Содержание учебника Журина
УМК за авторством А. А. Журина был выпущен в 2014 году под издательством «Просвещение». Некоторые школы до сих пор работают именно по нему. Программа учебника очень тесно связанна с общей программой для восьмого класса с учетом того, что химия началась в седьмом.
Работа Журина содержит следующие главы:
- Общее представление об атоме.
- Чистые вещества и химические смеси.
- Сущность химических реакций и закон сохранения массы.
- Оксиды. Кислоты. Основания.
- Применение металлов и сплавов.
Всего учебник содержит 128 страниц, разделенных на 45 параграфов. После каждого параграфа есть ряд теоретических и практических вопросов, разделенных на две категории: «Вспомните» (больше теория) и «Вопросы и задания» (больше практика)
После каждой главы указывается дополнительный параграф «Подведем итоги», в котором кратко изложено все самое важное из пройденного материала
Решебник по химии – это успешная учеба
Почему у ребят возникают проблемы с изучением химии? Да, программа курса очень сложная, а учебная нагрузка большая. Но основные сложности появляются, если подросток невнимательно слушает объяснения учителя на уроке, не старается вникнуть в тему. Учителя советуют не стесняться и задавать вопросы, если что-то неясно. Занятия по решебнику помогают лучше понять сложный материал и сделать домашние задания на «десятку». Вот несколько рекомендаций, как использовать ГДЗ по химии для ученика 8 класса:
- Сначала попробуйте решить задачу или ответить на вопрос самостоятельно.
- Проверьте свои ответы в решебнике.
- Если ничего не понятно, изучите предложенное в книге решение.
- Не просто копируйте готовые ответы, а старайтесь понять, как они получены.
Методические пособия, которые вы найдете на этой странице, имеют много преимуществ. Сборники ГДЗ экономят время учеников: вместо того чтобы обращаться за помощью к учителю или родителям, ребята могут сами проверить свои результаты. Решебники помогают учащимся лучше понять сложные формулы и уравнения, так как в них подробно объясняются решения уравнений, есть ответы на все вопросы.
Перед выполнением домашнего задания внимательно прочитайте новую тему в учебнике. И обязательно сделайте в тетради все практические упражнения, которые есть в конце параграфа. Выписывайте для себя неясные вопросы, чтобы на следующем уроке спросить учителя.
Решая задачи из сборника, школьники повышают свой уровень владения материалом. Когда ученик может проверить результаты выполнения домашнего задания, это помогает укрепить уверенность в своих силах и знаниях. С помощью решебников ученики могут изучать материал в собственном темпе, повторять сложные темы и проверять свои знания. Эти книги помогут успешно подготовиться к итоговым контрольным работам, к экзаменам по химии.
ГЛАВА 1. Первоначальные химические понятия.
§1. Вещества.
1. Что называют веществом? Приведите примеры веществ.
Ответ:
Вещество – это то, из чего состоит физическое тело. Примеры веществ: алюминий, железо, медь, хлорид натрия, ацетон, полиэтилен, хлор, кислород, азот, аргон, водород, метан, пропал, карбид кальция.
2. Выпишите из перечня названия веществ: дерево, древесина, железо, гвоздь, ваза, стекло, сахар, лёд, льдина, проволока, медь, нож, сталь, ртуть, термометр.
Ответ:
Названия веществ: железо, сахар, медь, ртуть.
3. Какие свойства веществ относят к физическим?
Ответ:
К физическим свойствам веществ относят: агрегатное состояние, цвет, запах, температуру плавления и кипения, плотность, тепло- и электропроводность, растворимость и т. д.
4. Опишите физические свойства следующих веществ: а) алюминия; б) полиэтилена; в) поваренной соли; г) уксусной кислоты; д) углекислого газа.
Ответ:
а) алюминий | б) полиэтилен | в) поваренная соль | г) уксусная кислота | д) углекислый газ | |
---|---|---|---|---|---|
агрегатное состояние | твёрдое тело | жидкость | газ | ||
цвет | серебристо-белый | белый гранулы/порошок | белый порошок, бесцветные кристаллы | бесцветный | бесцветный |
запах | не имеет | резкий специфический | не имеет | ||
температура плавления (°C) | 660 | 103-137 | 801 | 17 | |
температура кипения (°C) | 2519 | — | 1465 | 118 | -78 (температура сублимации) |
плотность (г/см³) | 2,7 | 0,93 | 2,17 | 1,05 | 0,00198 |
теплопроводность | хорошая | плохая | плохая | плохая | плохая |
электропроводность | хорошая | не проводник | не проводник | плохая | не проводник |
растворимость в воде | не растворим | не растворим | хорошая | хорошая | 1 объём газа к 1 объёму жидкой воды |
5. Химическое название аспирина – ацетилсалициловая кислота. Какие свойства этого вещества вам известны?
Ответ:
Зачем восьмикласснику ГДЗ по химии?
Школьники, родители и учителя относятся к решебникам по предметам по-разному. Родители, например, часто считают, что готовые домашние задания только вредят процессу обучения. Школьники, наоборот, готовы «молиться» на создателей ГДЗ. Среди учителей бытуют противоречивые мнения. Но можно согласиться, что решебники могут быть и полезными, и вредными. Польза ГДЗ по Учебнику за 8 класс А. А. Журина (Просвещение) 2014-2023гг. заключается в сверке своих ответов с точно правильными и проверенными решениями. Так ученик может не просто получить высокий балл при проверке педагогом, но и лучше разобраться в теме и понять собственные ошибки.
Решебник заслуживает вашего доверия:
- все ГДЗ решали профессионалы в области школьной химии;
- решения оформлены согласно всем современным правилам, включая химические уравнения, задачи и структурные формулы;
- сборник решений к учебнику Журина проверен лично модераторами сайта;
- имеет значительное количество положительных оценок и отзывов от восьмиклассников, их родителей и учителей.
Также, плюс решебника заключается и в удобстве пользования. Документ со всеми решениями, разделенными по главам, как в учебнике по химии, можно и скачать, и просмотреть онлайн в любое время. Сегодня буквально все подростки постоянно ходят со смартфоном, поэтому такой подход можно считать очень практичным. Однако если есть желание, весь решебник можно распечатать в хорошем качестве и пользоваться, как книгой во время выполнения домашних заданий.
Оксид цинка – методики получения
- Обжиг цинковых руд: Этот метод включает нагревание цинковых руд в печах до температуры около 1000 градусов Цельсия. В результате обжига образуется ZnO, который может быть выделен из продуктов обжига.
- Химический метод: ZnO может быть получен путем реакции гидроксида цинка или карбоната цинка с кислотами или щелочами. Например, растворение карбоната цинка в серной кислоте:
ZnCO3 + H2SO4 → ZnSO4 + CO2 + H2O
1.Электрохимический метод: Оксид цинка образуется путем электролиза водных растворов солей Zn, таких как сульфат Zn. При электролизе водного раствора сульфата цинка на аноде образуется кислород, а на катоде — металлический цинк. При этом образуется оксид цинка в виде белого порошка:
2ZnSO4 + 2H2O → 2ZnO + 2H2SO4 + O2
2.Промышленный метод: ZnO также может быть получен в результате промышленного процесса горения цинковых испарителей. В результате горения образуется тонкодисперсный порошок цинкового оксида, который может быть отделен от продуктов горения.
3.Метод золь-гель: Этот метод включает диспергирование цинковой соли в органическом растворе, за которым следует обработка смеси органического раствора и цинковой соли теплом или ультразвуком. В результате образуется цинковый оксид в виде геля, который может быть затем отожжен для получения ZnO.
Химические свойства цинка
Цинк Zn находится в IIБ группе IV-го периода. Электронная конфигурация валентных орбиталей атомов химического элемента в основном состоянии 3d104s2. Для цинка возможна только одна единственная степень окисления, равная +2. Оксид цинка ZnO и гидроксид цинка Zn(ОН)2 обладают ярко выраженными амфотерными свойствами.
Цинк при хранении на воздухе тускнеет, покрываясь тонким слоем оксида ZnO. Особенно легко окисление протекает при высокой влажности и в присутствии углекислого газа вследствие протекания реакции:
2Zn + H2O + O2 + CO2 → Zn2(OH)2CO3
Пар цинка горит на воздухе, а тонкая полоска цинка после накаливания в пламени горелки сгорает в нем зеленоватым пламенем:
При нагревании металлический цинк также взаимодействует с галогенами, серой, фосфором:
С водородом, азотом, углеродом, кремнием и бором цинк непосредственно не реагирует.
Цинк реагирует с кислотами-неокислителями с выделением водорода:
Особенно легко растворяется в кислотах технический цинк, поскольку содержит в себе примеси других менее активных металлов, в частности, кадмия и меди. Высокочистый цинк по определенным причинам устойчив к воздействию кислот. Для того чтобы ускорить реакцию, образец цинка высокой степени чистоты приводят в соприкосновение с медью или добавляют в раствор кислоты немного соли меди.
При температуре 800-900oC (красное каление) металлический цинк, находясь в расплавленном состоянии, взаимодействует с перегретым водяным паром, выделяя из него водород:
Цинк реагирует также и с кислотами-окислителями: серной концентрированной и азотной.
Цинк как активный металл может образовывать с концентрированной серной кислотой сернистый газ, элементарную серу и даже сероводород.
Состав продуктов восстановления азотной кислоты определяется концентрацией раствора:
4Zn + 10HNO3(0,5%) = 4Zn(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O
На направление протекания процесса влияют также температура, количество кислоты, чистота металла, время проведения реакции.
Цинк реагирует с растворами щелочей, при этом образуются тетрагидроксоцинкаты и водород:
С безводными щелочами цинк при сплавлении образует цинкаты и водород:
В сильнощелочной среде цинк является крайне сильным восстановителем, способным восстанавливать азот в нитратах и нитритах до аммиака:
Благодаря комплексообразованию цинк медленно растворяется в растворе аммиака, восстанавливая водород:
Также цинк восстанавливает менее активные металлы (правее него в ряду активности) из водных растворов их солей:
Zn + CuCl2 = Cu + ZnCl2
Zn + FeSO4 = Fe + ZnSO4
Программа по химии 8 класс
В 8 классе подростки продолжают изучение химии, это один из самых сложных предметов школьной программы. Нужно быть очень старательным и внимательным, чтобы ничего не пропустить на уроках, а дома еще раз перечитывать параграфы книги. Если пропустить хотя бы одну тему, будет сложно наверстать упущенное. Кроме основного учебника, в помощь ученикам разработаны специальные пособия – «ГДЗ по химии 8 класс», в которых ребята найдут разъяснения непонятного материала и примеры решения задач.
Школьная программа по химии непростая, в ней много вопросов, которые восьмиклассникам встречаются впервые. Учащимся нужно освоить химический язык: термины и названия, знаки, формулы, уравнения. За учебный год необходимо выучить 20 элементов из периодической системы Менделеева, важнейшие химические понятия и законы. Школьники учатся проводить опыты, делать вычисления, составлять уравнения химических реакций и многое другое. Некоторые темы вызывают особенные трудности для понимания:
- Сложность химических формул и уравнений.
- Непонимание химических процессов.
- Проблемы с пониманием химических терминов.
- Что такое валентность, атомная единица массы, ионная связь и ее свойства.
Ученикам задают много домашних заданий для закрепления материала, пройденного на уроках. Однако часто подростки не понимают, как решать задачи и уравнения. На помощь ребятам приходят книги, в которых есть ГДЗ. Решебники дают учащимся много полезной информации, которая помогает им справиться с практическими заданиями и, самое главное, приобрести необходимые навыки по лабораторным работам.
Похожие ГДЗ Химия 8 класс
Предыдущее
Следующее
Нюансы химии расскажет учебник Ерёмина
Для большинства ребят самой сложной школьной наукой становится именно химия. Безусловно, выполнять расчёты по физике и алгебре труднее, но они не объединяют в себе такое множество требований. Ученик должен освоить теорию, разобраться в лабораторном оборудовании, провести опыты, точно их записать, да ещё и сделать верный вывод (грамотно его оформив). Онлайн-репетитор «ГДЗ к учебнику по химии, 8 класс Ерёмин, Кузьменко, Дроздов, Лунин (Дрофа)» объяснит каждый этап этой сложной работы и поможет сориентироваться в самом разнообразном материале.
Решебник для 8 класса объясняет теорию
Следующий учебный год завершается Государственной итоговой аттестацией. Химия (к радости большинства подростков) не входит в число обязательных дисциплин, и в качестве дополнительного предмета на ГИА и ЕГЭ её отважатся выбрать только те школьники, которые намерены работать с этой увлекательной наукой и после получения аттестата, выбирая медицинские, ветеринарные или фармакологические вузы.
Но знание свойств органических и неорганических веществ может потребоваться и в повседневной жизни. Впрочем, в любом случае, необходима отметка в аттестате, и на каждом этапе следует разобраться во всех разделах учебника. Эффективную поддержку окажет онлайн-консультант, который понято разъяснит самый трудный материал. И эту задачу успешно выполняет «ГДЗ к учебнику по химии, 8 класс Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. (Дрофа)».
Ответы ГДЗ Дрофа – отличный справочник юного химика
Восемь глав разбиты на 55 параграфов. Какие темы рассматривают авторы издания:
- Агрегатные состояния вещества.
- Атомно-молекулярная теория.
- Классификация простых и сложных веществ.
- Химические свойства кислорода.
- Амфотерные оксиды и гидроксиды.
- Строение электронных оболочек атомов.
Подробные объяснения решебника очень понятны, и помогают понять каждую тему с минимальными затратами времени, поэтому выполнение домашних заданий перестанет вызывать затруднения.
ГДЗ – персональный консультант учеников 8 класса
Пособие помогает получить главный навык в работе с предметом — научиться использовать теоретические знания на практике. Поэтому в издание включены разделы, связанные с выполнением разнообразных экспериментов:
- реакции обмена в водных растворах;
- получение водорода в лаборатории;
- составление формул оксидов;
- экспериментальное решение задач;
- степень окисления;
- растворимость газов и жидкостей в воде.
Подробные решения по химии за 8 класс авторы Еремин, Кузьменко
Одним из последних в школьный курс дисциплин вводится такой предмет, как химия. Чтобы изучение химических законов, формул, элементов не вызвало затруднений у восьмиклассников, рекомендуется подключить в качестве вспомогательных занятий самоподготовку. Помочь с этим может гдз по химии за 8 класс Еремин, став базой, по которой можно сверить собственные ответы с эталонными. Для тех, кто всерьез заинтересовался этой наукой, сборник может стать основой, по которой впоследствии школьник будет готовиться к научным мероприятиям и конкурсам. В этом случае подготовка должна стать системной, а время, которое выделяется на ее организацию, достаточным. Оптимальны ежедневные, получасовые или часовые занятия.
Кому решебник будет надежным подспорьем?
Но не только увлеченные дисциплиной учащиеся применяют онлайн справочник по химии 8 класс Еремина в своей практике. В числе пользователей пособием:
- дети, которые тоже уже определились со сферой своих интересов, и которые уверены, что этой науки в числе их интересов нет. Но платформа сможет помочь таким подросткам получить высокие оценки, грамотно и точно ответив на вопросы учителя, выполнив контрольную. Освободившееся же время можно с пользой потратить на те науки, которые интересны и лягут в основу будущей профессии, деятельности;
- часто болеющие или по другим причинам пропускающие школу ребята. Им площадка позволит наверстать упущенное за время их отсутствия в классе, станет альтернативой разъяснений тем и практических заданий педагогом, поможет понять и уяснить материал;
- репетиторы, которые помогают своим подопечным готовиться по предмету. Для них это источник грамотного объяснения, поскольку данные полностью отвечают регламентам действующих Стандартов последнего поколения. На их основе специалисты смогут составить объективный и полезный план, свою программу преподавания и проверки знаний учеников.
ГЛАВА 4. Вода. Растворы. Основания.
§28. Вода.
1. Перечислите физические свойства воды.
Ответ:
При комнатной температуре вода – бесцветная жидкость. При атмосферном давлении и температуре 0°C она превращается в лёд, а при 100°C кипит. Плотность воды равна 1 г/см3 (при 4°C). Чистая вода практически не проводит электрический ток и плохо проводит тепло. Она обладает высокой теплоёмкостью, т. е. медленно нагревается и медленно остывает. Вода расширяется при замерзании, так как плотность льда меньше плотности жидкой воды. Вода является хорошим растворителем.
2. Почему речная, колодезная и талая вода имеет разный вкус? Какая из них наиболее чистая с химической точки зрения?
Ответ:
Вода имеет разный вкус, потому что содержит разные примеси и/или разное их количество. Талая вода – наиболее чистая с химической точки зрения.
3. Что такое дистиллированная вода? Какое применение она находит?
Ответ:
Дистиллированная вода – вода, полученная путём перегонки, она практически не содержит растворённых солей.Дистиллированную воду используют в химических лабораториях для приготовления растворов, в аптеках при производстве и разведении лекарств, в автомобильных аккумуляторах.
4. Какая вода в природе наиболее близка к дистиллированной воде? Какие примеси она может содержать?
Ответ:
Дождевая вода наиболее близка к дистиллированной воде.Дождевая вода содержит растворённые атмосферные газы, пыль, также может содержать промышленные газы.
5. Если стеклянную бутылку, наполненную водой, выставить на мороз, она лопнет. Почему?
Ответ:
Стеклянная бутылка с водой, выставленная на мороз, лопнет, потому что вода при замерзании расширяется, так как плотность льда меньше плотности жидкой воды.
6. Если заполненную водой пробирку нагревать только в её верхней части так, чтобы вода здесь закипела, то нижняя часть будет лишь чуть тёплой. Какой вывод можно сделать о теплопроводности воды?
Ответ:
Можно сделать вывод о том, что вода обладает низкой теплопроводностью.
7. От каких примесей в воде можно избавиться фильтрованием, отстаиванием, дистилляцией?
Ответ:
С помощью фильтрования можно избавится от крупных взвешенных частичек.С помощью отстаивания можно избавится от мельчайших взвешенных частичек.С помощью дистилляции можно избавится от растворимых солей.
8. Расскажите об очистке сточных вод.
Ответ:
Химические свойства хрома
Хром — элемент VIB группы таблицы Менделеева. Электронная конфигурация атома хрома записывается как 1s 22s 22p 63s 23p63d54s1, т.е. в случае хрома, также как и в случае атома меди, наблюдается так называемый «проскок электрона»
Наиболее часто проявляемыми степенями окисления хрома являются значения +2, +3 и +6. Их следует запомнить, и в рамках программы ЕГЭ по химии можно считать, что других степеней окисления хром не имеет.
При обычных условиях хром устойчив к коррозии как на воздухе, так и в воде.
Взаимодействие с неметаллами
с кислородом
Раскаленный до температуры более 600 oС порошкообразный металлический хром сгорает в чистом кислороде образуя окcид хрома (III):
4Cr + 3O2 =ot=> 2Cr2O3
с галогенами
С хлором и фтором хром реагирует при более низких температурах, чем с кислородом (250 и 300 oC соответственно):
2Cr + 3F2 =ot=> 2CrF3
2Cr + 3Cl2 =ot=> 2CrCl3
С бромом же хром реагирует при температуре красного каления (850-900 oC):
2Cr + 3Br2 =ot=> 2CrBr3
С азотом металлический хром взаимодействует при температурах более 1000 oС:
2Cr + N2 =ot=> 2CrN
с серой
С серой хром может образовывать как сульфид хрома (II) так и сульфид хрома (III), что зависит от пропорций серы и хрома:
Cr + S =ot=> CrS
2Cr + 3S =ot=> Cr2S3
С водородом хром не реагирует.
Взаимодействие со сложными веществами
Взаимодействие с водой
Хром относится к металлам средней активности (расположен в ряду активности металлов между алюминием и водородом). Это означает, что реакция протекает между раскаленным до красного каления хромом и перегретым водяным паром:
Взаимодействие с кислотами
Хром при обычных условиях пассивируется концентрированными серной и азотной кислотами, однако, растворяется в них при кипячении, при этом окисляясь до степени окисления +3:
В случае разбавленной азотной кислоты основным продуктом восстановления азота является простое вещество N2:
Хром расположен в ряду активности левее водорода, а это значит, что он способен выделять H2 из растворов кислот-неокислителей. В ходе таких реакций в отсутствие доступа кислорода воздуха образуются соли хрома (II):
При проведении же реакции на открытом воздухе, двухвалентный хром мгновенно окисляется содержащимся в воздухе кислородом до степени окисления +3. При этом, например, уравнение с соляной кислотой примет вид:
4Cr + 12HCl + 3O2 = 4CrCl3 + 6H2O
При сплавлении металлического хрома с сильными окислителями в присутствии щелочей хром окисляется до степени окисления +6, образуя хроматы:
ГЛАВА 7. Строение атома. Современная формулировка Периодического закона.
§44. Ядро атома.
1. Какие частицы входят в состав: а) атома; б) атомного ядра? Какой они имеют заряд?
Ответ:
а) в состав атома входят: протоны, нейтроны, электроны.
б) в состав атомного ядра входят: протоны и нейтроны.
Протон имеет заряд +1, нейтрон , а электрон -1.
2. Какие характеристики атома вы знаете?
Ответ:
Характеристики атома:
- масса;
- число протонов, нейтронов и электронов;
- радиус.
3. Дайте определения понятий «атом» и «химический элемент».
Ответ:
Атом — это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.
Химический элемент — это вид атомов с одинаковым зарядом ядра.
4. Приведите современную формулировку Периодического закона. Чем она отличается от той, которую вы учили ранее?
Ответ:
Современная формулировка Периодического закона: свойства химических элементов, а также образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от зарядов атомных ядер.
Современная формулировка отличается от старой тем, что свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от зарядов атомных ядер, а не от их массы.
5. Ядро атома гелия имеет заряд +2. Сколько электронов содержит атом гелия?
Ответ:
Атом гелия содержит два электрона, так как атом в целом электронейтрален.
6. Атом углерода содержит 6 электронов. Чему равен заряд: а) атома углерода; б) ядра атома углерода?
Ответ:
а) заряд атома углерода равен 0, так как атом в целом электронейтрален.
б) заряд ядра атома углерода равен +6 (он численно равен порядковому номеру элемента).
7. Заряд ядра элемента в 2 раза больше номера его группы в Периодической системе. Какой это элемент? Сколько электронов в его атоме?
Ответ:
ГЛАВА 8. Химическая связь.
§49. Химическая связь и энергия.
1. Почему число известных молекул во много раз превышает число химических элементов?
Ответ:
Химические элементы могут образовывать множество простых и сложных веществ, поэтому число известных молекул во много раз превышает число химических элементов.
2. Какая элементарная частица участвует в образовании химической связи?
Ответ:
Электрон – элементарная частица, которая участвует в образовании химической связи.
3. Какие силы действуют в молекуле водорода?
Ответ:
В молекуле водорода действуют кулоновские силы притяжения и отталкивания.
4. Что такое химическая связь и почему она образуется?
Ответ:
Химическая связь — это взаимодействие атомов, осуществляемое путём обмена электронами или их перехода от одного атома к другому.
Химическая связь образуется, потому что атомы элементов (исключая благородные газы) стремятся изменить свою электронную оболочку до конфигурации ближайшего благородного газа, отдавая или присоединяя электроны.
5. Почему одни атомы взаимодействуют друг с другом, а другие нет?
Ответ:
Если атомы при образовании химической связи могут изменить электронную оболочку до конфигурации ближайшего благородного газа, отдавая или присоединяя электроны, то они взаимодействуют друг с другом, в противном случае не взаимодействуют друг с другом.
6. Сколько электронов не хватает до октета атомам азота, хлора, серы, углерода?
Ответ:
Азот находится в V группе главной подгруппе, поэтому ему не хватает 3ē.
Хлор находится в VII группе главной подгруппе, поэтому ему не хватает 1ē.
Сера находится в VI группе главной подгруппе, поэтому ей не хватает 2ē.
ГЛАВА 6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
§39. Первые попытки классификации химических элементов.
1. Назовите известные вам семейства химических элементов и кратко охарактеризуйте одно из них.
Ответ:
Щелочные металлы, щёлочноземельные металлы, халькогены, галогены, благородные газы.
Благородные газы (гелий He, неон Ne, аргон Ar, криптон Kr, ксенон Xe, радон Rn) газы в небольшом количестве содержатся в воздухе. Они состоят из одноатомных молекул. Раньше считали, что инертные газы вообще не образуют химических соединений. Однако за последние полвека учёным удалось получить много соединений криптона, ксенона и радона. В кислородных соединениях их высшая валентность равна VIII, а соединения с водородом пока неизвестны.
2. Из приведённого перечня химических элементов выпишите отдельно: а) щелочные металлы; б) щёлочноземельные металлы; в) галогены; г) благородные газы.
Br, Na, Al, Ca, S, Xe, K, Cl, I, Li, Ba, Ne, Be, Rb, Sr, F, Fe, He, H.
Ответ:
а) Щелочные металлы: Na, K, Li, Rb.
б) Щёлочноземельные металлы: Ca, Ba, Sr.
в) Галогены: Br, Cl, I, F.
г) Благородные газы: Xe, Ne, He.
3. Обозначив химический элемент символом R, напишите в общем виде формулы водородных соединений: а) галогенов; б) халькогенов.
Ответ:
а) HR.
б) H2R
4. Напишите в общем виде формулы оксидов и гидроксидов металлов: а) щелочных; б) щёлочноземельных. Составьте уравнения реакций оксидов с водой.
Ответ:
а) R2O – формулы оксидов металлов; ROH – формулы гидроксидов металлов.R2O + H2O ⟶ 2ROH
б) RO – формулы оксидов металлов; R(OH)2 – формулы гидроксидов металлов.RO + H2O ⟶ R(OH)2
5. В каком из оксидов щелочных металлов массовая доля кислорода наибольшая? Относительные атомные массы щелочных металлов указаны в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (см. первый форзац). Постарайтесь ответить на вопрос, не проводя расчётов.
Ответ:
Общая формула оксидов щелочных металлов R2O, тогда чем меньше относительная атомная масса металла, тем больше массовая доля кислорода. Наименьшей относительной атомной массой, среди щелочных металлов, обладает литий, соответственно у оксида лития Li2O наибольшая массовая доля кислорода.
6. Заполните таблицу 15.
Ответ:
Таблица 15. Семейства химических элементов со сходными свойствами.
Название семейства | Химические элементы | Формула высшего оксида | Формула водородного соединения |
---|---|---|---|
* Известен только для ксенона. | |||
Щелочные металлы | Li, Na, K, Rb, Cs, Fr | R2O | RH |
Щёлочноземельные металлы | Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra | RO | RH2 |
Халькогены | O, S, Se, Te, PO, Lv | RO3 | H2R |
Галогены | F, Cl, Br, I, At, Ts | R2O7 | HR |
Благородные газы | He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn, Og | RO4* | Не образуют |
7. Используя информационные источники, найдите, кто первым из химиков обратил внимание на периодичность свойств элементов. Ответ:
Ответ:
ГЛАВА 2. Кислород. Оксиды. Валентность.
§14. Кислород.
1. Какова распространённость кислорода на Земле? В составе каких веществ содержится кислород в земной коре и в воздухе?
Ответ:
Кислород – самый распространённый химический элемент на Земле. На долю атомов кислорода приходится около половины (47%) массы земной коры, а также около 90% массы Мирового океана. В атмосфере содержание свободного кислорода составляет 21% по объёму и 23% по массе.
Атомы кислорода входят в состав большинства минералов и горных пород, образующих земную кору и мантию. Примерами таких минералов служат гематит (красный железняк), магнетит (магнитный железняк), кварц, гипс, полевой шпат.
В атмосфере Земли кислород находится в виде простого вещества O2.
2. Во сколько раз атом кислорода тяжелее атома водорода?
Ответ:
`(A_r(O))/(A_r(H)) = 8/1 = 8`
Атом кислорода в 8 раз тяжелее атома водорода.
3. Кислород входит в состав гематита (красного железняка) Fe2O3, кварца SiO2, пиролюзита MnO2. Определите массовые доли кислорода в этих минералах. Какой из них наиболее богат кислородом?
Ответ:
Дано:
`Fe_2O_3`
`SiO_2`
`MnO_2`
`ω_(Fe_2O_3)(O) = ?`
`ω_(SiO_2)(O) = ?`
`ω_(MnO_2)(O) = ?`
Решение
`M_r(Fe_2O_3) = 2*A_r(Fe) + 3*A_r(O) = 2*56 + 3*16 = 160`
`ω_(Fe_2O_3)(O) = (100*z*A_r(O))/(M_r(Fe_2O_3)) = (100*3*16)/160 = 30%`
`M_r(SiO_2) = A_r(Si) + 2*A_r(O) = 28 + 2*16 = 60`
`ω_(SiO_2)(O) = (100*z*A_r(O))/(M_r(SiO_2)) = (100*2*16)/60 = 53.3%`
`M_r(MnO_2) = A_r(Mn) + 2*A_r(O) = 55 + 2*16 = 87`
`ω_(MnO_2)(O) = (100*z*A_r(O))/(M_r(MnO_2)) = (100*2*16)/87 = 36.8%`
Ответ: `ω_(Fe_2O_3)(O) = 30%`, `ω_(SiO_2)(O) = 53.3%`, `ω_(MnO_2)(O) = 36.8%`, наиболее богат кислородом – кварц.
4. Учащийся 8 класса весит 50 кг. Рассчитайте массу и число всех атомов кислорода в его организме, если известно, что массовая доля кислорода равна 61%, масса одного атома кислорода составляет 2,66∙10-26 кг.
Ответ:
Дано:
`m(«ученика») = 50″ кг»`
`ω(O) = 61%`
`m_a(O) = 2.66*10^(-26)» кг»`
`m(O) = ?`
`N(O) = ?`
Решение
`m(O) = (ω(O)*m(«ученика»))/100 = (61*50)/100 = 30.5″ кг»`
`N(O) = (m(O))/(m_a(O)) = (30.5)/(2.66*10^(-26)) = 1.15*10^27″ атомов»`
Ответ: `m(O) = 30.5″ кг»`, `N(O) = 1.15*10^27″ атомов»`.
5. Является ли химической реакцией превращение жидкого кислорода в газообразный? Ответ поясните.
Ответ:
Превращение жидкого кислорода в газообразный является физическим процессом, т. к. в результате изменения его агрегатного состояния не происходит образование новых веществ.
6. Зачем работники рыбных хозяйств делают зимой проруби во льду рек и озёр?
Ответ:
Работники рыбных хозяйств делают зимой проруби во льду водоёмов для насыщения их кислородом, который необходим для дыхания водных животных (рыб, раков и др.).
7. Определите относительную молекулярную массу газов кислорода и озона.
Ответ:
Mr(O2) = 2∙Ar(O) = 2∙16 = 32
Mr(O3) = 3∙Ar(O) = 3∙16 = 48
8. Где больше атомов кислорода – в 100 г кислорода или в 100 г озона?
Ответ:
При одинаковой массе число атомов кислорода будет одинаковым, так как Ar(O) не зависит от массы образца.
9. При очень высоком давлении (больше 100 тысяч атмосфер) газообразный кислород превращается в ярко-красное твёрдое вещество. Исследования показали, что это вещество состоит из молекул, которые в 64 раза тяжелее молекул водорода. Установите формулу красного кислорода.
Ответ:
Дано:
`(M_r(O_x))/(M_r(H_2)) = 64`
`O_x — ?`
Решение
`M_r(O_x) = 64*M_r(H_2) = 64*2 = 128`
`x = (M_r(O_x))/(A_r(O)) = 128/16 = 8`
Формула красного кислорода `O_8`.
Ответ: `O_8`.
Оксид цинка – области применения
- Производство резин и пластмасс: применяется в качестве заполнителя и стабилизатора при производстве резин и пластмасс.
- Производство керамики: используется в качестве главного компонента при производстве электрокерамики, которая применяется в электронике и других отраслях.
- Производство стекла: применяется в качестве катализатора при производстве стекла – окна, зеркала и другие изделия.
- Косметическая и фармацевтическая промышленность – используется в качестве ингредиента в косметических и фармацевтических продуктах, таких как кремы, лосьоны, пудры и прочее, благодаря его свойствам защиты кожи от ультрафиолетовых лучей и антисептическим свойствам.
- Производство красок – в производстве красок, покрытий и пигментов, благодаря своей белизне и способности усиливать яркость цветов.
- Производство аккумуляторов: используется в качестве катализатора и проводника при производстве аккумуляторов.
- Производство катализаторов: в качестве катализатора в химических реакциях, таких как производство синтетических материалов и других органических соединений.
- Ветеринарная медицина.