Владимир маяковский

В. в. маяковский

Примеры из поэзии Маяковского

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Маяковский и революция

После переезда в Москву у Маяковского появилось много друзей-революционеров. Это привело к тому, что в 1908 г. он вступил в рабочую партию РСДРП.

Юноша искренне верил в правоту своих взглядов и делал все возможное, чтобы пропагандировать революционные идеи другим людям. В связи с этим Маяковского несколько раз арестовывали, однако каждый раз ему удавалось избегать тюремного заключения.

Позже его все-таки посадили в Бутырскую тюрьму, поскольку он не прекращал своей агитационной деятельности, открыто критикуя царскую власть.

Интересен факт, что именно в «Бутырке» Владимир Маяковский начал писать первые стихи в своей биографии.

Менее чем через год его выпускают на свободу, после чего он сразу же выходит из партии.

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Ранние годы

Будущий всемирно известный поэт Владимир Маяковский родился 19-го июля 1893 года по новому стилю в небольшом городе Багдати, в западной части современной Грузии. До некоторых пор, населенный пункт носил имя самого Маяковского, а после распада СССР был переименован обратно.


В. Маяковский в детстве

Молодой человек происходил из рода обедневшего дворянства. Отца звали Владимиром Константиновичем, он работал лесничим в Эриванской губернии (недалеко от нынешней столицы Армении). Позже мужчину перевели в Багдати, где он продолжал трудиться.

Отец Маяковского имел дворянские корни, происходил из запорожского казачества. Мать молодого человека звали Александрой Алексеевной. О ней известно несколько меньше. Точно можно сказать, что в роду у женщины были кубанские казаки. Сама же она появилась на свет в станице Терновской.

Владимир был не единственным ребенком в семье. Помимо него у отца и матери было еще двое дочерей. Кроме них у Маяковского были братья. Но оба умерли в совсем юные годы.


Владимир Маяковский с сестрой Ольгой

Когда настал 1902-й, Владимир поступил в гимназию в Кутаиси. Примечательно, что молодой человек свободно говорил на грузинском языке и считал его одним из родных наравне с русским.

На тот момент будущему поэту не было и 10 лет, однако он активно интересовался вопросами революционного движения, читал агитационные материалы. А чуть позже даже участвовал в забастовках и демонстрациях.

В феврале 1906 года Владимир Константинович, отец семейства, скончался от заражения крови. Причиной стал несчастный случай. Заболевание развилось после того, как он уколол палец иголкой, пока сшивал документы.

Кончина родителя стала трагедией для Маяковского. Событие произвело на него очень сильное впечатление: с тех пор и до конца жизни поэт терпеть не мог булавки и прочие колющие предметы, страдал боязнью микробов.


На фото: семья Маяковских. Кутаис, август 1905 г.

После смерти отца финансовое состояние семьи серьезно пошатнулось. Маяковский с сестрами и матерью переехали в Москву. Здесь молодой человек поступил в 4-й класс гимназии. Но окончить образование так и не сумел, был исключен. Причиной стала невозможность и дальше финансировать обучение.

В 1908-м году Маяковский вышел из школы, отчисленный за неуплату.

Основные направления «серебряного века»

Основными модернистскими направлениями «серебряного века» являются:

  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм.

Противопоставить эти направления можно не только с эстетической стороны, но и географически. Например, основные деятели символизма родились в Петербурге и Москве, происходили из интеллигентных семей. Они закончили университеты, занимались преподавательской деятельностью, писали серьезные научные труды. Символисты, подобно деятелям «золотого века», организовывали салоны и кружки, проводили религиозные собрания.

Статья: Футуризм Маяковского: желтая кофта

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В этом же интеллектуальном кругу возникает и акмеизм, однако, в отличие от символизма, он формируется на периферии. Например, Гумилев родился в Кронштадте, Мандельштам – в Варшаве, а Ахматова – под Одессой. Однако эстетической колыбелью акмеистов можно считать пригороды Петербурга и русскую культуру, в том числе и символизм. Однако культуру акмеисты осваивали путем самообразования, которое заменило им университет.

Футуризм же является детищем провинциальной России и совершенно иной, низовой, культуры. Например, Хлебников родился в улусе Астраханской губернии, Крученых – в селе Херсонской губернии, а Каменский – на пароходе, который плыл из Перми в Нижний Новгород. Как правило, футуристы не имели даже гимназического образования, они бравировали своей необразованностью, антикультурностью, даже «дикостью».

Эту тенденцию отражают и первые этапы биографии главного русского футуриста – В. Маяковского.

В 1922 году поэт написал автобиографию «Я сам», затем спустя шесть лет он ее дополнил. В коротких юмористических главках он рассказал практически всю свою жизнь.

Личная жизнь и семья Владимира Маяковского

Биографам известно о нескольких романах поэта. Так, в 1913 году Владимир Маяковский познакомился с Софьей Шамардиной — артисткой, известной под псевдонимом Эсклармонда Орлеанская. Девушка поддерживала деятельность футуристов, играла в постановках по их произведениям. Возлюбленная вдохновила поэта на стихотворение «Послушайте!». После расставания с Маяковским она вышла замуж и прекратила артистическую деятельность.

Следующей возлюбленной Маяковского стала Мария Денисова. Они встретились в 1914 году на поэтическом вечере в Одессе, где футуристы продвигали идеи «новой поэзии». Вскоре поэт сделал девушке предложение, но она отказала ему. Упоминание о ней встречается в его поэме «Облако в штанах». Бывшие возлюбленные сохранили добрые отношения. Денисова, впоследствии увлёкшаяся скульптурой, изваяла бюст поэта.

Для многих почитателей творчества Маяковского его имя тесно связано с Лилей Брик. Поэт познакомился с ней и её мужем Осипом Бриком в 1915 году благодаря её младшей сестре, писательнице Эльзе Триоле (урождённая Элла Каган), с которой имел кратковременную романтическую связь. Спустя месяц после знакомства в доме Бриков поэт прочёл поэму «Облако в штанах» и попросил разрешения посвятить его хозяйке вечера.

Брик утверждала, что сначала она относилась к молодому литератору только как к другу, но позднее уступила его настойчивым ухаживаниям и призналась мужу в романе. Между тем, её супруг поддерживал Маяковского в его творчестве. Когда тот служил в армии, Осип Брик покупал его стихи и печатал в журналах, был негласным лидером возглавляемого поэтом «ЛЕФа» (на двери одной из их штаб-квартир висела табличка «Брик. Маяковский»).

Через 3 года они начали жить втроём. В 1922-м в отношениях поэта с возлюбленной наступил кризис, и они пришли к решению сделать перерыв, который продлился 2 месяца. В это время он жил отдельно, но продолжал оказывать Лиле Брик знаки внимания. После воссоединения они вместе совершили ряд поездок за границу, где продвигали «лефовские» идеи. Но позднее отношения Маяковского и Брик приобрели более спокойный характер.

В 1925 году во время поездки в США поэт сошёлся с Элли Джонс (урождённая Елизавета Зиберт). Девушка выступала переводчицей Маяковского. В Америке мужчина провёл около трёх месяцев. В следующем году в Нью-Йорке Джонс родила дочь Хелен Патрисию. Бывший муж Элли, Джордж Джонс, дал девочке свою фамилию, чтобы она могла считаться законнорождённой. Поэт видел дочь всего однажды, когда в 1928 году находился в Ницце, но хранил её фотографию.

После возвращения из заграничной поездки Маяковский начал роман с работницей Госиздата Натальей Брюханенко, который продлился почти 2 года. Однако, по признанию Натальи, чувства поэта были довольно поверхностными. Так, Маяковский признался ей, что всё ещё любит Брик. Не желая быть на втором месте, девушка прекратила отношения. Тем не менее, они продолжали работать над его рукописями.

В 1928 году поэт находился в Париже. Там у него начался роман с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, работавшей в столице моды манекенщицей. Перед отъездом Маяковский просил её выйти за него замуж и вернуться вместе с ним, но утончённая Яковлева отказала неистовому, страстному футуристу. Существует легенда: поэт отдал весь свой парижский гонорар цветочной компании, чтобы несколько раз в неделю его любимая получала цветы; их приносили даже после смерти Владимира. Но многие биографы подвергают эту историю сомнению.

Последней возлюбленной поэта стала актриса Вероника (Нора) Полонская. Их знакомство состоялось в 1929 году благодаря Лиле Брик — девушка играла главную роль в фильме «Стеклянный глаз», в котором Брик была вторым режиссёром. Владимир Маяковский настаивал на том, чтобы артистка рассталась с мужем Михаилом Яншиным, и стала его женой. Он даже вступил в писательский кооператив, чтобы получить квартиру, где они могли бы жить вместе. Но 21-летняя девушка не ушла от супруга, видя порывистый, неровный характер 36-летнего футуриста.

Владимир Маяковский, Лиля Брик и Осип Брик

Татьяна Яковлева

Вероника Полонская

Интересные факты

  • С ранних лет поэт хорошо знал грузинский язык и считал его родным наравне с русским.
  • Помимо способностей к стихосложению, Владимир обладал художественным даром. В молодости Маяковский даже поступил в училище и осваивал живопись.
  • Всю жизнь поэт боялся микробов, булавок и иголок. А в зрелые годы у него появилась еще одна фобия — потерять голос. Поскольку в таком случае он бы не смог выступать.
  • В юные годы Маяковский увлекался идеями революции, марксизма. За это чуть было не оказался за решеткой на долгий период. Хоть столь печальная судьба его и миновала, поэт почти год провел в Бутырской тюрьме, пока шло следствие.
  • Официально женат не был ни разу. Но это не помешало ему стать отцом двух детей: сына и дочери.
  • Был ярым атеистом.
  • Маяковский поддерживал революционные идеи и был одним из идеологов советского режима.
  • После прочтения произведения о Ленине, овации продолжались целых 20 минут.
  • Когда литератор умер, панихида длилась 3 дня. Но даже так не все желающие сумели попрощаться со знаменитым деятелем искусства.
  • Помимо поэзии и драматургии поэт интересовался кинематографом. На тот момент — молодым и только зарождающимся видом искусства.
  • Маяковский был азартным игроком, что нередко сказывалось на его материальном положении.
  • Есть версия, что знаменитый способ форматирования стихотворений «лестницей» был обусловлен подходом к вознаграждению поэтов в то время: им платили не за знаки, а за количество строк.

Загадка смерти Маяковского. Особая папка

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Сильный человек (9 класс)

    У каждого человека свое понимание сильный, у кого-то сразу в голове вырисовывается силуэт накаченного силача, а у кого-то это слово ассоциируется с другим смыслом, с духовным. Так какой же он все-таки, сильный человек?

  • Бунин Темные аллеи анализ рассказа 9 класс

    Отношение Бунина к теме любви было несколько своеобразным, если в начале произведения мы видим влюбленную пару, то в конце они неизменно расстаются или же один из них трагически умирает.

  • Сочинение Хлестаков в комедии Ревизор (образ и характеристика 8 класс по Гоголю)

    В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий беспредел того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена.

Термин «футуризм» произошел от латинского слова “будущее”, зародилось  направление в начале 20 века в Италии, в России наибольшее распространение получил в 1920-х годах, наиболее известными его представителями были В.В. Каменский, А.Е. Крученых и В.В. Маяковский.

Последние годы

В 1925 году покончил жизнь самоубийством поэт Сергей Есенин. Маяковский не был ему другом, скорее даже, он был его оппонентом, но на смерть Есенина написал стихотворение, вот несколько строк из него:

Владимир Маяковский читает по радио пьесу «Баня», 1929 год

Получилось так, что после стольких лет признания, восторгов, любовных успехов настала для Маяковского какая-то печальная череда. Любовь не складывалась, Брики уехали за границу, Яковлева не захотела вернуться с Владимиром на родину. На творческом поприще также наступил разлад, коллеги его не понимали, критики журили.

В апреле 1930 года сердце Маяковского перестало биться, ум перестал блистать, 14 числа поэт застрелился. Его творчество погрузилось в забвение до 1936 года, до письма Лили Брик и резолюции Сталина. Борис Пастернак говорил про поэта:

Однажды Лиле Брик приснится Маяковский, она спросит у него, как же он мог так поступить, а поэт ответит ей, что она поступит так же. Муза Владимира Маяковского в 1978 году приняла большую дозу снотворного. Возможно, она вспомнила свой сон и решила последовать его сценарию, так как жизнь уже не доставляла ей той радости, как и Владимиру когда-то. Эта женщина внесла большой вклад в сохранение наследия поэта Маяковского.

Владимир Маяковский выступает перед красноармейцами, 1929 год

Отрывок из письма Лили Брик о Маяковском И.В.Сталину:

Футуризм — новое слово в поэзии Серебряного века

Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего Владимира. У Маяковского было две сестры, а два его брата умерли ещё в детском возрасте.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование он получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году. Любовь к искусству с ранних лет была присуща Маяковскому: юноша решил учиться на художника.

В 1906 году Владимир Владимирович переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии № 5. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии.

Первая русская революция Маяковского не оставила в стороне. Будущий поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В подполье у Маяковского была кличка «товарищ Константин». Именно под этим прозвищем Маяковский распространял революционную прессу в молодёжных кругах. За подпольную деятельность Маяковскому приходилось платить свободой.

Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году поэт поступил в Московское училище живописи. Уже тогда Владимир Владимирович любил выделяться творческими экспериментами, используя необычные цвета в своих художественных работах.


Володя Маяковский. 1900 год. (wikipedia.org)

В начале 1910-х в Российской империи происходит творческий кризис символистов. 1890-е можно назвать началом русского Серебряного века: поэты-символисты перенесли мистические мотивы французских лириков в свои тексты. Однако вскоре на смену символизму пришли акмеизм и футуризм — принципиально новые стили, отвергнувшие идеалы Александра Блока, Дмитрия Мережковского и Андрея Белого.

Маяковский, любивший творческие эксперименты, настоящий бунтарь по характеру, вступил в ряды поэтов-футуристов, поставивших на первое место в своём творчестве форму произведений и непризнание старых литературных авторитетов. Владимир Владимирович оставил свою подпись под манифестом футуристов «Пощёчина общественному вкусу», в котором нашли отражения революционные идеи начинающих поэтов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…».

Первое стихотворение Маяковского — «Ночь» — было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель написал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

Маяковский в своей поэзии решил бросить вызов старым порядкам. Также он придумал «лесенку» — необычное ритмическое построение стихотворения, выделявшее стихи Маяковского от произведений, написанных стандартными поэтическими размерами. Вот, к примеру, написанное змейкой стихотворение «Нате!», в котором отражено настроение лирического героя Маяковского:

«А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот…».

Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но такое название не пропустила в печать цензура. Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические мотивы.

Впрочем, сводить творчество Маяковского только к теме противостояния общественным нравам не стоит. Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и её мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. Именно замужней женщине Маяковский посвятил любовное стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)», в котором поэт-бунтарь показал читателям себя с другой стороны:

«И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа…».

Помимо написания стихотворений, в творчестве Маяковского особое место занимали сценарии к фильмам. Он снялся в трёх своих фильмах, сыграв главные роли в этих картинах.


Владимир Маяковский, студент. (wikipedia.org)

Приближался революционный 1917 год, сыгравший огромную роль в судьбе Маяковского.

Произведения Маяковского

В 1913 г. Маяковский публикует свой первый сборник «Я». Интересен факт, что в нем было всего лишь 4 стихотворения. В своих произведениях он открыто критиковал буржуазию.

Однако параллельно с этим из-под его пера периодически появлялись чувственные и нежные стихи.

Накануне Первой мировой войны (1914-1918) поэт решает попробовать себя в качестве драматурга. Вскоре он представляет первую в своей биографии трагическую пьесу «Владимир Маяковский», которая будет ставиться на сцене театра.

Интересно, что сам автор выступил режиссером спектакля, а также исполнил в нем главную роль.

Как только началась война, Маяковский вызвался добровольцем в армию, однако не был принят в ее ряды по политическим соображениям. Видимо власти опасались того, что поэт может стать инициатором каких-либо волнений.

В результате, оскорбленный Маяковский написал стих «Вам», в котором раскритиковал царскую армию и ее руководство. Позже из-под его пера вышло 2 великолепных произведения «Облако в штанах» и «Война объявлена».

В разгар войны Владимир Маяковский познакомился с семьей Брик. После этого он очень часто встречался с Лилей и Осипом.

Интересно, что именно Осип помог молодому поэту опубликовать некоторые его поэмы. Затем в свет выходят 2 сборника: «Простое, как мычание» и «Революция. Поэтохроника».

Когда в 1917 г. назревала Октябрьская революция, Маяковский встретил ее в штабе в Смольном. Он был в восторге от происходивших событий и всячески помогал большевикам, лидером которых был Владимир Ленин.

В период биографии 1917‑1918 гг. он сочинил множество стихотворений, посвященных революционным событиям.

После окончания войны, Владимир Маяковский заинтересовался кинематографом. Он создал 3 фильма, в которых выступил в качестве режиссера, сценариста и актера.

Параллельно с этим он рисовал агитационные плакаты, а также работал в издании «Искусство коммуны». Тогда же он становится редактором журнала «Левый фронт» («ЛЕФ»).

Кроме этого Маяковский продолжал писать новые произведения, многие из которых читал на сценах перед публикой. Интересно, что во время чтения поэмы «Владимир Ильич Ленин» в Большом театре, в зале присутствовал сам Иосиф Сталин.

По воспоминаниям поэта, годы гражданской войны оказались для него самыми счастливыми и запоминающимися из всей биографии.

Став популярным писателем в Советском Союзе, Владимир Маяковский посетил несколько стран, в том числе и США.

В конце 20-х годов, писатель пишет сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», которые должны были ставиться в театре Мейерхольда. Данные произведения получили множество отрицательных отзывов у критиков. Некоторые газеты даже пестрили заголовками «Долой маяковщину!».

В 1930 г. коллеги по цеху обвинили поэта в том, что он якобы не является настоящим «пролетарским писателем». Однако, несмотря на беспрерывную критику в свой адрес, Маяковский все же организовал выставку «20 лет работы», в которой он решил подвести итоги своей творческой биографии.

В результате, на выставку не пришел ни один поэт из «ЛЕФа», как, впрочем, и ни один представитель советского правительства. Для Маяковского это стало настоящим ударом.

Маяковский: «талантливейший поэт советской эпохи»

Революционные потрясения 1917 года Маяковский встретил с большим энтузиазмом. 1918−1919 годы в биографии поэта были ознаменованы широким распространением темы революции. Владимир Владимирович пропагандировал идеи большевистской власти, негативно отзываясь о реалиях прошлого.

Новая власть поощряла творчество поэта, поддерживавшего революционные стихи. В годы НЭПа поэт много гастролировал по территории Советской России, часто издавался в прессе. Представители партийной верхушки положительно отзывались об авторе «Облака в штанах».

В 1922—1924 годы Маяковский посещал Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану.


Маяковский в фильме «Учительница рабочих». (wikipedia.org)

В Америке у поэта случилась краткая связь с одной русской эмигранткой (Элли Джонс), в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патрисия. Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть ещё и сын от связи с художницей Лилей Лавинской — Глеб-Никита, советский скульптор.

В 1920-е поэт учредил творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. Также Маяковский участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА».

Постепенно Маяковский стал разочаровываться в революции. Нэпманы и партийные деятели вызывали у поэта раздражение. Быт, с которым боролся Маяковский в творчестве всю жизнь, возвращался в Россию. Владимир Владимирович написал сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором высмеял бюрократизм новых хозяев мира:

«Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»».

В 1929 году, когда только начинался «Великий перелом», Маяковский активно участвовал в антирелигиозной кампании большевиков. Поэт вместе с Максимом Горьким, Николаем Бухариным и Анатолием Луначарским выступил на II съезде Союза безбожников, на котором поддержал идею об отказе от «заигрывания» с церковью. Поэт всю жизнь был воинствующим атеистом.


Трагедия «Владимир Маяковский». (wikipedia.org)

В начале 1930 года Владимир Владимирович много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Также поэту с трудом давалось написание поэмы «Во весь голос».

Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился из маузера. В своей предсмертной записке поэт оставил следующие слова: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…».

Самоубийство Маяковского до сих пор у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что за смертью поэта стояли сотрудники НКВД, другие же говорят о неразделённой любви к «Лиличке» Брик, не дававшей лирику покоя до конца жизни. Среди последних стихотворений Маяковского есть произведение «Неоконченное», читая которое ощущается мотив разрыва с любимой женщиной (пунктуация авторская):

«…любовная лодка разбилась о быт

С тобой мы в расчете

И не к чему перечень

взаимных болей бед и обид…».

В 1935 году Иосиф Сталин так написал о значении творчества Владимира Маяковского для советской культуры: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление…».


Маяковский на съемках фильма. (wikipedia.org)

После смерти поэта-футуриста советская власть начала насаждать его стихи, по выражению Бориса Пастернака, «как картошку при Екатерине». Однако для многих людей творчество Маяковского остаётся актуальным и в наши дни.


Владимир Маяковский. (wikipedia.org)


Обложка журнала. (wikipedia.org)

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

Маяковский и революция

Маяковский был не только зрителем двух революций (Февральской и Октябрьской), он активно в них участвовал.

Поэту были близки идеи социалистической революции. Они привлекли его, когда Маяковский был ещё подростком. В то время в Грузии проходили антиправительственные демонстрации и митинги.

В своей автобиографии «Я сам» Маяковский пишет: «стихи и революция как-то объединились в голове».

С 1908 по 1910 год был членом партии большевиков (РСДРП(б)). Поэт вёл агитационные беседы с рабочими.

Маяковский активно выступал против капитализма и буржуазного строя. Высказывался за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­во­сть. Он также писал агитационные пьесы, рисовал карикатуры, создавал стихи с сатирой (многие видели в них высмеивание бюрократии и создавшегося после революций государственного строя).

Новаторство поэзии Маяковского

Поэзия Маяковского — уникальное явление в истории литературы. Он нашел новые темы и формы в стихосложении, создавал свою лексику, экспериментируя со словами. Его творчество любили и ненавидели, но нельзя не признавать его талант, принижать значение его творчества. Хотя многие считали, что после революции он погубил свое дарование. Маяковский был гением поэтической риторики, вынес поэзию на трибуну, эстраду, митинги, плакаты. Марина Цветаева считала, что главным героем всех произведений Маяковского было его время. Сергей Эйзенштейн писал о нем: «Громкий голос. Челюсть. Чеканка читки. Чеканка мыслей. Озаренность Октябрем во всем».

Словарь

1. Ваяние – искусство скульптурного изображения из различных материалов.

2. Зодчество – древнерусское архитектурное искусство.

3. Эпатажный – вызывающий, скандальный.

4. Урбанистический – городской.

5. Словотворчество — умение создавать слова с новым значением (неологизмы).

6. Партитура – (в литературе) особая запись текста, определяющая ударения и паузы, делающие прочтение более выразительным.

7. Тога – одежда древних римлян, полотнище, концы которого перебрасывались через плечо.

8. Поэтическое кредо – определенная система творческих взглядов.

9. Гунны – представители воинственных кочевых народов из Азии.

10. «Стоглавая вошь» — авторская метафора, изображающая паразитическую суть толпы.

11. Студень – русское название заливного мясного блюда.

12. Библиофил – собиратель редких книг.

13. Метафора –употребление слов в переносном значении, скрытое сравнение.

14. Оксюморон – остроумное сочетание противоречивых понятий.

15. Гипербола – чрезмерное преувеличение.

16. Литота – намеренное преуменьшение понятия.

17. Аллитерация – стилистический прием, использование повторов согласных звуков.

18. «Клешить» — авторский неологизм от слова «клеш» — вид широких брюк и юбок.

19. Ассонанс –в отличие от аллитерации, прием использования гласных звуков.

20. Оккупация – насильственный захват территории другого государства.

21. Резолюция – решение, принятое должностным лицом.

«По фабрикам дымным»

С годами советская культура стала гораздо консервативнее Маяковского – по духу, по стилю. Она повзрослела, Маяковский остался молодым революционером. Но его грандиозная фигура оставалась оправданием авангардных тенденций в нашей поэзии, живописи, архитектуре. Да и более точного комментатора героической ранней советской истории трудно вообразить. Маяковский и сегодня помогает нам прочувствовать суть первых полутора советских десятилетий.

И если, например, «Стихи о советском паспорте» – это превосходный, остроумный образец стихотворной публицистики, то «Разговор с товарищем Лениным» – в первую очередь художественное открытие. Эта сердечная аритмия стиха, эти необычные, новые и в то же время точные слова. У Маяковского есть торопливо написанные стихи, в которых он пренебрегал точностью ради интонации, ради эффектов. А тут –

  • Товарищ Ленин,
  •         по фабрикам дымным,
  • по землям,
  •      покрытым
  •           и снегом
  •                и жнивьём,
  • вашим,
  •     товарищ,
  •          сердцем
  •              и именем
  • думаем,
  •     дышим,
  •         боремся
  •              и живем!..

Это 1929 год. Ленина, который не любил стихи Маяковского, но знал об этом поэте и говаривал о нем, нет уже 5 лет. Но именно тогда всерьез создавалось представление о Ленине как о вселенском гении. И Маяковский стал самым ярким служителем этого культа (произношу это слово не в уничижительном смысле). Они создавали идеал.

Поэт и сам стал символом государства, даже шире – нового мира, рождение которого видел Джон Рид. Маяковского понимали гораздо меньше, чем читали. Он не был по-настоящему народным поэтом, как Есенин. Но и его портреты часто можно было встретить в комнатах совсем не подневольных людей. Поэт – это и его образ, и жест, и легенды… Этого у Маяковского хватало. Хватало и прижизненной, и посмертной славы. Громкой, поскольку тихим он бывал редко. Он был звездой – человеком, которого знал в лицо каждый школьник. И каждый знал 10-15 цитат из Маяковского, не только лозунговых и школьных. В любви тоже нередко объяснялись его стихами – ведь трудно представить более нежного и мужественного поэта, чем автор раннего «Облака в штанах» и позднего «Во весь голос».

Он романтизировал эпоху, воспевал ее, хотя, будучи не только агитатором и горланом, но и ювеналом, выволок на свет божий и изнанку послереволюционного времени. «Надо жизнь сначала переделать, переделав — можно воспевать», – это тоже его принцип.

Поэму «Хорошо» можно воспринимать как ультрасовременную торжественную оду своему времени – оду, во многом преждевременную. Но «ругаться» он любил и умел не меньше – как в знаменитых «Прозаседавшихся»:

  • Исколесишь сто лестниц.
  • Свет не мил.
  • Опять:
  • «Через час велели прийти вам.
  • Заседают:
  • покупка склянки чернил
  • Губкооперативом».

Интересные факты

1. В раннем детстве В. В. Маяковский пережил трагедию — смерть отца. Владимир Константинович погиб по нелепой случайности: сшивая бумаги, он уколол палец булавкой, из-за чего у него началось заражение крови. Из-за психологической травмы Маяковский всю жизнь тщательнейшим образом следил за гигиеной: носил с собой карманную мыльницу, чтобы при необходимости вымыть руки, избегал грязных и ржавых вещей, а прежде чем что-то выпить или съесть в гостях, тщательно осматривал посуду: не грязная ли? Однажды «ритуал» Владимира Владимировича попал на видео. Маяковский был не только поэтом, но и актёром, и в 1918 году снялся в немом фильме «Барышня и хулиган». В картине есть следующая сцена: войдя в трактир, классик Серебряного века берёт со стола стакан, поднимает его к лампе и просматривает на свет: не забыли ли его помыть?

2. «Грубый гунн» Маяковский очень любил животных. Встречаясь с возлюбленной Лилей Брик, он шутливо спрашивал: «Не видела ли ты каких-нибудь интересных собаков и кошков?» Самого себя он иногда называл «щеном» (то есть щенком»), а в письмах любимой рисовал на полях милых зверушек.

3. Немногие помнят, что В. В. Маяковский писал ещё и детские стихи. Его перу принадлежит знаменитое произведение «Что такое хорошо и что такое плохо», которое начинается так:

Крошка сын

к отцу пришёл,

и спросила кроха:

— Что такое

хорошо

и что такое

плохо?

4. Название стихотворения «Нате!» (1913) можно истолковать двояко. По-русски это слово обозначает резкий жест, а в переводе с английского Hate — «ненависть». Написанные заглавными буквами, эти слова выглядят одинаково.

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: