Илья муромец и калин-царь

Былина «три поездки ильи муромца» для читательского дневника

Илья в ссоре с князем Владимиром

Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую — собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему — меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.

Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду.

Реклама:

Короткий пересказ «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Краткое содержание Илья Муромец и Соловей разбойник

Илья имел богатырскую силу. Не зная куда ее деть, оставил отца и мать и пошел сражаться за землю киевскую за князя Владимира. Он побывал утром в городе Муроме и помолился там в церкви. А к вечеру планировал быть в Киеве. Когда подъехал к Чернигову, то увидел, что будто бы черные вороны, окружили город войска большие. И нет возможности там ни пешком пройти, ни конем проехать. Сразился Илья с тем войском, и победил его.

Люди Чернигова, пустившие его в город, просили стать их воеводой, но Илья не согласился, а попросил указать ему путь на Киев. Узнал он от людей, что самым близким путем никто не ходит и не ездит, она поросла травой и заложена колодами, что по этой дороге, возле болота и старой березы сидит на высоком дереве Соловей-разбойник, Одихмантов сын. Свистит он как соловей, орет как зверь. От его свиста все к земле клониться, а если кто-то с людей подойдет, — все мертвые лежат.

Но идти прямой дорогой люди боялись. Была и другая дорога, но она была в тысячу верст, а прямой путь был в пятьсот верст. Илья выбрал прямой путь, страшный для других, но не для него, — путь, который перекрыл Соловей-разбойник. Поехал Илья на своем коня богатырском прямой дорогой. Быстро пронесся через долины, речки и горы.

Когда он уже был у речи Смородинки, темного болота и у старой березы, то страшилище засвистело и закричало. Тут же конь под богатырем упал на колени. Пришлось Илье Муромцу силой заставлять лошадь идти дальше. После чего выпустил богатырь стрелу из своего лука и попал Соловью-разбойнику прямо в глаз. И свалился тот на землю.

Русский силач, прицепив его к конской упряжке с правой стороны, и поехал к гнезду соловья. В соловьином гнезде ждали соловья его три дочери. Старшая выглянула в окно и сказала, что приближается их отец и везет с собой человека. И средняя сказала то же, выглянув в окошко. А когда в окно выглянула самая меньшая, то сказала, что, то человек везет на коне их отца с выбитым правым глазом. Вышли зятья сражаться с Ильей Муромцем в чистом поле, но Соловей-разбойник приказал им бросить оружие на землю и пригласить богатыря к себе в гнездо, А дома накормить и напоить, и одарить. Но Илья Муромец в гости идти не захотел, а поехал в город Киев.

А в Киеве в это время князь Владимир, помолившись в церкви, готовился к обеду в большой гостевой комнате.

Остановил Илья во дворе своего коня и вошел в комнату из белого камня. Перекрестился, князю Владимиру и его родственникам поклонился. И начал князь расспрашивать молодца откуда он и как его зовут, и кто родители его. И ответил Илья, что с утра еще в церкви был в городе Муроме, а к обеду планировал быть уже в Киеве. Ехал кратчайшим путем, мимо речки Смородины, около кривой березы и креста Левонидов.

Не поверил ему князь, сказал что, тот врет ему и в глаза смеется. Что возле Черниговского моста стоят вражеское войско, там птица не пролетит, и зверь не пробежит, и конем не проехать. А дальше по прямой дороге на Киев сидит на дереве Соловей-разбойник.

Рассказал тогда Илья князю о своих победах, и тот поспешил к Соловью-разбойнику, увидев его, приказал ему князь засвистеть. Но того уже покормил Илья Муромец, и злодей сказал, что, кто кормит, тот и приказывает. Тогда Илья Муромец приказал ему князя потешить. Тот попросил полтора ведра вина для того, чтобы исцелились свои раны. Вино принесли, Соловей-разбойник его выпил и засвистел по-соловьиному, и зарычал по-звериному. От его свиста крыши теремов наклонились, часть людей упали мертвыми, а князь испугался и соболиной шубой укрылся.

Выехал Илья Муромец конем в чистое поле и вывез с собой Соловья-разбойника. Отрубил ему голову, приказывая, что, не издеваться ему больше над простыми людьми. И стали все после этого считать Илью Муромца первым богатырем в русским.

Добрыня Никитич – второй по значению богатырь былин киевского цикла. В былине «Добрыня и Змей» он совершает ратный подвиг – одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Добрыня и Змей» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Сюжет былины вышел из древнейшего сказочного фольклора.

Как оформлять читательский дневник в 4 классе

В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:

  1. Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
  2. Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
  3. Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
  4. Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.

Особенности былины

Именно так писал известный исследователь В.Я.Пропп, оценивая особенности известных преданий о борьбе богатырей с татарами. Это действительно особенный род преданий, поскольку он позволяет увидеть события, происходившие в далёком прошлом, глазами наших предков.

Здесь очень достоверно – пусть и в былинной поэтической форме – продемонстрированы исторические события. Как считает историк В.И.Калугин, былина «Илья Муромец и Калин-царь» и вовсе имеет особое значение. Она рассказывает не о конкретном сражении (к примеру, битве на Куликовом поле), а обобщает длительное противостояние русских и татар, демонстрируя силу и мужество защитников Руси.

Князь Владимир обвинил Илью в намерении свергнуть его с престола и приказал заточить муромского героя в подземелье / Степан Гилев / artstation.com

Вопросы и ответы к былине А. К. Толстого «Илья Муромец»

  1. Большая часть былины А. К. Толстого пред­ставляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представле­ны в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает поэт? Вчитайтесь в монолог Ильи Муромца и найдите в нем противопоставле­ния (антитезы). Как они подчеркивают жизненную позицию героя?

Монолог представляет собой разверну­тое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклица­тельные предложения передают эмоцио­нальное состояние героя, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых за­слугах. Речь Ильи построена на многочис­ленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богаты­ри — старый Илья; служба у князя — сво­бода, к которой стремится богатырь; душ­ная жизнь в Киеве — просторы природы.

Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у кня­зя — в этом заключена жизненная пози­ция героя.

Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Как автор характеризует в них настро­ение и переживания героя?

Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев ли­цом, с наслаждением вдыхает запахи при­роды, воздух свободы, дикой воли и про­должает свой путь.

Тургенев о. Об­ращаясь к давнему прошлому, поэт искал в нем идеал гармонической личности. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении?

Поэт воспевает в былинном герое муд­рость, внутреннюю сдержанность, соче­тающиеся с богатырской мощью и силой.

Думы о «красоте нашей истории» Толстой соединял с мыслями о «красоте нашего языка», широко опираясь в своих былинах и балладах на народно-поэтический стиль. Какие элементы бы­линного стиля использовал поэт в стихотворении «Илья Муромец»?

В стихотворении использован напев­ный былинный стих, размеренность ре­чи, обращения, характерные для были­ны, постоянные эпитеты (богатырский конь).

В русской былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» Илья, «разгневанный» и «раздраженный» тем, что стольный князь Влади­мир забыл позвать его как «лучшего богатыря» «на почестный пир», стал стрелять из лука по «ма­ковкам золоченыим», которые «отпали на сыру землю». Положив в основу своего стихотворения былинный конфликт русского богатыря с князем Владимиром, Толстой во многом смягчил его. Ка­ким предстает в этом конфликте Илья Муромец?

Илья в стихотворении А. К. Толстого предстает более мудрым и сдержанным, он не дает волю гневу, не выплескивает разрушительную силу, а приходит к вы­воду, что, потеряв службу, он обретает го­раздо большее — свободу. Материал с сайта //iEssay.ru

Сопоставляя народные былины об Илье Му­ромце и стихотворение Толстого, можно просле­дить судьбу героя в ее развитии. Попытайтесь со­здать такое жизнеописание.

Илья Муромец до 33 лет пролежал на печи, и сила богатырская пробудилась в нем только в связи с необходимостью по­стоять за землю-матушку. Калики пере­хожие вручают Илье меч русского богаты­ря Святогора. С тех пор Илья Муромец за­щищал Русь, бескорыстно служил родине и народу. Он одержал победы над Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Калином-царем вместе с его несметным вой­ском и совершил еще много славных под­вигов.

Сказание о чудесном исцелении богатыря

Самым удивительным является то, что Илья с самого рождения был болен, и не мог ходить, пока ему не исполнилось тридцать лет. Но, видимо, именно благодаря болезни, он воспитал в своей душе огромное терпение, кротость и смирение, за что получил от Бога великое предназначение встать во главе войска, чтобы защищать землю русскую.

Вместе с ним защищали Русь и другие богатыри, реально жившие в то время, но именно Илья, несмотря на свое крестьянское происхождение, сумел возглавить их. Другие богатыри были молоды и горячи, в их душах кипели страсти, которые выливались в открытое противостояние. И им нужен был именно такой предводитель, значительно превосходящий их в телесной силе и мудрости, готовый объединить и примерить.

Художник Васнецов, в своей известной картине «Три богатыря», запечатлел образы троих русских богатырей.

Именно эти слова отражаются на полотне, символизируя значимость каждого персонажа.

То, что Илья Муромец избран Богом, очевидно. Свою силу он приобретает чудесным образом: от святых старцев. Однажды, в дом к Илье, где он, как обычно, лежал, пришли «калики перехожие» и потребовали, чтобы он встал и принес им напиться воды. Илья не мог ходить, но, не посмев ослушаться старцев, попытался встать. И за свою кротость был исцелен Богом.

В этом сюжете очень важен факт испытания веры Ильи. Ведь недаром Господь Бог говорит о том, что каждый получит по вере своей. Если человек полон решимости и обладает сильной волей, то на него непременно снизойдет Божья благодать. И Илья доказал Создателю, что он достоин быть избранным. Потому как нужно иметь истинно великую веру, чтобы по требованию странников, попытаться встать, зная, что это невозможно.

Илья же не только встает, но и приносит им доверху наполненное ведро воды. Но вместо того, чтобы взять воду, старцы велят Илье выпить ее. После чего спрашивают, что он ощущает. На что Илья отвечает, что слышит в себе такую силу, что готов дерево с корнем из земли вырвать.

Тогда старцы просят его принести еще одно ведро воды и так же дают ему его выпить. Илья пьет, а святые опять его спрашивают, что он слышит в себе. На что богатырь отвечает, что смог бы повернуть землю.

Старцы считают, что этой силы будет слишком много для Ильи и просят его принести и выпить третье ведро воды. Илья слушается, сил у него становится меньше, и святые, решив, что ему достаточно будет силы, уходят.

Получив великую силу чудесным образом, Илья не возгордился, а отнесся к ней как к дару, который был послан ему, чтобы защищать русский народ от напастей. Он бескорыстно служил людям до самой старости, став образцом духовной и телесной силы.

Короткий пересказ «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Краткое содержание Илья Муромец и Соловей разбойник

Илья имел богатырскую силу. Не зная куда ее деть, оставил отца и мать и пошел сражаться за землю киевскую за князя Владимира. Он побывал утром в городе Муроме и помолился там в церкви. А к вечеру планировал быть в Киеве. Когда подъехал к Чернигову, то увидел, что будто бы черные вороны, окружили город войска большие. И нет возможности там ни пешком пройти, ни конем проехать. Сразился Илья с тем войском, и победил его.

Люди Чернигова, пустившие его в город, просили стать их воеводой, но Илья не согласился, а попросил указать ему путь на Киев. Узнал он от людей, что самым близким путем никто не ходит и не ездит, она поросла травой и заложена колодами, что по этой дороге, возле болота и старой березы сидит на высоком дереве Соловей-разбойник, Одихмантов сын. Свистит он как соловей, орет как зверь. От его свиста все к земле клониться, а если кто-то с людей подойдет, — все мертвые лежат.

Но идти прямой дорогой люди боялись. Была и другая дорога, но она была в тысячу верст, а прямой путь был в пятьсот верст. Илья выбрал прямой путь, страшный для других, но не для него, — путь, который перекрыл Соловей-разбойник. Поехал Илья на своем коня богатырском прямой дорогой. Быстро пронесся через долины, речки и горы.

Когда он уже был у речи Смородинки, темного болота и у старой березы, то страшилище засвистело и закричало. Тут же конь под богатырем упал на колени. Пришлось Илье Муромцу силой заставлять лошадь идти дальше. После чего выпустил богатырь стрелу из своего лука и попал Соловью-разбойнику прямо в глаз. И свалился тот на землю.

Русский силач, прицепив его к конской упряжке с правой стороны, и поехал к гнезду соловья. В соловьином гнезде ждали соловья его три дочери. Старшая выглянула в окно и сказала, что приближается их отец и везет с собой человека. И средняя сказала то же, выглянув в окошко. А когда в окно выглянула самая меньшая, то сказала, что, то человек везет на коне их отца с выбитым правым глазом. Вышли зятья сражаться с Ильей Муромцем в чистом поле, но Соловей-разбойник приказал им бросить оружие на землю и пригласить богатыря к себе в гнездо, А дома накормить и напоить, и одарить. Но Илья Муромец в гости идти не захотел, а поехал в город Киев.

А в Киеве в это время князь Владимир, помолившись в церкви, готовился к обеду в большой гостевой комнате.

Остановил Илья во дворе своего коня и вошел в комнату из белого камня. Перекрестился, князю Владимиру и его родственникам поклонился. И начал князь расспрашивать молодца откуда он и как его зовут, и кто родители его. И ответил Илья, что с утра еще в церкви был в городе Муроме, а к обеду планировал быть уже в Киеве. Ехал кратчайшим путем, мимо речки Смородины, около кривой березы и креста Левонидов.

Не поверил ему князь, сказал что, тот врет ему и в глаза смеется. Что возле Черниговского моста стоят вражеское войско, там птица не пролетит, и зверь не пробежит, и конем не проехать. А дальше по прямой дороге на Киев сидит на дереве Соловей-разбойник.

Рассказал тогда Илья князю о своих победах, и тот поспешил к Соловью-разбойнику, увидев его, приказал ему князь засвистеть. Но того уже покормил Илья Муромец, и злодей сказал, что, кто кормит, тот и приказывает. Тогда Илья Муромец приказал ему князя потешить. Тот попросил полтора ведра вина для того, чтобы исцелились свои раны. Вино принесли, Соловей-разбойник его выпил и засвистел по-соловьиному, и зарычал по-звериному. От его свиста крыши теремов наклонились, часть людей упали мертвыми, а князь испугался и соболиной шубой укрылся.

Выехал Илья Муромец конем в чистое поле и вывез с собой Соловья-разбойника. Отрубил ему голову, приказывая, что, не издеваться ему больше над простыми людьми. И стали все после этого считать Илью Муромца первым богатырем в русским.

Добрыня Никитич – второй по значению богатырь былин киевского цикла. В былине «Добрыня и Змей» он совершает ратный подвиг – одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Добрыня и Змей» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Сюжет былины вышел из древнейшего сказочного фольклора.

Литература

  1. Anitschkow N. and Chalatow S. (1983). Classics in arteriosclerosis research: On experimental cholesterin steatosis and its significance in the origin of some pathological processes by N. Anitschkow and S. Chalatow, translated by Mary Z. Pelias, 1913. Arteriosclerosis, Thrombosis, and Vascular Biology .3, 178-182;
  2. Климов А.Н. Причины и условия развития атеросклероза. Превентивная кардиология. М.: «Медицина», 1977. — 260–321 с.;
  3. Cox R.A. and Garcia-Palmieri M.R. Cholesterol, triglycerides, and associated lipoproteins. Clinical methods: the history, physical, and laboratory examinations (3rd Edition). Boston: Butter-worths, 1990. — 153–160 p.;
  4. Grundy S.M. (1978). Cholesterol metabolism in man. West. J. Med. 128, 13–25;
  5. Википедия: «Липопротеины»;
  6. Wójcicka G., Jamroz-Wisniewska A., Horoszewicz K., Beltowski J. (2007). Liver X receptors (LXRs). Part I: Structure, function, regulation of activity, and role in lipid metabolism. Postepy Hig. Med. Dosw. 61, 736–759;
  7. Calkin A. and Tontonoz P. (2010). Liver X Receptor signaling pathways and atherosclerosis. Arterioscler. Thromb. Vasc. Biol. 30, 1513–1518;
  8. S. Acton, A. Rigotti, K. T. Landschulz, S. Xu, H. H. Hobbs, M. Krieger. (1996). Identification of Scavenger Receptor SR-BI as a High Density Lipoprotein Receptor. Science .271, 518-520;
  9. Vrins C.L.J. (2010). From blood to gut: Direct secretion of cholesterol via transintestinal cholesterol efflux. World J. Gastroenterol. 16, 5953–5957;
  10. Van der Velde A.E. (2010). Reverse cholesterol transport: From classical view to new insights. World J. Gastroenterol. 16, 5908–5915;
  11. Wilfried Le Goff, Maryse Guerin, M.John Chapman. (2004). Pharmacological modulation of cholesteryl ester transfer protein, a new therapeutic target in atherogenic dyslipidemia. Pharmacology & Therapeutics .101, 17-38;
  12. Липидный фундамент жизни;
  13. Наночастицами — по «плохому» холестерину!.

Неравный бой

Обрадовался Владимир – он-то думал, что уже давно погиб богатырь в сыром подземелье от холода и голода. Позвал Илью Владимир в свои палаты, рассказал о беде, которая нависла над Киевом. Конечно, богатырь согласился помочь – как мне кажется, это было исполнение своего долга не перед несправедливым правителем, но перед родной землёй и своим народом.

Хотел собрать Илья Муромец своих товарищей и вместе с ними выступить против огромной рати врага. Да только все богатыри отказались защищать Киев. «Владимир лишь своих бояр жалует, а нам – одни гонения», – отвечали богатыри. Надо признать, они говорили правду.

Но Илья не мог оставить людей в беде. Выехал он один против многотысячного войска Калин-царя. Несчастливо завершилась его битва. Много татар потоптал конь Ильи, многих сразил его меч, да только сам он на исходе сражения оказался в плену. Привели богатыря к Калин-царю, а тот ему и говорит: «Знаю я о твоих подвигах. Такой человек достоин большого почёта. Не служи Владимиру, Илья, служи мне, царю Калину! Я тебя озолочу».

Пленный богатырь отказался от всех богатых даров татарского царя и стал вырываться из плена / Степан Гилев / artstation.com

Какие черты характера воспитывает сказка

Всем известна присказка «сказка — быль…». Не исключение — и «Три богатыря». Эта сказка несет в себе огромнейший воспитательный потенциал. «Три богатыря» — сказка о честных братьях, которые, благодаря хорошему воспитанию и честности, смогли достойно пройти испытания судьбы. В образах братьев воспеваются следующие черты:

  • Трудолюбие. Братья воспитаны в труде, они уважают его и верят, что только трудом смогут добиться счастливой жизни.
  • Уважение родителей. Вспомните, как выслушали богатыри отца, не сказав ему ни слова в укор.
  • Беспокойство друг о друге. Ребята стойко охраняют сон друг друга, даже в экстренных ситуациях они думают не о себе, а об отдыхе братьев.
  • Неравнодушие. Кенджа не оставляет разбойников, видя, что они замышляют злое дело, и не убегает в ужасе от них, а думает, как перехитрить злодеев и предотвратить преступление.
  • Честность. На обеде у шаха богатыри открыто рассказывают все как друг другу, так и самому шаху, чем заслуживают его уважение и симпатию.
  • Верность. Братья верны друг другу, верны они заветам отца. Верность любимым хранят и принцессы – дочери шаха, которые идут за своими мужьями, оставив пышный дворец и роскошную жизнь.

Ну и конечно, храбрость.

Кто автор былин об Илье Муромце

Версий существует несколько. Согласно одной из них, тексты написаны Филоном Кмита-Чернобыльским, воеводой, который владел имением рядом с Киевом. Жил он в 16 веке. Пишет Филон о богатыре былинном, защитнике земель русских, звавшегося Ильей Муравлениным. Еще известны былины киевского цикла, где фигурирует тоже богатырь, но его подвиги не имеют никакого отношения к Киеву. Германские эпические поэмы рассказывают о могучем витязе Илье Русском, княжеского рода. Норвежский автор в саге “Тидрек” или “Вилькина” в 1250 г. писал о том, что у русского князя по имени Гертнита был сын незаконнорожденный по имени Илииас, который, якобы, приходился братом Владимиру Мономаху по отцовской линии. А вот известный историк Абзалов С.Н, собрал более полный свод упоминаний, им были обнаружены 53 былины, в которых только в пятнадцати главный персонаж – Илья Муромец.

Уроки

Во-первых, Илья Муромец — пример настоящего героя. Он не только обладает невероятной силой и мужеством, но и является символом добра и справедливости. Он готов отдать свою жизнь за защиту родины и защиту своих близких. В этом герое мы видим пример для подражания — быть сильным, но и правильно использовать эту силу.

Во-вторых, в былине мы видим, что справедливость всегда побеждает. Илья Муромец сражается с Калин-царем, который заточил в пещере прекрасную девушку. Несмотря на то, что Калин-царь обладает магическими способностями, Илья Муромец находит силы и умения победить его. Это нас учит, что даже самый мощный враг может быть покорен, если мы верим в себя и боремся до конца.

В-третьих, былина «Илья Муромец и Калин-царь» нас учит о значимости дружбы и поддержки. Во время сражения с Калин-царем, Илья Муромец не оставляет своих товарищей на произвол судьбы. Он помогает им, поддерживает их и вместе они сражаются до победного конца

Этот урок говорит нам о том, что вместе мы сильнее, и важно поддерживать своих близких и друзей в трудные моменты

В итоге, былина «Илья Муромец и Калин-царь» учит нас многим важным урокам. Она показывает нам, что сила воли и вера в себя могут преодолеть любые преграды

Она учит нас о важности справедливости и борьбы за нее. И, наконец, она учит нас о значимости дружбы и поддержки

Все эти уроки актуальны и в нашей жизни — они помогают нам быть сильнее, вернее и справедливее. Поэтому, давайте берем пример с Ильи Муромца и применяем эти уроки в своей жизни!

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.

Жизненный путь: легенды и факты

  1. 1168 год – Илья отправляется в Киев, чтобы служить князю Владимиру. Речь идет не о Владимире Красно Солнышко, который упомянут в былинах. Он умер в 1015 году, но народная молва продлила ему жизнь, сделав героям богатырских былин. И даже не о Владимире Мономахе – он закончил свою жизнь в 1125 году. Скорее всего, богатырь едет к Владимиру Мстиславовичу, который дважды захватывал и некоторое время удерживал власть в Киеве, поскольку это было время княжеских междоусобных войн. Большую же часть своей военной биографии Илья служил князю Святославу – правнуку Мономаха, – защищая Русь от половцев, а в дальнейшем – его сыну Игорю.
  2. К 1168 году относится и его наиболее известный подвиг – победа над Соловьем-Разбойником по дороге в Киев. Направлявшиеся в город торговые караваны нередко подвергались нападениям половцев и разбойников – хорошо обученных воинов, устраивавших засады и грабивших торговцев. Скорее всего, Илья победил одного из них, которого прозвали Соловьем за умение оглушительно свистеть. Он освободил прямой торговый путь к столице и завоевал благодарность не только правителя, но и народа.
  3. 1168–1178 годы – время военных походов. Будучи проницательным политиком, Святослав стремится объединить князей в целях противостояния внешнему врагу. Он предпринял первый успешный поход, в котором участвует и Илья. Разгромлено немало вражеских полчищ. По легендам, богатырь побеждает противников с помощью чудесных предметов – меча-кладенца и булавы, подаренной богатырем Святогором.
  4. Святослав принимает Илью в свою дружину. Крестьянский сын становится участником всех битв десятилетия, а затем – прославленным воином. Одно из преданий приписывает ему прозвище «Чеботок», полученное после того как Илья отбился от врагов чоботом, или сапогом.
  5. Защита границ страны, битвы с иноплеменными захватчиками, среди которых хазары, половцы, татары и полумифические Калин Царь, Тугарин, Идолище Поганое; походы в дальние земли, дружба или единоборство с другими богатырями, ссора с Владимиром Красно Солнышко – распространенные сюжеты былин. Они до сих пор не исследованы до конца, так же как и их связь с реальными историческими фактами.
  6. 1185 год – сын князя Игорь Святославич собирает дружину из семи тысяч воинов, которая отправляется в поход в половецкую землю. Русское войско терпит жестокое поражение. Это событие описано в «Слове о полку Игореве». В бою участвует Илья, чудом избежав гибели. После этих событий он принимает решение стать монахом и больше никогда не брать в руки оружия.
  7. В том же 1185 году Илья приезжает в Киево-Печерскую лавру. Постригший его игумен Василий выражает надежду, что воин будет защищать монастырь от половецких набегов, но Илья твердо заявляет о своем решении. Он принимает имя Илии, в честь пророка, и ведет аскетический образ жизни.
  8. 1 января 1188 года князь Рюрик Ростиславович нападает на Киев, приведя с собой союзников половцев (битва упоминается в «Повести временных лет»). Они врываются в лавру. Инок Илия, видя поругание святыни и смерть братьев, все-таки поднимает меч, но гибнет от удара копья в область сердца. Ему было примерно 45-50 лет.
  9. 1643 год – Илия, в числе 69 подвижников лавры, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
  10. 1963 год – состоялось первое исследование мощей Илии Печерского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: