Примечания
Это вольный перевод стихотворения Г. Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» («Сосна стоит одиноко») из цикла «Лирическое интермеццо», входящего в «Книгу песен».
Первая редакция перевода, более близкая к подлиннику, имеет в автографе эпиграф – цитату из немецкого текста стихотворения:
Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf Kahler Höh.
Heine
В переводе:
Сосна стоит одиноко
На севере, на голой вершине.
Гейне
Затем следует текст:
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна,
И дремлет… под снегом сыпучим
Качаяся дремлет она.
Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.
Окончательная редакция создана Лермонтовым вскоре после первой – весной 1841 г., перед отъездом на Кавказ. Эпиграф в ней отсутствует. «Накануне отъезда своего на Кавказ, – вспоминал П. П. Вяземский, – Лермонтов по моей просьбе мне перевел шесть стихов Гейне: „Сосна и пальма». Немецкого Гейне нам принесла С. Н. Карамзина. Он наскоро, в недоделанных стихах, набросал на клочке бумаги свой перевод. Я подарил его тогда же княгине Юсуповой.
Вероятно, это первый набросок, который сделал Лермонтов, уезжая на Кавказ в 1841 году, и который ныне хранится в императорской Публичной библиотеке» (Воспоминания, с. 264).
В обеих редакциях изменен смысл стихотворения Гейне: любовную тему – судьба влюбленных, осужденных на вечную разлуку (сосна в немецком языке – слово мужского рода), – Лермонтов заменил темой одиночества.
Год написания: 1841 г.

Михаил Лермонтов «На севере диком…»Картина И.И. Шишкина «На севере диком»
Анализ стихотворения На севере диком Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов, несомненно, один из величайших поэтов своей эпохи. По многочисленным стихотворениям, написанным Лермонтовым в юношеские годы, мы можем судить о том, что с малого возраста он обладал глубоким мышлением и тонким восприятием мира, присущими не каждому взрослому человеку. Поэт строго соблюдал свое негласное правило: не переводить стихотворения чужих авторов. Он верил, что его ум может самостоятельно, без обращения к зарубежному творчеству, найти поэтические образы для выражения собственных мыслей. Поэтому все произведения Михаила Юрьевича уникальны: они выхвачены у времени и поднесены Лермонтову самой Эвтерпой.
Однако, в 1841 году, перед ссылкой на Кавказ, Лермонтов напишет в своем дневнике несколько вариантов перевода стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Впоследствии это стихотворение станет известного нам как стихотворение «На севере диком стоит одиноко…».
В окончательном варианте этого литературного произведения Лермонтов напрочь ушел от темы любви, затронутой Гейне. Заимствуя лишь образы, создаваемые немецким поэтом, русский поэт усиливает в своем произведении чувства страдания, уныния, поднимая заиндевелую в нем на заре его дней тему одиночества. Дикое могучее северное дерево, одетое в ризы священника, отстраненное от мира — аллегория души поэта, портрет его личности в последние годы жизни. Примененные к описанию сосны инверсия «стоит одиноко» и эпитеты «на севере диком», «на голой вершине» подчеркивают отчужденность Лермонтова от общества, отдаленность его от мира с присущими ему устоями и ценностями.
Все стихотворение Лермонтова будто бы разделено на два полюса. Начальным строкам, пропитанным холодной грустью, чувствами унылого покоя, бесприютности и тоски, Лермонтов противопоставляет строки, рожденные образом жарких стран: окрашенные в более светлые, яркие тона. Но образ знойной пустыни (вместо, например, образа оазиса), навевает мысль о таком же одиночестве. Эта антитеза появляется в стихотворении не случайно. И, если у Гейгеля она заключает в себе образ двух влюбленных людей: далеких, совершенно противоположных характерами, — то лермонтовский стих, благодаря этому противопоставлению, подчеркивает разобщенность человека и мира, показывает, что во всех углах земли (и на севере, и на юге) есть одинокие души, которые, отчаявшись и не имея более надежд, понимают, как далека и несбыточна их мечта обрести что-то близкое, родное.
Переводом данного стихотворения занимались и другие русские авторы. Их произведения единообразны с точки зрения затронутой темы. Лермонтовское произведение уходит глубже. Автор расширяет границы стиха: выходит за рамки отношений двух влюбленных, что делает стихотворение уникальным. Именно поэтому многие относят стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» к личному творчеству автора, вдохновленному лирикой Г. Гейне.
При прочтении стихотворения можно заметить грустную напевность стиха, полную тоски о несбыточном — своеобразную мелодию души поэта. Такого эффекта Лермонтов достигает многократным повторением шипящих звуков в словах, повторением звуков «с» и «з», а также использованием рифмы во второй и четвертой строках четверостишья и исключением рифмы первой и третьей строки.
Стихотворение просто, оно не отличается ярким слогом или рифмой. Напротив, Лермонтов намеренно уподобляет его обычной прозе, что только усиливает драматичность поднятой темы одиночества. Несомненно, произведение находит отклик в душах читателей, оно понятно и легко для восприятия, потому что чувство одиночества хотя бы раз в жизни настигало каждого из нас. И каждому, хотя бы раз, мечталось о далекой неведомой душе, которая разделила бы с ним надежды и стремления.
6 класс по плану, кратко
Краткий рассказ о жизни поэта
Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, а судьба трагической. Мальчик появился на свет в Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, офицера в отставке, и его жены Марии Михайловны, единственной наследницы состоятельного дворянского рода. После рождения сына семья переехала в поместье Тарханы Пензенской губернии. Детство Лермонтова было не совсем счастливым, хотя он и рос в роскоши родового имения бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевной. Мальчику было три года, когда не стало его матери, которая скончалась от туберкулеза, не дожив до 22 лет. Бабушка настояла на опеке над внуком, принудив его отца отказаться от своих родительских прав. Смерть матери, разлука с отцом развили в мальчике задумчивость, мечтательность, стали причиной глубоких размышлений о семейной драме. С детства он привык чувствовать себя одиноким, жил в мире фантазий и грез. Детские переживания нашли отражение в лирике Лермонтова.
В детстве Михаил Лермонтов много болел, бабушка возила внука на Кавказ в Пятигорск, чтобы на минеральных источниках укрепить его слабое здоровье. Поездка в 1825 г. на десятилетнего Михаила произвела неизгладимое впечатление. Величественные горы Кавказа, самобытная культура горных народов, рассказы о войне с горцами русских офицеров, лечившихся в Пятигорске,– все это осталось в памяти впечатлительного ребенка. После этой поездки Лермонтов запишет в своем дневнике: «Кавказские горы для меня священны». После возвращения в Тарханы здоровье мальчика значительно улучшилось.
Лермонтов в детстве
Бабушка, хотя любила и баловала внука, старалась дать ему достойное образование и аристократическое воспитание. Елизавета Алексеевна Арсеньева не жалела средств на различные занятия ребенка. Множество талантов Лермонтов обнаружил уже в очень раннем возрасте: прекрасно рисовал, неплохо играл на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано. С легкостью давались Михаилу иностранные языки: к 12 годам он превосходно говорил и читал на французском, немецком, английском языках, неплохо знал латынь. В юности Лермонтов пользовался обширной домашней библиотекой в имении, самостоятельно изучал западноевропейскую и античную литературу, читая произведения на языке авторов.
После домашнего образования Лермонтов продолжил учебу в пансионе Московского университета в 1828 г. Спустя два года его зачислили в студенты университета, сначала он учился на нравственно-политическом отделении, после на словесном. В 1832 г. юноша перешел в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую закончил, получив чин корнета.
С юности Лермонтов писал стихи, но свои сочинения не печатал, изредка читал только в своем ближайшем окружении. Кумиром молодого поэта был Пушкин, с которым он не был знаком лично. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов написал полное негодования стихотворение «Смерть поэта». Это произведение тоже могло остаться неизвестным, если бы Лермонтов не дал его прочитать своему другу Святославу Раевскому, который стал делать копии стихотворения и раздавать своим друзьям, те же переписывали текст для своих знакомых. Стихотворение «Смерть поэта» за несколько часов разошлось по Петербургу. Это стихотворение не только принесло поэту настоящую славу, но и сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова.
За крамольное стихотворение, которое в списках стремительно распространялось в обществе, Лермонтов был сослан на Кавказ.
Спустя несколько месяцев Лермонтову разрешили вернуться в Петербург благодаря связям влиятельной Елизаветы Алексеевны. Теперь никому ранее не известный молодой гусарский офицер был уже знаменитым поэтом, его стихи стали печатать. Спустя два года он повторно был сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника, хотя поединок был бескровным: Лермонтов выстрелил в воздух, а его противник промахнулся. Но дуэль стала поводом для удаления неугодного властям поэта из столицы. Ему снова предстояла служба в действующих войсках. Лермонтов участвовал в боевых сражениях, но продолжал заниматься литературным творчеством.В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник. Лермонтов был очень требователен к своему творчеству. Для сборника он выбрал только 2 поэмы из 36 написанных и 26 стихотворений из 400.
Погиб Лермонтов на дуэли в 1941 г. возле Пятигорска. Он снова благородно выстрелил в сторону, но его соперник Николай Мартынов, обиженный на шутки друга, от своего выстрела не отказался и смертельно ранил поэта в грудь. Погребен Лермонтов в родовом имении Тарханы.
Стихотворная форма и особенности поэзии Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов, один из крупнейших русских поэтов XIX века, был знаменит своей оригинальной стихотворной формой и смелой экспериментальностью в поэтическом языке. Лермонтов использовал множество форм стихотворения, от абаб и чередования рифм до сочинений, не имеющих явной рифмы.
Важной особенностью поэзии Лермонтова является его использование повествовательной техники для передачи глубоких эмоций и идей. Его стихотворения зачастую содержат драматические мотивы и переживания, что является отличительной чертой раннего романтизма
Еще одной особенностью стихотворений Михаила Лермонтова является их импульсивность и сложность мыслительных процессов. Несмотря на то, что его стихи выглядят призрачно легкими и лирическими, они зачастую транслируют глубокое философское содержание, основанное на сложных образах и символах.
- Структура стихотворений: Лермонтов часто использовал размышления о смерти, пустоте бытия и другие философские темы в своих стихотворениях. Такое построение текста говорит о его литературной многоплановости и глубине мышления.
- Рифма и ритм: В своих стихах Лермонтов использовал различные формы рифмовки и ритмики. Это позволяло ему лучше выразить свои мысли и эмоции в поэтической форме.
- Образы и символы: Лермонтов использовал множество образов и символов в своих стихотворениях. Они были часто романтической и символистской природы и служили для передачи глубокого содержания.
Как видно, многогранность стихотворной формы Лермонтова совмещена с глубиной его мыслей и эмоциональности текстов. Именно эти особенности стали причиной восторга критиков и читателей его произведений.
Особенности лирики Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов оставил бесценное наследие в литературе как создатель лирических, прозаических и драматических произведений. Основной особенностью лирики Лермонтова в ранний период творчества стал ее бунтарский дух. Поэту довелось творить в эпоху жесточайшей политической реакции правления Николая I после подавления восстания декабристов, когда жестко пресекались любые попытки свободомыслия. Не принимая существующие порядки, Лермонтов-лирик напророчил себе судьбу одинокого странника, изгнанника, скитальца.Лирический герой его произведений наделен в большей или меньшей степени чертами самого поэта. Это одинокая личность, неудовлетворенная действительностью, не признающая низменных ценностей и мелочных страстей, бездуховности и пошлости общества, которое живет в полном противоречии с законами природы.
Особенностью лирики Лермонтова позднего периода его творчества стало философское осмысление законов мироздания, психологический подход к природе человеческих взаимоотношений. В своих пейзажно-философских стихотворениях он пытался найти ответы на «вечные вопросы» человеческого бытия.С детства Лермонтов относился к природе с восторженной, почти мистической любовью. В природе поэт видел высшие для себя ценности: свободу и совершенство. Природой наполнены поэтические размышления и живопись Лермонтова, потому что суть природы отвечает его внутреннему состоянию, его стремлениям к идеалу. Поэт Константин Бальмонт писал: «Лермонтов – звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны, с которым говорили демоны и ангелы».
Словарь
Пансион – закрытое учебное заведение с проживанием.
Корнет – младший офицерский чин.
Крамольный – призывающий к бунту, мятежу.
Элегия – лирическое произведение с философскими размышлениями.
Баллада – лирическое произведение с историческим или легендарным сюжетом.
Роптать – жаловаться, высказывать недовольство.
Оазис – небольшая часть пустыни с водоемом и растительностью.
Мираж – оптический обман, заставляющий видеть изображение там, где его нет.
Эпитет – художественное выразительное определение.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств или действий одного предмета на другой.
Чинара – южное дерево с большими листьями.
Антитеза – противопоставление.
Инверсия – измененный порядок слов.
Лейтмотив – основной, ведущий мотив.
Пальма
Вторая часть стихотворения переносит нас в солнечный край, где, подобно сосне, печально растет пальма. Оба дерева женского рода. В то время как у немецкого автора присутствует сопоставление мужского и женского образов, что уже говорит о главной теме Гейне. Для немецкого романтика основным лирическим мотивом был разлука с возлюбленной, чего нельзя сказать о стихотворении «Сосна». Лермонтов стих посвятил, скорее, своему стремлению быть понятым, услышанным.
Все же поэт в желании избавиться от одиночества и найти близкого человека создавал в своем воображении не образ духовного друга, а женский облик. Об этом явственно говорят последние строки стихотворения, где мечту он представляет в образе «прекрасной пальмы».
Связь стихотворения с биографией Лермонтова
Автору было всего 26 лет, когда он написал это стихотворение, и оно нередко рассматривается как отражение его внутреннего состояния и эмоций. Лермонтов в это время испытывал чувство одиночества и безысходности, что отражается в стихотворении.
Основная тема стихотворения — природа северных ландшафтов, которая образует фон для чувственного восприятия самой поэзии. Однако, при ближайшем рассмотрении, мотив одиночества и независимости пронизывает каждую строфу стихотворения.
Это можно связать с биографическими фактами о Лермонтове. Поэт был изгнан после первого выступления стихами в балладе «Светлана» в 1837 году. Изгнание привело к его эмоциональной изоляции и чувству отчуждения. Лермонтов был вынужден покинуть Петербург и отправиться в деревню на севере России. Этот период его жизни сильно повлиял на его восприятие мира и стал источником вдохновения для многих его стихотворений, включая «На севере диком стоит одиноко».
Стремление к свободе и независимости, которое Лермонтов описывает в стихотворении, отражает его собственную жизненную позицию. Поэт считал себя изгоем и протестовал против ограничений, налагаемых на него обществом.
Таким образом, стихотворение «На севере диком стоит одиноко» имеет глубокую связь с биографией Лермонтова и является отражением его личных переживаний и эмоций. Это одно из великих произведений, которое помогает нам понять не только поэта, но и человека за его образом.
Философская составляющая стихотворения «На севере диком стоит одиноко»
Одной из ключевых составляющих стихотворения Лермонтова является его философская составляющая. Поэт, используя приемы романтизма, создает образ природы, которая, на первый взгляд, кажется безжизненной и пустой. Однако, при ближайшем рассмотрении, можно заметить, что природа в стихотворении имеет свой собственный характер и способствует выражению философских идей.
Лермонтов, обращаясь к образу природы, выражает свои глубочайшие мысли и рассуждения о жизни и смерти, о сущности бытия человека в мире. Увидев картину бесконечности ледяных пространств, поэт приходит к выводу о смысле жизни и своей жизни в частности. Он понимает силу природы и ее воздействие на человека, на его душу и разум.
Философская составляющая стихотворения говорит о том, что человеческое бытие ничто перед всемогущей природой. Именно она диктует свои законы и ставит перед каждым из нас непростые задачи и цели. В этом контексте, можно увидеть авторский посыл Лермонтова, который заключается в том, что только свободолюбивая душа может пережить все трудности и невзгоды жизни, стоя у истоков природы, где начинается жизнь, а не в городских суетах, где она вынуждена проживать свои дни.
«На севере диком…» («Сосна»), анализ стихотворения Лермонтова
Судьбу русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова счастливой не назовешь: в три года остался без матери и был взят на воспитание бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая лишила его возможности общаться с отцом. Зато именно благодаря усилиям Елизаветы Алексеевны, Михаил все детство провел в казармах, так как бабушка единолично решила, что для мальчика лучшим воспитанием должно стать военное образование.
Таким образом, уже с детства мальчик испытывал чувство одиночества, которое нашло отражение в его самых известных лирических произведениях. Пожалуй, самым распространенным эпитетом в стихотворениях Лермонтова можно считать слово «одинокий». Знаковым для всего творчества поэта, безусловно, является «Парус», который, как известно, тоже «одинокий», «белеет … в тумане моря голубом».
Не менее символическим становится другое стихотворение, написанное в последний год жизни поэта, — «На севере диком…» По сути, это не авторское стихотворение — это перевод лирической миниатюры немецкого романтика Генриха Гейне. Чувство одиночества было едва ли не самым главным для романтического героя, однако в переводе Лермонтова возникает такое щемящее чувство одиночества, которое пронизывает все стихотворение, вызывая у читателя ощущение безнадежности:
Эпитет «дикий» усиливает впечатление одиночества, ведь любому цивилизованному человеку понятно, что такое состояние может вызвать только страх, как все древнее, первобытное, враждебное живому на земле. Единственное, что в какой-то степени утешает, что сосна «дремлет», а значит, не испытывает дискомфорта, ведь во сне все, даже самое неприятное, происходит быстрее. При этом особую торжественность описанию придает сравнение ее одежды («снега сыпучего») с ризой — праздничным облачением священника. Только вот подобный богатый убор не делает ее счастливей, ведь и стоит она, и дремлет «одиноко».
Сосна не просто спит — она видит сон о прекрасной пальме, растущей «в том крае, где солнца восход». Прямого указания на юг нет — можно только догадываться, что пальмы растут именно там. Примечательно другое: пальма растет «на утесе горЮчем». Скорее всего, подразумевается не столько температура, сколько ГОРЕ, ГОРЕЧЬ. В русских сказках всегда плакали горючими слезами. Вот и героиня — «прекрасная пальма» — тоже горюет, горюет о близкой родственной душе, которой нет рядом.
И если сосна, находясь на голой вершине, окружена снегами, переливающимися под солнечным или лунным светом (ведь не случайно сравнение с ризой!), то пальма растет в пустыне, где ничего не меняется годами, где только палит жаркое солнце да бушуют песчаные бури.
Кроме пейзажных особенностей, сложно выделить что-то контрастное, так как автор не преследовал цели противопоставить эти образы. Наоборот, тот факт, что и на севере, и на юге есть те, кто испытывает одиночество, приводит к очень грустному выводу о всеобъемлющей тоске неразделенности в масштабах всей земли, планеты, Вселенной, а это у любого человека вызывает стойкое чувство страдания и обреченности.
Использованное автором олицетворение можно смело назвать символом, как в «Парусе». Любому понятно, что речь идет не просто об образе, наделенном одушевленными чертами, а о символе — обобщенном выражении главной идеи стихотворения. В случае с «Сосной» это не просто мотив неразделенной любви — это фатальная невозможность соединения любящих (такой же мотив звучит в стихотворениях «Утес» и «Листок»).
В завершении анализа необходимо отметить, что в этих последних произведениях Лермонтов отходит от повышенной экспрессивности, свойственной раннему творчеству. Наоборот, поэт обращается к речи намеренно не украшенной, иной раз даже прозаизированной, что называется, безыскусной. При этом драматизм каждой конкретной лирической ситуации не ослабляется, а усиливается, и подобная простота выражения это лишь подчеркивает.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «На севере диком…»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Персонажи и образы
Центральный образ стихотворения – сосна, второй персонаж – пальма из ее видений. Обе они одиноки и безмерно страдают от этого. Оба дерева по-своему красивы: сосна «снегом сыпучим одета…», пальма «прекрасная». Места их произрастания также имеют сходство – пустынные вершины: сосна – «на голой вершине», пальма – «на утесе горючем». Все эти совпадения должны были служить воссоединению этих одиноких образов, но этого не происходит.
Родина сосны – север, пальма же растет на юге. Сосна укрыта снегом, словно ризой, пальму обжигают лучи раскаленного солнца. Расстояние между ними – это расстояние между двумя полюсами, это бесконечные тысячи километров. Огромное пространство и закрепленность за ним оказывается преградой для их желаний. Если бы случилось чудо, и они воссоединились, невозможность жить в чуждых условиях все равно разлучила бы их. В этом Лермонтов видит знак самой судьбы, которую невозможно обмануть.
Образы двух деревьев – это душевная боль самого поэта. Поэтому все стихотворение пронизано нотой обреченности. При любых обстоятельствах, как бы они не складывались, ему уже не найти родственную душу.
Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова
«На севере диком…» — это стихотворение Лермонтова, которое поднимает тему одиночества. Отличается произведение тем, что сюжет был заимствован из стихотворения Гейне. При переводе этого произведения у поэта появилась идея позаимствовать образы и перенести на них свои переживания.
Выбор этих образов вполне обоснован. Детство и дальнейшая жизнь поэта пропитаны одиночеством. В раннем детстве Лермонтов лишился матери. Дальнейшие годы прошли под контролем бабушки, которая оградила отца от общения с ним. В приоритете было военное образование. Из-за тоски и одиночества мальчик рос замкнутым и вспыльчивым.
В образе дерева он отразил себя. Мысли и чувства переданы через сосну. Творчество Гейне и Лермонтова в этом похоже. Но в переводе присутствует иная смысловая нагрузка. У зарубежного поэта — это произведение о любви, у Лермонтова — философское. Деревья повторяют образы печальных и одиноких людей.
Главный символ стихотворения — это сосна. Испытываемый холод исходит не извне, а является внутренним. Это образ брошенного и одинокого человека, лишенного тепла, общения и поддержки. В некоторых строках присутствует два мира. Царство грез и реальности. Словом «диком» поэт утрирует одиночество, так как этот эпитет ассоциируется с чем-то тайным и древним, что вызывает чувство страха. Единственным успокоением для автора является дремлющая сосна, которая видит прекрасный сон о пальме в жарких песках. Помимо пейзажа, здесь нет больше никаких противоречий и противопоставлений. То что на Юге и Севере есть одинокие создания, наводит на мысли о том, что существует тоска во Вселенной и это у каждого вызывает ощущение обреченности и страданий.
В произведении это усилено за счет чувства невозможности объединения двух душ. Сосна находится на «севере диком», а пальма на «утесе горючем». Также стоит отметить, что в последних стихотворениях экспрессия отсутствует, которая прослеживалась в ранних. Поэт используют более простую речь, которая лишена художественности, это придает творению лиричность и подчеркивает это.
Смысл стихотворения — рассказ о дремлющей сосне и о ее сне. Произведение разделено на две части, что помогает разделить смысловую нагрузку.
Жанр — элегия. Строки, пропитанные грустью, поднимают проблему одиночества. Размер — четырехстопный амфибрахий. Лермонтов использовал перекрестную рифму. Стихотворение «На Севере диком…» это самостоятельное произведение, навеянное творчеством Гейне.
Прочитаем еще раз произведение М. Ю. Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Лермонтов мыслит образами, взятыми из мира природы, который удивителен, необычайно красочен и разнообразен. Поэт не только видит, но слушает и слышит, передает звуками тончайшие чувства, живет жизнью своих поэтических образов.
Стихотворение из 8 строк является образцом поэтического мастерства. В нем мы видим настоящее созвездие средств художественной выразительности.
Антитеза привносит в него строгость, четкость и ритм.
Юг и север – не столько географические, сколько психологические понятия: тепло, комфорт, цветение, ароматы, теплый воздух – и холод, стужа, оледенелость… Лирический герой внутренне сливается с душой северной сосны, а юг и пальма кажутся ему несбыточной мечтой. Образы сосны и пальмы передают трагизм человеческой разобщенности и одиночества.
Развернутая метафора дает читателю возможность увидеть в сосне и пальме живые существа. Сосна, замершая «на голой вершине», «на севере диком», страдает, мучается. И в морозной дреме снится ей сон: на юге, «в пустыне далекой», грустит о счастье «прекрасная пальма». Холод севера – это душевный холод, невозможность любви и душевного тепла. Но и в краю восходящего солнца нет места счастью.
Мотив одиночества, покинутости, обреченности, страдания усиливается инверсией : «стоит одиноко», «в пустыне далекой», «на утесе горючем» и др.
и эпитетами : «на севере диком», «снегом сыпучим», «на голой вершине» и т.д.
Автор удачно использует сравнение : «одета, как ризой, она» (понятие «риза» рассматривается как старинное длинное красивое одеяние без рукавов – царское парадное одеяние).
В краю холодов и вьюг, в полном одиночестве стоит сосна. Великолепие ее убранства («риза»), голая вершина скалы и дикость севера усиливают бесприютность , обездоленность и невозможность счастья.
Интересна звуковая организация стихотворения, отличающаяся высокой музыкальностью . Первые две строки создают звуковой образ пейзажа повторением звука «с»: «на с евере» с тоит… с осна… с негом… с ыпучим». Более того, если медленно, растягивая слова, прочесть первые строки, то за звуками «э…и…и…о…о…о…э… и… е» мы услышим завывание северного ветра , холодного, лютого, ледяного, не дающего надежды на спасение.
Гласные переднего ряда имеют перенос «э», «и», «о». Фонема же «а» открытая. Она резко выпадает из общего рисунка строк, встречается только в трех местах – в начале, конце и середине, создавая своеобразную картину рамки — «сосн а , одн а , грустн а ».
Строка «прекрасная пальма растет» — имеет два ударных «а». Звук «а» — широкий, ясный, торжественный, напевный. Он обещает надежду.
Впечатление от стихотворения Лермонтова усиливается особой рифмой : рифмуются лишь вторая и четвертая строчки каждой строфы. Но общая гармония стихотворения не нарушается. Подобная рифма делает его оригинальным и мелодичным.
Интересен морфологический ряд стихотворения. В нем всего 42 слова и лишь 4 глагола. Известно, что глаголы передают динамику действий. Этого нет. Действие словно уснуло, замерло, замерзло, оно не развивается. А на 11 существительных приходится 6 прилагательных, причем почти все они качественные. Поэт избегает красивости, он дает нам возможность самим «дорисовать» картину и глубже прочувствовать драму.
Итак, стихотворение М. Ю. Лермонтова – это не перевод, это оригинальное, высокохудожественное произведение, навеянное лирикой Г. Гейне.
Известно, что стихотворение Гейне переводили также такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Их переводы близки к стихотворению Гейне по характеру лирического переживания – любовного переживания. В переводе М.Ю.Лермонтова мысль об одиночестве человека в мире стала ведущей.
Выдающийся русский живописец И.И. Шишкин средствами живописи передал чувства немецкого и русского поэтов, написав картину «На севере диком…». Три шедевра искусства, имеющие мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но только разными средствами.
— Бахтин Н.Н. Человек в мире слов.- М.: Издательство Российского открытого университета, 1995 год.
— Выготский Л.С.Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991 год.
— Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998 год.
Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»
Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…». Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?
В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время. Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях. Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.
Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом. Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».
То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму». Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.
Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.

Немного об авторе
М. Ю. Лермонтов (1814—1841) — великий русский поэт, прозаик, художник и драматург. Немалая часть его произведений легла в основу музыки, театральных постановок и кинокартин. Его сочинение «На севере диком» стало поэтической канвой для хоровых миниатюр сразу нескольких именитых композиторов:
- С. И. Танеева;
- А. С. Даргомыжского;
- С. Рахманинова.
Популярность стиха у музыкантов говорит о мелодичности и наличии философского смысла в составляющих его строках. Недаром бессмертные творения А. С. Пушкина, С. А. Есенина и М. Ю. Лермонтова живут не только на бумаге, но и на нотном стане. Творение Гейне, перекочевавшее идейно в опус Лермонтова, нашло свое отражение и в живописи. Знаменитым русским художником И. И. Шишкиными написана картина «На севере диком», которую автор приурочил к 50-летию со дня смерти поэта-соотечественника.

Писатель до самой своей смерти полагал, что родился не в свое время, поскольку чувствовал тотальное непонимание среди современников. Будучи глубокой творческой личностью и обладателем множества талантов, Лермонтов до конца своих дней ощущал себя одиноко, что и нашло отражение в его произведениях.
Талантливый русский литератор ушел из жизни совсем юным — в 26 лет Лермонтов погиб на дуэли. Как и многие другие одаренные деятели искусства, за свое короткое пребывание в этом мире поэт оставил целое культурное достояние родной стране и потомкам. Говоря о личной жизни поэта, стоит упомянуть, что он не успел найти счастья в браке. Известно, что классик был однолюбом и холодно относился к поклонницам.




























