Примеры заданий на изменчивость в ЕГЭ по биологии
Пример
1. Рассмотрите таблицу
«Форма изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Форма изменчивости |
Пример изменчивости |
обмен участками гомологичных хромосом | |
мутационная | рождение ребенка с синдромом Дауна |
Синдром Дауна — трисомия по 21 паре хромосом, в кариотипе у человека с таким синдромом 47 хромосом, а не 46. Синдром Дауна — это мутация, изменчивость — мутационная. Обмен участками гомологичных хромосом (кроссинговер) происходит в профазе первого деления мейоза и, как мы теперь знаем, относится к комбинативной изменчивости.
Ответ: комбинативная
Пример
2. Выберите два верных ответа из пяти. Примером генной
мутации может служить
1) гемофилия
2) синдром Дауна
3) серповидно-клеточная анемия
4) синдром кошачьего крика
5) синдром Клайнфельтера
Генные мутации связаны с изменениями в нуклеотидах. Из представленных вариантов к генными мутациям относятся гемофилия и серповидно — клеточная анемия. Синдром кошачьего крика связан с выпадением фрагмента 5-й хромосомы, а все что связанно с изменениями в структуре хромосом — это хромосомные мутации. Синдром Дауна и синдром Клайнфельтера связаны с изменением количества хромосом в кариотипе и являются результатами геномных мутаций.
Ответ: 13
Пример
3. От одного растения бегонии взяли несколько листьев, укоренили их и
получили взрослые растения, которые пересадили в другие горшки. Однако цветы у
некоторых дочерних растения оказались более крупными, чем на материнском
растении. Назовите используемый способ размножения бегонии. Объясните причину
появления крупных цветов.
Ответ: Растения были получены в результате бесполого
вегетативного размножения. Различия растений обусловлены модификационной
изменчивостью, связанной с различием условий внешней среды, в которых
выращивались дочерние и материнские растения
Обратите внимание! Эта тема встречается в заданиях, которые оцениваются в 1, 2 и 3 балла. Как видите, этот раздел оказался не таким сложным. Теперь вы хорошо знаете все типы изменчивости и их различия, а значит можете решать задания на изменчивость в ЕГЭ по биологии
Удачи!
Теперь вы хорошо знаете все типы изменчивости и их различия, а значит можете решать задания на изменчивость в ЕГЭ по биологии. Удачи!
Как видите, этот раздел оказался не таким сложным. Теперь вы хорошо знаете все типы изменчивости и их различия, а значит можете решать задания на изменчивость в ЕГЭ по биологии. Удачи!
Хочешь круто подготовиться к ЕГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл, мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!
Рабочая тетрадь
Тема 1.2 Химический состав клетки
Особенности химического состава клетки |
|
Неорганические вещества. Роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности клетки |
|
Органические вещества. Роль углеводов, липидов и белков в жизнедеятельности клетки |
|
Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения клетки |
Тема 1.3. Строение клетки
Основные части и органоиды клетки, их строение и функции |
|
Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом |
|
Сходства и различия в строении клеток животных, растений и грибов |
Тема 3.1. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика как наука
Наследственность и изменчивость |
|
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание |
|
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание |
|
Дигибридное скрещивание |
|
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме |
|
Наследственная и ненаследственная изменчивость |
Тема 5.1. История эволюционных идей
Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка |
|
Эволюционное учение Ч. Дарвина |
|
Борьба за существование и ее формы |
|
Естественный отбор и его формы |
Тема 5.2. Современное эволюционное учение
Вид и его критерии |
|
Популяция — структурная единица вида и единица эволюции |
|
Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции |
|
Результаты эволюции |
|
Биологический прогресс и биологический регресс |
|
Синтетическая теория эволюции |
|
Многообразие видов |
Тема 6.1. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция и ее методы
Генетика — теоретическая основа селекции |
|
Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразии и происхождения культурных растений |
Тема 7.1. Положение человека в системе животного мира
Положение человека в системе животного мира |
|
Основные стадии антропогенеза |
|
Движущие силы антропогенеза |
|
Происхождение человеческих рас |
Тема 8.1 Экологические факторы
Экология как наука. Среда обитания организмов и ее факторы |
|
Экологические ниши и типы экологических взаимодействий |
|
Конкурентные взаимодействия |
Тема 8.3. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах |
|
Причины устойчивости и смены экосистем |
|
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Првила поведения в природной среде |
Тема 9.1. Происхождение жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле |
|
Основные этапы развития жизни на Земле |
|
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции |
Тема 9.2. Биосфера — глобальная экосистема
Учение В. И. Вернадского о биосфере |
|
Биологический круговорот. Эволюция биосферы |
|
Глобальные экологические проблемы и пути их решения |
Чем примечателен решебник?
Некоторые школьники допускают большую ошибку, начиная бесконтрольно списывать из сборника ответов к учебнику по биологии 11 класс (авторы Дашков, Песнякевич, Головач). Они считают, что смогут достигнуть нужного результата, не прилагая усилий. Действительно, на первых порах оценки за домашние задания будут весьма высокими. Но еженедельные тестирования и контрольные быстро покажут, что по факту подростки ничего не знают, и это обернется полным крахом успеваемости.
Чтобы поддерживать оптимальный баланс между отметками и навыками, ученикам стоит:
- изучать теорию в учебниках;
- самостоятельно выполнять д/з;
- находить и исправлять ошибки, сверяясь с ГДЗ;
- разбирать особо сложные темы.
В решебнике авторы привели как верные ответы, так и подробные готовые решения. Имеются детальные наглядные примеры, которые помогут понять, каким образом делать тот или иной номер. Опираясь на эти сведения выпускники смогут быстро и качественно освоить дисциплину, не тратя часы на запоминание материала.