Расшифровка и анализ стихотворения «старые письма» фета

Афанасий фет — старые письма: стих.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

В русской поэзии было множество поэтов, писавших чувственно и проникновенно о любви, природе, родине. Но наиболее глубоко и трогательно это получалось у Афанасия Фета и Федора Тютчева, которые хоть и были похожи в разнообразии спектра раскрываемых чувств, но имели колоссальные отличия в подаче своих произведений и мировоззрении, понимании своего внутреннего мира и места человека в мире.

Ярким примером различий между лирикой Тютчева и Фета является описание осени в стихотворениях “Осенний вечер” и “Осень”. Несмотря на общую тему стихов авторы по-разному раскрывают суть осени, представляют ее в разном свете, говорят о разных, порой противоположных, эмоциях.

Федор Тютчев в поэзии “Осенний вечер” одухотворяет это время года, наделяет божественностью и величием. Его осень предстает перед читателем в невообразимой красоте и трепетности. Поэт открыто восхищается осенним вечером, воодушевляется его красотой и наслаждается негой, в которую окунает его окружающее великолепие.

В то же время Тютчев испытывает чувство грусти, ведь красота осени быстротечна и вслед за ней наступит более прозаичное зимнее время, нагоняющее печаль и отчаянье. В то же время Федор Тютчев показывает, через образ осени, период человеческой жизни, близкий к увяданию, но еще полный сил и возможностей, когда перед ощущением скорой старости открывается вторая молодость.

Осень в стихотворении Афанасия Фета раскрывается с иной стороны. Автор одухотворяет ее, но показывает в неразрывной связи с человеческим существом, нагоняя печаль и смуту. Фетовская осень непоколебима в своей грусти, она не воодушевляет на написание стихов, лишь угнетает, невообразимой тяжестью ложиться на душевное состояние. Но, не смотря на холодность осени поэт говорит о существовании горячей любви, которая неподвластна грозному времени года.

Таким образом, в стихах классиков по-разному раскрывается осенняя пора. Если Тютчев представляет осень одухотворенным божеством, то Фет говорит лишь о ее угнетающей холодности, наполняющей существо апатией и невеселыми мыслями.

Это интересно: Умом Россию не понять Тютчев стихотворение полностью с анализом.

Популярные темы анализов

Одним из поэтов изображающих реальную жизнь, в своих произведениях, без лишних красок, был Н.А.Некрасов. Большое количество его произведений показывают разницу крестьян и помещиков, открывая тем самым пороки на общее виденье.

Н.А. Некрасов родился в сложное время, эпоху перемен в политической и духовной жизни России. Середина 19 века была переломным моментом для страны. Многие его произведения имеют острую социальную направленность

Гибель великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла его современников, особенно членов литературного сообщества. Практически сразу появились многочисленные стихотворные отклики на это трагическое событие.

Осенью 1924 года поэт Сергей Есенин побывал на Кавказе. Он планировал доехать на поезде до Персии, но вынужден был остановиться в Баку и Тифлисе. Восхищенный красотой и сказками Кавказа

Что такое перемены для обычного человека? Наверное, в первую очередь мы вспомним о том, насколько сильно нам не хочется выходить из зоны собственного комфорта,

Стихотворение “Старые письма” было написано в 1859 году, когда возраст поэта уже достиг сорока лет.

Музыкальность и звукопись стихотворения

В начале стихотворения Фет использует повторение звуков «с» и «ш», что создает мелодичный и благозвучный звукопис. Такой прием придает стихотворению мягкость и плавность:

Пример:

С крыма братцы!

С’язаны

Лесом темным.

Еще один прием, который использован в стихотворении, — это аллитерация, то есть повторение одного и того же звука в начале соседних слов или слогов. Это помогает создать ритмическую гармонию и влияет на восприятие стихотворения. Например, в строке:

Пример:

Весной цепко уцепились

Автор использует повторение звуков «ц» и «п», что создает ритмический акцент и придает стихотворению особую музыкальность.

Также в стихотворении Фет использует специфические звукописные приемы для передачи настроения и эмоциональной окраски. Например, он использует слова «серые», «холодные», «темные», «тревожные», которые звукописно описывают состояние души героя и создают атмосферу запечатленного в прошлом времени. Это позволяет читателю погрузиться в мир произведения и воспринять поэзию на эмоциональном уровне.

В целом, стихотворение «Старые письма Фет» наглядно демонстрирует использование музыкальности и звукописи для создания особого эффекта и передачи эмоциональной глубины произведения.

Анализ стихотворения Фета «Старые письма»

В конце 1840-х годов Фет познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала его лирику и искренне восхищалась ей. Кроме того, она отличалась привлекательной внешностью, имела прекрасное образование, неплохо играла на фортепиано. Между молодыми людьми завязались романтические отношения. Их главная проблема состояла в том, что Афанасий Афанасиевич не имел возможности жениться на своей возлюбленной. Виной тому – сложное материальное положение. Фет был беден, а Лазич не могла похвастаться богатым приданым. Поэт не желал зря обнадеживать девушку, поэтому честно описал ей сложившуюся ситуацию. Он убеждал ее, что им лучше перестать встречаться, но Мария Козьминична была не в силах прекратить роман. В итоге финал любовной истории оказался трагическим. В 1850 году Лазич умерла от полученных при пожаре многочисленных ран. При этом точно не выяснено – покончила ли девушка с собой или то был несчастный случай. Фет до конца своей жизни винил себя в смерти возлюбленной. В воспоминаниях он не упоминал ее настоящего имени, предпочитая называть Еленой Лариной (отсылка к «Евгению Онегину»).

Значительная часть интимной лирики Афанасия Афанасиевича посвящена именно Лазич. Среди адресованных ей стихотворений – «Старые письма». Оно построено в виде монолога лирического героя, обращающегося к письмам и образу девушки, который за ними стоит. В первой строфе поведана предыстория. Из нее читатель узнает, что любовь, о которой пойдет речь в стихотворении, давно угасла, но в час душевных мук воспоминания о ней возродились. Второе и третье четверостишия – рассказ о прошлом. Оказывается, давний роман героя завершился трагически по его же вине. Девушка любила, доверяла, тешила себя надеждами, но ничего не вышло. Четвертая строфа – горькое раскаяние героя по поводу случившегося много лет назад. Он жалеет о том, что оттолкнул возлюбленную, что «осудил себя на вечную разлуку», что не понял сразу – вне любви нет в мире ничего. Пятое и финальное четверостишие – выражение разочарования, неверия в возможность достижения счастья, ведь письма лишь напоминают о прошлом, но не способны вернуть его, дать шанс герою исправить допущенные ошибки. Мотив писем в стихотворении возникает не случайно. Во-первых, Лазич и Фет в одно время вели активную переписку. Во-вторых, есть версия, что когда начался пожар, который привел к смерти Марии Козьминичны, она воскликнула: «Берегите письма!».

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Весна на дворе

    Весна! Прекрасная пора года, когда природа вокруг просыпается от зимней спячки и оживает. Всё распускается, расцветает, вокруг зелено, свежо – радость-то какая! И если март ещё напоминает о зиме, то апрель окончательно свидетельствует:

  • Анализ стихотворения Маяковского Вам

    Россия стояла на пороге больших испытаний, начиналась Первая мировая война. Буквально никто не остался равнодушным к тяжестям, приготовленным судьбой. В 1915 году российская армия взяла удар на себя, обеспечив своим союзникам небольшую

  • Анализ стихотворения Лермонтова Есть речи значенье

    Автор стихотворения “Есть речи — значенье” – М.Ю. Лермонтов. Оно написано уже на закате жизни великого поэта, в 1838 году. На протяжении жизни у Лермонтова было много дам сердца, однако в частности он пытался скрывать свою любовь

  • Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон
  • Анализ стихотворения Бунина Полевые цветы

    В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

Главная » Глаголы » Тютчев старые письма. Анализ стихотворения Фета «Старые письма»

«Старые письма», анализ стихотворения Фета

Впечатляет искренность стихотворения, как будто автор действительно нашёл старые письма, всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Хотя на момент написания произведения (1859 год) Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет, строчки пронизаны столь мощным сожалением и ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя.

Композиция
стихотворения построена как диалог: лирический герой обращается к найдённым письмам и к тому образу, который скрывается за ними. «Черты заветные»
. «свидетели немые»
— так называет автор то ли строки письма, то ли свои воспоминания о той, которая их написала. Во всём стихотворении ни разу не указывается, кто же скрывается за «старыми письмами»
. Однако слова «доверчивость, надежда и любовь»
. эпитеты «задушевные»
. «светлые, святые, молодые»
не оставляют сомнений в том, что послания эти — любовные.

Стихотворение обладает чётко выраженной структурой. Первая строфа — предыстория, завязка
действия. «Давно забытые, под лёгким слоем пыли»
— эти обстоятельства указывают на то, что все чувства, когда-то владевшие лирическим героем, отгорели и угасли. Но память о них осталась где-то в сокровенном уголке сердца, поэтому «забытые черты»
сразу называются «заветными»
. Словно отдёрнутый занавес, письма сразу раскрывают все воспоминания и переживания, связанные с той, что их писала. «Мгновенно воскресить»
можно лишь то, что подспудно жило в тайниках души.

Вторая и третья строфа — развитие
действия. Лирический герой признаёт, что его роль в этой переписке и её финал вызывают у него стыд, раскаяние, сожаление. «Я вами осуждён»
. «горя огнём стыда»
. «тот ужасный час, когда прощались мы»
— всё это заставляет предположить некую трагическую развязку, обстоятельства, помешавшие ответить взаимностью.

Но в четвёртой строфе — кульминации
произведения — звучит открытое раскаяние в своём поступке. «Доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку. »
— эти слова передают порыв души, жаждущей всё исправить своим сожалением и признанием вины. Даже то, что четвёртая строфа удлинена на одну строчку, ещё явственней показывает, что лирический герой торопится всё высказать, раскаяться в своей слепоте и жестокости. Пока не возвратится мыслями в настоящее.

Заключительная пятая строфа несёт в себе горькое разочарование, печаль, неверие в счастье. Письма, всколыхнувшие столь сильные чувства, остаются всего лишь письмами — устаревшими, неживыми. Всё, что было связано с ними, невозвратимо ушло. «Души не воскресит и голос всепрощенья, не смоет строк и жгучая слеза»
. — с горечью говорит лирический герой. В последней строфе словно перечёркивается вся болезненная радость, вызванная находкой, и волнение уступает место равнодушию.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с одной безударной стопой в каждой строке, с перекрёстной рифмой. Размер, как нельзя более подходящий к искреннему живому разговору: длинная строка позволяет отобразить самые тонкие оттенки чувства, а скорый ритм избавляет от возможной излишней сентиментальности.

Пронзительная лирика «Старых писем», покоряющая правдивостью переживаний, по праву делает это произведение Афанасия Фета одним из ключевых в его творчестве.

Значение творчества Фета

Несмотря на нападки демократической критики, которая считала поэзию Фета бессодержательной, бесцельной и пустой из-за отсутствия социальных мотивов и гражданского пафоса, творчеству Фета давали высокую оценку Толстой, Достоевский, Тургенев и др. Фет был не созвучен своей общественной эпохе, не совпадал взглядами со временем и модой. Не понятый многими своими современниками, он определил развитие поэзии XX в., став предвестником зарождения течения символизма.

Словарь

1. Пантеон – храм, посвященный богам

2. Рачительный – трудолюбивый, умеющий заниматься хозяйством

3. Эпиграмма – небольшое произведение, высмеивающее что-то

4. Аллитерация – используемые для звуковой выразительности повторы согласных звуков

5. Ассонанс – многократный повтор гласных звуков, усиливающих мелодику звучания

6. Пафос – наивысший подъем воодушевления

Средства выразительности

Для точного создания образов и передачи эмоций А. Фет использует такие средства выразительности, как:

  • Обращение. В качестве адресата послания выступают письма;
  • Олицетворение. Поэт придает письмам человеческие черты;
  • Метафоры: «свидетели немые», «узоры гонят кровь», «жгучая слеза»;
  • Эпитеты: «поблекшие узоры», «душевных мук», «дерзко оттолкнул»;
  • Антитеза: весна души и сумрачная зима.

Разнообразны и синтаксические средства:

  • Однородные члены предложения («светлые, святые, молодые», «доверчивость, надежду и любовь»);
  • Предложения, различные по интонации: вопросительные, восклицательные, повествовательные;
  • Инверсия («не смоет этих строк, и жгучая слеза»).

Замечание 1

Стихотворение «Старые письма» является настоящим шедевром интимной лирики А. Фета и одним из самых значительных произведений в его творчестве.

Художественные особенности поэзии А. Фета можно охарактеризовать следующими положениями:

  • Размытость, абстрактность образов, отсутствие конкретизации;
  • Отсутствие логики повествования. Фет впервые ввел в отечественную литературу «безглагольное» стихотворение;
  • Романтичность, отрицание окружающей действительности. Герои стихотворений Фета будто живут в мире грез и снов;
  • Отсутствие конкретных образов лирического героя и героини при тонком и глубоком описании их ощущений и чувств;
  • Ритмическое и строфическое разнообразие. Поэт чередует длинные и короткие строки, использует различные ритмы и строфа. Это сделало его одним из самых «метрически разнообразных» русских поэтов.

А.А. Фет создал для себя нравственный идеал и стремился к нему всю жизнь. Этим идеалом была Мария Лазич. Интимная лирика поэта наполнена чувством упования, надежды и глубоким трагизмом. Любовь – это не только трепетные воспоминания, радость, любовь несет страдания и душевные муки.

Анализ стихотворения «Старые письма» Ф. И. Тютчева

Первая строка стихотворения «И сильнее ничем в наше веки слабой памяти…» сразу же привлекает внимание читателя своей глубиной и философским подтекстом. Здесь поэт говорит о непрочных памятных в их способности сохранять прошлые события и эмоции

Вторая строфа «Какие ж глупые души, какие слабые сердца!» позволяет понять, что старые письма, о которых рассказывает Тютчев, несут в себе не только физическое, но и эмоциональное значение. Они восстанавливают душевные переживания, которые были связаны с их написанием и прочтением.

Следующая строка «И оттого каинова кровь отца и праотца, –» затрагивает тему прошлых родительских поколений, которые также оставили свой след в письмах. Здесь есть намек на трагичность и наследственность жизненных судеб, которые передавались через поколения.

Тьма прозы и бытия, манящая прозрачность мертвых писем, олицетворяет мир, который потерял свой смысл и направление, и его погружение в пустоту. Поэт описывает старые письма как манящие, но в то же время прозрачные, отражающие бесконечность воспоминаний и утраты.

Далее Тютчев говорит о «Рваньи чувств, томленьях душ и забытых бедах…» — все это эмоции, о которых стихи напоминают поэту, несмотря на то, что прошло много лет. Эти письма являются своеобразным символом эмоционального багажа, который каждый из нас несет в своей жизни.

В заключительной строфе поэт подчеркивает бесценность старых писем, говоря о том, что они способны привнести в нашу постоянно меняющуюся жизнь некоторую устойчивость. Это как символ их временности — они остаются неизменными во времени, воплощая память и нашу собственную историю.

Итоги анализа стихотворения:

  • Старые письма являются символом прошлого и времени;
  • Они обладают эмоциональной ценностью и могут восстанавливать переживания и воспоминания;
  • Старые письма имеют значение наследственности и связывают родительские поколения;
  • Они представляют собой манящую прозу прошлого и могут перенести нас в мир утраты и ностальгии;
  • Старые письма содержат в себе эмоции и судьбы, связанные с их созданием и прочтением;
  • Они символизируют память, бесконечность воспоминаний и нашу собственную историю.

Интерпретация и значение стихотворения «Старые письма»

Тема и образы

В стихотворении «Старые письма» Верлен обращается к теме времени и эмоциональной связи с прошлым. Он использует образ писем, чтобы передать свое отношение к времени и осознание его непреодолимости. Письма представляют собой символы прошлых событий и эмоций, которые неизбежно приводят к утрате и ностальгии.

Мотивы и символы

Главным мотивом в стихотворении является утрата, ностальгия и бег времени. Верлен описывает, как старые письма превращаются в прах, в то время как эмоции и воспоминания остаются. Он использует символы пыли и пепла, чтобы подчеркнуть непреодолимость времени и неизбежность его разрушительного воздействия. Кроме того, образ окна и закрытой двери представляют собой символы разделения между прошлым и настоящим, возможности и утраты.

Эмоциональная сила

Старые письма Верлена пронизаны мистической и эмоциональной силой, которая возможно так сильно воздействует на читателей. Стихотворение заставляет задуматься о фрагментации времени и разрыве эмоциональной связи с прошлым. Оно вызывает ностальгию и печаль, делая нас осознавать, что прошлое навсегда ушло и нельзя вернуть.

Значение и интерпретация

Старые письма являются одним из наиболее значимых стихотворений Верлена и отражают его характерные мотивы и темы. Они представляют собой уникальный образец его поэтического гения и способностью передать сложные эмоциональные состояния. Стихотворение поднимает вопросы о времени, памяти и преходящем бытии, что делает его актуальным и в наши дни.

Интерпретация стихотворения может варьироваться в зависимости от взгляда читателя. Оно может быть понято как призыв ценить прошлое и сохранять связь с ним, а также как напоминание о преходящем характере времени и ностальгию за утраченным.

Мне нравитсяНе нравится

Фет Афанасий

Любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования, но и трагизмом. Любовь – это не только радость, трепетные воспоминания, также она несет душевные муки и страдания. В его стихах нет ни капельки прозы, это чистая поэзия. Его поэтический язык естествен, выразителен, музыкален. «Это не просто поэт, а скорее поэт‑музыкант…», – говорил о нем Чайковский. Множество романсов было написано на стихи Фета.

Стихи Фета открывают красоту окружающего мира, затрагивают душу человека. Читая их, все больше и больше убеждаешься, что любовь – это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса: «Любви все возрасты покорны».

Если радует утро тебя, Если в пышную веришь примету,— Хоть на время, на миг полюбя, Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь Не одну ты житейскую грозу,— Но в стихе умиленном найдешь Эту вечно душистую розу.Читать далее

Анализ стихотворения Фета «Старые письма»

В конце 1840-х годов Фет познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала его лирику и искренне восхищалась ей. Кроме того, она отличалась привлекательной внешностью, имела прекрасное образование, неплохо играла на фортепиано. Между молодыми людьми завязались романтические отношения. Их главная проблема состояла в том, что Афанасий Афанасиевич не имел возможности жениться на своей возлюбленной. Виной тому – сложное материальное положение. Фет был беден, а Лазич не могла похвастаться богатым приданым. Поэт не желал зря обнадеживать девушку, поэтому честно описал ей сложившуюся ситуацию. Он убеждал ее, что им лучше перестать встречаться, но Мария Козьминична была не в силах прекратить роман. В итоге финал любовной истории оказался трагическим. В 1850 году Лазич умерла от полученных при пожаре многочисленных ран. При этом точно не выяснено – покончила ли девушка с собой или то был несчастный случай. Фет до конца своей жизни винил себя в смерти возлюбленной. В воспоминаниях он не упоминал ее настоящего имени, предпочитая называть Еленой Лариной (отсылка к «Евгению Онегину»).

Значительная часть интимной лирики Афанасия Афанасиевича посвящена именно Лазич. Среди адресованных ей стихотворений – «Старые письма». Оно построено в виде монолога лирического героя, обращающегося к письмам и образу девушки, который за ними стоит. В первой строфе поведана предыстория. Из нее читатель узнает, что любовь, о которой пойдет речь в стихотворении, давно угасла, но в час душевных мук воспоминания о ней возродились. Второе и третье четверостишия – рассказ о прошлом. Оказывается, давний роман героя завершился трагически по его же вине. Девушка любила, доверяла, тешила себя надеждами, но ничего не вышло. Четвертая строфа – горькое раскаяние героя по поводу случившегося много лет назад. Он жалеет о том, что оттолкнул возлюбленную, что «осудил себя на вечную разлуку», что не понял сразу – вне любви нет в мире ничего. Пятое и финальное четверостишие – выражение разочарования, неверия в возможность достижения счастья, ведь письма лишь напоминают о прошлом, но не способны вернуть его, дать шанс герою исправить допущенные ошибки. Мотив писем в стихотворении возникает не случайно. Во-первых, Лазич и Фет в одно время вели активную переписку. Во-вторых, есть версия, что когда начался пожар, который привел к смерти Марии Козьминичны, она воскликнула: «Берегите письма!».

Стихотворение «Старые письма» написал в 1859 году Афанасий Афанасьевич Фет — поэт с русской душой, непревзойдённый лирик и потрясающий мемуарист, талантливейший переводчик, имеющий особый, узнаваемый стиль, почётный член-корреспондент Петербургской Академии Наук и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XIX вв. В основу произведения легло воспоминание поэта о минувшей любви. Речь идёт о реальной женщине, к которой лирический герой испытывал нежные чувства.

Литературный анализ стихотворения

Способ организации стихотворения: Силлабо-тоническое

Стихотворный размер: ямб;

Размер стоп: шесть, с одной безударной в каждой строфе;

Рифмовка: перекрёстная, преимущественно женская;

Композиция: диалоговая.

Основные литературные приёмы, которые использовал при создании стихотворения А. А. Фет:

1. Множество различных эпитетов. Примеры: «задушевных слов», «жгучая слеза», «поблекшие узоры»;

2. Олицетворение. Примеры: «мгновенно воскресили», «опять встречают взоры», «шептать мне о любви».

Ни для кого, кто хоть немного знаком с биографией А. А. Фета, не секрет, кому посвящены строки этого прекрасного произведения. Образ Марии Козьминичны Лизич — девушки, в которую был влюблён молодой поэт, но которая так и не стала его женой, он пронёс через всю свою жизнь. Практически каждая строфа стихотворения пронизана печалью и сожалением о минувшем прошлом «доверился предательскому звуку». Ностальгия захватила автора и воскресила в памяти нежные образы «черты заветные, вы вновь передо мной», а вместе с тем и понимание того, что былого не вернуть «всё, что давно-давно, утрачено душой».

Волнующая до глубины души, лирика «Старых писем», затрагивающая жизненные реалии, знакомые многим, сделала это произведение одним из самых запоминающихся в творчестве А. А. Фета.

10 класс кратко по плану

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: