Задание 26 егэ по русскому языку 2021. средства выразительности. теория и практика

Слово и лексическое значение слова

Теория на средства выразительности в ЕГЭ

Для ЕГЭ нужно знать намного больше средств выразительности, чем для ОГЭ. Но задачу упрощает то, что все средства выразительности для ЕГЭ делятся на пять групп:

  1. формы речи;
  2. лексические средства;
  3. синтаксические средства;
  4. тропы;
  5. приёмы.

Разберем теорию для каждой группы.

1. Формы речи

Диалог — обмена высказываниями между двумя и более людьми.

Монолог — речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.

2. Лексические средства

Ио есть то, какие слова использует автор в своём тексте:

Фразеологизмы — уже знакомы нам после ОГЭ.

Диалектизмы — слова, присущие определённому региону, местности, например, южный диалект, питерский диалект: бордюр – поребрик, подъезд – парадная

Архаизмы — устаревшие словауста, очи

Книжная лексика — лeкcикa, cвязaннaя c книжными cтилями peчи, yпoтpeбляющaяcя в нayчнoй литepaтype, пyблициcтичecкиx пpoизвeдeнияx, oфициaльнo-дeлoвыx дoкyмeнтax:апробировать, прерогатива, воззрение

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:книжечка, мордочка

Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением:Он не плохой, а хороший.

Синонимы — слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения:Я вас люблю и обожаю!

Разговорные слова — лексические единицы, употребляющиеся в разговорной речи, например, в непринужденной неофициальной беседе:чуточку, враньё

Профессиональная лексика – слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы:

Приходи после урока, у меня будет окно.

3. Синтаксические средства

То есть то, как построены предложения, которые использует автор в своём тексте.

Инверсия — изменение прямого порядка слов в предложении: Пойду поделаю задание домашнее я.

Восклицательные предложения — предложения с восклицательными знаками на конце:Вы посмотрите! Она явилась!

Риторические вопросы — вопросительные предложения, не требующие ответа:Почему же мне так больно на всё это смотреть?

Вводное слово — слово, которое выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом:Конечно, мы приедем на бал!

Ряды однородных членов предложения — сочинительное сочетание слов, как правило, одной и той же части речи, в котором ни одно не является главным:Они жили богато, роскошно, шикарно.

4. Тропы

Уже известные нам по ОГЭ метафора, эпитет, сравнение, литота, гипербола, олицетворение. К этим средствам выразительности в ЕГЭ прибавляется:

Ирония — насмешка, когда в текст вкладывается смысл, противоположный написанному: Ну я просто гений! Очки потерял, а они у меня на лбу!

5. Приёмы

Анафора — единоначатие (предложения начинаются с одного и того же слова/фразы):Как хорошо, что вы пришли! Как хорошо, что мы снова в сборе!

Эпифора — одинаковое окончание предложенийВы уходите – пусть будет так. Мы больше никогда не увидимся – пусть будет так.

Противопоставление:Ты богат – я очень беден, ты румян – я тощ и бледен. 

Парцелляция — разделение предложения «на порции» по словам или фразам: Он ушёл. Я хотел было возразить ему, но… Он ушел. И больше не вернулся. С тех пор мы не общались.

Лексический повтор — намеренный повтор слова: чудесная, чудесная пора детства! 

Синтаксический параллелизм — одинаковое построение предложений (с точки зрения синтаксического строя, схемы): Я знаю: однажды мы встретимся вновь. Ты понимаешь: никогда этому не бывать.

Градация — перечисление однородных членов с эмоциональным усилением/спадом: Она была хороша, мила, красива, прекрасна, восхитительна!

Оксюморон — сочетание несочетаемого: живой труп, горячий снег, замечательная боль

Цитирование — дословная выдержка из какого либо текста:Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

Как видите, в ЕГЭ намного больше теории на средства выразительности, чем в ОГЭ. Запомнить все термины и еще сотни правил и исключений к ним — задачка не из легких. Прибавьте к этому необходимость написать хорошее сочинение без ошибок и в полном соответствии с критериями. И все это нужно сделать всего за 3,5 часа!Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому, чтобы не запутаться в теории и научиться правильно распределять время. На занятиях разбираем лайфхаки решения всех заданий и критерии оценивания, а также решаем пробные ЕГЭ, чтобы не нервничать на настоящем экзамене.

Изобразительные возможности лексики

Термины Значение Примеры

Антонимы,

контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные синонимы

Слова, близкие по значению.

Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт)
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…
Профессионализмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать…
Просторечная лексика Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец
Заимствованные Слова, перенесённые из слова других языков. Парламент, сенат, депутат, консенсус
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Звуковые средства выразительности

Средство Значение термина Пример
Аллитерация Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

Свищет ветер, серебряный ветерВ шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин)

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой…

Альтернация Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Ассонанс Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела… (Б. Пастернак)
Звукопись Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.)

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

  • § 88. Имя существительное как часть речи
  • § 89. Доказательства в рассуждении
  • § 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
  • § 91. Имена существительные собственные и нарицательные
  • § 92. Poд имён сущкствительных
  • § 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
  • § 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
  • § 95. Три склонения имён существительных
  • § 96. Падеж имён существительных
  • § 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
  • § 98. Множественное число имён существительных
  • § 99. Правописание ое после шипящих и ц в окончаниях существительных
  • Повторение
  • § 100. Морфологический разбор имени существительного

Имя прилагательное

  • § 101. Имя прилагательное как часть речи
  • § 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных
  • § 103. Оnисание животного
  • § 104. Прилагательные nолные и краткие
  • § 105. Морфологический разбор имени прилагательного
  • Повторение

Глагол

  • § 106. Глагол как часть речи
  • § 107. Не с глаголами
  • § 108. Рассказ
  • § 109. Неопределённая форма глагола
  • § 110. Правописание -тся и -ться в глаголах
  • § 111. Виды глагола
  • § 112. Буквы еи в корнях с чередованием
  • § 113. Невыдуманный рассказ (о себе)
  • § 114. Время глагола
  • § 115. Прошедшее время
  • § 116. Настоящее время
  • § 117. Будущее время
  • § 118. Сопряжение глаголов
  • § 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
  • § 120. Морофологический разбор глагола
  • § 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
  • § 122. Употребление времён
  • Повторение

Словообразовательный разбор

Как правильно определить безударную гласную в корне? Для этого мы можем воспользоваться словообразовательным разбором.

 Деления слова на морфемы (такой разбор называется морфемным) не всегда достаточно для полного анализа, поэтому рассмотрим следующий алгоритм:

1. Объяснить лексическое значение;2. Разбить слова на морфемы;3. Сравнить слово с другими однокоренными для выяснения способа образования слова;4. Определить, от чего образована основа слова.

Рассмотрим этот алгоритм на примере слова “вып_вал”:

1. Вып_вал — употреблять что-то жидкое.2. ВЫ (приставка) — П_ (корень) — ВА (суффикс) — Л (формообразующий суффикс).3. Вып_вал — вып_вать — пить. Слово образовали с помощью приставки ВЫ и суффикса ВА и Л.4. Основа образована от слова “пить”. Здесь “-ть” иногда вносят в основу, иногда считают окончанием.

Теперь с помощью этого разбора поймем, какую букву писать в слове “к_шачий”. Для этого мы найдем слово, от которого образовано “к_шачий”, или однокоренное, где ударение будет падать на спорную букву:

1. К_шачий — относящееся к кошке или принадлежащее ей.2. К_Ш (корень) — АЧ (суффикс) — ИЙ (окончание).3. К_шачий — к_шкин — кошка — кот

Слово образовали с помощью суффикса АЧ (также обратите внимание на чередование Т—Ш).4. Основа “к_шач” образована от “кот”.5

Проверочное слово — кОт.

Поздравляю с успешным разбором слова! Теперь можно отдохнуть: выпить чаю и взять котейку на коленки.

Правописание приставок пре- и при-: правило

Чтобы выбрать гласную в приставках пре- и при-, не всегда достаточно знать правила. Ещё нужно понимать лексическое значение слов или просто запоминать сложные варианты. Начнём с простого и посмотрим в таблице, какие правила регулируют правописание приставок пре- и при-.

Как не путаться в правописании согласных в приставках? Много читать

Правило приставки пре- и при-: таблица

Чтобы лучше усвоить, когда писать приставки пре- или при-, мы подготовили удобную таблицу с правилами и примерами:

Значения приставки при- Примеры Значения приставки пре- Примеры
Приближение или присоединение к чему-то Приближаться, прибывать, приходить, причислить Высшая степень качества, в значении «очень» Превосходный, преувеличенный, преобладать, превосходить
Незавершённое действие или не до конца раскрытый признак Приоткрыть, приспособиться, приподнять, приревновать Сходство значений с приставкой пере- Преступник, преобразовать, преподавать, превозмогать
Доведённое до конца действие Приговорить, придумать, приплюснуть, присвоить Приставка пред- также подчиняется данному правилу. Её пишут, если значение соответствует предлогу и приставке перед- Преддверие, предместье, предстоящий
Близость к чему-то в пространстве Приморский, прибрежный, причал, привокзальный Примечание: слово с приставкой пре- не всегда можно заменить таким же с приставкой пере-. Главное, чтобы их значения были близки.  

Трудные случаи правописания приставок при- и пре-

Однако не все слова с приставками пре- и при- можно разложить на чёткие правила. С некоторыми необходимо каждый раз проверять лексическое значение и выбирать гласную букву согласно ему.

Посмотрим в таблице на слова с приставами при- и пре-, которые опираются на правило лексического смысла. А также примеры к ним:

Приставка при- Приставка пре-
призирать (давать убежище) презирать (не уважать)
приклоняться (опускаться на колени) преклоняться (уважать)
привратник (сторож) превратный (неверный смысл)
приступить (начать что-то делать) преступить (нарушить)
приходящий (тот, кто приходит) преходящий (то, что проходит мимо)

Но есть и самые сложные случаи правописания приставок пре- и при-, значение которых уже не уловить. А потому их просто нужно запомнить.

Приставка при- Приставка пре-
приготовить прекратить
привыкать преобразовать
приспособить преодолеть
пригласить превратить
присутствовать  
беспристрастный  
приказ  

Также важно запомнить слова, в которых пре- и при- входят в состав корня, а потому не подчиняются правилам правописания приставок:

Приставка при- Приставка пре-
привет преткновение
причина президент
приключение президиум
приятный претензия
примадонна превалировать
приоритет предание
принуждать пренебречь
природа претендент
пример препарат

Если вы сомневаетесь в правописании гласных и согласных в приставках, всегда проверяйте слово в орфографическом словаре.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

  • § 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
  • § 7. Орфограмма
  • § 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
  • § 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова
  • § 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
  • § 11. Буквы и, у, а после шипящих
  • § 12. Разделительные ъ и ь
  • § 13. Раздельное написание предлогов с другими словами
  • § 14. Что мы знаем о тексте
  • § 15. Части речи
  • § 16. Глагол
  • § 17. -Тся и -ться в глаголах
  • §18. Тема текста
  • § 19. Личные окончания глаголов
  • § 20. Имя существительное
  • § 21. Имя прилагательное
  • § 22. Местоимение
  • § 23. Основная мысль текста
  • Контрольные вопросы и задания

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам  относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство, домостроение есть  корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но,  если, междометия: ах, ох, алло,  некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро  и прилагательные: беж,хаки.

Приставка– это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например сбегать, приехать, переосмыслить. Приставок, как и корней, в слове  может быть несколько: бессмысленный, беспомощный.

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских  словах не один, а несколько суффиксов: насильственно,  американизированный.   

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс. К интерфиксам  в русском языке относят буквы  о и е  в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: теплоход, паровоз, самовар.

Тропы

Тропы — употребление слова в переносном значении.

Тропы Значение термина Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин)

Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)

Метонимия

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
Синекдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче 

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад. 

Нулевое окончаниеОкончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.Пример:  стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.). 

Запомни:

 В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат, армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.:  написан, прочитан 

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть, -ти: читать, идти, суффикс прошедшего времени –л: ходил, повелительного наклонения  -и: смотри, степени сравнения прилагательных и наречий -е:тише. 

Обсуждаем проблему толкования.  

Формообразующие суффиксы или окончания?Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л — окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил — это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Есть авторы, которые занимают позиции непоследовательно. Так -л они считают суффиксом, а -ть, -ти — окончаниями. Объяснить их точку зрения труднее всего.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и переносное употребление форм времени глагола.

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

Правописание приставок в русском языке

Условно все правила, которые регулируют правописание приставок, можно разделить на два больших блока:

  • правописание неизменяемых приставок;
  • правописание изменяемых приставок.

Неизменяемые приставки: правило

С неизменяемыми приставками всё просто

Они пишутся всегда одинаково, и неважно, какая буква стоит в корне или в каком значении употребляется слово

Их довольно много. Запомнить все будет довольно сложно. Однако если справитесь — это поможет сразу распознавать приставку в морфемной структуре слов. Поэтому лучше придумать удобную считалку или пользоваться другими мнемотическими техниками.

Стоит запомнить, что в русском языке существует только приставка с-. Слова, которые начинаются на з- необходимо запомнить. В них эта буква является частью корня: здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.

Если после приставки, которая имеет русское происхождение, корень начинается на «и», то эта буква меняется на «ы»: безыдейный, разыграть. Исключения составляют приставки сверх- и меж-. После них по правилам остаётся буква «и»: сверхинтеллект, межинститутский. Также «и» сохраняется в слове «взимать».

Правописание иноязычных приставок: правила

Приставки, которые пришли в русский из других языков, также считаются неизменяемыми. Их пишут всегда одинаково:

Приставка  Пример
а-  аморальный
анти- антигуманный закон
архи- архивариус
де-  демаркационная линия
дез- дезинфицировать
дис- дискредитировать
инфра- инфракрасный
контр- контрреволюционер
ре- реинкарнация
транс-  трансплантация
пост- постскриптум
суб- субординация
супер- суперобложка
пан-  панъевропейский
ультра- ультрафиолетовый

После иноязычных приставок буква «и» никогда не переходит в «ы»: суперидейный, трансиндийский, панисламизм. Зато после таких приставок перед корнями, которые начинаются на «е», «я», «ё», «ю», ставят «ъ»: адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект и так далее. 

Примеры синонимов

К лексическим инструментам относятся синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Есть слова с одинаковым значением, которые пишутся по-разному

Важно помнить, что синонимы всегда являются одной частью речи, но если они отличаются эмоциональной окраской, то могут относиться к разным стилям речи. Ряд слов образует синонимическую цепочку

Пример: смеяться — хохотать — заливаться, аноним — неизвестный — незнакомый. Отличаются оттенками значений. Но есть и абсолютные синонимы. К таким относится ряд азбука — букварь. Появление синонимов обусловлено желанием придать эмоциональную окраску или появлением заимствования.

Употребление синонимов делает речь богатой, позволяет заменять слова авторам литературных произведений. Это помогает подобрать конструкции, которые будут уместными в определённом контексте:

  1. Ветер — ураган.
  2. Красивый — привлекательный.
  3. Юность — молодость.
  4. Красный — алый.

↑ Лексическое значение слова

Лексическое значение слова — это исторически закрепленное «содержание» слова. Слова могут иметь: Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова. Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении). Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции). Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха – перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье). 

Что такое языковые средства выразительности

Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность

Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии

Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам.

К средствам выразительности относят:

  • синонимы;
  • антонимы;
  • фразеологизмы;
  • профессионализмы;
  • жаргонизмы;
  • термины;
  • архаизмы;
  • разговорную лексику;
  • историзмы;
  • заимствованные слова.

Также языковые средства выразительности делятся на три больших группы:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Рассмотрим каждую из категорий отдельно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: