История образования древнерусской литературы

История возникновения

Древняя литература обладает интересной историей возникновения. В своем развитии русское направление прошло несколько последовательных этапов, каждый из которых был весьма интересным.

Ранний феодальный период

Появление древнерусской литературы тесно связывают с формированием государства, которое возникло на фоне длительного деления общинного родового строя восточнославянских народностей. Все это нашло отражение в творчестве того времени.

Предпосылки

Почему же появилась древнерусская литература? Она имеет несколько предпосылок возникновения. Дело в том, что восточнославянские племена перешли к феодальному строю, миновав рабовладение. В созданной системе общественных отношений меньшинство управляло большинством.

Чтобы дать идеологическое объяснение этому, язычества и устного народного творчества было мало. По мере развития экономических, торговых и политических связей все больше возникала потребность в новой письменности. Именно она должна была стать причиной появления литературы.

Кирилл и Мефодий

Важным историческим событием, которое повлияло на создание древнерусской литературы, стало открытие азбуки Кириллом и Мефодием. Это произошло в 863 году. В конце девятого века в древней Болгарии наблюдался расцвет культуры. В тот период появилось много известных писателей. Созданные ими произведения оказали значительное влияние на формирование литературного творчества в Древней Руси.

Устное народное творчество

Источником появления множества произведений стало устное народное творчество. «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» были созданы в четком соответствии с народными традициями.

Принятие христианства

Чтобы лучше разобраться в истории древнерусской литературы, стоит обратиться к 988 году. Это официальная дата принятия христианства на Руси. Древняя Русь использовала в качестве церковного литературного языка древнеславянский. При этом обогащение речи было связано с развитием устного народного творчества.

В середине одиннадцатого века появилось много искусных переводчиков, которые переводили словенский язык греческих книг. Также на развитие древнерусской литературы значительное влияние оказали монастыри. К примеру, Киево-Печерский монастырь стал настоящим очагом христианской культуры.

Переводные книги

Одной из первых на русский язык перевели Библию, которая считается священной книгой всех христиан. По ней детей обучали грамоте и постигали азы веры. Также весьма распространены были описания жизни святых – в частности, книга Епифания Премудрого.

В качестве примера стоит привести роман о жизни Александра Македонского под названием «Александрия».

В период двенадцатого по семнадцатое столетие одной из самых популярных книг стал переводной сборник «Пчела». Его составил византийский монах Антоний. Сборник состоял из 70 разделов. Он включал 2,5 тысячи цитат античных философов и писателей. Они были посвящены самым разным темам. Главной задачей работы стал поиск ответа на вопрос, как жить в этом сложном мире.

«Повесть временных лет»

Это произведение считается одной из самых древних общерусских летописей. Она представляет собой историко-публицистическое произведение раннего средневековья. Эта работа стояла около истоков русского исторического повествования. Следующие поколения летописцев размещали «Повесть временных лет» в начале сводов.

Эта работа стала не только важнейшим историческим источником, но и ценным литературным памятником. В ней сохранилось много оригинальных произведений разных жанров. Стоит отметить, что «Повесть временных лет» формировалась постепенно. При этом в ее создании принимало участие несколько поколений книжников.

Текстология

Текст «Повести» сохранен в 5 списках:

  • Лаврентьевский (1377 год);
  • Московско-Академический (конец XV века);
  • Радзивилловский (конец XV века);
  • Ипатьевский (начало 1420-х годов);
  • Хлебниковский (1550-е —1560-е годы).

Списки «Лаврентьевской» группы (второй редакции по А. А. Шахматову) (Лаврентьевский, Московско-Академический, Радзивилловский) представляют Владимиро-Суздальскую ветвь традиции «Повести временных лет». Общим протографом группы был владимирский летописный свод конца XII века. Вторая редакция в составе других сводов подверглась переработкам и сокращениям. В одну из летописей под 1096 годом добавлено самостоятельное «Поучение Владимира Мономаха», которое датируется 1117 годом.

Списки «Ипатьевской» группы (третьей редакции по Шахматову) (Ипатьевский и Хлебниковский) составляют южно-русскую ветвь летописной традиции. Текст «Повести» продолжен Галицко-Волынской летописью и киевским летописным сводом 1198 года.

Исследователи первой половины XIX века полагали «Повесть временных лет» первой летописью. Но она содержит множество идейных и содержательных противоречий и вставок, что подтверждается многослойностью и постепенностью формирования текста. Изучение летописания показало, что существовали своды, которые предшествовали «Повести временных лет», а сама «Повесть» не являет собой единое произведение.

С этой книгой читают

Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 годаЛомоносов Михаил Васильевич

Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные…

3.42
 (10)

Танки второй мировой войны, 1939 — 1945 гг.. Энциклопедия в цветеРестен Жан

Эта фантастическая книга объединила в одном издании более 500 цветных рисунков, профилей и видов, составляющих обширное собрание работ Жана Рестена.Крупнейший…

4.33
 (6)

В бою обретешь ты право свое Михайловский Александр Борисович, Дешкин Игорь Эмильевич

Из за ошибки испытаний новой системы маскировки ,три корабля(буксир,танкер и бпк Адмирал Трибуц),попадают в 1904 год…

3.48
 (4)

«Второй войны я не выдержу…» Тайный дневник 1941-1945 гг.Кремлёв Сергей, Берия Лаврентий Павлович

Этот дневник никогда не предназначался для публикации. О его существовании знали единицы. Его оригинал подлежал уничтожению по личному приказу Хрущева, но фотокопии…

3.17
 (9)

Вооруженные силы Германии: 1933-1945 гг. Полный атлас: Сухопутные войска. Люфтваффе. Кригсмарине. Организация. Униформа. Знаки различия.Курылев Олег Павлович

Лучшая и самая подробная из книг, посвященных униформе Сухопутных войск Германии, Люфтваффе и Кригсмарине 1933-1945 гг.

Применение компьютерной графики и огромное…

3.18
 (4)

Хрущевская «Оттепель» 1953-1964 ггПыжиков Александр Владимирович

«Оттепель»… Именно так характеризуется этап развития нашей страны, связанный с именем Н. С. Хрущева

В 60-е годы нашего столетия это время привлекло особое внимание..

4.27
 (6)

Око Силы. Вторая трилогия. 1937 -1938 годыВалентинов Андрей

Незабываемый 1937-й Смерть, царящая в стране победившего социализма, не щадит никого — ни специалиста по загадочному древнему народу, ни работников НКВД, слишком…

4.68
 (5)

Око силы. Третья трилогия. 1991-1992 годыВалентинов Андрей

Незабываемый 1991 год… Наивные молодые люди спешат к бетонным стенам Белого дома, чтобы защитить российскую демократию. Но защищаться приходится им самим. Молодой…

4.2
 (3)

Что такое древнерусская литература?

Древнерусской литературой принято называть памятники книжности Киевской Руси, которые появились на этапе создания государства восточных славян, именуемого Киевской Русью. Древнерусский период в истории отечественной словесности, по мнению одних литературоведов, заканчивается в 1237 году (во время разорительного татарского нашествия), по мнению других литературоведов, он продолжается еще около 400 лет и постепенно завершается в эпоху возрождения Московского государства после Смутного времени.

Однако более предпочтительной является первая версия, которая отчасти объясняет нам, когда и почему возникла древнерусская литература.

В любом случае данный факт говорит о том, что наши предки подошли к такой ступени общественного развития, когда их перестали удовлетворять фольклорные произведения и потребовались новые жанры – житийной литературы, поучений, изборников и «слов».

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV – XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI – конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Фото с сайта 5.firepic.org

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

Жанры литературы

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Фото с сайта 5.firepic.org

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года

Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Самые известные памятники книжности Древней Руси

Отвечая на вопрос о том, когда возникла древнерусская литература, нельзя забывать о том, что произведения этого периода являют собой достаточно высокий уровень литературного мастерства. Одно знаменитое «Слово» о походе князя Игоря на половцев чего только стоит.

Несмотря на разорительные исторические обстоятельства, до наших дней сохранились следующие памятники.

Кратко перечислим ключевые из них:

  1. Лаврентьевская летопись.
  2. Остромирово евангелие.
  3. Многочисленные учительные сборники.
  4. Сборники житий (например, сборники житий первых русских святых из Киево-Печерской лавры).
  5. “Слово о законе и благодати” Иллариона.
  6. Житие Бориса и Глеба.
  7. Чтение о князьях Борисе и Глебе.
  8. “Повесть временных лет”.
  9. “Поучение князя Владимира, прозванного Мономахом”.
  10. “Слово о полку Игореве”.
  11. “Сказание о гибели русской земли”.

Автор памятника


Нестор-летописец. Рисунок В. М. Васнецова, 1919 год

Вопрос авторства «Повести временных лет» поднимался исследователями уже в XVIII — первой половине XIX века. Немецкий историк и филолог А.-Л. Шлёцер на основании многолетних изучений списков летописи во второй половине XVIII века пришёл к выводу, что на «Несторовых листах» есть «посторонние вставки», которые не принадлежат Нестору. А в 1820 году П. М. Строев в Предисловии к изданию «Софийского временника» высказал наблюдение, что любая русская летопись — это не плод работы одного автора, а компиляция (механическое соединение разных текстов).

Большинство историков считают, что авторство заголовка «Повесть временных лет», принадлежит Нестору. Известно, что, кроме «Повести временных лет», он также написал «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Из-за этого в середине XIX века начали сомневаться, действительно ли Нестор был автором «Повести временных лет»: слишком явными выглядели противоречия между текстом этого произведения и двух житий.

Ситуация осложняется тем, что в разных списках «Повести временных лет» указаны разные имена автора. В начале Лаврентьевской летописи ничего не говорится об авторе, а в конце в качестве автора упоминается Сильвестр, игумен Выдубицкого монастыря святого Михаила. В Ипатьевской летописи нет такой записи, зато в самом начале автором назван монах Печёрского монастыря, а в Хлебниковском списке указано его имя — Нестор. В. Н. Татищев высказал мнение, что Нестор был автором Начальной киевской летописи, а Сильвестр — его продолжателем. Подобно ему, А. А. Шахматов считал, что Сильвестр является автором второй редакции «Повести временных лет». Г. Ф. Миллер определял год окончания работы Нестора как 1115 год, Сильвестр же писал летопись с 1116 по 1123 год.

Н. М. Карамзин считал Сильвестра не автором, а только переписчиком летописи. В дальнейшем среди учёных также было немало приверженцев этой гипотезы.

Для для многих исследователей авторство Нестора неоспоримо. По поводу Сильвестра спорят, был ли он автором, продолжателем Нестора, редактором или простым переписчиком. Лаврентий, имя которого также фигурирует в летописи, однозначно является переписчиком, хотя, скорее всего, он был старшим группы переписчиков, так как рукопись написана несколькими почерками.

В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях также в качестве автора упоминается Василий, описывающий межкняжескую борьбу в главе о 1097 годе. В. К. Зиборов, отмечая высокую схожесть стиля Василия и Сильвестра, а также известные данные об этих авторах, приходит к выводу, что Василий — это мирское имя Сильвестра, которое он указывал в «Повести временных лет», описывая события, произошедшие до того, как он принял монашество. Поэтому и упоминал себя не монашеским именем, а данным ему при крещении.

В древнерусской литературе традиционной была анонимность произведений. Предшественники Сильвестра (Василия) и последующие летописцы XII века не сообщают своих имён. Мы узнаём их имена из других произведений древнерусской литературы или путём анализа летописных текстов. Так, например, В. К. Зиборов, сопоставляя исторические сведения и известные данные об авторе «Повести временных лет», указанном как монах Киево-Печёрского монастыря, предполагает, что это был монах Григорий, известный как автор канонов Феодосию Печёрскому.

Влияние патриотических идей летописей на формирование литературы

Древнерусская литература неразделимо связана с историей становления Русского государства. Тема Руси в произведениях была основной, в литературных летописных памятниках прославлялся ратный подвиг предков, доблестно защищавших родную землю от врагов, укрепляя основы государства.Литературное влияние патриотических идей «Повести временных лет» ощущалось на протяжении многих веков.Русский писатель уже с XI в. воспринимал свой литературный труд как служение Родине.

Летописи повествуют о том, что было в прошлом, учат, что все может и повториться. Исторический опыт представлен как нравственная основа для человека, в летописях звучит призыв к потомкам сохранить в памяти славные деяния предков, но не повторять их горестных ошибок.Историк В.О.Ключевский писал: «Летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни». Русская литература, унаследовав высокие идеи летописных источников, всегда пыталась найти ответы на основные вопросы жизни, призывала к ее преображению.

  Рисунок из Повести временных лет

Словарь

Отрок – подросток, иногда так называли княжеского слугу.

Манускрипт – рукописная древняя книга.

Хождения – древнерусский жанр, представляющий собой описание паломничества к святым местам.

Игумен – православный духовный сан, который имел возглавляющий монастырь священник.

Печенеги – степные кочевники на юго-востоке Руси.

Ладья – лодка большого размера.

Ратник – древнерусский воин.

Повесть временных лет

Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.

Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.

Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.

Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…»

История создания Повести временных лет

Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.

Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.

Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.

Жанр и особенности Повести временных лет

Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.

Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.

Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.

Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.

Содержание Повести временных лет

Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.

Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.

Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.

Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.

Таким образом, основу Повести временных лет составляют:

  • Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
  • Описание крещения Руси;
  • Описание жизни великих князей: Олега, Владимира, Ольги и других;
  • Жития святых;
  • Описание войн и военных походов.

Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.

Хронология древнерусской книжности

Знаток древнерусской письменной традиции академик Д.С. Лихачев и его коллеги предполагали, что ответ на вопрос о том, когда возникла древнерусская литература, следует искать в первых памятниках русской книжности.

Согласно этим летописным источникам, в нашей стране в 10 веке сначала появились переводные произведения с греческого языка. Параллельно тогда же создавались фольклорные тексты сказаний о подвигах Святослава Игоревича, а также былины о князе Владимире.

В 11 веке благодаря деятельности митрополита Иллариона были написаны литературные произведения. Например, это уже упоминавшееся «Слово о законе и благодати», описание принятия христианства русским народом и другие. В том же веке были созданы тексты первых изборников, а также первые тексты житий князей Бориса и Глеба, погибших в результате княжеской усобицы и позже причисленных к лику святых.

В 12 веке были написаны оригинальные авторские произведения, которые рассказывали о житии Феодосия, игумена Печерского, житии других святых русской земли. Тогда же был создан текст так называемого Галицкого евангелия, талантливым русский оратором Кириллом Туровским написаны притчи и «слова». Этим же веком датируется создание текста «Слова о полку Игореве». Тогда же публикуется и большое количество переводных произведений, пришедших из Византии и несущих в себе основы как христианской, так и эллинской мудрости.

Следовательно, можно со всей объективностью ответить на вопрос о том, в каком веке возникла древнерусская литература, таким образом: это произошло в 10 веке вместе с появлением славянской письменности и созданием Киевской Руси как единого государства.

http://ingvarr.net.ru/otvet/17-1-0-25525http://www.syl.ru/article/347376/kogda-voznikla-drevnerusskaya-literatura-i-s-chem-eto-svyazanohttp://fb.ru/article/219380/kogda-voznikla-drevnerusskaya-literatura-i-pochemu

голоса

Рейтинг статьи

Заключение

На протяжении всего периода формирования древнерусской литературы именно народная поэзия была основным источником, способствующим ее обогащению. Отметим также значимость деловой письменности и устной речи в формировании литературы.

Например, перед сражением военачальники всегда обращались с речью к своим воинам, настраивая и воодушевляя их на боевые подвиги. Устная речь систематически применялась во время проведения дипломатических переговоров. Послы, направленные в другую страну, заучивали наизусть фразы, озвученные им правителем.

Такие речи подразумевали определенные словосочетания, были выразительными и сжатыми. Благодаря точности и лаконичности выражений устной речи, деловой письменности, появился афористический, сжатый стиль изложения в древнерусских книгах.

На процесс формирования и развития древней русской литературы оказало влияние множество фактов

В первую очередь, важно отметить особенности общественного строя того времени, желание людей получить объяснение тем изменениям, которые они наблюдали в своей жизни

В качестве философских основ древнерусской литературы историки рассматривают канонические христианские книги Нового завета Евангелие. В религиозных книгах излагались и подробно разъяснялись мучения земной жизни, чудеса воскрешения, вознесения на небеса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: