Правописание корней

Проверочные слова, безударные гласные в корне

На что обратить внимание

  • Ни в коем случае не проверяйте ударением гласные в корнях с чередованием гласных.
  • Не проверяют ударением слова с полногласием однокоренными с «выпавшей» гласной. Например, в слове золото пишем буквосочетание ОЛО, хотя есть слово злато.
  • При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчёт формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а, например: топтал, потому что то́пчет (хотя выта́птывал), молчать, молчат, потому что мо́лча (хотя ума́лчивать).
  • При подборе однокоренного слова помните о лексическом значении корня. Существует много похожих и даже почти одинаковых корней, имеющих разные значения и разные гласные. Например, примерять одежду (проверяем словом примерка), примирять друзей (проверяем словом мир), умирать и умереть (чередование мер-мир зависит от суффикса а, нельзя проверять ударением).

См. Общие правила правописания безударных (неударяемых) гласных.

См. Также Непроверяемые безударные гласные

Проверяемые безударные гласные >>>Учите орфографию с нами. Орфография по правилам.

Вот наиболее полный список слов с похожими корнями:

Залезать (лезть) в нору – зализать (лижет) рану

Начал облезать (облез) – облизать (лижет) леденец

Слезать (лезть) с дерева – слизать (лижет) сметану

Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство

Навевать (веять) грустные мысли – навивать (вить) волосы на плойку

Развеваться (веять) на ветру – развиваться (развитие) по возрасту

Полоскать (полощет) бельё – ласкать (ласка) кошку

Посветить (свет) фонариком – посвятить (свято) стихи даме

Спешите (спешка) на работу – спишите (списывать) в тетрадь

Чистота (чисто) в доме – частота (часто) радиоволн, визитов

Умолять (молит) о помощи – умалять (мал) заслуги

Посидеть (сидя) на скамейке – поседеть (сед) от горя

Увядать (вянет) на жаре – увидать (вид) друга

Примерять (мерка) платье – примирять (мир) врагов – умирать, умереть (мер/мир)

Проредить (редкий) морковь – разрядить (разряд) ружьё

Накалить (накал) железо – наколоть (укол) дрова

Цветущая долина (дол) – далёкий (даль) маяк

Свела (вёл) с ума – свила (вить) гнездо

Она очень мила (мил) – Она мела (мёл) пол

Датировать (дата) документ – дотировать территорию

Прожевать (жёваный) мясо – проживать (жить) в квартире

Подражать старшим — раздражать (дразнит) – дрожать (дрожь) на ветру

Сплотить (плотно) коллектив – заплатить (плата) долг

Скрепить (крепко) листы – скрипеть (скрип) на ветру

Прекращать ремонт – укрощать (кроткий) тигра – сокращать (кратко) дробь

Трепать (трёпка) на ветру – какое-то тряпьё (тряпка)

Вызволять (воля) пленника – взвалить (вал) на себя груз – валять (валяный) шерсть

Старожил (стар) города – сторожил (сторож) склад

Обежать (бег) магазины – обижать (обида) слабых

Газовая плита (плитка) – сплетать (плёл) корзинку

Хвастливый (хвастать) зазнайка – хвостатый (хвост) чёрт

Угадать (загадка) слово – угодить (угода) невесте

Испариться (пар) в воздухе – неоспоримый (спор) аргумент

Кочковатый (кочка) луг – качаться (качка) на качелях – кочевник

Теснить (тесно) соседей – тиснить (тиснуть) на коже

Стесненный (тесно) в средствах — тисненный (тиснуть)золотом

Слепил (лепка) снеговика – слипаться (липкий) вместе

Отварить (варит) картошку – отворить (створка) дверь

Что стряслось (тряска) – трещит (треск) по швам

Бронировать (бронь) билеты – бранить (брань) мужа

Сгребать (грёб) листья – грибной (гриб) суп

Висеть (повис) груша, нельзя скушать – весовой (вес) сахар

Истощиться (тощий) от голода — притащиться (тащит) под вечер, тащить сумку

Косить (косит) траву – кассир (касса) — касаться, прикосновение (кос/кас)

Лучший радист (радио) – моя родня (род)

Пойдём на каток (катит) – котик, коток (кот)

Охранять (охрана) склад – хронология (хронос) событий

Горьковатый (горький) вкус – гористая (горы) местность – горбыль (горб) – горевать (горе) – разгораться, загар (гор/гар)

Приведение (вёл) приговора в исполнение – увидел привидение (вид)

Прядут (прясть) три девицы – придут гости

Обнажённый (наг) натурщик – ножевое (нож) ранение

Наваждение (отвадил) – наводнение (воды)

Постепенно утихать (тихо) – утешать (утеха) ребёнка

Правописание корней -гар-, -гор-, -зар-, -зор-

Следующие пары чередующихся корней имеют другие правила написания. Выбор определяется с помощью ударения.

Так, в корнях -гор- / -гар- в слабой позиции следует писать букву «о», в сильной позиции – «а». Подробно рассмотрим на примерах:

  • загар, нагар, огарочек, разгар, угар;
  • возгорание, загореться, пригорел, сгорание, гореть.

Исключение составляют три устаревших существительных: изгарь, пригарь, выгарки.

У чередующихся корней -гор- / -гар- существуют омонимы – корни в словах «горе», «гора». Одинаковые по звучанию и написанию, но не входящие в группу чередующихся корней. Чтобы не путаться в них, опираются на лексические значения: горе – это несчастье, гора – возвышение над землёй, а корни -гор- / -гар- связаны со значением огня.

Например: Пламя возгоралось всё выше и выше к звёздам. У Елены после моря красивый загар. Хватит вам горевать, пора веселиться! Вокруг одни горы да равнины.

Запоминаем алгоритм устных рассуждений при выборе корня -гор-/-гар-:

1.Находим корень.

2.Ставим ударение.

  1. Определяем часть слова, на которую падает ударение.
  2. Сверяем, не входит ли слово в список исключений.

5.Если ударение падает на корень, пишем «а».

  1. Если ударение приходится на другую часть слова, пишем «о».

Лексическое значение корней -зар-/-зор- привязано к слову «заря»(природное явление, когда солнце перед своим восходом или закатом ярко освещает небо).

Букву «а» пишут, когда она в корне находится в безударной позиции: зарница, заря, озарение. В сильной позиции пишут ту гласную, которая слышится, это может быть в равной степени «а», «о»: зори, зорька, зарево, лучезарный.

Слово-исключение: зоревать/заревать (не ложиться спать до самой зари, до рассвета). Долгое время был принят только первый вариант написания, в настоящее время допустимы оба варианта. Вот и остались мы на берегу реки зорьку заревать. Пошли на рыбалку с друзьями, да зоревать и пришлось.

При выборе корней -зар-/-зор- используем такой порядок рассуждений:

1.Выделяем корень.

2.Ставим ударение.

3.Если ударение падает на корень, определяем, какой звук слышим.

  1. Пишем ту букву, которую слышим.

5.Если ударение падает не на корень, пишем гласную «а».

Наш урок окончен. Вспомните основные разделы, которые мы изучили. Перечитайте учебный материал повторно. Закрепите в памяти все правила и алгоритмы по теме. Проверьте себя с помощью тестирования.

Правописание гласных букв Э-Е

Чтобы правильно писать буквы Э и Е, для обозначения звуков на их основе, потребуется запомнить правила, где именно они пишутся.

Э нужно писать в таких случаях:

  • в начале местоимений и междометий (этот, эх);
  • в названиях букв (бэ, вэ);
  • в сложных словах после приставок или иных частей, которые стоят перед основным словом (антиэлектрон, деэскалация, неэтичный);
  • в аббревиатурах (политэкономия, нэп);
  • в иностранных словах в начале или середине (эра, эллин, этика, экзамен);
  • после букв А, О, У, Ю, если они стоят в середине слова (дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт).

Буква Е пишется в следующих случаях:

  • в корне после согласных (белый, ветер, словечко, ноге);
  • в корне после букв Е и И (геенна, реестр, гигиена, гиена);
  • в начале слова (ехидна, еловый, ельник);
  • после любых гласных, если они находятся не в корне слова (борзые);
  • после Ъ и Ь (отъезд).

История правила

Это одно из самых первых правил, дошедшее до нас в неизменном виде от учебников орфографии конца 19 века.
Впервые на гласные в корнях обратил внимание Михаил Ломоносов в Российской грамматике. Но правило им сформулировано не было

Развивая мысль Ломоносова, авторы следующих учебников уже формулируют подобие правила. Вот так:

В общем, писать некоторые слова с безударными гласными не как все считалось «непристойным», но правила еще нет.

Николай Греч уже предлагал проверять безударные гласные ударными в однокоренных словах, но у него также ещё нет единого правила: отдельный абзац он посвящает каждой паре гласных, которые можно спутать.
Но за 100 лет формулировка была отточена.

Это уже из учебника для гимназий 1915 года.

По поводу правила о безударных гласных не ведётся особых споров. Всем оно понятно, всем нравится. Но именно на это правило допускается большая часть ошибок.

Проверяемые гласные

Все гласные звуки в русскоязычной лексике могут занимать сильную позицию (на них падает ударение, они произносятся с особой интонацией и силой) или слабую позицию (на них ударение не падает, и они произносятся не так чётко).

Например, в слове домишко в сильной позиции находится звук «и» (в суффиксе –ишк-), в слабой позиции –звук «о» в первом (корень) и третьем (окончание) слогах. И если звук «и» мы слышим однозначно, то звук «о» произносится и слышится, как звук «а».

В слове пироги под ударение попадает звук «и» в третьем слоге (окончании), остаются безударными звуки в корне: «и» в первом слоге, «о» во втором. И опять «о» слышится как «а».

Какие выводы можно сделать?

Если гласная в сильной позиции, то она произносится отчётливо, и пишется та буква, которая этому звуку соответствует. При этом мы руководствуемся правилом: как слышим, так и пишем.

Когда гласная безударная, в большинстве случаев возникают сомнения, какую букву писать. Так, произнося прилагательное лесны¢е,в первом слоге мы слышим и произносим «и», но пишем «е».

Почему?

Потому что действует правило: чтобы определить, какую безударную гласную писать в корне слове, следует её проверить, постараться поставить в ударное положение. Проверка проводится двумя способами:

  • подбором однокоренных слов;
  • через изменение формы слова.

Для нашего примера подходит первый способ: лесные–лес, перелесок, подлесок.

Для полного понимания приведём ещё примеры:

  • долгота – долгий;
  • сварить – отвар;
  • старик – старый;
  • сохранить – охрана;
  • смешит – смех.

Подбирая родственные слова, не ограничиваются в выборе. Слова могут:

  • принадлежать к разным частям речи.Например: краснеть (гл.) – красный (прил.), молотить (гл.) – молот (сущ.);
  • обозначать разный размер предмета: грибочек – гриб,площадка–площадь;
  • иметь уменьшительно-ласкательное значение:зима – зимушка, короб – коробочка.

Рассмотрим второй способ: поставим безударную гласную под ударение, изменив форму слова. Проверим в глаголе напоить букву «о»в корне. Преобразуем неопределённую форму на глагол третьего лица, единственного числа. Получим новый вариант:напоит. Звук в сильной позиции, пишем букву, которую слышим –«о».

Другие примеры:

  • кольцо – кольца;
  • хвалить — хвалит;
  • весна – вёсны;
  • писать – пишет;
  • водить– водит.

Форму слова изменяют:

  • склоняя по числам: окно – окна, мосты – мост;
  • падежам: моря – в море, земля – в землях;
  • временам: плясали – пляшут, видал – видит.

Подводим итоги: безударную гласную, написание которой можно проверить, поставив под ударение, через подбор однокоренных слов или изменением формы слова, называются проверяемыми.

А теперь выполните самостоятельную работу:

  • проверьте гласные «о» в корнях в существительных домишко и пироги;
  • в глаголах вязать, вырезать проверьте гласные в корнях, применяя способ изменения словоформ.

Воспользуйтесь следующей памяткой по предварительной устной работе с орфограммой:

  1. Найдите корень слова.
  2. Определите безударные гласные, которые необходимо проверить.
  3. Подберите все возможные однокоренные слова или меняйте форму слова: окончание, число, лицо, время, вид глагола.
  4. Убедитесь, что при проверке гласная оказалась в сильной позиции.
  5. Сделайте выводы: какую гласную следует написать в безударном положении, каким способом вы при этом воспользовались.

Безударные гласные, которые нельзя проверить

Некоторые безударные гласные нельзя проверить, если изменить форму слова или попытаться использовать однокоренные слова. Такие слова потребуется запомнить, знать, какое написание правильное. Альтернативным решением становится обращение к правилам русского языка, под которые попадает написание конкретной гласной, либо использование словарей для уточнения.

Иногда написание безударных гласных, которые нельзя проверить, можно угадать, если знать некоторые особенности слова. Например, знать происхождение слова, либо ориентироваться на схожие синонимы, характеристики которых аналогичные и их написание известно человеку.

Пример:

Октябрь

Пенал

VI. Неударяемые гласные в корнях слов

§ 13. Следует различать гласные а и о в корнях зар- – зор-, рас(т)- – рос(т)-, равн- – ровн-, гар- – гор-, плав- – плов-:

1. Корень зар- пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением – за́рево, лучеза́рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.); корень зор- пишется под ударением в отдельных словах и формах: зорька, зоренька, зорюшка, зори, зорь, зорю (бить, играть зорю)*Комментарий редакции портала В «Орфографическом словаре русского языка» 1956 года были закреплены три слова с безударным корнем зор: зоревать, зорянка, зоревой. Они оказались исключениями. Позже в разное время нормативное написание этих трех слов было подведено под правило. «Орфографический словарь русского языка» с 1974 года (13-е издание) дает написание зарянка, с 1991 года (29-е издание) – заревой. С 1999 года новый академический словарь – «Русский орфографический словарь» – фиксирует форму заревать..

2. Корень рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль; корень рос(т)- пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.

3. Корень равн- пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(cя), поравняться, все равно; корень ровн- пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень; в слове равнина пишется а.

4. Корень гар- пишется под ударением, например: зага́р, нага́р, а также в словах и́згарь, вы́гарки; корень гор- пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.

5. Корень плав- пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Чередование а и о находим также в глаголах скакать – выскочить, кланяться  поклониться, касаться  коснуться, предлагать  предложить, излагать – изложить и т. д., а также макать – мочить и в образованных от них словах: скакун  выскочка, касательство  прикосновение, облагание  обложение и др.

§ 14. Чередование и и е находим в следующих глаголах: сжигать  сжечь, выжигать  выжечь и т. п.; постилать  постелю, расстилать  расстелю и т. п.; раздирать  раздеру, удирать  удеру и т. п.; отпирать  отпереть, запирать  запереть и т. п.; стирать  стереть, растирать  растереть и т. п.; умирать  умереть, помирать  помереть, замирать  замереть и т. п.; избирать  изберу, прибирать  приберу и т. п.; вычитать  вычесть, прочитать  прочесть и т. п.; сидеть  сесть,  а также блистать  блестеть.

Правописание согласных в корне

Согласные звуки, подвергающиеся позиционным чередованиям, на письме в одной и той же морфеме обозначают одинаковыми буквами: косить – косьба, узость – узкий.

Если в слове имеется удвоенная согласная, необходимо смотреть, в какой именно части слова она находится. В русских словах, как правило, удвоенных согласных в корне нет, они появляются только на стыке морфем: рас-сказ, от-тепель, длин-ный, туман-н-ость и др.

Удвоенные согласные в корне – признак того, что слово было некогда заимствовано: троллейбус, хоккей, терраса, перрон, пассажир и др. Написание таких слов не регулируется правилами, поэтому для уточнения количества согласных необходимо пользоваться орфографическим словарем.

В словах, где имеются непроизносимые согласные, наблюдается стечение согласных звуков. Как правило, в соответствии с принципами русского произношения звуки, которые сложно вписать в артикуляцию всего сочетания в целом, подвергаются выпадению как находящиеся в слабой позиции: сее, сое, праик, гиганий, прелеый, меый и проч. Для их «проявления» необходимо, чтобы они вновь оказались в фонетически сильной позиции, где их звучание наиболее отчетливо: сердечко, солнышко, празден, гиганты, прелесть, место.

От таких слов необходимо отличать те, которые не содержат непроизносимых согласных, но фонетически похожи на указанные сочетания: словесные игры, чудесные игрушки, искусный мастер, участвовать в конкурсе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: