Отказ от традиций
Твардовский в погоне за естественностью произведения и схожестью его с самой жизнью отказывается от многих литературных канонов догматов. Композиция и язык поэмы Василий Теркин отличаются простотой. Автор позволяет себе использовать простые нелитературные слова, чтобы быть ближе к народу. Отсутствие сюжета также является новаторским приемом, продиктованным самой жизнью
Для писателя было важно, чтобы каждая глава, опубликованная в газете, могла представлять интерес даже для того, кто не читал предыдущие главы. Именно поэтому единого сюжета, как принято в литературных традициях, в данном произведении не существует
Таким образом, «Василий Теркин» является уникальным явлением в русской литературе. Он сочетает в себе саму жизнь и творчество, попытку поднять боевой дух народа во время войны и сохранение информации для потомков.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Композиция поэмы «Василий Теркин», подчеркнуть ее основные особенности и раскрыть мотивы автора при использовании того или иного приема.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Василий Теркин»
для самых компанейских —
Главные герои «Василий Теркин»
для самых занятых —
Читательский дневник «Василий Тёркин»
для самых любопытных —
Анализ «Василий Тёркин» Твардовский
Тест по произведению
-
/12
Вопрос 1 из 12
Самые популярные материалы марта для 8 класса:
Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» Цветаевой
Главная мысль «История одного города»
«Слепой музыкант» главные герои
Характеристика Анны Алексеевны
Характеристика Алехина
Анализ главы «О корени происхождения глуповцев»
Характеристика глуповцев
Анализ «Куст сирени» Куприн
Угрюм-Бурчеев
Краткое содержание «Кавказ»
Анализ главы «Кто стрелял?»
Глава «Кто стрелял?» начинается с описания пейзажа, «вечера дивного», который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер «растревожил» солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют. Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но «со страшным ревом» появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: «Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет». Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: «Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу…». И на его слова откликается один из солдат, который «бьет с колена Из винтовки в самолет», и этот «бой неравный, бой короткий» заканчивается тем, что немецкий самолет «штопором» врезается в землю! Великолепна деталь: «Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай»! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что «парню счастье, Глядь — и орден, как с куста»: «- Не горюй, у немца этот — Не последний самолет…», и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.
За далью – даль
Лирическая поэма «За далью – даль» написана в 1950–1960 годах. За нее Твардовский получил Ленинскую премию (высшая форма поощрения граждан СССР).
Поэма состоит из 15 глав, объединенных одной темой – путешествие. Автор передвигается по Транссибирской железнодорожной магистрали. Он рассказывает читателям о событиях, которые происходят в вагоне и за окном поезда, делится своими размышлениями.
Твардовский размышляет о судьбе родной страны, о вечных ценностях. Проблемы справедливости и совести, жизни и смерти, творчества и предназначения переплетаются с описаниями пейзажа за окном и романтическим настроением путешественника.
История создания
В основе создания персонажа по имени Василий Теркин не лежит прототип реального человека. Данного вымышленного героя придумали в редакции ленинградской газеты, изначально планируя выпустить с ним небольшую серию стихов, но персонаж настолько полюбился, что был удостоен более масштабной работы со своим участием.
Произведение выходило в свет частями в газетах с 1942 до 1945 года, а по его завершении восторженные читатели продолжали отправлять тысячи писем, прося продолжения рассказа с этим героем. Предыстория создания поэмы является не менее интересной: идея пришла в голову Твардовскому за три года до начала работы, когда он принимал участие в войне, из-за чего многие события в произведении являются реальными, а не простой выдумкой.
По праву памяти
Лирико-публицистическая поэма. Твардовский работал над ней в 1963–1969 годах. Для него это произведение много значило. Автобиографические нотки перекликаются с переживаниями автора, которые много лет не давали ему покоя.
Поэма состоит из трех глав. Чистые юношеские мечты, желание принести пользу стране сменяются разочарованием в системе и попытками отстоять честь своих близких. О «врагах народа» Твардовский знал не понаслышке. Его родители, братья и сестры были раскулачены и сосланы. Их реабилитировали только в 1996 году. Несмотря на этот факт, Александр Трифонович поддерживал идею коллективизации. Все-таки он утверждает, что нельзя забывать о тех сложных временах. Писатель винил себя в произошедшем, ведь он был молчаливым наблюдателем.
Поэма «По праву памяти» адресована будущим поколениям. Каждый человек должен чувствовать ответственность за то, что происходит в мире.
Тема, основная мысль и композиция
Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.
Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.
В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.
Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.
Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.
Связь с реальностью
Твардовский пытался в своей поэме максимально отразить жизнь, сделать ее похожей на саму войну. В своих дневниках он писал о том, что раз война – серьезная и настоящая, то отношение к произведению тоже должно быть серьезным. Именно поэтому был доработан образ, и из комичного Васи герой превратился в доблестного Василия. Связь с настоящей войной можно проследить во многих композиционных приемах: оборванность повествования, как и жизнь солдата перетекает от одного эпизода к другому, отдых сменяется боями, один эпизод не поход на другой, их объединяет лишь постоянное перемещение.
В поэме Твардовский сам заявляет о том, что военная реальность и произведение существуют рядом, бок о бок. Автор хочет максимально отразить настоящую войну. Например, он подчеркивает, что в книге, так же как и на войне, нет определенного сюжета.
Детские годы
Александр Твардовский, биография которого интересна нашим современникам, родился 8 июня 1910 года. Его родиной стал хутор Загорье, который ныне относится к Смоленской области. Родители будущего поэта никакого отношения к миру литературы не имели. Его отец, Трифон Гордеевич, работал кузнецом, а мама, Мария Митрофановна Плескаческая, принадлежала к однодворцам. Это сословие людей, которые жили на пограничной зоне Российской империи и совмещали земледельческую работу с охраной границ.
Младший брат Твардовского Иван стал отличным резчиком по дереву и писателем. Также у Александра Трифоновича было еще три брата и две сестры: Константин, Василий, Павел, Мария и Анна. Отца известного писателя называли «пан Твардовский». Это было связано с тем, что дед Гордей, воевавший в Польше, служил бомбардиром и привез это прозвище, которое потом перешло к его сыну.
Разговорно-просторечная лексика в поэме «Василий Теркин»
В поэме «Василий Теркин» разговорно-просторечная лексика имеет важную роль. Благодаря ей автор передает «дух эпохи» военного времени. Эта поэма о обычном солдате, написанная простым, народным языком. Твардовский умело сочетает в ней разговорную, общеупотребительную, нейтральную и просторечную лексику. Поэт использует средства выразительности устного творчества. Он не сообщает о географических названиях, но описывает предметы и детали солдатского быта. Автор использует эпитеты («край чужой», «година горькая», «земля сырая», «дорога постылая»), уменьшительно-ласкательные слова, характерные для народной поэзии («дружок», «голубочек», «сыночек»), слова и выражения из устного народного творчества («жив-здоров», «хвать-похвать», «тем же ладом, тем же складом»).
В поэме Твардовского часто встречаются поговорки, пословицы, частушки: «Будем живы – не помрем», «Делу время – забаве час».
Василий Теркин – парень из народа, поэтому в его речи Твардовский использует разные группы диалектизмов:
- Словообразовательные: отрадно, в лежку, спозаранку, дармовой, маета, покамест, запоясан, запропастился и т.д.;
- Лексические: дельный старик, балагур, желторотый, пенять, кутерьма, ухарь, пособите и т.д.;
- Семантические: завалящая, никнет головой, вечерка, зарвемся и т.д.
Среди основных функций разговорно-просторечной лексики выделяется функция называния людей, предметов действительности, действий.
Разговорно-просторечная лексика выполняет и экспрессивную функцию. она реализуется при экономии языковых средств.
В поэме встречаются разговорно-просторечные слова, которые выполняют оценочную функцию.
Разговорная речь характеризует героя, помогает поэту создать повествование, приближенное к устному рассказу. Многие фразеологические компоненты автор использует для усиления образности, передачи эмоциональной оценки.
Лексические повторы – признак разговорной речи. благодаря использованию разговорно-просторечной лексики А.Т. Твардовский создает собирательный образ народного героя.
Краткая биография (подробно)
Александр Трифонович Твардовский – советский писатель и поэт, лауреат многих премий, главный редактор журнала «Новый мир». Твардовский родился 21 июня 1910 года в Смоленской губернии на хуторе Загорье. У семьи писателя, хоть и крестьянской, всегда было много книг. Поэтому Александр довольно рано к ним пристрастился и начал писать стихи. В 14 лет он уже оставлял свои заметки в газетах. Его работы понравились Михаилу Исаковскому, который стал хорошим другом и наставником юного поэта.
В 1931 году появилась в печати его первая поэма под названием «Путь к социализму». К тому моменту вся семья писателя была раскулачена, а родной хутор сожжён. Несмотря на это, он поддерживал коллективизацию и идеи Сталина. С 1938 года он стал членом ВКП(б). Через год он был призван в ряды Красной Армии, а также участвовал в Финской войне в качестве военного корреспондента. В годы Великой Отечественной войны вышла в свет самая известная поэма писателя – «Василий Тёркин». Эта поэма стала воплощением русского характера и общенародного патриотизма.
В 1946 году Твардовский закончил работу над поэмой «Дом у дороги». В 1960-е годы писатель написал поэму «По праву памяти», где рассказывал всю правду о жизни своего отца и о последствиях коллективизации. Это стихотворение до 1987 года было запрещено к публикации цензурой. Наряду со стихами, писатель увлекался и прозой. Так, в 1947 году, вышла в свет его книга о минувшей войне «Родина и чужбина». В 1960-е годы поэт проявлял себя как профессиональный критик и написал статьи о творчестве Маршака, Исаковского и Бунина.
На протяжении многих лет Твардовский являлся главным редактором журнала «Новый мир». Он смело отстаивал права талантливых писателей и их произведений. С его помощью к печати были допущены работы таких писателей, как Айтматов, Солженицын, Абрамов и другие. В 1970 году писателя вынудили покинуть пост редактора. Вместе с ним ушла большая часть коллектива.
Александр Твардовский скончался 18 декабря 1971 года от рака лёгких. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Ему был 61 год.
Анализ главы «Переправа»
В главе «Переправа» Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле«. В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига «ребят», выполнивших свое задание ценой потерь: «Этой ночи след кровавый В море вынесла волна». «Вцепившийся» в правый берег «первый взвод» не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: «Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу». И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку («Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна») для того, чтобы сообщить «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!». После того, как он сообщает о готовности первого взвода «переправу обеспечить», Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут — и он должен вернуться.
Особенности поэтического языка поэмы «Василий Теркин»
В свое время А. Ахматова назвала поэму «Василий Теркин» «легкими солдатскими стишками». Действительно, они удивительно легко читаются, легко запоминаются, и легко понимаются. Стих Твардовского создает ощущение нестихотворной естественности, выразительности разговорной речи.
Замечание 1
Сам поэт о своем произведении говорит так: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке…».
В поэме «Василий Твардовский» самые высокие темы раскрываются обычными словами, а не «поэтизмами». Будничные, простые слова при этом не только не снижают пафоса произведения, они придают стиху особую естественность и теплоту. В этом Твардовский близок А.П. Чехову. Кажущаяся простота его стиха не примитивная, она лукавая и умная. И эта простота позволяет автору естественно говорить о самых сложных явлениях, тонких душевных переживаниях, глубоко и верно передавать различные психологические состояния, будь то юмор или трагический пафос. Поэт не прибегает к словотворчеству, он словно поворачивает слово новыми гранями, открывает новые смыслы и связи. У Твардовского мало сравнений, нет «цветистости» стиля.
Статья: Особенности языка поэмы Твардовского «Василий Теркин»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Поэма «Василий Теркин» написан четрехстопным хореем – размером, традиционным в русской литературе и известным еще со времен А.С. Пушкина. В поэме «Твардовского размер варьируется, в противном случае она бы звучала монотонно. Поэт варьирует рифму, используя то женскую, то мужскую. Чаще всего строфы состоят из четырех строк, но на протяжении поэмы количество стихов-строк тоже варьируется. Например, в главе «Переправа» есть строфы в два, три, четыре, пять и более стихов.
Рифма Твардовского проста и бесхитростна. Обычно такие рифмы считаются невыразительными. Однако в поэме Твардовского они выглядят неожиданно и впечатляюще. В пределах одной главы может использоваться и смежная рифма, и перекрестная.
Замечание 2
Смежная рифма – когда рифмуются соседние строки: ААВВ.
Перекрестная рифма – когда рифмуются первая и третья строка, вторая и четвертая: АВАВ.
Твардовский практически не использует опоясывающие рифмы, когда рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строфы. Он считает, что они менее характерны для живой, «естественной» речи.
Иногда в четрыехстрочных строфах с смежной рифмой поэт не рифмует первую и третью строку, пропуская рифму. Благодаря этому приему, который часто встречается в народном стихосложении, Твардовский достигает еще большего разнообразия «простого» стиха о «простом» солдате Василии Теркине.
Смысл четверостишия иногда подкрепляется, усиливается пятой строкой.
Трудные дороги поэт рисует еще более сложной конструкцией строфы. Так возникает «текучая», «подвижная» строфика и синтаксис, соответствующий ей. Сам Твардовский достижения в области поэтического синтаксиса относит к своим наиболее интересным новациям.
«Простой» стих Твардовского в ритмическом отношении также разнообразен. В поэме сливаются различные речевые потоки:
- Ораторская лексика;
- Литературная речь;
- Просторечие;
- Народнопоэтическая речь.
Поэт варьирует размеры строф, часто использует переносы, подчиняет движение стиха разговорным интонациям. В тексте множество живых диалогов.
Выбор художественных средств в произведении обусловливается тем, что в ней изображен народный герой на войне. И отсюда народный, преимущественно разговорный язык поэмы.
Твардовский использует в поэме идиоматические выражения, а также непереводимые обороты речи, например: «ударит в пот и дрожь», «сказать по чести», «ясно до точки», «парень хоть куда», «шут с тобой».
В произведении преобладают простые, короткие предложения без связок. Эта структура сохраняется и в диалогах, которые придают произведению живой драматический характер, дают портретные характеристики, рисуют воинский быт.
Для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм. Это достигается усечением или перефразировкой фраз, бытующих как устоявшиеся штампы или поговорки.
Особенности композиции
Твардовский писал свою поэму в условиях реально разворачивающейся войны. В силу этого произведение имеет некоторые композиционные особенности. Ее главы похожи на репортажные зарисовки, только в стихах. Развитие сюжета поэмы происходит в хронологическом порядке. В течение всего повествования герой остается сам собой – всегда веселый и работящий, он был таким в начале произведения и остается таким же в финале. По ходу развития событий настроение читателя меняется также как меняется настрой народа в ходе Великой Отечественной войны.
Еще одной композиционной особенностью «Василия Теркина» является отсутствие начала и финала. Повествование начинается «с середины», нет длительной вводной части, нет призыва воина на войну, не показан он во время мирной жизни. Финал поэмы не идентичен концу войны. Враг скоро будет побежден, но военные действия еще не закончились. Единого сюжета в произведении нет. Каждая из глав является отдельным эпизодом, имеющим динамичное развитие событий. Связаны эти эпизоды мотивом дороги. Дело в том, что фактически произведение писалось автором на войне. Любая глава могла стать последней для писателя, так же как и для солдата, который читал произведения, отвлекаясь от тяжких военных будней.
Анализ главы «Смерть и воин»
Одна из самых психологически глубоких глав поэмы «Василий Теркин» Твардовского — глава «Смерть и воин», в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: «Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…». Полная капитуляция героя — если он сам станет просить Смерть «забрать» его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и «пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот…» Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти («‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил»), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день «погулять среди живых», но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: » — Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой». Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат — полуживого и тех, кто спасает его («Берегут, несут с опаской»), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть «впервые» подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится «нехотя» давать «отсрочку» раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского «Василий Теркин», анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.
Литературное направление и жанр
Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.
Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.
Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».
Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» — энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» — хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».
Литературная деятельность
А.Т.Твардовский, биография которого интересует миллионы читателей, в 1939 году начинает работать в газете «На страже Родины» Ленинградского военного округа. Уже в конце ноября этого же года в этой газете было опубликовано его стихотворение «Час настал».
В 1939 году Твардовский, в биографии которого есть и участие в боевых действиях, был призван в ряды Красной армии. Он даже участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Когда началась война с Финляндией, Александр Трифонович имел уже офицерское звание и служил спецкором военной газеты. В 1939 году в этой же газете было написано стихотворение «На привале». Как позже признавался сам писатель, образ Василия Теркина был придуман именно в этом году.
В 1946 году, как описывается в краткой биографии, Александр Твардовский пишет поэму «Дом у дороги», где рассказывает о трагических страницах Великой Отечественной войны. После этого последовала поэма «За далью – даль», где автор осуждает Сталина и период его правления.
За свою литературную деятельность Александр Твардовский был много раз награжден различными премиями. Так, за поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин» и «Дом у дороги» он получил Сталинскую премию. За поэму «За далью – даль» Александр Трифонович был награжден Ленинской премией. Были и другие награды в творческой биографии талантливого поэта.
После войны Александр Твардовский работал главным редактором журнала «Новый мир». Несколько лет в журнале печатали антисталинские произведения. Сам поэт в шестидесятые годы пишет поэму «По праву памяти», которая была опубликована только в 1987 году. Уже в поэме «Теркин на том свете» известный поэт меняет свое отношение к Сталину.
В это же время Александр Трифонович добивается разрешения в журнале «Новый мир» опубликовать рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Когда Хрущева сняли с должности Первого секретаря ЦК КПСС, против журнала и самого Твардовского была проведена компания. С поэтом и его журналом вел ожесточенную войну Главлит, который порой не пропускал в печать самые важные материалы.
Самого Твардовского не решались снять, но когда уволили его заместителей, то в 1970 году Александр Трифонович ушел сам. Многие сотрудники редакции последовали его примеру. Вскоре после этого события у Твардовского обнаружилась страшная болезнь. Уже восемнадцатого декабря 1971 года он умер от рака легких. Похоронен известный поэт в Москве на Новодевичьем кладбище. Во многих городах можно встретить улицы, названные в его честь.
В доме, где родился и провел детские годы известный и талантливый поэт, создан музей. Рядом с редакцией журнала «Новый мир», которому Александр Трифонович отдал много времени и сил, в 2013 году открыт памятник Александру Твардовскому.
Жизнь в Москве
После успешных публикаций Твардовский поехал за родными и перевез их в Смоленск. Они разместились в комнате Александра, а сам поэт поехал в Москву. Там он поступил в ИФЛИ — одно из лучших учебных заведений в те годы. Там работали лучшие умы гуманитарных наук, оттуда в будущем выпустятся следующие поэты:
- Семен Гудзенко.
- Давид Самойлов.
- Юрий Левитанский.
- Сергей Наровчатов.
В тот же год Александра Трифоновича и многих других писателей и поэтов наградили орденами Ленина. А в сентябре он был призван в армию, где принимал участие в присоединении Беларуси и Западной Украины.
С настоящей войной поэту пришлось встретиться в конце 1939 года на советско-финском фронте. Гибель товарищей глубоко потрясла его. В апреле следующего года его наградили орденом Красной Звезды. В 1941 году поэта нашла другая высокая награда — Сталинская премия.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная, Твардовского направили в Киев. Там он работал в газете «Красная Армия». В том же году у него родилась дочь Ольга. Семья в это время была в эвакуации. Твардовский часто писал родным, сообщал обо всех произошедших вещах.
Летом 1942 года Александра Трифоновича отправили в другую газету — «Красноармейская правда». Здесь поэт решил закончить произведение «Василий Теркин». Война повлияла на поэмы Твардовского: если раньше главный герой был фольклорным персонажем, то сейчас он стал обычным парнем. В конце лета 1942 вышли первые главы «Василия Теркина». Успех был оглушительным: портрет главного героя был близок многим военным, а фронтовики со всех концов страны слали письма и просили продолжить произведение.
В 1943 году Твардовский решил, что поэма окончена, но люди опять стали требовать продолжения. В итоге в произведении главный герой дошел до Германии, а последняя строчка была написана весенним утром 10 мая 1945 года.
До самых последних дней войны Александр Трифонович познавал все «прелести» военных дорог. Жил он на колесах, иногда ездил в Москву или Чистополь, чтобы навестить родных. В 1943 он освобождал Смоленщину наравне с остальными. Был период, когда он долго не получал письма от родственников, но ничего плохого не случилось.
Был он и в родном хуторе Загорье, который буквально испепелили. Далее была Беларусь, Эстония, Литва, Восточная Пруссия. День Победы он встретил, когда находился в Тапиау. Один из товарищей Твардовского вспоминал: «Салютовали из самых разных орудий, стреляли все, Александр Трифонович стрелял из нагана…».
Творчество Твардовского
Во время учебы он продолжал сочинять стихотворения, и вскоре из-под его пера вышли такие произведения как «Снег стает, отойдет земля», «Братья» и «Лес осенью».
С начала 30-х годов он переживал творческий подъем. Одна за одной печатались его поэмы и повести. В 1936 г. он издает поэму «Страна Муравия», в которой отображались все трудности и несчастья крестьян после Октябрьской революции.
Вслед за этим, были изданы еще несколько сборников его стихов.
Окончив 2 курса педагогического института в Смоленске, Александр Трифонович захотел поступить на 3-й курс Московского института истории, философии и литературы.
Творчество Твардовского получало все большее признание на территории Советского Союза. С данного времени у него не возникало никаких проблем с печатаньем своих сочинений.
В 1939 г., сразу же после окончания учебы, Александра Трифоновича призвали в армию.
За шесть лет службы, он прошел несколько войн, работая военным журналистом. Увидев и испытав на себе все тяготы фронтовой жизни, ему удалось собрать большой объем материала на военную тематику.
В результате, из-под его пера вышел сборник стихов «В снегах Финляндии». Одновременно с этим он написал бессмертную поэму «Василий Теркин», так полюбившуюся всем советским гражданам. На ее написание ушло около 4 лет.
После окончания войны в своих сочинениях он описывает людей, постепенно возвращающихся к нормальному укладу жизни.
Не давая себе времени на отдых, писатель долго и усердно трудится над поэмой «По праву памяти». В ней он в прямой и правдивой форме представляет читателю ужасы коллективизации, не забывая при этом упомянуть о примере своего отца.
Однако советская власть не могла допустить, чтобы данное произведение попало в руки обычных граждан, поэтому оно не было напечатано сразу, а несколько десятилетий пролежало на полке.
В 1947 г. он написал книгу, посвященную прошедшей войне и получившую название «Родина и чужбина».
Работы Твардовского были высоко оценены литераторами и отмечены разными почетными наградами. В 1939 г. ему присвоили орден Ленина, а в 1941 г. он удостоился Государственной премии СССР.
В 1961 г. Твардовский стал лауреатом Ленинской премии за поэму «За далью – даль».
В 1950-1954 гг. он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. В 1963-1968 гг. был вице-президентом Европейского сообщества писателей.
В течение 1950-1970 гг., являлся редактором в издательстве «Новый мир». Пожалуй, это было лучшее время его биографии.
Однако его жизнь нельзя назвать спокойной и комфортной, поскольку Твардовский далеко не всегда придерживался «правильных» взглядов.
Так, например, когда в 1961 г. он разместил в журнале повесть опального Солженицына «Один день Ивана Денисовича», он сразу же подвергся сильному давлению со стороны органов власти.
Это привело к тому, что в 1970 г. его уволили, а редакцию закрыли.
Свое увольнение Твардовский перенес тяжело и болезненно. Александр Трифонович стал жаловаться на здоровье и вскоре перенес инсульт.
По этой причине он решил на время оставить писательскую деятельность и немного отдохнуть у себя на даче в Подмосковье. Именно там ему было суждено прожить остаток жизни.
18 декабря 1971 года Твардовский скончался в поселке Красная Пахра в Московской области.
Он был женат на Марии Гореловой, которая родила ему 2 дочерей – Ольгу и Валентину. Можно смело утверждать, что Твардовский имел насыщенную, богатую и яркую биографию.
К слову сказать, самые интересные факты про Твардовского читайте здесь.
Понравился пост? Нажми любую кнопку: