Анализ стихотворения Есенина Письмо матери
Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся.
Лирика Есенина с самых первых стихов уносит читателя в уютный и спокойный мир, в котором комфортно находится, и проводить время с пользой. Стихи Есенина очень глубокие, сильно затрагивающие душу, не зависимо от того, о ком или о чем пишет автор. Особенно душевно и необычно написаны автором стихотворения о городе и деревне. Это связано с тем, что сам писатель родом из маленькой деревни и, конечно же, знает, как жили крестьяне в России, как вели хозяйство и чем занимались в то время.
Деревня — это одна из составляющих жизни писателя.
В произведениях, в которых описывается деревня, автор выделяет неразделимую связь крестьянской жизни с природой. Все эти поэтические картины, описанные в стихотворениях, были увидены автором в реальном мире и своими глазами. В есенинской лирике присутствует не только деревня, но так же и город. Во многих произведениях Есенина идет речь об истории России и о произошедшей революции, о народе и государстве. Например, в маленькой поэме «Сорокоуст» автор так описывает время прихода революции:
«Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Из этих строк можно увидеть, как революция постепенно накрывает спокойную жизнь обычных людей.
Революция, выходящая из города, рисуется в стихотворении как громадная машина, надвигающаяся на беззащитную, нежную, трогательно красивую как маленький милый жеребенок природу. Любовью пронизаны обращения автора к непосредственному в своем поведении маленькому конику при встрече с железным гостем. Таким образом, Есенин показывает, что городской прогресс несравним с обыденностью и простотой деревни, но это не означает, что красота и изящество деревни не заметны за городскими новшествами.
Во многих произведениях Есенина затрагивается проблема взаимоотношений деревни и города. Автор чувствовал душой натиск города на деревню. Он прекрасно понимал, к чему может привести городской прогресс, т.к. эти изменения могут разрушить тончайшую связь между человеком и природой. Но также, во многих произведениях Сергея Есенина видно превосходство деревни над городом. Красота деревни и ее природа несравнима с серостью города. Автору больше по душе спокойная жизнь в деревне, поэтому чаще всего в его произведениях встречаются жизнь простых крестьян. Одним из таких произведений является стихотворение «Калитка моя бревенчатая…»:
Калитка моя
Бревенчатая.
Девки, бабы
Поют о весне.
Прыгает грач
Над пашнею.
Проклинайте вы все
Долю вчерашнюю.
Есенин в этом стихотворении показывает обычную деревенскую жизнь, но до боли родную. Автор в своих произведениях любуется крестьянской жизнью, умело вписывая быт в общую картину природы. Именно любовь к своей земле, беспредельная вера в свой народ, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с покупающей искренностью, сделали его достоянием народа.
Подводя итог, можно сказать, что в лирике Есенина мир природы и мир крестьянского быта образуют неразрывное гармоническое единство. В этом единстве поэт видит свой идеал естественного бытия, истинной жизни. А город, по сравнению с этим единством, находится на втором плане.
Обновлено: 2017-03-21
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Спасибо за внимание.
Анализ стихотворения Есенина «За темной прядью перелесиц»
Стихотворение Есенина «За темной прядью перелесиц…» (1915 – 1916) можно отнести к жанру элегии – в нем переданы лирико-философские раздумья героя о сущности человека и природы, о его связи с родиной — ее историей и судьбой.
Такова и человеческая душа, бесконечно стремящаяся к небу, но неспособная преодолеть свою «земную» — низменную – суть. И ощущение этой роковой недосягаемости гармонии и счастья создают в душе героя ощущение смертной – давящей, бесплодной, ядовитой — тоски, которую он выражает с помощью метафоры «солончаковая тоска».
«А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним».
О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
«В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, —
И кажется с тропы далекой —
Вода качает берега».
Сочинения по темам:
- Пейзажная лирика Есенина Сергей Есенин — великий русский поэт, чье имя стоит в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Через все свое творчество.
- Анализ стихотворения Есенина «Зеленая прическа» Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина — обращение в начале стихотворения. Здесь автор.
- Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего.
- Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер роса» Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк). Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая.
- Анализ стихотворения Есенина «О верю, верю, счастье есть!» Есенин писал, что чувство Родины — основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России.
- Анализ стихотворения Есенина «Цветы мне говорят прощай» Поэма «Цветы» (1924). Жанр определен самим Есениным. Перед нами лирическая поэма, в которой развито элегическое начало и которую автор создавал.
- Анализ стихотворения Есенина «Не жалею не зову не плачу» Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» было написано в 1921 году. Несмотря на то что Есенину в тот момент.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «За темной прядью перелесиц»
Приложение
Некоторые существительные, которые являются в поэзии Есенина предметом или явлением, окрашиваемым в тот или иной цвет.
черный Брови (вечера) Гать Тень Глухарка Тучица Коса Осень Туча Гибель Жаба Кудри Прорубь Чадра (2 раза) Выть Человек (14) Горсть (злака)
голубой Звезда Кофта Струя (судьбы) Песок (небесный) Пожар Страна Сиянье (дня) Куща Ставни (2 раза) Огонь (2 раза, огонь глаз) Долина Пруд Вечер Осина Роги (глаза) Прохлада Июнь Одежда (Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом). Степь Блевота Глаза Солома Сада (в голубых накрапах) Дым Русь Года Поле
красный Вечер Цвет Костер Хвост (кобылицы) Чай Лебедь Вензель (на платке) Вода Рюшка Роза Искры Телок Рябина
зеленый Лех Ширь Прическа Тени Трава Клен Нивы Шаль Пригорки Сережки Вымя (клена) Лес Вечер Лапы (липы) Горы Тополя
синий Вечер (2 раза) Глаза (4 раза) Губы Мрак (рощи) Сумрак Отсвет (лунный) Горы Край Дремы Лязг (звук) Небеса Платок Голубь (голубем синим вечерний свет) Май (2 раза) Туман Брызги (глаза) Плат небес Холод осени Цветы Чащи Час Листья
желтый Чары (месяца) Поводья Долы (2 раза) Тлен Реки Ворон (месяц словно желтый ворон) Трава (2 раза) Труп (сноп лежит как желтый труп) Лик (от солнца) Грусть Пруд Месяц (серб луны) Дорога Волосы Пена облака
белый Гвозди (метели) Окна (2 раза) Цветы Яблони Поле Сад Липы Перезвон (2 раза) Кудри Веки (луны) Яд Волосы (2 раза)
рыжий Стога Месяц Коса Кобыла Щенята Коровы Осленок (ветер) — 2 раза. Стадо
розовый Щеки Вода (3 раза) Туман Дни Закат (ты) Конь Купол Степи
Понятие «учебное пособие»
Под учебным пособием принято понимать дополняющий учебники источник знаний по какому-либо предмету. Структурирован он таким образом, чтобы ученик за короткое время имел возможность ознакомиться с ключевыми фактами по теме.
в котором информация излагается в достаточной мере кратко и емко, часто — тезисами; который имеет небольшой размер, например — в несколько десятков страниц; который может быть использован в целях самостоятельного освоения той или иной части учебной программы, поскольку формулировки, приведенные в пособии, обычно не требуют дополнительных разъяснений со стороны преподавателя.
Таким образом, учебное пособие — это источник, адаптированный для самостоятельного освоения обучающимся темы. Но, как правило, небольшой и являющейся только лишь частью более масштабной программы.
Розовый цвет
Комфортное цветовое значение: огонь, капот, оттенок, платок, небо, закат, рубаха, лента.
Субъективное цветовое значение: степи, туман, водь, день, купол, конь, икона, лик, волна, печь.
Аналогичный небольшой разрыв в пользу субъективной цветокоррекции по розовому цвету — 8 против 10.
То есть поэтический мир Есенина скорее субъективный, чем объективный. Однако его цветовая палитра не радикальна и более-менее приближена к цветовосприятию читателя евразийской картины мира.
Довольно часто Есенин использует не характерный для того или иного предмета цвет, но в комфортном для восприятия «цветовом контексте». Так, «белые гвозди» звучит противоестественно. Но в предлагаемом контексте на чувственном уровне вполне комфортно: «ах, метель такая, просто черт возьми! Забивает крышу белыми гвоздьми»).
Отдельная тема, не проанализированная в этой статье, — это описание цвета с помощью существительных («В волосах есть золото и медь», «вечер, как сажа»).
При подсчете (было проанализировано 50 стихов), данные сведены к среднему показателю в одном стихе Есенина используется с помощью разных художественных средств три цвета.
Есть в его творчестве бесцветные стихи и, напротив, ярко расцвеченные. Например, в стихотворении «Вот оно, глупое счастье…» используется пять цветов: белый, красный, золотой, синий, розовый.
Вот оно, глупое счастьеС белыми окнами в сад!По пруду лебедем краснымПлавает тихий закат.Здравствуй, златое затишьеС тенью березы в воде!Галочья стая на крышеСлужит вечерню звезде.Где-то за садом, несмело,Там, где калина цветет,Нежная девушка в беломНежную песню поет.Стелется синею рясойС поля ночной холодок…Глупое, милое счастье,Свежая розовость щек!
В стихотворении Есенина «Вот уж вечер. Роса» как будто нет цвета, это скорее черно-белая история, но с интересно поставленным светом, который и компенсирует отсутствие конкретных четких цветов
То есть анализ только цветовых эффектов является слишком односторонним, если мы сравниваем слово с изображением, а поэзию — с операторской работой в кино, то нельзя не принимать во внимание постановку света
Вот уж вечер. РосаБлестит на крапиве.Я стою у дороги,Прислонившись к иве.От луны свет большойПрямо на нашу крышу.Где-то песнь соловьяВдалеке я слышу.Хорошо и тепло,Как зимой у печки.И березы стоят,Как большие свечки.И вдали за рекой,Видно, за опушкой,Сонный сторож стучитМертвой колотушкой.
Марк Чангизи отмечает: «Наш красный цвет, предназначенный для обогащенной кислородом кожи, невольно дарит свой отблеск закатам, рубинам и божьим коровкам. Все эти примеры — не более чем причудливые совпадения естественного отбора, ориентированного на то, чтобы воспринимать спектры закатов, рубинов и божьих коровок как один и тот же цвет. На самом деле, их спектры различаются довольно сильно — но не до такой степени, чтобы наши колбочки могли это уловить. Мы, как и другие животные с цветовым зрением, смотрим на мир через очки цвета X. Нам кажется, будто в природе повсюду красные и зеленые оттенки, по большей части ничего не означающие. Эти воспринимаемые нами цвета красно-зеленой гаммы — не просто иллюзии, но и, вероятнее всего, бесполезные иллюзии: когда мы видим их на коже, они полезны, но в том, чтобы видеть цветы красными, а листья — зелеными, нет никакой выгоды. К нашим глазам пришиты очки цвета X, которые, хотя и помогают нам заглядывать во внутренний мир других людей, могут сбивать нас с толку во всем, что не связано с социумом (например, внушать ошибочную мысль, будто между закатами, рубинами и божьими коровками существует некое объективное сходство). Это мощное напоминание о том, что зрение, которым мы пользуемся, возникло, чтобы помочь нам размножаться, независимо от того, воспринимаем мы окружающий мир объективнее или нет».
Поэзия существует не только для того, чтобы размножаться, а значит, даже используя научные парадигмы в качестве подсказки, нельзя не признать, что поэтический мир всегда имеет свою особую цветистость. То есть Сергей Есенин, писавший в то время, когда существовало черно-бело кино, уже использовал самые замысловатые инструменты цветокоррекции.
В следующей статье — анализ цветокоррекции стихов Марины Цветаевой.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «За тёмной прядью перелесиц»
Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не менее, очень скоро у поэта появились свои почитатели, которые смогли разглядеть среди простых и незатейливых фраз образ той России, которая им дорога, близка и понятна.
Столица произвела на Есенина противоречивое впечатление. С одной стороны, они восхищался высотными зданиями и очень быстро освоился в московских ресторанах. Но постоянная суета и отчужденность людей пугали поэта. Поэтому мысленно он предпочитал каждый раз возвращаться в родное село и все свои стихи посвящал старинному рязанскому краю, который так любил с самого детства. В этот период (1914 год) было написано и стихотворение «За темной прядью перелесиц…», которое стало еще одним ярким штрихом к портрету русской природы — самобытной, яркой и удивительно красивой.
Для творчества Есенина характерны образность и стремление наделить чертами живых людей неодушевленные предметы. Именно поэтому месяц у поэта ассоциируется с кудрявым ягненочком, который «гуляет в голубой траве», а «вода качает берега» из-за того, что это небесное светило словно бы бодается рогами с речной осокой. Таким образом, незатейливый пейзаж Есенин наполняет особым волшебством и очарованием, придавая каждой мелочи смысл. Его пейзажи легки, словно «черемуховый дым», который опускается над русской степью, по-весеннему зеленой и благоухающей.
Леса и луга являются для поэта лучшими друзьями, им Есенин поверяет все свои самые сокровенные мысли и желания. Однако и автор умеет слушать, различая в шелесте листьев изысканную мелодию приближающегося лета. Удивительная метафоричность, свойственная многих стихам Есенина, порождает очень запоминающиеся образы. Так, поэт с равным успехом называет рощей не только скопление берез у края поля, но и заросли ковыля — степной травы, которая уже к середине лета высыхает, превращаясь в колючую и непроходимую стену. Но сейчас, пока ковыль еще набирает соки, поэт искренне восхищается «пущей», признаваясь: «Ты сердцу ровностью близка». Тем не менее, даже в этом зеленом ковре автор видит изъяны в виде островков солончака, которые навевают на него тоскливые мысли.
Автор прибегает к довольно распространенному приему, вживаясь в образ героев своего повествования. Однако ситуация необычна тем, что Есенин повествует о русской степи и примеривает на себя ее внешний антураж. Если бы зеленый ковыль был одушевленным предметом и умел бы говорить, то наверняка смог бы поведать о том, что испытывает, находясь весь день под жарким весенним солнцем. Его мысли озвучивает сам автор, утверждая, что ковыль тоскует о розовом небе и «голубиных облаках». При этом Есенин проводит параллель между собой и героем стихотворения, утверждая, что в данный момент испытывает подобные чувства, пребывая «в печальной требе». Он стремится к заоблачным высотам, но осознает, что то, о чем мечтает, является для него недостижимым.
Вместо небесно выси ковылю достаются «кандалы твоей Сибири и горб Уральского хребта». То же самое получает и поэт, для которого родина ассоциируется не только с красотой окружающей природы, но и с рабским крестьянским трудом. Попытки убежать от детских воспоминаний в этом случае не дают результата, так как Есенин все равно остается сном своего народа. Он с детства лелеет мечту о возвышенном, но вынужден довольствоваться земным, уподобляясь степному ковылю, чья жизнь лишена взлетов и падений.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гляну в поле, гляну в небо»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Грубым даётся радость»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Да! Теперь решено»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою»
За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога,—
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение
Данная элегия является одной из самых известных работ поэта. В данном произведении поэт освещает проблему, которая постигает многих писателей. Иногда поэт сталкивается с тем, что не может правильно выразить свои мысли
- Анализ стихотворения Посвящение Гиппиус
Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…
- Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе
Александр Блок — гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви. Свою любовь он сравнивал
- Анализ стихотворения Есенина Вот уж вечер. Роса…
Самые ранние произведения С. Есенина, написанные им в юном возрасте в деревне Константиново, мало известны читателям и поклонникам его творчества. Сам поэт не любил выставлять их на показ, считая баловством.
- Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим
Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет
Сергей Есенин «Зеленая прическа, …»
Л.И.Кашиной
Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил печальный Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка: «О любопытный друг, Сегодня ночью звездной Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубко, Сказал под звон ветвей: «Прощай, моя голубка, До новых журавлей».
Читает С.Балашов
Есенин Сергей Александрович (1895-1925) Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д. Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.) Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Напечатать
Анализ стихотворения Есенина «Зелёная причёска»
Стихотворение «Зеленая прическа» принято датировать августом 1918 года. Есенин посвятил его Лидии Ивановне Кашиной (1886-1937). Она владела имением в Константинове – родном селе поэта. Согласно воспоминаниям сестры Сергея Александровича, поместье отличалось красотой, хотя и было небогатым и относительно маленьким. Его центр – двухэтажный дом из камня – утопал в зелени. На участке росли фруктовые сады, липовые аллеи. Деревенским детишкам имение казалось поистине сказочным. Есенин познакомился с Кашиной до Октябрьской революции. Летом 1917-го он устроил вместе с детьми Лидии Ивановны домашний спектакль, что позволило ему впоследствии чаще бывать в имении. Мать поэта отношениями с барыней была недовольна. В 1918-19 гг. Кашина находилась в Москве. Известно, что Сергей Александрович посещал ее дом, расположенный в Скатертном переулке.
В стихотворении «Зеленая прическа» Есенин использует прием одухотворения природы, широко распространенный в русском фольклоре. В лирике поэта он встречается достаточно часто. Дело в том, что Сергею Александровичу было сложно представить человека вне растительного мира – это одна из характерных особенностей его творческого мироощущения. С помощью вышеназванного приема Есенин добивался сразу двух целей: демонстрировал внутренний мир героя и помогал читателям почувствовать природную красоту, разнообразие ее проявлений. В «Зеленой прическе» поэт несколько отходит от традиций русского народного творчества. Он так сильно очеловечивает мир природы, что одновременно дает два описания – речь идет и о березке, и о девушке. Последние три строфы – монолог дерева. Лирический герой стихотворения слышит рассказ о том, как ночью с березкой расстался пастух, попрощавшись с ней «до новых журавлей». В произведении показано предосеннее, но еще зеленое молодое деревце. Оно настолько уподоблено юной представительнице прекрасного пола, что перед читателями раскрывается вся гамма чувств, связанных с разлукой влюбленных. Рассматриваемый текст полностью строится на принципе «двойного видения». Столь сильное одухотворение природы больше характерно для поздней лирики Есенина. Например, подобный прием можно встретить в стихотворениях «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» и «Слышишь – мчатся сани, слышишь – сани мчатся…».
Есенин видит едиными человека и природу и эти миры часто сливаются в его произведениях как нечто общее, даже становится трудным определить грань. Стихотворение Зеленая прическа.. рассказывает о молодой березке, которая сравнивается с образом девушки. На самом деле не совсем понятно о чем идет речь, настолько объединяет эти образы автор, даже название указывает как бы на человеческое существо, но когда мы начинаем чтение, то понимаем – речь идет о березке, которая склонилась над водоемом.
Главным героем помимо самой этой березки-девушки выступает пастух, который также действует в роли влюбленного. Он приходит к березке и тоскует о разлуке, он прощается «до новых журавлей». Мотив расставания звучит довольно мощно и тем самым сильнее объединяет миры природы и человека.
Чувства между молодым деревом и молодым, вероятно, пастухом описываются на грани эротизма, «голые колени», объятья – эти детали говорят о близких отношениях. Понимание отсутствия возможности этих отношений как таковых создает картину удивительного мира и на самом деле дает более полное понимание объединения главных героев, которые являются представителями двух разных миров. Также и рассказчик общается с березкой по-дружески и березка-девушка вторит этому, отвечая: «о любопытный друг..».
Стихотворение написано в 1918 и является во многом предтечей более поздней пейзажной лирики, где человеческий и природный миры еще более объединятся. Наиболее известным стихотворением из того следующего периода является «Клен ты мой опавший..», но есть и другие характерные примеры. В целом, весь этот вектор творческого развития Есенина говорит о зрелости и прогрессе автора в сфере, с которой он фактически начинал поэтический труд.
В лирике Есенина четко прослеживается умение очеловечивать природу, делать природные феномены подобными каким-то элементам человеческого мира и таким образом соединять как бы два смысловых поля: человеческое и природное. Вообще, в культуре принято отделять человека от природы, для человека есть своя, вторая природа – культура. Природа изначальная является человеку во многом чуждым пространством, где он старается устроиться.