Анализ стихотворения есенина закружилась листва золотая

Анализ стихотворения есенина закружилась листва золотая

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.

Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество. Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами. И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.

Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.

Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи. Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере. Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.

Особенно поэт любил осень

Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро

Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.

«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.

Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.

Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.

Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека. Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет. Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.

Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.

  • Осипов виктор анатольевич стихи

      

  • Скрипка и немножко нервно маяковский текст стих

      

  • Мы живы пока мы кому то нужны стихи

      

  • Плейкасты стихи зоя медведева

      

  • Песня на стихи есенина клен ты мой опавший стихи

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.

Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.

Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихе два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком».

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.

Во второй строфе стиха автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Дул север плакала трава На этот раз мы рассмотрим довольно печальное, но спокойное произведение, принадлежащее перу А. Фета, «Дул север, плакала трава». В непривычно грустном для Фета стиха, буквально с первых строк можно почувствовать грусть, печаль, тоску.
  • Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой нега Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.
  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное
  • Анализ стихотворения Майкова Осень 3 класс Это стихотворение Майкова посвящено описанию осеннего леса. Поэт любил прогулки на природе – это звучит еще в первом и втором четверостишиях. Однако дальнейшее описание пронизано грустью. Тоска вызвана увяданием природы.
  • Анализ стихотворения Северянина Запевка Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея

Сергей Александрович Есенин

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Закружилась листва золотая…», которое было написано осенью 1918 году. От этого произведения веет удивительным умиротворением и чистотой, словно бы таким незатейливым образом Есенин пытается мысленно убежать от московской суеты, которая вызывает в нем тоску и раздражение .

Именно в стихах ранено периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол». Наверняка в жизни Есенина было множество таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И это ощущение он сумел пронести сквозь годы, пытаясь вновь и вновь воскресить его в своей памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, месяц напоминает ему молодого жеребенка, который словно бы жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт о. Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и у нее следует поучиться не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет дарить так щедро и безвозмездно .

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. Именно пруд, водой, окрашенной закатом в мягкий розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья, дают Есенину ощущение покоя и радости, которое может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенные по красоте образы, автор лишь мысленно возвращается в село Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навечно прощается с той родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее, в строках этого стихотворения уже присутствуют ярко различимые ноты душевного смятения и беспокойства, когда Есенин вопрошает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любя, ничего не желать?». Поэт понимает, что его прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что по-настоящему любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом…» (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна. Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь». Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»). Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению. Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («…старый клен / Головой на меня похож»).

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тургенева Два богача 7 класс

    Стихотворение написано в 1878 году в свободной форме. Оно состоит всего из 4 абзацев и 5 предложений. Речь в нем идет о двух видах богачей. Первые богатые люди имеют неисчерпаемое количество денег, влияния и власти

  • Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я)

    После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении За все, за все тебя благодарю я.. обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться

  • Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полу

    Стихотворение Ф.Тютчева «Она сидела на полу», написанное в 1858 году, пронизано слово за словом и строка за строкой невероятно сильным и огненно пылающем чувством. После первого знакомства с этим шедевром, чувствуется не только эмоциональная глубина

  • Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

    Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии

  • Анализ стихотворения Вот оно глупое счастье Есенина

    Произведение Вот оно, глупое счастье… публикуется в 1918 году. Стихотворение носит ностальгический характер. В нем поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он совершенно беззаботно проводил время

Закружилась листва золотая….

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость — Все любя, ничего не желать?

Читает А.Покровский

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д. Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.) Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Темы, настроение и проблемы

Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.

Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении. Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.

Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.

Анализ стихотворения Сергей Есенин — Мне грустно на тебя смотреть

С. А. Есенин родился в 1895 году в селе Константинове. Живописные пейзажи его малой Родины с самого детства вдохновляли поэта. Земскую школу мальчик окончил с отличием, потом продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе. Родители видели своего сына сельским учителям, но, вопреки их ожиданиям, Сергей Александрович устроился в книгоиздательство «Культура». Юный поэт отправлял собственные стихи в различные московские издания, но так и не видел их напечатанными. Он тяжело переживал финансовые трудности, но твердо решил вести самостоятельную жизнь.

Творческий путь С. А. Есенина был разнообразным и ярким. Он не боялся чередовать стили, смешивать их, искать что-то новое. Сначала поэт предпочитал новокрестьянскую литературу, затем окунулся в имажинизм. Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть»  было написано в 1923 году. В тот год молодой мужчина познакомился с актрисой Августой Леонидовной Миклашевской. Красивая девушка очаровала Сергея Александровича, пробудив в нем желание светлых перемен. Поэт посвятил этой женщине самые нежные стихотворения, основным смыслом которых был отказ от разгульной жизни ради чистой любви. Одним из таких произведений стало «Мне грустно на тебя смотреть». Автор анализирует моменты прошлого и их влияние на настоящее. Сквозь строки проскальзывает тема увядающей жизни.

В данном стихотворении С. А. Есенин использует яркие средства выразительности:  метафоры («души немного омертвелой», «берёз изглоданные кости») , эпитеты («смешная жизнь», «Смешной разлад»)  и сравнения («отшумим, как гости сада»). Поэт пишет о любви, которая приносит ему страдания. Он сравнивает свои чувства с тоскливой осенью, забравшей все краски лета. Молодому человеку не нравится прошлое его возлюбленной, что слышится в словах «Чужие губы разнесли

Твое тепло и трепет тела», при этом признает и собственную греховность «Ведь и себя я не сберег Для тихой жизни, для улыбок». Сергей Александрович не видит в будущего в данных отношениях, но хочет сохранить их в памяти светлым воспоминанием «Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо».

Сергей Александрович Есенин стал одним из самых выдающихся поэтов двадцатого века. Его умение видеть красоту в простых вещах рождало невероятно красивые произведения. Простой слог и открытость души Есенина позволили обрести мужчине широкую популярность. Его стихотворения год за годом восхищают читателей, не теряя своего шарма с течением времени.

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.

Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом
. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».

Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов
. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.

«Край любимый!…»

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях
твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

«Гой ты, Русь, …»

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

«Закружилась листва золотая…»

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Вариант 2

Особенностью лирики Есенина является умелое использование различных, довольно редких слов и плетение невероятно красивых сравнений. Вообще, конечно, такое утверждение звучит немного банально, ведь поэтам нужно обладать умением пользоваться разными тропами и в этом в том числе и состоит работа поэта. Тем не менее, если знать лирику Есенина, становится понятным о чем идет речь.

Закружилась листва золотая – характерный пример такой лирики. Невероятное кружево слов описывает приход осени, описывает чутко и проникновенно. Когда читаешь эти строки, понимаешь насколько нежно умел чувствовать Сергей Александрович природу и окружающий мир.

Рассмотрим некоторые сравнения и метафоры, которые использовал поэт для того чтобы описать осенний вечер. Опавшую листву на водной глади он сравнивает со стаей бабочек, которые летят к звезде. Тут перед нами открывается и образ неба, и необъятных космических пространств и красивых бабочек, которые кружат в своем природном хороводе.

Интересен образ отрока-ветра, который заголяет подол березке. Этот легкий эротический мотив приближает читателя к природе, позволяет более близко рассмотреть простые природные феномены. Есенин говорит о собственной влюбленности в вечер и дополнительно подчеркивает чувство влюбленности через отношения девушки-березки и отрока-ветра.

Поэт пребывает в единстве с остальным миром, грань между внешним и внутренним оказывается прозрачной, прохлада разливается повсюду. Во вне «пасется» синий сумрак. Звон бубенца добавляет интересный оттенок и немного оживляет эту тихую картину.

Есенин говорит о мире как разумной плоти, он чувствует жизнь и жизненность во всем существовании, он сам хочет как бы растворяться в мире, становиться всем. К примеру, деревом ивой и также окунаться в воду своими ветками. При этом он подчеркивает собственную бережность, ведь объединяясь со всем миром, он понимает ценность этой красоты, становится чутким.

Далее ум поэта переносится в месяц, который «жует» своей «мордой» сено. В заключительных строчках – описание внутреннего ощущения тихой радости. Подлинный покой – «все любя, ничего не желать».

Анализ стихотворения Закружилась листва золотая по плану

Образы и символы

Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения. Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы. Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком

Она тоже может чувствовать, как и человек.

Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником»

Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел

Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: