса Житкова

Название произведения: «Храбрый утёнок»

Число страниц: 2

Жанр: сказка

Главные герои: утята, Алёша, стрекоза.

Второстепенные герои: хозяйка.

Характеристика главных героев:

Утята — трусливые.

Не смогли гурьбой справиться со стрекозой.

Благодарные.

Алёша — храбрый и находчивый утёнок.

Помог утятам победить наглую воровку.

Стрекоза — хитрая, сильная, наглая воровка.

Характеристика второстепенных героев:

Хозяйка — заботливая, глупая, непонятливая.

Краткое содержание сказки «Храбрый утёнок»

По утрам хозяйка давала утятам рубленые яйца.

Но прилетала стрекоза, и пробовала яйца.

Утята боялись стрекозу и не подходили к тарелке.

Они худели.

Соседский утёнок Алёша узнал про беду.

Он сказал, что прогонит стрекозу.

Когда насекомое прилетело, Алёша схватил её за крыло.

Стрекоза еле-еле вырвалась и улетела.

А Алёшу всегда угощали за храбрость.

Основная мысль рассказа «Храбрый утёнок»

Главная мысль рассказа в том, что храбрость побеждает любого врага.

Основная идея рассказа в том, что любая опасность кажется нам страшной, пока мы не набираемся смелости встретить к ней лицом к лицу.

Чему учит сказка

Сказка учит нас не пасовать перед врагом, опасностью.

Учит смелости и мужеству.

Учит уметь отстоять своё имущество.

Учит помогать слабым.

Краткий отзыв о сказке «Храбрый утёнок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что смелым и храбрым не страшны никакие враги.

Утята боялись огромную стрекозу, но их сосед был другого нрава.

Он мужественно вступил в схватку и победил.

Это интересная и увлекательная сказка.

Автору удалось показать, что даже маленький утёнок может оказаться героем, если будет храбрым.

Мне очень понравился Алёша за силу своего характера.

За его храбрость.

За то, что он вступился за слабых и обиженных.

Он настоящий герой.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что героями не рождаются.

Ими становятся храбрые и смелые.

И каждый может стать героем, если победит свои страхи.

Пословицы к произведению

  • Героям страх неведом.
  • Иду вперёд, страх лучше не берёт.
  • Смелость города берёт.
  • Храбрость превосходит силу.
  • Хороша помощь вовремя.

Ещё читательские дневники по произведениям Бориса Житкова:

  • «Мангуста»
  • «Как я ловил человечков»
  • «Про обезьянку»
  • «Про Волка»
  • Краткая биография писателя Бориса Житкова и презентация на отличную оценку

Библиотека произведений автора пополняется.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Рассказ учит:

всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
не обманывать и не хитрить;
задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Действующие лица

В сборнике рассказов Б. Житкова «Помощь идет» автор показал реальные ситуации, которые могут случиться с любым человеком

В таких условиях важно помнить, что нельзя оставаться равнодушным и всегда нужно помогать другим людям

В каждом из рассказов Житкова есть главный герой:

  1. Андрей — мужественный и решительный рыбак.
  2. Доктор — преданный своему делу и ответственный человек.
  3. Капитан — настоящий семьянин, но в минуты опасности вспомнил о долге и сделала все, чтобы предотвратить катастрофу.

Читать «Помощь идет» Житкова можно в младшем школьном возрасте. В этом сборнике дети найдут для себя несколько ценных мыслей:

  • нужно всегда быть неравнодушным к чужой беде;
  • помогать стоит только бескорыстно;
  • важна взаимовыручка.

Как я ловил человечков. Б. С. Житков

Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты.

А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря.

Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!

Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:

– Вот это уж не проси. Не то играть – трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память.

Я видел, что, если и заплакать, – не поможет.

А бабушка:

– Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха.

И пошла к полке.

Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:

– Честное-расчестное, бабушка. – И схватил бабушку за юбку.

Бабушка не убрала пароходика.

Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нём живут человечки.

Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу.

Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.

А чуть шум – как мыши: юрк в каюту. Вниз – и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в щёлку. А они хитрые, человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые.

Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать.

Бабушка говорит:

– Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься.

Бабушка:

– Чего ты всё ворочаешься?

– А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. – Это я наврал: дома ночью темно наглухо.

Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке.

Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо.

Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился – шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд. Проклятая кровать скрипнула.

Я спугнул человечка!

Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул.

Ух ты! Конфетища! Для них это – как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики – маленькие-маленькие, но совсем всамделишные – и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! тюк-тюк! И скорей пропирать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы всё вёртко.

Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, всё равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет – ни туда, ни сюда. Пусть убегут, а всё равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит.

Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходике на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький.

Днём я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик! Леденец как был – на месте. Ну да! Дураки они днём браться за такое дело!

Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили.

Я утром глянул – леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел – топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось – всё подобрали.

Зарисовка «На льдине»

Зимой колхозники ловили рыбу. Для этого они нагрузили сани снастями и отправились искать место дальше от берега. Среди рыбаков оказался Андрей с сыном. Вместе с товарищами они значительно отстали. Вокруг них была только ледяная гладь и никого живого. В итоге рыбаки решили остановиться.

Мужчины с радостью принялись за дело и начали делать лунки. Володя, сын Андрея, помогал доставать рыбу из сетей. Через некоторое время на льду лежало несколько кучей из подмерзшей рыбы. Андрей остался доволен уловом и предложил вернуться. Но другие рыбаки уговорили его заночевать на льду и утром снова приняться за ловлю. Он согласился, и они устроились на ночлег.

Но позже поднялся сильный ветер и случилось непоправимое: оторвалась льдина с людьми и она ушла в открытое море. Утром рыбаки проснулись и поняли, что оказались в беде. Они испугались и понимали, что их ждет верная смерть. Андрей установил шест и завязал на нем красную рубашку. Терпящих бедствие увидели с небольшого самолета. С него скинули сумку с едой и запиской. Скоро за рыбаками прибыли пароход и все были спасены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: