Глава «Строение и многообразие покрытосеменных растений. Введение»
Ответы к рабочей тетради § 1. Биология — наука о живой природе (страницы 4, 5, 6)
1. Найдите в тексте учебника (с. 6) понятия, указанные ниже, и закончите предложения.
«Биос» означает — жизнь (в переводе с греческого).«Логос» означает — учение (в переводе с греческого).Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.Биосфера — область распространения жизни на Земле.
2. Изучив текст параграфа и рисунок 2, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете.
Жизнь на планете присутствует от границы озонового экрана Земли (на 15 — 20 км над поверхностью), до верхних слоёв литосферы (более чем на 3 км под землёй) и самых глубин гидросферы (на глубине 10-11 км). Биосфера включает в себя следующие слои:
— нижние слои атмосферы;- гидросферу;- почву;- верхние слои литосферы.
3. Изучив материал параграфа и рисунок 1 учебника, заполните схему «Современная биология — система наук о живых организмах».
4. С какими сторонами практической деятельности человека связана наука биология? Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?
Виды деятельности человека, с которыми связана биология:
сельское хозяйство;производство пищевой продукции;производство товаров и услуг;медицина;фармацевтика;производство топлива;производство удобрений и кормов для животных;утилизацией отходов;прочие виды деятельности.
Жизненно важные проблемы, которые позволяет решать знание биологии:
лечение различных заболеваний;защита окружающей среды, растений и животных;увеличение продолжительности жизни человека и улучшение здоровья людей;создание новых продуктов питания;создание условий для эффективного выращивания культурных растений и домашних животных;создание новых промышленных товаров, необходимых для современного человека;безопасная переработка отходов жизнедеятельности;прочие проблемы.
5. Используя дополнительные источники информации (книги, Интернет), подготовьте краткие сообщения об отечественных учёных-биологах (устно).
Павлов Иван Петрович
Иван Петрович Павлов — великий российский учёный, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, академик и создатель науки об изучении высшей нервной деятельности. Родился Иван Петрович в 1849 году в Рязани. В 1870 году он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и начал специализироваться на физиологии животных. После окончания университета Павлов активно изучал работу нервной системы. Именно он открыл существование условных и безусловных рефлексов, объяснил почему люди обладают различными типами темперамента и выделил основные типы темпераментов.
Мичурин Иван Владимирович
Мужская половая система
В состав мужской половой системы входят половые органы: внутренние (семенники, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки) и наружные (половой член и мошонка) (рис. 72, а). Мужские половые железы — семенники (яички) являются парными органами и расположены в мошонке — кожномускульном мешочке.
Расположение яичек вне полости тела связано с тем, что нормальное созревание сперматозоидов происходит только при пониженной температуре (- 35 °С). Семенник состоит из семенных канальцев, в которых с периода половой зрелости и практически до конца жизни мужчины в огромных количествах образуются сперматозоиды. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыводящий проток, а затем смешиваются с веществами, вырабатываемыми простатой и семенными пузырьками, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. Сперматозоиды очень малы и состоят из головки, шейки и жгутика (рис. 72, б).
Контрацепция
Размножение — обязательное свойство всех живых организмов. У большинства животных размножение носит сезонный характер и новое поколение появляется в тот момент, когда его легче прокормить. Человек же готов к размножению постоянно: с момента полового созревания и до старости. Для того чтобы держать процесс размножения под контролем, люди прибегают к контрацепции. Контрацепция — это предотвращение беременности. Она предполагает половые сношения без зачатия ребёнка.
Вопрос о контрацепции очень личный, и многие люди по религиозным или каким-либо иным мотивам отвергают применение контрацептивных средств. Однако контрацепция появилась очень давно.
Глава «Клеточное строение организмов»
Ответы к рабочей тетради § 6. Устройство увеличительных приборов (страницы 17, 18)
21. Используя текст учебника, изучите устройство ручной и штативной луп. Подпишите их основные части на рисунках.
Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное. Рисунки подпишите.
Вывод:
22. Выполнив лабораторную работу «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» (см. с. 33 учебника), подпишите основные части микроскопа на рисунке.
23. Микроскоп — хрупкое и дорогое оборудование, которое требует особо бережного обращения. Однако беречь необходимо и книги, мебель, наглядные пособия и др. Составьте памятку о правилах обращения со школьным имуществом.
Памятка о правилах обращения со школьным имуществом
Задания и ответы с 1 варианта
1. На портрете изображён известный русский учёный, лауреат Нобелевской премии, И.И. Мечников, создавший
- 1) теорию приобретённых рефлексов
- 2) учение о фагоцитарном иммунитете
- 3) учение о пристеночном пищеварении
- 4) теорию наследственности человека
Ответ: 2
2. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания этой(-го) теории/учения. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) антиген
- 2) лейкоцит
- 3) гамета
- 4) условный раздражитель
- 5) воспаление
Ответ: 34
3.1. Изучите диаграмму степени влияния различных факторов на здоровье человека. Какие два из приведённых ниже описаний отражают содержащуюся в диаграмме информацию? На здоровье человека
- 1) в наименьшей степени влияет уровень развития здравоохранения
- 2) не влияет уровень двигательной активности человека
- 3) в равной степени влияют наследственность и совокупность социально-экономических и экологических факторов
- 4) не влияет химический состав воздуха
- 5) не влияет уровень жизни
Ответ: 13
3.2. На какой фактор собственного здоровья человек может повлиять наиболее эффективно? Поясните, что входит в этот фактор. Приведите не менее двух примеров.
Рассмотрите изображения, ответьте на вопросы и выполните задания.
4.1. Какими буквами обозначены изображения соединительной ткани?
Ответ: БГ
4.2. Укажите название органа опорной-двигательной системы, в состав которого входит соединительная ткань. Поясните, какую функцию выполняет соединительная ткань в этом органе.
5.1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
- 1) деление клетки
- 2) синтез АТФ
- 3) биосинтез белка
- 4) упаковка веществ
Ответ: 1
5.2. Как называют заполняющую внутриклеточное пространство жидкость, в которой находятся органеллы, в том числе центриоль?
Ответ: цитоплазма / гиалоплазма / цитозоль
Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы и выполните задания.
6.1. Как называется орган человека, обозначенный на рисунке буквой А?
- 1) селезёнка
- 2) мочевой пузырь
- 3) почка
- 4) желудок
Ответ: 2
6.2. Укажите одну из функций, которую выполняет данный орган. В состав какой системы органов он входит?
7.1. На рисунке изображено строение глаза. Выберите две верно обозначенные подписи к рисунку. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
- 1) роговица
- 2) хрусталик
- 3) сосудистая оболочка
- 4) жёлтое пятно
- 5) сетчатка
Ответ: 25
7.2. В чём особенность строения сетчатки? Какую функцию она выполняет?
8.1. Расставьте в порядке соподчинения указанные структуры, начиная с наибольшей. Запишите в ответе получившуюся последовательность цифр.
- 1) лимфа
- 2) ядро
- 3) лейкоцит
- 4) внутренняя среда организма
- 5) молекула ДНК
Ответ: 41325
8.2. Как называют процесс, в ходе которого некоторые лейкоциты обволакивают чужеродную частицу, втягивают её внутрь клетки и переваривают?
Ответ: Фагоцитоз
Максим вместе с одноклассниками в каникулы посетил Хабаровск. После экскурсии «Хабаровск – столица Дальнего Востока, история и современность» группа поужинала в местной столовой. Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.
9.1. Рекомендуемая суточная норма по жирам пищи для 13-летнего Максима
- 1) не должна превышать 80 г
- 2) находится в интервале 82–349 г
- 3) составляет 90 г
- 4) немного превышает 90 г
Ответ: 1
9.2. Рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина Максима, если он питается 4 раза в день.
Ответ: 432 ккал
9.3. В ужине Максима, который он полностью съел, содержалось 773 ккал. Какой вывод о соответствии полученного Максимом за ужином количества килокалорий рекомендуемой норме ужина можно сделать? Приведите аргумент.
10.1. Верны ли следующие суждения о положении человека в системе живой природы? А. Человека относят к типу Хордовые, классу Позвоночные. Б. Признаком принадлежности человека к отряду Приматы является наличие ногтевых пластин.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) оба суждения верны
- 4) оба суждения неверны
Ответ: 2
10.2. Укажите один из признаков строения осевого скелета современного человека, связанный с прямохождением.
Мужская половая система
В состав мужской половой системы входят половые органы: внутренние (семенники, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки) и наружные (половой член и мошонка) (рис. 72, а). Мужские половые железы — семенники (яички) являются парными органами и расположены в мошонке — кожномускульном мешочке.
Расположение яичек вне полости тела связано с тем, что нормальное созревание сперматозоидов происходит только при пониженной температуре (- 35 °С). Семенник состоит из семенных канальцев, в которых с периода половой зрелости и практически до конца жизни мужчины в огромных количествах образуются сперматозоиды. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыводящий проток, а затем смешиваются с веществами, вырабатываемыми простатой и семенными пузырьками, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. Сперматозоиды очень малы и состоят из головки, шейки и жгутика (рис. 72, б).
Контрацепция
Размножение — обязательное свойство всех живых организмов. У большинства животных размножение носит сезонный характер и новое поколение появляется в тот момент, когда его легче прокормить. Человек же готов к размножению постоянно: с момента полового созревания и до старости. Для того чтобы держать процесс размножения под контролем, люди прибегают к контрацепции. Контрацепция — это предотвращение беременности. Она предполагает половые сношения без зачатия ребёнка.
Вопрос о контрацепции очень личный, и многие люди по религиозным или каким-либо иным мотивам отвергают применение контрацептивных средств. Однако контрацепция появилась очень давно.
Моя лаборатория
Методы контрацепции. Один из естественных методов контрацепции иногда называют календарным. В среднем яйцеклетка выходит из пузырька за 14 дней до начала менструации и сохраняет жизнеспособность около суток. Активность сперматозоидов сохраняется максимально 5 суток. Поэтому отказ от половых сношений в течение 6 дней до и 3 дней после овуляции делает оплодотворение теоретически невозможным.
Широкое распространение получили внутриматочные средства контрацепции, которые вводят в полость матки, — спирали. Они не могут препятствовать оплодотворению, но не дают оплодотворённой яйцеклетке внедриться в стенку матки и продолжить развитие.
Барьерные контрацептивы, наверное, самые древние. Их задача — установить непроницаемый барьер между яйцеклеткой и сперматозоидом. Самые известные из этих средств — презервативы. Помимо защиты от нежелательной беременности, они являются единственным надёжным средством, позволяющим избежать заражения болезнями, передающимися половым путём, в том числе СПИДом.
Гормональные противозачаточные средства изменяют работу гормональных желёз, и овуляция не происходит. А раз из фолликула не выходит зрелая яйцеклетка, то сперматозоидам оплодотворять нечего.
Новые понятия
Мужская и женская половые системы. Оплодотворение. Зигота. Контрацепция
Ответьте на вопросы
1. Что составляет основу репродуктивной системы человека? В чём заключаются её различия у мужчин и женщин?
2. Что такое овуляция и какие процессы её сопровождают?
3. Где происходит оплодотворение? Каковы условия его осуществления?
4. Какой процесс происходит в организме женщины, если оплодотворения яйцеклетки не произошло?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему людям репродуктивного возраста важно держать процесс размножения под контролем и что для этого нужно?
Линейная программа варианты и ответы
- 1 вариант с ответами
- 2 вариант с ответами
- 3 вариант с ответами
- 4 вариант с ответами
- 5 вариант с ответами
- 6 вариант с ответами
- 7 вариант с ответами
- 8 вариант с ответами
- 9 вариант с ответами
- 10 вариант с ответами
Данные тренировочные варианты для подготовки к ВПР 2023 года вы можете решать онлайн на сайте или скачать задания в формате пдф.
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом. Разрешается использовать линейку. Для выполнения заданий с расчётами используйте калькулятор. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Глава «Царство Бактерии»
Ответы к рабочей тетради § 11. Строение и жизнедеятельность бактерий (страницы 29, 30)
40. Заполните схему.
41. На схеме подпишите части бактериальной клетки.
42. Сравните растительную и бактериальную клетки. Что общего и какие различия есть в их строении?
И у бактериальной, и у растительной клетки в строении можно выделить оболочку и цитоплазму. Также у обеих типов клетки присутствует ядерное вещество и вакуоли.
При этом между бактериальной клеткой и растительной клеткой существует много отличий:
оболочка бактериальной клетки намного толще, чем у растительной и способна сохранять неизменную форму;состав оболочек растительной клетки и бактериальной клетки сильно различается;ядерное вещество растительной клетки находится внутри плотного образования — ядра, а ядерное вещество бактериальной клетки распределено в цитоплазме.
43. Каким способом размножаются бактерии?
Бактерии могут размножаться двумя способами:
методом деления одной клетки на две;методом образования спор.
44. Какова роль спор в жизни бактерий?