Как разобрать слово по составу

Морфема - определение, функции и примеры разбора слов

Морфологические процессы и явления в русском языке

Морфемный шов — место соприкосновения, граница морфов в слове.

Чередования звуков внутри морфем русского языка

Чередование (альтернация) — парадигматическое отношение между однородными единицами языка (единицами одного уровня),
способными заменять друг друга в составе более крупных единиц,
что обычно происходит при определенных синтагматических и/или парадигматических условиях…
По характеру условий Ч. различают 2 типа — фонетическое и нефонетическое (традиционное, историческое) Ч.
Не обусловленная фонологической позицией закономерная мена фонем в алломорфах одной и той же морфемы
при слово- и формообразовании называется чередованием фонем (морфонологическими чередованиями):
рука — ручка, нога — ножка, соха — сошка…
[Внутрикорневое чередование гласных нвзывается также аблаутом или апофонией.]

Чередование, альтернация, — взаимозамена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах или словоформах.
Термин «чередование » применяется к двум явлениям:
1) к мене звуков, представляющих собой одну и ту же фонему… (дуба — ду);
2) чаще — к мене фонем в разных морфах одной и той же морфемы… (рука — ручка…).

Чередование фонем.
1. Мена фонем в составе основы слова как одно из морфонологических явлений.
2. Мена звуков основы слова, обусловленная морфонологической позицией.
Смягчение парно-твердых согласных перед морфами -ец, -ист, -ищ (е).

Интерфиксация в русском языке

Интерфиксация. Использование интерфиксов при сочетании производящих основ со словообразующими аффиксами.
Интерфиксация состоит в том, что между двумя морфемами вставляется асемантическая (незначимая) прокладка,
устраняющая сочетания фонем, запрещенные законами морфонологии или не характерные для структуры русского слова
(арго-т-изм, суди-л-ище, пе-в-учий, кофе-й-ный).

Усечение основ в русском языке

Усечение заключается в том, что в структуре мотивированного слова отсутствует конечная фонема (фонемы)
основы мотивирующего слова (чита-ть — чит-ка, проходи-ть — проход-∅, низкий — низ-ость) Усечение производящих основ.
При образовании слов на стыке производящей основы и словообразующего аффикса возникают звукосочетания,
не характерные для современного русского языка или для данного словообразовательного типа,
не отвечающие нормам сочетания фонем на морфемных швах.
Это приводит к тому, что конец производящей основы упрощается, подвергаеся усечению.

Усечение производящей основы чаще всего происходит при аффиксации:
серд(ц)е — предсерд-иj-е, пал-ец — беспалый, кат(аться) — кат-ок, актуаль(н-ый) — актуализировать,
конкрет(н-ый) — конкретизиро-вать, междомет(иj-е) — междомет-ный, плисс(е) — плисс-ировать,
кеп(и) — кеп-ка, либ-ретт(о) — либретт-ист и т. п.

Усечение основы (слова) —
сокращение основы слова при образовании нового слова или грамматической формы;
использование в составе производного слова или словоформы неполной, сокращенной основы.

Наращение основ в русском языке

Противоположно усечению явление наращения, при котором в структуре мотивирующей основы содержится отрезок,
отсутствующий в основе мотивирующего слова: драма — драмат-ический, драмат-ург; пас-ти — пасть-ба.

Особым случаем наращения является восстановление конечной согласной корня,
утраченной на одной из предшествующих ступеней словообразования: дергать — дернуть — выдернуть — выдергивать.

Наращение [интерфиксация] это:
1. Присоединение интерфикса к какой-либо морфеме или к основе слова.
2. Звук или сочетание звуков, появляющиеся между основой и окончанием при изменении грамматической формы слова.
Звукосочетание -ер- в формах косвенных падежей существительных дочь и мать.
3. То же, что аффикс единичный.

Совмещение (наложение, аппликация, интерференция) морфов в русском языке

Под совмещением морфов понимается частичное или полное совпадение соседних морфов в одном звуковом комплексе,
наблюдающееся на стыке мотивирующей основы с суф. морфом, входящим в состав форманта
(Курск — кур/ск/ий, депо — деп/овск/ий, лиловый — лил/оват/ый),
или на стыке корневых компонентов сложений между собой и с интерфиксом: лермонт/о/вед.

Другие синонимичные термины: наложение, аппликация, интерференция морфов.

Зачем нужно знать морфемы?

Для чего же нам все эти знания, пригодятся ли они на практике? Безусловно!

Во-первых, знание морфем помогает грамотно писать.

Пример

Прокатиться или пракатиться? Чтобы выяснить это, нам нужно понять, к какой морфеме принадлежит интересующая нас буква.

Как только мы определим, что это приставка, мы обратимся к ее лексическому значению. Одно из значений приставки про — сделать что-то единожды, однократно, тогда как пра говорит о степени родства между людьми (например, прадедушка, прабабушка).

Следовательно, мы выбираем приставку про и пишем слово через букву о.

Во-вторых, важно уметь выделять морфемы для правильного разбора слова по составу. При морфемном разборе тоже нередко приходится обращаться к лексическому значению морфемы

При морфемном разборе тоже нередко приходится обращаться к лексическому значению морфемы.

Пример

Возьмем два слова — рассказчик и кирпичик. Оба они оканчиваются на чик. Значит ли это, что и в том, и в другом слове один и тот же суффикс чик?

Суффикс чик обозначает вид деятельности человека, а суффикс ик придает уменьшительно-ласкательную окраску.

Поэтому в слове рассказчик следует выделить суффикс чик, а в слове кирпичик — ик.

Наконец, в-третьих, знание морфем помогает нам быстро определять, что за слово перед нами находится.

Так, например, мы видим слово, оканчивающееся на ый и понимаем, что это прилагательное мужского рода в форме единственного числа.

{"questions":,"items":}}},{"content":"Как называется раздел науки о языке, который изучает морфемы?`choice-8`","widgets":{"choice-8":{"type":"choice","options":,"answer":}}}],"mix":1}

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №2. Контрольные вопросы и задания, с. 44 – 45

Контрольные вопросы и задания.

1. Что изучается в морфемике?

Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке — морфемике.

2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например: звон/ить, звон/кий, пере/звон.

При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым. Например: звонить, звонит, звонят; телефон, телефона, телефону.

3. Как найти окончание и основу слова?

Окончание — зна́чимая часть слова, которая образует формы слова. Чтобы найти окончание, нужно изменить слово, изменяемая часть и есть окончание. Окончания можно выделить только у изменяемых слов. 

В основе слова заключено его лексическое значение. Неизменяемые слова состоят только из основы (например, наречие сегодня). В изменяемых словах основа — это часть слова без окончания. 

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

Основа слова может состоять из корня, приставки и суффикса.

5. Покажите на двух—трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

Пере/лет/е/л (окончание -а указывает, что глагол стоит в ж. р., ед. ч.; суффикс -л- указывает на прошедшее время, приставка пере- бразует глаголы со значением перемещения через какую-либо преграду).

Без/бреж/н (окончание -ый указывает, что это прилагательное м. р.; суффикс -н- образует прилагательное от существительного со значением общей характеристики; приставка без- образует слово со значением отсутствие качества, обозначенного корнем).

6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.

Выравнивать — выровнять, заря — зорька, гореть — загар, опоздание — опаздывать; оспорить — оспаривать; порхать — вспархивать; звон — звенеть; копать — вскапывать; бросать — забрасывать, осмотреться — осматривать; дрогнуть — вздрагивать.

Друг — дружок; скакать — скачет, дразнить — раздражать; сладкий — наслаждение; брызгать — брызжет; брюзга — брюзжать; гости — угощать; увлекаться — увлечение.

7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.

В корне: лоб — лба, беру — брать.

В суффиксе: замочек — замочка, иголочек — иголочка.

В приставке: подзывать — подозвать, разбирать — разобрать.

8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда — с?

В приставках на -з / -с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с.

9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос ?

В корне -лаг- — -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

В корне -раст- — -рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова-исключения: росток, отрасль, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав.

10. Какая буква — о или е — пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

Буква ы после ц пишется:

  • в окончаниях и суффиксах;
  • в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.
← Предыдущее Следующее →

Морфема и морф

Большинство лингвистов рассматривает морфему как знаковую единицу, которая связывает выражение и содержание; понимается как двусторонняя знаковая единица. Некоторые лингвисты редко интерпретируют морфему как мельчайшую единицу плана выражения.

Морфемы выделяются в словах, которые существуют в виде системы словоформ (ученик, ученика, ученику, ученики,учеников). Морфологический компонент языка выделяет минимальные смысловые единицы, которые называются морфами. Словоформы и морфы представляют уникальные линейные варианты, которые проявляются в речи. Морфы представляют собой конкретные воплощения морфемы, которые проявляются при структурном разборе словоформы. Например, в одну корневую морфему объединяются морфы бр- /бер- / бер,-/ бир-/ бор-, представленные в глаголах ото-бр-ать, от-бер-у, от-бер-и, от-бир-а-ю, от-бор.

У объединения морфов в одну морфему лежат основания, коренящиеся в их семантическом сходстве и формальной близости. Следовательно, состав фонем может быть частично идентичным, что обуславливает данное объединение.

Морфы, объединяющиеся в одну морфемы, отличаются по своему составу, окружению, условиям употребления. В связи с этим различают алломорфы и варианты морфемы.


Елена Андреевна Земская (1926 — 2012)

Алломорфы — это морфы, которые имеют одинаковое значение, но различаются в форме и не могут находиться в одинаковой позиции. Понятие позиции было предложено Е. А. Земской, советским и российским лингвистом, специалистом в словообразовании. Например, заднеязычные фонемы корня не могут сочетаться с суффиксом прилагательных -н-, в этой позиции они чередуются с соответствующими шипящими: х/ш, г/ж, к/ч . Поэтому в словах пух — пушной морфами одной морфемы являются пух-/пуш-.

Морфемы, которые имеют одинаковое значение, похожи по форме и могут заменять друг друга в окружении тех же морфем, называются вариантами морфем. Например, окончания творительного падежа существительных и прилагательных женского рода -ой/-ою (зим-ой и зим-ою); суффиксы прилагательных -охоньк-/-ошеньк- (высок-охоньк-ий и высок-ошеньк-ий); префиксы местоимений и наречий кое-/кой- (кое-как и кой-как).

Варианты морфемы свободно варьируют в своем использовании, алломорфы служат для уточнения контекста и распределения в языке.

В помощь школьнику

Чтобы школьнику было легче разбирать слова по составу, полезно использовать таблицы-плакаты по русскому языку и словообразовательный словарь. В пособии для учащихся содержатся все самые распространенные словообразовательные гнезда. Книга дает представление о происхождении слов и морфемной структуре.

Освоив азы, важно закрепить навык. В этом помогут различные тренажеры и карточки с заданиями:. Также школьник может самостоятельно посмотреть видеоуроки, в которых подробно и увлекательно рассказано, как разобрать слово по составу:

Также школьник может самостоятельно посмотреть видеоуроки, в которых подробно и увлекательно рассказано, как разобрать слово по составу:

  • во 2 классе: 

  • в 3 классе:

  • в 4 классе:

  • в 5 классе:

Свойства морфемы

  • Морфема является элементарным, впоследствии неделимым компонентом слова. Расчленение морфемы дополнительно приведёт к выделению односторонних элементов языка, таких как слоги и фонемы. Например, в слове телеграфистка четыре морфемы: корень телеграф-, суффикс -ист-, суффикс -к-, окончание -а. Слово телеграфистка можно разделить на четыре слога (те-ле-гра-фи-стка) и тринадцать фонем (т, е, л, е, г, р, а, ф, и, с, т, к, а), но они не являются морфемами, так как слоги и звуки не обладают значением.
  • Морфема — это лингвистическое явление, обладающее планом содержания и планом выражения. Благодаря этой двусторонности, морфема представляет собой смысловую единицу языка, способную выражать конкретные идеи и понятия.
  • Морфема обладает способностью к воспроизведению: как и слова, морфемы извлекаются из памяти в виде готовых и цельных единиц. Морфема существует лишь в рамках слова и проявляет свою смысловую нагрузку взаимодействуя с остальными морфемами, создающими слово. Например, приставка вы- в глаголе вылезти значение удаления; в глаголе вылечить — доведение действия до нужного предела; в слове выбежать — направленность движения изнутри наружу.
  • Повторяемость не является обязательным свойством для корней. Корни русских по происхождению слов обычно входят во множество семей связанных слов (шить — шило, шитьё, швея, шов, швейный, вышить, вышивать), но корни могут встречаться и в одном слове (авеню, айсберг). Аффиксальные морфемы, обладая сходным значением, повторяются в серии однородных слов, либо в двух словах данной группы. Например, суффикс -оват- со значением слабой степени проявления признака (тесноватый, тяжеловатый), приставка пере-, обозначающая повторность действия (перестроить).
  • Слова русского происхождения разнообразны в своём строении, количестве и способе сочетания морфем. Слово может состоять из одной морфемы (пальто, завтра, здесь), из двух-четырех морфем, что более типично для русского языка (семьj-а, пере-нес-ти). Нередки в языке пяти- и шестиморфемные слова (мор-е-плав-а-тель). Самые длинные слова с одним корнем включают 7-8 морфем (пере-об-у-ва-ющ-ий-ся, пере-о-звуч-ива-j-ущ-ий-ся). Сложные слова, имеющие в составе два и более корней, могут быть более протяжёнными (вод-о-гряз-е-торф-о-парафин-о-леч-ениj-е).

Порядок проведения разбора

Знание морфем необходимо школьникам для того, чтобы правильно проводить разбор слова по составу и делать анализ его структуры.

Конечно, современные онлайн-сервисы позволяют быстро разобраться в том, из каких компонентов состоит любое слово, но ведь в классе ими воспользоваться не представляется возможным.

Вот почему последовательность действий при выполнении разбора следует знать:

  • Выделение основы и окончания.
  • Характеристика основы. Следует отметить, какая она — производная или нет.
  • Описание флексии (нулевое или имеет выражение, какое значение передает).
  • Определение корня. Делается это путем подбора однокоренных значимых слов.
  • Выявление приставки, определение ее функции (формообразующая или словообразовательная).
  • Вычленение суффиксов, установка их грамматической роли.

Слово «рифма». Основа — рифм-, окончание «а». Основа является непроизводной, флексия — имеет выражение, передает жен. р., ед. ч., Им. п. Для определения корня следует придумать однокоренные слова: рифмовать — рифмовка — рифмоплет — рифмовка. Эта информация позволяет понять, что корнем является «рифм». Приставок и суффиксов слово не имеет.

«Исторический». Основа — историческ-, окончание -ий. Основа является производной, флексия -ий показывает, что прилагательное поставлено в форме муж. р., ед. ч, Им. п. Однокоренные слова: история, историк, историчка. Корень «истор». Приставок нет. Суффикс «ическ» является словообразовательным.

Таковы основные знания о морфемах, которые помогут ученикам успешно выполнять задания в школе и дома.

Какие бывают морфемы?

Приставки, корни, суффиксы и окончания — вот все виды морфем, которые существуют в русском языке.

У каждой из них есть свой специальный значок, который используется при разборе слова по составу.

Морфемы можно разделить на словообразующие и формообразующие.

Задача словообразующих — образовывать новые слова. К таким относятся приставки и суффиксы.

Например, кот — котЁНОК, свеча — ПОДсвечНИК.

Приставок и суффиксов в слове может быть даже несколько.

Например, в слове влажность два суффикса: -н- и -ость-. Это легко проверить, образовав слово влажный, где сохраняется только суффикс -н-.

А может и не быть вообще. Например, в слове книга можно выделить только корень книг и окончание —а.

К формообразующим относятся только окончания, и они образуют не новые слова, а формы слов.

Например, если изменить окончание слова книга, мы получим книги, книгу, книгам и т.д. Слово осталось то же самое, но изменилась его форма.

Корень не относится ни к словообразующим, ни в формообразующим морфемам, так как его роль еще более важная — он несет в себе основное лексическое значение слова. Это настоящий фундамент слова, и без него совсем бы не было смысла в остальных морфемах.

Иногда корень сам по себе может выступать в качестве целого слова. Например: кот, человек, кактус, компьютер.

Правда, окончание в этих словах все-таки присутствует (в таких случаях оно называется нулевым), но, в общем-то, морфема — то есть корень — совпадает здесь с целым отдельным словом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: