LiveInternetLiveInternet
Василий Андреевич Жуковский
Прошли, прошли вы, дни очарованья! Подобных вам уж сердцу не нажить! Ваш след в одной тоске воспоминанья! Ах! лучше б вас совсем мне позабыть!
К вам часто мчит привычное желанье — И слез любви нет сил остановить! Несчастие — об вас воспоминанье! Но более несчастье — вас забыть!
О, будь же грусть заменой упованья! Отрада нам — о счастье слезы лить! Мне умереть с тоски воспоминанья! Но можно ль жить, — увы! и позабыть!
Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе. Художник П. Геллер. 1910
Стихотворная миниатюра — жанр, к которому нередко обращались поэты пушкинской эпохи. Малый объем произведения диктует свои правила: смысловая емкость лексики, символизация образов и деталей, афористичность стиля и особая роль пунктуационного рисунка. Стихотворение Жуковского, появившееся в феврале 1827 г., являет собой пример миниатюры, в которой глубокое идейное содержание сконцентрировано в рамках узкого пространства одного четверостишия.
Тема произведения отражена в названии — воспоминания об ушедших друзьях, «спутниках». При помощи лексемы «сопутствие», поэт актуализирует внутреннюю форму слова «спутник»: тот, кто делит с нами жизненный путь.
Лирический герой высоко ценит доверительные отношения, сложившиеся при жизни: образы спутников характеризуются оценочным эпитетом «милые» и приметным глаголом «животворили». Последняя лексема восходит к религиозно-философскому понятию «животворение». Оно обозначает духовное воскрешение, а также насыщение жизненными силами телесной оболочки, земного пристанища души. Чувство дружбы обогащает внутренний мир, приносит вдохновение, сглаживает неудачи и умножает радость.
В финальном двустишии герой обращается к воображаемому собеседнику, лирическому «ты». Прощание с друзьями, покинувшими земной мир, — не повод для тоски и мрачной скорби. Нужно сосредоточиться на светлых воспоминаниях, рождающих ощущения спокойной грусти и признательности за драгоценный дар дружбы, ниспосланный высшим началом. Глубокая философская антитеза, выраженная лаконичными фразами «их нет» — «они были», обозначает два противоположных душевных состояния, два мироощущения — негативное, сконцентрированное на потере, и позитивное, обращенное в вечность.
Тема воспоминания как «следа бытия» ушедших близких — знаковая для поэтики Жуковского. В одноименном стихотворении 1816 г. сквозная тема осложняется мотивами душевных страданий, противоречивых желаний помнить и забыть о былом. Элегические интонации стихотворной миниатюры спокойнее: здесь появляется мотив преодоления смерти, о чем свидетельствует авторская формула: «Прошедшее не умирает». По мысли поэта, память о дружбе и светлые образы «спутников» обладают влиянием на душу романтического героя. Воспоминания, подобно верным товарищам, поддерживают в горе и «возвышают душу» в счастливые моменты жизни.
Текст: pishi-stihi.ru
Сюжет
Стихотворение начинается с описания царскосельского сада.
Затем наблюдатель обращает взор к памятнику Екатерине и вспоминает легендарное Чесменское сражение, определившее победный исход русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Славные полководцы екатерининских времён вызывают в его памяти не менее значимые события ближайшего прошлого.
Только что отгремела война с Наполеоном, поработитель мира бежал из разорённой Москвы, а император Александр был встречен освобождённой Европой как победитель и миротворец.
Стихотворцы воспели славные дела русских воинов и государей, а о будущих победах ещё возвестит вдохновенная лира Жуковского.
Лирический герой
Лирический герой выглядит «взрослее» автора стихотворения, тем не менее, поэт говорит от первого лица. Это его глазами описаны великие события русской истории, вдохновляющие его победы русского оружия.
Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:
Края Москвы, края родные, Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед, И вы их видели, врагов моей отчизны! И вас багрила кровь и пламень пожирал! И в жертву не принес я мщенья вам и жизни; Вотще лишь гневом дух пылал!..
Анализ произведения Жуковского Василия Андреевича «Песня»
Василий Андреевич Жуковский являлся одним из и прародителей русского романтизма. Сам Писатель внес огромный вклад в этот жанр и, вскоре, видоизменил поэзию в общем. Одним из ярких примеров его работ является стихотворение «Песня», написанное им в 1818
году. Жуковский утверждал, что сильное влияние на его творчество оказал Карамзин. Нельзя отрицать заслуг Жуковского, ведь он во многом оказал влияние на самого Александра Сергеевича. Причем в творчестве Пушкина присутствует схожее по основной мысли с «Песней» произведение – это Элегия. Даже начальные строки в чем-то похожи: «Минувших дней очарованье» и «Безумных лет угасшее веселье». Стихотворение пропитано лиризмом и философией о жизни и времени. «Певец сердечный утра», как называл Жуковского Белинский, любил отходить от земных и насущных проблем в идеализированное прошлое. «Песня» целиком и полностью пропитана тоской по пережитым временам. Обычно в своих произведениях Жуковский использовал самого себя, как образ для лирического героя. Через героя и события с эмоциями, которые этот герой переживает, Василий Андреевич описывал происходящее в своей жизни, высказывал свои мысли или недовольства.
Произведение состоит из трех восьмистиший, но несмотря на небольшой размер, в него автор заложил глубокий смысл, при этом задействовав много литературных приемов. «Песня» звучит в минорном ладе, прослеживаются ноты грусти, отчаяния и тоски. В стихотворении довольно проблематично разглядеть недовольство автора нынешним правительством, однако это не значит, что его нет. Исходя из истории жизни Жуковского, незадолго до написания «Песни» писатель, не одобряющий поведение власти и верхних слоев общества, перебирается за границу. Позже он начинает тосковать по Родине. Охваченный этими чувствами, Василий Андреевич и написал «Песню».
Примечательно, что у автора имеется еще несколько произведений, которые также называются «Песня». Объяснить это можно, сославшись на жизненные «мелодичные» взгляды Жуковского.
Первое восьмистишье начинается вопросом лирического героя к олицетворенному «очарованью минувших дней». Уже не думающего о прошлом ЛГ вновь окутывают воспоминания. Душа стремится к счастью, умиротворению, которое испытывал герой прежде. «Шепнул душе привет бывалый», персонаж снова видит картины прежних лет. Впоследствии слово «душа» встретится еще два раза – это связанно с Библейскими мотивами и христианством, проповедавшими бессмертие и вечность человеческой души.
Лирический герой счастлив вновь оказаться в прошлом, однако ему тягостно, что полностью вернуться назад он никогда не сможет. От такого состояния герою еще тягостней, он не понимает, зачем «святое Прежде» «теснится в грудь» его
Прошлое для него – это нечто святое, поэтому Жуковский акцентирует внимание на нем и пишет «Прежде» с заглавной буквы
Герой колеблется: он не знает, как ему трактовать эти внезапные проблески минувших лет. Он спрашивает, стоит ли ему «жить в надежде» на то, что он сможет вновь вернуть былое, сможет ли он увидеть «во блеске новом» красоту старого?
Задаваясь такими вопросами, лирическому герою не понятно, зачем его душа так стремится в тот край, которого теперь уже нет. В концовке произведения, он сам же и отвечает на этот вопрос. Наверно сам герой остался в далеком и прекрасном прошлом, часть ЛГ умерла вместе с ним. Заставшая «милую старину» часть души навсегда будет положена «в единый гроб» с прошлым. Стихотворение можно назвать криком души писателя.
Вариант №2
Жуковский Василий Андреевич – основоположник такого замечательного течения как романтизм в России. Именно он «вплёл» в интимные стихотворения философские вопросы, размышления о жизни и переживания. Главными темами его лирики являются недовольство этим миром, собой и людьми, которые его окружают. Это свойственно всем романтикам. В произведениях Василия Андреевича, как правило, нет чётких историй и прямых рассказов о чём-нибудь, все его задумки выражены в абстрактных образах, в художественно-выраженных обобщениях. Отличный пример – стихотворение «Песня». Лирически герой этого стихотворения не принимает жизнь, он не доволен её «ухабами» и несправедливостями и выражает свою неприязнь через порывы своей души в другой мир – мир, полный счастья, вдохновения и волшебства. «Тот край» — это и есть то место, где душа героя всегда обретает спокойствие. К сожалению, все эти радости, связанные с ним, мимолётны, об этом говорит последние две строчки.
Яомпозиция этого произведения простая и понятная. Текст разделён на три восьмистишья, каждое из которых усиливает эмоциональность предыдущего, украшает его ещё больше. Помимо этого, в тексте очень много слов, пробуждающих в читателе эмоции, какой-то отклик на прочитанное, например, «незримое», «воспоминанье», «очарование». Всё это лишний раз подчёркивает лиричность и романтичность данного стихотворения.
Стоит заметить и особенность произведения. Жуковскому свойственно называть свои стихотворения «Песня», поскольку во многих из них строчки буквально звучат, и то переливаются ручьём, то гремят, как камни, падающие с высоты в обрыв. Все эти звуки достигаются интересным способом – при помощи звукописи. Поэт использует аллитерацию, а также вопросительные предложения, благодаря которым достигается ещё большая душевность и мелодичность произведения. Редкий приём – риторическое обращение, Жуковский тоже применяет для усиления эффекта. «О милый гость…» пишет автор.
Помимо «нового дивного мира» автор под словами «тот край» подразумевает Россию, свою родину, ведь в то время, когда написал это произведение, он был за границей. Жуковский был раздосадован действиями вышестоящих людей и их действиями по отношению к его другу Пушкину, которого тогда убили на дуэли. Поэт уехал в другую страну, но там он тоже не смог радостно жить, потому что обожал Россию и был патриотом этой страны.
Все образы, нарисованные словами Жуковского, все стилистические фигуры служат для того, чтобы мы смогли понять всю психологию человека, разобраться в душевных переживаниях и терзаниях. «Песня» затрагивает те части души, в которых находятся страдания, переживания и мысли о будущем, настоящем и даже невозможном. Поэт приобщает читателя к культуре своих фантазий и хочет как можно глубже рассказать ему о своих переживаниях.
По плану
Литературное направление
Произведение написано в традициях классицизма.
Его темой Пушкин избирает величие России, большая часть произведения отведена прославлению славных дел Екатерины Великой и Александра I. Также упоминаются имена знаменитых литераторов, благодаря чему Пушкин как бы вписывает себя в современный ему литературный контекст.
Помимо классицистических черт (одическая приподнятость, обращение к гражданским темам, античная символика), в произведении присутствуют романтические и сентиментальные черты.
Они проявляются в поэтике пейзажей, описании героики (вместо конкретных образов современных воинов, как, например, в стихотворении Лермонтова «Бородино», у юного Пушкина упоминаются архаические кольчуги).
В 1814 году поэт находится в поиске собственного языка и стиля. Титаническая работа по созданию моста между старой и новой литературой только начата.
Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе» Александра Пушкина
Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» Александра Пушкина
Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе» — одно из самых известных в его творчестве, посвящённое лицею, где Пушкин развивался как поэт и как личность. Оно было написано поэтом в 1814 году (октябрь-ноябрь) в возрасте 15 лет. Юный Пушкин прочитал его на экзамене по переходу на старший курс 1815 года, где присутствовал Г.Р. Державин. Именно его одобрение сделало произведение столь узнаваемым. Напечатано стихотворение было в журнале «Российский музеум…» в 1815 году после выступления Пушкина на экзамене. Однако в 1819 году при подготовке к изданию поэт немного изменил текст, но при жизни тот так издан не был.
Главная тема стихотворения — величие России. В произведении показывается история Родины от Петра Великого до Отечественной войны 1812 года. Идея патриотизма и героизма народа — основная в произведении.
Однако есть ещё одна тема — «поэт и общество», его роль, отношение к поэзии.
Композиция у стихотворения трехчастная. Первая часть — описание состояния лирического героя. Так поэт передаёт свои эмоции от прогулки по окрестностям Лицея, ставшему ему вторым домом. Эта часть перерастает во вторую, посвящённую истории царской семьи, знаменитым памятникам, стоящим во дворе Лицея. А заключительная часть посвящена Отечественной войне, сожжению Москвы. Также Пушкин рассказывает о походе русской армии в Париж. В конце стихотворения говорится о предназначении поэта.
Пушкин во время создания стихотворения ещё не определился с собственным стилем. Он подражал и искал своё. «Воспоминание в Царском Селе» написано в стиле классицизма. Однако в начале видны сентиментализм и романтизм. Жанр — смешение оды и элегии.
Произведение большое, состоящее из 20 восьмистрочных строф. Перекрёстные рифмы. Размер — сочетание четырех- и шестистопного ямба.
Средств выразительности в данном стихотворении множество. Метафоры («навис покров», «дремлющих небес», «в седом тумане», «сребристых облаках», «бисерной рекой», «угрюмых сосен», ); эпитеты – «прекрасный сад», «в безмолвной нощи», «младой орел», «злачные брега»; сравнения – «луна, как лебедь величавый», «исчез, как утром страшный сон».
Использованием этих средств Пушкин сделал настрой произведения торжественным. Благодаря этому читатель видит возвышенные мысли автора.
Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе» поразило экзаменаторов своей искренностью и гордостью Родиной, энергией и уже чувствующимся мастерством.
Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения соответствует его композиции.
В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».
Когда же речь заходит о ратных победах, встречается множество шипящих, твёрдых и звонких согласных, передающих настроение решительного натиска.
В стихотворении преобладают сложные предложения с рядами однородных членов. Действие приобретает динамичность за счёт использования глагольных рядов. Имеются предложения с побудительной интонацией и развёрнутыми обращениями.
Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом. Лексика и стилистика текста как будто позаимствованы из словаря Державина и Сумарокова.
Всего через несколько лет из-под пера Пушкина выйдут легчайшие для слуха и произнесения, ювелирно обработанные стихи. Этот контраст покажет масштаб языковой работы, проделанной поэтом, ставшим реформатором русского литературного языка.
«Песня (Когда я был любим…)» В.Жуковский
«Песня» Василий Жуковский
Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье, Как сон пленительный, вся жизнь моя текла. Но я тобой забыт,- где счастья привиденье? Ах! счастием моим любовь твоя была!
Когда я был любим, тобою вдохновенный,
Я пел, моя душа хвалой твоей жила. Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный: Ах! гением моим любовь твоя была!
Когда я был любим, дары благодеянья В обитель нищеты рука моя несла. Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья! Ах! благостью моей любовь твоя была!
Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)»
Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени. Все дело в том, что Жуковский состоял придворным литератором при царском дворе и даже некоторое время занимал должность наставника будущего императора. Поэтому согласно этикету ему было предписано всегда и везде сопровождать царскую семью, что ставило крест на личной жизни поэта. Впрочем, романтические увлечения были и у Жуковского, хотя свои отношения с придворными дамами он старался не афишировать. Тем не менее, любовная лирика этого периода богата стихами-признаниями, одним из которых является «Песня», созданная в 1806 году.
Кому именно адресовано это произведение, история умалчивает. Однако очевидно, что к этой особе Жуковский питал самые нежные и возвышенные чувства. Именно любовь вдохновила поэта не только на написание этого стихотворения, но и стала смыслом его жизни, о чем он открыто признается, утверждая: «Счастием моим любовь твоя была!». Из контекста произведения становится ясно, что по какой-то причине пара рассталась, но сам Жуковский продолжает любить свою избранницу и страдает от того, что не может рассчитывать на взаимное чувство. «Когда я был любим, тобою вдохновенный, я пел, моя душа хвалой твоей жила», — отмечает поэт. При этом он сокрушается, что все это осталось в далеком прошлом, и будущее представляет автору унылым, лишенным смысла и творческого вдохновения.
Ту, кому адресованы эти строки, Жуковский считает не только музой, но и своим ангелом-хранителем. Лишь ради нее поэт старался быть лучше и чище душой, стремился совершать благие дела во имя любви, а также мог похвастаться особой щедростью, которая свойственна по-настоящему счастливым людям. Теперь же все изменилось, и Жуковский отмечает: «Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!». Его самые светлые и чистые побуждения оказались невостребованными, потому как совершать геройские поступки больше не для кого. Сожалея и словно бы оправдываясь, поэт констатирует: «Благостью моей любовь твоя была!». Таким образом, автор утверждает, что это чувство способно изменить любого человека в лучшую сторону. Однако если любовь уходит, то жизнь теряет свой смысл, становится обыденной и лишенной радости.
Это стихотворение написано в форме песни, где каждая последняя строчка четверостишия повторяется и звучит рефреном.
Анализ стихотворения Жуковского «Песня»
В.А. Жуковский — крупнейший поэт русского романтизма. Его роль в создании новой поэзии огромна. Впервые в нашей литературе он наполнил интимную лирику философским смыслом.
Главным содержанием его поэзии стало недовольство миром, собой, людьми, поэтому одной из ведущих тем является изображение не видимых явлений, а выражение неуловимых переживаний. Но при этом лирика не становиться рассказом о тех или иных событиях его жизни; поэтическая мысль раскрывается в них путем художественных обобщений. Примером этому является стихотворение «Песня»,
написанное в 1818 году.
В этом произведении лирический герой свое разочарование в жизни, неприятие ее теневых сторон выражает через прорыв человеческой души в мир прекрасного и романтического «того края». «Тот край» — это особый мир, где душа обретает всю полноту своего бытия. «Тот край» выражает веру поэта в гармоничный мир красоты и совершенства, но, к сожалению, очарование души, озаренное вдохновением прекрасного, мгновенно: «Там вместе с ним все дни прекрасны в единый гроб положены».
Композиция стихотворения проста: оно состоит из трех восьмистиший. Лирическая окраска каждого восьмистишия увеличивает
смысл предыдущего и обогащает его изображение. Вместе они дают целостную картину изображения чувств лирического героя. Усилению эмоциональности служат слова, которые употребляются не в прямом смысле, а в обобщенном, например, «замолчавшие мечты», «незримое с давнишних пор», «свидетель милой старины». Или такие слова, как «очарованье», «воспоминанье», «незримое», «мечты» — все они ориентированы на пробуждение эмоциональности.
Надо заметить, что стихотворение недаром называется «Песня», и оно не единственное у поэта с таким названием. Это объясняется особым типом лирической эмоциональности поэзии Жуковского, родственной музыке. А музыкальная выразительность «Песни» достигается за счет звукописи.
В стихотворении поэт прибегает к аллитерации:
Минувших дней очарованье
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье…
Мелодичность, душевность, сердечность достигаются вопросительной интонацией: «Зачем опять воскресло ты?», «Зачем в мою теснишься грудь?» и т.д.; инверсиями: «Зачем душа в тот край стремится?», «Жилец безгласный»; риторическим обращением: «О милый гость…»; за счет анафоры:
Могу ль сказать: живи надежде?
Скажу ль тому, что было: будь?
Жуковский передает эмоции изнутри, сосредоточиваясь на внутреннем переживании, поэтому главный акцент в стихотворении делается на слове «душа» как на символе человеческого сознания:
Шепнул душе привет бывалый;
Душе блеснул знакомый взор…
Все образно-стилистические средства, используемые Жуковским служат для передачи полноты духовного бытия личности, и это дает возможность коснуться таких сторон и таких глубин ее психологи, которые были недоступны прежним поэтам.
Таким образом, стихотворение «Песня» можно назвать поэтической исповедью Жуковского, отображающей процесс его душевной жизни и затрагивающей глубокие пласты сознания поэта.