Зарождение государственности у славян. деятельность первых киевских князей в ix — первой половине x века

Русь

Проблема возникновения государственности

Несмотря на большое количество проведенных археологических, источниковедческих, историографических и прочих исследований, историки до сих пор не пришли к общему мнению о причинах появления на территории проживания восточнославянских и финно-угорских племен государственности. Существуют три теории появления Древнерусского государства: норманская, антинорманская и центристская.

Норманская теория

Сущность ее заключается в том, что государственность на территорию Древнерусского государства была привнесена извне приглашенными на княжение скандинавами. Эта теория была сформулирована в XVIII веке немецкими историками Г.З. Байером и Г.Ф. Миллером на основе «Повести временных лет» монаха Нестора. По их мнению, восточные славяне пригласили братьев Рюрика, Синеуса и Трувора (существование двух последних подвергается сомнению) править ими. Рюрик впоследствии основал Новгород, объединил все местные племена.

Норманизм получил свое развитие в XIX веке – историк В.О. Ключевский считал, что первичным государственным образованием было киевское княжество Аскольда и Дира, вокруг которого и началось объединение восточнославянских племен.

Данную теорию подтверждают многие археологические находки:

  • могилы русов под Ладогой соответствуют способу захоронения в Швеции и на Аландских островах;
  • в Рюриковом городище обнаружено большое количество снаряжения, характерного для викингов, и предметов скандинавского типа;
  • предметы с изображением сокола, которое могло стать гербом Рюриковичей – трезубцем.

Антинорманская теория

Основными положениями являются невозможность привнесения государственности извне и образование государства в результате внутреннего развития общества. Основоположник антинорманизма — М.В. Ломоносов, а его предположения о возникновении государства в ходе социального развития основываются на отсутствии в русском языке элементов скандинавских языков, упоминании Перуна в верованиях роксоланов и сомнениях в трактовке понятия «варяги» (так могли называться и шведы, и представители западнославянских земель, а также выходцы из Финляндии, Пруссии или иной части Прибалтики).

Центристская теория

Содержание центристской, наиболее распространенной на сегодняшний день, теории сводится к компромиссу между крайностями норманской и антинорманской теорий и признании политизированности их противопоставления. Сторонники теории (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и другие) связывают происхождение Древнерусского государства с развитием общества при политикоформирующем влиянии варягов. Иными словами, государственность начала формироваться на территории Киевской Руси еще до прихода норманов, однако завершился этот процесс именно с их помощью. Более конкретно образование государства связывают с завоеванием Киева князем Олегом и объединением Киевской и Новгородской земель.

Аргументы в пользу:

  • приглашение славянами скандинавов на княжение свидетельствует о том, что первым уже была известна такая форма власти;
  • население тех территорий представляло собой разрозненные племена, находившиеся в состоянии конфликта друг с другом, поэтому за отсутствием значительной политической воли и харизматичного лидера они не могли завершить процесс создания государства самостоятельно;
  • Рюрик вполне мог быть не приглашенным правителем, а завоевателем, который пришел к власти (захватив Новгород) в той форме, в которой она существовала у ильменских словен;
  • существование Рюрика как реальной исторической личности ставится под сомнение некоторыми учеными;
  • внешнее происхождение правящей династии – обычный для Средневековья феномен, не подтверждающий неспособность народа к созданию института монархии.

Образование древнерусского государства

От классов — к государству

В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в.: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».

Древнерусское государство в X—XI вв.

Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.

Начало государственности Руси

Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане…».

Олег у стен Киева. 882 г.

Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.

Почему именно Киев стал столицей Руси?

Памятник основателям Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь в столице Украины.

Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.

https://youtube.com/watch?v=9S4iSeNMvp8

Вопросы для самопроверки

  1. На каких территориях жили древние славяне?
  2. Кто такой Велес?
  3. С какой целью Рюрик с братьями прибыли в славянские города?
  4. В каком городе княжил Рюрик?
  5. Как звали сына Рюрика?
  6. Что называли городищем в Древней Руси?

Ответы

  1. На территориях бассейнов рек Вислы, Западного Буга, Днепра, на побережье Балтийского моря.
  2. Языческий бог славян, покровитель домашнего скота.
  3. С целью защиты славянских земель от набегов внешних врагов и междоусобицы.
  4. В Новгороде.
  5. Игорь.
  6. Укрепленный участок с постройками, обнесенный земляным валом и высокой деревянной изгородью.

Поделиться ссылкой

Центристская теория

Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к следующим выводам:

  • У самих норманнов в то время не было государственности;
  • Процесс образования государства начался еще до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам;
  • Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой формирования государства; каким бы путем он ни пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он принял ее в том виде, в каком она существовала у ильменских славян.
  • Олег, объединив Новгородские и Киевские земли и установив контроль над двумя важнейшими участками дороги «из варяг в греки», подвел экономическую базу под формирующееся государство.

Особенности формирования государства восточных славян.

Среди основных признаков формирования древнерусского государства к концу X века можно выделить такие, как:

  • Система сбора дани;
  • Территориальный принцип расселения, заменяющий племенной;
  • Простейший государственный аппарат в лице княжеской свиты и депутатов;
  • Династическая (родовая) княжеская власть;
  • Религия, которая усиливает процесс изготовления княжеская власть священной.

Суровость климатических условий Восточной Европы, а также оторванность от центров древней цивилизации задерживали и замедляли процесс государственного образования у восточных славян. Она сформировалась в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что позволило ей появиться, вырасти только на единой общинной основе. Германские племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее пришли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что оно с самого начала было многонациональным по своему составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Краткие факты о возникновении государства

В начале девятого века были созданы два предгосударственных союза с центрами в Киеве и Новгороде. Они объединили обе восточнославянские племенные группы — северную и южную.

Рюрик, новгородский князь, умер в 879 году; и три года спустя Олег, назначенный попечителем сына и наследника Рюрика Игоря, объединил Киевское и Новгородское государства. Таким образом, древнерусское государство образовалось в 882 году. Киевская Русь стала одним из крупнейших европейских средневековых государств в 9-11-м веках.

Киевская Русь была ранним преимущественно восточнославянским государством примерно с 880 года. Столица древнерусского государства Киев. Все население разделилось на три основные нации — современные белорусы, русские и украинцы, а также на несколько небольших этнических групп, включая карпато-русиан. С историографической точки зрения Киевская Русь считается государством-предшественником трех современных стран восточнославянских народов: Беларуси, России и Украины. Царствование Владимира Великого (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) составляет золотой век Киева, который видел принятие православного христианства и создание первого восточнославянского письменного правового кодекса «Русская правда».

Киевская Русь сыграла важную роль не только в развитии России, но и в Европе. Она располагалась на двух важных торговых путях: по Волге, ведущем к скандинавским землям, и на караванном пути, соединяющем Европу с мусульманскими народами. В качестве основного торгового партнера Киевская Русь служила буфером для остальной Европы против вторжений Золотой Орды. Киев стоял на перекрестке между Востоком и Западом. Цивилизации, которые он породил, в конечном итоге сформируют мировую историю.

Правление князя Владимира

Владимир пришел к власти в Киеве после смерти своего отца Святослава I в 972 году и после победы над своим сводным братом Ярополком в 980 году. Самым заметным достижением Владимира была христианизация Киевской Руси, процесс, который начался в 988 году. В летописи Руси говорится, что, когда Владимир решил принять новую веру вместо традиционной славянской религии (язычества), он отправил некоторых из своих самых ценных советников и воинов в качестве эмиссаров в разные части Европы. После посещения католиков, евреев и мусульман, они наконец прибыли в Константинополь. Там они были настолько поражены красотой собора Святой Софии и проведенного там литургического богослужения, что тут же приняли решение о вере, которой хотели бы следовать. По прибытии домой они убедили Владимира в том, что вера греков была лучшим выбором для всех, после чего Владимир совершил путешествие в Константинополь и договорился о браке между собой и принцессой Анной, сестрой византийского императора Василия II.

Причины принятия христианства

Выбор Владимиром восточного христианства, возможно, также отражал его тесные личные связи с Константинополем, который доминировал на Черном море и, следовательно, торговал на самом жизненно важном коммерческом маршруте Киева — реке Днепр. Присоединение к Восточной Православной церкви имело долгосрочные политические, культурные и религиозные последствия

В церкви была литургия, написанная на кириллице, и корпус переводов с греческого, который был подготовлен для славянских народов. Существование этой литературы облегчило обращение в христианство восточных славян и познакомило их с рудиментарной греческой философией, наукой и историографией без необходимости изучать греческий язык. Напротив, образованные люди в средневековой Западной и Центральной Европе выучили латынь. Пользуясь независимостью от римской власти и свободой от принципов латинского обучения, восточные славяне разработали собственную литературу и изобразительное искусство, совершенно отличные от других православных стран.

Религия восточных славян

Мировоззрение восточных славян основывалось на язычестве – обожествлении сил природы, восприятии природного и человеческого мира в целом. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до нашей эры. Восстановление сведений о славянском язычестве затруднено, так как письменных источников почти не сохранилось. На ранней стадии своего развития они верили в злых и добрых духов. Существовал пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял различные силы природы или отражал общественные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун-бог грома, молнии, войны; Сварог-бог огня; Велес-покровитель скотоводства; Мокошь-богиня, охранявшая женскую часть хозяйства; Симаргл-бог подземного мира. Особенно почитался Бог солнца, которого разные племена называли разными именами: Дажбог, Ярило, Хорос.

В древности у славян был широко распространен культ рода и Рожаницы, который тесно связан с культом предков. Клан содержал в себе всю вселенную: небо, землю и подземную обитель предков. У каждого племени был свой бог-покровитель и часто даже свой пантеон.

Существовали также тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество местных духов.

Точных данных о языческих жрецах нет; вероятно, это были летописные волхвы, воевавшие с христианством в XIV веке. Главой культа был вождь, а затем принц. Во время культовых обрядов, проходивших в особых местах – храмах (от старославянского «шапка» – изображение, идол), приносились жертвы богам, в том числе и человеческим.

У славян никогда не было мифологии, объясняющей происхождение мира и человека, рассказывающей о богах и героях и т. д. Религиозный строй уже не соответствовал уровню общественного развития славян.

Сам термин «язычество» происходит от церковнославянского «язычник» — народы, инородцы. Так назывались народы, не принявшие христианства. Впоследствии введение христианства имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение православных эксплуататорскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

Возникновение государственности у восточных славян

Разный состав отдельных семей, входивших в состав территориальных общин, разный уровень их благосостояния, накопленные богатства, захват земель и земель, еще пустовавших и никому не принадлежавших, богатыми и многочисленными семьями- все это создавало условия для имущественного и социального неравенства внутри сельской общины.

Сведения о социально — политическом строе восточных славян до IX века крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих монархов. Определенную роль в формировании государства сыграли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения. Форму общественных отношений славян в VII-VIII веках можно определить как военную демократию. Его особенностями были: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших социальных проблем; особая роль Народного собрания как высшей инстанции; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Становление государственности у восточных славян совпало и было обусловлено ими с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. На смену им пришли территориальные, политические и военные связи. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, образовалось 14 племенных союзов, которые возникли как военные объединения. Организация и сохранение этих формирований требовали укрепления власти вождя и правящей элиты. Во главе таких союзов, как главная военная сила и одновременно правящая социальная группа, стояли князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военных и политических целях объединяются в еще более крупные образования «союзы союзов». Центром одного из них был Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые можно считать протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX веке большая часть славянских племен объединилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения стал Киев, где правили полулегендарные династии Кия, Дира и Аскольда.

В 882 году. Два крупнейших политических центра древних славян, Киев и Новгород, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования находилось племя полян. Древнерусское государство стало своего рода федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военно-ополченческую организацию, совершая походы по захвату военной добычи, собирая дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян превращается в силу, стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных членов общины. Это был процесс классового становления и формирования ранних форм государственности у восточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию раннефеодального государства на Руси в конце IX в.

Время возникновения древнерусского государства не может быть определено с достаточной точностью, разные историки датируют это событие по-разному, но большинство авторов сходятся во мнении, что возникновение древнерусского государства следует отнести к IX веку.

Происхождение названия славян

Существует несколько версий происхождения слова «славяне».

  1. От термина «слово». Славяне — люди, говорящие словами, то есть понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались немцы, т.е. немые, неспособные говорить по-славянски.
  2. От индоевропейского слова slauos — «народ» (кстати, в греческом языке есть слово lambda;alpha;όsigmaf;, означающее «народ, население, люди»).
  3. Топонимическая версия.

Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.

Принятие христианства

Цивилизационное значение

Христианизация Древнерусского государства проложила путь для дальнейшего распространения религии на восток. Ранее отдаленная от остальных процессов Средневековья Восточная Европа была включена в единое пространство. В более позднее время защитой интересов православных христиан занималось, в первую очередь, российское государство, в том числе, и на Балканах, откуда религия и попала в Россию.

Политическое значение

После крещения значительно улучшились отношения между Византией и Киевской Русью. Пропала необходимость заключения дополнительных договоров, в том числе благодаря династическим бракам. На Русь в значительной степени распространилось византийское влияние, в особенности в церковной сфере. Византийский патриарх считался единым самодержцем всех православных народов, киевским князьям в ряде вопросов приходилось учитывать его мнение. При этом, с точки зрения Византии, киевская митрополия не представляла для Константинополя большой значимости.

Принятие христианства

На протяжении нескольких веков Русь была языческой. Славяне поклонялись десяткам богов, верили в духов, проводили особые обряды. Но на рубеже IX-X веков сложились предпосылки смены религии.

Русь со всех сторон терзали набеги враждебно настроенных соседей, кроме того страну раздирали и междоусобные распри между князьями. Требовалась единая идеология, которая смогла бы примирить враждующие княжества и защитить страну от разорительных набегов.

Почти все государства Европы уже приняли христианство и отказывались выстраивать дружеские отношения с дикими язычниками-варварами.

В то время еще совсем молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князю, и , как следствие платить ему дань.

Рис. 4. Причины и значение принятия христианства на Руси.

Почему все-таки христианство?

Из повести временных лет мы знаем, что князь Владимир, правивший тогда Русью, стоял перед нелегким выбором. От его решения зависела в буквальном смысле судьба большого государства. Есть мнение, что к Владимиру явились проповедники, каждый из которых рассказывал о своей религии. В начале пришли приверженцы ислама. Владимиру импонировало одно: узаконенное многоженство. С неодобрением князь отнесся к обрезанию, воздержанию от свинины и вина. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», — так сказал Владимир мусульманам.Затем прибыли миссионеры из Рима, направленные папой. Князь спросил: «В чем заповедь ваша?» Папские послы отвечали: «Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу божию, как сказал учитель наш Павел». Тогда Владимир молвил: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».Затем перед ним предстали хазарские иудеи. Владимир отверг их веру, сославшись на то, что иудеи за собственные грехи были рассеяны по свету, а князь для своего государства этой участи не желает.

Последними пришли греки. «Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»»..

Вот такая легенда. Точно ли было данное событие, или хождение к князю представителей всех религий было лишь выдумкой Нестора, мы сказать не можем, но факт остается фактом — Русь готовилась принять крещение по византийскому образцу, ждали только удобного случая.

Он представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. В 988 году Владимир выступил с войском на Корсунь. Жители затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение. Город был взят из-за предательства жителя города Анастаса. Он пустил в стан к русским стрелу с запиской, на которой указал, где проложены трубы, подающие воду в город. Владимир подкопал колодцы, разрушил трубы и корсунцы, изнемогая от жажды, были вынуждены сдаться.Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощью нового божества. Владимир поставил условие, что уйдет из города только с сестрой императоров Василия и Константина Анной.

Но жители сказали, что по обычаю не могут выдать христианку замуж за язычника. Князь Владимир крестился в Корсуни и только после этого был совершен брак с Анною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.Примирившись с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах, например, у вятичей, язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Закрепление

  • Назовите предпосылки возникновения государства у восточных славян. Какие теории возникновения государства у восточных славян Вы знаете?
  • Каковы были причины и последствия принятия христианства на Руси?

Домашнее задание

Основные этапы становления и развития древнерусского государства

I этап. IХ-Х вв. — объединение восточнославянских племен, становление единого государства. Образование государства Русь происходило на основе двух центров: южный сложился вокруг г. Киева (основатели — братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформи¬ровался вокруг г. Новгорода.

Первым князем Новгорода был приглашенный варяг Рюрик (862-879) с братьями Синеусом и Трувором.

В 882-912 гг. правил Олег, объединивший Новгород и Киев в 882 г. и создавший единое государство Русь. Олег осуществил походы на Византию (907, 911), в 911 г. заключил договор с византийским императором Львом VI о праве беспошлинной торговли.

В 912 г. власть наследует Игорь (сын Рюрика). Он отразил нашествие печенегов, совершил походы на Византию: в 941 г. потерпел поражение и в 944 г. заключил первый письменный договор с византийским императором Романом I Лакапином. В 945 г. в результате восстания племени древлян Игорь был убит при попытке повторно собрать полюдье — дань, ежегодно взимаемую князем и дружиной с подвластных земель.

Ольга (945-962) совершила поход против древлян, отомстив за убийство своего мужа Игоря; установила «погосты» (место сбора дани) и «уроки» — размер дани. В Византии, в г. Константинополе приняла христианство (957).

Значение введения «уроков» и «погостов»:

  • перерастание дани как формы военной контрибуции в дань как форму натурального налога
  • полюдье превратилось из военной операции в налоговую кампанию

Контрибуция — денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны.

Политическое значение крещения княгини  Ольги

  • индивидуальный политический акт, основной целью, которою было утверждение международного престижа великокняжеской власти
  • попытка вывести Русь на более высокий уровень в европейской иерархии

Ее сын Святослав (962-972) подчинил своей власти племена вятичей (964 966), разгромил Хазарский каганат (965), совершил успешный поход в Болгарию (967); поход против Византии (970-971) окончился неудачей. В 972 г. у днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.

Значение внешней политики Святослава

  • продолжение политики Олега и Игоря по усилению позиций Киевской Руси в Северном Причерноморье, на восточных торговых путях, на Балканах
  • был уничтожен противник Руси в Северном Причерноморье — Хазарский каганат
  • в результате войны с Византией Русь потеряла завоевания на Балканах, однако сохранила Северное Причерноморье. Византия признала завоевания Руси в этом регионе.

Первые киевские князья

Рюрик умер в Новгороде в 879 году. Так как его сын – Игорь – еще был ребенком, фактическая власть перешла к дружиннику и «родичу» Олегу. О родстве Олега и Рюрика известно мало. В. Н. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, называет Олега шурином Рюрика.

В 882 году Олег отправился в поход на юг. Он покорил Любеч и Смоленск, захватил Киев, хитростью выманив Аскольда и Дира из города и убив их. Так Олег, объединив под своей властью два центра древнерусской государственности − Новгород и Киев, который стал столицей образовавшегося государства, получил контроль над великим торговым путем «из варяг в греки».

После захвата Киева в течение нескольких Олег распространил власть на древлян (883 год), северян (884 год) и радимичей (885 год), которые до этого платили дань каганату хазар. Контроль над подчиненными племенами осуществлялся через полюдье.

Определение 2

Полюдье − ежегодный объезд князем подвластных племен для сбора дани.

Дань в основном давалась мехами, которые высоко ценились на рынках Византии.

Для улучшения положения купцов в 907 году Олег совершил поход на Константинополь, взяв в результате с императора Льва VI огромный выкуп. Главным итогом кампании было заключение договора между Древнерусским государством и Византийской империей, предоставившего купцам из Киева право торговли в Константинополе без уплаты пошлины.

В 911 году Олег отправил посольство в Константинополь для подтверждения мира и заключения нового договора, из которого исчезают упоминания о беспошлинной торговле.

Игорь Рюрикович в русскую историю вошел под прозвищем «Старый». В начале его правления восстали племена древлян, пытавшиеся освободиться от киевской зависимости. После жестокого подавления восстания древляне были вновь обложены данью.

В 941 году в ходе неудачного похода Игоря на Константинополь флот был сожжен «греческим огнем».

Поход 944 года оказался успешнее. Византийская империя согласилась выплатить дань, как ранее Олегу, и заключила новый торговый договор, лишивший русских купцов права беспошлинной торговли. В 945 году Игорь во время полюдья был убит восставшими древлянами.

Княгиня Ольга, вдова Игоря, по преданию жестоко отомстила древлянам. Она с помощью хитрости уничтожила князя Мала и старейшин, перебила много народа, сожгла город Искоростень – племенной центр древлян, и возложила тяжелую дань.

Сын Игоря и Ольги Святослав почти все недолгое правление провел в походах, не занимаясь внутренними делами, которые фактически продолжала вести его мать.

В 965 году Святослав осуществил поход на Хазарский каганат и взял город Саркел. На его месте возник русский форпост − Белая Вежа. Затем он опустошил владения хазар на Северном Кавказе. Вероятно, с этим походом связано распространение власти князя над Таманским полуостровом, где в дальнейшем появилось Тмутараканское княжество. Поход Святослава фактически положил конец могуществу Хазарского каганата.

В 966 году Святослав подчинил племена вятичей, плативших дань хазарам.

В 967 году Святослав принял предложение Византии о совместных действиях против Дунайских Булгар. Втягивая Святослава в коалицию Византия пыталась сокрушить дунайского соперника и одновременно ослабить Русь, усилившуюся благодаря падению Хазарского каганата. Святослав быстро сломил булгарское сопротивление, но не успел укрепиться в новых владениях. В 968 году к Киеву подступили печенеги − тюркоязычные кочевники, ранее зависимые от Хазарского каганата. Святослав поспешил на помощь своей столице. Дальнейшее устроение дел внутри государства задержало князя. Только в 969 году он вернулся в Переяславец на Дунае, который собирался сделать новой столицей.

Стремление князя закрепиться на Дунайских берегах вызвало осложнение в отношениях с Византийской империей. В 970 году разразилась война с Византией. Несмотря на первые успехи Святослава, его войско оказалось разбито при Аркадиополе.

Кампанию 971 года возглавил император Иоанн Цимисхий − талантливый и опытный полководец. Он сумел перенести войну в Дунайскую Булгарию и осадить Святослава в Доростоле. Крепость оборонялась несколько месяцев. Безвыходность положения Святослава и огромные потери армии Византии заставили стороны приступить к мирным переговорам. По условиям мира, Святослав оставлял дунайские владения, переходившие под власть Византии, но сохранил армию.

В 972 году по пути в Киев Святослав попал в печенежскую засаду на Днепровских порогах и погиб в схватке.

Список литературы

  1. Вернадский Г. В. История России. Древняя Русь: перевод с английского-М., 2001.
  2. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. — М., 2004.
  3. Кириллов В. В. История России: учебник. — М., 2007.
  4. Новиков С. В. История. Справочник соискателя. — М., 1997.
  5. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. — М., 2001.
  6. Чистяков О. И. История российского государства и права. Часть 1: Учебник – М., 2001.
  • Реферат на тему: Реформация и религиозные войны в Европе
  • Реферат на тему: Теория народонаселения Мальтуса
  • Реферат на тему: Толерантность – основа мультикультурного образования в Санкт-Петербурге
  • Реферат на тему: Отношения между Россией и Китаем в период СССР
  • Реферат на тему: Перестройка в СССР 1985-1991
  • Реферат на тему: Земельные отношения на Руси в период феодальной раздробленности и начала создания централизованого государства
  • Реферат на тему: Славная революция в Англии 1688 г.
  • Реферат на тему: Феномен русской интеллигенции
  • Реферат на тему: Великая депрессия Америки
  • Реферат на тему: Политические партии России в начале XX века
  • Реферат на тему: Предпосылки и геополитические аспекты Первой мировой войны
  • Реферат на тему: Сравнение экранизации «Гамлета» (2010 год) и художественного произведения «Гамлет»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: