Совершенный и несовершенный вид глагола

Глагол как часть речи

Морфологический разбор

Порядок морфологического разбора включает следующую последовательность:

  • определяется начальная форма (инфинитив);
  • находится спряжение;
  • устанавливается вид;
  • определяется время;
  • устанавливается лицо и число;
  • находится роль в синтаксисе предложения.

Приведем пример морфологического разбора глагола в предложении слесарь стучит:

  • начальная форма — стучать;
  • спряжение второе, поскольку постфикс -ит под ударением;
  • стучит — процесс не ограниченный пределами, поэтому вид несовершенный;
  • действие происходит в настоящем времени, окончание -ит;
  • по окончанию и возможному местоимению ясно, что глагол 3-го лица и единственного числа;
  • в предложении стучит является сказуемом подлежащего слесарь.

Строгое соблюдение последовательности морфологического разбора поможет ясно классифицировать глагольное слова и избежать ошибок в его использовании.

Спряжение глаголов

В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II .

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узнаем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узнаешь идете, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узнает идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им славлю, научу славим, научим
2-е -ишь -ите славишь, научишь славите, научите
3-е -ит -ат (-ят) славит, научит славят, научат

Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хотите ты бежишь вы бежите
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.

Перейдем к непостоянным признакам глагола.

Как определить неопределённую форму глагола?

Чтобы понять, какая форма глагола встретилась в тексте, нужно обратить внимание на:

Суффикс; Наличие времени, рода и так далее; Вопрос.

Запомним, что искомые глаголы:

  • Не имеют рода, времени и числа;
  • В неопределённой форме отвечают на вопросы «что сделать?» и «что делать?»;
  • Неопределённая (начальная) форма глагола всегда имеет суффиксы «ти» и «ть».

Выяснив, на какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы, можно определить их принадлежность к завершённости действия. Дело в том, что хохотать и захохотать – глаголы с разным смысловым значением

Именно поэтому так важно разобраться в разнице вопросов глаголов совершенного и несовершенного вида. Чтобы избежать ошибки, запомните это правило и всегда задавайте вопрос перед определением принадлежности разбираемой части речи

Используем примеры для наглядности.

Слова на вопрос «что сделать?» Слова на вопрос «что делать?»:
Сыграть;Дописать;Спеть;Записать;Собрать;Списать;Срисовать;Смести;Пронести;Пробежать; Пролетать; Помечтать; Побрить; Посветить; Договорить;Спасти;Соблюсти. Стоять;Мечтать;Протирать;Умирать; Страдать; Курить;Белить; Пропадать; Петлять;Мести;Пасти;Лететь.

Очень часто слова, которые отвечают на вопрос «что сделать», имеют приставки, которые позволяют определить степень завершённости действия. Запомним, что глаголы, отвечающие на этот вопрос, всегда будут иметь приставку.

На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола: трудности с наклонением

Что делать, если вопрос неопределённой формы глагола «что делал?»? Дело в том, что глагол в неопределённой форме может отвечать на такой вопрос, если он находится в условном наклонении. Здесь более характерно понятие определённой формы глагола, так как у глаголов с наклонением часто можно определить время.

Отличие определённой и неопределённой форм глаголов как раз и заключается в определении их рода, числа, лица и наклонения. Каждый из видов наклонения позволяет добавить эмоциональность в предложение или лучше выразить состояние или действие героя произведения. 

Обратимся ко всем видам наклонения на примере:

Название Определение
Инфинитив Начальная (неопределённая) форма
Особенности Пример
Не имеет лица и рода Работать
Название Определение
Условное (сослагательное) Обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.
Особенности Пример
Только прошедшее время;Частица бы, б;Изменение по родам. Работал бы;Работала бы;Работали б.
Название Определение
Изъявительное Описывают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.
Особенности Пример
Совершенные: настоящее и будущее времяНесовершенные: настоящее, прошедшее и будущее (сложное) время Сработал, сработаю, буду срабатыватьРаботаю, буду работать
Название Определение
Повелительное Выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Они употребляются обычно в форме 2-го лица, не изменяются по временам.
Особенности Пример
Образуются от будущего или настоящего времени;Имеют суффиксы «й» и «те». Работайте;Работай.

Вернёмся к правилу. Вопросы неопределённой формы глагола – «что делать?» и «что сделать?». Если глагол отвечает на другой вопрос, то это уже изменённая форма, которую нужно привести к начальной. «Что сделал?» — это вопрос прошедшей формы глагола.

  • Вязала (что делала?) – вязать (что делать?);
  • Наказал (что сделал?) – наказать (что сделать?);
  • Понесли (что сделали?) – понести (что сделать?).

И так далее по образцу.

Как изменяется глагол

Глагол изменяется по временам, лицам, числам. Рассмотрим подробнее каждую категорию.

Время

Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.

Время глагола

Примеры

Женя катается на велосипеде. (Что делает сейчас?) — настоящее время

Витя катался на мотоцикле. (Что делал вчера?) — прошедшее время.

Маша будет кататься на самокате. (Что будет делать завтра?) — будущее время.

Вчера я заигралась с подружками и забыла выучить стихотворение. Сейчас я очень переживаю, что меня спросят. Завтра я буду учить два стихотворения.

Лицо

У глагола можно определить лицо. Для этого к слову подбираем подходящие по смыслу местоимения.

Изменение по лицам

Я говорю, а ты слушаешь. Он читает, а мы слушаем. Вы задаете вопрос, а они отвечают.

Число

Глаголы изменяются по числам. В единственном числе они обозначают действие одного предмета, а во множественном — двух и более предметов.

Надежда испекла пирог с брусникой, запекла рыбу и приготовила салат.

Выпускники репетировали номера для концерта, подбирали фотографии для газеты, готовили сюрпризы для учителей.

Время у глаголов

Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:

  • пишу, пишем, пишете;
  • писал, писала, писали;
  • будет писать.

Настоящее время выражается посредством личных окончаний глаголов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обозначает действие, которое совершается в этот момент или как постоянное свойство предмета:

  • мальчик рисует;
  • серебро плавится;
  • Земля вращается.

Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:

  • красить — красил;
  • указать — указала;
  • составить — составило;
  • решить — решили.

Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:

  • написать — напишу;
  • оповестить — оповестим.

Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:

  • буду готовиться;
  • будешь стараться;
  • будет улыбаться и т. д.

Начальная форма глагола

Знакомство с любой частью речи начинается с представления его начальной формой. В начальной форме глаголы называются инфинитивом. Если в части речи есть суффикс «ть», перед нами инфинитив.

Правда, иногда глаголы маскируются и вместо «ть» у них появляется «ти». Такое случается, если корень глагола оканчиваются на согласную букву. К таким словам относят, например, лексему «нести».

Что касается обыкновенного инфинитива, их можно вспомнить очень много:

  1. Скакать;
  2. Бежать;
  3. Лететь.

Инфинитивы удобны с точки зрения решения конкретных задач. В этих словах невозможно определить ни одного глагольного признака, кроме вида и спряжения.

§1. Общая характеристика глагола как части речи

Глагол – это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

Обсуждаем проблему толкования

Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия — это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

  • начальную форму — неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму – причастие,
  • неизменяемую форму – деепричастие.

А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

1. Грамматическое значение: «действие».  К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные – вид: совершенный–несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) — нет.

Внимание:Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме. 3

Синтаксическая роль в предложении:

3. Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым. 

Примеры:

Я люблю Петербург. Светает.

Неопределённая форма глагола – сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже — главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

Примеры:

Я люблю гулять по Петербургу. Гулять по Петербургу – огромное удовольствие. Быть дождю! Дети просили нас поехать в Петербург. У нас возникло желание поехать в Петербург. Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

Внимание: Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола. Причастия бывают: полные – определением, краткие — сказуемым

Причастия бывают: полные – определением, краткие — сказуемым.

Петербург – город, основанный Петром I.

Петербург основан Петром I.

Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

Возвратные глаголы, которые образованы от переходных глаголов

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов делятся на пять групп:

1. Собственно возвратные — это глаголы, которые обозначают действие, совершаемое субъектом, который одновременно является и объектом. То есть субъект и объект — это одно и то же лицо.

Например:

  • мыться
  • краситься
  • обуваться
  • раздеваться

В данных глаголах постфикс «-ся» по значению заменяет возвратное местоимение «себя»:

  • краситься — красить себя
  • обуваться — обувать себя
  • мыться — мыть себя

2. Взаимно-возвратные глаголы — это глаголы, обозначающие действие, которое выполняется двумя или несколькими субъектами, которые являются  и объектом действия:

  • обниматься
  • встречаться
  • целоваться
  • ругаться

Постфикс «-ся» в этом случае близок по значению к словосочетанию «друг друга»:

  • обниматься — обнимать друг друга
  • целоваться — целовать друг друга

3. Общевозвратные глаголы — это глаголы, которые указывают на внутреннее состояние субъекта, выражающееся в его изменении или положении:

  • разочароваться
  • сердиться
  • веселиться
  • огорчиться

4. Косвенно-возвратные глаголы — это глаголы, обозначающие действия, которые совершаются в свою пользу и ради своих интересов:

  • строиться (строить для себя дом)
  • собираться (собирать вещи для себя в дорогу)
  • прибраться (убрать дом для своего комфорта)

5. Безобъектно-возвратные глаголы — это глаголы, обозначающие действия, которые являются постоянными и характерными для субъекта:

  • собака кусается
  • конь лягается
  • крапива жжется
  • еж колется

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Категория вида необходима для обозначения различий в протекании действия (смотреть — посмотреть). Всего в русском языке существует два вида: совершенный и несовершенный.

Совершенные вид предназначен для обозначения целостного, ограниченного пределами действия, которое может закончиться (он запечатал письмо). Здесь запечатал выражает совершенное действие.

Несовершенный вид служит для выражения действия, не имеющего предела, выраженного в виде развития или процесса (он запечатывает письмо, он будет запечатывать письмо, он запечатывал письмо). В последнем случае действие происходило в прошлом, но указания на то, что оно завершилось нет.

Вместо заключения

Мы узнали определение глагола, выяснили, что такое совершенный и несовершенный вид глагола, узнали о существовании глагольных спряжений и узнали признаки этой очень интересной части речи.

Дальнейшее изучение русского языка обязательно откроет многие интересные особенности глаголов. Невозможно один раз прочитать материал и узнать все о столь необычной и сложной части речи. Над познанием нашего общего языка работают целые коллективы ученых и исследователей. Глагол — это интересная часть речи, не случайно классик придавал этой части большое значение: «Глаголом жечь сердца людей…».

Наклонение

Глаголы употребляются в формах трех наклонений:

  1. изъявительного
  2. повелительного
  3. условного

Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:

  • стелет (наст.);
  • стелил (прош.);
  • будет стелить (буд.)

У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:

  • спросил (прош.);
  • спросит (буд.)

Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай(те)? что сделай(те)?

Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:

  • ползти — ползут — ползи, ползите;
  • сидеть — сидят — сядь, сядь те.

Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.

Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:

  • обнадёжить — обнадёжил бы;
  • обнадёжила бы;
  • обнадёжило бы;
  • обнадёжили бы.

Категории времени эти глаголы не имеют.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 65,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 67,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 68,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 71,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 118,
Полякова, Учебник

2 класс

Упражнение 120,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 73,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 126,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 161,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 13,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 18,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 51,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 56,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 59,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 177,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 187,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 216,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 169,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 121,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 131,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 8,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 33,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 7,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 114,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 140,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 142,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 143,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 145,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 203,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 202,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 124,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 246,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 79,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 328,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 616,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 14,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 127,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 452,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 592,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 604,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 660,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 128,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 300,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 507,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 4,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 251,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 314,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 318,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 4,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 449,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 53,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Виды спряжений, правила и примеры определения

Всего определено два вида спряжения: первое, обозначаемое римской или арабской цифрой один, и второе, которое по аналогии с первым обозначается цифрой два. Кроме 1 и 2, определена малочисленная группа слов, которая именуется разноспрягаемыми глаголами, а также в русском языке есть ряд неспрягаемых слов. Разноспрягаемые и неспрягаемые слова нужно запоминать, а в остальных случаях определены два способа:

  • по ударному личному окончанию;
  • по суффиксам начальной формы глагола.

В случаях с ударным окончанием вопросы не возникают, но понятие «суффикс начальной формы» воспринимается неоднозначно.

Одни считают, что «-ть», «-ти» — суффикс, а другие — окончание. В любом случае нас интересует гласная, которая находится перед этим буквенным сочетанием. Это может быть И, А, Я, Е, О.

Если глагол имеет приставку или постфикс «-ся», то слово будет относиться к такому же типу спряжения, что и без упомянутых морфем, к примеру, «засмущаются». Здесь безударное окончание, поэтому следует прибегнуть к начальной форме: «засмущаться». При необходимости, чтобы не запутаться, можно воспользоваться словом «смущать». Ключевым в этих формах является  –а–.

Как определить первое спряжение

Прежде чем приступить к определению спряжения, следует определить местоположение ударения в слове. Если оно оказывается на окончании, то тип определяем по нему: МЕТЕШЬ. Здесь ударным оказалось окончание –ЕШЬ. Слово будет относиться к 1 спряжению, поскольку в окончании есть гласная Е. К 1 спряжению относятся глаголы с гласной -Е- в единственном числе и с гласными -у-\-ю- во множественном числе, например, ПУГАЮТ. Таким образом личные окончания глаголов будут следующими:

Единственное число   Множественное число
1 лицо  ̶  -у (-ю), пугаю -ем (-ём), пугаем
2 лицо  ̶  -ешь (-ёшь), пугаешь   -ете (-ёте), пугаете
3 лицо    ̶  -ет (-ёт), пугает  -ут (-ют), пугают

Если окончание оказывается безударным, нужно воспользоваться суффиксом начальной формы. Для 1 типа характерны слова:

  • оканчивающиеся на «еть», кроме исключений: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть;
  • с «ать», кроме «гнать, дышать, держать, слышать»;
  • с «оть», «уть», «ну»;
  • глаголы-исключения с суффиксом «ить»: стелить, брить и зиждиться.

Представленные выше исключения пополняют ряды слов второго типа спряжения.

Для быстрого запоминания можно воспользоваться следующей подсказкой: для 1 спряжения характерно наличие гласных Е, У, Ю в окончаниях.

Как определить второе спряжение

Оно определяется двумя способами: инфинитивом и ударным окончанием. Если рассматривать первый способ, то следует запомнить, ко второму спряжению относятся:

  • глаголы на «-ить», кроме исключений брить, зиждиться, носить, стелить, хвалить;
  • 7 глаголов на «-еть»: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть.
  • 4 глагола на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать.

Упомянутые исключения относятся к словам 1 спряжения.

Для слов второго спряжения характерны следующие ударные окончания:

Единственное число      Множественное число
1 лицо -у (-ю), кручу  -им, крутим
2 лицо -ишь, крутишь -ите, крутите
3 лицо -ит, крутит  -ат (-ят), крутят

Для глаголов второго спряжения характерно наличие в окончании гласных И, А, Я.

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемыми глаголами называются слова, которые при изменении по лицам и числам в настоящем и будущем времени имеют окончания, как 1 спряжения, так и 2-ого. К таким относятся ХОТЕТЬ, ЧТИТЬ, БЕЖАТЬ:

Единственное число           Множественное число
1 лицо – хочу       ̶  хотим 
2 лицо – хочешь     ̶  хотите
3 лицо  ̶  хочет             ̶  хотят

При склонении слов ЧТИТЬ, БЕЖАТЬ так же, как и в слове ХОТЕТЬ, в единственном числе будет окончание 1 спряжения, а во множественном — второго.

В высших учебных заведениях такие глаголы называются словами со смешанным спряжением. Их список пополнен «дать», «брезжить», «блестеть», «есть» (в значении «употреблять пищу»).

Неспрягаемые глаголы

В русском языке определена особая группа слов, именуемая «неспрягаемыми глаголами». К ним относят: инфинитив, причастие и деепричастие.

Однозначно, что инфинитив, то есть начальная форма, это слово без лица и числа, которое будет отвечать на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? По этой причине на конце таких слов всегда находится «-ть», «-ти», «чь», «сти»: ХОТЕТЬ, ВОЙТИ, БЕРЕЧЬ, НЕСТИ.

Что касается причастия и деепричастия, к ним отношение со стороны ученых-лингвистов неоднозначное. По мнению одних, это самостоятельные части речи, а по мнению других  ̶  особая форма глагола. Если рассматривать это понятия как особую форму глагола, то она будет неспрягаемой, поскольку время здесь является постоянным признаком.

Возвратность и переходность

Возвратность — это такой признак глагола, который выражает, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.

Как появились возвратные глаголы?Представим раннее утро. Вы сладко потягиваетесь в кровати под раздражающий звон будильника. «Надо умыть себя, одеть себя и отправить на учебу тоже любимого себя», — думаете вы.Нет, вы абсолютно точно думаете не так, потому что вы — наши читатели — знаете, что грамотным быть модно. Но когда-то давно речь людей не была такой правильной и четко выверенной по словарю, и они вполне могли допустить подобные мысли.Со временем дистанция между глаголом и местоимением начала сокращаться, а потом и вовсе исчезла. Местоимение себя прилипло к глаголу и превратилось в -ся.Представляете, как обрадовались собаки?

Возвратные глаголы работают как бумеранги: они возвращают действие к лицу. Такие глаголы образуются с помощью постфиксов —СЯ и -СЬ.

Невозвратные глаголы это, соответственно, все остальные, которые не имеют -СЯ/-СЬ.

Возвратность глагола тесно связана с другим постоянным грамматическим признаком — с переходностью.

Глагол называется переходным, если: 

  • глагол обозначает действие, которое направлено на предмет, связано с ним (действие переходит на объект);
  • глагол употребляется с существительным (местоимением) в винительном падеже без предлога.

Примеры: выпить чаю, чувствовать холод, чесать собаку, нести пургу.

Другие глаголы являются непереходными. Если глагол стоит с существительным или местоимением в винительном падеже, то связаны они будут только благодаря предлогу. 

Примеры: сесть на диван, ходить на занятия, радоваться, увеличиваться.

Важно: все возвратные глаголы являются непереходными, а невозвратные могут быть как переходными, так и непереходными. Так, многие переходные глаголы можно перевернуть, изменив вид связи в словосочетании:

Так, многие переходные глаголы можно перевернуть, изменив вид связи в словосочетании:

выпить чаю → чай выпит чувствовать холод → холод чувствуется

С непереходными этот трюк провернуть не получится.

Мы подготовили для вас алгоритм, который поможет без проблем определить переходность:

Как определяется вид глагола?

Для того чтобы найти глагол в предложении и узнать совершенный он или несовершенный, переходный или непереходный:

Найдем грамматическую основу предложения. Пример: Утром солнце осветило родную деревню. Солнце – сказуемое (то, о чем идет речь). Солнце что сделало? Осветило

Осветило – подлежащее и глагол, поскольку обозначает действие и отвечает на вопрос, производный от «что делать?».
Чтобы понять, совершенный глагол или несовершенный, обратим внимание на задаваемый вопрос: что сделало? Вопросы с приставкой С- характерны для совершенных глаголов. Чтобы поставить его в будущую форму времени, не нужен помощник «быть»

Слово легко изменяется по временам: осветило – осветит.

Чтобы понять, переходный глагол или непереходный, определим связанные с ним существительные (местоимения): Осветило что? Деревню. Существительное в винительном падеже. Его можно заменить словом «что-то». Значит, осветило – перех. гл.

Видео урок для учеников 4-5 класса на тему «Как определяется совершенный и несовершенный вид глагола?»:

В морфологическом разборе также потребуется определить:

  • Другие постоянные признаки: возвратность/невозвратность и спряжение.
  • Изменяемые признаки: наклонение, число, время, лицо и род (в пр. вр.)
  • Синтаксическую роль.

Схема:

Чтобы справиться с заданием, нужно следовать плану:

Второй тип

По-другому характеризуются возвратные слова, образованные от непереходных глаголов. Значимые части у них те же — корень и постфикс. Но их можно поделить только на три небольшие группы в зависимости от значения:

  • состояние субъекта без его усилий;
  • более интенсивные действия, направленные на свою выгоду;
  • слабое проявление внешних признаков.

Выделяется первый класс. В него входят слова, означающие явления, которые влияют на субъект. При этом изменяется его состояние, хотя сам он этого не хочет. Такое воздействие могут оказывать воодушевленные и неживые объекты, явления. Примеры лексем: нездоровится, не лежится, неможется. Все эти действия не зависят от субъекта и его желаний или возможностей.

Во вторую группу входят слова, означающие интенсивные действия. Их субъект совершает сам для того, чтобы получить выгоду иди удовлетворить свой интерес. Иногда они используются в переносном значении или для придания предложениям более яркой эмоциональной окраски. Варианты глаголов: плачется, грозится, стучится.

Такие слова отличаются от однокоренных невозвратных форм. У них разное значение и цель употребления. Примеры для сравнения: плакать — плакаться, просить — проситься, молить — молиться. Но в некоторых случаях значение может совпадать: хвастать — хвастаться, мешать — мешаться.

Есть слова, которые связаны по смыслу исторически. Но современные их толкования сильно отличаются: пытать — пытаться, жаловать — жаловаться. Существуют формы глаголов возвратного вида, которых просто нет в невозвратном. Они делятся на несколько групп:

  • явления природы: смеркаться;
  • независимая связь с действиями человека: оказаться;
  • эмоции и их проявление: надеяться, смеяться;
  • физиологическое состояние: нездоровиться;
  • поведение: лениться.

Третья группа содержит слова, которые означают слабое проявление признака или действия. Обычно они не относятся к определенному субъекту

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: