Мировоззрение
Всю совокупность человеческих убеждений, систему взглядов на жизнь называют мировоззрением. Мировоззрение включает в себя все знания и опыт, полученные от взаимодействия человека с природой, самим собой, другими людьми. Мировоззрение человека изменить практически невозможно, очень сложно, в отличие от отдельных его идей, убеждений, ценностей.
Принято выделять несколько видов человеческого мировоззрения:
- Обыденное – мировоззрение, формирующиеся в процессе приобретения индивидом житейского опыта. Обыденный тип мировоззрения меняется в зависимости от изменения условий быта, окружающих обстоятельств (например, человек, переехавший в другую страну, постепенно перенимает новые ценности, взгляды, традиции свойственные данному типу общества).
- Научное мировоззрение — формируется благодаря приобретению личностью знаний об окружающем пространстве и о самом себе. В научном типе мировоззрения находится место только тем убеждениям, идеям, которые были логически доказаны, подтверждены научными исследованиями, проверены в научных лабораториях.
- Религиозное мировоззрение-характерно только тем личностям, у которых есть вера в сверхъестественные силы, высший разум, судьбу, Бога. Религиозное мировоззрение включает в себя определенные нормы морали, строгие правила и предписания, при соблюдении которых индивид может достичь счастья, удовлетворить высшие силы, Бога. Отклонение от этих норм, нарушение запретов ведет к грехопадению, негативным для человека последствиям.
Не может существовать одного вида мировоззрения в его чистой форме, в человеческой жизни постоянно смешиваются обыденное и научное, а иногда и религиозное мировоззрения.
Вариант 6
Внутренний мир человека — это то, что находится внутри нас, то, чем мы думаем и чувствуем. Это наши мысли, наши эмоции и наше отношение к жизни.
Каждый человек уникален и у каждого свой внутренний мир. Внутренний мир может быть полным радости, счастья и позитивных эмоций, а может быть и заполнен страхом, тревогой и грустью. Внутренний мир человека меняется в зависимости от событий, которые происходят в его жизни.
Важно заботиться о своем внутреннем мире и уметь его контролировать. Когда мы чувствуем себя счастливыми и довольными, весь наш внутренний мир наполняется теплотой и радостью
Это отражается на нашем внешнем облике и взаимодействии с другими людьми.
Однако, бывают и такие моменты, когда внутренний мир человека заполняется негативными эмоциями. Такие моменты нормальны, ведь невозможно всегда быть только счастливыми
Важно уметь справляться с этими эмоциями и не позволять им взять верх над нами
Заботиться о своем внутреннем мире — это заботиться о своем здоровье. Необходимо знать, что делать, если мы чувствуем себя несчастными или подавленными. Можно поговорить с близким человеком или специалистом, который поможет разобраться в ситуации и найти пути решения проблемы.
Внутренний мир человека — это то, что формирует его личность и определяет его поступки. Когда мы внутри себя чувствуем себя сильными и уверенными, мы способны достичь любых целей. Но, чтобы это произошло, необходимо принять себя таким, какой мы есть, со всеми своими недостатками и достоинствами.
Иногда, внутренний мир человека может быть запутанным и сложным. Это нормально, ведь мы все учимся понимать самих себя и находить свое место в мире. Главное — это не останавливаться на достигнутом и всегда стремиться развиваться, как личность.
Таким образом, внутренний мир человека — это то, что делает нас индивидуальными
Заботиться о своем внутреннем мире и развиваться как личность — это очень важно для достижения счастья и гармонии в жизни. Будем беречь свои мысли и эмоции, и всегда оставаться собой
Понятие «психика», «душа»
Психея является результатом взаимодействия мозга с окружающей средой и представляет собой особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражающее объективную реальность. Это свойство необходимо человеку для навигации и активного взаимодействия с окружающей средой, а также для контроля над своим поведением. Как у человека, так и у животных есть психика, высшая форма человеческой психики может быть описана термином «сознание», но она более узкая, потому что психика включает в себя сферу подсознания и сверхсознания («супер-самого себя»).
Термин «психика», который используется в философии, психологии, медицине, довольно сложен, и ряд его определений только говорят о том, что ученым довольно сложно четко сказать, что это такое. В любом случае ученые утверждают, что психика не может быть просто сведена к нервной системе, хотя, по сути, нервная система является одним из органов психики. При нарушении деятельности нервной системы нарушается и страдает психика.
Психея не дается готовой с рождения и не развивается сама по себе, так же как и человеческая душа не развивается сама по себе, когда ребенок изолирован от людей. Психея человека формируется в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, в процессе ассимиляции ими культуры, созданной предыдущими поколениями.
Все имеющиеся на данный момент определения психики относятся к внутреннему миру человека, его отношению к своему окружению или внешнему окружению. Наиболее ясным, простым и удачным определением этого сложного понятия является: менталитет — это не более чем субъективный внутренний мир человека, который определяется его взаимодействием с окружающим миром.
Таким образом, психика включает в себя несколько составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активную передачу человеческой культуры и навыков новым поколениям.
В настоящее время вместо слова «душа» используется термин «психика». Тем не менее, в языке сохранился целый набор слов и выражений, происходящих от первоначального корня: живых, душевных, бездушных, душевных развлечений и т.д. С точки зрения лингвистики «душа» и «психика» — одно и то же. Но с развитием культуры и науки значения этих терминов разошлись.
Каждый человек является строго индивидуальным явлением, поэтому душа каждого человека является уникальной характеристикой его личности. Несмотря на уникальность каждого человека, все же можно говорить в общих чертах о человеческой душе в целом. Религия и идеалистическая философия, а также психология рассматривают душу как нематериальную субстанцию, независимую от тела, в то время как наука определяет душу как особый внутренний мир человека. Это мир, в котором содержание, информационное «наполнение» личности, имеет краткое обозначение «Я». Это личное местоимение включает в себя определенное мировоззрение, жизненные ценности, набор знаний и представлений об окружающей действительности. Все эти представления ассимилируются человеком в процессе взросления, познания и практической жизнедеятельности и определяют отношение человека к внешнему миру.
При рассмотрении души ни философия, ни психология не могут воздержаться от учета связи между духовным миром человека и деятельностью его мозга; таким образом, человек является психофизическим, психофизическим существом. Душа в виде индивидуального субъекта выражается в особенностях темперамента, характера, способностей, а то, что она имеет несколько модификаций, отличает одного человека от другого, поэтому своеобразие композиции души с неповторимыми чертами определяет уникальность личности. Эмоции, чувства, нравственность, законы морали принадлежат к сфере души. Для психологии понятие «душа» имеет фундаментальное значение, это понятно, потому что само название науки — не что иное, как «наука о душе».
Для людей понятие души неоднозначно — одни считают ее функцией мозга, для других душа рождается вместе с телом и продолжает существовать после смерти. Таким образом, человек представляет собой синтез души, духа и тела, внутренний мир которого ассоциируется с понятием «дух».
Как развивать внутренний мир
Давай начнем вот так – путешествия. Это тот момент, где привычные шаблоны поведения невозможны. И в этих условиях легко обучаться чему-то новому, где масса новых впечатлений, которые и формируют внутренний мир.
Найди хобби
Ты можешь увлечься чем-то простеньким или экстраординарным. Хобби, увлечения. Не до экспертности, нет. Но ароматным кондитером на 2-3 увесистых торта точно.
Общайся
Ты можешь общаться и перенимать опыт своих соотечественников, ну или ладно, иностранцев, тем самым поместив себя в необычные условия, обучаясь.
Читай
Самый доступный способ – чтение. Кто-то из великих назвал чтение- общением с великими умами прямо у себя дома. И правда. Ценные мысли, опыт. Впечатления обогащают на раз-два прямо на диване.
Самопознание
Ну, и конечно, как уже говорили, самопознание. Корень сам- о многом говорит. В этом случае тебе не нужен никто. Только ты сама. А результат – пальчики оближешь. Что делать? Ты можешь поисследовать собственный внутренний мир, позадавая вопросы. Если будешь честна, ты много о себе узнаешь. А если знаешь себя, то понимаешь, чего тебе не хватает и что нужно в данный момент, как развиваться. Поехали?
Фото Dimitar Belchev on Unsplash
- Что я люблю? Чем мне нравится заниматься и что наполняет меня энергией?
- Что я не люблю и делаю против желания? Что отнимает мои силы?
- Что я делаю так хорошо, что даже от окружающих слышу похвалу?
- Каковы мои способности? Какие из них я хочу развивать?
- Каковы мои ценности? То, что я делаю, не противоречит моим ценностям?
- Есть ли поступки в моей жизни, которые наполнили радостью жизнь других людей? Есть то, чем я горжусь?
- Что я хочу на самом деле? Какого жизненного опыта мне не достаёт?
- Есть ли то, что я хочу в себе изменить? Есть ли такие черты, которыми могу гордиться?
- Как я хочу жить и что делает меня счастливой?
- Как я представляю себя через год, через пять лет? Я там себе нравлюсь?
- Что мне нужно сделать, чтобы достичь этого образа? Есть ли минимальные первые шаги, которые я могу сделать сейчас и в ближайшее время?
Ты можешь письменно ответить на эти вопросы, можешь нарисовать свой образ. Фантазируй! Любые средства хороши, и они будут формировать твой бесценный внутренний мир, делая его ещё интереснее. Дерзай.
Вариант 1
Внутренний мир — это понятие, которое описывает личность и ее внутренние переживания, мысли, эмоции и чувства. Это то, что происходит внутри человека, то, что нельзя увидеть невооруженным глазом, но что формирует нашу индивидуальность и влияет на наше поведение и принятие решений.
Я определяю внутренний мир так, потому что я считаю, что наша внутренняя жизнь является основой нашей личности. Она определяет, как мы смотрим на мир, как мы воспринимаем себя и других, и как мы принимаем решения. Внутренний мир также является местом, где мы обрабатываем эмоции и переживания, что позволяет нам лучше понимать и управлять своим поведением и действиями.
Один из примеров из русской литературы, который иллюстрирует внутренний мир, — это роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников испытывает внутреннюю борьбу между своими идеями о правде и справедливости и желанием совершить преступление. В этом примере мы видим, как внутренний мир переживаний Раскольникова влияет на его решения и действия.
Еще один пример внутреннего мира можно привести из реальной жизни. Например, человек, который испытывает тревогу, может постоянно переживать негативные мысли и чувства, что ведет к неспокойствию и неуверенности в себе. Но если этот человек начинает осознавать свои мысли и переживания, он может научиться управлять своей тревогой и развивать свой внутренний мир, чтобы стать более уверенным и эмоционально стабильным.
В заключении, внутренний мир — это то, что формирует нашу личность и влияет на нашу жизнь и наш выбор
Он может быть сложным и иногда противоречивым, но понимание его важности и развитие его являются важными компонентами нашего личностного роста и самопознания. Чем больше мы узнаем о нашем внутреннем мире, тем лучше мы понимаем свои потребности, ценности и мотивации, и тем более успешно мы можем достигать наших целей и жить более счастливую жизнь
Поэтому, развивать свой внутренний мир, изучать его и управлять им — это важный путь самопознания и личностного роста для каждого из нас.
Мне нравится3.7 k.Не нравится1.4 k.
Что влияет на внутренний мир
У любой личности есть собственные взгляды на жизнь, принципы, идеи. Потому что люди изначально рождаются с разными характеристиками и в разных условиях.
Внутренний мир формируется под воздействием:
- наследственности;
- типа нервной системы (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик);
- характера, формирующегося до 15-17 лет;
- природных способностей;
- интересов;
- жизненного опыта;
- силы воли;
- окружения;
- глубинных установок и т.д.
Так внутренний мир выстраивается под воздействием врожденных и приобретенных характеристик, не всегда зависящих от человека. Несмотря на это каждая личность может усилием воли улучшать и развивать его.
Способы мышления
В мировоззрении человека могут быть следующие способы мышления:
- Догматизм. В основе лежат существующие правила, теории или же догмы. А вот, например, во время религиозного мировоззрения мы берем догмы из религии и следуем им.
- Умный критицизм. В этом случае нам понятно, что мировоззрение может изменяться. Мы подвергаем действительность сомнению.
- Скептицизм. Это когда мы сомневаемся в возможности познания мира или в том, как мы его понимаем. За этим следует регулярное обдумывание и осмысление.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Понятие «внутренний мир человека»
А. Мень в человеке самым главным считал то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить. Это есть психическая реальность человека, организованное содержание его психики или внутренний мир.
Еще Сократ говорил о том, что жизнь, которая не познана, не стоит того, чтобы быть прожитой.
Психологи предпринимают попытки, чтобы установить общие закономерности психологической жизни человека, но это только один из путей познания собственного внутреннего мира. Лучшим психологом этого мира является каждый человек в отдельности, потому что, осознавая себя, человек получает минимум четыре удивительные возможности:
- Узнать себя;
- Оценить себя;
- Изменить себя;
- Принять себя.
В осознавании себя огромную роль играет психология и философия, которая пытается ответить на волнующие человека главные вопросы:
- Что есть человек?
- Цель и смысл существования человека;
- Роль и место человека в мире.
Вопросы психологии немного проще:
- Устройство психики человека;
- Психологические свойства личности;
- Схожесть и отличие людей друг от друга;
- Как человек думает, чувствует, действует.
Основой внутреннего, духовного мира выступает интеллект. Благодаря интеллекту человек живет, определяет свои высшие потребности, познает мир, который его окружает и себя в этом мире, формирует свои ориентиры, ставит цели и задачи.
Внутренний мир человека, таким образом, имеет сложную структуру и представлен такими элементами, как:
- Эмоции – самый яркий компонент внутреннего мира человека. В душе человека многие переживания оставляют глубокий след благодаря испытанным эмоциям, а события, незаряженные эмоциями, забываются быстро.
- Чувства. Они тоже являются эмоциями, но только более постоянными. Как правило, они держатся довольно долго и в меньшей степени зависят от внешней «подзарядки». Чувства могут быть связаны с конкретным человеком, предметом или каким-либо явлением.
- Мировоззрение. Его считают главным законом формирования внутреннего мира.
К мировоззрению относятся моральные ориентиры и принципы, взгляды на жизнь. Развитие и обогащение внутреннего мира человека происходит значительно быстрее, если человек имеет целостное и логически четкое мировоззрение. Сформировать мировоззрение можно самостоятельно, ориентируясь на собственные идеалы и устремления.
Внутренний мир людей индивидуален и уникален и возникает в результате отражения мира внешнего. Внутренний мир человека и внешний мир тесно связаны и зависят друг от друга.
В результате проведенных исследований специалисты определили самые распространенные состояния психики человека, характеризующие его внутренний мир:
«Самовыражения Я» – размышления человека о самом себе. Это монолог (монологическое мышление) с преобладанием во внутренней речи местоимения Я;
«Размышление о другом». Данное состояние представляет собой диалог, где преобладает местоимение «ты». Состояние характеризуется одобрением себя с возможной мысленной самокритикой;
«Необъективированность мысленных образов». Субъект этого состояния сосредоточен на себе, своих достоинствах, причем собственные недостатки отвергаются. Другие участники воображаются в абстрактной форме, как бы держатся в голове;
«Планирование будущего». В этом состоянии человек осмысливает свои перспективы, ставит определенные для себя цели, размышляет над проблемами их реализации, планирует будущее;
«Фиксация на препятствии». В данном состоянии возникает ощущение одиночества и отвергается возможность взаимодействия в разрешении ситуации
Это происходит, потому что человек сосредотачивает или фиксирует свое внимание на каких-либо препятствиях и трудностях;
«Чувственное восприятие мира». Мысли озвучиваются в виде голосов, а все образы представляются очень ярко и контрастно;
«Фантазии»
Состояние творческое, препятствия представляются несущественными, потому что выход обязательно можно найти, а цели являются вполне достижимыми. Человек чувствует себя активным и полным сил.
Становится вполне понятно, что внутренний мир человека тесно связан с миром внешним и является его отражением в индивидуализированной форме.
Внутренний мир каждого человека формируется и наполняется через жизненный опыт, в процессе познания.
Структура
Он развивается в одном временном направлении: от прошлого к будущему, но через настоящее. Например, тот, кто испытал предательство, не сможет простить его, но научится жить с этим состоянием. Человеческий мир состоит из взаимозависимых и взаимосвязанных компонентов. Невозможно сказать, какие из них важные, а какие второстепенные. Согласно существующей теории, у каждого человека есть тайники души, которые можно активировать при определенных условиях.
Мировоззрение
это система точек зрения и представлений об окружающем мире. Определите направленность действия, целенаправленность. Он оказывает прямое влияние на поведение, склонности, привычки. Структура мировоззрения:
- знания;
- принципы;
- верования;
- духовные ценности;
- идеалы;
- идеи.
Мировоззрение связано с обществом, его проблемами, а также с личными убеждениями и устойчивыми взглядами на жизнь. Он проявляется в виде догматизма, критики, скептицизма. Он формируется спонтанно или сознательно (через намеренное обогащение своих идеалов и принципов). Мировоззрение эмоционально и со временем может меняться. Условно его делят на несколько категорий:
- ежедневно;
- религиозный;
- научно-теоретический.
В жизни людей мировоззрение играет важную роль, поскольку оно обеспечивает руководство, направление деятельности и инструменты для достижения целей. Он формируется под воздействием внешних факторов, но основан на врожденных особенностях.
Познание
Познание — это потребность человека познать себя, окружающий мир. Он заключается в получении и осознании информации о смысле жизни, о своем месте в ней. Это сочетание умственных и интеллектуальных способностей, позволяющих человеку получать информацию, понимать и запоминать ее. Формы сенсорного познания:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Отдельно рассматривается интуиция — вид познания, при котором понимание истины происходит без логического обоснования и доказательства. Частичное осознание появляется внезапно.
Познание внутреннего и внешнего мира происходит через понимание и распознавание информации, полученной устно или с помощью органов чувств.
Эмоции и чувства
Субъективное переживание текущей ситуации называется эмоциями. Они тесно связаны с чувствами, но длятся гораздо меньше. Чувства — эмоциональное состояние с ярко выраженным объективным характером. Эмоции включают:
- радость;
- неудовольствие;
- страх;
- любовь;
- удивление;
- стыд;
- презрение;
- злость;
- ненавидеть.
Чувства:
- любовь;
- дружба;
- восторг;
- преданность;
- сомневаться;
- патриотизм;
- желание;
- отвращение.
Эмоциональность связана с темпераментом, но некоторые эмоции возникают под влиянием социальных факторов и формируются в учебном процессе. Социальные чувства называются высшими эмоциями:
- интеллектуальный;
- культурный;
- эстетический;
- моральный;
- практичный.
Они зависят от среды, в которой находится человек, а также от развития общества в целом. Чувства и эмоции составляют основу внутреннего мира. Через них приходит познание внешнего мира, принятие или отклонение норм, правил и законов.
Воля
Какой человек может получить определение «волевой»? Делает уверенный выбор, принимает смелые решения, отвечает за ошибки. Человек занимается построением жизни, отчитываясь о своих действиях.
Волевая личность — это человек, способный принимать решения, делать выбор и нести за них ответственность. Часто в этом случае воля является синонимом свободы. Человек строит свою жизнь. Воля также определяет сознание и самосознание. Сильный человек может преодолеть сильные инстинкты и желания, зная, что краткосрочное удовлетворение позже обернется проблемами.
Воля помогает, несмотря на фобии, психологические травмы или тяжелые воспоминания, идти к цели. Пример: человек решил порвать с прошлым и не искать встреч с бывшим партнером, который разлюбил его. Обладая сильной волей, он будет придерживаться этого плана, при слабой воле найдет повод внести изменения в план.
Если волевой человек решил, что ему нужно много работать, чтобы получить желаемое, то, несмотря на трудности и усталость, он добьется цели. Воля помогает сосредоточиться, вселяет уверенность в своих силах, закаляет характер. Несомненно, это важный элемент внутреннего покоя.
Путь к человеческому мировоззрению через исторические факты
Усредненное мировоззрение большинства людей, независимо от религиозных или идеологических систем, научных или житейских знаний основано на древней системе понятий.
Преподаватель В.И. Водовозов еще в конце XIX века писал о мировоззрении древних египтян, где он доступно объяснял связь четырех систем: вещества (материи), действующей на него силой (духа или силовыми полями), отведенным для него пространством и постоянно изменяющемся во времени. Это говорит о том, что обобщающие понятия со времен древних египтян не подвергались изменению.
Теория Эйнштейна тоже подтверждает факт взаимосвязи, но трех понятий, исключая дух. Такого понятия как дух в науке не существует, это тонкие материи, которые воспринимаются органами чувств. Теперь они называются физическими полями. Но аспект смысла и идеи, по-другому информации, наукой был утерян.
Мы стремимся к мозаичному виду мировоззрения, а приходим к абстрактной духовности, забывая о предельном обобщении образов, которые отображают мир. Без меры и материи не могут существовать пространство и время, и наоборот.
В итоге можно прийти к пониманию о существовании трех обобщающих понятий:
- материи во всех существующих состояниях (от жидкого состояния до вакуума);
- информации, представляющей собой образ материального явления, которое и составляет мировоззрение;
- мера, как упорядочивание материй и образов в численном эквиваленте в сознании личности.
Напрашиваются вопросы: «Так почему же люди до сих пор не дошли до понимания обобщенной системы мировоззрения? Почему большинство людей воспринимают стереотипы, заложенные с древности»? Судя по многим фактам, такое мировоззрение умышленно поддерживается в обществе.
Текст ОГЭ для сочинения
(1)На столовых часах пробило половина восьмого. (2)Наташа проснулась. (3)Высвободила из-под одеяла тоненькую руку и нажала кнопку электрического звонка. (4)Позвонила и прислушалась. (5)Не застучат ли знакомые каблуки в коридоре?! (6)Так и есть — стучат! (7)Это Анюта. (8)Она аккуратно приходит будить Наташу каждое утро четверть восьмого. (9)Сегодня опоздала отчего-то. (10)Дверь в Наташину комнату широко распахнулась. (11)Анюта, стройная, хорошенькая, немногим старше своей шестнадцатилетней госпожи, в высоком, тугом с утра корсете и белом чепчике на голове, с деловитым видом появляется на пороге.
(12)Сегодня почему-то и белый чепчик, и тонкая талия, и сама Анюта раздражают Наташу. (13)Что-то смутное, неприязненное поднимается со дна души. (14)Наташа сердито посмотрела на Анюту и ворчливо произнесла: — Почему ты не разбудила меня в обычное время? (15)На вопрос Наташи Анюта отвечает, ласково щуря смеющиеся глаза: — Ас чего бы вам и не поспать лишние четверть часика, а? (16)Успеете в гимназию вашу! (17)Наташа недовольна. (18)Беспричинная волна раздражения охватывает её. (19)Но Анюта неуязвима. (20)0на прекрасно видит, что барышня не с той ноги встала, и только улыбается на воркотню Наташи лукаво и снисходительно. (21)Часы бьют восемь. (22)Наташа смотрит в зеркало. (23)Надутые губы, сердитое лицо и что-то тревожно-недовольное в глубине тёмного взора… — (24)Отчего бы это? — недоумевающе спрашивает себя Наташа.
(25)И вдруг вспоминает. (26)Вспоминает сразу, быстро. (27)Точно кто подсказывает её мыслям. — (28)Ах да… (29)Не выучила историю. (30)А историк спросит непременно… (31)Эта глупая Анюта… (32)Чего она улыбается, сияет?! (33)И чепчик глупый, и фартук, и вся она… (34)Всё это так несносно!
(35)Противные и чепчик, и Анюта! (36)Папа довёз Наташу до гимназии. (37)Взвинченная, взволнованная и сердитая, Наташа угрюмо, глядя себе под ноги, поднимается по широкой лестнице в класс. (38)После молитвы первый урок — история. (39)Преподаватель, молодой худощавый человек в очках, стремительно распахнул дверь и, в несколько быстрых шагов проскользнув пространство от порога комнаты до кафедры, занял своё место. (40)И Наташа поняла разом, что всё для неё кончено. (41)Началась пытка. (42)Ах, наверное, он знает, что творится в голове Наташи, далёкой от реформ Петра!
(43)Взволнованная до последнего предела, Наташа подаётся назад. (44)Может быть, тогда Сомов не увидит встревоженного лица Наташи, на котором чётко, как на вывеске, значится: «Увы! (45)Я не знаю сегодняшнего урока!» (46)Как раз в эту минуту неожиданно, как гром небесный, оглушительным молотом ударяет девочку ужасная фраза: — Госпожа Дёрнова, извольте отвечать! (47)Пол начинает кол:)ся под её ногами, сама она поднимается с малиновым от смущения лицом и выходит тяжёлой, так несвойственной ей походкой на середину класса. — (48)Госпожа Дёрнова! (49)Что же? (50)Прошу поторопиться! (51)У нас нет времени для совершения прогулок в.часы уроков! (52)Ах, какой этот Сомов!.. (53)Сколько затаённого раздражения слышится в его голосе, когда он говорит это! (54)И не стыдно ему? — (55)Сдаётся мне, госпожа Дёрнова, что вы не выучили урока на сегодня! (56)Капельки пота выступили на лбу девочки.
(57)Губы конвульсивно сжались. (58)Руки мнут конец чёрного фартука. (59)По губам Сомова проползает неопределённая улыбка: как будто презрение, жалость и насмешка соединились в ней. (60)Наташа, робко поднявшая было глаза в его выжидательно-вопрошающее лицо, встречает на себе этот неприятный для неё взгляд и потупляется снова. (61)Стыд обжигает душу девочки, появляется запоздалое раскаяние. (62)3ачем, зачем она не прочла вчера эти несколько злополучных страниц?! — (63)Что же вы, долго будете молчать, госпожа Дёрнова?! — снова, на этот раз уже сердито, прозвучал голос учителя. — (64)Садитесь, я ставлю Вам единицу, — произнёс он спокойно. (65)Единица! (66)0, это было уже слишком!
(67)Как прошёл урок истории, как прошли следом за ним остальные уроки — этого Наташа не помнила вовсе. (68)В переменку она смутно, как сквозь сон, слышала утешающие слова Нины Соболевой, и Жуковой, и добренькой Мышки… (69)Она улыбалась им, стараясь казаться спокойной, но лишь только они отходили от неё, прежний приступ отчаяния накидывался, как лютый зверь, на Наташу. (70)В душе не оставалось ни одного светлого пятнышка, точно в ней твёрдо и прочно поселилась тёмная, злая, ненастная осенняя ночь.
(По Л. А. Чарской*)
* Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) — русская детская писательница, актриса.
Данный текст для сочинения в 8 варианте сборника Цыбулько ОГЭ 2023 по русскому языку.