Принципы изучения морфемики и словообразования

Принципы изучения морфемики и словообразования

Содержание

  • Слайд 1

    Город, где живут
    морфемы
    Урок-путешествие

    Урок в 5 классе по теме

    «Почему приставка, корень, суффикс, окончание – значимые части слова?»

    Гордюшкина Элла Викторовна
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ Одинцовского лицея № 2

  • Слайд 2

    Лингвиния
    Части речи
    Синонимы и антонимы
    Члены
    предложения
    ?

    2

  • Слайд 3

    ?
    Части слова

    3

  • Слайд 4

    Николай Носов
    «Приключения Незнайки»

    4

  • Слайд 5

    окончание
    суффикс
    корень
    приставка

    значимые
    части слова
    Морфемы
    ?
    Почему?

    5

  • Слайд 6

    6

    Классная работа
    Почему приставка, корень, суффикс, окончание – значимые части слова?

  • Слайд 7

    корень
    Корень – значимая часть слова

    7

  • Слайд 8

    ок

    н

    ой

    о руб

    -ЛЕС-
    Перелесок
    Лесной
    Лесник
    Лесоруб

    ник

    Переок

    Лесок
    Чудо-дерево

    8

  • Слайд 9

    Перелесок
    Лесной
    Лесник
    Лесоруб
    Лесок

    Однокоренные (родственные) слова
    Лес
    Не верю!
    9

  • Слайд 10

    Эпиграф –  короткий текст, помещаемый автором перед сочинением или его частью.

    Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл, то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
    М.А.Рыбникова

    10

  • Слайд 11

    1 ряд – корень -гор-
    2 ряд – корень -рек-
    3 ряд – корень -лист-
    Однокоренные слова

    11

  • Слайд 12

    1 ряд – корень -гор-
    2 ряд – корень -рек-
    3 ряд – корень -лист-
    Однокоренные слова
    журналист
    реклама
    горе

    !

    12

  • Слайд 13

    13

  • Слайд 14

    -лет-

    при-
    в-
    вы-
    пере-
    у-
    Приставка- значимая часть слова

    14

  • Слайд 15

    при-
    в-
    вы-
    пере-
    у-
    Словарик значения морфем
    (учебник, стр.280)
    «приближение, присоединение»
    «движение внутрь»
    «движение изнутри»
    «движение через что-то»»
    «удалиться, устраниться»

    15

  • Слайд 16

    отважный
    Отбросить
    отход
    отвердеть
    ответить
    отбежать
    отчизна
    отступить
    Слова с приставкой ОТ-

    отплыть

    16

  • Слайд 17

    Скворец.

    17

  • Слайд 18

    18
    Удивительная птица.
    Кто не знает скворца, который прилетаетк нам ранней весной?
    Его облик и окраска удивительны.Оперение скворца очень тёмное, с мелкими светлыми крапинками, с блестящим зеленоватым или фиолетовым отливом.
    Переливается скворец, весело распевая на ярком весеннем солнце свои песни. Он вытягивается, широко
    раскрывает клюв,
    свистит и взвизгивает.

  • Слайд 19

    Скворец – мастер перенимать чужие голоса. Он может точно передать песни дрозда, жаворонка, ласточки. Хороший певец может повторить даже кваканье лягушек, скрип телеги, кудахтанье курицы и многое другое.
    Скворец – очень полезная птица. Он уничтожает различных огородных вредителей.
    К сожалению, в последние годы скворцов становится всё меньше,
    поэтому ___________ .
    19

  • Слайд 20

    План
    Удивительный облик скворца
    Пение скворца
    Скворец – полезная птица
    Берегите скворцов!
    20

  • Слайд 21

    Что узнали на уроке?

    Что такое морфемы?
    Почему приставка, корень, суффикс, окончание – значимые части слова?
    Почему корень – главная часть слова?
    О чём необходимо помнить, подбирая однокоренные слова?

    Какие морфемы вам известны?
    21

  • Слайд 22

    Домашнее задание
    Упр. 103, стр. 37-38 (по заданию).
    На выбор:
    составить и записать небольшой текст (8-10 предложений) об интересном растении, животном (по образцу текста «Скворец»). Выделить корни и приставки в глаголах.
    упр. 107 (по заданию, выделить
    корни в словах с орфограммами).

    22

  • Слайд 23

    Спасибо за урок!
    23

  • Слайд 24

    Использованная литература и Интернет-ресурсы
    Материалы для текста «Удивительные птицы» — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%FB%EA%ED%EE%E2%E5%ED%ED%FB%E9_%F1%EA%E2%EE%F0%E5%F6
    Фотографии
    http://www.photosight.ru/photos/2048083/
    http://forum.vgd.ru/post/42/25155/p1076718.htm
    http://zverki.org/alkogol-pogubil-desyatki-skvortsov
    http://edgun.ru/forum/index.php?showtopic=14938
    http://givotnie.com/dikie-givotnie/skvorec/
    http://fotki.yandex.ru/users/manuch57/view/164678/?page=5#preview
    Картинки «Знайка и Незнайка»
    http://www.liveinternet.ru/users/liursik/post230158683
    Пение скворца
    http://muzofon.com/search/%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%20%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86
    24

Посмотреть все слайды

Отличие формообразования от словообразования

Форма не новое слово, мы лишь немного меняем старое. Разберемся на машинах. Мы можем перекрасить машину в другой цвет, например, из красного в синий. Мы поменяли лишь оболочку, после покраски наша приора так и останется приорой, к сожалению. Это и есть формообразование. 

Процессом образования формы в русском языке считается:

  1. Изменение по падежам, роду, лицу, числу: собака — собакам.
  2. Образование сравнительной степени прилагательного: более милый — милее — милый. Подробнее в статье «Прилагательное».
  3. Образование деепричастия или причастия от глагола: делать — делающий — делая.
  4. Образование прошедшего или будущего времени: желаю — желал — буду желать.
  5. Образование повелительного наклонения: петь — пой.  Подробнее в статье «Глагол».

Когда мы образуем новое слово, мы придаем ему новое значение, делаем его новой частью речи. Мы будто покупаем новую машину. Этот процесс называется словообразованием:

Кот — кошка — кошачий

Значимые морфемы: окончание, приставка и суффикс

Переходим к изменяемым морфемам. Начнем с окончания, мы уже его упоминали сегодня. Чтобы найти окончание в слове, нужно просто изменить число и падеж.

Давайте посмотрим на таблицу.

Окончание выражается одним или несколькими звуками, как в примере из таблицы: (что?) конфета, (чем?) конфетой.

Еще бывает нулевое окончание, как в слове «конфета» из таблицы во множественном числе родительном падеже. Его уникальный значок на письме – □.

Нулевое окончание показывает определенное грамматическое значение слов. Чаще всего встречается у существительных мужского рода (2 склонение) и женского рода (3 склонение) единственного числа именительного падежа.

Нож□, тень□, тетрадь□.

Следующая морфема, которую необходимо выучить – приставка.

Примеры:

  • Автор – соавтор;
  • когда – никогда;
  • бежать – отбежать;
  • волжский — приволжский;
  • прибыльный – сверхприбыльный.

Происхождение большинства приставок исконно русское. Это такие морфемы:

  • о-;
  • под-;
  • при-;
  • об-;
  • с-/со;
  • без-/бес-;
  • раз-/рас;
  • от-;
  • воз-/вос.

Приставки а-, анти- аналогичны русской морфеме противо- и обозначают отрицание. С их помощью образуются слова с противоположным значением (моральный – аморальный).

В некоторых словах бывает не одна, а две приставки (обезоруженный, бесприданница).

Предлагаю сложить в это ведро слова с приставкой, а себе забрать красивые тюльпаны!

Укутаться, поставить, тарелка, подоконник, безучастный, столешница, карта.

Какие слова мы отправили в ведро? (Укутаться, поставить, подоконник, безучастный).

Суффикс – еще одна словообразовательная морфема, которая живет вот в таком домике с острой крышей.

Суффикс на письме обозначается уникальным значком — ^. В слове стоит после корня.

Самые распространенные суффиксы:

  • о-;
  • изн-;
  • ач-;
  • ишк-;
  • ин-, ян-.

В морфемном составе многих слов имеется два или даже три суффикса, которые нанизаны друг на друга, как бусы. Чтобы правильно определить, сколько и какие суффиксы есть в слове, нужно образовать словообразовательную цепочку.

Лук – луковый – луковица – луковичный.

В русском языке есть особенные суффиксы – уменьшительно-ласкательные. Они добавляют значению слова ласки. Это такие суффиксы:

  • Ик-/-ек;
  • к-;
  • ок-/ёк-;
  • ец-/иц-;
  • ушк-/юшк-;
  • очк-/ечк-.

Игра «Кто больше».

Знакомьтесь, это Кнопка! Опишите ее, используя максимальное количество слов, образованных суффиксом.

Например: беленькая, красивенькая, миленькая, маленькая.

Литература[править]

Основные понятия

Морфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Таксис • Грамматическая категория • Актантная деривация • Согласовательный класс • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи

Персоналии

Ф. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк

Связанные темы

Уровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология

Грамматические категории

Агенс • Одушевлённость • Аспект • Падеж • Инклюзив • Степени сравнения • Определённость • Эвиденциальность • Фокус • Род • Адмиративность • Модальность • Наклонение • Именной класс • Лицо • Число • Полярность • Время • Актуальность • Переходность • Валентность • Залог • Желаемость

Фонетика и фонология • Синтаксис

Виды морфем

В русском языке различают несколько видов морфем:

  1. главная морфема — корень слова;
  2. аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
  3. интерфиксы и соединительные гласные.

Морфемы и морфемный состав слов изучает раздел науки о языке, который называется морфемика.

При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.

Окончание

Определение

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (новый ученик), управления (письмо брату) или связи подлежащего со сказуемым (я иду, ты идёшь).

Окончания выражают различные грамматические значения, например:

  • принести — принес (м.р.) — принесла (ж.р.), принесло (ср.р.), принесли (мн. ч.);
  • дорога (ж.р. ед.ч.) — дороги (мн. ч.):
  • смо́трите  (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).

У некоторых слов окончание является нулевым.

Основа слова

Будем иметь в виду, что окончание и некоторые формообразующие суффиксы и постфиксы не включаются в основу слова.

Определение

Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов.

Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).

Например:

  • глаза — основа глаз-;
  • уходила — основа уходи-;
  • светящийся — основа свет-.

Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:

  • простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
  • сложная, содержащая два и более корней.

Например:

  • словечко: словечк- простая основа (слов- корень);
  • землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).

Основа слова бывает производная и непроизводная.

Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:

  • сестра
  • гроза
  • пестрый
  • когда
  • чуть.

Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:

  • сестринский — сестринск-;
  • предгрозовой — предгрозов-;
  • пестрота — пестрот-.

Определение
Основа, которая образует новое слово с помощью аффиксов, называется производящей.

  • весна → весенний;
  • холодный → холодность;
  • петь → певец.

Корень — главная морфема слова

В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:

  • -уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
  • -трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
  • -прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.

Значения морфем

С позиций семантики указанные языковые единицы относятся к одному из двух типов.

  1. Однозначные:
  • без- (бес-) (отсутствие), анти- (против) – приставки (безмолвие, антивоенный);
  • -кит- (связан с морским млекопитающим), -батальон- (воинское подразделение) – корни (китовый, побатальонно);
  • -ек (уменьшительно-эмоциональный), -тор (характеристика по роду деятельности) – суффиксы (цветочек, лектор) и др.
  1. Многозначные:
  • при- (близость, присоединение, приближение, неполное действие) – прист. (приморский, прибежать);
  • -гор- (связанный с горами, горением, горем) – корень (гористый, сгореть, горевать) и др.

Морфемы

Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe — форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Раздел языкознания, изучающий значимые части слова (морфемы) называется морфемикой.

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание

Окончание — изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий — рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени — лица и числа, в прошедшем времени — рода и числа.

Нулевое окончание — окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил — на ед. ч. м. р.

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет их у служебных слов (в, после, не), наречий (тихо, высоко), неизменяемых существительных (какаду, шоссе) и прилагательных (экстра, бордо), инфинитива глаголов (бежать, петь), деепричастий (увидев, собравшись).

Чтобы выделить окончание, следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа — часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл -ый, отвеча -тъ, работ -а. Основа противопоставлена окончанию, потому что она постоянна, а окончание изменяется.

Основа, равная корню, называется непроизводной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Корень

Корень — главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег — бережок — береговой — прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Корень — обязательная часть слова. Без приставок, окончаний, суффиксов слова могут существовать (меню, очень, завтра), а без корня — нет.

В слове чаще всего один корень, но может быть и больше. Слова с двумя и более корнями называются сложными. Например, чистописание, словообразование, юго-западный, светло-синий, старшеклассник.

Приставка и суффикс

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Приставка, или префикс (от лат. praefixus — прикреплённый спере­ди) — служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый.

Суффикс (от лат. suffixus — прикрепленный, приколоченный) — служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать — привыкнуть, читатель.

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими.

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро — утренний, знают — знающий, правда — неправда).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать — форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший — форма превосходной степени прилагательного чистый, писал — форма прошедшего времени глагола писать).

Понятие морфемики как раздела языкознания

Определение 1

Морфемика – это раздел языкознания, который занимается изучением типов и структур морфем, их взаимоотношений между собой и отношений в целом ко всему слову.

Предметом морфемики является морфемика в первом смысле этого слова, то есть морфемный строй языка, который представляет собой совокупность вычленимых в словах этого языка морфем (наименьших единиц языка, содержащие некоторый смысл) и их типов. Кроме того, морфемы могут быть формально видоизменены в морфы (морфемы, выделяемые в тексте) и их линейные сочетания (как правило, слово, а также основа и словоформа).

Морфемика рассматривается как один из разделов грамматики, поскольку последняя изучает грамматические морфемы (аффиксы), с помощью которых выражаются грамматические и словообразовательные значения. С этой точки зрения морфемика сопряжена с морфологией и словообразованием.

Статья: Mopфeмикa кaк paздeл языкoзнaния

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Кроме того, выявлены связи морфемики с лексикологией, фонетикой и рядом других языковедческих дисциплин.

На морфемику как на раздел языкознания возложена обязанность по решению следующих задач:

  • определение понятия морфемы, которая рассматривается как основная единица морфемики, учитывая конкретные признаки и свойства, позволяющие выделить её из всего многообразия языковых единиц;
  • изучение морфем языка с точки зрения формального (буквенного) и звукового строения, исполняемой роли и занимаемого места в слове, выражаемых значений и выполняемых функций, одним из результатов которого является их классификация;
  • изучение языковых явлений, которые неким образом напоминают морфемы, и установление их отношений с морфемами (то есть их морфемный статус);
  • определение понятия основы слова и её классификация;
  • разработка принципов морфемного анализа слова и его практическое воплощение.

Термин «морфемика» не отличается широкой распространённостью в лингвистике. Тем не менее положения данной теоретической дисциплины (учение о морфемах и принципы морфемного анализа) являются в достаточной степени разработанными и применяются к различным уровням языковой системы.

Современная морфемика характеризуется существованием ряда вопросов, которые признаются лингвистами как наиболее актуальные и дискуссионные. К таковым относится список следующих вопросов:

  • допустимые пределы изменения морфем;
  • степень использования критерия формального сходства для объединения морфов в морфему;
  • статус субморфов, то есть частей корней, которые внешне похожи на аффикс;
  • допустимость выделения языковых единиц, которые не обладают морфемным статусом (в частности, интерфикса);
  • степень разложения слова на морфемы.

Правила проведения, основные принципы

Специалистами определен ряд принципов, позволяющих безошибочно выполнить морфемный разбор:

  1. Первым делом нужно определить часть речи, поскольку неизменяемые части речи не имеют окончаний. К тому же за каждой частью речи закреплены свои суффиксы: у существительных, к примеру, это –ИСТ, -К- и другие, у прилагательных –Н-, -АН-, -ЯН- и прочее.
  2. После рекомендуется найти окончание, где это возможно. Для этого нужно изменить форму слова, поставив его во множественное число или изменить, к примеру, прилагательные и существительные по падежам, а глаголы проспрягать: дорога – дороги, зеленому – зеленый, читаешь – читаю. Чтобы не ошибиться в суффиксах и окончаниях глагола, следует помнить, что их изменение должно осуществляться в том времени, в котором находится разбираемый глагол.
  3. Через подбор однокоренных слов находим корень. Подбирая однокоренные слова, следует помнить про корни-омонимы. Так называются те, корни, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, как, например, ВОДА И ВОДИТЬ.
  4. Находим приставки и суффиксы. Чтобы найти приставку, помним, что ее можно убрать или заменить другой: ЗАХОДИТЬ-ВЫХОДИТЬ. Чтобы правильно определить суффикс, нужно постараться определить его лексическое значение. При затруднении предполагаемый суффикс можно подставить к другому слову: МОТОЦИКЛИСТ — ФУТБОЛИСТ. Оба представленные варианта являются существительными, кроме того, их объединяет суффикс –ИСТ-, который обозначает профессию или род деятельности. Перечень основных морфем всегда представлен в учебнике.

Помочь выполнить морфемный разбор могут знания в области словообразования. При установлении соответствия они позволяют безошибочно осуществлять членение морфем, например в слове «безукоризненность». Суффикс -ОСТЬ- показывает связь существительного с прилагательным «безукоризненный». В представленном прилагательном можно выделить суффикс –ЕНН-, поскольку видно существительное УКОРИЗНА. Это же слово позволяет выделить приставку БЕЗ-. Откинув таким образом известные морфемы, можно увидеть слово УКОР, убрав при этом суффикс -ИЗН-. В оставшемся варианте можно выделить корень -КОР- и приставку У-, поскольку имеется однокоренное слово КОРИТЬ.

Какие способы могут использоваться

В морфемном разборе встречается много двояких моментов, а выбор правильного варианта может быть обусловлен учебной программой и принадлежностью учебного заведения к той или иной лингвистической школе.

Кардинальными считаются различия между школьной программой и вузовской. В школах, например, не делают акцент на этимологии слова, как это происходит в вузах. Если говорить о школьной программе, то ярким примером двоякого отношения к морфемам считается инфинитив. Одни считают, что, например, -ТЬ в инфинитивах является окончанием, а другие утверждают, что это суффикс начальной формы.

Школьная программа базируется преимущественно на учениях в области морфологии А.Н. Тихонова, который, например, в слове «благодарность» предлагает выделять один корень «благодарн». С точки зрения автора слово «дар» утратило актуальность в современном русском языке, по этой причине морфема не считается самостоятельной. С таким подходом к делу не согласна, например, лингвист Т.Ф. Ефремова, которая предлагает даже в слове «прекрасный» выделять корень «крас», поскольку раньше слова КРАСНЫЙ И КРАСИВЫЙ считались однокоренными.

Таким образом, современные учёные-лингвисты не могут найти единый подход к выполнению морфемного разбора, поэтому большинство вариаций являются допустимыми.

Презентация на тему: » приставка корень суффикс окончание Морфема – наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся корень, приставка, суффикс и окончание.» — Транскрипт:

2

приставка корень суффикс окончание

3

Морфема – наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся корень, приставка, суффикс и окончание.

4

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение, общее для всех однокоренных слов: вода, водяной, паводок, водный.

5

Приставка – значимая часть слова, которая служит для образования новых, однокоренных, слов: ехать – приехать, уехать, заехать, переехать. Приставка находится перед корнем.

6

Суффикс – значимая часть слова, которая, как правило, служит для образования новых, однокоренных, слов: человек – человечек, человеческий. Суффикс находится после корня.

7

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для образования грамматических форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов: терем, у терема, к терему ; я тужу, ты тужишь, он тужит. Таким образом, окончание имеет грамматическое значение.

8

«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин

9

«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин

10

— выделяем окончание; окончание «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин — выделяем основу слова. основу слова прекрасен прекрасно прекрасны п р е к р а с н а ед.ч.ж.р.

11

Основа – это часть слова без окончания: у терема, пирожок.

12

— определить корень слова.корень слова «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин п р е к р а с н а красный краса красивый

13

— выделить приставки и суффиксы. приставки суффиксы «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин п р е к р а с н а предобрый премилый премудрый беда — бедный вред — вредный честь — честный

14

«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин п р е к р а с н а

15

«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин п р е к р а с н а прекрасен прекрасно прекрасны ед.ч ж.р.

16

«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин п р е к р а с н а красный краса красивый

17

«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин п р е к р а с н а предобрый премилый премудрый

18

«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет…» А.С.Пушкин п р е к р а с н а беда — бедный вред — вредный честь — честный

19

Шаг 1 – выделить окончание, объяснить его значение. Выделить основу слова. Шаг 1 – выделить окончание, объяснить его значение. Выделить основу слова. Шаг 2 – выделить корень слова, подобрав однокоренные слова. Шаг 2 – выделить корень слова, подобрав однокоренные слова. Шаг 3 – выделить приставки и суффиксы. Объяснить, если возможно, значение приставок и суффиксов. Шаг 3 – выделить приставки и суффиксы. Объяснить, если возможно, значение приставок и суффиксов.

Соединительные элементы в слове

Соединительные элементы (интерфи́ксы) используются в словах для соединения морфем. Традиционная лингвистика относит к этой категории:

  1. соединительные гласные:
  • самоходный (-о-);
  • овцеводство (-е-);
  • шестилетний (-и-);
  • двусоставный (-у-);
  1. звуковые сочетания между частями сложного слова:
  • трёхэтажный (-ёх-);
  • двухмоторный (-ух-).

Альтернативный подход предполагает причисление к интерфиксам всех используемых при образовании и изменении слов вставных элементов, не вносящих дополнительного значения. В этом случае среди них также выделяются два типа.

Тип Примеры
Словообразовательные соединительные гласные лесовоз, вездеход, десятипроцентный
согласные, возникающие после корня перед суффиксом петь – певчий, земной — земля
Формообразовательные не несущие дополнительного значения элементы формообразования дочь – дочери, сын – сыновья, время – времена
гласные перед -ть в глаголах плавать, стереть

В традиционном варианте согласные и группы букв, возникающие после корня, принято считать его наращениями, а гласные в глаголах и -ен- в падежах разносклоняемых существительных – суффиксами.

Нулевое выражение морфем

Если элемент слова имеет звуко-буквенное выражение, а в отдельных вариантах его теряет, то в этом случае он определяется как нулевой.

Безоговорочно признаётся лингвистами наличие этого явления у флексий. Оно наблюдается у изменяемых слов, если окончание исчезает в определённых формах (забор – забора, забором; горяч – горяча, горячи).

Нулевое выражение отсутствует у приставок.

Зафиксирован случай его появления у корня: вынуть

  • вы- – приставка, указывающая на направление изнутри наружу (выглядывать, выгрузить);
  • -ну – суффикс однократности (шагнуть, глотнуть);
  • -ть – окончание (по альтернативной классификации – суффикс) инфинитива.

  Приставка в русском языке

При этом говорить об отсутствии корня в слове неверно, поскольку в однокоренных словах он получает звуко-буквенное выражение (вынимать).

Нет единства мнений по поводу существования нулевого суффикса. Эта морфема выделяется рядом лингвистов как словообразовательная при образовании, например, существительного от глагола (выход – от выходить) или прилагательного (зелень от зелёный) и как формообразовательная – в повелит. накл. глагола (подвинь, ляг). В школьном курсе это понятие отсутствует, а способ словообразования характеризуется как бессуффиксный.

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффик­саль­ных мор­фем (аффик­сов): сло­во­об­ра­зу­ю­щие и формообразующие.

  • Словообразующие аффик­сы упо­треб­ля­ют­ся для обра­зо­ва­ния новых слов: учить — учи­тель;
  • Формообразующие аффик­сы исполь­зу­ют­ся для обра­зо­ва­ния толь­ко грам­ма­ти­че­ских форм и име­ют толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние: сто­ять — сто­ял.

Приставка

Словообразовательной мор­фе­мой явля­ет­ся при­став­ка, или по-латински пре­фикс (praefixus — «при­креп­лен­ный впе­ре­ди»). С помо­щью при­став­ки мож­но обра­зо­вать новые сло­ва и выра­зить раз­ные оттен­ки их зна­че­ния, например:

  • ходить — уходить, приходить, заходить, переходить, отходить, входить, исходить;
  • бежать — прибежать, забежать, убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, избежать.

В рус­ском язы­ке в соста­ве слов выде­ля­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

Суффикс

Определение

Суффикс — это мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся сра­зу после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

напри­мер:

  • гриб → грибник;
  • побе­дить → побе­дитель;
  • резать → резчик;
  • заяц → зайчонок;
  • сереб­ро → серебристый.

Ряд суф­фик­сов обра­зу­ют фор­мы слов, за что назы­ва­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми, например:

  • теп­лый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
  • пла­вать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
  • скло­нять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
  • весе­ло — весел-ее.

В соста­ве слов быва­ет один, два и даже три суф­фик­са.

Суффиксы могут выра­жать субъ­ек­тив­ные оцен­ки пред­ме­тов, например:

  • гла­за — глазки;
  • шар — шарик;
  • мешок — мешочек;
  • зима — зимушка;
  • стек­ло — стёклышко;
  • утро — утречко;
  • грязь — грязища.

Постфикс

Постфикс (лат. post — «после»,  fixus — «при­креп­лён­ный») — это слу­жеб­ная мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Постфиксы как обра­зу­ют новые сло­ва, так и выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское значение.

Определение

Постфикс — мор­фе­ма, кото­рая сто­ит после окон­ча­ния и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов или форм слов.

Например, пост­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

  • что — что-то;
  • как — как-нибудь;
  • где — где-либо.

Постфикс -ся обра­зу­ет воз­врат­ные фор­мы глаголов:

  • сла­вить — сла­виться;
  • стро­ить — стро­иться;
  • бро­сать — бро­саться.

При мор­фем­ном раз­бо­ре таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­ший пост­фикс -ся не вхо­дит в их осно­ву. Но в соста­ве ряда гла­го­лов пост­фикс -ся выпол­ня­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную роль, и тогда их осно­ва явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, например:

  • улыба-ть-ся — улыба_ся;
  • нрави-ть-ся — нрави_ся;
  • доби-ть-ся — доби_ся.

Глагольный пост­фикс -те обра­зу­ет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголов:

  • сидеть — сидите;
  • сто­ять — стойте;
  • пла­кать — плачьте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: