Жанр, направление, размер
Лирическое произведение «Вот уж вечер» можно отнести к элегии.
Элегия – это произведение, содержащее эмоциональный вывод, сделанный по итогам личностных размышлений. Часто элегии – это печальные стихотворения, передающие горечь разлуки, тяжесть утраты, некое отчаяние одиночества…
«Вот уж вечер» — светлое стихотворение по эмоциональному окрасу, но оно действительно об одиночестве и о воспоминаниях. Философское восприятие мира поэтом окрашивает печальные чувства в приятные тона, что придаёт стихотворению мягкое, покойное звучание.
Направление стихотворения «Вот уж вечер» достаточно интересное. Оно стоит на грани реализма и модернизма, двух абсолютно разных, противоречивых направлений.
Произведение «Вот уж вечер» довольно объективно отражает действительность, а это реализм. Прослеживается взаимосвязь между характером лирического героя и окружающим, обстоятельствами – это тоже реализм. Но сам лирический герой – фигура достаточно сложная. Он отражает неповторимость момента, является олицетворением неповторимости конкретного чувства у отдельного человека, а это черты модернистского течения.
Размер стихотворения «Вот уж вечер» – двухиктный дольник. Дольниками называют произведения с неровным звучанием, то есть в стихотворной строке комбинируются двусложные и трёхсложные стопы. Поэты Серебряного века очень часто обращались именно к этому размеру. Дольники можно встретить и у Александра Блока, и у Анны Ахматовой, и у Николая Гумилёва. Рифмовка перекрестная неточная, то есть созвучны только 2 и 4 строки, тогда как 1 и 3 строки абсолютно не созвучны.
Анализ
Стихотворение «Весенний вечер» было написано Сергеем Есениным в 1912 году. Данное произведение можно отнести к пейзажной или природной лирике — жанру, во многом прославившему великого поэта.
Название стихотворения в полной мере соответствует его содержанию: Есенин действительно в свойственной ему манере описывает весенний вечер – время удивительное, отчасти таинственное и безмерно прекрасное.
Система художественных образов произведения достаточно разнообразна: это и река, сверкающая под закатным солнцем, и само солнце, и луна, стремящаяся сменить его на небосводе, и соловей, поющий только ему известные чудесные песни, и даже простой пахарь, идущий домой после дневных трудов. Все эти изначально разрозненные образы Есенин складывает в единую картину идиллического весеннего вечера подобно тому, как талантливый художник отдельными мазками кисточки создаёт цельный пейзаж.
Стихотворение Есенина изобилует различными стилистическими оборотами (тропами) и иными средствами художественной выразительности. Так, можно выделить несколько ярких олицетворений («песню любви затянул соловей», «…и улыбается небу земля») и эпитетов («река серебристая», «песни глубокие», « слушает ласково»). Кроме того, Есенин использует красочные метафоры (например: «… запад подернулся лентою розовой»).
В качестве фонетического средства выразительности можно отметить аллитерацию («тихо струится река серебристая» — повторение звуков «т» и «с»; «солнце садится за горы лесистые» — повторение звука «с»).
Также автор использует инверсию («в царстве вечернем», «горы лесистые») — крайне распространенную фигуру речи, позволяющую заострить внимание читателя на том или ином фрагменте текста. В итоге Есенину удается буквально в трех четверостишиях передать самую суть весны и весеннего вечера, его простую красоту и неземное величие
Стихотворение поэта проникнуто светлым, почти волшебным настроением, и сложно после его прочтения не представить себя на прогулке посреди майского леса в вечерних сумерках или, по крайней мере, посреди цветущей яблоневой аллеи в ближайшем парке
В итоге Есенину удается буквально в трех четверостишиях передать самую суть весны и весеннего вечера, его простую красоту и неземное величие. Стихотворение поэта проникнуто светлым, почти волшебным настроением, и сложно после его прочтения не представить себя на прогулке посреди майского леса в вечерних сумерках или, по крайней мере, посреди цветущей яблоневой аллеи в ближайшем парке.
1912 год стал во многом поворотным в судьбе Есенина : тогда он переехал в Москву ; в это же время начал активно заниматься поэтической деятельностью .
Оказавшись вдали от дома, семнадцатилетний юноша смог по-новому прочувствовать свою любовь к родной земле и природе. Возможно, именно благодаря этому появился «Весенний вечер» и многие другие стихотворения С. А. Есенина.
Весенний вечер
Сейчас читают:
Сочинение-рассуждение Дружба 9 класс ОГЭ 15,3
Дружба является очень важной вещью в жизни людей. Возраст людей для дружбы не очень важен, потому что дружить можно в любом возрасте
Сколько бы лет не было человеку, он нуждается в друзьях.
Аргументы к сочинению Внутренний мир человека 9 класс 15.3
Внутренний мир человека состоит из мыслей, чувств, переживаний и желаний личностей. У каждого человека свой внутренний мир. Каждая личность обладает индивидуальностью. Тем, что есть только у нее одной, какая-то особая черта,
Сочинение Данко в рассказе Старуха Изергиль Горького
Данко — главный герой одного из ранних творений Максима Горького «Старуха Изергиль», имеющих отношение к эпохе неоромантизма в его творчестве, которое, безусловно, вызывает только хорошие впечатления у читателей
Сочинение Ангарск — мой город
Ангарск – мой городЯ родилась не в Ангарске, а в Иркутске, но мы с семьёй живем здесь уже пять лет. Здесь я хожу в школу, здесь мой любимый молодежный клуб, друзья. Я могу уверенно сказать, что Ангарск – мой город,
Сочинение на тему Как я провел лето в лагере
Я знал, что отправлюсь на отдых в лагерь еще задолго до начала каникул. Помню, мама подошла ко мне вечером и сказала, что она уже купила мне путевку. Я был так рад! Я зачеркивал каждый день в календаре, ожидая моей поездки.
Сочинение Севастополь — мой город 7 класс
Севастополь находится на Чёрноморском побережье крымского полуострова. Это военная база Черноморского флота Российской Федерации. В переводе с греческого «город славы, город достойный поклонения».
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Вот уж вечер» – это сам автор, любящий свою малую Родину, тоскующий по ней, безгранично благодарный ей за проведенные годы там, за вдохновение.
В произведениях Сергея Александровича Есенина центральное место занимает образ дома. Для него это всегда тихое, спокойное место, хранящее теплые воспоминания о счастливых годах жизни.
Стихотворение начинается со слов «Вот уж вечер…». Вечер – это символ угасания, символ осени, символ старости, вечер идет после дня – расцвета сил, яркого света, активности. Он более спокойный, «мудрый», наполненный, нет яркого, режущего глаза света солнца, но есть свет луны, мягкий и спокойный. Луна – символ природы, луна не светит сама, а отражает свет солнца, то есть всего того, что было днём. Этот свет падает на крышу родного дома лирического героя. Всё это можно перевести как влияние деятельности поэта на восприятие современниками природы, крестьянской жизни, всего того, что знакомо поэту, но не знакомо человеку, выросшему в городе.
Крапива – символ жизни, полной страданий, а также символ невинности. На этом растении блестит роса – символ чистоты, света, духовного просветления. То есть можно предположить, что все жизненные трудности орошены чем-то нужным, приятным, что всё идёт на пользу, во благо, что нет сожалений о прожитых годах, нет желания что-либо менять в жизни.
Но лирический герой слышит песнь соловья, то есть его одолевает тоска, скорбь. Возможно, что это ностальгия, посетившая героя, увидевшего что-то очень родное, близкое, дорогое, так как далее поэт пишет «хорошо и тепло, как зимой у печки…», то есть не нужно гадать о чувствах героя, автор передал его настрой.
У Сергея Есенина в произведениях важны деревья. Клён, черёмуха, ива, берёза – все они выполняют свою, особенную роль, окрашивают произведения в определенный цвет.
Именно благодаря Сергею Александровичу берёза стала символом России. Она символизирует чистоту, свет, плодородие, жизненную силу. Это дерево также часто считают женским деревом, поэтому часто поэт совмещает его образ с образом невесты, девушки. Берёза – это символ Матушки России.
В стихотворении поэт березки сравнивает со свечками, а свечки в свою очередь являются символом жертвенной любви, духовной радости.
Вся система образов объясняет сыновью любовь Сергея Есенина к своей малой Родине, теплые чувства к самому простому и естественному, к земле, к лесу, реке, лунному свету, ко всему окружающему, к природе.
История создания
Эти слова отражают тот факт, что Сергей Есенин с самого детства писал довольно «зрелые» стихи, то есть «не умеючи» он создавал талантливые произведения, которые, как и положено поэзии, касались душ первых слушателей.
Стихотворение «Вот уж вечер» было создано в 1910 году, когда поэту было всего 15 лет. В это время были написаны такие известные произведения, как «Там, где капустные грядки…», «Поёт зима – аукает…».
Но бытует мнение, что эти стихотворения не так уж и «неопытны». Дело в том, что ранних их записей не сохранилось, но сохранилось собрание стихов, которые Есенин надиктовал своей жене Софье Толстой–Есениной, когда она спросила его о местонахождении его юношеских произведений. Это было незадолго до смерти поэта в 1925 году, поэтому возникают сомнения по поводу точного года написания стихотворений.
Есенинские произведения, датированные 1911 – 1912 годами, немного отличаются от стихотворений 1910 года. Эти произведения действительно «неопытные», но не по форме написания, а по теме. Поэт ещё не ощущает так глубоко себя в гармонии с природой, он обращён в сторону социальных проблем, смерти. Данный факт подтверждает мнение о неправильном датировании некоторых из стихотворений, в том числе и произведения «Вот уж вечер».
Кабаки и проститутка как допинг
Далее Сергей раскрывает сердце и выливает из него тайны. По его мнению, любить можно только раз, поэтому все остальные будут чужими, они заслуживают только уважения. Это понимание невозможности больше полюбить буквально убивает поэта, его запои становятся очень тяжёлыми, девицы с низкой социальной ответственностью (Путин) стали нормой жизни. Так Есенин стимулирует себя, чтобы больше написать до конца, который он предчувствует. В кабаках поэт забывается, перегружается и может после что-то написать, без этого допинга бумага остаётся пустой.
Не будем винить в этом Есенина, ведь мы давно сняли перед ним шляпы, а свои грехи он на 100% искупил талантом, которым делился с людьми.
Сергей Александрович приводит пример с липой – на ней уже нет цветов, на ней только иней, который некоторые путают с цветом. Липовый цвет отцвёл – любовь покинула жизнь поэта и вместо неё пришёл иней – безразличие к жизни.
Предпоследняя строфа ставит последние точки исповеди:
Понятие «отлюбили» не раз проходит красной строкой в последние 2 года жизни автора «Чёрного человека». С потерей возможности любить жизнь потеряла иммунитет и не может защитить себя от смерти. Это одна из причин гибели Есенина, он ничего не видел впереди и не мог, да и не хотел, защищать жизнь.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «За тёмной прядью перелесиц»
Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не менее, очень скоро у поэта появились свои почитатели, которые смогли разглядеть среди простых и незатейливых фраз образ той России, которая им дорога, близка и понятна.
Столица произвела на Есенина противоречивое впечатление. С одной стороны, они восхищался высотными зданиями и очень быстро освоился в московских ресторанах. Но постоянная суета и отчужденность людей пугали поэта. Поэтому мысленно он предпочитал каждый раз возвращаться в родное село и все свои стихи посвящал старинному рязанскому краю, который так любил с самого детства. В этот период (1914 год) было написано и стихотворение «За темной прядью перелесиц…», которое стало еще одним ярким штрихом к портрету русской природы — самобытной, яркой и удивительно красивой.
Для творчества Есенина характерны образность и стремление наделить чертами живых людей неодушевленные предметы. Именно поэтому месяц у поэта ассоциируется с кудрявым ягненочком, который «гуляет в голубой траве», а «вода качает берега» из-за того, что это небесное светило словно бы бодается рогами с речной осокой. Таким образом, незатейливый пейзаж Есенин наполняет особым волшебством и очарованием, придавая каждой мелочи смысл. Его пейзажи легки, словно «черемуховый дым», который опускается над русской степью, по-весеннему зеленой и благоухающей.
Леса и луга являются для поэта лучшими друзьями, им Есенин поверяет все свои самые сокровенные мысли и желания. Однако и автор умеет слушать, различая в шелесте листьев изысканную мелодию приближающегося лета. Удивительная метафоричность, свойственная многих стихам Есенина, порождает очень запоминающиеся образы. Так, поэт с равным успехом называет рощей не только скопление берез у края поля, но и заросли ковыля — степной травы, которая уже к середине лета высыхает, превращаясь в колючую и непроходимую стену. Но сейчас, пока ковыль еще набирает соки, поэт искренне восхищается «пущей», признаваясь: «Ты сердцу ровностью близка». Тем не менее, даже в этом зеленом ковре автор видит изъяны в виде островков солончака, которые навевают на него тоскливые мысли.
Автор прибегает к довольно распространенному приему, вживаясь в образ героев своего повествования. Однако ситуация необычна тем, что Есенин повествует о русской степи и примеривает на себя ее внешний антураж. Если бы зеленый ковыль был одушевленным предметом и умел бы говорить, то наверняка смог бы поведать о том, что испытывает, находясь весь день под жарким весенним солнцем. Его мысли озвучивает сам автор, утверждая, что ковыль тоскует о розовом небе и «голубиных облаках». При этом Есенин проводит параллель между собой и героем стихотворения, утверждая, что в данный момент испытывает подобные чувства, пребывая «в печальной требе». Он стремится к заоблачным высотам, но осознает, что то, о чем мечтает, является для него недостижимым.
Вместо небесно выси ковылю достаются «кандалы твоей Сибири и горб Уральского хребта». То же самое получает и поэт, для которого родина ассоциируется не только с красотой окружающей природы, но и с рабским крестьянским трудом. Попытки убежать от детских воспоминаний в этом случае не дают результата, так как Есенин все равно остается сном своего народа. Он с детства лелеет мечту о возвышенном, но вынужден довольствоваться земным, уподобляясь степному ковылю, чья жизнь лишена взлетов и падений.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гляну в поле, гляну в небо»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Грубым даётся радость»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Да! Теперь решено»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою»
За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога,-
Тема, проблемы, настроение
Основной темой произведения является любовь к малой Родине, к природе. Данная тема пронизывает всё творчество Сергея Александровича Есенина. Природа у него живая, дышащая, заботливая, со своим характером и манерами. Также природа помогает читателю понять внутренний мир лирического героя, является его прямым отражением, как в данном случае.
Проблематикой стихотворения «Вот уж вечер» можно считать постоянство окружающей среды, то есть жизнь человека идёт, бежит, постоянно меняется, происходят какие-то значащие события, меняющие в корне мировоззрение человека, а природа всё такая же спокойная, сильная, молодая, вечная.
Настроение «Вот уж вечер…» ностальгическое, приятно-тоскливое. Поэт с любовью описывает всё увиденное, с любовью вспоминает всё пройденное, ушедшее. С благодарностью и любовью…
Композиция
Стихотворение «Вот уж вечер» содержит 4 строфы, которые определяют и количество композиционных частей.
- 1-я часть – 1-е четверостишие. Данные строки описывают ощущения лирического героя, его местонахождение в данный момент, которое определяет, объясняет его чувства. Эти строки – начало маленькой истории.
- 2-я часть – 2-я строфа. В этой части говорится о том, что видит перед собой лирический герой, то есть из «глубины» поэт вышел на поверхность. Герой видит свой дом, который освещает луна. Эта картина будит в нём приятные, добрые чувства. Далее он слышит песнь соловья, которая доносится из далека, будто из прошлого.
- 3-я часть – 3- четверостишие. Снова ощущения. Поэт вновь «ныряет в душу» лирического героя, рассказывая о его восприятии мига, о его воспоминаниях.
- 4-я часть – 4-я строфа. «Вынырнув», поэт пишет о том, что герой видит вдалеке, за рекой, за опушкой, то есть совсем далеко, практически неразличимо, но он видит.
Стихотворение «Вот уж вечер» имеет «волнообразное» построение. Автор то погружается в глубины сознания героя, в его душу, то возвращается на поверхность реальности. Эти картины плавно сменяют друг друга, перетекают одна в другую, нет четкой, различимой грани, что создаёт гармоничное восприятие произведения.
Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…»
Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…». написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности. Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу». — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой». отпугивая непрошеных гостей.
От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.
»» .
Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер роса»
История создания
После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в круги своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – селе Константиново.
Вдохновленные живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете, и не села в свой поезд.
Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».
Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своем творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.
Стихи Есенина о природе
Метель
Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.
Хочу читать, а книга выпадает,
Долит зевота,
Так и клонит в сон…
А за окном
Протяжный ветр рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.
Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный —
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.
И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.
Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.
Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.
Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…
Луну, наверное,
Собаки съели —
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.
Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.
Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать — как ведьма
С киевской горы.
Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.
Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.
На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,—
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.
И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.
Декабрь 1924
***
Закружилась листва золотая
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
1918 г.
***
Поет зима, аукает…
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
1910 г.
***
Зима
Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
***
Весенний вечер
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
***
Восход солнца
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
1911-1912 гг.
***
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
1915 г.
Выводы
Анализ стихотворения
У каждого из нас есть самое любимое, самое дорогое место на земла, место, где мы родились, где провели годы своей юности. С этим местом связаны теплые воспоминания, которые мы бережно храним в своей памяти всю жизнь. Это место — наша малая Родина. А малая Родина каждого составляет маленькую, крохотную частичку нашей общей Родины — России.
Поэта Есенина С. А. не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.
Стихотворение «Весенний вечер» относится к раннему творчеству С.Есениа, оно было написано, когда Сергею Есенину еще не было 18 лет. Он только что приехал в Москву, которая поразила его своими масштабами и суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново, в котором он родился и провел юность. Для Есенина его Русь немыслима без ее тихой, неброской, но такой живой природы, которая не просто присутствует в его стихии, она — дышит, радуется, плачет. И Стихотворение «Весенний вечер» — прекрасное подтвеждение этому. В этом стихотворении поэт очень ярко и до мелочей точно рисует картину природы в определенной отрезок времени, что затаился между ночью и ясным днем — вечер. Описание вечера в его восприятии становится трогательным и выразительным.
Стихотворение небольшое, всего три четверостишия, но поэт, на наш взгляд, смог наполнить его жизнью, красотой, звуками природы. У с. Есенина природа — живое существо, она дышит, действует, живет.
После прочтения стихотворения, возникает картина покоя. Деревенская изба стоит на опушке леса, в овраге струится серебрянный ручей, а в березовой роще слышны трели соловья. Поэт использует интереные метафоры «река струится», «солнце садится», «рог луны выплывает», 2заря слушае», «земля улыбается», которые наполняют стихотворение жизнью.
Поэт не просто делает зарисовку с натуры. Мы думаем, цвет в его стихах всегда выражает определенное настроение, чувство, создает образ, поэтому цветовые определения становятся эпитетами. В данном стихотворении присутствуют нежные, читсые цвета: зеленый, розовый, голубой и серебристый
В стихотворении Есенина трудно не обратить внимание на нежную трель звуков , в первом четверостишии. Именно эти переливы, на наш взгляд, помогают создать картину умиротворения
Природа и человек у Есенина находятся в гармонии. Поэт увидел в природе необыкновенную красоту, способную преобразить человека, дать ему духовные силы.
Это стихотворение пронизано чувством огромной любви к Родине. И Есенин не то чтобы учит нас любить Родину, а просто он нежно и трепетно любит ее сам, и нам невозможно не почувствовать в себе эту любовь.