Предмет Биология в 5 классе
В большинстве школ изучение этого предмета начинается с пятого класса. Программа по биологии – интересная и разнообразная, этот предмет развивает представления о живой природе, формирует у детей систему научных знаний о живых системах и организмах. Для успешного усвоения этой программы мы предлагаем ознакомиться с ГДЗ по биологии 5 класс учебник Пасечник, Суматохин, Гапонюк (Просвещение, 2023г.). Это книга, написанная коллективом опытных авторов в соответствии с ФГОС. Учебное пособие оценили учителя, которые используют его в своей ежедневной работе и одобрили его содержание.
Из предыдущей школьной программы дети уже знакомы с окружающим миром, а в 5 классе начинается углубленное изучение природы, организмов, закономерностях их строения и жизнедеятельности. Один из ключевых элементов учебного плана – понятие о роли биологической науки в практической деятельности людей. Учебник по биологии, который представлен на этой странице, написан полностью в соответствии со школьной программой по предмету. Он станет хорошим помощником в изучении теоретической части биологии и для решения практических задач. Он подходит в качестве решебника, с помощью которого можно сделать домашние задания и проверить правильность их выполнения.
Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуаций
В повседневной жизни или в чрезвычайных ситуациях человеку приходится преодолевать опасности, угрожающие его жизни, что вызывает страх, то есть кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью, сигнал тревоги. Обычно страх вызывает у человека неприятные ощущения, но при этом он может являться и сигналом к защите, так как главная цель, стоящая перед человеком, — остаться живым. Однако следует учитывать, что ответом на страх наиболее часто являются необдуманные или бессознательные действия человека.
Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий со стороны окружающей среды, имеющих физическую, химическую, биологическую или социальную природу. Все они требуют различных способов защиты человека или группы людей, то есть индивидуальных и коллективных способов защиты.
Под групповым поведением людей в чрезвычайных ситуациях понимают поведение большинства из них, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка. Такое поведение связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое не пострадало от чрезвычайных ситуаций.
Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории. Случаи рационального, адаптивного поведения людей характеризуются спокойствием и выполнением мер защиты и взаимопомощи, организацией мероприятий, восстанавливающих нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений лидеров (руководства). Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению тивы в области своей защиты.
Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. При этом происходит либо проявление состояния общей заторможенности, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, либо, наоборот, просто обезумевшей. Частным случаем проявления сильной тревоги является паника, когда страх перед опасностью овладевает человеком или группой людей. Обычно паника проявляется как дикое, беспорядочное бегство людей, руководимых страхом. Она может сопровождаться настоящим неистовством, особенно если на пути встречаются препятствия, преодоление которых обычно заканчивается большим количеством человеческих жертв.
Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2% от общего числа группы
Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать от возникновения паники, но могут её существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно
Дорогие друзья!
Вы начинаете увлекательное путешествие в удивительный и многообразный мир живых организмов. Вашим путеводителем в этом мире будет учебник. Этот учебник — первая книга комплекта, который называется «Линия жизни».
Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению или по названию в верхней части страницы. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь
Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание
Перед каждым параграфом помещены вопросы, предлагающие вам вспомнить изученный ранее материал, что позволит лучше понять и усвоить новый. Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста. Ответьте на вопросы, отмеченные значком (?) и выполните задания.
Термины, которые нужно запомнить, напечатаны жирным шрифтом, а те, на которые необходимо обратить особое внимание, — наклонным шрифтом (курсивом). В конце каждого параграфа отмечены значком и выделены шрифтом новые для вас понятия. Их нужно запомнить и уметь объяснять. Вопросы повышенной сложности, приведённые в рубрике помогут вам научиться анализировать изученный материал. Значком отмечены интересные факты и сведения
В конце каждой главы располагается её краткое содержание, к некоторым главам даны темы проектов и исследований для закрепления пройденного материала. В конце учебника помещён предметный указатель.
Полезные советы
Готовьтесь к работе
Продумывайте, что вам может понадобиться, кроме учебника.
Читая параграф, обратите внимание на ключевые понятия и сведения, выделенные в тексте.
Рассматривая иллюстрации, которые есть в параграфе, отметьте для себя, какие живые объекты вам уже знакомы, а какие — встретились впервые.
Подумайте, как можно связать материал параграфа с окружающей жизнью и вашим личным опытом.
Учитесь работать самостоятельно, начиная с постановки цели и планирования. В этом вам поможет рубрика «Шаги к успеху».
Консультируйтесь у учителя, если появляются затруднения
Обсуждайте проблемы с родителями и товарищами.
Делайте собственный конспект параграфа на бумаге или на компьютере в виде текста или красивой схемы. Конспект должен содержать главную идею, новые термины, основные мысли и выводы.
Для лучшего усвоения материала выполняйте задания, размещённые в электронном каталоге издательства «Просвещение» на интернет-ресурсе www.prosv.ru.
Отмечайте свои достижения! В тетради составьте таблицу из трёх столбцов: «Я знаю», «Я умею», «Мне интересно»; заполняйте её после изучения каждой темы. Создайте личную папку — портфолио. Собирайте в неё работы, демонстрирующие ваши успехи: доклады, проекты, рисунки, фотографии, грамоты, отзывы учителей и т. п.
Помните, что многое зависит от вашего желания и настойчивости.
Вы смотрели: Учебник по биологии УМК Линия жизни 5 класс. Оглавление и ознакомительный фрагмент. Цитаты из пособия 2023 года использованы в учебных целях. Код материалов: Биология 5 Пасечник Учебник 2023.
Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуаций
В повседневной жизни или в чрезвычайных ситуациях человеку приходится преодолевать опасности, угрожающие его жизни, что вызывает страх, то есть кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью, сигнал тревоги. Обычно страх вызывает у человека неприятные ощущения, но при этом он может являться и сигналом к защите, так как главная цель, стоящая перед человеком, — остаться живым. Однако следует учитывать, что ответом на страх наиболее часто являются необдуманные или бессознательные действия человека.
Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий со стороны окружающей среды, имеющих физическую, химическую, биологическую или социальную природу. Все они требуют различных способов защиты человека или группы людей, то есть индивидуальных и коллективных способов защиты.
Под групповым поведением людей в чрезвычайных ситуациях понимают поведение большинства из них, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка. Такое поведение связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое не пострадало от чрезвычайных ситуаций.
Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории. Случаи рационального, адаптивного поведения людей характеризуются спокойствием и выполнением мер защиты и взаимопомощи, организацией мероприятий, восстанавливающих нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений лидеров (руководства). Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению тивы в области своей защиты.
Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. При этом происходит либо проявление состояния общей заторможенности, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, либо, наоборот, просто обезумевшей. Частным случаем проявления сильной тревоги является паника, когда страх перед опасностью овладевает человеком или группой людей. Обычно паника проявляется как дикое, беспорядочное бегство людей, руководимых страхом. Она может сопровождаться настоящим неистовством, особенно если на пути встречаются препятствия, преодоление которых обычно заканчивается большим количеством человеческих жертв.
Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2% от общего числа группы
Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать от возникновения паники, но могут её существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно
Моя лаборатория
Основное, что объединяет все чрезвычайные ситуации, в которые может попасть человек, — это забота о сохранении главного, что у него есть, — жизни. Не меньшее значение имеет и сохранение жизни другого человека, попавшего в подобную ситуацию. Зачастую многие несчастные случаи возникают не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за неадекватных или безграмотных действий оказавшихся рядом людей. Кто-то испугался или просто не захотел подойти к пострадавшему. Кто-то первым бросился на помощь, но в силу отсутствия достаточного опыта и знаний не смог оказать грамотную помощь.
Стоит запомнить несколько основных правил, которые могут помочь пострадавшему до прибытия профессиональной медицинской помощи.
1. Самое главное — не суетитесь и не создавайте своими распоряжениями сутолоки вокруг пострадавшего. Глубоко вдохните и вспомните последовательность действий при данной экстренной ситуации. Непродуманные и спонтанные поступки обречены на
непоправимые последствия.
2. Ни в коем случае не тратьте время на выяснение обстоятельств случившегося, а также на вызов «скорой помощи!». Пусть это сделают ваши помощники, которых вы сможете найти, если будете отдавать чёткие и уверенные команды. Только в этом случае можно взять ситуацию под контроль!
3. Прежде чем начинать действовать, обязательно оцените состояние пострадавшего, особенно если он находится без сознания. Для этого проверьте наличие пульса на сонной артерии.
4. Если пульс есть, не оставляйте человека в положении лёжа на спине, так как в подавляющем большинстве случаев пострадавшие погибают от удушения собственным языком. Поэтому человека необходимо перевернуть на живот и постараться освободить его дыхательные пути. Недопустимо поворачивать только голову, так как у пострадавшего может быть повреждён позвоночный столб в любом из его отделов.
5. Если пульса нет, то необходимо нанести удар кулаком по грудине. Удар позволяет механически сотрясти остановившееся сердце и в большинстве случаев заставляет его вновь сокращаться. Если удар по грудине нанесён в течение 1—2 минут после остановки сердца, то его эффективность составляет 70—80%. Помните: если удар будет нанесён человеку, сердцебиение у которого сохранено, то он может его убить! Если удар не помог и пульс на сонной артерии не появился, следует срочно приступить к комплексу сердечно-лёгочной реанимации, который состоит из непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.
6. Даже если вы остались один на один с пострадавшим — не отчаивайтесь! Действуйте по правилам. Главное, что вы сделаете, — дадите пострадавшему шанс дождаться спасательных служб!
Новые понятия
Здоровье. Страх. Паника
Ответьте на вопросы
1. От чего зависит здоровье человека?
2. В чём выражается влияние природной и социальной среды на здоровье человека?
3. Что такое загрязнители среды?
Выполните задание
Охарактеризуйте правила поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
ПОДУМАЙТЕ!
Что является основной причиной ухудшения состояния окружающей среды, остро влияющей на здоровье человека?
Школьная программа по биологии за 5 класс
- Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под микроскопом.
- Многообразие организмов и их классификация: царства, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.
- Процессы питания, дыхания и транспорта веществ в жизнедеятельности организмов.
Эти темы могут быть сложными из-за необходимости усвоения большого количества новой информации, понимания сложных процессов, из-за использования новых терминов и понятий. Лабораторные работы и практика могут потребовать дополнительных усилий от учеников. На уроках школьники осваивают практические навыки изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. В этой работе ребятам поможет решебник с ГДЗ, где можно посмотреть ход выполнения практической работы и правильно сделать домашнее задание.
Как устроен онлайн-учебник по биологии
На этой странице вы найдете новый учебник по биологии за 5 класс Пасечника с готовыми домашними заданиями по каждой теме. Книга устроена так, что вам будет удобно найти каждый параграф и каждую страничку с домашним заданием и ответами. Нажимайте на кнопку, чтобы перейти к нужному разделу и открыть необходимую страницу. Авторы этой книги в удобной форме разместили нужные сведения по предмету:
- Теоретический материал по биологии за пятый класс.
- Правильные ответы к домашним заданиям.
- Примеры решений практических задач.
Кому пригодится этот учебник? Прежде всего – ребятам, которые выполняют домашнее задание по биологии и не знают, как приступить к задаче. На страницах книги школьники найдут подробное описание опыта, рекомендации по оформлению своей работы в школьной тетрадке, а также примеры домашних заданий. Используя наш решебник, вы проведете все научные опыты на отлично. Также пособие пригодится родителям, которые помогают детям выполнять домашнюю работу.
Опытные педагоги советуют детям вначале хорошо изучить теорию, прочитать заданный на уроке параграф, и только потом приступать к выполнению практики. В нашем решебнике вы найдете пример оформления своей практической работы, увидите, как это должно выглядеть в тетради.
Учебник нужен, прежде всего, учителям, ведь именно они первые берут его в руки, чтобы в соответствии с программой построить план урока. Это пособие написано авторским коллективом научных работников, в их числе: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г., год издания учебника: 2023. С этой книгой, дорогие учителя, вы легко подготовитесь к урокам биологии, в том числе к теоретической части и к практическим занятиям с детьми.
Моя лаборатория
Основное, что объединяет все чрезвычайные ситуации, в которые может попасть человек, — это забота о сохранении главного, что у него есть, — жизни. Не меньшее значение имеет и сохранение жизни другого человека, попавшего в подобную ситуацию. Зачастую многие несчастные случаи возникают не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за неадекватных или безграмотных действий оказавшихся рядом людей. Кто-то испугался или просто не захотел подойти к пострадавшему. Кто-то первым бросился на помощь, но в силу отсутствия достаточного опыта и знаний не смог оказать грамотную помощь.
Стоит запомнить несколько основных правил, которые могут помочь пострадавшему до прибытия профессиональной медицинской помощи.
1. Самое главное — не суетитесь и не создавайте своими распоряжениями сутолоки вокруг пострадавшего. Глубоко вдохните и вспомните последовательность действий при данной экстренной ситуации. Непродуманные и спонтанные поступки обречены на
непоправимые последствия.
2. Ни в коем случае не тратьте время на выяснение обстоятельств случившегося, а также на вызов «скорой помощи!». Пусть это сделают ваши помощники, которых вы сможете найти, если будете отдавать чёткие и уверенные команды. Только в этом случае можно взять ситуацию под контроль!
3. Прежде чем начинать действовать, обязательно оцените состояние пострадавшего, особенно если он находится без сознания. Для этого проверьте наличие пульса на сонной артерии.
4. Если пульс есть, не оставляйте человека в положении лёжа на спине, так как в подавляющем большинстве случаев пострадавшие погибают от удушения собственным языком. Поэтому человека необходимо перевернуть на живот и постараться освободить его дыхательные пути. Недопустимо поворачивать только голову, так как у пострадавшего может быть повреждён позвоночный столб в любом из его отделов.
5. Если пульса нет, то необходимо нанести удар кулаком по грудине. Удар позволяет механически сотрясти остановившееся сердце и в большинстве случаев заставляет его вновь сокращаться. Если удар по грудине нанесён в течение 1—2 минут после остановки сердца, то его эффективность составляет 70—80%. Помните: если удар будет нанесён человеку, сердцебиение у которого сохранено, то он может его убить! Если удар не помог и пульс на сонной артерии не появился, следует срочно приступить к комплексу сердечно-лёгочной реанимации, который состоит из непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.
6. Даже если вы остались один на один с пострадавшим — не отчаивайтесь! Действуйте по правилам. Главное, что вы сделаете, — дадите пострадавшему шанс дождаться спасательных служб!
Новые понятия
Здоровье. Страх. Паника
Ответьте на вопросы
1. От чего зависит здоровье человека?
2. В чём выражается влияние природной и социальной среды на здоровье человека?
3. Что такое загрязнители среды?
Выполните задание
Охарактеризуйте правила поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
ПОДУМАЙТЕ!
Что является основной причиной ухудшения состояния окружающей среды, остро влияющей на здоровье человека?
Дорогие друзья!
Вы продолжаете увлекательное путешествие в удивительный и многообразный мир живых организмов. Вашим путеводителем в этом мире по-прежнему остаётся учебник. Этот учебник — пятая книга комплекта, который называется «Линия жизни».
Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению или по названию в верхней части страницы. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь
Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание
Перед каждым параграфом помещены вопросы, предлагающие вам вспомнить изученный ранее материал, что позволит лучше понять и усвоить новый. Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста. Ответьте на вопросы и выполните задания, отмеченные значком (?).
Термины, которые нужно запомнить, напечатаны жирным шрифтом, а те, на которые необходимо обратить особое внимание, — наклонным шрифтом {курсивом). В конце каждого параграфа отмечены значком и выделены шрифтом новые для вас понятия. Их нужно запомнить и уметь объяснять
В конце каждой главы располагается её краткое содержание, а также даны темы проектов и исследований для закрепления пройденного материала.
В конце учебника помещён предметный указатель.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Внимательно изучите структуру всего учебника, отдельных параграфов и рубрик. Усвойте значение приведённых в нём условных обозначений.
Продолжайте учиться самостоятельно планировать свою работу по шагам. В качестве помощника используйте рубрику «Шаги к успеху»
Продумывайте, какие результаты будут получены вами по итогам проделанной учебной работы.
Читая параграф, обратите внимание на ключевые понятия и сведения, выделенные в тексте. Подумайте, как можно связать материал параграфа с окружающей жизнью и вашим личным опытом.
Сделайте собственный конспект параграфа на бумаге или на компьютере в виде текста или красивой схемы
Конспект должен содержать главную идею, новые термины, основные мысли и выводы.
Консультируйтесь с учителем, если появляются затруднения. Обсуждайте проблемы с родителями и товарищами.
Готовьтесь к работе. Продумывайте, что вам может понадобиться, кроме учебника. Ищите дополнительный материал, пользуясь библиотекой или ресурсами Интернета.
Для лучшего усвоения материала выполняйте задания, размещённые в электронном каталоге издательства «Просвещение» на интернет-ресурсе www.prosv.ru.
Оценивайте свою работу. Отмечайте личные достижения, продолжая собирать в портфолио работы, демонстрирующие ваши успехи: доклады, проекты, рисунки, фотографии, грамоты, отзывы учителей и т. п.
Рабочая тетрадь к учебнику поможет вам лучше усвоить представленные в учебнике материалы, а также закрепить, систематизировать и проконтролировать свои знания.
Помните, что многое зависит от вашего желания и настойчивости.
Желаем вам успехов в учёбе и новых открытий в интересном и разнообразном мире живой природы!
Вы смотрели: Учебник по биологии УМК Линия жизни 9 класс. Оглавление и ознакомительный фрагмент. Цитаты из пособия «Пасечник, Суматохин, Гапонюк: Биология 9 класс (272 стр.) 1-е изд. — М.: Просвещение, 2023» использованы в учебных целях (купить учебник) для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Биология 9 Пасечник Учебник 2023.