Краткое содержание рассказа «Черкаш» по главам
В предисловии к рассказу «Челкаш» Горький описывает жизнь порта в разгар трудового дня: движущиеся машины, люди, шум и гам создают обычную картину рабочей жизни. Но в наступившей тишине обеденного перерыва на сцену выходят главные герои, Челкаш и Гаврила, и перед читателем открывается их мир и проблемы. Этот прием позволяет более глубоко понять персонажей и их судьбы, взглянуть на них в другом свете и оценить их по-новому.
Глава первая
Действие начинается с появления в порту трех главных персонажей: вора Челкаша, таможенного сторожа Семеныча и приехавшего из деревни Гаврилы. Помимо этого, упоминается еще один персонаж – Мишка, друг и подельник Челкаша, который сломал ногу и не может быть с ним сейчас.
Семеныч рассказывает Челкашу об этом факте и вор начинает думать о том, как найти нового помощника. Вскоре он замечает молодого крестьянина, явно незнакомого с портом, и решает, что он идеально подойдет ему в качестве нового сообщника. Челкаш начинает с ним беседу, представляясь рыбаком, и молодой человек сразу же рассказывает о своих мечтах подзаработать. В голове у Челкаша зарождается план.
Гаврила, под влиянием Челкаша, соглашается пойти на дело, не зная, что ожидает его впереди. Челкаш забирает Гаврилу в трактир и кормит его за свой счет. Парень, пораженный таким поведением, начинает уважать Челкаша и считать его своим благодетелем.
После того, как Гаврила выпил, Челкаш убедил его, что они заработают кое-что за ночь, если он будет следовать его указаниям. Гаврила, желая заработать деньги, соглашается и они отправляются на лодке в море. В этот момент Гаврила полностью находится под контролем Челкаша, который уверен в себе и в своей способности вести дело.
Глава третья
Челкаш и Гаврила успешно провели ограбление, и теперь возвращаются на берег с добычей. Челкаш демонстрирует свой профессионализм и умение избегать охраны, а Гаврила испытывает множество эмоций – от страха до радости.
По дороге обратно Челкаш и Гаврила обсуждают свою ситуацию и Челкаш успокаивает Гаврилу, что все прошло гладко. Однако, несмотря на успех операции, Челкаш чувствует, что его “рабовладение” рождает в нем жесткость и холодность, что не нравится ему самому.
Он показывает свою честность, отдавая Гавриле обещанные 40 рублей, а выручку от продажи добычи делит поровну. Они расстаются, и Челкаш возвращается к своим делам, а Гаврила задумывается о своем будущем и последствиях своих поступков.
После того как Челкаш отдал Гавриле его долю, казалось, что эта странная парочка разойдется каждый своей дорогой. Но происходит неожиданное. Гаврила, которого Горький описывал как законопослушного и добропорядочного, вдруг начинает испытывать жадность.
Он упрашивает Челкаша отдать ему всю выручку и показывает, что деньги для него важнее, чем спокойствие, даже если они имеют сомнительное происхождение. Челкаш чувствует презрение к Гавриле и даже хочет ударить его. Внезапно Гаврила признается, что хотел ударить Челкаша веслом и убежать с деньгами. Это признание только ожесточило Челкаша, который наносит удар Гавриле и готов уйти.
Но тут Гаврила кидает камень в голову Челкаша, он падает на землю, а берег окрашивается его кровью. Челкаш лежит на земле, а Гаврила бросается бежать. Но совесть начинает говорить в нем, и он понимает ужас того, что он сделал. Он возвращается на место преступления и начинает умолять своего подельника забрать все деньги.
Невероятно, но Челкаш, этот вор без стыда и совести, оказывается честнее и сильнее душой. Он берет только одну купюру и остальные отдает Гавриле, после чего поднимается и уходит, оставляя за собой кровавый след на песке.
II
Ночью на шлюпке вышли в море. Челкаш любил море, которое сейчас было чёрное, спокойное, густое как масло. Гаврилу же пугала эта тёмная масса воды, казавшаяся ещё страшнее из-за тяжёлых свинцовых туч.
Парень спросил Челкаша, где рыболовная снасть. Вору было неловко лгать этому мальчишке, он рассердился и свирепо прикрикнул на Гаврилу. Тот понял, что им предстоит вовсе не рыбалка, сильно испугался и стал просить Челкаша отпустить его, не губить душу. Вор снова цыкнул на парня, и дальше тот грёб молча, только плакал и ёрзал от страха по лавке.
Тем временем Челкаш подвёл лодку вплотную к уходящей в воду гранитной стене мола. Забрав вёсла и паспорт Гаврилы, чтобы тот не сбежал, Челкаш поднялся по гранитной стене и вскоре уже спускал в лодку тюки с украденными товарами. Пережив такой большой страх, парень решил выполнять все приказы вора, чтобы поскорей расстаться с ним.
Теперь подельникам надо было провести лодку через таможенные кордоны. Услыхав слово «кордоны», Гаврила решил позвать на помощь и уже открыл рот, как вдруг из воды поднялся огненно-голубой меч, «лёг на грудь моря» и его широкая полоса осветила невидимые в темноте суда. От страха Гаврила упал на дно лодки. Челкаш поднимал его и сердито шипел, что это всего лишь электрический фонарь с таможенного крейсера.
Кордоны были пройдены. Расслабившись немного, Челкаш сказал, что за одну ночь «полтысячи тяпнул». Гаврила размечтался о хозяйстве, которое можно было бы справить на эти деньги.
Челкаш тоже увлёкся, вспомнил о своём отце, зажиточном крестьянине. Гаврила искренне пожалел его, самовольно отлучившегося от земли и «понёсшего за эту отлучку должное наказание». В Челкаше вспыхнула злоба — его «самолюбие бесшабашного удальца» было задето тем, кто не имел в его глазах никакой цены.
Дальше плыли молча. Челкаш вспоминал своё детство, мать и отца, красавицу-жену. Вспоминал, как вся деревня встречала из армии его — красивого и рослого гвардейца, как гордился им седой, сгорбленный от работы отец.
Челкаш почувствовал себя одиноким, навсегда выброшенным из того порядка жизни, в котором вырос.
Вскоре шлюпка пристала к низкому судну. Нерусские, смуглые люди забрали товар и уложили подельников спать.
Главные герои Челкаш и Гаврила
Сравнительная характеристика героев-антиподов. Драматизм судеб Челкаша и Гаврилы
Даже во внешнем облике главных героев просматривается их полная противоположность. В сопоставлении деталей портретов Челкаша и Гаврилы, обозначены черты героев-антиподов.
У Челкаша фигура костлявая, немного сутуловатая, хотя он «длинный». Лицо с горбоносым «хищным» носом и острым взглядом холодных серых глаз, улыбкой, похожей на оскал волка. Черные с проседью волосы. Руки у Гришки крепкие с длинными, кривыми и цепкими пальцами. У Челкаша плавная, спокойная, прицеливающаяся походка.
У увальня Гаврилы телосложение коренастое, он широкоплеч. Русоволосый Гаврила с круглой, загорелой и обветренной физиономией, напоминающей детское лицо, смотрит добродушно и доверчиво большими голубыми глазами. У Гаврилы короткие крепкие крестьянские руки с большими ладонями.
По облику Челкаша видно, что он не изнурен повседневным тяжелым трудом. Его руки с цепкими пальцами, сутуловатость от желания казаться незаметным, крадущаяся осторожная походка выдают в нем вора. Он босяк и пьяница, не признающий морали, законов, отказавшийся от всех привязанностей, хотя тоскует иногда по прошлой жизни в деревне. Но ради вольной жизни он бросил хозяйство и семью. Он одухотворенный человек, способный понимать красоту природы. Челкаш не обезличен, его выделяет из толпы чувство собственного достоинства, независимость, смелость. Он свободолюбивая и сильная духом личность. Деньги для него не имеют особой ценности, он презирает таких, как Гаврила, которые готовы пресмыкаться ради этих «радужных бумажек». Он не станет никогда рабом ради денег. Горький сравнивает внешность и поведение Челкаша с повадками хищного зверя, старого травленого волка, ястреба. Он – одиночка, по мнению Гаврилы, «никому не нужный», которого никто искать не будет и поднимать из-за него шум. В финале рассказа раненый Челкаш удаляется нетвердой, шатающейся походкой. Как сложится дальнейшая судьба героя неизвестно.
Проницательный Челкаш с первого взгляда оценивает Гаврилу и понимает, что тот нуждается в заработке, а он может его использовать. Простоватое выражение лица, загар, крепкие рабочие руки, лапти и обмотанная соломой коса в котомке – всевыдает в нем крестьянина, который батрачил на сенокосах. Свою оценку характера Гаврилы Челкаш дает в прозвищах: «мякиш», «теленок», «тюлень». Гаврила приземлен, он не способен видеть красоту природы, наслаждаться ею. Он трус, в минуты опасности, даже мнимой, он испытывает почти животный страх, теряя способность соображать. В трактире, оставшись среди незнакомых подозрительных людей, он с нетерпением ждет возвращения сильного хозяина, среди ночной морской стихии он жмется от страха к днищу лодки. Почтительное отношение к деньгам сделало его «жадным рабом». Ради этих бумажек он готов пресмыкаться, обнимать чужие ноги, замышляет убийство. Став обладателем незаработанных им денег, он, перекрестившись, со спокойной совестью уходит твердой поступью. Его будущее вполне предсказуемо: он вложит деньги в хозяйство и землю, на которой будет пахать до самой смерти.
Вариант 3
Как и во многих рассказах, в произведении «Челкаш» Горький отражает тему человеческих взаимоотношений и описывает природные красоты, углубляясь в момент, как природа взаимосвязана с душевным состоянием своих персонажей.
Перед нами предстают два героя — Челкаш и Гаврила, которые отличаются друг от друга. Они встречаются в порту. И если Челкаш показан бродягой без места жительства и привыкший, воровать, то Гаврила попал в это место после неудачных усилий найти работу. Гришка был заметен своим телосложением, которое было похоже на ястребиное. Усы у него постоянно вздрагивали, а руки он постоянно закладывал назад, потирая нервно ладони. Когда Челкашу удалось что-то своровать, то он удачно продавал вещь. Выручку же от продажи тут же пропивал.
А история у Гаврилы была совсем иная. Ему не повезло с заработками на Кубани, и поэтому, возвращаясь, домой, он понимал, что теперь ему была одна дорога — наняться в батраки
Челкаш обратил внимание на него в тот момент, когда он шел и раздумывал, где бы найти напарника, который пошел с ним воровать. Постепенно, беседуя с ним, мы видим, как Челкаш, выслушав рассказ парня, вначале хотел поругать его и даже ударить, но в последнюю минуту у него появилась некая жалость к Гавриле
Гришка, когда имевший дом, семью и родных, стал в одночасье заядлым алкоголиком и вором, но не законченным человеком. Он показан нам как сильная и гордая натура, так как ко всем имеет особый подход, и с каждым может договориться. Ему нравилось море, такое могучее и свободное, как он сам.
Но, Гаврила, казавшийся вначале безобидным парнем, показывает нам, что это подлый человек. Когда дело завершилось с успехом, и перед его глазами появились огромные деньги, тут его прорвало. Мы увидели, насколько он алчный. Тут же у нас пропадает всякая жалость к этому сельскому парню. Особенно он выглядит жалким рабом, когда упав перед Челкашом, умоляет отдать ему все деньги. Челкаш, же, преисполненный чувством жалости и злости к нему, бросил добычу. Именно тогда он понял, что поступает, как герой, так как точно знал, что не будет таким, как этот парень. Но, когда Гаврила, сказал ему, что хотел его ликвидировать, Челкаш сильно разозлился. Забрав деньги, он пошел своей дорогой. Однако, парень,бросил в него камень, а когда понял, что у него не получилось убить Челкаша, стал опять просить у него прощения. И тут мы видим, как Гришка оказался на высоте. Он оставил этому подлому человеку деньги и ушел. Здесь отчетливо видно, что писатель отдал предпочтение Человеку, который показал себя человеком с высокими моральными качествами, не терявшему собственного достоинства ни при какой ситуации.
Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что
данная проблема
была актуальна в середине девятнадцатого века,
современные люди
также читают
Сочинение Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя
В поэме «
Мертвые души
» рассказывается о молодом чиновнике Павле Чичикове, который проводил сделки с помещиками, покупая у них души умерших крестьян. Каждый помещик, у которого побывал Чичиков, отражал пороки общества
Сочинение К чему ведет конфликт отцов и детей? 11 класс
Гармония в семье возможна только при отсутствии конфликта между отцами и детьми. Казалось бы, о чем могут спорить любящие и близкие друг другу люди, но как часто дочь, не соглашаясь с матерью
просмотров
Жанр и направление
“Челкаш” Максима Горького – это пример произведения в жанре рассказа, который объединяет в себе черты двух литературных направлений: романтизма и реализма. Рассказ – это короткое произведение, имеющее одну сюжетную линию и небольшое количество персонажей. В “Челкаше” рассказывается история жизни обычного человека, который сталкивается с социальными проблемами, такими как бедность и низкое социальное положение.
Реализм в “Челкаше” проявляется через яркое и точное описание жизни героев и социальных проблем, с которыми они сталкиваются. Горький использует язык, близкий к разговорной речи, чтобы передать реалии жизни того времени и создать правдоподобную картину обстановки.
С другой стороны, романтизм в рассказе проявляется через яркие описания природы и внутреннего мира главного героя. Индивидуализм и чувственность, которые присущи романтизму, проявляются в отношениях героя с природой и в его переживаниях. Описания морской стихии придают произведению особый эффект и создают эмоциональное настроение.
Проблематика
Основная проблема — выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом.
Внешняя причина – экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя – трусость. Потому Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу. Один становится хозяином другого, который готов быть порабощенным.
Челкаш — хозяин собственной жизни, он не станет никогда рабом или жертвой. Он удивлен, что у его подельника тоже есть свои представления о свободе. Гаврила мечтает стать хозяином на своей земле, не зависеть от других. Он стремится к тому, отчего Челкаш отказался.
Гавриле не понятна такая босяцкая свобода. То, что Челкаш считает независимостью, для него определяется, как ненужность никому.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа “Челкаш” – Челкаш и Гаврила – являются противоположностями друг друга. Челкаш, бродяга и вор, представляет собой символ свободы и независимости. Он живет по своим правилам и не приемлет жадности и алчности. Гаврила же, молодой и наивный крестьянин, представляет собой символ рабства и зависимости от обстоятельств. Он стремится заработать достаточно денег, чтобы избавиться от зависимости от других и жениться на возлюбленной.
Челкаш и Гаврила по-разному относятся к морю. Для Челкаша море – это символ свободы и независимости, он чувствует себя вольным и свободным на морских просторах. Для Гаврилы же, море – это опасность, которая наводит на него страх.
В характере Челкаша присутствует моральная составляющая. Он не любит жадных и алчных людей и поступает по своим убеждениям. В Гавриле же, в ходе событий происходит постепенное пробуждение алчности и жадности, которые в конце произведения выходят наружу в полной мере.
Общение героев между собой претерпевает изменения на протяжении рассказа. На начальном этапе Челкаш видит в Гавриле молодого и наивного парня, жалеет его и относится к нему по-отечески. Во время плавания Челкаш начинает видеть в Гавриле его трусость, что вызывает у него разочарование. В конце произведения Челкаш испытывает к Гавриле лишь отвращение и брезгливость.
Таблица ниже поможет наглядно сравнить характеристики двух главных героев рассказа “Челкаш”:
Челкаш | Гаврила |
---|---|
Заядлый пьяница и ловкий вор | Молодой бедный крестьянин |
Мужчина средних лет | Молодой парень |
Босяк, жулик и оборванец | Доверчив, добродушен и наивен |
Имеет неопрятный внешний вид | Обычный внешний вид |
Родился в состоятельной крестьянской семье, служил в гвардии, был женат на девушке Анфисе | Приехал на заработки, чтобы обеспечить себя и престарелую мать |
Независим, живет одним днем, не думая наперед | Таит в себе темную сторону и мечтает заработать деньги |
Не привязан к деньгам, отсутствует меркантильность | Очень любит деньги |
Не любит жадных и алчных людей, как Гаврила | Готов на многое ради денег, даже на убийство |
Жалеет Гаврилу, видит в нем молодого парня | Во время плавания начинает понимать, что из себя представляет Гаврила, ему не нравится его трусость |
На протяжении рассказа испытывает отвращение и брезгливость к Гавриле | Есть в нем человечность, возвращается и просит прощения у главного героя, но затем забирает большую часть заработанного ими обоими |
Конфликт
Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.
- Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
- Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
- Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.
Композиция произведения
На основе анализа рассказа М. Горького «Челкаш» можно получить простую композицию. Произведение состоит из 5 частей:
-
вступление – автор «встречает» гостей на фоне гудящего и гремящего порта;
-
первая часть – знакомство главных героев;
-
вторая часть – рассказ о внутреннем мире Челкаша. Автор окунает читателя в морскую атмосферу;
-
кульминация – Гаврила думает об убийстве Челкаша;
-
развязка – с помощью антитезы автор возвышает Челкаша и рассказывает об алчной душе Гаврилы.
Завершение истории является «поучительным» пиком от автора – проблем алчности и вопрос счастья становится наиболее актуальным.
Книга «ЧЕЛКАШ». Страница 1
2-08-2011, 21:20
Классика » Горький Максим » Челкаш
Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит взеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается вводе, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецкихфелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань
Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящимипо их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные,загрязненные разным хламом.
Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз,металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой,глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, топронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов итаможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудовогодня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, — к ним вздымаютсяс земли все новые и новые волны звуков — то глухие, рокочущие, они суровосотрясают все кругом, то резкие, гремящие, — рвут пыльный, знойный воздух…..
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Нисского Подмосковная зима (описание)
Картина называется Подмосковная зима. И сразу рождаются вопросы — почему именно Подмосковная? Чем она отличается от Московской или какой-либо другой? Ответы находятся в идее художника
- Дядья в повести Детство Горького сочинение
Повесть «Детство» — одно из самых известных произведения Максима Горького. Повесть рассказывает о детстве ребенка, которое не такое безоблачное и яркое, как детство большинства мальчишек его возраста
- Сочинение Я хочу стать модельером (профессия)
Сколько я себя помню – я всегда что-то шила куклам. Ещё больше мне нравилось шить пупсикам. Мама отдала мне свою старую сумку.
- Сочинение по картине Ромадина Село Хмелевка 9 класс (описание)
Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте
- Главные герои романа Поднятая целина Шолохова сочинение
Замечательное произведение под названием «Поднятая целина» написано русским писателем Михаилом Шолоховым, который внес великий вклад в развитие не только русской, но и мировой литературы.
<?xml encoding=»utf-8″ ??>
Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».
Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.
Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.
Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.
Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».
Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.
Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.
Главные герои и анализ произведения
Рассказ представляет собой подробное описание маленькой драмы, разыгравшейся на берегу между двумя людьми. Герои произведения:
- Гаврила. Молодой житель деревни, мечтающий о своём крепком хозяйстве. Гаврила жаден до денег и способен пойти на подлость.
- Григорий Челкаш. Контрабандист и вор, любитель выпить. У этого героя свободолюбивый характер, им движет не столько жадность, сколько любовь к приключениям. Челкаш промышляет сомнительными заработками и с лёгкостью спускает добытые деньги.
- судьба человека;
- определение истинных ценностей;
- свобода выбора;
- сопоставление двух характеров.
Горький пошёл дальше, чем его предшественники: он углубился в психологию, что помогло очень ярко изобразить персонажей. Основные характеристики произведения:
внешний конфликт — драма, разыгравшаяся между героями;
внутреннее противоречие — сомнения Гаврилы;
основная идея — важность человеческого достоинства;
жанр — рассказ;
литературное направление — реализм.
Главная мысль заключается в том, что человек может стать рабом не по чужой вине, а по своей воле. Рассказ состоит из трех глав. В первой читатели знакомятся с Челкашом и наслаждаются красотой утреннего пейзажа. Во второй части мужчины отправляются на заработки. В заключительной главе Гаврила выпрашивает у Григория его деньги, после чего воры ссорятся.
История создания
История создания рассказа “Челкаш” Максима Горького начинается в 1894 году, когда молодой писатель жил в Нижнем Новгороде и сталкивался с жестокой действительностью бедности и социальной несправедливости. В больнице Горький услышал откровение одного из своих соседей по палате, который рассказал ему историю своей жизни и непростых обстоятельств, в которых он оказался. Эта история стала основой для рассказа “Челкаш”, который Горький написал всего за два дня.
В.Г. Короленко, известный русский писатель и общественный деятель, одобрительно отнёсся к рассказу и помог его публикации в журнале “Русское богатство” в 1895 году. С этого момента начался быстрый рост популярности Максима Горького в литературных кругах, и в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.
“Челкаш” стал одним из самых известных произведений Максима Горького и занял почетное место в классической русской литературе.
В рассказе Горький рассматривает сложные социальные проблемы того времени, такие как бедность и моральная деградация. Символические образы, использованные в рассказе, подчеркивают ужасную действительность жизни людей и показывают несправедливость общественной системы. Несмотря на то, что “Челкаш” был написан более ста лет назад, его темы до сих пор актуальны и знакомы современному читателю.
Общее дело. Истинное лицо каждого героя
Согласившись подзаработать деньжат сомнительным способом, Гаврила вскоре жалеет о поспешном решении. Он струсил и готов был сойти с пути, не завершив начатое дело. Получив малую часть от заработанной суммы, в парне просыпается алчность. Бесконтрольное чувство жадности заставило его ощутить себя слабее своего напарника. Он вымаливал Челкаша отдать ему все деньги. Не совладая с эмоциями он кидает камень в него и убегает с места преступления вместе с выручкой. Страх и трусость заставили его вернуться к раненому Челкашу. Он просит прощения, пытаясь замолить низкий поступок, но разве этим можно очистить душу, если она грязна.
Челкаш привык к работе относиться с ответственностью. Выполнив задание, он получает обещанную ему сумму. Для него это просто бумажки, не играющие особой роли в жизни. Когда он видит, что Гавриле они нужней, он с легкостью с ними расстается, что говорит о его великодушии и доброте. Он даже сумел простить Гаврилу после того, как узнал, что парень хотел его убить из-за денег. Челкаш вызывает восхищение и уважение, в отличие от Гаврилы, способного пойти на убийство ради собственной выгоды.
copyright 2016-2020 Фригато (Ex Расконяга) — развлекательно-образовательный портал для детей и родителей.
Вся информация на сайте предоставляется исключительно в образовательных и некоммерческих целях.
Композиция
Рассказ состоит из вступления и 3 глав.
- Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
- Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
- Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.
Выводы
Максим Горький превосходно описал, как обманчива может быть наружность человека. Финальная сцена на берегу вызывает такое яркое чувство отвращения к Гавриле, потому что она выглядит реалистично. Каждый из нас встречал хотя бы одного человека, похожего на этого молодого крестьянина.
Автор учит нас не смотреть на внешний лоск и сладкие речи, а заглядывать в души людей. Рассказ как никогда актуален в современном мире
Поэтому так важно научиться противостоять соблазнам и в любой ситуации сохранять собственное достоинство. Богатство, престиж и комфорт не должны быть выше морали, чести и великодушия