Спряжение
Самая важная тема — спряжение. Не путайте со склонением, так как этот термин относится к существительным, а спряжение — к глаголам.
Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени.
Типов спряжения всего два, и названы они максимально креативно — первое спряжение и второе.
Почему глагол может быть таким же неопределенным, как и наше будущее?При работе с глаголами нам важно знать их неопределенную форму (инфинитив). Как мы не можем определить исход футбольного матча или нашу оценку за контрольную, так и не можем определить род, время и лицо глагола в инфинитиве, так как у этой формы нет постоянных признаков
Представьте, что мы будто откатили телефон к заводским настройкам.Именно для инфинитива и работают вопросы «что делать?» и «что сделать?».
От спряжения, которое нам помогает определять инфинитив, будут зависеть правила написания личных окончаний глаголов и правила написания суффиксов причастий. Напомним, что личное окончание глагола — это не совсем то же самое, что и окончание у других частей речи.
Личное окончание глагола — окончание в определенном лице.
Как определить букву, которую нужно писать в личном окончании?
Нужно сделать четыре шага:
Шаг 1. Определяем время глагола.О временах глагола мы дополнительно поговорим чуть ниже.
- Если время глагола настоящее или будущее, сразу переходим к Шагу 2.
- Если глагол прошедшего времени, то смотрим на букву перед суффиксом -Л, она будет такой же, как и в инфинитиве. Гласная И — II спряжение, остальные — I спряжение.
Например, глагол «залезал». Перед -Л буква А, значит, глагол относится к 1 спряжению.
Шаг 2. Ищем приставку ВЫ.
- Если глагол настоящего и будущего времени, нужно проверить наличие приставки ВЫ.
- Если она есть, отбрасываем ее, так как она будет мешать определить ударение, забирая его на себя.
Шаг 3. Определяем ударение.
Смотрим на то, куда падает ударение:
Если оно не падает на личное окончание, переходим к Шагу 4.
Например, глагол «спать». Он «спИт», ударное личное окончание, которое указывает на второе спряжение.
Если в глаголе ударное личное окончание, смотрим на таблицу:
Еще эти гласные можно запомнить с помощью фразы: «Целую, милая!» Первым в предложении идет слово «целую», именно поэтому все гласные из этого слова (Е, У, Ю) мы отнесем к I-му спряжению. Вторым идет слово «милая», в котором буквы И, А, Я будут относиться ко II-му спряжению.
Шаг 4. Ударение не на личном окончании.
В этом пункте все еще проще. Окончание И означает, что перед нами II спряжение. Однако нельзя забывать про исключения.
Важно: наличие приставки не влияет на спряжение
Дополнительно разобраться в этой теме вам поможет наша статья «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий».
Спряжение глаголов встречается на ЕГЭ в задании № 12. Попробуем решить один из вариантов этого задания.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.1. (Они) мол..т (о пощаде), (пески) зыбл..тся2. (Ледники) та..т, накле..шь3. Напиш..шь, постав..шь4. Разгон..шься, разлож..шь (вещи)5. (Свитер) кол..т, перекин..шьРешение.Подставим в слова пропущенные буквы и определим спряжение глаголов:1) Они молят (глагол II спряжения — молить), зыблются (глагол-исключение I спряжения — зыбиться).2) Ледники тают (глагол I спряжения — таять), наклеишь (глагол II спряжения — клеить).3) Напишешь (глагол I спряжения — написать), поставишь (глагол II спряжения — поставить).4) Разгонишься (глагол-исключение II спряжения — разогнаться), разложишь (глагол II спряжения — разложить).5) Колет (глагол I спряжения — колоть), перекинешь (глагол I спряжения — перекинуть).Мы видим, что именно от спряжения глагола зависит написание гласной в его окончании
Поэтому для выполнения этого задания нам важно знать личные окончания глаголов и алгоритм определения их спряжения.Ответ: 45
Также в русском языке есть разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы.
Суффиксы глаголов
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова, -ева (проповедую – проповедовать, воюю – воевать).
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ыва, -ива (закладываю – закладывать, настаиваю – настаивать).
Глаголы, которые оканчиваются на -вать, -ваю, находящиеся под ударением, имеют перед суффиксом -ва ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса (преодолеть – преодолевать).
Глаголы в прошедшем времени образуются от основы инфинитива с сохранением той гласной, которая была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависят от принадлежности глагола к I или II спряжению (слышать – слышал; обидеть – обидел).
Различаются глаголы на -еть, -ить. Глаголы на -еть – непереходные глаголы I спряжения, которые имеют значение «стать каким-нибудь, приобрести признак» (обессилеть), глаголы на -ить – переходные глаголы II спряжения, которые имеют значение «сделать каким-нибудь, наделить признаком» (обессилить).
В глаголах деревенеть, леденеть, костенеть, кровенеть, стекленеть, столбенеть и производные от них с помощью приставки о имеют суффикс -енеть.
Что мы узнали?
Правописание глаголов связано с такими орфограммами: правописание личных глагольных окончаний в зависимости от спряжения глагола, правописание -тся/-ться в зависимости от глагольных форм, правописание суффиксов глаголов (-ова, -ева, -ыва, -ива, -а, -я, -ва, -е, -и, -енеть).
-
/10
Вопрос 1 из 10
Отрицательная частица не с глаголами
Частица не – самостоятельная служебная часть речи, которая добавляет предложению смысл отрицания. Почти всегда частица не с глаголами пишется раздельно в любых грамматических формах:
Пожалуйста, не молчи!
Мама спросила, почему я не сделал уроки.
Им бы не хотелось опоздать на поезд, и они попросили таксиста прибавить ходу.
Орфографическое правило русского языка звучит четко.
Глагол без не не используется, если частица является приставкой или частью корня слова:
Бабушка негодовала из-за дождливой погоды.
Директор недоумевал, что же произошло с его лучшим сотрудником?
Мне нездоровится, и я решила сегодня пропустить урок музыки.
Алина сразу невзлюбила подругу брата.
Павел с детства ненавидел томатный сок.
Что же мне все неймется?!
Гроза неистовствовала за окном.
Если Артем и дальше будет упрямиться, ему несдобровать.
Запомните, если не является частью слова, нужно писать слитно, если частица выражает отрицание – раздельно.
Правила. Орфография
19. Личные окончания глаголов
Если на окончание глагола падает
ударение, то на письме мы без каких-либо затруднений пишем ту букву, которую
слышим. Ставим глагол в 3-е лицо
единств. числа плыть – он плывЁт, цвести
– он цветЕт, это глаголы Iспр, но: лететь – он летИт,
они летЯт, говорить – он говорИт, они
говорЯт — это глаголы второго спряжения. Мы говорим о спряжении, поскольку
правописание личных окончаний глаголов зависит именно от того, к какому
спряжению относится глагол, то есть какие у него окончания в формах разного
лица.
Глаголы I спряжения имеют окончания с буквами Е (Ё), У -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) я несу, ты несёшь, он несёт, мы несём, вы несёте, они несут |
Глаголы II спряжения имеют окончания И, А, Я: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) я сижу, ты сидишь, он сидит, мы сидим, вы сидите, они сидят. |
Если у
глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной
форме, то есть инфинитиву.
Глаголы,
которые в неопределенной форме оканчиваются на -ать, -оть, -еть и др. (кроме глаголов на -ить и исключений), относятся к I
спряжению: дремать (дремлешь, дремлет, дремлете, дремлют), бороться (борешься, борется, боремся, боретесь, борются), колыхать, лепетать, обожать, плакать, шептать, топтать, сыпать, колебаться, удаляться и т.п.
Глаголы,
которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, относятся ко II спряжению: верить (веришь, верит, верим, верите, верят), жалить (жалишь, жалит, жалим, жалите, жалят), хвалить, молить, вялить, ездить, помнить, готовить, тревожить, тащить и т.п.
Как мы
видим, проще запомнить, какие глаголы относятся ко II спряжению, повторим еще
раз!:
это все
глаголы на –ить (кроме
глаголов брить, стелить, которые относятся к I спряжению, поэтому пишем
он бреет, она стелет). Также ко II спряжению
относятся 7 глаголов на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и 4 глагола на –ать (гнать, дышать, держать, слышать).
Все остальные
глаголы относятся к I спряжению.
Исключения легко запомнить с помощью простейшей
считалки:
ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а еще ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, И СМОТРЕТЬ. |
Следует
сделать несколько замечаний, которые касаются сложных случаев написания.
1. Во-первых,
к исключениям относятся и глаголы с приставками, которые образованы от
вышеперечисленных
Глаголы брить, стелить
и производные от них: выбрить, побрить и выстелить, застелить, постелить, перестелить и др. — имеют личные окончания I спр.: Он выбреет
висок. Ему побреют голову. Зима выстелет белый ковер. Хозяйка перестелет постель.
2. Во-вторых, у многих
глаголов приставка ВЫ- принимает
на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих
случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным
словом: вылетят – летят, выговорят – говорят (выговорить –говорить), выспишься – спишь (выспаться – спать), выстрижешь
– стрижёшь (выстричь – стричь).
3. В-третьих, если сомневаетесь,
какой суффикс в инфинитиве, то запомните, что кроме глагола КЛЕИТЬ с суффиксом –И- все остальные заканчиваются на –ЯТЬ: сеЯть, веЯть, реЯть, таЯть, чуЯть,
лаЯть, каЯться, маЯться, надеЯться, лелеЯть, затеЯть, а значит, относятся к
первому спряжению. Например: крестьянин
сеет, ветер веет, собаки чуют, люди надеются.
4
В-четвертых, следует
обратить внимание на то, что различаются близкие по звучанию формы 2-го
лица множ. числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множ
числа
настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного
наклонения типа стукнИте и стукнЕте.
Повелительное
наклонение образуется с помощью суффикса -И- (2-е л., ед. ч.) и
окончания -ТЕ (мн. ч.): сиди-те, пиши-те, прыгни-те. Формы
повелительного наклонения легко проверить, если отбросить ТЕ (вышлите вышли!)
В изъявительном
наклонении глагол имеет окончание в зависимости от
спряжения: -ЕТЕ или -ИТЕ.
Поэтому у глаголов I спр.
указанные формы различаются; ср.: Пиши’те, пожалуйста,
аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы пи’шете аккуратно,
поэтому ваш диктант проверять легко! (изъявительное наклонение).
А у глаголов II спр. такие
формы совпадают в написании; ср.: Держи’те ручку
правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно
де’ржите ручку, то не устанете, пока будете писать диктант (изъявительное
наклонение).
Кроме того,
существует два разноспрягаемых глагола, не относящихся ни к
одному их двух спряжений: хотеть
и бежать. В разных формах этих
глаголов могут быть окончания разных спряжений.
Вид глагола
Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:
- глаголы совершенного вида;
- глаголы несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?
Они имеют только две формы времени:
- прошедшее (обозначил, заиграл, капнул);
- будущее простое (обозначим, отложишь, пролает).
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?
Эти слова имеют три формы времени:
- настоящее (рисует, поешь, танцуем);
- прошедшее (рисовал, пел, танцевал);
- будущее сложное (буду рисовать, будешь петь, будут танцевать).
Видео:ОРФОГРАММЫ ГЛАГОЛА И ЕГО И ПРАВИЛА //ВСЁ В ОДНОЙ ТАБЛИЦЕСкачать
Алгоритм правописания окончаний глаголов
- ставим глагол в неопределенную форму;
- выясним, какая гласная буква обозначает суффикс глагола перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить и пр.);
- по этой гласной определяем I или II спряжение, учитывая глаголы-исключения;
- выбираем гласную букву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в безударном окончании.
Примеры
- Н. ф. — шептать
- Глагол заканчивается на -ать и не входит в список исключений. Это I глагол спряжения.
- Правильно пишется слово «шепчет».
- Н. ф. — запомнить.
- Глагол заканчивается на -ить. Это глагол II спряжения.
- Слово «запомнишь» пишется с буквой «и» в безударном окончании.
Рассмотрим орфограмму «Правописание мягкого знака в глаголах».
Упражнение
Прочитайте текст. Найдите глаголы и посчитайте, сколько их в этом тексте.
Летним утром просыпаешься от ярких лучей солнца, заглядывающих в окна. Раннее пробуждение не раздражает, а, наоборот, радует. Поселок расположен на берегу реки, рядом пляж. Хорошо выйти ранним утром на пляж. Утренний заплыв — уже традиция в нашей семье. Это не только гимнастика, но и заряд бодрости на весь день.
После завтрака мы отправляемся в лес. Он встречает нас чудными ароматами и радостным гомоном птиц. На опушке леса мы обнаружили душистую землянку. В лесу уже поспела черника. Можно встретить грибы: лисички и подосиновики.
Вечером у нас будет вкусный ужин. А на десерт — земляника с молоком! (11 искомых частей речи)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Прочитайте словосочетания.
Увидели в музе., стояли на площад., сидим на скамейк., набрали много земляник., подъезжали к столиц., на ветк. сирен., летел около башн.
— Какую орфограмму мы будем повторять? (Безударные падежные окончания имён существительных.)
— Как правильно написать безударные падежные окончания имён существительных?
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных, укажите их падеж.
(Фронтальная проверка с объяснением.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте. Назовите пропущенные окончания глаголов.
Звен. весёлые ручейки. Уже цвет., подснежник-хохлатка. Берёза распуска. свои клейкие листочки.
— Почему окончание глагола в третьем предложении вызвало затруднение? (Оно безударное.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять безударные личные окончания глаголов.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 189 (с. 93).
— Рассмотрите таблицу.
— Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?
— Для чего это надо знать? (Чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями.)
Упр. 190 (с. 93).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы, называют их окончания, лицо, число и спряжение.)
— Сделайте вывод: какие безударные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
— Как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (Ответы детей.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 94.
— Какие глаголы относятся ко II спряжению? к I спряжению?
— Назовите глаголы-исключения.
Запомнить глаголы-исключения помогут следующие стихотворения.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить,
-А ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Упр. 192 (с. 94).
(Устное выполнение.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 193 (с. 95).
— Прочитайте.
— Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица единственного числа?
— Выполните задания. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
VII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр. 195 (с. 95).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие глаголы относятся к I спряжению? ко II спряжению?
Домашнее задание
Упр. 194 (с. 95).
Неопределенная форма и спряжение глагола
При произношении многих глаголов гласные личных окончаний оказываются без ударения, из-за чего возникают трудности в выборе букв «е» или «и», «у» или «а», «ю» или «я».
Как правильно пишутся слова:
- ты пишешь или пишишь;
- земляника спеет или спеит;
- мы спорим или спорем;
- поезда грохочут или грохочат;
- зерна мелют или мелят?
В выборе написания буквы «е» или «и», «а» или «я», «у» или «ю» в безударных окончаниях глаголов важная роль принадлежит начальной форме глагола — инфинитиву.
Неопределённая форма глагола называет действие или состояние предмета и отвечает на вопрос что делать? или что сделать?
- (что делать?) рисовать, спешить;
- (что сделать?) нарисовать, заспешить.
Глаголы русского языка изменяются по лицам и числам. Характерным признаком глаголов является их принадлежность к I или II спряжению.
Определение
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.
Глаголы I и II спряжения отличаются написанием личных окончаний. Чтобы безошибочно выбрать правильное написание безударных личных окончаний глагола, выясним его спряжение. А в этом нам поможет неопределенная форма глагола.
Настоящее время
При определении суффикса нам понадобится определить:
- Спряжение глагола
- Причастие является действительным или страдательным
Если спряжение первое, то мы используем в суффиксе знакомые нам буквы У, Ю, Е:
- в действительных — суффикс УЩ (ЮЩ);
- в страдательных — суффикс ЕМ.
Эти суффиксы прибавляем к основе глагола.
желаЮЩий, желаЕМый |
Если перед нами второе спряжение:
- в действительных — суффикс АЩ (ЯЩ);
- в страдательных — суффикс ИМ.
Зачем мы целуем милую?В статье про глаголы мы говорили о лайфхаке, который поможет и здесь:Гласные в личных окончаниях глаголов запоминаем с помощью фразы: “Целую, милая!”Первым в предложении идет слово “целую”, именно поэтому все гласные из этого слова (Е, У, Ю) мы отнесем к I спряжению.Вторым идет слово “милая”, в котором буквы И, А, Я будут относиться ко второму спряжению. |
Важно: причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида (от глагола сделать — причастия не будет)
клеЯЩий, клеИМый, зависИМый, зависЯЩий |
Исключениядвижимый, назначаемый |
Повелительное наклонение
А вы знали, что с точки зрения русского языка, когда учитель просит вас достать двойные листочки, преподаватель должен себя чувствовать настоящим царем или царицей?
Эту шутку я оставила здесь не просто так, всё же преподаватель использует в речи повелительное наклонение. Эта форма глагола нужна для приказов, побуждений к действию, просьб.
Для образования этого наклонения чаще всего используют суффикс И или Й.
пишИте, учИте, достаньте, решаЙте |
Какая ловушка, связанная с повелительным наклонением, может нас ожидать в тестах?В тестах могут попасться слова, которые будут очень похожи на повелительное наклонение
Здесь важно разобраться в контексте и понять, точно ли нам нужна здесь просьба или же здесь обычное повествование, действие (изъявительное наклонение):Пожалуйста, пишите. (повелительное наклонение)Каждый день вы пишете в тетради
(изъявительное наклонение)
Теория
Глагол – это отдельная самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета. Действие может совершаться самим предметом либо кто-то или что-то совершает действие над ним. Глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
У глагола может быть три времени:
- Прошедшее время, вопросы «что сделал?», «что делал?», «что сделано?».
- Настоящее время. Глагол в настоящем времени отвечает на вопросы «что делаешь?», «что делаете?».
- Будущее время. Глаголы в будущем времени отвечают на следующие вопросы: «что будет делать?», «что будет сделано?».
Также глагол может иметь число: единственное и множественное. Число влияет на окончание глагола.
Личная форма глагола – это изменение глагола по лицам и временам. При изменении меняется грамматическая форма глагола – его окончание. Это окончание и называется личным. Как правило, личные окончания бывают у глаголов в настоящем и будущем времени.
Изменение глагола по временам (настоящее и будущее) и по числам называется спряжением. Их всего два: первое и второе. Каждое спряжение имеет группу своих глаголов-исключений, которые вопреки правилам принадлежат установленному спряжению.
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
- формой винительного падежа существительного (местоимения) без предлога (защититьРодину);
- формой родительного падежа, обозначающей часть от целого, либо при отрицании (попробовать сока, не дождаться известия).
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
- стоять на пороге;
- подойти к нему;
- сомневать ся .
Видео:Правописание окончаний глаголов! #умскул #александрдолгих #егэпорусскомуязыку #умскул_русскийязыкСкачать
Шаг 4. Используй ход рассуждений
Задание:
Выполнение:
1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: записать, вытащить, изучать, накинуть.
2. Определи спряжение: записать — 1-е спр., вытащить — 2-е спр., изучать — 1-е спр., накинуть — 1-е спр.
3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: запишешь, вытащишь, изучаешь, накинешь
4. Определи гласные в суффиксах причастий. Уверенные в правильности выполнения пп. 1-3 могут анализировать далее только строки 1), 2) и 3). Остальным стоит разобраться со всеми четырьмя примерами причастий.
1) закручива…мый — страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глагола, от которого оно образовано: закручива…мый — от закручивать (1-е спр.), пишем гласную е: закручиваемый.
Необходимый ответ найден.
Для проверки правильности своего заключения выполняем анализ дальше.
2) наполн…нный — страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: наполн…нный — от наполнить. Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом -и-, пишется суффикс -енн-, то пишем гласную е: наполненный.
3) закле…вший – действит. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: закле…вший — от заклеить. Поскольку в действительных причастиях прошедшего времени сохраняется суффикс глагольной основы неопрделённой формы глагола, то пишем гласную и: заклеивший.
4) мучимый – страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо знать спряжение глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: мучимый от мучить (2-е спр.), суффикс -им-: мучимый.
5. Соотнеси все полученные данные и сделай вывод: правильный ответ — строка 1).
Правописание глаголов с «ь»
Буква «ь» пишется в некоторых глагольных формах. Она обозначает неопределенную форму глагола, которая отвечает на вопрос что делать? или что сделать?
Следует научиться отличать начальную форму глагола от формы 3 лица настоящего или будущего времени, в окончании которой согласно орфографическому правилу мягкий знак не пишется.
Правильно поставленный вопрос к форме глагола поможет в написании буквосочетаний -ться и -тся.
Если безличный глагол по грамматической форме похож на глагол 3 лица единственного числа, то буква «ь» не пишется в окончании.
Мягкий знак пишется в формах 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени после шипящего согласного:
ты (что делаешь?) радуешь, стыдишь, хвалишь
Написание этой буквы сохраняется перед возвратным суффиксом -ся:
ты стыдишься, радуешься, хвалишься.
В формах повелительного наклонения, оканчивающихся на согласную букву, в том числе на шипящий, необходимо написать мягкий знак:
- брось — бросьте;
- присядь — присядьте;
- режь — режьте;
- одень — оденьте.
Правило 1: Правописание глаголов с однокоренными приставками
При наличии однокоренных приставок во глаголе, правописание таких глаголов определяется следующим образом:
- Если приставка оканчивается на согласный звук, то глагол пишется через дефис: рас-крашивать, раз-говориться.
- Если приставка оканчивается на гласный звук, то приставка и корень глагола пишутся слитно: об-учаться, пере-проходить.
Пример правописания:
Глагол | Правильное написание | Примеры |
---|---|---|
разговаривать | раз-говаривать | Он разговаривает с друзьями. |
переписывать | пере-писывать | Я переписываю свое сочинение. |
рассматривать | рас-сматривать | Мы рассматриваем предложенный вариант. |
Использование правильного написания глаголов с однокоренными приставками поможет избежать ошибок и повысить грамотность при написании текстов. Следуя данным правилам, вы сможете без особых проблем правильно написать любой глагол с приставкой в русском языке.
Правописание окончаний (примеры)
Правописание окончаний (примеры)
К Родин е , к фабрик е , к
стен е , к земл е , к
дяд е (1-е скл., Д.п.). О дружб е , о
стран е , об Ол е , на дорог е , на
тропинк е (1-е скл., П.п.). О народ е , в
город е , на стол е , о
товарищ е , в неб е (2-е скл., П.п.).
Станц ия — у
станц и и (после И , Р.п.), к станц и и (Д.п.), на станц и и ( П.п.). Мар ия — у
Мар и и ( после И , Р.п. ), к Мар и и (Д.п.), о Мар и и (П.п.).
Гербар ий — о
гербар и и (после И , П.п.).
Евген ий —
на Евген и и (после И , П.п.).
Знан ие — о
знан и и (после И , П.п.).
Вниман ие — во
вниман и и (после И , П.п.).
Зна мя — у
знамен и (на -мя , Р.п.), к знамен и (Д.п.), на знамен и (П.п.). Пла мя — у
пламен и (на -мя , Р.п.), к пламен и (Д.п.), в пламен и (П.п.).
Пла щ ` о м, вож ж ` о й, гро ш ` о м, ме ж ` о й, мя ч ` о м, ме ч ` о м, лу ч ` о м, клю ч ` о м, но ж ` о м, пле ч ` о м, саран ч ` о й, све ч ` о й, пар ч ` о й, калан ч ` о й, кирпи ч ` о м, вра ч ` о м, тяга ч ` о м, шала ш ` о м, камы ш ` о м, ков ш ` о м, бор щ ` о м, ле щ ` о м, лап ш ` о й, бага ж ` о м, пала ш ` о м, гара ж ` о м, тира ж ` о м, двор ц ` о м, бой ц ` о м, бор ц ` о м, ов ц ` о й, коль ц ` о м, кон ц ` о м.
Текст из глаголов
Глагол — удивительная часть речи. Можно составить текст, используя только глаголы. И что удивительно, мы легко понимаем, о чем идет речь. Вот пример такого текста.
Вечереет. Морозит. Выхожу гулять. Иду, любуюсь. Дышу, наслаждаюсь. Поднимаюсь. Отдышалась. Села отдохнуть. Наблюдаю, фотографирую. Решила позвонить. Поговорила. Попрощалась. Встала. Пошла. Вернулась. Согрелась. Легла спать.
В этой статье мы исследовали глагол как часть речи. Эти знания пригодятся школьникам при выполнении морфологического разбора,написании ВПР и экзаменационных работ. У вас остались вопросы или есть предложения? Напишите нам и наши эксперты вам обязательно ответят.
Прошедшее время
Здесь все намного проще, нам даже не нужно спряжение!
В действительных причастиях у нас есть суффикс ВШ или Ш, перед ними будет та же буква, что и в инфинитиве перед ТЬ.
построИВШий, прочитАВШий, растаЯВШий, увидЕВШий |
В страдательных используются суффиксы НН, Т.
Какая магия происходит в причастиях прошедшего времени?В страдательных причастиях перед суффиксами НН, Т пишется та же буква, что и в инфинитиве. Однако буква И заменяется на Е, превращаясь в суффикс ЕНН. Это значит, что букву И мы писать в страдательных причастиях прошедшего времени никогда не будем. |
Важно: очень часто образовать страдательное причастие прошедшего времени от глагола несовершенного вида будет сложно. Примеры этих редких случаев: «читанный», «жеванный», «вязанный»
сжАТый, увидЕННый, прочитАННый, посеЯННый |
Построить (в инфинитиве буква И) значит, причастие будет выглядеть так: построЕННый |
Правописание глаголов в русском языке: основные орфограммы
Одно из важных мест в курсе орфографии занимают орфограммы, связанные с правописанием глаголов. Среди многообразия правил, касающихся вопросов написания слов данной части речи, можно выделить следующие виды орфограмм:
- Написание глагольных суффиксов.
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Употребление мягкого знака на конце глагольных форм.
- Правописание инфинитива и глаголов на -тся/-ться.
- Слитное и раздельное написание глаголов с отрицательными частицами.
Вопросы слитного и раздельного написания глагольных лексем с НЕ, как правило, не вызывают затруднений, поскольку общим принципом является раздельное написание: Не сиди на печи – будешь есть калачи. Не торопись говорить – торопись делать. Не сули журавля в небе – дай синицу в руку.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Однако существует ряд глагольных лексем, которые пишутся с НЕ слитно. Это касается тех слов, которые не употребляются без элемента «не»: Мне неможется, нездоровится сегодня. Он негодует, возмущается. Она сразу невзлюбила пасынка, буквально возненавидела. Я недоумевал по поводу такого предложения.
Особняком стоят глаголы, в которых выделяется приставка недо-, имеющая особую семантику недостачи, нехватки, несоответствия норме. Такие слова необходимо отличать от фонетических омонимов – глаголов с приставкой до- и частицей «не». Например: Чтобы поддержать тебя, ему недостает смелости (то есть у него не хватает храбрости, он трусит). – Из-за маленького роста девочка не достает до верхней полки (то есть не дотягивается). – Бабушка сегодня недожарила мясо, и оно жесткое (то есть мясо полусырое). – Мы съедим завтра то мясо, которые мы не дожарили сегодня к обеду (то есть мясо осталось, его не израсходовали полностью, и оно будет приготовлено позже).
Глаголы с постфиксом -ся в инфинитиве пишутся с мягким знаком: Ты должен стараться. Мне страшно оставаться тут. Тебе следует умыться с дороги. Девочки хотят принарядиться к празднику.
Глаголы 3-го лица с этим же возвратным постфиксом пишутся без мягкого знака: Он старается все делать аккуратно. Мне остается только добавить сюда несколько предложений. Котенок смешно умывается лапкой. Выпускница наряжается к празднику.
Необходимо помнить, что в глаголах мягкий знак также употребляется после шипящих и буквы «ч» в следующих формах:
- Во 2-м лице единственного числа: ты держишь в руках книгу; ты ненавидишь ложь (настоящее время); ты сдержишь свое слово; ты возненавидишь его за это (будущее время).
- В инфинитиве: необходимо предостеречь, хочу подстричь, решила испечь, извлечь корень и проч.
- В императиве: отрежь кусочек хлеба и смажь его маслом; ешьте медленнее; обнаружьте здесь ошибки; съешьте еще кусочек пирога. В этих формах мягкий знак пишется и не после шипящих: отметьте на прямой точку, будьте здоровы, ответь на вопрос, заметьте это для себя, измерьте расстояние по карте.
Как изменяется глагол
Глагол изменяется по временам, лицам, числам. Рассмотрим подробнее каждую категорию.
Время
Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.
Время глагола
Примеры
Женя катается на велосипеде. (Что делает сейчас?) — настоящее время
Витя катался на мотоцикле. (Что делал вчера?) — прошедшее время.
Маша будет кататься на самокате. (Что будет делать завтра?) — будущее время.
Вчера я заигралась с подружками и забыла выучить стихотворение. Сейчас я очень переживаю, что меня спросят. Завтра я буду учить два стихотворения.
Лицо
У глагола можно определить лицо. Для этого к слову подбираем подходящие по смыслу местоимения.
Изменение по лицам
Я говорю, а ты слушаешь. Он читает, а мы слушаем. Вы задаете вопрос, а они отвечают.
Число
Глаголы изменяются по числам. В единственном числе они обозначают действие одного предмета, а во множественном — двух и более предметов.
Надежда испекла пирог с брусникой, запекла рыбу и приготовила салат.
Выпускники репетировали номера для концерта, подбирали фотографии для газеты, готовили сюрпризы для учителей.