Раскрытие проблем
Проблематика романа насыщена моральными, общественными и политическими вопросами. Все они являются актуальными и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:
- Жестокость. Во времена бунтов смерть вторгалась в город, погибали сотни граждан, но остальные люди со спокойствием проходили мимо трупов. Жертвы агрессии были нормальным явлением для глуповцев. Это общественное последствие деспотизма: если градоначальники безразлично относятся к безопасности жителей, то и они начнут безжалостно избавляться от себе подобных, поскольку человеческая жизнь ничего не стоит.
- Невежество. Народ не восставал против несправедливости и постоянной бедности, поскольку не знал, что может быть иначе. Людям не хватало образования, чтобы почувствовать необходимость свободы.
- Правительство и народ. Деспотизм не может появиться без рабства. Автор подчеркивает это, описывая призвание на княжение в начале произведения. Глуповцы добровольно передали себя на растерзание тиранам, при этом горожане постоянно поддерживали все причуды градоправителей. Раскрывая эту проблему, писатель возлагает всю ответственность за случившееся только на народ, который мог бы бороться с гнетом, но все равно слепо шел на поводу у власти.
Основной смысл романа состоит в том, чтобы в последующем оградить народ от потакания правителям и обличить их произвол, сокращая возможность волнений и подготавливая людей к значительным переменам в государственном и общественном строе страны. В этом и есть идея замысла писателя: выжечь сатирой все стороны жизни, мешающие развитию обычного народа.
Книга учит быть ответственными за свою судьбу. Наблюдая за градоправителями, удается увидеть все их недостатки, а также то, насколько ужасно они относятся к людям. Можно сделать соответствующий вывод: народ не должен допускать такого отношения к себе. Правительство необходимо критиковать и направлять на путь истинный, в противном случае оно превратится в бездушную машину.
Темы
Тематика этой антиутопии очень разнообразна: она затрагивает социально-политические и моральные вопросы.
- Тема народа в полной мере раскрыта автором со многих ракурсов. Сатирик убежден, что глуповцы, несмотря на все испытания, умели выстоять и даже бунтовать, когда их вынуждали делать это. Но жители тех мест своей порочностью ничуть не уступали градоначальникам, напротив, иногда даже предвосхищали их желания (вспомним Грустилова, который наткнулся на процессию из полуголых дев). Сами граждане захотели стать подданными, ведь не смогли организовать свою жизнь самостоятельно. Очевидно, что народ, отказавшийся от свободы по глупости, достоин правителя-деспота. И вот разрушительная деятельность тиранов сделала из города пустыню, а из людей – животных. Салтыков- Щедрин негативно оценивает бездействие народа в произведении, ведь автор — сторонник концепции: «Народ не должен боятся власти, власть должна бояться народа». Однако комическое и сильно преувеличенное поклонение градоначальникам, которое демонстрируют жители, идет вразрез с мнением сатирика. Несмотря на очевидную слабость и несправедливость власти, люди так и остаются бессловесными марионетками в руках вышестоящих. В образе народа автор высмеял покорность сограждан, которые не только терпят рабское ярмо, но и активно льстят начальникам, угождая малейшей прихоти господина.
- Тема нравственности. Герои «Истории одного города» с течением времени меняют свое отношение к морали, все больше развращаясь от влияния градоначальников (хотя сами они в древности отличались ужасными порядками). Если история с Фердыщенко и Аленкой сначала потрясла их, и люди были недовольны похождениями правителя с замужней женщиной, то при Дю Шарио они погрязли в сладострастии и вели себя в высшей степени непристойно. Так, автор проводит параллель между моральным обликом чиновника и народа, делая вывод, который можно уместить в поговорке: «Рыба гниет с головы». Если правитель демонстрирует легкомыслие, то и придворные будут повторять за ним.
- Тема ответственности. Правители ответственны перед народом и историей за то, что случилось при их правлении. Но, увы, эта простая истина чужда царизму, ведь суть монарха заключается в абсолютной и непогрешимой власти, которую нельзя критиковать, отчуждать и подвергать сомнению. В этом писатель видит недостаток царского режима правления, демонстрируя его во всей красе в «Истории одного города». Так, Негодяевы и Бородавкины бессовестно разоряют город своими необдуманными действиями, Брудастый и Прыщ и вовсе не способны отвечать за свои деяния, так как в прямом смысле не имеют мозгов, а Микаладзе и Грустилов просто развращают народ и используют его в целях удовлетворения собственных желаний.
- Тема исторической памяти. Летописец фиксировал события, происходящие в Глупове, но в его описании видна субъективная оценка. Он стремится оправдать многих исторических деятелей, тем самым перевирая историю и окрашивая ее в нужные ему оттенки. То есть до современников доходит не то, что было, а то, что видел и считал сам летописец.
- Тема природы. Только стихии противостоят мертвенной государственности, уничтожающей все живое. Например, голову Органчика задержали и испортили в пути силы природы, которые боролись против искусственного подавления людей. Естественные рефлексы побудили предводителя дворянства съесть голову Прыща. В финале конфликт достиг апогея, когда Угрюм-Бурчеев объявил войну реке и проиграл.
Анализ книги «История одного города» показывает, что это сатирический роман. Салтыков-Щедрин придерживается этого и в других своих произведениях. Любимый художественный прием автора:
Особенность произведения в том, что все персонажи считаются вымышленными, хотя выбранная форма — хроника — документальный фильм, составленный из реальных событий. Все описанное в романе кажется плодом больного воображения или кошмаром. Но если вдуматься, это и есть российская действительность, только под увеличительным стеклом.
Автор облекает реальность в вымышленную оболочку, и все же каждый читатель может понять, что подразумевается под тем или иным поступком мэра и кто скрывается за масками вымышленных персонажей. Литературное направление романа — реализм. Такой вывод можно сделать на основании того, что окружающая обстановка, события и персонажи описаны очень подробно и натуралистично.
Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина
В «Истории одного города» Салтыков-Центрин резко обличает пороки российского общества и критикует как народ, так и систему управления. Однако он подчеркнул, что на властях лежит большая ответственность, поскольку именно они должны создавать условия для того, чтобы люди жили лучше.
Краткий и полный анализ романа поможет студентам вникнуть в замысел автора и его художественные приемы.
Год написания — 1869, годы публикации — 1869-1870. История создания — Автор несколько раз возвращался к написанию романа о жизни людей в тисках абсолютизма. Жанр хроники позволил замаскировать критику власть имущих того времени с помощью исторического контекста. Жанр — сатирический/вымышленный роман. Направление — реализм с чертами фантастики. Основная идея: чтобы изменить существующую социально-экономическую систему, необходимо трезво взглянуть на проблемы России — от авторитарных правителей до «глупого» народа. Тема — Критика авторитарной системы и эксплуатации народа властями. Структура — Роман состоит из 15 глав; первая и последняя написаны человеком, нашедшим «Глуповскую летопись». Остальные 13 глав написаны четырьмя архивистами.
п.1. Тематика и проблематика
Тема 1: Отношения между властью и населением.
Тема: Произвол самодержавия возможен потому, что люди не знают своих прав, потому что их держат в состоянии безграмотности и невежества.
Тема 2: Функции и задачи истории.
Тема: Часто история не отображает реальные события и явления, а пишется так, чтобы избежать неприятных сторон жизни российского общества.
Тема: Терпение и покорность русского народа.
Тема: Терпение и беспрекословное повиновение русского народа властям связывало руки правителям городов и царям. Автор подчеркивает, что восхищаться этими качествами неразумно, так как они мешают людям освободиться от крепостного права, даже если крепостного права больше не существует.
Проблема 4: Кадровые проблемы в правительстве, отсутствие достойных лидеров.
Проблема: на руководящие должности назначались не лучшие люди, которые хотели и могли служить стране, а почти случайные люди, которых интересовало только личное обогащение.
п.2. Идея и пафос
В своем романе Салтыков-Щедрин называет город «Глуповым», а жителей — «глуповцами». Вместо того чтобы высмеивать русских, он указывает на то, что народ сам себя унизил, поставив себя в подчиненную, подвластную роль. Автор видел, что неразумно отдавать всю ответственность властям, в то время как власть сосредоточена в народе. Людям, управлявшим городом, порой не хватало лидерских качеств, морали и понимания экономических и социальных процессов. Так или иначе, критика автора затронула обе стороны — и народ, и толерантные власти.
Не все мэры из этого списка сохранились в хронике. Здесь представлены самые важные герои истории города. Когда два одинаковых мэра предстали перед всеми людьми, они поняли, что это самозванцы. Семен Константинович Двойкуров, при котором были вымощены две улицы и введены масло, горчица и лавровые листья. Академия не была построена вовремя. Петр Фердыщенко был бригадным генералом, большим любителем женского пола. Засуха, неурожаи, голод и пожары обрушились на город из-за его любовных похождений. Василиск Семенович Бородавкин — человек, который вел множество кампаний за Просвещение, а затем против него. Он боролся против собственного народа за посадку горчицы, персидской ромашки, фундаментов и создание Академии. Ксавери Микаладзе был правителем города, который поражал всех своей вежливостью и прекрасными манерами. Под его руководством люди жили лучше, чем раньше. Теофилакт Иринархович Беневоленский ночью разбросал по городу бумаги с законами, так как ему было запрещено их передавать. Его уличили в связи с Наполеоном и наказали за это. Иван Пантелеич Прыщ — начальник с набитой головой. При нем жителям Глопово жилось лучше всего, потому что он не вмешивался и никого не наказывал. Эраст Андреевич Грустилов — аллюзия на героя повести Карамзина «Бедная Лиза». Сентиментальный, чувствительный негодяй, при котором горожане перестали работать, забыли о духовности и стали поклоняться материализму. Позже он раскаялся и впал в сектантство. Гюм-Бурчеев — прототип тоталитарного социалистического лидера. Он пытался перевести жителей города на режим военной тюрьмы, разрушил город и попытался отвести реку.
Слайд 14 Границы города неопределённые, непонятные. То это
уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота (рассыльный прибывает в г.Глупов из Губернии; новый градоначальник тоже). То выясняется, что это город скорее губернский (в трактате Микаладзе встречаем фразы: «В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком. В другой губернии столь же рослые градоначальники»). То границы города расширены до пределов всей России («Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смешены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из-за этого выходили беспрестанные пререкания»).
Тематика и проблематика
Тема романа – столетняя история города Глупова – аллегории Российского государства. История города – это биографии градоначальников и описание их великих дел: взыскание недоимок, обложение данями, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, скорая езда на почтовых…
Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает проблему сущности истории, которую государству выгодно рассматривать как историю власти, а не историю соотечественников.
Современники обвиняли писателя в том, что он раскрыл якобы ложную сущность реформаторства, приводящего к ухудшению и усложнению жизни народа.
Демократа Салтыкова-Щедрина волновала проблема взаимоотношений человека и государства. Градоначальники, например, Бородавкин, считают, что смысл жизни живущих в государстве (не на земле!) «обывателей» — в пенсии (то есть в государственной выгоде). Салтыков-Щедрин понимает, что государство и обыватели живут сами по себе. Об этом писатель знал не понаслышке, сам некоторое время исполняя роль «градоначальника» (был вице-губернатором в Рязани и Твери).
Одна из проблем, которые волновали писателя, состояла в исследовании менталитета своих соотечественников, их национальных черт характера, влияющих на жизненную позицию и вызывающих «необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток веры в будущее».
Жизнь Салтыкова-Щедрина. Истоки политической и социальной сатиры его творчества
Родился Михаил Салтыков в имении Спас-Угол недалеко от Твери 15 января 1826 г. Отец был из обедневшего княжеского рода, а мать из состоятельной купеческой семьи, по натуре была человеком предприимчивым, занимающимся, в основном, приумножением немалого состояния, к детям относилась жестко и деспотично. Домашними учителями у Михаила были крепостной художник, священник, студент и гувернантка. Воспоминания о семейной жизни послужили основой для создания сюжетов и образов «Господ Головлевых» и «Пошехонской старины».
В 10 лет поступает в Московский дворянский институт, где был одним из первых учеников, спустя 2 года продолжил обучение в Царскосельском лицее, где начал сочинять стихи, по мнению преподавателей, содержания «неодобрительного». По лицейской традиции ежегодно среди выпускников выбирался «наследник Пушкина», Салтыков в 13 выпуске был удостоен этого звания. В лицейские годы появились его первые публикации.
В 1844 г. в Военном министерстве начинается его служба. В это время он посещает кружок Петрашевского, члены которого увлекались идеями французских социалистов, знакомится со многими литераторами, в том числе и с Белинским, сотрудничает в качестве рецензента с самыми популярными журналами. За публикации повестей «Противоречие» (1847г.) и «Запутанное дело» (1848 г.), в которых цензурой были усмотрены злонамеренные «идеи, потрясшие Западную Европу» революциями, был сослан канцелярским служащим в Вятку под строгий надзор местных властей. Несмотря на опалу, ему, благодаря своим деловым качествам, удалось продвинуться по службе, со временем он стал руководителем губернской канцелярии и чиновником по особым поручениям при губернаторе, т.е. его доверенным лицом. Именно в этом губернском городке Щедрин стал свидетелем «безобразий провинциальной жизни», казнокрадства, бюрократизма, взяточничества и очковтирательства среди чиновников. Впечатления вятской жизни будут отражены в «Губернских очерках» (1856г.), напечатанных в «Русском вестнике». После кончины Николая I, Салтыкову позволили покинуть Вятку. Поселившись в Петербурге, он служит в Министерстве внутренних дел. Тогда же вопреки воле практичной и деспотичной матери обвенчался с бесприданницей Елизаветой Болдиной, дочерью вятского губернатора, за что был лишен материальной поддержки семьи. Как чиновник, обладающий незаурядным административным опытом, был назначен вице-губернатором Рязанской, затем Тверской губерний. Принципиальный и неподкупный, он возбуждал уголовные дела против произвола помещиков, решительно боролся со злоупотреблениями и взяточничеством среди чиновников. В 1862 г. добровольно уходит со службы и начинает сотрудничать с журналом «Современник», после закрытия которого цензурным комитетом в 1866 г. возвращается к государственной службе, его назначают начальником Казенной палаты. В этой должности он служит в Пензе,Туле, Рязани, ревностно относясь к своим обязанностям, не допуская расхищения казенных средств. Из-за кляузничества, многочисленных доносов «притесняемых» им нечистых на руку чиновников и конфликтов с губернскими властями вынужден был в 1868 г. выйти в отставку, дослужившись до действительного статского советника. Теперь Салтыков-Щедрин отдавал все время литературной деятельности, проявил себя как талантливый журналист и издатель, работая в «Отечественных записках». По завещанию Некрасова стал после его смерти главным редактором и руководил редакцией журнала до его закрытия цензурой в 1884 г. Как писатель прославился своими сатирическими очерками, особое признание получили романы «История одного города», «Господа Головлевы». Из-за болезней последние годы часто проживал за границей. 28 апреля 1889 г. скончался, работая за письменным столом. Погребен В Петербурге на Волковом кладбище.
О чем произведение?
Писатель иносказательно передал историю России, которую оценивал критически. Жителей российской империи он назвал «глуповцами». Они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «Глуповской летописи». Данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». За свое невежество они были переименованы соответствующе.
Головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. И вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. Через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. Вместе с приобретенной властью люди основали город Глупов. Так писатель обозначил формирование Древней Руси и призвание Рюрика на княжение.
Сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. Так Салтыков-Щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой России.
Далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «Не потерплю!» и «Разорю!». Потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. Далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление Лжедмитрия и его последователей.
Воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. Это эпоха дворцовых переворотов, когда в Российской Империи правили одни женщины и интриги.
Семен Константинович Двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом Петра Первого, хоть данное предположение и идет вразрез с исторической хронологией. Но реформаторская деятельность и железная рука правителя очень уж похожи на характеристику императора.
Начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. Откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. Чередование непрекращающихся ошибок и поражений привело к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. В конце концов, последний правитель Угрюм-Бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.
Так же Нестор описал историю возникновения Руси в «Повести временных лет». Эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные русские правители? Писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.
Композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.
Слайд 42Откровение иоанна богослова Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь,
смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.
Художественное своеобразие
Салтыков-Щедрин мастерски меняет речь разных повествователей в романе. Издатель М.Е.Салтыков оговаривает, что исправил только «тяжёлый и устарелый слог» Летописца. В обращении к читателю последнего архивариуса летописца, чей труд был издан через 45 лет после написания, встречаются устаревшие слова высокого стиля: ежели, сей, таковой. Но издатель якобы не исправлял именно это обращение к читателям.
Всё обращение последнего летописца написано в лучших традициях ораторского искусства античности, содержит серию риторических вопросов, изобилует метафорами и сравнениями, в основном из древнего мира. В конце вступления летописец, следуя библейской традиции, широко распространённой на Руси, уничижает себя, называя «скудельным сосудом», а Глупов сравнивает с Римом, причём от сравнения Глупов выигрывает.
Аллегоричность текста – его основное свойство. Именно в подтексте прочитывается истинный замысел Салтыкова-Щедрина. Аллегорией пронизаны все пласты повествования. Основной приём создания художественного образа – это гротеск. Гротескные образы яркие и запоминающиеся (фаршированная голова или голова-органчик, обросшие шерстью глуповцы).
Салтыков-Щедрин не только широко использует фольклор (народные песни, пословицы и поговорки), но и создаёт подражания фольклорным жанрам, причём порой неотличимые от фольклора. Так рассказ о глупых выходках глуповцев напоминает небылицы или сказки о дураках. Своеобразны пословицы и афоризмы: «Такали мы, такали и протакали», «Несть глупости горшия, яко глупость».
-
«История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
-
«Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
-
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ
-
«Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина
-
«Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
-
«Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
-
«Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
-
«Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
-
«Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина
-
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание
-
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография
По произведению: «История одного города»
По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович
Творчество Салтыкова-Щедрина
Михаил Салтыков-Щедрин является одним из наиболее ярких представителей сатиры в русской литературе. Он обладал тонким чувством юмора и умел блестяще передавать его на бумаге.
Интересен факт, что именно им были придуманы такие выражения, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».
Один из самых популярных портретов писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина
После того, как Салтыков-Щедрин возвратился из ссылки в Петербург, он опубликовал сборник рассказов «Губернские очерки» под именем Николая Щедрина.
Стоит заметить, что даже после того, как он приобрел всероссийскую популярность, многие его почитатели будут вспоминать именно это произведение.
В своих рассказах Салтыков-Щедрин изобразил множество разных героев, которые, по его мнению, являлись яркими представителями русского народа.
В 1870 г. Салтыков-Щедрин написал один из наиболее известных рассказов в своей биографии – «История одного города».
Стоит заметить, что данное произведение изначально не было оценено по достоинству, поскольку в нем присутствовала масса аллегорий и необычных сравнений.
Некоторые критики даже обвинили Михаила Евграфовича в намеренном искажении исторических фактов. В рассказе были представлены простые люди разного ума и характера, которые беспрекословно подчинялись власти.
В скором времени из-под пера Салтыкова-Щедрина вышла очень интересная и глубокая по содержанию сказка «Премудрый пискарь». В ней рассказывалось о всего боящемся пискаре, который до самой смерти прожил в страхе и одиночестве.
Затем он начал работать редактором в издании «Отечественные записки», владельцем которого был Николай Некрасов. В этом журнале, помимо своих прямых обязанностей, Михаил Салтыков-Щедрин также публиковал собственные произведения.
В журнале впервые были опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов – стихотворения и повести Лермонтова, произведения Достоевского и Островского (см. интересные факты об Островском).
В 1880 г. Салтыков-Щедрин написал гениальный роман «Господа Головлевы». В нем рассказывалось о семье, которая всю сознательную жизнь думала только об увеличении своего капитала. В конечном счете это привело все семейство к духовному и моральному разложению.
Главные герои романа
Главными героями романа М.Е. Салтыкова-Щедрина являются градоначальники, вписанные в летопись Глупова, и сами глуповцы.
Глуповцы – собирательный образ русского народа. О глупости глуповцев ходят легенды. Никто не хочет быть правителем Глупова. В конце концов они находят того, который согласен возглавить город, но начинают понимать свою глупость и еще больше страдают от появления начальника. В каждой главе образ народа раскрывается с возрастающей иронией, которая переходит в гиперболу. Глуповцы любят власть, принимают правителей с благоговением и радостью. Они испытывают необходимость в начальнике, не обращая внимания на его внутренний и внешний облик. Так, глуповцы с радостью принимают в градоначальники итальянца, который заставляет всех готовить макароны, француза, любящего носить женскую одежду и есть лягушек.
Градоначальники Глупова:
- Брудастый по прозвищу «Органчик». В голове у Брудастого был механизм, позволявший ему говорить только одну фразу: «не потреплю», что не помешало ему составлять массу приказов и бумаг. Образ Брудастого символизирует ограниченность и глупость.
- Бородавкин был градоначальником дольше всех – почти 20 лет. Он воевал с населением за недоимки, сжег несколько деревень, чем добился дохода в несколько рублей. Бородавкин озеленил одну улицу, пытался строить академию, но построил тюрьму. К счастью жителей, внезапно умер.
- Прыщ – бывший военный. Пришел править, чтобы отдохнуть. За время правления Прыща жители неожиданно разбогатели, что их возмутило. Оказалось, что у градоначальника была фаршированная голова – ее в итоге съели.
- Двоекуров – работящий, энергичный деятель. Ввел в Глупове медоварение и пивоварение, издал указ об обязательном употреблении лаврового листа и горчицы. Пытался открыть академию. Наказывал горожан розгами. Умер своей смертью, чем и прославился.
- Угрюм-Бурчеев – обманщик, глупец, идиот. Помешан на военных действиях. Заставлял горожан носить форму, жить по распорядку и выполнять нелепые приказы. Разрушил старый город и построил новый. Градоначальник пропал во время непонятного природного явления.
- Фердыщенко правил спокойно и ровно 6 лет. Не имел большого ума, но имел отменный аппетит. В последний год правления совершал путешествие по окрестностям Глупова, объелся и умер.
Вятская ссылка
За 9 дней на лошадях Салтыков проделал более полутора тысяч километров. Почти весь путь писатель был в каком-то оцепенении, совершенно не понимая – куда и зачем он едет. 7 мая 1848 года тройка почтовых лошадей въехала в Вятку, и Салтыков понял, что нет никакой случайности или ошибки и в этом городе он будет находиться до тех пор, пока пожелает того государь.
Службу он начинает простым писцом. Писатель категорически не может смириться со своим положением. Он просит мать и брата похлопотать за него, пишет письма влиятельным друзьям в столицу. Все прошения родственников Николай I отклоняет. Но благодаря письмам влиятельных людей из Петербурга губернатор Вятки более пристально и доброжелательно приглядывается к ссыльному писателю. В ноябре того же года ему дают должность старшего чиновника особых поручений при губернаторе.
Салтыков проводит огромную работу, помогая губернатору. Приводит в порядок многие запутанные дела, требовательно относится к чиновникам.
В 1849 году составляет отчёт по губернии, который предоставляется не только министру, но и царю. Пишет прошение на отпуск в родные места. Снова отправляют прошение царю его родители. Но всё оказывается безуспешным. Может быть, даже и к лучшему. Потому что именно в это время проходят суды над петрашевцами, некоторые из которых закончились казнью. А Салтыков в конце мая по представлению губернатора становится правителем его канцелярии.
К началу 1850 года писатель получает поручение от самого министра внутренних дел – провести инвентаризацию недвижимого имущества городов Вятской губернии и подготовить свои соображения к улучшению общественных и хозяйственных дел. Салтыков сделал всё, что возможно. С августа 1850 года его назначают советником губернского правления.
В последующие годы сам Салтыков, его родные и друзья, вятские губернаторы (А.И.Середа и следующий за ним Н.Н.Семёнов), оренбургский генерал-губернатор В.А.Перовский и даже генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв обращались к царю с ходатайствами о смягчении участи Салтыкова, но Николай I был непреклонен.
За время вятской ссылки Михаил Евграфович подготовил и провёл сельскохозяйственную выставку, написал несколько годовых отчётов для губернаторов, провёл ряд серьёзных расследований по нарушениям законов. Он старался работать как можно больше, чтобы забывать окружающую его действительность и сплетни провинциальных чиновников. С 1852 года жить стало несколько легче, он влюбился в 15-летнию дочь вице-губернатора, которая позже станет его женой. Жизнь перестала представляться в сплошном чёрном цвете. Салтыков даже занялся переводами из Вивьена, Токвиля и Шерюеля. В апреле этого же года он получил звание коллежского асессора.
В 1853 году писателю удалось добиться небольшого отпуска в родные места. Приехав домой, он понимает, что родственные и дружеские связи во многом нарушены, и возвращения его из ссылки почти никто не ждёт.
18 февраля 1855 года умер Николай I. Но о Михаиле Евграфовиче никто не вспоминает. И только случай помогает ему получить разрешение на выезд из Вятки. В город по государственным делам прибывает семейство Ланских, глава которого был братом нового министра внутренних дел. Познакомившись с Салтыковым и, проникнувшись горячим сочувствием к его судьбе, Пётр Петрович пишет брату письмо с просьбой о заступничестве за писателя.
12 ноября Салтыков едет в очередную командировку по губернии. В этот же день министр внутренних дел выходит с докладом к императору о судьбе Салтыкова.
Александр II даёт высочайшее разрешение – Салтыкову жить и служить, где пожелает.
24 декабря 1855 года Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин выехал из Вятки в родные края.
Работа в МВД. «Губернские очерки»
В феврале следующего года писателя принимают на службу в Министерство внутренних дел, в июне – назначают при министре чиновником по особым поручениям и через месяц посылают в Тверскую и Владимирскую губернии для проверки работы комитетов ополчения. В министерстве в это время (1856-1858 года) также проводится большая работа по подготовке крестьянской реформы.
Впечатления о работе чиновников в провинции, часто не просто неэффективной, но и откровенно преступной, о неэффективности законов, регулирующих экономику деревни и откровенной невежественности местных «вершителей судеб» нашли своё блестящее отражения в «Губернских очерках» Салтыкова, опубликованных им в журнале «Русский вестник» в 1856-1857 годах под псевдонимом Щедрин. Имя его стало широко известным.
«Губернские очерки» выдержали несколько изданий и положили начало особому виду литературы, получившей название «обличительной». Но главным в них было не столько показ злоупотреблений на службе, сколько «обрисовка» особой психологии чиновников, как на службе, так и в быту.
Салтыков-Щедрин писал очерки в эпоху реформ Александра II, когда возродилась надежда интеллигенции на возможность глубинных преобразований в обществе и духовном мире человека. Писатель надеялся, что его обличительное произведение послужит борьбе с отсталостью и пороками общества, а значит поможет изменить жизнь к лучшему.