Подход к изучению человека как бисоциального существа

Восемь мелочей, которые расскажут о человеке многое

Классификация знаний

Знание – это готовый результат познавательной деятельности. С середины девятнадцатого века принято изучать знание, как три последовательных формы: религиозное, философское и позитивное. Данную концепцию предложил О. Конт. Идея основана на эволюции представлений людей о мире и источников информации. Понятие познание это процесс получения нового знания.

Классификация знаний:

  1. По источнику сведений – люди, материалы, объекты культуры, Интернет;
  2. По методам передачи – устная речь, графическое изображение, текст;
  3. По сфере деятельности – юридическое, управленческое, учительское и тому подобное;
  4. По способу принятия информации – на практике (в результате реальных действий), благодаря научным открытиям, экстрасенсорные.

Все знания допустимо подразделить на следующие виды:

  • обыденные – строятся на жизненном опыте, согласуются с тем, что человек привык видеть и воспринимать ежедневно;
  • мифологические – структурированная реальность, основанная на сочетании эмоций и разума;
  • религиозное – отражение действительность благодаря образам, которые формируются за счет веры в сверхъестественное;
  • художественное – не требует доказательств, допускает видение мира посредством условных образов;
  • рациональное и иррациональное — в первом случае в основе факты, во втором – эмоции и страсти;
  • квазинаучное – сочетание всех форм знаний, не основанных на логике и фактах.

Все виды знаний, существующие сегодня, подразделяют на две большие группы – научные и ненаучные. Первая категория характеризуются следующими признаками:

  • приобретено благодаря работе мозга, а не органов чувств;
  • выражено в виде записанных правил;
  • экспериментально доказуемо;
  • характерно использование особой терминологии.

Ненаучное знание подразделяют на такие виды:

  1. Донаучное – все, что было получено до формирования современных сфер исследования.
  2. Паранаучное – альтернативные или дополнительные сведения существующие параллельно с признанными знаниям, в частности, астрология, уфология.
  3. Вненаучное – неправдоподобные взгляды о современности.
  4. Антинаучное – ошибочное представление о мире (утопические взгляды).
  5. Псевдонаучное – основано на убеждении, а не на логических умозаключениях.
  6. Лженаучное – домыслы и догадки, которые пока не доказаны.

Знания позволяют человеку ориентироваться в мире, планировать и осуществлять действия. Выработка новых видов стимулирует развитие человечества. Стандартные результаты познания и их использование являются критерием развития человечества.

54.405. Природное и общественное в человеке

Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении и деятельности является самым значительным в системе знаний об обществе.

Сложным и дискуссионным до сих пор остается вопрос о происхождении человека. Можно выделить несколько подходов к данной проблеме.

Религиозная теория

Теория палеовизита

Теория Ч. Дарвина

Теория Ф. Энгельса

Божественное происхождение человека.

Душа ― источник человеческого в человеке.

Человек ― создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Человек имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

Главная причина появления человека ― труд. Под его влияние сформировались такие качества человека как сознание, язык и творческие способности.

Человек ― это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть  существо  биосоциальное. Он является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Человек  как  биологическое  существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, которые функционируют определённым образом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. При этом биологические свойства человека во многом диктуют стиль его жизни и направление развития человеческого общества.

Человек  как  социальное  существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Факторы, влияющие на формирование человека

Биологические

Социальные

Половозрастные особенности

Сознание и самосознание

Физическое строение, конституция тела

Мышление

Свойства нервной системы

Воля

Темперамент

Речь

Задатки

Наличие культуры

Когда человек становится социальным существом, то биологические свойства неисчезают, они являются предпосылками для формирования образа жизни человека. Без их обеспечения жизнь человека как социального существа немыслима.

Важно отметить, что человек как социальное существо может вступать в конфликт со своей изначальной биологической природой, подавлять инстинкты и даже преодолевать наиболее важные из них, но перечеркнуть полностью биологические данности он не может. Основные  отличия  человека  от  животного

Основные  отличия  человека  от  животного

Человек

Животное

Производит свою собственную окружающую среду, изменяя и преобразуя природу.

Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе.

Существо универсальное, и способен действовать «по меркам любого вида».

Не может преодолеть свою видовую ограниченность.

Потребности людей постоянно изменяются и растут.

Потребности практически не изменяются.

Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной.

Существование направляется только инстинктами.

Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, изменяет, планирует, обладает сознанием.

Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст

Теоретический материал

На протяжении всей истории цивилизации человек постоянно стремился постичь себя. Кто мы, откуда пришли в этот мир и с какой целью — этими вопросами задавались лучшие умы человечества. В поиске ответов на них к единому мнению прийти не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся, поскольку эти вопросы принадлежат к разряду так называемых вечных. И всё же человек не теряет надежды хотя бы приблизиться к разгадке столь волнующей его тайны, выдвигая на этом пути множество гипотез и теорий.

Поскольку сущность человека напрямую связана с его происхождением, то особое значение для её понимания имеет исследование проблемы антропогенеза (от греч. anthropos — человек и genesis — происхождение). Учёными предложен целый ряд концепций, совершенно по-разному объясняющих появление на Земле человека. А если вам нужно составить резюме, обратитесь сюда https://rezume.me.

Основные концеппции происхождения человека:

• Эволюционная теория (научная теория) предполагает, что человек произошёл от высших приматов — человекоподобных существ путём постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Является наиболее распространённой теорией в современном научном сообществе.• Концепция творения {религиозная концепция) основывается на том, что человека создал Бог или боги. Она возникла гораздо раньше, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков современного человека.• Концепция внешнего вмешательства (паранаучная концепция) связывает появление людей на Земле с деятельностью иных цивилизаций. По упрощённой версии данной концепции, люди считаются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Сознание

Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию)

Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Ошибка Мерло-Понти

Ошибка Мерло-Понти состоит в том, что для него философия — не наука о внутреннем, а наука о внешнем. Что это значит? Что он, следуя за идеей позитивности философии, помещает сознание в границах тела.

Современная антропология исходит из кантовской мысли о том, что сознание возможно не в границах тела индивида, а в границах субъективности, которые, в свою очередь, определяются отношением человека и его медиума. Что значит медиум? Для ребенка — это его мама. Для человека — это то, что связывает его с сознанием. Если бы сознание было природным свойством тела, то медиум ему был бы не нужен.

Мерло-Понти ошибся, взяв за основу своей философии отношение сознания и тела. На самом деле, сознание — не внутреннее тела, а тело — не внешняя граница сознания. Между сознанием и телом нет никаких отношений. Границей сознания является субъективное. Границей тела — другое тело. А восприятие существует не для того, чтобы внешнее вошло во внутреннее и там структурировалось. Восприятие человека — это воображение.

Можем ли мы рассматривать содержание внутреннего чувства по аналогии с внешними чувствами? Конечно, можем, если решим, что внутреннее время, время галлюцинаций и время вещей аналогичны. Если допустим, что это одно и то же время. Даже Кант делал такие допущения. Даже он колебался в решении вопроса о том, что делает человека человеком. В результате ему приходилось отказываться от продуктивного воображения априори. А отказать воображению в создании новых образов — значит отказать человеку в праве на существование, отличное от животного существования.

Происхождение и эволюция человека

Происхождение человека составляло предмет догадок с глубокой древности и привело к возникновению у различных народов разнообразных мифов. Основная версия появления человека это антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих.

  • Теория происхождения человека
  • Эволюция
  • Животные предки человека
  • Долгий путь от приматов к современным людям: антропогенез
  • Архантропы
  • Неандерталец и кроманьонец
  • Общество людей и «стадо» животных
  • Что такое мышление?
  • Что такое сознание?
  • Что такое речь?
  • Что такое общение?

Теория Дарвина

Теория английского ученого Чарльза Дарвина — одна из версий происхождения человека, которую поддерживает научное мировое сообщество. Именно ее изучают школьники на уроках биологии.

Определение

Теория Дарвина (или Дарвинизм) — это научное обоснование эволюции на Земле путем естественного отбора. По мнению Дарвина и других ученых, согласных с этой версией, все живые организмы меняются со временем, причем это касается и наследственных, и поведенческих, и физических характеристик. Происходящие изменения позволяют им выжить, адаптироваться к среде обитания, увеличить потомство.

Теория эволюции Чарльза Дарвина была впервые сформулирована и напечатана в 1859 году в книге «Происхождение видов». Сподвигло ученого на написание книги кругосветное путешествие, во время которого он внимательно изучал флору и фауну и пришел к интересным выводам. 

Согласно этой теории, у всего живого на нашей планете — общий предок. А далее виды менялись под воздействием природных, климатических и других явлений. По словам Дарвина, спустя большое количество поколений измененные виды существенно отличаются от первоначальных.

«Двигателями» эволюционного процесса являются:

  1. Унаследованная способность видов к изменению, адаптации к меняющейся окружающей среде.
  2. Естественный набор, позволяющий выживать более сильным, выносливым, хитрым, адаптированным. 

Ученые в XX и XXI веке смогли дополнить теорию эволюции Дарвина исследованиями в области генетики, молекулярной биологии, экологии, и т.д. Современная теория получила название «синтетической» эволюции.

Доказательства и «слабые места» в теории Дарвина

В пользу теории Чарльза Дарвина говорят доказательства общности происхождения животных и человека:

  1. Анатомические сходства, заключающиеся в похожем строении отдельных органов и их систем в теле человека и животных. 
  2. Эмбриональное сходство, которое заключается в том, что на ранних этапах развития зародыш человека мало чем отличается от зародышей позвоночных (у него  есть жаберные щели и хвост). Человеческие особенности у эмбриона появляются на поздних стадиях развития.
  3. Наличие рудиментов — органов и свойств, присущих человеку, но утративших свои прямые функции. Ученые насчитывают порядка 90 рудиментов в теле человека: хвостовые позвонки (копчиковая кость); признак мигательной перепонки (складка в уголке глаза); остаток шерсти (тонкие волосы на теле) и др.
  4. Наличие атавизмов у отдельных людей. Атавизмы — это органы или свойства, которые были утрачены в процессе эволюции, но могут появиться у отдельно взятой особи: обильный волосяной покров на лице и теле, сильно развитые клыки, многососковость, хвостатость и др.

Хотя эта теория официально признана научным миром, в ней по-прежнему остаются белые пятна:

  1. Археологами не было найдено ни одного скелета промежуточных видов. К примеру, если жираф появился путем изменения вида антилопы, должны были сохраниться останки промежуточного вида животного с удлиняющейся шеей.
  2. Теория Дарвина потому и называется теорией — ученым до сих пор не удалось провести ни одного эксперимента, подтверждающего ее состоятельность. Попытки вывести новый вид животного предпринимались неоднократно, но пока научные умы смогли добиться только изменений внутри вида. Причем большинство этих видоизмененных животных не способны производить потомство.

Однако на сегодняшний день это единственная естественно-научная теория, которая отвечает на большинство вопросов по происхождению и развитию видов.  

Слайд 6Творчество:Творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и

духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Наука, которая изучает творческую деятельность, называется эвристика.

Объект (результат):-Произведения искусства;-Теории, открытия, изобретения;-Процессы, механизмы;

Этапы творчества:-Формулировка задачи;-Сбор и изучение информации;-Проблема уходит в подсознание;-Озарение;-Проверка;-Оценка новизны найденного решения;

Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.Фантазия – это мысленное представление; поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.Интуиция – это способность постижения истины путем прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.

Теория аномалий пространства

Определение

Теория аномалий пространства — теория, считающая материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями, а людей — плодом аномалии параллельных пространств.

Теория пространственных аномалий постулирует, что мироздание состоит из трех первичных элементов:

  • Материи;
  • Энергии;
  • Ауры.

Эти понятия существуют на многих планетах во Вселенной и в параллельных пространствах. Если Материя и Энергия — привычные нам понятия, то Аура — это информационный элемент, способный как оказывать влияние на материю и энергию, так и зависеть от них и взаимодействовать с ними. Другими словами, Аура — это элемент управления системы «Материя – Энергия – Аура», который стремится к созданию разума. Но Аура — это не бог, она не может создать разумное существо. В ее власти только создание таких условий и факторов, которые могут в дальнейшем привести к появлению разумной жизни. Аура помогает перспективным видам развиваться в заданном ею направлении. Получается, что у нее есть необходимый энергетический и материальный потенциал, позволяющий вносить генетические изменения в организмы.

Теория пространственных аномалий предполагает, что биосфера на пригодных для жизни планетах развивается по одинаковому сценарию, написанному на уровне информационной субстанции — Ауры. При возникновении благоприятных условий такой путь ведет к возникновению разума по типу земного.

Дарвинизм

Наибольшее влияние на становление современных представлений о происхождении человека оказало учение английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809—1882) о биологическом родстве человека с животными. Учёным была выдвинута гипотеза о естественном (природном) происхождении человека в процессе эволюции. Основными механизмами эволюции, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и происходящий в процессе борьбы за существование естественный отбор. По мнению Дарвина, человек, являясь одним из органических существ, не составляет исключения из теории об эволюционном превращении одних видов в другие. Это было очень смелое для своего времени утверждение, коренным образом отличавшееся от принятых на тот момент представлений о происхождении человека. И хотя дарвиновская концепция не была идеальной и имела слабые места (например, с позиций эволюционизма затруднительно объяснить возникновение таких человеческих свойств и качеств, как труд, речь, мышление), именно она была взята на вооружение мировым научным сообществом и принята им в качестве парадигмы.

Следует заметить, что с момента появления трудов Ч. Дарвина данная концепция не осталась неизменной, в отдельных аспектах она довольно существенно отошла от первоначальных положений в связи с открытием множества явлений в биологии, антропологии, геологии, физике, химии и т. д., которые не были известны в середине XIX века. Современный дарвинизм принято называть синтетической теорией эволюции, и на сегодняшний день это единственная концепция, которая в полной мере удовлетворяет критериям научной теории.Трудовая теория антропогенеза Ф. ЭнгельсаСоздатель трудовой теории происхождения человека Ф. Энгельс (1820—1895) полагал, что труд был важнейшим фактором эволюционного превращения предка человека в социальное и культуросозидающее существо. Он предположил наличие маятникообразного движения под периодическим влиянием то биологических, то качественно иных (социальных) факторов — так называемое развитие по спирали. В связи с необходимостью приспосабливаться к меняющимся природно-климатическим условиям человек:

• выпрямился, чтобы лучше ориентироваться на местности (это повысило его безопасность, а также позволило освободить передние конечности для предметной деятельности);

• всё чаще использовал имеющиеся в его распоряжении предметы (камни, палки, кости животных и пр.) в качестве простейших орудий труда;

• постоянно искал более эффективные средства защиты от холода, голода и нападений хищников, а также решал другие важные для выживания задачи. Всё это повлекло за собой развитие простейших трудовых навыков, что обусловило изменение строения руки, позволившее, в свою очередь, невиданно расширить круг используемых предметов. С этого момента развитие человека, согласно трудовой концепции Ф. Энгельса, неразрывно связано с совершенствованием одних орудий труда при помощи других (что является отличительным признаком именно человеческого труда — животные хотя иногда и используют природные предметы в своих действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с применением каких-либо приспособлений!), а также с совместной трудовой деятельностью и возникающими на её основе общественными отношениями. В процессе изготовления орудий труда формировались зачатки абстрактного мышления (сами орудия труда, даже самые примитивные, при этом представляли собой как бы «свёрнутые * схемы действий по их производству и использованию, которые передавались от индивида к индивиду), а в процессе коллективной деятельности — речь (в ответ на потребность разговаривать друг с другом произошли изменения в строении гортани, что и послужило биологической предпосылкой возникновения речи). Постепенно маятникообразное движение от биологического к социальному и от социального к биологическому ускоряется и в конце концов исчерпывает себя. Биологическая эволюция на этом в основном заканчивается, также ослабевает влияние природных факторов; человек живёт и развивается уже главным образом под действием социальных факторов — совершенствования процесса труда, передачи трудовых навыков последующим поколениям и др. Особую роль при этом играют членораздельная речь и язык. В труде человек совершенствуется как физически, так и духовно, формирует культурные способы саморегуляции и собственно культуру. Таким образом, по Ф. Энгельсу, именно «труд создал человека*.

В настоящее время трудовая гипотеза происхождения человека большинство учёных в полной мере уже не удовлетворяет. И в первую очередь потому, что генетика отрицает наследование приобретённых признаков.

Антропогенез

Антропогенез являет собой процедуру, когда человек выделился из мира животных. Процесс — это историческое и эволюционное создания человека, как физического типа.

Ключевые проблемы антропогенеза:

  • время и место зарождения первых людей;
  • кто является предками современного человека;
  • стадии исторического эволюционного развития;
  • что стало движущей силой изменений;
  • причины развития мышления и речи.

Хронология антропогенеза:

  1. С позиции археологии – палеолит, мезолит, неолит.
  2. С точки зрения социологии – первобытное общество, родовая и затем соседская община.

Способы познания мира различны в зависимости от исторической эпохи.

Слайд 13Мышление и речь:Мышление – это процесс познавательной деятельности человека. Характеризующийся опосредованным

и обобщенным отражением деятельности. Мышление неразрывно связано с языком и речью.Широкое значение: это все умственные процессы.Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.).Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Речь – это процесс общения, коммуникационного воздействия посредством языка.

Форма речи:

Устная (говорить или слушать)

Письменная (писать или читать)

Внутренняя речь

Слайд 5Тип деятельности:Практическая деятельность – это непосредственное преобразование окружающей природы и социума

(материально-производственную – природа, социально-организационную – общество);Духовная деятельность (духовно-практическая – отражает в художественной форме, в мифах, религиозных учениях, и духовно-теоретическую – отражает в науках, законах природы и обществе);

Игра – это форма деятельности в условиях ситуации. Направленность не на результат, а на сам процесс. Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность).Труд – это форма деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность. Направлена на достижение практически полезного результата.Учение – это форма деятельность, которая направлена на освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей. Формируется система знаний, умений и навыков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: