Письменность и летописание
Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.
Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.
Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.
О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.
В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.
Важным событием в развитии древнерусской культуры стало появление первых рукописных книг. Древнейшие из дошедших до нас русских книг — Новгородский кодекс (конец X в.), Остромирово Евангелие (1056-1057), составленное по распоряжению новгородского посадника Остромира, Изборник Святослава (1073). Они написаны уставом — чётким и ровным почерком, напоминающим современное печатное письмо. Текст начинался большой заглавной буквой, которую писали красными чернилами и украшали узорами — отсюда выражение «писать с красной строки». Листы книг сшивали, складывали между двумя дощечками, обтянутыми кожей, и переплетали. Основным материалом для написания книг служил пергамент. Книги считались роскошью, их цена могла превышать стоимость породистого коня.
Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.
Широкое распространение имела переводная литература, преимущественно религиозного содержания («Евангелие», «Псалтырь»), необходимая для повседневных богослужений. Но встречались и произведения светского характера, в частности «Александрия», повествовавшая о подвигах Александра Македонского, «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др.
Летописи — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, достаточно подробную запись исторических событий. Истоки русского летописания относятся к XI в., когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX в. Древнейшей из дошедших до нас летописей является «Повесть временных лет» (1113), которая создавалась в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Предположительно её автором мог быть монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Высоко ценятся историками Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, повествующие о Руси периода раздробленности.
Нестор (1056-1114) — монах Киево-Печерского монастыря. Наиболее известный древнерусский летописец. Первый составитель «Повести временных лет» — фундаментального произведения восточнославянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью.
Литература
Общий подъём Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. До трёх четвертей средневековых текстов — это христианские священные (Ветхий и Новый Завет) и богослужебные книги (требники, служебники, минеи, триоди, псалтыри), необходимые для совершения повседневного богослужения. Остальная литература — «четья» (предназначенная для чтения) прежде всего поучительная: сочинения отцов церкви, проповеди, поучения, послания и т. п.
Первым сохранившимся в истории автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал «Слово о Законе и Благодати», в котором изложил собственное понимание места Руси в мировой истории, подчёркивая её равноправие с Византией.
Первыми образцами исконно русской житийной литературы стали «Житие Феодосия Печерского» (80-е годы XI в.) и «Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (начало XII в.), также, вероятно, принадлежавшие перу монаха Нестора. Немалой популярностью пользовались хождения — жанр древнерусской литературы, описывавший путешествия паломников из Руси к святым для христиан местам.
«Поучение детям» Владимира Мономаха является примером мемуарной литературы. Хотя автор и касался в нём вопросов веры, однако главная идея этого произведения — создать идеал государственного деятеля, сочетающий в себе высокие нравственные и политические качества, необходимые для блага родной земли. Это произведение одновременно было и морально-философским обобщением, и автобиографией выдающегося государственного деятеля, и своеобразной исповедью перед смертью. Близким к «Поучению детям» по идейным мотивам были произведения «Слово» и «Моление», принадлежащие авторству Даниила Заточника.
Русская культура второй половины XIX века
Наука. | Живопись | Скульптура. | Архитектура. | Музыка. | Театр. |
География. Этнография.
Миклухо-Маклай, Пржевальский, Семёнов – Тян-Шанский; Математика. Чебышев, Ковалевская; Физика. Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио), Столетов (фотоэффект); Химия.Менделеев – (периодическая система), Бутлеров (основы органической химии). Летательные аппараты. Жуковский, Можайский, Циолковский Биология. Медицина. Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию, Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин. История. Соловьёв С., Костомаров, Ключевский. |
«Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи.
Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин. Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи. Шишкин: «Утро в сосновом бору», Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста» Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик», Левитан: «Март», «Золотая осень», Саврасов: «Грачи прилетели», Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны». Создание Третьяковской галереи.1898г.- «Мир искусства»: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. |
Шервуд: памятник-храм «Героям Плевны»,
Микешин, Опекушин «Тысячелетие России» Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак», «Нестор – летописец», «Ярослав Мудрый». |
Псевдорусский стиль:
Шервуд, Семёнов: Исторический музей, Чичагов: Городская дума |
1859г. – «Русское музыкальное общество» (Рубинштейн)
1866г.- Московская консерватория (Рубинштейн), «Могучая кучка»: Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев Римский – Корсаков, Стасов (критик) Бородин: «Князь Игорь», Мусоргский: «Борис Годунов», «Хованщина»; Римский – Корсаков: «Шахерезада», «Снегурочка» Чайковский: «Е.Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». |
Режиссёры:
Станиславский, Немирович -Данченко Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже. С. Мамонтов- меценат, предприниматель. |
Скачать можно, нажав Ctrl+S.
Рекомендуем:
Зодчество: древние соборы и храмы
Зодчество в Древней Руси, как искусство сооружения различных построек с соблюдением требований удобства и красоты, развилось уже у восточных славян. Основными материалами для постройки первых памятников культуры Древней Руси были дерево и камень.
Самым доступным для славян строительным материалом было дерево (строения возводятся из деревянных бревен). Дерево легко обрабатывать, нехватки в нем славяне никогда не испытывали (густые леса покрывали земли Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств). Из дерева строились избы крестьян, терема князя и бояр, крепостные стены. Традиционно все строения имели несколько ярусов, их украшали башенки и терема. Отдельные здания соединялись между собой переходами, клетями и сенями. Деревянное зодчество Древней Руси продолжило развиваться в 13-14 вв.
Первые значительные каменные строения появляются только к концу 10 в. В основном это храмы и крепости. Храмы древней Руси заслуживают особого внимания историков. В 989 г. Владимир Красное Солнышко закладывает фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Чтобы построить храм, князь выделил деньги из своей казны (десятую часть дохода), из-за чего церковь долгое время назвалась Десятинной. Она получилась по-настоящему грандиозной. Выстроили ее из кирпича, перемешанного с камнем. Для украшения использовали резной мрамор.
Каменное зодчество Древней Руси изначально имеет много общего с византийским. Свое собственное направление в этом виде искусства появляется лишь при Ярославе Мудром. Выстроенный при нем Софийский собор в Киеве носит отпечаток, как греческой, так и славянской культуры. Первый каменный храм Древней Русиимел форму многокупольной пирамиды. Изнутри он был богато декорирован фресками и мозаикой. Украшения были яркими, хорошо сочетались между собой. Основные мотивы – сюжеты из Библии, сцены обыденной жизни (ряженые, охота), изображения князя и его семьи.
В 11-12 веке камень используют повсеместно. Самым знаменитым строением того времени становится Софийский собор в Новгороде. Этот памятник русского зодчества удалось сохранить и в наши дни. Этот Новгородский храм Древней Руси имеет всего 5 куполов. Его стены известняковые, а внутренняя часть украшена фресками.
Первые храмы Древней Руси сосредоточили в себе несколько видов искусства – непосредственно зодчество, изобразительную живопись и обрядовость.
Истоки
Становление древнерусской культуры произошло вместе с объединением племён и образованием Российского государства в IX веке. Первоначально быт древних славян был связан с земледелием, скотоводством и обожествлением «Матушки-природы». Наши предки чтили языческих идолов. Они поклонялись богу солнца Ярило, покровителю поэзии Велесу, богу грома Перуну, «прародителю славян» Дажьбогу.
Языческий свадебный обряд.
Князь Владимир Святославович (в народе — Владимир Красное солнышко) изменил ход истории. В 988 году был совершён обряд крещения Руси. Тысячи русичей были вынуждены принять христианскую религию по воле правителя.
Архитектура
Деревянное строительство
Каменное зодчество пришло на Русь только в конце X века, до этого храмы строили из дерева. Их формы нашли отражение в более поздних образцах каменной церковной архитектуры, некоторые храмы были перестроены в камне без существенных изменений. Ни одной деревянной церкви того периода до нашего времени не сохранилось.
Каменное зодчество
Крестово-купольную композицию храмов на Русь принесли византийские мастера. Над зданием сооружали центральный купол, вокруг которого возводили меньшие купола. Центральный купол поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре столба.
Здание имело форму креста, перекрестье которого приходилось на подкупольное пространство. Восточная стена, где располагался алтарь, выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.
Притвор, нартекс, был расположен с западной стороны.
Самый старый из сохранившихся в своем первоначальном облике древнерусских храмов находится в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию князя Мстислава Владимировича в середине XI века. Одна из особенностей Спасо-Преображенского собора — тройные аркады в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами.
В конце 30-х — начале 50-х годов XI века по указанию великого князя киевского был возведен самый знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии. Огромный пятинефный собор имел тринадцать куполов, но позже его перестроили, и куполов стало меньше. Главный купол внутри и алтарь украшены мозаиками.
Основные периоды искусства Древней Руси
До принятия крещения восточные славяне были язычниками. Их представления этого периода обычно в науке характеризуются отдельно. Культура Древней Руси была христианской. В 988 году при великом киевском князе Владимире Святом Русь приняла крещение от константинопольской церкви. Достоверно известно, что задолго до этого важнейшего события в нашей стране были христиане. Влияние византийской культуры началось тоже уже в первые времена формирования государства с центром в Киеве. После крещения Руси это воздействие усилилось. Оно проявилось в разных сферах творчества.
Можно условно выделить два периода в искусстве восточных славян. Первый приходится на время с конца X до конца XI века, когда шел процесс активного восприятия византийской культурной традиции древнерусским народом. Второй период относится к XII–XIII векам. В науке он характеризуется как расцвет самобытного искусства с формированием общих черт культуры и специфических региональных особенностей.
После нашествия монголов, как правило, начинают говорить о новом этапе в истории. Культура Древней Руси обычно изучается по произведениям домонгольского времени. В первой половине XII века по принятой в науке периодизации произошел распад единого государства с центром в Киеве. Сформировались новые княжества. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Новгородское и Галицко-Волынское. Их культура имеет свои специфические особенности. Выросло значение новых городов: Владимира, Суздаля, Ростова, Новгорода и других. При этом основы духовной жизни народа оставались прежними. Поэтому при отсутствии политически единого государства и формировании разных княжеств на территории страны говорят о едином древнерусском искусстве.
Влияние религии на развитие культуры Руси
Крещение Руси в 988 году провел князь Владимир Святославович. При этом он долгое время был истинным язычником, что подтверждается словами Соловьева:
Владимир, понимая всю ущербность и упадочность состояния язычества, стремился найти новую религию, способную объединить народ русский. Постепенно Владимир пришел к мысли о замене языческой веры своего народа на одну из религий соседних народов.
К концу X века христианство было хорошо известно на Руси. Частые контакты с Константинополем позволяли оценить величие христианской религии и гражданственности. Те, кто бывал в Константинополе часто превозносили греческую веру, вернувшись домой. В те времена это были исключительно опытные странники, которые бывали и в странах Западной Европы, и на Востоке, они видели множество разных вер и обычаев. Поэтому их слова имели существенное значение, когда они говорили, что нигде им не нравилось так, как в Константинополе.
Владимир отправил послов в разные страны, чтобы они узнали какая из вер лучше подходит для Руси. Послов поразила особая красота и пышность богослужения в Византии.
В итоге выбор Владимира пал на христианство. Это определили объективные причины принятия христианства на Руси.
Отметим, что христианство и язычество имеют разные системы ценностных ориентаций:
- Язычество у всех народов олицетворяет природные силы и стихии, рождая множество богов – политеизм. При этом отсутствует понятие человеческой личности и ценности его, как индивида. Античная культура и пантеоны древнегреческих и древнеримских богов также не обладали этими качествами.
- Христианство дала веру и надежду каждому человеку, что ему поможет Бог, заступник и благодетель. Появилось понятие человеческой личности и ценности его души. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.
При этом для Руси был характерен синтез христианства и некоторых языческих традиций, в результате была сформирована уникальная система описания общественно одобряемых и осуждаемых действий, событий, явлений. Единообразное восприятие стало основой русской культуры и в будущем.
В христианстве заложена идея постоянного развития и совершенствования человека и общества, в православии, т.е. истинной вере, эта идея носит всеобъемлющий характер.
В целом, значение принятия христианства для Руси огромно, а влияние этого эпохального события сказалось на всех сферах жизни древнерусского общества.
В период IX–XIII веков произошла смена языческих верований и установление православных представлений о человеке, его роли, значимости, устройстве мира, жизни и т.д. С христианством появились ограничения, моральные и нравственные нормы, которые также нашли отражение в культуре Древней Руси.
Среди результатов влияния христианства в византийском варианте на культуру Древней Руси IX–XIII веков следует выделить следующие:
- установление новых политических, культурных и торговых связей со всеми странами христианского мира;
- толчок в развитии городской культуры;
- опора власти на религию как на социально-нормативный институт;
- создание на Руси великолепных образцов архитектуры и искусства;
- распространение письменности и книжности;
- появление летописей, школ;
- церковь стала инструментом централизации государства и создала идейные основы государственного управления (а позднее и самодержавия);
- установление традиционализма, как основы общественного развития;
- культурная замкнутость страны вследствие отторжения латинского и античного наследия;
- ориентация человека на духовные преобразования, самосовершенствование, приближение к христианским идеалам в ущерб ориентации на преобразующую деятельность.
Особенности развития культуры IX-XII вв.
- Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен.
- Она испытывала влияние кочевых народов, Византии, Западной Европы и Арабского Востока.
Славянское язычество
Спецификой язычества является характер его эволюции:
- поклонение злым и добрым духам, управлявшим стихиями (дуалистический анимизм);
- поклонение Роду (древнее земледельческое божество) и Рожаницам (божества благополучия и плодородия) — тенденция перехода к монотеизму;
- поклонение Перуну, т. е. складывание государственного культа княжеско‑дружинного бога войны.
На разных этапах язычества у славян существовало множество других божеств: Сварог, Даждьбог, Ярило, Хорс, Велес, Макошь (Мокошь) и др. Местом отправления культа служили капища, требища, храмы. Языческие жрецы (волхвы) совершали различные обряды, приносились жертвы.
Фольклор
Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве:
- устная народная поэзия (заговоры, заклинания, загадки, пословицы, поговорки, обрядовые песни);
- былинный эпос («старины») отражал нравственные идеалы народа, черты древнего быта и событий повседневной жизни.
Письменность и просвещение
До принятия христианства славяне использовали пиктографическое письмо («черты», «резы»), протокириллицу (запись славянских слов с помощью греческого алфавита). На рубеже IX-X вв. появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголического алфавита, созданного братьями‑миссионерами Кириллом и Мефодием.
Общественно‑политическая мысль и литература
Жанры формирующейся русской литературы:
- летописание: «Повесть временных лет» (не ранее 1113 г.);
- жития святых (агиографическая литература);
- публицистическое сочинение (политический трактат): «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона;
- поучения («Поучение» Владимира Мономаха);
- «хожения» (сочинение игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину).
Архитектура (зодчество)
Дохристианская Русь имела древнюю традицию деревянного зодчества, ведущая роль в котором принадлежала крепостному, жилищному и культовому строительству.
С принятием христианства развивается каменное зодчество. Основные черты: крестово‑купольный тип храма, световые барабаны, арки и традиции деревянного зодчества. В развитии техники каменного строительства ведущую роль играла византийская школа: Десятинная церковь в Киеве (конец X в.), Софийские соборы в Киеве и Новгороде (XI в.). Исконно национальными чертами русского зодчества в каменном строительстве были: ступенчатая пирамидальность, многоглавие, геометрический орнамент как декоративный элемент фасада.
Живопись
- монументальная живопись (мозаика, фреска): сочетание символического и светского смысла;
- станковая живопись (XI в.) — иконопись: иконографический канон, условность письма, плоскостное изображение, отсутствие светотени и др.
- книжные миниатюры («Остромирово евангелие», XI в.).
Древняя культура Киевской Руси создала систему общерусских ценностей, предопределивших развитие искусства отдельных русских земель в период феодальной раздробленности.
Памятники культуры Древней Руси
- Софийский собор в Киеве. Этот древний храм построили в 11 веке по приказу Ярослава Мудрого, который заложил его в честь победы над печенегами.
- Повесть временных лет. Древнейший литературный памятник культуры Киевской Руси, созданный в Киеве в начале 12 века. Несмотря на ограниченную достоверность, «Повесть временных лет» является бесценным источником информации о Древнерусском государстве.
- Спасо-Преображенский собор. Построен в Переславле-Залесском в середине 12 века по приказу Юрия Долгорукого.
Софийский собор в Киеве – один из самых известных архитектурных памятников культуры Древней Руси
- Золотые ворота во Владимире. Возведены в 1164 году по приказу князя Андрея Боголюбского. Использовались в качестве оборонительного сооружения и триумфальной арки.
- Церковь Покрова на Нерли. Выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества, построенный в середине 12 века.
- Софийский собор в Новгороде. Датирован серединой 11 века.
Появление письменности: первые книги, распространение грамотности
О появлении письменности на Руси известно еще до принятия христианства, но простые люди активно используют ее для своих нужд лишь ближе к началу X века. Создателями славянской азбуки становятся братья Кирилл и Мефодий. По имени первого из братьев, русский алфавит называют кириллицей.
Владимир Красное Солнышко приглашает на Русь, как священников, так и людей, способных обучить начаткам алфавита приближенных к нему людей, челядь. Грамотные люди, в основном монахи приезжают из Византии и Болгарии. По распоряжению князя при каждой большой церкви или монастыре открывают школы для обучения основам христианской веры, а также письму, чтению и счету. Благодаря тому, что учились на русском языке, количество грамотных удается повысить в короткие сроки. Но умевших читать и писать людей на Руси в 9 веке все еще остается намного меньше, чем тех, кто не умел написать даже свое собственное имя. Причиной повальной неграмотности становится элементарное отсутствие книг. Книги того времени пишутся от руки, привозятся издалека и стоят больших денег. Первая книга на Руси раннего периода – это Библия, но не в каждом церковном приходе она есть, других же книг не видят даже зажиточные граждане.
Пытаясь решить эту проблему, русские монахи немедля принимаются за перевод греческих и болгарских книг. На стоимость первых книг Древней Руси это не влияет, но их становится гораздо больше. При Ярославе Мудром грамотные люди появляются среди простых горожан. По заказу богатых купцов и князей все те же монахи делают книги на листах из телячьей кожи, иллюстрируя их миниатюрами и выписывая каждую букву по уставу.
В XI-XII веке большим спросом пользуются жизнеописания святых и исторические сочинения («Александрия» — самая первая книга на Руси, правдиво повествующая о жизни и подвигах Александра Македонского). Древнейшей из сохранившихся рукописных книг Руси считается «Новгородский псалтырь» (XI в). Все остальные были уничтожены еще при монголо-татарском нашествии.
До открытия женских монастырей девочек письму и чтению не обучали, но после появления такого монастыря в Киеве, стали учить и женскую половину населения. Это также способствует повышению грамотности и распространению письменности. Появляется новый вид общения – деловая переписка. Люди начинают переписываться друг с другом. Кожу для написания букв могут позволить себе не все, потому пользуются деревянными дощечками и берестой.
Литература
Искусство — это прежде всего способ осмысления окружающей действительности. И литература — один из тех его видов, который непосредственно связан с этим. Так в литературе Древней Руси появляются следующие жанры:
Повести — это своеобразные рассказы о минувших исторических событиях, с попыткой автора в них разобраться. Например, “Повесть о разорении Рязани Батыем”, повествует о том, как Батый, властитель Золотой орды, разорил рязанскую землю.
Хождения — это путешествия в разные земли с описанием мест. Например, известно “Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли”. Даниил в начале XII века совершил паломничество в Гробу Господню, что и описал в своем творении.
Летописи — это погодные записи событий с их характеристикой. Понятно, что автор излагал не только содержание источников, которые были в его распоряжении, но и свое авторское видение. Самый известный и основной летописный памятник — Повесть временных лет.
Слово — это попытка осмысления действительности, стремление дать ей объективную оценку, рассуждения автора на данную тему. Для подготовки к ЕГЭ по истории следует знать в первую очередь “Слово” первого митрополита Русской земли — Илариона,
“Слово” или “Моление” Даниила Заточника и пр.
Житие — это биография или автобиография того или иного исторического или церковного деятеля.
Национальные особенности культуры Киевской Руси
Древнерусская культура развивалась не самостоятельно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних стран и народов и подчинялась всем стандартам развития культуры Средних Веков, которые были присущими для евразийской цивилизации.
Как и любая культура, она имела свои национально-культурные особенности:
- Сильное влияние на культурную жизнь со стороны религии, которая определяла общие нравы общества, а именно мировоззрение людей о власти, времени и т.д.;
- Огромное влияние на развитие культуры Киевской Руси оказало иноземное воздействие (византийское, скандинавское, позже монголо-татарское), что значительно отягощало процесс самобытности и самостоятельности;
- Синтез между языческими культурами древних племен. Культура Руси развивалась на базе многовековой истории культуры восточных славян. Соответственно, именно эпоха славянской древности стала началом зарождения русской духовности, языка и культуры в целом;
- Влияние христианской культуры Византии. Крещение Киева в 988 году открыло для Киевской Руси более широкие перспективы для укрепления контакта с Европой, что, в свою очередь, послужило мощным импульсом для развития культуры в целом.
- Деление культуры на две группы — элитарную (входили высшие слои общества, которые имели более высокий уровень образования) и народную культуру (фольклор, мифы, сказки, былины, песни и пр.);
- В период раздробленности самобытные княжества начинают развивать самостоятельно свою культуру (у каждого появляется свой архитектурный стиль и т.д.), но общие культурные ценности сохраняются (религия, язык и пр.). Огромный удар на культуру Древней Руси нанесло монгольское нашествие.
Письменность, просвещение
Создание азбуки
Славянская письменность была создана в середине IX века греками братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Они разработали славянскую азбуку и начали перевод Библии. Один из диалектов древнеболгарского языка стал официальным языком богослужений и славянской литературы.
Глаголица, кириллица
Филологи считают, что Кирилл создал именно глаголицу.
Позже один из последователей Мефодия составил другой алфавит, которым мы пользуемся сейчас, и спустя какое-то время именно этот алфавит стали называть кириллицей.
В «Повести временных лет» говорится о «переложении книг», состоявшемся, видимо, между сентябрем 893 года и маем 894 года. Вероятно, в это время глаголица и была заменена на кириллицу.
Буквы глаголицы созданы специально для священных книг: буква «а» похожа на крест, начертания других букв напоминают или крест, или треугольник, символ Троицы, или круг, символизирующий вечность. Кириллица — это греческий алфавит с дополнительными символами для звуков, отсутствующих в греческом языке. В том алфавите, которым мы пользуемся сейчас, добавились только три буквы, й, е и э, исчезло намного больше.