Каткое содержание
В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.
Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.
Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.
852 (6360 от сотворения мира) год – первая упомянутая дата в летописи. С этого момента начинает употребляться название Русская земля. Так же рассказывается о том, как русы впервые прибыли в Константинополь. Вскоре восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди. Затем северные славяне призвали варягов для управления их племенами. Основателями русской земли считаются три брата варяга по имени Рюрик, Трувор, Синеус. Рюрик стал князем в Ладоге, Трувор в Изборске, а Синеус в Белоозере. Через некоторое время Рюрик стал править один на всей Русской земле. Он основал Новгород, так же поставил своих людей в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве в это время было другое русско-варяжское государство, там правили варяги Аскольд и Дир.
В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.
В летописи описана смерть Олега от укуса змеи, после него государством начинает править Игорь. Он воевал с древлянами, печенегами и греками. Деньгами у русов были гривны. В то время русы были язычниками и поклонялись богу громовержцу Перуну.
Позже древляне убили Игоря, и править стала его жена Ольга, которая была регентом при своем сыне Святославе, после того как юноша вырос он унаследовал трон. Святослав воевал против вятичей, ясов, касогов, хазар и греков. Возвращаясь из похода, он попал в ловушку печенегов и погиб.
После Святослава на Руси начал править Ярополк. Во время правления этого князя было много междоусобиц. Ярополк погиб от рук своего брата Владимира. Владимир принял христианство.
После того как Владимир умер, к власти пришел Святополк. Позже он был свергнут своим братом Ярославом. После смерти Ярослава русское государств опять распадается. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После смерти Всеволода Киевом стал править Святополк, а после него к власти пришёл Владимир Мономах.
Период древнерусской литературы
Период древнерусской литературы — это временной отрезок в истории русской литературы, который охватывает примерно XI—XVII века. В этот период на Руси формировались собственные письменные традиции и создавались уникальные литературные памятники.
Изучение древнерусской литературы сопряжено с огромным количеством трудностей:
- Недостаток первоисточников — большинство древнерусских рукописей не дошли до наших дней, а те, что сохранились, зачастую повреждены и неполны. Это затрудняет исследование и интерпретацию текстов.
- Сложности с переводом — церковнославянский язык сильно отличается от современного русского языка, что затрудняет его понимание и перевод на другие языки. Необходимость использования устаревших слов и выражений, специфических грамматических конструкций и языковых форм создает определенные трудности для современных исследователей.
- Проблемы датировки — древнерусские тексты зачастую не содержат дат, что затрудняет определение времени их создания и вызывает трудности в интерпретации связанных с ними исторических событий.
- Отсутствие авторства — многие рукописи не имеют определенного автора, что затрудняет исследование и интерпретацию их содержания.
- Трудности с интерпретацией — часто в текстах содержатся обращения к историческому контексту или метафоры, которые не всегда легко понять и интерпретировать современному исследователю.
- Наличие искажений — в некоторых древнерусских текстах содержатся искажения исторических фактов, что затрудняет оценку их достоверности.
- Множество редакций — на протяжении столетий рукописи копировались и переписывались множество раз, и каждый новый список мог содержать свои особенности. Это создает проблему определения «истинного» текста. Исследователям приходится проводить сравнительный анализ разных списков, выявлять отличия и выбирать наиболее правдоподобную версию оригинала.
- Возможность подделок — в силу того, что большинство рукописей было создано вручную, существует риск, что тексты могли быть изменены или подделаны в процессе копирования и передачи от поколения к поколению. Также существует возможность, что авторы или копиисты могли добавлять свои собственные комментарии или изменять тексты с целью адаптировать их под конкретную аудиторию. Кроме того, некоторые тексты могли быть подделаны в более поздние периоды, например, с целью оправдания захвата власти.
Для изучения древнерусской литературы необходимо проводить обширный анализ и сравнение различных списков текстов, чтобы выявить подделки и установить наиболее точную и достоверную версию. Это требует большого количества времени и тщательности, а также специальных экспертных навыков в области палеографии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Палеография — это наука, которая занимается изучением древних рукописей, их чтением, датированием, классификацией и описанием. Она исследует различные аспекты рукописных материалов, включая стиль письма, язык, орфографию и прочие особенности, связанные с эволюцией письменности.
В развитии древнерусской литературы обычно выделяют следующие этапы:
- Домонгольский период — это время от возникновения славянской письменности до завоевания Древней Руси монголо-татарами. Самые древние из дошедших до наших дней памятников письменности датируются X веком. Это отдельные кириллические надписи на найденных предметах и «Новгородский кодекс». В XI веке были написаны «Остромирово Евангелие», «Правда Ярослава», «Изборники Святослава». В XII веке создана «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
- Литература периода ига — к ней относятся памятники письменности, созданные со второй половины XIII по конец XV века. Наиболее значительные произведения данного периода — «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о нашествии Батыя», «Сказание о Мамаевом побоище».
- Литература переходного периода — период с XVI по XVII век. В это время появляется большое количество произведений разных жанров, распространяется книгопечатание. Создаются хронографы, религиозно-философские трактаты, сочинения по риторике и грамматике. Также в это время возникает литературный жанр «повести», представители которого пишут произведения о реальных и вымышленных событиях из жизни русского народа. Примеры — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Горе-Злочастии».
Проблемы древнерусской литературы
Для древнерусской литературы была характерна острая социальная тематика. Древнерусские авторы, как и их более поздние последователи, использовали литературу не только для выражения своих творческих замыслов, но и для влияния на читателя и на общественно-политические процессы, происходящие в государстве.
Жанр поучения, особенно торжественного поучения, например, был создан для того, чтобы с его помощью обращаться к народу. Тексты поучений строились так, чтобы их можно было торжественно читать вслух в церквях.
Одной из самых ярких тем, звучащих в древнерусской литературе, является тема объединения русских земель. Писатели критиковали нежелание князей встать плечом к плечу против общего врага. Эта тема поднимается в «Слове о полку Игореве», где автор неодобрительно относится к неблагоразумию молодых князей, и в «Задонщине», произведении, посвященном описанию событий, которые привели к победе над татаро-монгольским игом, воцарившимся на Руси из-за разрозненности земель.
Замечание 3
Поскольку произведения часто писались священнослужителями, во многих их них поднимались темы соблюдения религиозных заветов. Критиковались «притворные праведники».
Восхвалялись же, наоборот, положительные образы. Герои житий всегда были идеализированными. Это были образы неизменно смиренных и добродетельных святых и мудрых, справедливых и храбрых князей. Литература преследовала цель показать их верность священным заветам, создав образы, достойные подражания.
Простому человеку, крестьянину или горожанину, внимания в литературе не уделялось вплоть до XVII века.
Действия
- Какова цель написания?
Нестор считал своей целью не только сохранение памяти об исторических событиях, но и исследование поведения русского народа, его происхождение, обычаи и нравы
Также внимание уделялось и княжеской власти. Главными действующими лицами в летописи как раз и являются князи и их родственники
- Все о появлении славян и зарождении государственности на Руси.
В самом начале повести автор рассказывает, откуда же взялись славяне? Он утверждает, что славянский род является потомком Иафета, одного из сыновей Ноя. Нестор очень подробно описывает, как жили славяне до прихода Рюрика, как был призван известнейший выходец из Скандинавии, как призвание повлияло на жизнь народа. В повести рассказывается и о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе. Подробно описывается постепенное становление Древнерусского государства, его совершенствование от полнейшей распущенности, беспорядочности, до закрепленного и сильнейшего государства.
- Основные события.
В основной части повести идет описание различных сражений и войн, описывается уклад общества, рассказываются придания и легенды
Большое внимание уделяется периоду правления Ярослава Мудрого, одного из самых известных и примечательных князей за всю историю Руси
- Составляющие.
Подводя итоги, хочется выделить самые главные события и действия, составляющие повесть временных лет:
1) рассказ о расселении славян;
2) описание уклада жизни общества до становления государственности на Руси;
3) призвание Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора, причины и следствия;
4) рассказ о том, как поменялась жизнь славян после прихода Рюрика;
5) подробное описание крещения Руси: причины, почему Русь приняла христианство, описание самого процесса крещения, отношение народа к этому значительному событию, как поменялась жизнь народа после принятия православия;
6) деятельность известнейших государей, таких как: Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый и другие. В летописи подробно описывается их деятельность и ее влияние на государство;
7) описание некоторых военных походов. Например, описание похода Игоря, князя новгород-северского, на половцев;
жития святых.
Что известно о Несторе?
Имя вряд ли родовое. Он был монахом, значит, в миру носил другое. Нестора приютила Печерская обитель, в стенах которой и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI — начала XII веков. За это он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т. е. угодивший Богу монашеским подвигом). Прожил он около 60 лет и считался глубоким старцем по тем временам.
Историк Евгений Дёмин отмечает, что точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти. Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056—1114. Но уже в 3-м издании «Большой советской энциклопедии» они исчезают.
«Повесть» считается одним из самых ранних древнерусских летописных сводов начала XII века. Нестор начинает повествование сразу с послепотопных времен и следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века (до финала своих собственных лет).
Однако на страницах дошедших до нас вариантов «Повести» нет имени Нестора. Возможно, его и не было. Или оно не сохранилось. Авторство устанавливали косвенным путём. С опорой на фрагменты её текста в составе уже Ипатьевской летописи, которая начинается с безымянного упоминания её автора — черноризца Печерского монастыря. Поликарп, другой печерский монах, прямо указывает на Нестора в послании к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком.
Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, и смелые и обобщенные допущения. Манера несторовского изложения историкам известна, поскольку авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печерского» доподлинно.
Предпосылки для появления
Выясним, в связи с чем возникла древнерусская литература. Восточнославянские племена перешли к феодальному строю, минуя рабовладельческую формацию. В такой системе общественных отношений меньшинство господствовало над большинством. Для поиска идеологического объяснения этому факту недостаточно было языческой племенной религии, устного народного творчества, используемого во времена родового строя.
Развитие политических, торговых, экономических связей нуждалось в новой письменности, которая и должна была стать предпосылкой появления литературы.
Когда возникла древнерусская литература? Век компьютерных технологий, которым называют наше время, характеризуется отсутствием интереса к чтению художественной литературы. Мало кто знает о том, что на Руси письменность возникла еще до официального принятия христианства.
«Паннонское житие Кирилла» является свидетельством того, что некие формы письменности были во второй половине девятого века.
Интересные факты
Формирование древнерусской литературы связано с рядом интересных фактов:
Важной особенностью произведений того времени считается рукописный способ распространения. При этом большинство трудов входило в сборники, которые преследовали разные цели
Значение рукописей оценивалось с практической точки зрения.
Авторы соблюдали болгарские и византийские традиции в литературе. Они брали пример с источников, которые переводились, и на их основе создавали нечто совершенно новое. Переводная литература становилась базой для развития собственных традиций.
Цель литературы того времени заключалась в спасении души.
Литературные произведения не должны были преподносить читателям нечто новое. Наоборот они должны были успокоить и заинтриговать привычностью. Это демонстрирует общность с фольклором.
Особенности
Древнерусская литература имела свои особенности, обусловленные историческим, социальным и культурным контекстом того времени.
Ее основные характеристики:
Религиозность — древнерусская литература была преимущественно религиозной, так как христианство стало доминирующей религией после крещения Руси в 988 году. Христианство стало основой мировоззрения, хотя долгое время в сознании присутствовали пережитки язычества. Христианские ценности, такие как понимание добра и зла, греха и искупления, стали центральными темами литературы.
Связь с фольклором — в те времена большинство людей были неграмотными, поэтому многие литературные произведения были устными. Традиции устного народного творчества наложили свой отпечаток на форму и содержание литературных произведений, наполняя их множеством фольклорных элементов.
Влияние Византии и Болгарии — византийские миссионеры приходили на Русь с целью распространения христианства и при этом привозили с собой необходимые знания и навыки, включая и письменность. Считается, что славянскую письменность изобрели братья из Солуни Кирилл и Мефодий, которые первыми стали переводить греческие книги на болгарский язык. Сначала они изобрели глаголицу, а затем на ее основе в 863 году кириллицу. В 988 году Русь приняла христианство из Византии. Многие древнерусские тексты были переведены с греческого языка.
Каноничность — книги создавались в церковной среде и подчинялись определенным канонам и правилам. Эти каноны касались как содержания текстов, так и их формы. Содержание текстов должно было соответствовать христианскому учению и богословским традициям. В литературе часто использовались библейские мотивы и образы, что связано с христианизацией Руси. Книги писались на церковнославянском языке, который считался языком церкви и литературы. Литературный стиль также имел свои каноны, которые определяли форму и композицию текстов. Из одного произведения в другое кочевали одни и те же фразы, идеологемы, словесно-стилистические приемы. Авторы не стремились к художественности текстов, а пытались строго следовать уже сложившимся традициям и принципам.
Анонимность — авторство многих произведений древнерусской литературы неизвестно. Это было связано с целым рядом причин. Во-первых, автор рукописи часто выступал как переписчик, компилятор и редактор уже существующих текстов
Во-вторых, еще не существовало понятие об интеллектуальной собственности, и проблема авторства не считалась важной. В-третьих, многие рукописи создавались не для широкого распространения или известности автора, а для внутреннего употребления — например, летописи предназначались для использования в кругу правящих князей и бояр
Кроме того, христианская мораль подразумевала смирение, а указание авторства могло восприниматься как гордыня.
До конца XV века еще одним из характерных признаков древнерусской литературы было отсутствие пунктуации. Слова писались слитно и не разделялись знаками препинания.
Примечание 1
С 1480-х годов в текстах появляются точки, с 1520-х — запятые. Круглые скобки фиксируются с первой четверти XVII века. Тире и кавычки начинают использоваться только к концу XVIII века.
Автор
- Кто же он такой?
Нестор — монах, который на восемнадцатом году своей жизни решил прейти в обитель святого старца Феодосия Печерского. К сожалению, точная дата так и неизвестна, но ученые связывают это событие с концом десятых годов 11 столетия. По приданию Нестор пришел в храм будучи очень грамотным и образованным. Дело в том, что Нестор пришел из Киева, где жили самые умные и образованные люди Древнерусского государства, у которых Нестор видимо и научился грамоте. Он был обычным монахом до тех пор, пока не получил разрешение у наставника, Феодосия Печерского на веление истории государства Российского.
- Другие произведения Нестора.
Повесть временных лет — не первый труд Нестора. До нее автор выпустил Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда, где рассказывается о сотворении мира, о роли Всевышнего на человека. В произведении прослеживается тема нравоучения.
Далее Нестор выпускает Житие преподобного Феодосия Печерского, описывающее жизнь его наставника. Нестор восхваляет Феодосия Печерского и гордится тем, что был знаком с таким величайшим человеком. Он считал его идеалом и ставил в пример.
- Повесть временных лет.
Повесть временных лет принесла Нестору известность, сделав его отцом истории русской.