«песня последней встречи» — анализ стихотворения анны ахматовой

Образец анализа стихотворения Песня последней встречи Ахматовой

Краткое содержание

Стих состоит из четырех четверостиший и его условно можно разделить на две части — героиня выбегает из дома, и потом она мысленно объясняется с любимым. Произведение начинается с того, что женщина волнуется и переживает, чувства настолько захватили ее, что она вечером надевает перчатку не на ту руку.

Ее эмоциональное состояние настолько напряжено, что три ступени ей кажутся длинной лестницей. Ей слышится голос любимого в кленовых листах, который просит ее умереть вместе с ним. Героиня без промедления соглашается с этим.

В своем стихотворении поэтесса отразила важную идею — любовь не умирает от ссор, но после разлуки она начинает сжигать сердца влюбленных. Смерть в тексте не означает физическую кончину, только духовную. Оттого переживания героини такие сильные.

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

Анна Ахматова является одной из немногих
представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как
женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не
только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.
Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему
периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной
женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.
Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после
бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение
мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила
множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось
тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила
Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано
или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между
тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась
верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно
относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный
незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной
вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое
воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали
той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя
таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем
своих произведений.

Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты
взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая,
зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую
рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях
ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух
близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его
героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала
руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что
«терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою
неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли
возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить
по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее
мыслями, желаниями и поступками.

Не менее
тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения,
который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь
догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко
придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин.
Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных
штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал
стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить
возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную
фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы
растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно
– нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна
Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в
такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям
возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот
прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя
вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за
нелепой ссоры.

«Я научилась просто, мудро жить…» Анна АхматоваЯ научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик
аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Умру с тобой

Милый просит умереть с собой? И тут нет особого таинства – возможно, вчерашний любимый человек просто не хочет, чтобы его недавняя девушка кому-то доставалась. Фактор собственничества – не более, но героиня воспринимает его по-своему и желает умереть с ним. Ей кажется, что это слова от боли, а это лишь нежелание делиться даже тенью.

Из последнего четверостишия мы видим фон последней встречи, когда дом любви становится пуст и только в спальне, месте финального свидания, ещё горят свечи, хотя их свет равнодушно-жёлтый и тускнеет с каждой минутой. Помним, что жёлтый цвет издавна считается цветом разлуки, так что он выбран Ахматовой для героини не случайно.

Стихотворение наполнено безысходной тоской, когда боль ещё пульсирует в сердце, но с каждым ударом пульс ослабевает, даря надежду на выздоровление. Строки легко читаются и, несмотря на 1911 год написания, близки многим современным девушкам, пережившим или переживающим боль разлуки.

Последнее стихотворение — Ахматова А.

Одно, словно кем-то встревоженный гром, С дыханием жизни врывается в дом, Смеется, у горла трепещет, И кружится, и рукоплещет.

Другое, в полночной родясь тишине, Не знаю откуда крадется ко мне, Из зеркала смотрит пустого И что-то бормочет сурово.

А есть и такие: средь белого дня, Как будто почти что не видя меня, Струятся по белой бумаге, Как чистый источник в овраге.

А вот еще: тайное бродит вокруг — Не звук и не цвет, не цвет и не звук, — Гранится, меняется, вьется, А в руки живым не дается.

Но это. по капельке выпило кровь, Как в юности злая девчонка — любовь. И, мне не сказавши ни слова, Безмолвием сделалось снова.

И я не знавала жесточе беды — Ушло, и его протянулись следы К какому-то крайнему краю, А я без него. умираю

«Последнее стихотворение» Ахматовой, анализ

Данный цикл является последней прижизненной книгой поэтессы и состоит из 10 стихотворений, объединенных мотивом «поэта и поэзии». «Последнее стихотворение» датируется 1959 г. и относится к поздней лирике поэтессы, когда она все чаще обращается к философским размышлениям о жизни, любви, творчестве, смерти. Темой этого стихотворения является тема поэтического «ремесла», творчества и относится оно к так называемой философской лирике. Здесь автор рассказывает о стихах, о том, какими они бывают, как они «приходят» к поэту.

Композиционно произведение можно разделить на 5 частей, в каждой из которых дано описание появления разных стихов.

В сюжете можно проследить, как стихи, подобно неким сущностям, «врываются» в жизнь лирического героя, «крадутся», «струятся», «бродят». Отдельно выделяется «выпившее по капле кровь», но бесследно «ушедшее» стихотворение, без которого герой «умирает». И перед читателем предстает образ «ускользнувшего» вдохновения.

Стихотворение написано амфибрахием, имеет парную рифму. Тут присутствуют такие тропы, как олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры. В стихотворении есть ассонанс – во многих строках повторяется звук «о», что добавляет произведению выразительности.

Из стилистических фигур здесь наблюдается градация, по которой различные типы стихов расположены в порядке убывания, согласно степени «яркости» своего «прихода» в мир поэта. Но в двух последних строфах видно описание стихотворения, наиболее поразившего автора своей силой и неуловимостью.

Поскольку Ахматова являлась акмеистом, то и в «Последнем стихотворении» видны черты этого литературного течения: острота слова, четкость композиции, изображение переживания.

Изучив анализ «Последнего стихотворения», обратите внимание на другие сочинения:

Тематическое направление

В произведении автор развивает традиционную для литературы тему — расставание двух влюбленных. Повествование подается через женский взгляд на происходящие события. Центральный образ — лирическая героиня, душевное состояние которой можно понять уже из первой строки.

Мысли женщины путаются, напряжение и боль навевают ей образ любимого, и его голос ей слышится даже в листьях деревьев. При чтении становится понятно, что мужчина тоже страдает, он просит возлюбленную уйти из жизни вместе с ним, а она без раздумий соглашается. Однако в этой смерти заложена идея не физической кончины, а душевного краха, когда оба персонажа понимают, что внутри что-то сломалось, раскололось на части.

Женщина в конце решается взглянуть на место, которое принесло ей боль и расставание с любимым, но не замечает ничего, кроме тусклого света свечей. Поэтесса специально пишет про желтый цвет, который считается символом разлуки.

Стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки…

Все внутри нее оборвалось. Она едва себя сдерживала, но все же нашла силы притвориться хотя бы внешне, что все во порядке, что «шаги» ее «легки», как у беззаботного человека. Но ее смятение мы все же обнаруживаем в следующих строках:

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Так, эта маленькая бытовая деталь создает целый образ, через который мы живо представляем себе внутреннее смятение героини. Далее этот образ, эта картина наполняется рукой художницы слова новыми деталями быта, которые также расширяют наше понимание душевных переживаний лирической героини:

Показалось, что много ступеней, А я знала, их только три!

Она, как мы может почувствовать, прочитав первые шесть строк, все же не может владеть собой. Ей так больно, что даже количество ступеней она в точности определить не в состоянии. Далее героиня вступает в диалог с «шепотом осенним». Причем начинает его не она. Конечно, он надуман. Героиня, скорее, хотела бы, чтобы он был, потому что любому человеку, который испытывает сильнейшие страдания, хочется кому-то рассказать о своем горе. Именно поэтому Ахматова вводит этот диалог в стихотворение. Он исполнен трагизма и обреченности, потому что одушевленный поэтессой осенний шепот тоже несчастен:

Я обманут, слышишь, унылый, Переменчивой, злой судьбой.

Он как бы высказывает вслух мысли лирической героини, которая, приметив рядом родственную душу, готова согласиться на его просьбу:

Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. – Умру с тобой…»

Четвертая строфа, можно сказать, является развязкой столь эмоционального повествования. В ней экспрессия сменяется смиренной безнадежностью, подводится итог чувствам, которые уже не вернуть. И опять А. Ахматова наполняет последние строки бытовыми деталями, которые красноречиво рассказывают о неизбежности расставания:

Это песня последней встречи, Я взглянула на темный дом, Только в спальне горели свечи Равнодушно – желтым огнем.

Поэтесса называет огонь свечей «равнодушно-желтым». Этот эпитет является самым ярким символом стихотворения, который позволяет нам понять, что встреча лирической героини с возлюбленным была последней. Именно из-за «него». Во-первых, свет горел именно в его спальне, огонь их был равнодушным, а значит, таким был и «он». В-третьих, неслучаен здесь и желтый цвет. Издавна считается, что желтый – это цвет разлуки. Таким образом, поставив эти два слова рядом (равнодушный и желтый), Ахматова создает невидимый, на первый взгляд, образ «его», который равнодушен к любящей его женщине. Мастерством А.Ахматовой можно только восхищаться. Она умела приручать самые тонкие оттенки бурных чувств и надевать на них уздечку бытовых деталей

Как можно было убедиться в этом стихотворении, поэтесса замечает мельчайшие подробности повседневной жизни, придавая им гораздо более важное значение: это и легкие шаги, и перчатка, надетая не на ту руку, и ступенька на крыльце дома, и темный дом, и свечи. Особая напряженность стихотворения достигается А.Ахматовой за счет ритма, неровного из-за последней строки каждого четверостишия – излюбленного приема поэтессы. Эти строки намного короче трех предшествующих

Экспрессия стихотворения выражается и знаками препинания. В кульминационных четверостишиях, втором и третьем, преобладают восклицательные знаки. В этом стихотворении нет необычных эпитетов и сравнений, но оно исполнено образности и лиризма, потому что при его перечитывании перед глазами возникают настоящие театральные сцены

Эти строки намного короче трех предшествующих. Экспрессия стихотворения выражается и знаками препинания. В кульминационных четверостишиях, втором и третьем, преобладают восклицательные знаки. В этом стихотворении нет необычных эпитетов и сравнений, но оно исполнено образности и лиризма, потому что при его перечитывании перед глазами возникают настоящие театральные сцены.

Жанр и композиция

Анализ стихотворения Ахматовой «Муза» выделяет две основные композиционные части. В первой лирическая героиня ожидает прихода музы и вдохновения, находится в состоянии предвкушения диалога. Часть вторая отражает сам приход, состоявшийся диалог поэтессы и её покровителя. События характеризуются динамичностью. Создаётся ощущение быстрого, стремительного движения в короткий срок. А это добавляет эмоциональности, градуса накала событий, создаёт эффект неожиданности.
Отнести стихотворение можно к жанру философской лирики. Всё потому, что в основе сюжета присутствуют рассуждения о человеческих ценностях, особенно духовных. Есть таинственность и некая мистичность. Третья отличительная черта – наличие поэтического диалога.

История появления на свет

Данное стихотворение увидело мир в 1911 году, автор стихотворения опубликовалась в издании «Вечер». Читатели, которые ознакомились с произведением немного позже, были уверены в том, что автор данного стихотворения провожала собственного мужа на войну. Однако если сопоставить временные рамки, то приходит понимание, что стихотворение нельзя приурочить к военным событиям.

Естественно возникает логический вопрос, о ком писала Ахматова, а самое главное, зачем? Для того, чтобы действительно докопаться до истины следует углубиться в мемуары Анны. Поэтесса сама призналась в том, что ее произведения иногда бывают излишне драматичным и сентиментальны. Удивительно то, что она сама поддавала свое творчество критике. Однако, Ахматова виртуозно придавала своим произведениям чувственности, наполняя их искренними человеческими эмоциями, передавая слабости. К сожалению, далеко не многим авторам действительно удалось преодолеть подобную вершину в своих произведениях.

Если рассматривать любовные нотки в произведении, то нельзя говорить о том, что автор имитировал эти чувства. В тот период Анна Андреевна была в браке и абсолютно счастлива со своим избранником. А вот, расставание, которое стало концовкой произведения, было выдумкой. Однако, именно этим действам удалось передать верность чувств, особую теплоту.

Структурный и композиционный анализ

Творение Анны Андреевной Ахматовой представлено монологом лирического персонажа женского пола. Повествование можно разделить на две части: в первой описывается, как героиня покидает здание после ссоры, во второй — ее воображаемый разговор с мужчиной.

Жанр и стихотворный размер

Произведение Ахматовой относится к литературному направлению — элегия. Этому свидетельствует боль, горечь и разочарование, с которым ведет монолог главная героиня. Творение русской поэтессы представлено пятистопным ямбом. Строфы написаны с употреблением перекрестной АВАВ-рифмовки. Автор использует как женскую, так и мужскую рифму.

Средства выразительности

Для передачи чувств влюбленных Анна Андреевна прибегает к литературным приемам. Они же — отличный способ реализации авторской идеи. В тексте стихотворения применены:

  • метафоры — «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой, переменчивой, злой судьбой».
  • эпитеты — «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Особенностью любовной лирики А. А. Ахматовой, даже той, что относится к раннему творчеству, является правдоподобность. После прочтения стиха становится понятно, что поэтесса не использует сравнения, но пишет так реально, будто сама переживает боль, грусть и горечь расставания.

Тема

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

«Ода Вольность» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – идея, жанр, история создания, лирический герой

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Основная идея

Смысл стихотворения «Песнь о последней встрече» — это трагедия любящего человека, гонимого роком чужих событий. Ахматова не приводит конкретных причин расставания. Все происходит “потому что нельзя иначе”. Знать бы, как выглядит это “иначе”, выходит, оно нескончаемо привлекательно, раз судьба так яро отваживает нас он него.

Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно. Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”. Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.

Таким образом, главная мысль стихотворения «Песнь о последней встрече» заключается в невыразимом страдании любящих сердец, обреченных судьбой на разлуку: она дала ему клятву умереть вместе с ним, и эта встреча стала последней. Возможно, именно потому, что обещание было выполнено…

Роль женщин в стихотворении «Песня о последней встрече»

Строки этого стихотворения наполнены женской эмоциональностью и чувственностью. Героиня стихотворения, вероятно, олицетворяет собой многих женщин, которые остаются ждать своих мужей, отцов, сыновей после войны.

Женщина в стихотворении проявляет верность и преданность. Она ждет своего возлюбленного, несмотря на то, что он может не вернуться. Вместе с тем она не сдаётся и пытается сохранить свои чувства, веря в то, что он вернётся. Она ищет его по глазам других людей, по звуку приближающегося транспорта и не сдается, пока не убедится в том, что любимый не вернется.

Однако наряду с определенной силой и силой духа, женщина также выглядит уязвимой. Она ждет, находится в неопределенности и одиночестве, и ее чувства и сердце зависят от мужчины.

В стихотворении Ахматовой женщины изображаются как символы верности, любви и храбрости после войны. Они остались стоять вопреки всему и, будучи черезвычайно уязвимыми и униженными, продолжают ждать и любить своих мужей и родных.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество А.
Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. До Ахматовой
история знала немало женщин-поэтесс, однако лишь ей суждено было стать женским
голосом своего времени и перешагнуть затем через все временные рубежи. После
первого же сборника стихов Ахматова воспринимается как тонкий художник женской
любви во всех ее проявлениях. Ее любовную поэзию отличает глубокий психологизм.
Однако ахматовская лирика любви – это прежде всего лирика разрыва, утраченного
чувства. А потому доминирующим настроением таких стихотворений становится
настроение печали. Ярким примером всего вышесказанного может стать стихотворение
А. Ахматовой «Песня последней встречи».

Стихотворение
написано в 1911 году, то есть это произведение ранней лирики Ахматовой,
вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер». Драматизм темы ощущается уже
в самом названии стихотворения: встреча не какая-нибудь, а «последняя». Сюжетом
поэтического повествования служит движение мысли и чувства лирической героини,
характер которой проявляется уже с первых строк стихотворения. Используя прием
контраста (антитезы), поэтесса тем самым подчеркивает горделивость натуры
героини, не желающей раскрываться в своих чувствах:

Так беспомощно
грудь холодела,

Но шаги мои
были легки.

Однако душевное
состояние лирической героини Ахматова передает с помощью своего излюбленного
приема «говорящей детали»:

Я на правую
руку надела

Перчатку с
левой руки.

Отрешенной от
реального мира, ей, спустившейся по знакомым трем ступеням, показалось, что их
было «много». И в этом противопоставлении «кажущегося» и действительного явно
ощутим разлад между душой героини и ее сознанием. Сердцем она, по-видимому, еще
с тем, кого уже мысленно вычеркнула из своей жизни: не случайно о «нем»
лирическая героиня не обмолвится ни словом.

Душевному
состоянию героини созвучна «одушевленная» природа (или это созвучие только
кажущееся ей?). Таким образом, в стихотворении мотив разлуки переплетается с
мотивом смерти, беспощадного рока. Героине, от того, что она оказывается не
единственной жертвой «переменчивой, злой судьбы», на мгновение как будто
становится легче, и она с нежностью произносит: «Милый, милый!» И этот «шепот
осенний» лирическая героиня принимает за «песню последней встречи». А «темный
дом», на который она бросает прощальный взгляд, видится нам немым свидетелем
ушедшей любви. Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, потому что
горят теперь «равнодушно-желтым» огнем, желтый цвет разлуки венчает эту
короткую лирическую исповедь.

Настроение
безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне:
«грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой … злой судьбой», «последней
встречи», «темный дом», «равнодушно-желтым огнем». На фонетическом уровне на
протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук
«у», усиливающий ощущения уныния, печали. Мотив утраты подчеркивается и тем, что
в стихотворении все глаголы используются исключительно в прошедшем времени.

Вообще следует
отметить, что поэтическая речь Ахматовой не отличается богатством
изобразительных средств. Не противоречит этому замечанию и данное
стихотворение. Говоря словами Пушкина, ему присуща «прелесть нагой простоты».
Эта простота ахматовской речи вместе с искренностью интонации, создающейся
благодаря частому использованию местоимения «я», делает стихотворение особенно
близким и понятным читателям (и в первую очередь конечно читательницам).

Оттенок
задушевности, доверительности придает интонации и выбранный поэтессой
стихотворный размер анапест, известный своей «певучестью». А ритмический сбой в
последней строке первой строфы («Перчатку с левой руки»), думается, далеко не случаен:
он подчеркивает душевное смятение лирической героини.

Таким образом,
стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной
теме, по своему весьма оригинально. Описывая всего лишь путь героини,
простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее
совсем недавняя счастливая жизнь, поэтесса рассказала нам о полной драматизма
женской судьбе.

Лирическая
героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от того,
что называется женским счастьем. Так, многим знакомая жизненная ситуация под
пером еще молодого мастера слова становятся лирическим шедевром.

Жанр произведения, направление и размер

Принадлежность произведения к определенному жанру можно понять уже из названия, поэтесса сама дает читателю подсказку. Однако, некоторые литераторы придерживаются мнения, что это произведение настолько переполнено чувствами, что точно его классифицировать невозможно.

Однако произведение также можно отнести к жанру элегия, который характерен конкретными признаками:

  • Главный герой произведения – обычный простой человек.
  • Присутствует поэтический параллелизм.
  • Для произведения характерны чувственные диалоги, которые порождают некий дисбаланс.

Если говорить об определенном литературном течении, то ранние стихи Ахматовой можно безоговорочно отнести к акмеизму. С наступлением Сталинской эпохи в творчестве автора прослеживается символизм. Рассматривая конкретное произведение, четко видно направление акмеизм:

  • В произведении происходит описание конкретных чувств человека, его состояние и отношение к окружающему мире.
  • Центром произведения является человек с его внутренними переживаниями, которые проецируются на окружающий мир.

Говоря о размере произведения, следует отметить один достаточно интересный факт, не смотря на небольшой объем стихотворения, оно написано в размере диметр. Стих состоит из четырех куплетов по четыре строки. Каждый из куплетов условно разделен еще на два. В каждых двух первых строках куплетов строго соблюдается дактиль, а вот в остальных двух строках каждого куплета размерность уже теряется.

В остальном произведение полностью соответствует классическим нормам русской поэзии.

Анна Ахматова — Творчество: Стих

Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо… Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. 5 ноября 1936, Фонтанный Дом

Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.

Изобразительный синтаксис

Внешняя простота, завершенность речевого потока достигается использованием двусоставных предложений и пар однородных членов, оформленных союзом И. Однако стихотворение не оставляет впечатление эмоциональной инертности. Экспрессивность стихотворения создается стилистическими фигурами речи.

Следует обратить внимание на инверсию («У озерных грустил берегов», «здесь лежала его треуголка» и др. ). Мы знаем, что инверсия относится к числу стилистических фигур и неожиданный порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения

Использование порядка слов в стилистических целях в данном фрагменте («У озерных грустил берегов») подчёркивает одиночество лирического героя, для которого «озерные берега» были местом вдохновения, раздумий. В другом фрагменте («здесь лежала его треуголка») на первое место ставится обстоятельственное слово

Мы знаем, что инверсия относится к числу стилистических фигур и неожиданный порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения. Использование порядка слов в стилистических целях в данном фрагменте («У озерных грустил берегов») подчёркивает одиночество лирического героя, для которого «озерные берега» были местом вдохновения, раздумий. В другом фрагменте («здесь лежала его треуголка») на первое место ставится обстоятельственное слово

Зачем? Автору было очень важно сказать читателю, что именно «здесь» бывал Пушкин

Особо выразительно и психологически значимо в тексте многоточие («устилают низкие пни»), сигнализирующее о душевном волнении героини, обращённой в далёкое прошлое. Ведь именно у него, у Пушкина, Ахматова училась подлинности поэтического слова. Именно Пушкин всегда был для неё тем родником духовности, к которому постоянно хочется припадать.

А. С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого» как-то заметил: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Сегодня я, читая стихотворение Анны Ахматовой, попыталась прикоснуться к этой занимательной науке.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Песнь о последней встрече» создают мрачную осеннюю атмосферу заката любви:

  1. “беспомощно грудь холодела” — метафора. Этим приемом Ахматова чрезвычайно емко описывает чувство всеохватывающего страха, которое окутывает каждого, замирающего в ожидании удара судьбы, чья неизбежность очевидна. Подобное чувство испытывает и героиня, идущая на последнюю встречу с человеком, любовь к которому более чем вечна — безвременна.
  2. “шепот осенний” — синекдоха. Чтобы наделить динамикой сцену описываемого расставания, возлюбленный героини показывается уже на порядок покинувшим ее. В момент, когда он объясняется, он теряет физическое воплощение, и от него остается лишь шепот — то, чем вынуждена довольствоваться покинутая женщина, чья душа вопит от осознания случившегося.
  3. “унылой, переменчивой, злой судьбой” — эпитеты. Ряд удачно подобранных эпитетов, в красках описывающих эгоизм и нахальство судьбы по отношению к людям — большего не скажешь.
  4. “И я тоже. Умру с тобой.” — парцелляция. Разделяя точкой не просто целостное предложение, а подлежащее и сказуемое, что вовсе выбивается из правил русского синтаксиса, Ахматова демонстрирует решимость и серьезность своей героини. Она не просто вторит возлюбленному, поддерживая драматический тон происходящего. Она, как и многие из нас, поначалу автоматически отражает эмоции любимого, стоящего перед ней, затем прерывается, делая паузу (и обозначенную точкой), обдумывает свои слова и приходит осознанию их душевной подлинности, рациональности, понимает, что на этом моменте ее жизнь рискует оборвать свой цвет надолго, возможно, навечно. На это уже способен не каждый. Лишь трижды живой (любящий).
  5. “песня последней встречи” — метафора. Навряд ли тяжелое расставание, окрашенное столь сильными взаимными чувствами героев, можно ассоциировать с песней, ассоциирующейся в русском культурном пространстве с другим эмоциональным полем. И уж тем более не место песне там, где есть сбитое дыхание, непросыхающие слезы и бьющееся артериальной канонадой сердце.
  6. “равнодушно-желтым огнем” — эпитет. После расставания героиня чувствует себя безразличной к каким бы то ни было проявлениям мира. Пропал катализатор чувств — любовь, и все вокруг становится постылым и безыдейным. Потому и свечи горят не “задумчивым янтарем” или “пламенной искрой”, а именно “равнодушной-желтым огнем”.

Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

Стихотворение описывает несколько последовательных этапов, при которых рождается поэтическое творчество, состоящих, по мнению поэтессы, из первоначальной некой загадочности, мысленной запутанности, перерастающей в мелодичное звучание, а затем и появления творческого вдохновения, заключающегося в сложении звучащих в мыслях слов в рифмы и создания целостных лирических поэтических образов.

Произведение представляет собой сочетание символического и романтического жанров, которые совместно создают ощущение чудесной, таинственной и фантастической атмосферы творчества, при этом используемые приемы символизма и романтизма в стихотворении поэтессы отличаются от традиционных.

С литературоведческой точки зрения, стихотворение относится к авторефлексивному тексту, состоящему из трех частей, в которых на протяжении повествования лексическая структура подвергается видоизменению, что создает впечатление о противопоставлении двух разных образных миров в виде обычного, реального существования и внутреннего мира поэта, отражающего его духовное настроение в момент создания творческого произведения.

Главной задачей поэта изображается его способность услышать рождающиеся в его душе звуковые мотивы для того, чтобы впоследствии перевести услышанную звуковую мелодию в словесную оболочку.

Эмоциональную и смысловую окраску стихотворению придают используемые поэтессой легкие рифмы, заключающие в себе восхитительную мягкость и особое очарование, создающие вкусовое ощущение каждого выражения.

Отличительной особенностью произведения является изображение поэтессой мира собственной фантазии в виде литературного процесса в качестве мистического события, происходящего под влиянием высшей силы, тем самым утверждая, что поэтический талант, с помощью которого на свет рождаются удивительные творения, дается человеку по божьей воле, без непосредственного волеизъявления автора.

Состояние, которое чувствует творческий человек, поэтесса называет неким отрешением, трансом, позволяющим прикоснуться к мировому ходу времени и ощутить все чувства людей в настоящем, прошлом и будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: