Введение.
Во второй половине 12 в. произошел окончательный распад Киевского государства. Возник ряд феодальных княжеств, оспаривавших друг у друга первенство. Прогрессивное значение этого периода заключается в росте ряда местных очагов культуры. Вместе с тем, несмотря на княжеские раздоры и постоянные междоусобные войны, народ живо ощущал свою общность.
Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где самостоятельно развивались живопись, архитектура, прикладное искусство, обладало многими общими чертами. Больше того, искусство отдельных областей подчас гораздо более ярко, чем это было в 11 в., утверждало единство художественной культуры. Не случайно именно во второй половине 12 в. возникло самое замечательное литературное произведение Древней Руси — «Слово о полку Игореве», в котором общерусские общественные, эстетические и нравственные идеалы выражены в глубоко поэтических формах.
Искусству Новгорода принадлежит одно из почетных мест в культуре Руси второй половины 12 — начала 13 в. Оно претерпело серьезные изменения после восстания 1136 г., в результате которого Новгород превратился в богатую и сильную республику во главе с Советом господ, состоявшим из наиболее именитых бояр и богатых купцов. Власть князя была ограничена: он не имел права владеть новгородскими землями и полностью зависел от веча. Немаловажную роль играли в Новгороде ремесленники, противостоявшие боярству; они существенно влияли на политику Новгорода, на его культуру и искусство. Со временем стала независимой новгородская церковь. Архиепископа избирали новгородцы из местного духовенства, и лишь для рукоположения он отправлялся к митрополиту в Киев. Своеобразие общественной жизни Новгорода определило демократичность его культуры и искусства.
Храмы Новгорода.
После завершения строительства Святой Софии (середина XI в.) в Новгороде лет 50 не возводили монументальных зданий. Однако в XII в., с укреплением новгородских вольностей, здесь строят сразу несколько каменных храмов. Они выглядят приземистыми, почти не имеют украшений. Кажется, будто их лепили прямо руками, приделывая к основному кубу сильно выступающую апсиду, оставляя неровности и шероховатости кладки стен.
В таком стиле были построены собор Рождества Богородицы в монастыре Антония Римлянина, Георгиевский (Юрьевский) собор Юрьева монастыря, небольшая церковь Иоанна Предтечи на Опоках, церковь Пятницы на торгу.
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
Просвещение. Литература
В этот период на Руси продолжило свой путь просвещение и книжное дело, распространялась грамотность и образованность, которую поддерживали княжеские дворцы, монастыри, торговые города. Детей начинали обучать с семи лет чтению, а позже – письму. При раскопках Великого Новгорода было найдено большое количество берестяных рукописей, относящихся этому периоду.
С переходом на бумагу дало возможность книгам стать доступнее, что повлияло на рост библиотек к $15$ в. До нашего времени дошло только около $600$ книг, остальные были уничтожены нашествием. К памятнику литературы того времени относится «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, который совершил путешествие по Волге, Каспию в Персию и далее в Индию.
К ведущему жанру данного периода относится воинская повесть. Весьма патриотично изложена «Повесть о разорении Рязани Батаем», «Слово о погибели Русской Земли».
Литература несла в себе и общую идею культурного и политического единения русских земель, повышая рост национального самосознания и стремления к единому централизованному государству. К этим произведениям относятся циклы о победе на Куликовом поле, «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщина».
Особенности культуры Древней Руси в IX-XII вв.
IX-XII вв. – это период становления и расцвета Киевской Руси. В это время происходит переход от патриархальных к раннефеодальным отношениям. По своему типу развития Русь была близка к европейским странам, однако, под влиянием климатических особенностей и ряда других факторов у русской культуры сформировались определенные, только ей свойственные черты.
Отличительной особенностью Киевской Руси того периода являлось большое количество городов. Сначала города возникали как центры ремесла и торговли, но со временем они становились центрами культуры. В городах развивалась оборонительная архитектура. Сначала архитектурные сооружения были деревянными, а потом стали каменными.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Города превращались в центры художественных ремесел. Там получили развитие ювелирное ремесло, золототкачества, искусная ковка и др. Изделия русских мастеров в технике перегородчатой эмали, скани и черни получили мировую известность.
Развитие торговли способствовало и культурному обмену. Культура Древней Руси развивалась под влияние византийской, западноевропейской и другими цивилизациями.
На Руси начинает распространяться христианство. Этому способствовало создание в конце IX в. православными проповедниками Кириллом и Мефодием новой славянской азбуки, удобной для перевода греческих христианских текстов.
После принятия христианства в 988 году Русь стала наследницей античной культуры.
По инициативе князя Владимира на Руси зарождается школьное образование. Появляются школы. Детей стали обучать грамоте и чтению.
Получили развитие церковная литература и книжное искусство.
С XII в. широкую известность получают исторические сочинения переводного характера, в первую очередь византийские исторические трактаты.
В X-XI вв. оформляется летописание, ставшее самым важным из оригинальных жанров светской литературы в Киевской Руси.
Самая ранняя из сохранившихся летописей «Повесть временных лет» датируется началом XII века.
Процесс христианизации Руси привел к активному церковному строительству. Дошедшие до наших времен каменные храмы представляют прекрасные образцы зодчества Древней Руси. Это Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Церковь Покрова на Нерли и др. Внутри эти соборы украшены фресками и мозаиками.
Рисунок 1. Софийский собор в Новгороде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Получило развитие музыкальное искусство. Церковное хоровое пение заложило основы знаменитого русского распева. Для записи музыки были придуманы ноты. Развивалось и танцевальное искусство.
Таким образом, в IX-XII вв. на основе традиций христианско-византийской культуры идет процесс формирования русской культуры.
Архитектура
При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве. Городские и сельские жители обитали в полуземлянках с земляным полом или деревянных избах. Князья и бояре жили в теремах.
Крещение Руси (988 г.) дало толчок активному строительству культовых сооружений. Наиболее распространёнными на Руси стали заимствованные у Византии храмы крестово-купольного типа, тогда как в Западной Европе доминировали базилики. Основой крестовокупольного храма были четыре или более массивных опор — «столпов», связанных арками. Они образовывали крест, а их соединение через систему «парусов» служило основанием светового барабана, завершавшегося полусферой-куполом. Для строительства храмов использовали плоский кирпич — плинфу.
Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому вскоре после крещения Руси начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуне, и возведённая в 996 г. двадцатипятиглавая Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время монгольского нашествия.
Со временем древнерусская культура строительства стала всё больше отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.
Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор в Киеве — возведён в 1037 г., согласно преданию, на месте, где состоялся окончательный разгром печенегов. Он уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.
Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены также в годы княжения Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода (1050-е) и Полоцка, Спасо- Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.
Литература Древней Руси
Древнерусская литература разделена на два этапа:
- Как часть культуры Древней Руси. Литература была неотъемлема от единения ключевых старославянских городов – Киева и Новгорода, в IX–XII вв.
- Развитие литературы в исконно русских городских центрах – Муром, Псков, Суздаль, Владимир, Полоцк. В то же время она претерпевала нововведения и обычаи.
Религия оказывала масштабное влияние на изложение мыслей авторов, написание литературных произведений. Писатели выражали свои идеи и смотрели на вещи через призму религиозного христианства. Правда, книги могли приобретать только состоятельные люди.
Фольклор и устная поэзия являлись одной из частей культуры. Благодаря этому течению в творчестве, из уст в уста передавались послания от минувших поколений к нынешним, черпалась информация.
Культура Древней Руси в первой половине XII – начале XIII века
В XII-XIII вв. в Древней Руси сложилось несколько культурных центров – в Новгороде, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче. Процесс развития культуры продолжался и в Киеве, несмотря на то, что город уже не был главным центром Руси, и в Чернигове.
Если в культуре Киевской Руси исконно русского, самобытного, было немного, то в период феодальной раздробленности происходит синтез византийской и русской культур.
Еще одна особенность культуры того периода – это формирование удельных художественных школ, как в архитектуре и в живописи.
Несмотря на раздробленность русских земель в духовной жизни сохранились общие черты и единые стили.
Архитектура XII-XIII вв. отличается от более раннего периода менее масштабными сооружениями и в то же время красотой форм и незамысловатой отделкой.
К архитектурны шедеврам того времени относятся Георгиевский собор, церковь Спаса на Нередице, собор Антониева монастыря (новгородское зодчество).
В Новгородских и Владимиро-Суздальских землях были широко распространены фрески – росписи по сырой штукатурке. Такие фрески можно увидеть в церкви Спаса на Нередице, Дмитровском соборе.
В период феодальной раздробленности появляются такие шедевры иконописи, как «Боголюбская богоматерь», «Ярославская Оранта», «Спас Нерукотворный» и другие.
Развивается ремесло. В XII-XIII вв. распространяются такие техники, как скань, зернь, филигрань и чернь. Древнерусские ювелиры создавали удивительно красивые украшения. Их делали из золотых, серебряных проволок и шариков.
После вторжения орды Батыя на Русь многие виды ремесла были утрачены, так как многие мастера были угнаны в рабство.
Активно развивалась наука. В Древней Руси переводились книги об устройстве мира и человека, накапливаются научные знания по математике, физике, химии и географии и медицине.
Несмотря на политическую раздробленность, уровень развития русской культуры был довольно высоким. Впоследствии ее развитию помешало монголо-татарское нашествие.
«Культура русских земель в XII-XV вв.»
Домонгольский период XII—XIII вв.
Литература. В развитии литературного процесса наметилось несколько направлений.
1. Летописание приобрело местный характер. Особенным богатством языка отличались Киевская и Галицкая летописи. 2. Популярным стал жанр слова (речи). Наиболее известный литературный памятник Руси XII в. — «Слово о полку Игореве». Его содержание проникнуто сознанием необходимости единения Русской земли, прекращения братоубийственных распрей и междоусобиц. 3. Были созданы памятники дворянской общественной мысли («Поучение Владимира Мономаха»). 4. Продолжало развиваться устное народное творчество (былины, песни). Героями произведений были Василий Буслаев, Садко.
Архитектура. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Происходит постепенное замещение мозаик фресками. Создаются великолепные образцы белокаменной архитектуры: Дмитриевский собор, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли, княжеский замок в Боголюбове. Эти постройки отличают изысканность, стройность, ясность, устремлённость ввысь, богатый декор стен.
Изобразительное искусство. Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой, резьбой по камню и дереву. Изображения должны были соответствовать канонам; в искусство местных школ стали активно проникать элементы народной культуры. Наиболее известные иконы: «Боголюбская Богоматерь» (середина XI в.); «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (конец XI в.); «Дмитрий Солунский» (конец XII в.).
Период ордынского ига XIV—XV вв.
Литература. Первым памятником художественной литературы после монголо-татарского нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». Призыв к самопожертвованию содержится в произведениях «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском». Откликом на Куликовскую битву стали «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др. В XV в. Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, который перенёс центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря. В этот период были написаны Житие Стефана Пермского и Житие Дмитрия Донского.
Архитектура. Одним из крупнейших центров развития архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Во время правления Дмитрия Донского был возведён белокаменный Кремль в Москве, в окрестностях города построены Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде.
Изобразительное искусство. Период конца XIV — начала XV в. стал золотым веком иконописи. В это время творили выдающиеся художники Феофан Грек и Андрей Рублёв. Феофаном Греком созданы фресковые росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.
Конспект урока по Истории России «Культура русских земель в XII-XV вв.».
Следующая тема: «».
Формирование культуры
Благодаря своему географическому положению Киевская Русь испытывала влияние разных стран Запада и Востока. Особенно тесными были культурные контакты с Византией, на тот момент наиболее развитой и просвещенной цивилизацией.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Связь Византии и Руси усилилась после принятия славянами христианства
Но важно учитывать, что проникновение византийской культуры не было насильственным, ее традиции и достижения творчески перерабатывались славянами и вплетались в местные языческие культы, обретая национальное своеобразие
Живопись
Замечание 3
Живопись $13$-$15$ вв. было представлено в виде продолжения линии искусства в домонгольский этап Руси. Из-за изоляции Руси от Византии и феодальная раздробленность появился большой импульс для роста областных особенностей искусства. Так возниклы школы живописи:
- ростовская,
- новгородская,
- тверская,
- московская,
- псковская,
- вологодская.
В $14$ веке отмечен расцвет монументальной живопись в Новгороде, на которую повлиял выдающийся живописец Феофан Грек. К его творению относится роспись церкви Спаса на Ильине.
В героических и отважных условиях борьбы от завоевателей, русская культура смогла пережить трудности и настроить русское национальное самосознание на путь освобождения, объединения.
Ремесло
Славилась Древняя Русь и своими ремёслами. По подсчётам историков, в домонгольский период ремесленниками было уже освоено свыше 60 различных специализаций. В домах горожан нередко располагались кожевенные, ювелирные, ткацкие и прочие мастерские. Во всей Европе пользовались спросом изделия русских кузнецов: замки, самозатачивающиеся ножи и др. Также ремесленники занимались литьём колоколов, изготовлением стекла. С середины X в. получило широкое распространение производство кирпича — плинфы, пользовалась популярностью многоцветная керамика, совершенствовалась обработка дерева и кожи. Славились древнерусские ремесленники и как высококлассные мастера по изготовлению оружия (мечи, сабли, копья) и доспехов (кольчуги, шлемы, щиты). В XII в. оружейники уже освоили производство арбалетов с гранёными стрелами.
Архитектура и иконопись
В период раздробленности общерусская культура не только не утратила единые национальные черты, но и обогатилась, став разнообразнее. Так, например, приземистая и лаконичная новгородская архитектура резко отличается от изящных, покрытых кружевом каменной резьбы храмов Владимиро-Суздальского княжества.
Типичный образец новгородской архитектуры — церковь Спаса на Нередице (1198 г.) под Новгородом. Почти квадратный, с мощными, далеко выступающими апсидами (алтарными выступами), с широким барабаном, увенчанным шлемовидным куполом, этот храм снаружи почти не украшен. Он будто выражает характер новгородского купечества — прочный, основательный, без излишеств. Сравним его с однокупольным храмом Владимиро-Суздальской земли — церковью Покрова на Нерли (1165 г.). Стоящая на месте слияния рек Клязьма и Нерль, белокаменная церковь будто устремлена в небо. Её стройность подчеркивают вертикальные линии колонн и декоративных элементов, узкие стрельчатые окна. Изящная белокаменная резьба дробит поверхность белых стен, придавая храму лёгкость, почти воздушность.
Церковь Спаса
на Нередице.
1198 г.
г. Новгород
Богатейшей белокаменной резьбой покрыт Дмитровский собор во Владимире (1194—1197 гг.). В нем нет женственной изящности церкви Покрова — Дмитровский собор поражает величественностью и строгостью форм. Резные растительные орнаменты на стенах храма переплетаются с образами экзотических или фантастических животных: львов, грифонов, фениксов. Вместе с тем резчики вписали в это убранство изображения библейского Давида и Александра Македонского. На обращённом к городу фасаде изображён князь Всеволод Большое Гнездо со своими отпрысками перед коленопреклонённым народом. Так создатели храма выказали почтение заказчику строительства.
Удельные княжества того периода, как правило, не блистали особой архитектурой. Удельные заказчики строительства не могли тягаться с великокняжескими богатствами былых времен, вложенными в постройку величественных соборов Киевской Руси. Но владимирские князья могли позволить себе такие расходы. Желая затмить Киевский и Новгородский храмы Софии, Андрей Боголюбский возводит просторный и нарядный Успенский собор (1158—1161 гг.) во Владимире. Этот однокупольный храм в первоначальном виде простоял недолго. В 1185 г. он сильно пострадал от пожара. Но при Всеволоде Большое Гнездо собор был восстановлен и перестроен. Старое здание по периметру обнесли новыми стенами и добавили ещё четыре купола. Во время пожара в Успенском соборе произошло чудо — икона Владимирской Богоматери, написанная, по преданию, ещё евангелистом Лукой с самой Св. Марии, не пострадала. Икона была подарена константинопольским патриархом Юрию Долгорукому. Святыня хранилась в Киеве, откуда Андрей Боголюбский перевёз её сначала в Вышгород, а потом в Успенский собор Владимира.
Рельеф на фасаде Дмитровского собора: Царь Давид
Рельеф на фасаде Дмитровского собора: сказочный кот на дереве
Рельеф на фасаде Дмитровского собора: князь Всеволод Большое
Гнездо с сыном
В 50—60-е гг. XII в. Владимир окружают крепостными деревянными стенами с белокаменными надвратными башнями, самая красивая из которых открывала главный въезд в город — Золотые ворота (1164 г.).
Архитектура Галицко-Волынского княжества испытывает влияние европейской архитектуры и представляет собой наслоение романского стиля на традиционно русскую конструкцию храмов. Таковы храм Иоанна Крестителя в Перемышле и Успенский собор в Галиче (сер. XII в.).
Золотые ворота.
1164 г.
г. Владимир
Успенский собор.
1158—1161 гг.
г. Владимир
Ангел Златые Власы.
Икона XII в.
Стремительно развивается живопись, формируются местные школы иконописи. Шедевр того времени — новгородская икона Ангел Златые Власы (XII в.) Несмотря на явное византийское влияние, икона несёт в себе черты зарождающейся новгородской иконописной школы.
Зодчество
Наиболее зримо местные культурные традиции проявились в архитектуре. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиросуздальским художественным школам. При этом всё строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.
Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж. Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге.
Чем собор отличается от церкви? |
В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия. Неизвестные зодчие поставили храм на самом берегу Волхова, на виду проплывавших мимо купеческих и рыбацких ладей. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.
В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник — церковь Спаса на Нере- дице. Церковь была расписана фресками. На одной из них изображён князь Ярослав — отец Александра Невского.
Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимире-Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчёркнутой пышностью и торжественностью.
В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведён Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно — на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.
При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры — неповторимый по своей утончённости храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалёку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота её архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.
Почему храм Покрова на Нерли считается выдающимся произведением искусства? |
Литература
Азбука, письменность, книга стали для славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали внимания книжников. Фольклорные лирические песни существовали издревле, но их не записывали.
Авторы
Древнерусские книжники редко указывали на рукописях свое имя. Они считали себя лишь исполнителями божественной воли, излагающими события с чьих-то слов или переписывающими чужие мудрые мысли. Как правило, авторы упоминали свои имена, только чтобы придать повествованию достоверность: например, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого.
Сначала христианские тексты просто переводили, формирование собственной литературной традиции происходило очень медленно. При переписывании тексты перерабатывали: исключали или вставляли какие-то фразы или эпизоды, иногда идеи и оценки первоначального автора заменяли на противоположные. Варианты одного произведения, существенно отличающиеся друг от друга, исследователи называют списками или редакциями.
Перу митрополита Иллариона, сподвижника великого князя Ярослава, принадлежит «Слово о законе и благодати» — первое богословское произведение Киевской Руси. В нем митрополит утверждал идею независимости и полноправности Руси в Европе, используя в качестве аргументов библейские сюжеты.
Князь Владимир Мономах написал «Поучение», ценнейший источник по военной истории и первый памятник военно-мемуарного жанра, а также наставление по обучению и воспитанию будущего полководца и воина. В своих воззрениях на воспитание будущих князей Мономах на первое место ставил воспитание нравственное, завещая детям и внукам быть справедливыми и милосердными, не лениться, вести жизнь честную, достойную защитника отечества.
Произведения
Начало XII века, эпоха Владимира Мономаха, было временем расцвета литературы и искусства на Руси. Появились такие литературные произведения, как древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», «Хождение» игумена Даниила о путешествии в Палестину, многочисленные повести и сочинения религиозного содержания.
Слово «летопись» происходит от древнерусского слова «лето» — год. Из года в год ученые люди в монастырях или при княжеских дворах записывали события, казавшиеся им важными. Древние тексты много раз переписывали и добавляли к ним рассказы о более поздних событиях, а также народные сказания.
Лишь немногие летописи сохранились до нашего времени. Известно, например, что в 1382 году в Москве сгорели тысячи книг, привезенных из монастырей.
Самая древняя из сохранившихся летописей написана в 1377 году на пергаменте — обработанной телячьей коже. Она называется Лаврентьевской, по имени переписчика. В нее входит «Повесть временных лет», созданная в начале ХII века. Большинство ученых считают составителем «Повести» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Он же написал «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия», основателя Киево-Печерского монастыря.
В «Повести временных лет» Нестор объединил рассказы древних старцев, документы княжеского архива, жития святых, иноземные хроники и народные сказания, а также собственные впечатления от событий, очевидцем которых был. С первых строк он начинает рассказывать о расселении народов, о разделении их на семьдесят два языка, и далее излагает события Библии, выводя из них происхождение славян.
Таким образом историю славян и Руси Нестор вписал в историю всемирную, где славяне заняли свое место среди прочих народностей. В характеристиках князей и описании их походов заметно влияние дружинных песен, прославлявших героев.
«Слово о полку Игореве» создавалось как произведение уже отмиравшего устного эпоса. Оно в художественной форме излагает историю неудачного похода князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. Композиционно произведение делится на три примерно равные части, в свою очередь делящиеся на три. Филологи находят в композиции и образной системе текста влияние героического эпоса, в особенности скандинавского. Например, в образе древа видят соединение вышнего и реального миров, а белку, бегающую по нему, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавских мифов.