Краткое содержание «вечера на хуторе близ диканьки» (н. в. гоголь)

Н.в. гоголь, «вечер накануне ивана купала»: краткое содержание

Содержание повести[]

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти  к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петербург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков

Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дьячок рассказал своим слушателям о чудном деле, о котором поведал ему дед. Раньше на месте села стоял хутор, на нём часто появлялся и пьянствовал Басаврюк. Это был дьявол в образе человека.

У казака Коржа была дочка-красавица, Пидорка. Её полюбил Петро, работник Коржа, но отец девушки решил выдать её за богатого ляха.

Узнав об этом от Ивася, шестилетнего брата девушки, Петро пошёл с горя в шинок и встретил там Басаврюка. Тот пообещал много денег за одно дело. Следующим вечером, накануне праздника Ивана Купала, они пошли по болотам. Велел Басаврюк Петру сорвать папоротник, как только он зацветёт. Когда Петро сорвал цветок, вокруг всё зашумело. Показалась избушка, из неё выбежала собака, превратилась она в кошку, а кошка — в старуху. Басаврюк сказал Петру слушаться её. Указала ведьма парню в земле клад, но сундук нельзя было достать, так как он уходил всё глубже. Старуха сказала, что клад Петро получит, если достанет человеческую кровь, и подвела к нему мальчика Ивася. Петро ударил его ножом, и ведьма выпила кровь Ивася. Петро прибежал домой. Проспав двое суток, он ничего не помнил и, увидев мешки с золотом, не понял откуда они.

Корж, узнав, что его работник разбогател, отдал ему дочь в жёны. Вскоре Петро стал не в себе: молчал, смотрел на мешки с золотом и всё хотел что-то вспомнить. Уговорила жена колдунью помочь Петру, но тот, увидев старуху, крикнул, что вспомнил, метнул в неё топор, но не попал. Ведьма исчезла, а в хате стоял Ивась. Сестра кинулась к брату, но тут хата осветилась красным светом от крови, которой покрылся мальчик. В испуге Пидорка выбежала в сени, а когда хотела вернуться, чтобы помочь брату, дверь не открылась. Сбежались люди, высадили дверь. В хате никого не было, только дымился пепел на месте, где стоял Петро. В мешках же были черепки.

Пидорка ушла на богомолье и не вернулась больше в хату. А Басаврюк объявился в тот же день, когда исчез Петро. Люди поняли, что это сатана, принимающий облик человека. Чтобы завладеть кладами, которые не даются нечистой силе, он заманивает хлопцев. Хуторяне переселились в село, но Басаврюк и там пугал их.

Сейчас в селе всё спокойно, но иногда слышно, как в старом шинке при дороге всхлипывает чёрт.

Как не надо читать Гоголя

Вокруг имени Гоголя вот уже более полутора столетий непрестанно циркулируют слухи и домыслы, основанные на его «даре предвидения» и «связях с потусторонними силами». Что ж, любой талантливый писатель всегда немного провидец. Но иногда окололитературные заметки носят чуть ли не пародийный характер. Особенно это касается толкований гоголевских текстов с точки зрения мистических учений. Всё это далеко от настоящего литературоведения, поэтому отнеситесь к приведённому ниже примеру «толкования» с изрядной долей иронии. На этот раз давайте обратимся к «Запискам сумасшедшего» (1834). 

«Записки сумасшедшего» (иллюстрация Татьяны Сугачковой)

Итак, если взять за основу тот факт, что любимой цифрой Гоголя была цифра 9 (а это действительно так), можно предположить, что в «Записках сумасшедшего» он предрёк … дату своей смерти — 1852 год. Как же связаны девятка и четырёхзначное число? 

Гоголь родился в 1809 году, именины отмечал в Николин день, 9 мая (по старому стилю). Отсюда становится понятна мистическая привязанность писателя к цифре 9. В заметках, сделанным Поприщиным (главным героем повести) находим следующее обозначение даты: qvɐdʚǝф 349, которое можно расценить как символ смерти, обозначающий своей перевёрнутостью окончание жизненного пути. 

Как известно, Гоголь умер в 1852 году, когда ему должно было бы исполниться 43 года, в феврале (21 февраля по старому стилю), и цифра 9 в данном контексте предстаёт как обозначение фигуры самого автора «Записок сумасшедшего». (на самом деле эта перевёрнутая дата, по мнению известного филолога В. А. Лукина, является «инструкцией к прочтению повести ещё раз, от начала к концу по числовому «надтексту»).

«Записки сумасшедшего» (иллюстрация Татьяны Сугачковой)

Есть в «Записках сумасшедшего» и дата «Год 2000 апреля 43», что тоже можно интерпретировать как «мистическое предвидение» автором года своей смерти. Девятка на сей раз отсутствует, зато есть число 43 и, а нули тоже можно принять за букву «О» — «ОООО». Именно так — псевдонимом «ОООО» молодой Гоголь иногда подписывал свои ранние публикации, имея в виду: «НикОлай ГОгОль-ЯнОвский»…

Что ж, Гоголь, как известно, был человеком очень впечатлительным. И даже на фоне произведений современников-романтиков, запугивающих читателей всеми мыслимыми и немыслимыми существами и их проделками, его повести смотрелись устрашающе. Как и любой не в меру впечатлительный гражданин, Николай Васильевич постоянно думал о смерти. Думать о смерти, конечно, писателям не возбраняется, но не до такой же степени, чтобы все цифры и числа, упоминаемые авторами на страницах произведений, были напрямую связаны с желанием вычислить-таки дату предполагаемой кончины. Совпадение? Совпадение…

Литература: 

Денисов В. Д. Первая повесть Гоголя: исторический и литературный контекст // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2008. Вып. 4. Ч. I. С. 10—18.

Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Аналитический минимум — М.: Ось-89, 2005.

Очень краткий пересказ

Повесть начинается с того, чтов зимнюю ночь накануне Рождества черт крадет месяц с неба, чтобы кузнец Вакула не смог дойти к своей любимой Оксане. После этого он через дымоход проникает в дом матери кузнеца — ведьме Солохе. Луна возвращается на свое место.

Как только Солоха начинает разговор с чертом, слышится стук в дверь. Ведьма прячет нечистую силу в мешок. Пришедших один за другим в гости к видной женщине сельского голову, дьяка и казака Чуба героиня также прячет в мешки. Когда возвращается домой сын Вакула, он решает вынести мешки из дома.

На улице кузнец встречает возлюбленную с подружками. Они идут колядовать. Оксана сообщает влюбленному парню, что если он принесет ей царские башмаки-черевички, то она выйдет за него замуж. Главный герой бросает мешки на дороге, и, взяв меньший мешок с собой, идет с ним к Пацюку.

Оставшиеся на дороге мешки кум и Оксана начинают развязывать и с удивлением выпускают оттуда важных людей села.

Придя к знахарю, парень просит его помочь найти черта. Но, понимает, что его искать не нужно, так как черт сидит у него в мешке. Молодой человек седлает нечистого и велит ему отвезти его поскорей к царице Екатерине. Прибыв во дворец Вакула получает желанную обувь.

Тем временем Оксана понимает, что также любит Вакулу, и горько сожалеет о том, что так вела себя с ним. Молодой человек возвращается от царицы и отдает любимой подарок. Он просит Оксаниной руки у казака Чуба. После согласия отца, молодые женятся и в скором времени у них рождаются дети.

Как не надо читать Гоголя

Вокруг имени Гоголя вот уже более полутора столетий непрестанно циркулируют слухи и домыслы, основанные на его «даре предвидения» и «связях с потусторонними силами». Что ж, любой талантливый писатель всегда немного провидец. Но иногда окололитературные заметки носят чуть ли не пародийный характер. Особенно это касается толкований гоголевских текстов с точки зрения мистических учений. Всё это далеко от настоящего литературоведения, поэтому отнеситесь к приведённому ниже примеру «толкования» с изрядной долей иронии. На этот раз давайте обратимся к «Запискам сумасшедшего» (1834). 

«Записки сумасшедшего» (иллюстрация Татьяны Сугачковой)

Итак, если взять за основу тот факт, что любимой цифрой Гоголя была цифра 9 (а это действительно так), можно предположить, что в «Записках сумасшедшего» он предрёк … дату своей смерти — 1852 год. Как же связаны девятка и четырёхзначное число? 

Гоголь родился в 1809 году, именины отмечал в Николин день, 9 мая (по старому стилю). Отсюда становится понятна мистическая привязанность писателя к цифре 9. В заметках, сделанным Поприщиным (главным героем повести) находим следующее обозначение даты: qvɐdʚǝф 349, которое можно расценить как символ смерти, обозначающий своей перевёрнутостью окончание жизненного пути. 

Как известно, Гоголь умер в 1852 году, когда ему должно было бы исполниться 43 года, в феврале (21 февраля по старому стилю), и цифра 9 в данном контексте предстаёт как обозначение фигуры самого автора «Записок сумасшедшего». (на самом деле эта перевёрнутая дата, по мнению известного филолога В. А. Лукина, является «инструкцией к прочтению повести ещё раз, от начала к концу по числовому «надтексту»).

«Записки сумасшедшего» (иллюстрация Татьяны Сугачковой)

Есть в «Записках сумасшедшего» и дата «Год 2000 апреля 43», что тоже можно интерпретировать как «мистическое предвидение» автором года своей смерти. Девятка на сей раз отсутствует, зато есть число 43 и, а нули тоже можно принять за букву «О» — «ОООО». Именно так — псевдонимом «ОООО» молодой Гоголь иногда подписывал свои ранние публикации, имея в виду: «НикОлай ГОгОль-ЯнОвский»…

Что ж, Гоголь, как известно, был человеком очень впечатлительным. И даже на фоне произведений современников-романтиков, запугивающих читателей всеми мыслимыми и немыслимыми существами и их проделками, его повести смотрелись устрашающе. Как и любой не в меру впечатлительный гражданин, Николай Васильевич постоянно думал о смерти. Думать о смерти, конечно, писателям не возбраняется, но не до такой же степени, чтобы все цифры и числа, упоминаемые авторами на страницах произведений, были напрямую связаны с желанием вычислить-таки дату предполагаемой кончины. Совпадение? Совпадение…

Литература: 

Денисов В. Д. Первая повесть Гоголя: исторический и литературный контекст // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2008. Вып. 4. Ч. I. С. 10—18.

Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Аналитический минимум — М.: Ось-89, 2005.

Анализ:

Ряд повестей вошли в это произведение. Захватывающие события, придуманные автором, включают  в себя и народные легенды, и элементы мистики. Поэтому сборник может быть интересен не только школьникам (изучается по обязательной программе), но и взрослой аудитории.

История создания:

«Вечера на хуторе» — это сборник, состоящий из 2-х томов. Первая из опубликованных книг Гоголя. Первый том был издан в 1831 году, второй – в 1832. Писателю на момент издания было всего лишь 22 года. Произведение сразу же получило массу восторженных отзывов, в том числе от А.С. Пушкина и поэта Евгения Баратынского. Отдельные повести неоднократно экранизировались.

Состав сборника с кратким содержанием сюжета:

Итак, в первую часть включены (по порядку):

— «Сорочинская ярмарка» — история о том, как находчивому парню удалось жениться на богатой и красивой панночке;

— повесть «Вечер накануне Ивана Купалы» — о том, что жадность не приведет к счастью, – главный герой, чтобы женится на богатой девушке, заключает сделку с дьяволом и убивает ее брата;

— «Майская ночь («Утопленница») – о том, как молодому казаку ради женитьбы на любимой девушке, приходится помочь призраку утопленной панночки, а та помогает ему;

— повесть «Пропавшая грамота» — полное сатиры произведение о том, как незадачливый дед уснул и потерял все свое имущество – его украла нечистая сила. Но потом он вернул все, сыграв в карты с ведьмой – перекрестив карты, ему удалось выиграть.

Вторая часть состоит из:

— повести «Ночь перед Рождеством» — кузнец Вакула, влюбленный в надменную красавицу Оксану, выполняет ее желание о царских черевичках. Хитростью ему удается оседлать черта и доехать до царицы Екатерины в Петербург. Вакула женится на Оксане;

— «Страшная месть» — история с плохим концом о мести предков, казак Данило, его жена и сын погибают от рук отца жены, злого колдуна;

— незаконченной повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» — история мелкого дворянина Ивана Шпоньки, который поехал требовать законное наследство и познакомился при помощи своей тетушки с красавицей Машенькой;

— повести «Заколдованное место» — о том, как нечистая сила издевалась над старым крестьянином, когда тот искал клад.

Повествование свободно перетекает из одного времени в другое – из 19 века в 18-й и 17-й, и обратно.

Жанр

Небольшие по объему, произведения, вошедшие в «Вечера на хуторе близ Диканьки», считаются повестями. Написаны они в жанре мистического романтизма. Благодаря лиричному слогу и поэтичности изложения, повести легко читаются. Местами автор включил и простонародную речь. Это не портит общего впечатления от сборника, наоборот, делает его более фольклорным и колоритным.

Основная тема произведения

Главная тема, присутствующая во всех повестях – справедливая победа человека над нечистью, честности над обманом и алчностью, добра над злом. Описывая истории персонажей, автор доносит до читателей мысль, что деньги не всегда приносят счастье, особенно нажитые нечестно. Также Гоголь наглядно показывает, как земные страсти подчиняют человека, и он оказывается под властью темных сил. При этом добродетель и вера спасают и защищают.

Основная мысль повестей понятная – все тайны и постыдные секреты в конце концов становятся явью, а зло будет обязательно разоблачено и наказано. При этом отрицательные персонажи нарисованы автором реалистично и с юмором.

В увлекательной и забавной форме Гоголь передает читателям известную истину – жить следует по совести, в согласии и мире с окружающими, а также важно проявлять сострадание к другим, помогать и не бросать в беде. Тогда темные силы не навредят, а «чертовщина» отступит

Особенности «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Сюжеты повестей построены на контрасте. Грустное и смешное, великое и мелкое, идут рука об руку, подчеркивают и украшают друг друга. Поэтому, даже несмотря на мистические явления, произведения легко воспринимаются, а персонажи кажутся очень реальными, живыми.

Автор поэтически изображает сражение добра со злом в лучших христианских традициях. Народные легенды и предания мастерски вплетены в нить повествования.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Сорочинская ярмарка

Парень явно не шутил. Он обошел всю ярмарку, но нашел свою красотку. Симпатия была взаимной. Сладкими речами умаслил он девоньку, растопив ее сердце раз и навсегда.

Солопий тем временем увлекся разговорами с мужиками о торговле пшеницы. Ему сразу сказали, что место здесь проклятое. Нечистая сила в этих местах водится. Торговли хорошей ждать не приходится. Со страху обернулся Черевик назад и увидел дочь, обнимающуюся с парубком.

Рванул он к ничего не замечающей вокруг паре. Парубок не растерялся. Сразу перешел к делу, попросив руки невесты у будущего тестя. Женихом оказался Голопупенков сын. Узнали они друг друга. Одобрил выбор дочери Солопий. Закрепили это дело горилкой.

Супруга Солопия новости о скорой свадьбе не обрадовалась. Узнав, о ком идет речь, Хивря встала в позу. Не бывать этому! Другой жених нужен для их дочери.

Неудобно было Черевику отказывать Грицько, но против жены он не смел идти. Опечалился парень, что свадьбы не будет. Сидит пригорюнившись. Мимо проходил цыган. Узнав причину грусти, пообещал он Грицько, что будет Параска его, но при одном условии. Он должен продать ему волов за копейки.

Хавронья, пока мужа с дочерью не было дома, привечала у себя поповича Афанасия Ивановича. Свиданию помешали раздавшиеся у ворот голоса. Пришлось Хавронье прятать гостя куда подальше во избежание объяснений.

По ярмарке пробежал слушок, что объявилась красная свитка. Сатана в образе свиньи. Черевик заявился домой с кумом. Кум рассказывает все, что знает о красной свитке. В самом страшном месте его повествования в доме разбивается окно и за ним показалась ужасная свиная рожа.

Ужас сковал всех по рукам и ногам. В доме началось твориться что-то невообразимое. Попович из своего укрытия грохнулся из-под потолка на пол. Кум со страху спрятался под подол своей супруги. Черевик вместо шапки напялил на голову горшок и выскочил в нем из дома на улицу. Устав бежать куда глаза глядят, он в изнеможении упал на землю.

Цыгане услышали крики. Интерес побудил их пойти и узнать в чем дело. Зрелище было комичным. Солопий лежал, распластавшись на земле, а сверху на нем сидела его жена. Шум и хохот цыган вывел их из оцепенения. Они долго глядели на толпу цыган, пытаясь сообразить, что к чему.

Досыпать пошли к куму. Под утро Хавронья растормошила Солопия. Пора вести лошадь на ярмарку продавать. Умывшись, он потянулся за полотенцем, вместо которого в руках у него оказалась свитка.

На ярмарке к нему подошел цыган. Поинтересовался, что продает. Пока один специально отвлекал его вопросами, другой незаметно перерезал узду и увел лошадь. Вместо нее привязали кусок красной тряпки. Солопий, увидев тряпку и приняв ее за свитку, в ужасе бежит прочь.

Цыгане догоняют беглеца и предъявляют ему обвинение в краже лошади у хорошего человека. Солопия связывают. На помощь ему, якобы случайно, приходит Грицько. Он обещает освободить его, но при условии, что Параску отдадут за него. Черевик соглашается. Выбора у него не было.

Параска готовится к свадьбе. Она счастлива. Кружится перед зеркалом и напевает любовные песни. Черевик тоже рад такому повороту, приплясывая рядом с дочерью. Хавронья попыталась сорвать торжество, но цыгане быстро поставили вредную бабу на место.

Вечер накануне Ивана Купала

Данное действо необходимо провести именно в ночь на Ивана Купала, иначе все напрасно. Петро соглашается на сделку с дьяволом, подписав себе приговор. Он выполнил все условия. Как ему и обещали, стал богатым, женился на любимой, но прожил с ней недолго. Вскоре сошел с ума и умер.

Майская ночь, или утопленница

Утопленница пришла к Левко во сне и попросила его отомстить за нее мачехе. Он исполнил ее просьбу, а взамен получил от нее письмо, адресованное его отцу. Когда Левко проснулся, письмо в руке было настоящим. Он передал его отцу. После прочтения послания, мнение относительно свадьбы кардинально изменилось. Он не мог перечить комиссару, приказавшему поженить молодых. Удостоверившись, что это именно почерк, он дает свое согласие на брак.

Второстепенные герои и их характеристика

  • Ведьма — старуха, сгорбленная в дугу, со сморщенным лицом, похожим на печёное яблоко, и крючковатым носом. Ведьма, живущая на окраине леса в избе на курьих ножках в Медвежьем овраге. Колдунья Яга, способная превращаться в любых животных и людей.
  • Ивась — мальчик шести лет, невинное дитя с добрым сердцем. Младший сын Коржа, родной брат Пидорки, убитый обезумевшим Петрусем ради золота Басаврюка.
  • Корж — старый казак, у которого работал Петро, отец Пидорки и Ивася. Человек, падкий на деньги и богатства.
  • Фома Григорьевич — старый дьячок местной церкви, рассказчик истории о Петро и Басаврюке.

Сделка с Басаврюком

Теперь начинается основная часть произведения «Вечер накануне Ивана Купала». Краткое содержание повествует нам о Басаврюке, «дьяволе в человеческом облике», который среди другого люда шатается вокруг. Он никогда, даже в Светлое Воскресенье, не ходил в церковь, зато дарил девушкам такие безделушки, которые кусали, давили их и насылали по ночам кошмары.

На селе жил в ту пору старый казак Корж, у которого была дочь-красавица Пидорка. И работал у него Петрусь, по прозвищу Безродный. Как-то старик приметил, что молодые люди полюбили друг друга. Он сначала хотел побить Петруся, но за него заступился шестилетний Ивась, младший братишка Пидорки. Но от изгнания из дома разгневанного казака это юношу не спасло.

Вскоре по хутору поползли слухи о том, что в дом Коржа повадился захаживать некий лях, весь в золоте, и дело идет к свадьбе. Ивась прибегает к Петрусю, чтобы передать от сестры известие – она лучше умрет, чем выйдет за ляха. С горя юноша пошел в шинок, где к нему подошел Басаврюк. Нечистый предложил свою помощь в обмен на цветок папоротника.

Петрусь согласился, и условлено было встретиться в Медвежьем овраге в ночь перед праздником Ивана Купала, т. к. только в это время цветет папоротник. Пробираются они в полночь через болота, и Басаврюк показывает пригорки, на которых растут цветы, а среди них и папоротник.

Очень краткий пересказ повести «Ночь перед Рождеством»

В ночь перед Рождеством в Диканьке все готовятся к празднику. Из трубы одной из хат вылетает ведьма и, никем не замеченная, начинает собирать в рукав звезды.

Рядом с ней внезапно оказывается черт: он крадет сиявший на небе месяц, прячет его в карман. Ясная рождественская ночь в один миг становится совершенно темной. Казак Чуб вместе с кумом собираются идти в гости, где ждут их «варенуха и водка, настоянная на шафране».

Из-за наступившей тьмы они уже решили остаться дома, так как найти дорогу в полной темноте без месяца трудно: можно заблудиться. Посовещавшись и подумав, Чуб с кумом все же решают попытать счастья и отправиться к дьяку пить варенуху.

Однако черту этого не хотелось бы: он желает напоследок, пока еще есть у него сила, пока не наступил святой праздник, отомстить кузнецу Вакуле, намалевавшему на него обидную «карикатуру». Для этого ему нужно, чтобы Чуб остался дома. Тогда Вакула не осмелится прийти гости к красавице-дочери Чуба, Оксане.

Черт утраивает метель, Чуб с кумом поворачивают к дому, но из-за метели теряют друг друга из вида.

В это время к Оксане приходит Вакула. Он влюблен, а гордая девушка насмехается над ним.Тут в двери дома постучали: это Чуб наконец нашел дорогу домой. Вакула отворяет. Не узнав хозяина, парубок «угощает» его кулаками, так как из-за насмешек Оксаны пребывает не в духе.

Чуб решает пойти в гости к матери Вакулы и, «по совместительству», ведьме, — к Солохе. Это она собирала звезды, когда в небе показался черт, укравший месяц. Солоха – вдова, баба зажиточная и хозяйственная, и собой недурна. Она ловко обходится со всеми, присматриваясь, какую бы выгоду от кого из самых видных казаков в деревне получить.

Так, к ней «похаживают» голова (староста), дьяк, зажиточный казак Свербыгуз. Даже черта сумела очаровать Солоха – он стал ее любовником. Но среди поклонников Солохи больше всех интересовал эту неординарную женщину Чуб — вдовец, имевший хорошее большое хозяйство, и Солоха была бы не прочь присоединить эти богатства к своим.

В рождественскую ночь к Солохе друг за другом приходят: голова, казак Свербыгуз, дьяк, черт и Чуб. Не желая, чтобы каждый из поклонников прознал об остальных, Солоха решает спрятать их. Быстро найти укрытие не получается – но на глаза хозяйке попадаются огромные мешки, лежащие посреди избы (в них сын ее принес уголь). Сначала в мешке оказывается черт, затем голова, дьяк и Чуб.

В это время домой возвращается грустный Вакула, которому гордая Оксана велела достать царицыны черевички – и только при таком условии согласилась выйти за него замуж. В избу Солохи снова стучатся, и она выходит в огород, чтобы выслушать нового гостя, это казак Свербыгуз.

Вакула, получивший невыполнимое задание от Оксаны, пребывает в печали. Полежав на лавке в раздумьях, он решает немного прибраться к празднику – все-таки завтра Рождество – и вынести мешки с углем, лежащие посреди хаты.

Поднимает их, удивляется, что мешки резко потяжелели, и уносит из избы. На улице, встретив компанию девушек и среди них – Оксану, Вакула кидает мешки (кроме одного) в снег. Так горько кузнецу, что едва ли не хочет он расстаться с жизнью. Тут его осеняет идея: надо сходить к толстому Пацюку, который, говорят, имеет связи с потусторонним миром. Может, Пацюк сумеет помочь кузнецу достать черевики?

У Пацюка Вакула узнает, что буквально держит черта у себя за спиной. Вынув нечистого из мешка и оседлав его, Вакула велит мчаться в столицу к императрице. Черт доставляет Вакулу в Петербург, к запорожцам. Вся эта компания отправляется в царский дворец – встретиться с государыней.

Прямо на торжественной церемонии Вакула просит у Екатерины башмачки для своей «жинки». Государыня милостиво одаривает парубка расшитыми золотом черевичками. Вакула возвращается домой верхом на черте.

Пока с кузнецом происходят эти приключения, из мешков выбираются все, кто был в них заключен. Чуб понимает, что Солоха вероломно водила его за нос, изумляется ее находчивости. Но теперь ей не видать ни Чуба, ни его богатства.

Вся деревня узнает, что и голова, и дьяк «похаживали» к Солохе. Над ними потешаются.

Оксана между тем начинает беспокоиться: Вакула пропал, уж не побежал ли топиться? Она грустит, переживает и наконец влюбляется в кузнеца по уши.

Когда Вакула показывается на пороге дома Чуба и отдает Оксане царицыны черевички, ей уже не нужен этот дорогой подарок. Девушка влюблена в Вакулу, дает согласие выйти за него замуж.

Так черту не удается напроказить, на чистую воду оказываются выведенным все деревенское начальство, а молодые и прекрасные Вакула с Оксаной женятся и живут далее счастливо.

«Ночь перед Рождеством»: анализ произведения

Доброта, сила любви, доблесть и честь, сохранять которые важно при любых условиях, — вот чему учит повесть «Ночь перед Рождеством». Гоголь смог создать культовое для многих поколений произведение, которое умиляет и смешит, тревожит и зачаровывает, вызывает полный спектр эмоций, оставляя неизгладимое впечатление. Поможет раскрыть все смыслы повести «Ночь перед Рождеством» анализ:

Поможет раскрыть все смыслы повести «Ночь перед Рождеством» анализ:

История написания

Создание цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», частью которого стало произведение «Ночь перед Рождеством», заняло у Гоголя всего несколько месяцев. Автор писал, вдохновленный фольклорными произведениями, бытовавшими на его родной Полтавщине (Украина).

Местный колорит, сказания и легенды вдохновили прозаика на написание повестей-сказок, в которых создан поэтический образ быта украинцев. Предполагается, что «Ночь перед Рождеством» была написана между 1830–1832 гг., первое ее издание датируется 1832-м.

Тема и конфликт

Чтобы понять проблематику произведения, нужно учитывать влияние эпохи — романтизма.

Ани Лорак в образе красавицы Оксаны: YouTube / Meladze Video

Поэтому автор, недовольный серостью и однообразием бытия, отсталостью крепостнической России, в которой народ воспринимался только как трудовой ресурс, создает поэтический образ жизни обычных людей. В его произведении реальное переплетено с фантастическим.

Основная тема произведения — всепоглощающая чистая сила любви, которая способна преодолеть любые преграды. Отдельно можно выделить такие конфликты повести:

  • извечное противостояние добра и зла;
  • проблема верности и искренности;
  • противоборство света и тьмы;
  • единение народа перед трудностями, взаимовыручка.

Николай Васильевич Гоголь романтизирует события былых лет, но это не отменяет факта его восхищения славным казацким прошлым.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Ночь перед Рождеством» по праву считается одним из лучших в жанре повести. Но назвать творение Гоголя классическим сложно из-за ряда жанровых нововведений:

  1. События поэтизированные, в изложении автора сохраняется особая ритмика.
  2. Сюжет динамичный и захватывающий, увлекающий читателя уже с первого абзаца.
  3. Живая, интересная речь, приправленная народными афоризмами. Это еще больше погружает в атмосферу и придает колоритности изложению.
  4. Живительный смех, отрезвляющий и бодрый, — это еще одна черта произведения.

Повесть «Ночь перед Рождеством» имеет гармоничную композицию и линейный сюжет, который развивается плавно. Традиционно счастливый финал подтверждает торжество добра над злом.

Характеристика главных героев

Важно внимательно проанализировать детали повествования, чтобы составить впечатление о ключевых персонажах повести «Ночь перед Рождеством». Главные герои произведения — типичные романтические герои:

  • Вакула — простой кузнец, но очень красив и статен, имеет вспыльчивый нрав, но отличается честностью и порядочностью. Герой готов на все ради любви к Оксане, отважный, с несгибаемой силой духа.
  • Оксана — первая красавица в селе, дочь самого богатого казака Чуба. Она избалованная и своенравная, дерзкая с поклонниками, знает себе цену, ветренная.
  • Солоха — вдова, мать Вакулы и практикующая местная ведьма, волевая женщина с характером. Она пользуется популярностью у мужчин, хитра и коварна, способна на мелкие пакости, но в то же время ее образ колоритный и привлекательный для читателя.
  • Черт — представитель нечистой силы, обожает проделки и жаждет хитростью заполучить душу верного христианина и богомаза Вакулы.

«Ночь перед Рождеством» — культовое произведение русской литературы. Оно приводит в восхищение каждое новое поколение читателей. Способствуют тому яркие образы главных героев, захватывающий сюжет и непередаваемый колорит полтавской Диканьки.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/fakty-i-layfhaki/1880748-noc-pered-rozdestvom-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Иван – робкий поручик пехотного полка. Родители его умерли, с хозяйством помогает тетушка. Когда она заболевает, Шпонька входит в отставку и по дороге в имение знакомится с Григорием, который владеет селом Хортыше. Родственница Ивана вспоминает, что когда-то село было подарено племяннику. Она хочет, чтобы Шпонька забрал дарственную. Строченко ничего слышать не хочет.

Тетушка придумала женить Шпонька на сестре Строченко. Ивану снится страшный сон, в котором у него много жен. Что случилось дальше, читатель не узнает. Жена Панько, собирателя этих историй, утащила несколько листов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: