«я научилась просто, мудро жить» — анализ стихотоворения анны ахматовой

Анализ стихотворения ахматовой я научилась мудро жить

Тема и проблематика

Основная тема лирического стихотворения — тоска героини по уютному домашнему очагу и размеренной семейной жизни. В её сердце живёт любовь к супругу, который так опрометчиво оставил её одну. Рассказчице кажется, что чувства почти угасли, однако это больше похоже на самообман.

Поэтесса рассказывает о себе, о том, как ей хорошо и спокойно в окружении природы. Но внимательный читатель может заметить, что привычные будни не способны подарить женщине настоящее утешение. Покой, которого хочет достигнуть рассказчица, представлен в произведении как её истинное состояние, а на деле это всего лишь мечты.

Особенности стиля поэтессы

Стилистика стихотворений Ахматовой характеризуется следующими особенностями:

Особенность Описание
Метафорическое изображение Ахматова использует метафоры и образы, чтобы передать сложные эмоциональные состояния и идеи. Ее язык образен и символичен.
Лирическое я»Слышу много голосов давних»зыковое В стихотворениях Ахматовой присутствует лирическое языковое начало, которое позволяет читателю войти в мир ее мыслей и чувств. Она обращается к себе и к другим, использование интимного «ты».
Тонкое чувство ритма и звука Ахматова обладает изысканным чувством ритма и звука, что придает ее стихам особую музыкальность и гармонию.
Синтаксические переносы и эллипсы Поэтесса использует синтаксические переносы и эллипсы для создания эффекта незаконченности и подчеркивания эмоциональной напряженности.
Насыщенность звуков и слоговых повторов Ахматова часто повторяет звуки и слоги, чтобы усилить эффект и вызвать эмоциональное воздействие на читателя.
Интеллектуальная глубина В стихотворениях Ахматовой присутствует интеллектуальная глубина, которая сочетается с эмоциональностью и создает уникальный стиль поэтессы.

Используя эти особенности стиля, Ахматова создает произведения, которые не только трогают душу, но и заставляют задуматься о глубине человеческого существования и искусства.

Тема, идея и композиция

Основная тема стихотворения — смутная тоска по идеальной семье и несбывшимся мечтам, некое примирение со сложившейся ситуацией. Идею произведения выражает вновь обретенный смысл жизни: спокойствие, умиротворение, созерцательность.

Композиция стихотворения — трехчастная. В первой строфе лирическая героиня делится своим открытием: она обрела смысл жизни в простоте и неспешности. В последующих двух строфах читатель узнает подробности этой жизни: прогулки, наблюдения за природой, занятия героини («слагаю я веселые стихи»). Последняя строфа резюмирует состояние героини: она почти уверена, что прошлое больше не всколыхнет ее душу, но присутствует и некоторое сомнение («мне кажется»).

Вариант №3

Анна Ахматова за всю свою литературную деятельность, смогла показать себя, как поэтесса способная создавать образы и сами стихотворения не хуже чем поэты. В истории российской литературы Ахматова, несомненно, оставила колоссальное литературное наследие. Ее стихотворения отличались очень тонкими чувственными проявлениями, которые полностью вводили  нас в мир ее образов, говоря прямо, ее произведения были мне по душе. И в качестве примера хотелось привести ее стих « Я научилась просто жить », входящий в сборник « Вечер », созданный в 1912 году. Ознакомившись, мы видим прекрасно олицетворенное стихотворение, для подробного изучение которого потребуется немало слов.

На основе первого знакомства со стихотворением, можно заключить, что оно является прямым излиянием накопившихся эмоций у поэтессы. Мы определенно выделяем чувство смирения, и некое сожаление и неясную тоску по чем то ушедшему без возврата.  Так в первом четверостишие мы рисуем образ лирической героини, который излучает ощутимое облегчение, это особенно звучит в первой строчке, а в дальнейшем тревогу героини. Вначале уже задаётся направление стиха, то есть тип мысли, следующий в дальнейшем. Следующим образом перед нами предстают фигуры природы, на основе которых поэтесса, пишет свои стихотворения, становиться ясно, что они дарят ей вдохновение и умиротворение, и это позволяет забыть ей томимые тревоги. И довольно точно можно угадать мысль лирического героя стихотворения, его охватывают смешанные чувства, однозначно выделяется смирение и упадок, возможно после долгой борьбы, которая не принесла никакой пользы. Но героиня, отступила, посчитал не тратить попусту сил, тем самым научилась мудрости жизни.

Но в пред последним четверостишие Ахматова, построила образ уюта, символизирующий такими деталями, как мурлыкающий кот, и яркий свет в окне. Нет сомнения, что именно этого недостаёт герою, искреннего любящего и взаимного тепла. В заключение автор раскрывает карты, особенно подтверждая в сиротливом образе крика аиста и в двух последних предложениях.

В итоге можно сказать, что стихотворение очень тонкое, полное понятных образов. Так же Ахматовой затрагивается актуальная тема одиночества, которая так умело, воссоздана, в этом стихотворение. Этот стих мне очень понравился, в нем так и чувствуется эта определенная атмосфера, которая редко проявляется в произведениях других писателей. Одним словом Анна Ахматова и ее творчество заслуживает большой похвалы.

Просто

Значение и влияние стихотворения в современной литературе

Становление и развитие современной литературы невозможно представить без вклада стихотворения. Стихотворение играет значительную роль в формировании литературного канона и понимания культурной и исторической сущности общества.

Одной из самых ярких поэтесс современности является Анна Ахматова. Её стихотворение «Я просто научилась мудро жить» не только знаменито в пространстве русской поэзии, но и оказало значительное влияние на современную литературу.

Мудрость через стихотворение

В стихотворении Анна Ахматова передает свои глубинные мысли о мудрости и жизненной мудрости. С помощью ярких образов и метафор передаются философские идеи, которые актуальны и до сих пор.

Стремление к мудрости и самопознанию является одной из ключевых тем в современной литературе. Ахматова своим стихотворением поставила читателей перед дилеммой — стремиться к мудрости и находить счастье или просто принимать происходящее. Эта тема продолжает разрабатываться и в современных произведениях литературы.

Эмоциональная сила стихотворения

Строение и форма стихотворения влияют на эмоциональный контекст произведения. Рифма, ритм и мелодичность создают особую атмосферу, позволяя передать авторское настроение и вызвать сочувствие у читателя. Стихотворение Ахматовой является ярким примером силы слова, которое остаётся актуальным в современной литературе.

Вклад стихотворения в современную литературу неоценим. Оно представляет собой хранительницу культурного контекста, а также важный инструмент самовыражения и самопознания. Стихотворение Анны Ахматовой и других поэтов современности продолжает вдохновлять современных авторов и зрителей, помогая им раскрыть новые грани собственного внутреннего мира и осознать значение мудрости в современной жизни.

Мне нравитсяНе нравится

Образы и символы

Систему образов и символов в данном стихотворении нельзя назвать масштабной

Традиция философской лирики несколько обязывает поэтов не перегружать произведение множеством образов, чтобы акцентировать внимание на главном образе — лирическом герое

Образ лирической героини в стихотворении очень сильно выражен, с первых строчек мы видим ее размышления о смысле жизни, о том, как живет героиня, то, чем наполняется ее жизнь. Она не мучает себя ненужными тревогами, находясь в гармонии с собой и тем, что ее окружает. Духовные потребности она удовлетворяет в вере. Покой и тишина становятся ее постоянными спутниками. Ее уединение настолько и концентрированность на себе настолько полны, что даже стук в дверь, проявление внешнего мира, не сможет ее отвлечь. Поэтесса передаёт внутренний мир женщины через природу, поэтому она (природа) и становится вторым главным образом лирического произведения. Это умиротворяющая сила, способная дать человеку отдых и способность погружаться в себя.

Вариант 2

Это стихотворение является одним из прекрасных образцов любовной лирики Анны Ахматовой, пропитанное большим жизненным и философским смыслом. Это очень чувственное женское стихотворение, написанное Ахматовой под влиянием очередного расставания со своим мужем Николаем Гумилевым.

Рассказ женщины, вылившийся в стихи. Она пережила любовную драму , закончившуюся расставанием с любимым. Вернуть свое душевное равновесие ей помогает природа и вера в высшую справедливость ,именно в них она ищет смысл бытия , поэтому в первых строках слова о Боге, мудрости жизни

Утешение приходит от простых повседневных вещей, на которые раньше может быть она даже и не обращала внимание. Как, например, на простое мурлыканье кота, при возвращении домой. Такое отношение к действительности помогает найти во всем этом положительную составляющую, именно поэтому автор пишет именно о веселых стихах, о прекрасной и тленной жизни

Осознание того, что все в этой жизни проходящее, и даже эта «ненужная тревога», приводит ее в состояния умиротворенности и покоя

Такое отношение к действительности помогает найти во всем этом положительную составляющую, именно поэтому автор пишет именно о веселых стихах, о прекрасной и тленной жизни. Осознание того, что все в этой жизни проходящее, и даже эта «ненужная тревога», приводит ее в состояния умиротворенности и покоя.

В целом же это стихотворное послание любимому человеку, рассказ о жизни без него, которая проникнута тихой грустью и тоской.

Образ лирической героини

Лирическая героиня читателю представляется немного уставшей от жизненных перипетий молодой женщиной, в душе которой живут разные стремления. У нее есть горячее желание писать стихи, такие, чтобы их признали действительно стоящими, и мечта о тихом и уютном женском счастье. Прослеживается в строках и попытка забыть некогда любимого человека:

Изобразительно-выразительные средства активно используются автором для создания неповторимой атмосферы природной тишины, гармонирующей с покоем в душе. Анна Ахматова прибегает к использованию следующих средств художественной выразительности:

  1. Эпитеты: ненужная тревога, пушистый кот, веселые стихи, жизнь тленная, прекрасная, яркий огонь, желто-красная рябина. Эпитеты позволяют создать идиллическую картинку уюта и спокойствия, где тревога не нужна, а стихи сочиняются в теплом свете огней и красок природы под умильное мурлыканье кота.
  2. Метафоры: утомить тревогу, крик прорезывает тишь.
  3. Звукопись: шуршат лопухи, мурлыкает умильней — звуки , и слова с подобным значением помогают в создании умиротворенной атмосферы. Крик прорезывает тишь — внезапный резкий звук меняет настроение, заставляет вздрогнуть.
  4. Инверсия: яркий загорается огонь, лижет мне ладонь пушистый кот.

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

Анна Ахматова является одной из немногих
представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как
женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не
только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.
Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему
периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной
женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.
Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после
бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение
мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила
множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось
тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила
Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано
или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между
тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась
верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно
относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный
незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной
вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое
воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали
той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя
таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем
своих произведений.

Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты
взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая,
зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую
рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях
ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух
близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его
героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала
руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что
«терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою
неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли
возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить
по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее
мыслями, желаниями и поступками.

Не менее
тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения,
который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь
догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко
придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин.
Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных
штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал
стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить
возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную
фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы
растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно
– нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна
Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в
такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям
возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот
прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя
вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за
нелепой ссоры.

«Я научилась просто, мудро жить…» Анна АхматоваЯ научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Темы и настроение

Настроение всего стихотворения далеко не однозначное — меланхоличные нотки, вызванные размышлениями о скоротечности и тленности жизни и мира, сочетаются с радостными эмоциями довольного человека, который нашел в уединенной и тихой местности себя самого.

Основная тема стихотворения — тема быстротечности жизни

Все проходит быстро, поэтому так важно научиться мудро жить. Поэтесса описывает стиль жизни своей героини, то, как она проводит свой обычный день. В этой гармонии она находит время для самопознания, место для себя самой

Это необходимо для творчества, и нет сомнений, что такой человек точно успеет сделать на своем веку что-то стоящее

В этой гармонии она находит время для самопознания, место для себя самой. Это необходимо для творчества, и нет сомнений, что такой человек точно успеет сделать на своем веку что-то стоящее.

Тема природы. В ее душе невозможно прочитать «ненужные тревоги», справиться с которыми ей помогает Бог и царство великой природы. Лирическая героиня находит спокойствие в природе и даже обретает некоторую радость и силы начать слагать «весёлые стихи» и радоваться жизни, прекрасной, хоть и тленной.

Тема одиночества. Иногда человеку просто необходимо побыть одному, чтобы разобраться в себе и найти свои ответы на вечные вопросы. В данном стихотворении одиночество – не наказание и проклятие людей, а их благо, которое позволяет обрести внутреннюю гармонию.

Композиция

Композиция этого стихотворения трёхчастная. В первой строфе она говорит о своём желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведёт, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к тёплому очагу и ласковому коту.

Но конец стихотворения показывает её неуверенность в обретённом покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в её дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что её душевное спокойствие всё же зыбко. Это основная мысль произведения.

Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворённом, но всё же достаточно зыбком душевном настрое.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — уверить читателя в том, что жизнь, хоть и скоротечная, все равно прекрасная, нужно только пробовать искать счастье в мелочах. Лирическая героиня — настоящая женщина, у которой есть свои тревоги и переживания. Плохих эмоций может быть очень много, но она смогла найти выход: успокоение ей приносят природа и Бог.

Смысл жизненной позиции Ахматовой прост: чтобы не становиться заложником своих негативных эмоций, нужно открывать душу лёгким и счастливым настроениям, искать их в самых обычных вещах – прогулке, тихом вечере наедине с собой, безмолвной молитве.

https://youtube.com/watch?v=n06-BcPkPaQ

Шаги к мудрости

Вечерние прогулки — это часть мудрости, они снимают беспокойство о настоящем и позволяют нам смотреть в завтрашний день без страха, но со смирением. После прогулки Анна возвращается домой, где ее ждет только кошка, которая продолжает мурлыкать. Кошка лучше пустоты, но разве этого ожидала Анна от замужества?

Значимым можно назвать последний катрен стихотворения, из которого видно, что тишину одиночества замужней женщины нарушают только:

У Анны нет ребенка, Лев под аистом, разве это не единственная нить, которая объединяет Ахматову и Гумилева через 2 года после свадьбы и через 9 лет после первой встречи? Скорее всего, это так, как видно из последних строк:

Семейные ценности

В коротком стихотворном тексте отлично показано, как происходил духовный рост автора. За короткое время из неопытной девочки Ахматова превратилась в умудрённую женщину. Исчезли провинциальная восторженность и романтичный настрой, а на смену им пришло понимание того, что значат настоящие семейные ценности.

Однако испытать семейного счастья ей не удалось. Гумилёв, как и многие романтики того времени, считал, что настоящему мужчине не пристало сидеть дома. Ему хотелось путешествовать, познавать мир, а роль примерного семьянина этому не способствовала.

О совместных поездках в другие страны не могло быть и речи, потому что женщине в те годы отводился скромный удел находиться дома и хранить верность супругу. У Ахматовой не было желания идти против традиций, но всё же ей приходилось нелегко, потому что нужно было решать бытовые проблемы, ведь самостоятельное ведение хозяйства не было простой задачей. Сложные обстоятельства привели к тому, что на свет появились прекрасные строки.

В стихотворении упоминается молитва, но не стоит понимать её как недовольство своей судьбой. Поэтесса с покорностью принимает всё, что посылает судьба, а Бога просит лишь о том, чтобы помог измениться.

Рассказчица хочет утолить тревогу, которую считает ненужной. Ей уже ясно, что супруг оказался не таким, каким она нарисовала его в своих мечтах. Семья, уют, тепло домашнего очага — всё это для него второстепенно, а на первом месте стоят личная свобода, амбиции, возможность путешествовать и открывать для себя то неизведанное, что есть на свете. Супруге, оставленной в одиночестве, нужно учиться быть самостоятельной, решительной и сильной.

Крушение надежд

В момент написания стихотворения Ахматова уже не робкая девочка, которая часами рассматривает облака и с замиранием сердца гадает на кофейной гуще. Она сделала шаг в узы брака, перешла полог таинства венчания и увидела, что в храме совместной жизни нет плюшевых игрушек и мыльных пузырей – там обычная рутина, которая почитателями семейных традиций именуется как жизнь.

Ахматова хочет писать и любить, Гумилёв желает открывать для себя новые страницы жизни. Анна поддерживает костёр семейного очага, Николай не обращает на него внимания, считая это пустой тратой времени. Поэтесса смотрит на небо и молится Богу у окна семейного пристанища. Муж не берёт на себя никаких обязанностей, кроме вечного напоминания жене, что она супруга, а не поэт.

Эссе по стихотворению А.Ахматовой «Я научилась просто мудро жить»

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты «серебряного века» в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только «литударников», но и государственных блюстителей партийной идеологии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога мне.

«Я научилась просто мудро жить…» Моё знакомство с творчеством Анны Андреевны началось именно с этого стихотворения. Оно является шедевром лирики поэтессы. Потрясающее стихотворение, потрясающая Ахматова! Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Но уже в нем мы можем уловить тонкие ноты философской лирики. Поэтесса размышляет о жизни, о смерти, о столь драгоценных минутах, которые каждому нужно научиться находить в своей жизни. Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты. В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи». Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни. Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется. Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души. Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая – наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой. Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души.

Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, и яркое пламя огня, и пушистый кот.

Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. В то же время она — обычная смертная женщина. В стихотворении говорится о тленности жизни: » жизни тленной, тленной и прекрасной». Ничего нет вечного, всё приходящее. Но остановись, мгновенье! Посмотрите, как всё кругом прекрасно, божье творение. Часто ли мы это замечаем, задумываемся об этом. Вот об этом и стихотворение- миниатюра. Прислушайтесь, с каким по-женски добрым настроем звучит стих.

Таким образом, анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной». То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают. Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем чудесным вещам, которые есть в нашей жизни. Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

Краткий анализ

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей ее мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Ее грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой для данного произведения.Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, ее тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырех строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует ее душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трехчастной композиции.

Жанр – лирическое стихотворение.

Ахматова и акмеизм

Анна Ахматова, как и некоторые другие поэты Серебряного века, принадлежала к акмеистам

Это новое литературное течение привлекло поэтессу вниманием к слову и форме. Однако манера написания стихов у акмеистов была простой и ясной, что сильно отличало их от приверженцев других направлений, например, символизма

Один из ярчайших образцов лирики акмеистов — стихотворение А. А. Ахматовой «Я научилась просто мудро жить». Оно наглядно демонстрирует отличительные черты этого течения: стройность, лаконичность и образность. Темы, которые поднимала Ахматова в своих стихах, были самые разные. Любовь, семья, родина, война, смерть – о чём бы она ни писала, везде сквозили её величие, мужество и честность.

Поэтические символы

Лирическую героиню обуревают противоречивые мысли и эмоции. Она ищет опору, которая поможет почувствовать себя умиротворённой, и для этого использует несколько символов. Вот что, по мнению молодой женщины, олицетворяет домашний уют:

  1. Пушистый кот. Ласковый питомец умильно мурлыкает и лижет руки, от этого на душе становится спокойно.
  2. Огонь. Это классический символ тепла, очага и дома. Он виден на башенке лесопильни. Нетрудно догадаться, что там живёт счастливая семья.
  3. Аист. Его крик «изредка прорезывает тишь». Эта птица, слетевшая на крышу, — явственный знак судьбы. Аист символизирует семейное благополучие и считается признаком чистоты, целомудрия и скорого появления потомства.

Последние строки адресованы супругу, с которым мысленно Ахматова уже попрощалась навсегда. В словах «мне кажется, я даже не услышу» отражено предчувствие скорого расставания. Грядущие события воспринимаются поэтессой как неизбежность. Всё, что она может, — принять это кротко и с достоинством.

Композиция и жанр

Композиция стихотворения представлена четырьмя строфами. Первые 4 строки — зачин. В нём говорится о том, что героиня обрела покой. Факт представляется свершившимся, хотя в действительности это было не так. Следующие 2 строфы занимает рассказ лирической героини о жизни. Она повествует о том, что делает:

  • прогуливается;
  • любуется красотой природы;
  • возвращается к ласковому коту и уютному очагу.

Но в последней строке сквозит неуверенность, выраженная словами «мне кажется». Таким образом, композиционно текст разделён на 3 части. Мысль развивается логично и последовательно, в завершение у читателя возникает ощущение неопределённости: лирическая героиня не до конца решила для себя, хочет ли она, чтобы любимый вернулся, или ей милее покой и одиночество.

В глубине души рассказчица понимает: обретённое спокойствие ещё не значит, что впредь не придётся испытать потрясений. В этом и заключается основная мысль поэтических строк.

Жанровую принадлежность можно определить как лирическое стихотворение, содержащее элементы описания пейзажей. Если послушать этот стих с музыкальным сопровождением, можно легко понять, что он очень похож на песню. В нём используются средства выразительности нескольких видов. Повествование затрагивает такие аспекты:

  • жизнь и чувства героини (и автора);
  • душевные метания;
  • желание спокойной жизни.

В произведении использована точная рифма, стихотворный размер — пятистопный ямб. Эти особенности помогают точно передать эмоциональный настрой рассказчика и показать противоречивость устремлений. С одной стороны, героиня смотрит на жизнь философски и как бы безучастно, а с другой — она не уверена, что впредь ей не захочется вернуться к яркому и мятежному прошлому. Средства выразительности, использованные в тексте:

  1. Инверсия. «Яркий разгорается огонь».
  2. Метафора. «Крик прорезывает тишь», «огонь загорается», «утомить тревогу».
  3. Эпитеты. «Озёрная лесопильня», «пушистый кот», «яркий огонь», «тленная жизнь», «жёлто-красная рябина», «ненужная тревога», «весёлые стихи».

Краткий анализ

Стих «Я только научился жить мудро» был написан в стремлении к семейному очагу из-за разочарования в браке с Гумилевым. Композиция разделена на четыре строфы и три части, последняя из которых резюмирует произведение.

В этом лирическом стихотворении присутствуют инверсии «и огонь пылает ярко на башне лесопилки озера», а также эпитеты (веселые стихи, яркий огонь, пушистый кот и т.д.) и метафоры (огонь горит и пневматическая тревога.

Текст

Я научился жить мудро
Закрой глаза и молись Богу
И бродить задолго до вечера,
Утомить бесполезную тревогу.

Когда в овраге шелестят лопухи
А там рябина желто-красная,
Сочиняю смешные стихи
О скоропортящейся, скоропортящейся и прекрасной жизни.

Я иду обратно. Он лижет мою ладонь
Пушистый кот нежнее мурлычет,
И огонь загорается ярко
На озере башня лесопилки.

Только изредка тишина сокращается
Крик летящего на крышу аиста.
И если ты постучишь в мою дверь,
Думаю, я даже слушать не буду.

1912 год

Аудиозапись

Напоследок аудиозапись стихотворения Марины Никитиной, которая поможет вам понять его глубину и быстрее выучить строки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: