Лента букв и звуков

Какие звуки относятся к гласным – как их правильно классифицировать и характеризовать

Образование гласных звуков

При произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через речевой аппарат, не встречая преград. Однако это не значит, что рот и губы никак не участвуют в процессе произношения. В зависимости от того, какой звук мы хотим произнести, мы создаем во рту резонаторную полость различной формы, приподнимая язык, сдвигая его к зубам, открывая рот более или менее широко и складывая губы определенным образом. Например, произнося звук , мы вытягиваем трубочкой вперед губы, от их формы гласный звук приобретает специфическое звучание.

Ученые разработали обширную классификацию гласных звуков. В нее входят такие понятия, как ряд, подъем, лабиализация. Однако принципы классификации, принятой у лингвистов, не годятся для средней школы: они требуют детального знакомства с процессом артикуляции. Поэтому в школе рассматривают гласные звуки только с точки зрения их ударности.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.


Рекомендация
Объяснение
1.
Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.
Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.
2.
Начните с изучения гласных.
Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются

Все просто: их можно петь.
3.
Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.
Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.Привлекайте внимание ребенка к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.
4.
Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.
Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.
5.
Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
Он как мяч, но, полосат,Дыне друг, а может, брат.Вкусный сладкий он на вкус,Сочный, сахарный… (арбуз)Все покрасила деревьяЗолотым и красным:Как зовётся это времяЖелтизны и счастья? (осень)
6.
Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.
Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ

Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.
7.
Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.
Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных. Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе

Лента букв и звуков

Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.

Основные правила:

  1. Красным цветом обозначены гласные буквы.

Необходимо понимать и знать:

  • Буквы А  Я обозначают звук . Звука я не существует!
  • Буквы О  Ё  обозначают звук . Звука ё не существует!
  • Буквы У  Ю  обозначают звук . Звука ю не существует!
  • Буквы Э  Е обозначают звук . Звука е не существует!

Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!

Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.

2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:

н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и

б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).

В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и

п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).

3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.

Напомню, что

а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.

я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.

4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.

Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что

ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.

ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.

5. Также необходимо знать еще  одно правило.

Йотированные гласные звуки

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Это гласные Е, Ё, Ю, Я

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы  слов.

Условные обозначения:

Возможно кому-то будет легче, если перед ним будет алгоритм составления звуковой схемы.

Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе

В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.

Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:

  • Составь звуковую модель слова
  • Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
  • Исправь ошибки и т.д.

Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».

Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.

Буквы и звуки

Всего букв в русском языке 33, из них и состоит алфавит. Из них 21 буква согласная, 10 — гласные, а две буквы не произносятся вообще. Звуков насчитывается 42, их изучением, то есть изучением звучания устной речи занимается фонетика.

Буквы в русском языке

Буквы — то, что пишут и читают, это видимая часть языка. Буквы Б (бомба), В (вор), Г (гавань), Д (давеча), Ж (жало), З (заварка), Й (йодный), К (клей), Л (лопнуть), М (молот), Н (нытик), П (пшено), Р (рубка), С (снизу), Т (точка), Ф (фабрика), Х (хворост), Ц (цапля), Ч (чепчик), Ш (шпала), Щ (щебет) — это согласные, которые делятся на звонкие и глухие. А (аукать), Е (единство), Ё (ёжиться), И (исстари), О (огненный), У (улица), Ы (не встречается в начале слова), Э (эврика), Ю (юнкер), яЯ (язва) — гласные буквы. Интересные роли в языке играют непроизносимые буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак). Мягкий знак выполняет следующие функции:

  • разделительную (бурьян);
  • обозначающую мягкость предшествующей ему согласной (верность);
  • в именительном и винительном падежах, если существительные женского рода заканчиваются на шипящие (ложь, вошь);
  • в иностранных словах перед буквой О (лосьон);
  • на конце глаголов с шипящими (делаешь, режь).

Буква с интересной историей Ё употребляется обычно в специальных текстах: школьных учебниках, орфоэпических текстах, словарях. Также Ё ставят в малоупотребляемых и неизвестных большому кругу читателей текста словах, названиях и именах (филёр) и для выделения правильного прочтения слова (вЁдра вместо ведрА). Появилась буква в языке в конце XVIII века.

Таков порядок использования букв при написании слов. Характеристика букв должна дать общее представление о звуках, с ними соотносящихся.

Отличие согласных и гласных звуков

Звуки — то, что невидимо, но произносимо и слышимо. Так как звуков больше, чем самих букв, количество букв и звуков в слове часто не совпадает, например, если записать транскрипцию слова «ест»: — 3 буквы, 4 звука. Звуки делятся на согласные и гласные. При их произношении воздух натыкается на препятствие. Согласных звуков всего тридцать шесть, они делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Глухие представляют собой создаваемый движением воздуха шум, звонкие включают ещё и голос. Среди них можно выделить списком пары:

  • П—Б (почка—бочка);
  • Ф—В (фон—вон);
  • К—Г (код—год);
  • Т—Д (том—дом);
  • Ш—Ж (шар—жар);
  • С—З (сам—зам).

Кроме них, есть звуки и без пар. Это постоянно глухие Х, Ц, Ч, Щ и постоянно звонкие й, л, м, н, р. Звуки Ц, Ж, Ш всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие. Звуки Ж, Ш, Ч и Щ относятся к шипящим.

Гласных звуков насчитывается 6. Главный признак гласных звуков: при артикуляции, то есть их произнесении, голос не встречает затруднений на пути. Эти звуки произносят без смыкания губ и зубов, в отличие от согласных, их можно протянуть. Для удобства изучения существуют таблицы гласных букв и звуков. В них показано, чем отличаются гласные первого и второго ряда: Е, Ё, И, Ю, Я всегда смягчают предыдущую согласную в слове.

Примеры смягчения: гЕрой, лЁжа, изменИть, клЮч, октЯбрь. Гласные А, О, У, Ы, Э не смягчают согласные. Примеры: стрАнА, кОлОс, стУл, пЫль, мЭр. Я, Ю, Ы не пишут после Ш, Щ, Ч, Ж (шик, щука, часто, жираф). Это правило необходимо запомнить.

Какие гласные звуки бывают

«Язык — это инструмент. Необходимо знать его, хорошо им владеть», — сказал великий русский писатель Максим Горький. Язык без грамотности действительно напоминает неисправный инструмент, который сложно использовать. Сегодня мы попробуем настроить наш речевой «инструмент» на ударные и безударные гласные.

Вся наша речь состоит из звуков, где гласные звуки — это те, которые произносятся голосом, отсюда и их название «Гласные». Их меньше, чем согласных звуков, но именно они главные в речи. К ним присоединяются согласные звуки, которые соглашаются на все изменения в слове, поэтому называются «Согласные». Сегодня мы поговорим о гласных звуках. 

Давайте их произнесём:

С помощью гласных звуков  можно определить, сколько в слове слогов и какой слог является сильным, то есть ударным. Например: сле-зА́, ме-чИ́, све-чА́. 

‍Гласные звуки — это звуки, которые можно произнести голосом напевно, протяжно. 

«Услышать» слог в слове можно, поставив руку к подбородку, проговаривая медленно слово. Сколько раз опустился подбородок на руку, столько в слове слогов. Давайте попробуем посчитать, сколько слогов в этих словах:

ма́ль-чик, ли-си́-ца, у-че́б-ник.

Звуки

Звуки речи
отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук
является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт;
  • набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон — лиман ;порт — торт , лук — сук ;
    • различие в нескольких звуках: загар — забор ; фасоль — пароль ;
  • последовательностью расположения звуков: куст — стук ; нос — сон ;
  • звуки в словах могут полностью не совпадать: школа — учитель ; карась — сом , дом — хата .

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата
(гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы.Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос
(тон).
Шум
образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий
проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму, образуются гласные звуки
.
Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук , , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду
в ротовой полости, то образуются согласные звуки

. В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки, в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими
. Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные
. Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: , , , , ,
    — в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные: , , , , , , , ,
      — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные: , , , , , , , , , ,
      — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук :
      жюри , вожжи ) ;
  • шумные глухие согласные: , , , , , , , , , , , , , , ,
    — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки (звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие

. Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Игры для изучения гласных и согласных звуков

Домик с гласными и согласными

Нужно подготовить два домика, в которых будут «жить» звуки. Буквы нужно прикреплять в соответствующий домик. Параллельно можно рассказывать сказку о гласных и согласных.

Гости

Игра тренирует навык слогослияния. *Понадобятся два домика с гласными и согласными. Они решили познакомиться между собой. Первым вышел звук Б и позвал гулять звук А (нужно протяжно позвать: «А-а-а-а»). Какой получился слог из Б и А?#

Игра-ходилка

Нужно подготовить лабиринт с буквами, фишки и игральный кубик. Один игрок двигает свою фишку на столько шагов, сколько выпадет на кубике. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца. Лабиринт можно сделать как с алфавитом, так и отдельно с гласными и согласными. Когда ребёнок делает ход, он должен назвать букву и слово на неё.

Угадай слово

Задание формирует умение ориентироваться в звуковом составе слова. *Даны слова на карточках: «кот», «мама», «окно», «собака». Предлагаются схемы слов. Нужно подобрать схемы к словам. Схемы имеют вид последовательно расположенных кружков красного и синего цвета (СГС, СГСГ, ГСГС, СГСГСГ).#

Игра с мячом

Взрослый называет слово и кидает мячик малышу. Ребёнок ловит только слова, начинающиеся с гласного или согласного, по договорённости. Ещё вариант – взрослый бросает мяч дошкольнику, говоря «гласный» или «согласный». Малыш должен назвать слово, начинающееся с гласного или согласного.

Редуцированные гласные

До сих пор мы говорили о гласных полного образования. Они звучат только в положении под ударением, а в безударной позиции подвергаются редукции, т. е. ослаблению. Редукция бывает количественной и качественной.

Гласные , , в безударном положении произносятся короче и менее напряженно, чем в ударном. Это количественная редукция, при которой уменьшается долгота и сила звука, но его характерные, качественные особенности сохраняются.

Гласные , , могут подвергаться и количественной, и качественной редукции. Это значит, что в безударном положении они не только укорачиваются и теряют напряженность — в большинстве случаев они изменяют еще и характер звучания, превращаются в качественно иные звуки. Например, в слове во́ды в первом слоге под ударением находится звук . В форме родительного падежа воды́ на этом месте произносится качественно иной звук : . Он похож не на , а на , только более краткий.

Редукция гласных проявляется по-разному в зависимости от позиции звука в слове. Так, в первом предударном слоге после твердых согласных на месте звуков , появляется (как в примере выше), на месте — ( с призвуком , как в слове шыэстой). В той же позиции после мягких согласных гласные , , меняются на ( с призвуком , как в словах тиэну́ть, [jиэжи́ный, миэня́ть).

В остальных безударных слогах звуки , , заменяются после твердых согласных на редуцированный , а после мягких — на . Примеры: въдяно́й, събъково́д, о́бърътьнь.

В целом артикуляционную классификацию русских гласных можно отобразить в следующей таблице (если открыть ее в отдельной вкладке браузера, размер картинки увеличится):

В современном русском языке пять гласных фонем: <а>, <о>, <э>, <и>, <у>. Не являются фонемами редуцированные гласные и, по мнению представителей московской фонологической школы, гласный .

О гласных звуках древнерусского языка будет рассказано в следующей заметке.

Литература:

Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. — Ч. 1. — М., 1987.

Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. — М., 1989.

Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — М., 2017.

Реформатский А. А. Введение в языковедение / Под ред. В. А. Виноградова. — М., 1996.

Звук и буква

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл).

В русском алфавите 33 буквы: : Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.

Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ и ь, а прописная буква Ы употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук не встречается).

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

Согласных звуков, четко различающихся в русском языке (например, перед гласными), – 36: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный ). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики – в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и) или ь (мал  – мял , кон  – конь ).

Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Гласных звуков, различающихся под ударением, – 6: , , , , , . Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:

1) обозначают 2 звука (, , , ) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма , моя , объять ;

2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твердости / мягкости согласного звука: мёл  – ср.: мол  (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного – пюре ; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: посль – пасль);

3) буквы е, ё, ю после непарного по твердости / мягкости согласного обозначают гласный звук , , : шесть , шёлк , парашют .

Ударение

Выполняя фонетический разбор, ученик должен определить ударный или безударный гласный в этом слове.

Гласные звуки в русском языке могут произноситься более сильно, громко и ясно. Тогда мы говорим, что такой звук ударный. Под ударением – сильная позиция для гласного звука, поэтому безударные гласные мы проверяем именно ударением.

Большинство слов в русском языке имеют одно ударение. Однако существуют безударные слова. В основном это односложные предлоги, союзы и частицы. Бывает, что предлог «перетягивает» на себя ударение с существительного, например «пО лесу».

Встречаются и слова с двумя ударениями. Это длинные сложные слова, которые трудно произнести на одном дыхании, например «сельскохозяйственный», «паровозоремонтный» и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: