Почему Горе от ума является комедией
Сам Грибоедов называл свое произведение сначала «сценической поэмой», а затем — комедией. «Горе от ума» считали комедией и современные автору критики — Бес-тужев-Марлинский, Кюхельбекер, Надеждин, Вяземский.
Литературоведы советской эпохи рассматривали пьесу Грибоедова в качестве «высокой комедии», общественно-политической, принимая во внимание злободневность произведения, насыщенность его социальной проблематикой. Именно так оценивал эту комедию Ю
Тынянов. Кроме того, исследователь видел в этой комедии черты трагедии: «Центр комедии — в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия — видом трагедии»
Именно так оценивал эту комедию Ю. Тынянов. Кроме того, исследователь видел в этой комедии черты трагедии: «Центр комедии — в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия — видом трагедии».
Известный исследователь творчества Грибоедова, Н.К. Пиксанов, называл его пьесу драмой, социальной, лирической, психологической. Того же мнения придерживался М.О. Меньшиков.
В своей статье «Оскорбленный гений» он писал: «Комедия «Горе от ума»… Мне кажется, она вовсе не комедия и горе ее героя вовсе не от ума. В самом деле, почему «Горе от ума» — комедия? Ведь суть ее — не какое-нибудь пошлое разочарование, не игра мелких страстишек, смешных как пародия на большие страсти. В основе пьесы лежит горе, непритворное, жгучее горе, и души не мелкой, а героической.
И темная сила, причиняющая эти мучения, — не призрак, а действительная и могучая стихия. Страдания такого порядка составляют драму, а не комедию. Предмет мучений Чацкого высок и важен, его горе достигает истинно трагической безвыходности».
Смешение черт комедии и трагедии отмечал в пьесе Грибоедова А.И. Ревякин. «Видовое своеобразие «Горя от ума» определяется не преобладанием трагизма, драматизма или комизма, а органическим слиянием двух равноправно развивающихся тенденций — трагико-драматической и комической. В этом смелое новаторство пьесы», — замечает исследователь.
Действительно, произведение Грибоедова представляет собой определенный жанровый синтез: мы находим в пьесе чисто комические приемы и мотивы, черты комедии характеров и элементы комедии положений, при этом очень ощутимы в ней и сатирический элемент, и драматический аспект.
Итак, сам автор называл «Горе от ума» комедией. Какие же комедийные художественные приемы использует Грибоедов? К числу таких художественных средств мы можем отнести гиперболу, алогизмы, двусмысленности, прием доведения до абсурда, искажение иностранных слов.
Так, с помощью приема гиперболы Грибоедов создает образ Молчалина, который угождает всем, вплоть до «собаки дворника, чтоб ласкова была». В речи старухи Хлестовой замечаем алогизм, нарушение логической связи:
Личностные качества человека она определяет здесь его состоянием, материальным положением. Встречается в комедии и прием доведения до абсурда. Так, Фамусов, вспоминая о матери Чацкого, замечает: «Покойница с ума сходила восемь раз».
Другой пример служит нам образцом приема градации и доведения до абсурда. Так, сплетничая о Чацком, гости Фамусова отмечают его пристрастие к спиртному. «Чай, пил не по летам», — замечает старуха Хлестова. Потом она дополняет свою реплику: «Шампанское стаканами тянул». Затем в разговор вступает Наталья Дмитриевна: «Бутылками-с, и пребольшими». И кульминационной является реплика Загорецкого: «Нет-c, бочками сороковыми».
Бизнес в Instagrm
КАК ЗА НЕДЕЛЮ СДЕЛАТЬ ПРОДАЖИ В ИНСТЕ
vinstacome.ru
В речи персонажей встречаются двусмысленности, придающие тексту комический эффект. Так, Загорецкий осуждает баснописцев, насмехающихся над львами и орлами. И, аргументируя свои высказывания, этот персонаж невольно сравнивает «царей» с «животными»:
Комические элементы часто встречаются и в речи героев, в искаженном употреблении ими иностранных слов («… не в мадаме сила», «…от ланкарточных взаимных обучений»).
Сюжет[]
В начале 1820-х годов, «спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в 1822», Александр Чацкий — молодой остроумный дворянин и пылкий гражданин — после трёхлетнего отсутствия возвращается в Москву, где он вырос в доме крупного чиновника Фамусова, и спешит к любимой девушке — дочери Фамусова, Софье. Но культурная дистанция оказывается непреодолимой: Софья полюбила лицемера и карьериста Молчалина, а самого Чацкого за неуместные проповеди объявляют сумасшедшим.
Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека) |
Чацкий же презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.
Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество, выразителем мнений которого выступает отец Софьи Павел Фамусов. Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.
Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова
Грибоедов в письме Катенину писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». И в этом заявлении писателя обозначена основная проблема произведения – проблема ума и глупости
Эта же проблема вынесена в название, на которое следует обратить особое внимание. Проблема ума и глупости гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд
Произведение Грибоедова было передовым для своего времени.
Замечание 2
Комедия «Горе от ума», как и все классицистические комедии, носила обличительный характер.
Однако проблемы произведения Грибоедова представлены в более широком диапазоне. Это оказалось возможным благодаря использованию писателем художественных методов реализма, классицизма и романтизма.
Как известно, Грибоедов первоначально назвал произведение «Горе уму», однако вскоре замели заглавие. Это связано с тем, что в первом названии содержалась нравоучительная нота, подчеркивающая, что всякий умный человек в дворянском обществе 19 столетия будет терпеть гонения. И это не соответствовало художественному замыслу автора. Драматург хотел показать, что прогрессивные идеи и незаурядный ум конкретного человека могут быть несвоевременными и нанести своему обладателю существенный вред. И второе название пьесы в полной мере смогло реализовать эту задачу.
Как уже было отмечено, основной конфликт произведения – противостояние старого и нового, века минувшего и века нового. В спорах Чацкого с представителями консервативного дворянства вырисовывается система взглядов, идейная позиция каждой стороны на ряд актуальных проблем. Выясняется, что Фамусов, как яркий представитель «века минувшего», придерживается мнения, что в человеке наиболее ценно его положение в обществе и материальное положение. Его в людях больше всего восхищает умение «подслужиться». Фамусов и ему подобные сделали очень много дял формирования хорошей репутации в дворянском обществе. Поэтому его волнует лишь то, что о нем будут говорить в свете.
Таким является и Молчалин, хотя и относится к молодому поколению. Молчалин слепо следует идеалам помещиков-крепостников. Для него непозволительная роскошь иметь собственное мнение и его отстаивать, ведь так можно потерять уважение в обществе. Молчалин – достойный учении Фамусова. С Софьей он ведет любовную игру исключительно ради того, чтобы выслужиться перед ее влиятельным отцом.
Все герои пьесы, кроме Чацкого, имеют одни и те же пороки. Они зависимы от чужого мнения, питают страсть к деньгам и чинам. Чацкому чужды эти идеалы. Он предпочитает служить не лицам, а делу.
Когда Чацкий появляется в доме Фамусовых и начинает обличать устои дворянского общества, общество объявляет его сумасшедшим и этим обезоруживает. Идеи Чацкого прогрессивны он указывает аристократам на то, что перемена взглядов просто необходима. Но консервативные аристократы в словах Чацкого видят угрозу своим привычкам и комфортному существованию. Названный безумным Чацкий перестает быть опасным. Тем более, что он один, и поэтому его легко просто изгнать из общества, для которого он не угоден. То есть Чацкий, оказавшись не в том месте и не в то время, бросает семена разума в ту почву, которая не готова их взрастить. Ум Чацкого, его нравственные принципы, идеи оборачиваются против него самого.
Однако нельзя сказать, что все герои пьесы, за исключением Чацкого, глупы. В проблематике произведения скорее на передний план выходит сравнение разных типов ума. Наблюдая за интригами Молчалина, вчитываясь в монологи Фамусова нельзя сказать, что он глупы. Однако их ум отличается от ума Чацкого. Ум представителей фамусовского общества можно охарактеризовать как житейский, практичный ум. Получается, что общество не так глупо, как кажется, просто время Чацкого, выразителя новых идей и взглядов, еще не настало.
Дворянское происхождение и образование
Александр Сергеевич Грибоедов родился в дворянской семье. Его отец, Сергей Иванович Грибоедов, был крупным помещиком и государственным советником. Мать, Анна Степановна Грибоедова, была дочерью дворянина и потомственного охранника Московского государственного университета.
Александр Грибоедов получил прекрасное образование. В 1804 году он поступил в Московский университет на юридический факультет. В 1808 году Грибоедов перевелся на филологический факультет, где изучал историю, право, русский и иностранный языки. В 1810 году он удалось успешно окончить университет и получить звание кандидата юридических наук.
Грибоедов продолжил свое образование за границей. В 1814 году он отправился в Париж, где поступил на факультет политических наук и продолжил изучение иностранных языков. Грибоедов также познакомился с западной литературой и культурой, что сильно повлияло на его творчество и мировоззрение.
Образование и дворянское происхождение Грибоедова сыграли важную роль в его жизни и творчестве. Он был хорошо образован и интересовался различными науками и искусством. В своих произведениях Грибоедов сочетал глубокий психологизм с остроумием и сатирой.
Дипломат
В 1818 г. Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии Семёне Мазаровиче.
Обременённый служебными хлопотами он, тем не менее, выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский языки.
Поведением своим и характером он снискал себе уважение целой английской миссии в Тавризе и приобрел особенную благосклонность наследника престола, принца Аббаса-Мирзы, который истинно любил Грибоедова и находил удовольствие в его беседе.
В начале 1823 г. Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет живя в Москве и Петербурге.
В конце мая 1825 г., в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, он отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ. В январе 1826 года он был арестован в крепости «Грозная» по подозрению в принадлежности к декабристам (см. восстание декабристов).
Грибоедова привезли в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств его принадлежности к тайному обществу.
В сентябре 1826 года он вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность. Во время Русско-персидской войны Грибоедов активно участвовал в переговорах с представителями персидского шаха и разработке ключевых условий выгодного для России Туркманчайского мирного трактата.
В своём рапорте Николаю I командующий русскими войсками Паскевич высоко оценил роль Грибоедова в получении от Персии огромной по тем временам контрибуции в 20 млн рублей серебром.
Личность А. С. Грибоедова
Александр Сергеевич Грибоедов прожил недолгую, но богатую содержанием жизнь. От увлечения наукой в московском университете он перешел к беззаботному прожиганию жизни на военной службе и потом в Петербурге; смерть Шереметева вызвала в душе его острый кризис и побудила его, по словам Пушкина, к «крутому повороту», и на Востоке он склонился к самоуглублению и замкнутости; когда он вернулся оттуда в Россию в 1823 г., это уже был зрелый человек, строгий к себе и людям и большой скептик, даже пессимист. Общественная драма 14 декабря, горькие размышления о людях и родине, а также тревога за свое дарование вызвали у Грибоедова новый душевный кризис, который грозил разрешиться самоубийством. Но поздняя любовь скрасила последние дни жизни поэта.
Многие факты свидетельствуют, как он мог горячо любить – жену, мать, сестру, друзей, как он был богат сильной волей, мужеством, горячим темпераментом. А. А. Бестужев так описывает его в 1824 г.: «вошел человек благородной наружности, среднего роста, в черном фраке, в очках на глазах… В лице его видно было столько же искреннего участия, как в его приемах уменья жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности; можно сказать даже, что движения его были как-то странны и отрывисты и со всем тем приличны, как нельзя более… Обладая всеми светскими выгодами, Грибоедов не любил света, не любил пустых визитов или чинных обедов, ни блестящих праздников так называемого лучшего общества. Узы ничтожных приличий были ему несносны потому даже, что они узы. Он не мог и не хотел скрывать насмешки над позлащенною и самодовольною глупостью, ни презрения к низкой искательности, ни негодования при виде счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него в лице. Никто не похвалится его лестью, никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать – никогда». Современники упоминают о его порывистости, резкости в обращении, желчности наряду с мягкостью и нежностью и особым даром нравиться. Очарованию Грибоедова поддавались даже люди, предубежденные против него. Друзья же любили его беззаветно, как и он умел любить их горячо. Когда декабристы попали в беду, он всячески хлопотал, чтобы облегчить участь кого только мог: кн. А. И. Одоевского, А. А. Бестужева, Добринского.
Смысл названия
Грибоедов Александр Сергеевич, это талантливый музыкант и писатель русской литературы. Воспитывался матерью, так как отец был занят работой, и не имел ни какого образования. С ранних лет, ему прививали любовь к иностранным языкам и игре на фортепиано. С 13 лет, молодой юноша, уже вплотную занимается литературой, и пытается делать свои наброски в творчестве. Известная работа «Горе от ума», была написана на Кавказе, в начале воинской службы.
Само произведение, несёт в себе смысл своего названия. Главным героем работы автора, является Чацкий. Это человек, с прекрасным раскладом ума, но это черта, и отвергает его от всего общества. В действиях пьесы, можно понять что он, остроумен, но глуп. Даже когда речь шла о великой карьере в службе, он поп росту «проворонил» этот шанс. Герой Фамусов, всячески вразумить Чацкого, но это бесполезно. Вспоминая бывалое правление, с хорошей стороны, они долго беседуют, у них одинаковые мысли, но на службу Чацкий так и не вернулся. Чацкий, выдвигает мысль о том, что именно крепостное право, является причиной страданий человечества. И таковые мысли, заставляют Фамусова просто молчать, и даже не спорить с остроумным человеком, который так ни чего и не добился в жизни.
В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.
Практически на всём этом, и становилась идея написания этой работы. В конкретных случаях, можно понять, что только из – за споров умного человека с глупым просто людом, и произошло название этой работы. Под «горем» Грибоедов, несёт мысли действия Чацкого. Образование, мышление и пылкость этого персонажа, сводит к его неудачам и потерям. Даже в личной жизни, он терпит неудачу. Под словом «Ум» в данной прозе, Александр Сергеевич, подразумевал честность, смелые чувства человека, уверенность Чацкого. Эта работа, получила огромную популярность после смерти автора, так как при жизни, многие детали запрещала цензура. Пьеса, которую сыграли на то время, стала шедевром мировой культуры.
Софья
Сложным и противоречивым получился в комедии образ Софьи. Создавшая себе романтический образ Молчалина и полюбившая своё «творение», готовая защищать любимого человека от несправедливых, как она убеждена, нападок Чацкого и много в этом преуспевшая (вспомним, ведь именно с ее «подачи» пошла гулять сплетня от сумасшествии Чацкого!), ставшая невольной свидетельницей того, как человек, которого она любит, насмехается над ней и ее любовью, — вот через что приходится пройти героине комедии, и в конце произведения она не может не вызвать у зрителя сочувствия. Софья и умна, и хорошо знает людей — как блестяще даёт она намек на мнимое сумасшествие Чацкого светскому сплетнику Г. N., ее и упрекнуть при случае не в чем! Однако, как и Чацкого, ее ослепила любовь, и, принося страдание Чацкому, она сама не меньше страдает от предательства человека, которому верила и ради любви к которому пошла на определенные жертвы.
Рассуждение 2
В романе «Горе от ума» А.С. Грибоедов сталкивает людей с совершенно противоположными взглядами. Они будто из разных миров. Речь идет о главных героях произведения – Чацком и Фамусове.
Фамусов, и все его окружение, находятся во власти постоянной лжи и глупости. Им чуждо желание постигать новое, они отторгают образование и не видят в этом что-то плохое. В них множество недостатков и противоречий, но им на это плевать. Даже видя, что его единственная дочь София желает учиться, Фамусов осуждает ее, мол, зачем, у тебя же и так все есть!
В одном из эпизодов Фамусов рассказывает историю о том, как его родственник добился высокого статуса и расположения царицы. Дело оказалось нехитрым: он, будучи уже немолодым человеком, всего-то падал лбом об пол, тем самым вызывая у господ смех над собой. И Фамусов не видит в это ничего такого. Для него не так важны средства, главное это лишь цель.
Обратим внимание на главного героя комедии. Чацкий это молодой человек, с достойным образованием и манерами, который только недавно вернулся из долгого путешествия. Но на родине его будто бы никто и не ждал
Придя к объекту своей любви, к Софии, он не находит нужного отклика, девушка холодна и отстраненна. Также в своих мечтах Чацкий желает образумить свой народ, научить его чему-то новому, рассказать им о невиданных вещах, свидетелем которых он был. Но в реальности все оборачивается совсем не так, как он того хотел. Никто не желает слушать его россказни, он сталкивается с непреодолимой стеной из непонимания и упреков. Совершенно никто не хочет что-то менять. Чацкий ошарашен поведением Софии. Она не только оттолкнула его от себя, не приняв его чувства, так еще и распустила слух о том, что Чацкий якобы является сумасшедшим, выжившим из ума, человеком.
Чацкий – человек чести. Он не желает видеть в своей стране все те пороки, из-за которых его государство разлагается и гниет. Людям плевать на это, также им плевать и на себя, моральные нравы и традиции давно выкинуты за борт без какого-то сожаления. Общество сплотилось вокруг подхалимажа, обмана и раболепства. Чины не даются за ум и подвиги, их раздают налево и направо любимчикам и тем, кто громче всех хвалит своих господ. Всюду упадок и грязь, и выхода из этой ситуации будто бы и нет. Высший свет занят лишь танцами, балами и застольями, ни одного образованного человека, желающего привнести в этот мир что-то полезное, не сыскать.
В конечном итоге, Чацкий разочаровывается и уезжает обратно заграницу. Он хочет учиться, бороться за свободу слова. И ему не место среди фамусовского общества.
Почему же Грибоедов назвал свою комедию именно так? А все потому, что только горе получил Чацкий за свое образование и ум. Будь он как все, никто бы и слова ему не сказал и не стал выгонять из дома. Но Чацкий не желает становиться частью такого общества, он не хочет быть зависимым от глупцов и негодяев.
В советском литературоведении[]
В советском литературоведении Чацкий воспринимался как безусловно героическая фигура.
Политическую подоплёку «Горя от ума» по понятным цензурным соображениям, прямо не обсуждали до 1860-х годов, когда Чацкого всё чаще стали сближать с декабристами — сперва Николай Огарёв, за ним Аполлон Григорьев и, наконец, Герцен; именно эта трактовка образа Чацкого впоследствии воцарилась в советском литературоведении.
Мнение, что Чацкому, как написал его Грибоедов, прямая дорога лежала на Сенатскую площадь, было впервые высказано Огарёвым, обосновано Герценом, утверждавшим, что «Чацкий шёл прямой дорогой на каторжную работу», и впоследствии безраздельно утвердилось в советском литературоведении — особенно после того, как книга академика Милицы Нечкиной «А. С. Грибоедов и декабристы» получила в 1948 году Сталинскую премию. Сегодня, однако, вопрос о декабризме Чацкого уже не решается так однозначно.
Конфликт. Композиция. Проблематика
В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).
Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.
Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.
Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).
Хищники на Чегеме
Стихотворение «Хищники на Чегеме» было написано в 1826 году. Его любят читать и вникать любители истории. Поводом для написания стихотворения стало драматическое событие – 11 октября 1825 года отряд горцев разорил станицу Солдатскую. Напавшие убили и взяли в плен более 120 жителей станицы, скот отогнали, а поселение сожгли.
Стихотворение – автобиографическое
Историки подметили важность в художественном мире Грибоедова противопоставления «зрение – слепота». Зрение означает постижение мира
Своими глазами автор стихотворения постигает природу конфликтов кавказцев. Примечательно, что стихотворение писатель создал сразу после южного странствия.
Возвращение Грибоедова в Россию
После отъезда Кюхельбекера в Россию Грибоедов сильно затосковал по родине и через Ермолова исходатайствовал себе отпуск в Москву и Петербург. В конце марта 1823 г. он был уже в Москве, в родной семье. Здесь же он встретился с С. Н. Бегичевым и ему прочел первые два акта «Горя от ума», написанные на Кавказе. Вторые два действия написаны были летом 1823 года в именье Бегичева, в Тульской губернии, куда приятель пригласил Грибоедова погостить. В сентябре Грибоедов возвратился в Москву вместе с Бегичевым и жил у него в доме до следующего лета. Здесь он продолжал работать над текстом комедии, но уже читал ее в литературных кругах. Вместе с кн. П. А. Вяземским Грибоедов написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом», с музыкой А. Н. Верстовского.
Из Москвы Александр Сергеевич Грибоедов переехал в Петербург (в начале июня 1824) с целью добиться цензурного разрешения «Горя от ума». В северной столице Грибоедова ждал блестящий прием. Он встречался здесь с министрами Ланским и Шишковым, членом графом Мордвиновым, генерал-губернатором графом Милорадовичем, Паскевичем, был представлен великому князю Николаю Павловичу. В литературных и артистических кругах он читал свою комедию, и скоро автор и пьеса стали центром всеобщего внимания. Провести пьесу на сцену не удалось, несмотря на влиятельные связи и хлопоты. В печать же цензура пропустила только отрывки (7 – 10 явления первого действия и третий акт, с большими сокращениями). Зато, когда они появились в альманахе Ф. В. Булгарина «Русская Талия на 1825 год», это вызвало целый поток критических статей в петербургских и московских журналах.
Яркий успех комедии доставил Грибоедову много радости; сюда еще присоединилось увлечение танцовщицей Телешовой. Но в общем поэт был настроен угрюмо; его посещали приступы тоски, и тогда все казалось ему в мрачном свете. Чтобы избавиться от такого настроения, Грибоедов решил отправиться в путешествие. Ехать за границу, как он думал сначала, было нельзя: служебный отпуск и без того был просрочен; тогда Грибоедов поехал в Киев и Крым, чтобы оттуда вернуться на Кавказ. В конце мая 1825 г. Грибоедов прибыл в Киев. Здесь он жадно изучал древности и любовался природой; из знакомых встречался с членами тайного декабристского общества: князем Трубецким, Бестужевым-Рюминым, Сергеем и Артамоном Муравьевыми. Среди них возникла мысль привлечь Грибоедова к тайному обществу, но поэт был тогда слишком далек от политических интересов и увлечений. После Киева Грибоедов отправился в Крым. В течение трех месяцев он исколесил весь полуостров, наслаждался красотою долин и гор и изучал исторические достопамятности.
Домашние театры
Это явление повседневной жизни Грибоедова, в первую очередь, Москвы, и, в значительной степени, Петербурга. Дело в том, что жизнь дворян в первопрестольной столице России была в значительной мере сосредоточена вокруг театров: в Москве существовало около двадцати домашних театров. Это были театры, в которые не продавались билеты, туда приходили знакомые, родственники. Домашние театральные представления, а также балы, праздники, составляли очень важную часть быта и жизни образованных людей. Речь идёт о быте людей, которые общались друг с другом, участвуя в этих спектаклях – они и писали, они и играли, музыку сочиняли к этим водевилям, они и сидели в зале, и писали рецензии, которые публиковались.
Рис. 2. Императорское театральное училище (Источник)
Первая попытка поставить комедию Грибоедова была связана с театральным училищем того времени. Грибоедов не мог мечтать о постановке «Горе от ума» на Императорской сцене, об этом речи идти не могло. Цензура не могла этого допустить. Но вот силами учеников училища комедия была готова к постановке; но слух об этом дошёл до директора театрального училища, который запретил уже подготовленный спектакль.
Биография 2
Великий писатель, грамотный дипломат, музыкант и композитор это не полный список достоинств Александра Грибоедова. Любознательный мальчик дворянского происхождения. Его воспитанием и обучением занимались лучшие ученые того времени.
Способностей Саши не было предела, он с легкостью овладел шестью иностранными языками. С детства играл на музыкальных инструментах, писал стихи.
Ему очень хотелось проявить себя в боевых условиях, и он записался в полк гусар, но война с Наполеоном уже начала заканчиваться и к большому огорчению Александра. Так ему и не удалось поучаствовать в боевых действиях.
Мать, Анастасия Федоровна, видела своего сына чиновником, но Грибоедову служить совсем не хотелось, это ему казалось скучным делом. В это время он увлекся театром и литературой, пишет комедии. Молодой и горячий он в скором времени попадает в неприятную историю, становится секундантом. Дуэли в то время были не просто запрещены, за участие в них можно было попасть в тюрьму. Анастасия Федоровна сделала очень много, чтобы спасти сына от заключения. И ему пришлось покинуть Россию и отправиться в Персию.
Находясь в чужих краях Александр, очень скучал. Через какое-то время он добивается, перевода в Грузию. Здесь он начинает писать свою знаменитую комедию. Параллельно пишет стихи, пьесы продолжает заниматься музыкой.
Вскоре Александр вернулся на Кавказ, где продолжил службу в штабе Ермолова. В это время произошло восстание декабристов. Грибоедов попадает под подозрение и его арестовывают.
Перед тем как в последний раз поехать с дипломатической миссией в столицу Ирана Александр женился. Счастье молодых длилось недолго, всего несколько недель. Отправляясь в очередной раз в командировку никто и подумать, не мог, что она окажется последней.
Потребовалось полвека, чтобы заговорили о Грибоедове и о его роли дипломата писателя и просто человека.