Теория на средства выразительности в ЕГЭ
Для ЕГЭ нужно знать намного больше средств выразительности, чем для ОГЭ. Но задачу упрощает то, что все средства выразительности для ЕГЭ делятся на пять групп:
- формы речи;
- лексические средства;
- синтаксические средства;
- тропы;
- приёмы.
Разберем теорию для каждой группы.
1. Формы речи
Диалог — обмена высказываниями между двумя и более людьми.
Монолог — речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.
2. Лексические средства
Ио есть то, какие слова использует автор в своём тексте:
Фразеологизмы — уже знакомы нам после ОГЭ.
Диалектизмы — слова, присущие определённому региону, местности, например, южный диалект, питерский диалект: бордюр – поребрик, подъезд – парадная
Архаизмы — устаревшие словауста, очи
Книжная лексика — лeкcикa, cвязaннaя c книжными cтилями peчи, yпoтpeбляющaяcя в нayчнoй литepaтype, пyблициcтичecкиx пpoизвeдeнияx, oфициaльнo-дeлoвыx дoкyмeнтax:апробировать, прерогатива, воззрение
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:книжечка, мордочка
Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением:Он не плохой, а хороший.
Синонимы — слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения:Я вас люблю и обожаю!
Разговорные слова — лексические единицы, употребляющиеся в разговорной речи, например, в непринужденной неофициальной беседе:чуточку, враньё
Профессиональная лексика – слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы:
Приходи после урока, у меня будет окно.
3. Синтаксические средства
То есть то, как построены предложения, которые использует автор в своём тексте.
Инверсия — изменение прямого порядка слов в предложении: Пойду поделаю задание домашнее я.
Восклицательные предложения — предложения с восклицательными знаками на конце:Вы посмотрите! Она явилась!
Риторические вопросы — вопросительные предложения, не требующие ответа:Почему же мне так больно на всё это смотреть?
Вводное слово — слово, которое выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом:Конечно, мы приедем на бал!
Ряды однородных членов предложения — сочинительное сочетание слов, как правило, одной и той же части речи, в котором ни одно не является главным:Они жили богато, роскошно, шикарно.
4. Тропы
Уже известные нам по ОГЭ метафора, эпитет, сравнение, литота, гипербола, олицетворение. К этим средствам выразительности в ЕГЭ прибавляется:
Ирония — насмешка, когда в текст вкладывается смысл, противоположный написанному: Ну я просто гений! Очки потерял, а они у меня на лбу!
5. Приёмы
Анафора — единоначатие (предложения начинаются с одного и того же слова/фразы):Как хорошо, что вы пришли! Как хорошо, что мы снова в сборе!
Эпифора — одинаковое окончание предложенийВы уходите – пусть будет так. Мы больше никогда не увидимся – пусть будет так.
Противопоставление:Ты богат – я очень беден, ты румян – я тощ и бледен.
Парцелляция — разделение предложения «на порции» по словам или фразам: Он ушёл. Я хотел было возразить ему, но… Он ушел. И больше не вернулся. С тех пор мы не общались.
Лексический повтор — намеренный повтор слова: чудесная, чудесная пора детства!
Синтаксический параллелизм — одинаковое построение предложений (с точки зрения синтаксического строя, схемы): Я знаю: однажды мы встретимся вновь. Ты понимаешь: никогда этому не бывать.
Градация — перечисление однородных членов с эмоциональным усилением/спадом: Она была хороша, мила, красива, прекрасна, восхитительна!
Оксюморон — сочетание несочетаемого: живой труп, горячий снег, замечательная боль
Цитирование — дословная выдержка из какого либо текста:Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
Как видите, в ЕГЭ намного больше теории на средства выразительности, чем в ОГЭ. Запомнить все термины и еще сотни правил и исключений к ним — задачка не из легких. Прибавьте к этому необходимость написать хорошее сочинение без ошибок и в полном соответствии с критериями. И все это нужно сделать всего за 3,5 часа!Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому, чтобы не запутаться в теории и научиться правильно распределять время. На занятиях разбираем лайфхаки решения всех заданий и критерии оценивания, а также решаем пробные ЕГЭ, чтобы не нервничать на настоящем экзамене.
Изобразительные возможности лексики
Термины | Значение | Примеры |
Антонимы, контекстные антонимы |
Слова, противоположные по значению.
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. |
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.) |
Синонимы, контекстные синонимы |
Слова, близкие по значению.
Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется. |
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать |
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. | Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц |
Омографы | Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. | За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт) |
Паронимы | Близкие по звучанию, но различные по значению слова. | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. | Меч правосудия, море света |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. | Драники, шанежки, буряки |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква… |
Профессионализмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. | Камбуз, боцман, акварель, мольберт |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. | Грамматика, хирургический, оптика |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. | Бессмертие, стимул, превалировать… |
Просторечная лексика | Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера. |
Болван, вертихвостка, вихлять |
Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . | Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней. |
|
Устаревшие слова (архаизмы) |
Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. |
Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец |
Заимствованные | Слова, перенесённые из слова других языков. | Парламент, сенат, депутат, консенсус |
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. | Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро |
Лексическое и лексикографическое значение слова
Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.
Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.
И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.
А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.
Звуковые средства выразительности
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. |
Свищет ветер, серебряный ветерВ шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин) Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой… |
Альтернация | Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. | Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть. |
Ассонанс | Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. | Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела… (Б. Пастернак) |
Звукопись | Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. |
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
Звукоподражание | Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. | Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.) |
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
- § 88. Имя существительное как часть речи
- § 89. Доказательства в рассуждении
- § 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
- § 91. Имена существительные собственные и нарицательные
- § 92. Poд имён сущкствительных
- § 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
- § 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
- § 95. Три склонения имён существительных
- § 96. Падеж имён существительных
- § 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
- § 98. Множественное число имён существительных
- § 99. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
- Повторение
- § 100. Морфологический разбор имени существительного
Имя прилагательное
- § 101. Имя прилагательное как часть речи
- § 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных
- § 103. Оnисание животного
- § 104. Прилагательные nолные и краткие
- § 105. Морфологический разбор имени прилагательного
- Повторение
Глагол
- § 106. Глагол как часть речи
- § 107. Не с глаголами
- § 108. Рассказ
- § 109. Неопределённая форма глагола
- § 110. Правописание -тся и -ться в глаголах
- § 111. Виды глагола
- § 112. Буквы е — и в корнях с чередованием
- § 113. Невыдуманный рассказ (о себе)
- § 114. Время глагола
- § 115. Прошедшее время
- § 116. Настоящее время
- § 117. Будущее время
- § 118. Сопряжение глаголов
- § 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
- § 120. Морофологический разбор глагола
- § 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
- § 122. Употребление времён
- Повторение
Словообразовательный разбор
Как правильно определить безударную гласную в корне? Для этого мы можем воспользоваться словообразовательным разбором.
Деления слова на морфемы (такой разбор называется морфемным) не всегда достаточно для полного анализа, поэтому рассмотрим следующий алгоритм:
1. Объяснить лексическое значение;2. Разбить слова на морфемы;3. Сравнить слово с другими однокоренными для выяснения способа образования слова;4. Определить, от чего образована основа слова. |
Рассмотрим этот алгоритм на примере слова “вып_вал”:
1. Вып_вал — употреблять что-то жидкое.2. ВЫ (приставка) — П_ (корень) — ВА (суффикс) — Л (формообразующий суффикс).3. Вып_вал — вып_вать — пить. Слово образовали с помощью приставки ВЫ и суффикса ВА и Л.4. Основа образована от слова “пить”. Здесь “-ть” иногда вносят в основу, иногда считают окончанием. |
Теперь с помощью этого разбора поймем, какую букву писать в слове “к_шачий”. Для этого мы найдем слово, от которого образовано “к_шачий”, или однокоренное, где ударение будет падать на спорную букву:
1. К_шачий — относящееся к кошке или принадлежащее ей.2. К_Ш (корень) — АЧ (суффикс) — ИЙ (окончание).3. К_шачий — к_шкин — кошка — кот
Слово образовали с помощью суффикса АЧ (также обратите внимание на чередование Т—Ш).4. Основа “к_шач” образована от “кот”.5
Проверочное слово — кОт.
Поздравляю с успешным разбором слова! Теперь можно отдохнуть: выпить чаю и взять котейку на коленки.
Правописание приставок пре- и при-: правило
Чтобы выбрать гласную в приставках пре- и при-, не всегда достаточно знать правила. Ещё нужно понимать лексическое значение слов или просто запоминать сложные варианты. Начнём с простого и посмотрим в таблице, какие правила регулируют правописание приставок пре- и при-.
Как не путаться в правописании согласных в приставках? Много читать
Правило приставки пре- и при-: таблица
Чтобы лучше усвоить, когда писать приставки пре- или при-, мы подготовили удобную таблицу с правилами и примерами:
Значения приставки при- | Примеры | Значения приставки пре- | Примеры |
Приближение или присоединение к чему-то | Приближаться, прибывать, приходить, причислить | Высшая степень качества, в значении «очень» | Превосходный, преувеличенный, преобладать, превосходить |
Незавершённое действие или не до конца раскрытый признак | Приоткрыть, приспособиться, приподнять, приревновать | Сходство значений с приставкой пере- | Преступник, преобразовать, преподавать, превозмогать |
Доведённое до конца действие | Приговорить, придумать, приплюснуть, присвоить | Приставка пред- также подчиняется данному правилу. Её пишут, если значение соответствует предлогу и приставке перед- | Преддверие, предместье, предстоящий |
Близость к чему-то в пространстве | Приморский, прибрежный, причал, привокзальный | Примечание: слово с приставкой пре- не всегда можно заменить таким же с приставкой пере-. Главное, чтобы их значения были близки. |
Трудные случаи правописания приставок при- и пре-
Однако не все слова с приставками пре- и при- можно разложить на чёткие правила. С некоторыми необходимо каждый раз проверять лексическое значение и выбирать гласную букву согласно ему.
Посмотрим в таблице на слова с приставами при- и пре-, которые опираются на правило лексического смысла. А также примеры к ним:
Приставка при- | Приставка пре- |
призирать (давать убежище) | презирать (не уважать) |
приклоняться (опускаться на колени) | преклоняться (уважать) |
привратник (сторож) | превратный (неверный смысл) |
приступить (начать что-то делать) | преступить (нарушить) |
приходящий (тот, кто приходит) | преходящий (то, что проходит мимо) |
Но есть и самые сложные случаи правописания приставок пре- и при-, значение которых уже не уловить. А потому их просто нужно запомнить.
Приставка при- | Приставка пре- |
приготовить | прекратить |
привыкать | преобразовать |
приспособить | преодолеть |
пригласить | превратить |
присутствовать | |
беспристрастный | |
приказ |
Также важно запомнить слова, в которых пре- и при- входят в состав корня, а потому не подчиняются правилам правописания приставок:
Приставка при- | Приставка пре- |
привет | преткновение |
причина | президент |
приключение | президиум |
приятный | претензия |
примадонна | превалировать |
приоритет | предание |
принуждать | пренебречь |
природа | претендент |
пример | препарат |
Если вы сомневаетесь в правописании гласных и согласных в приставках, всегда проверяйте слово в орфографическом словаре.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
- § 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
- § 7. Орфограмма
- § 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
- § 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова
- § 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
- § 11. Буквы и, у, а после шипящих
- § 12. Разделительные ъ и ь
- § 13. Раздельное написание предлогов с другими словами
- § 14. Что мы знаем о тексте
- § 15. Части речи
- § 16. Глагол
- § 17. -Тся и -ться в глаголах
- §18. Тема текста
- § 19. Личные окончания глаголов
- § 20. Имя существительное
- § 21. Имя прилагательное
- § 22. Местоимение
- § 23. Основная мысль текста
- Контрольные вопросы и задания
§2. Виды словообразовательных морфем
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
Запомни:
Слова без корня в русском языке невозможны.
В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство, домостроение есть корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.
В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но, если, междометия: ах, ох, алло, некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро и прилагательные: беж,хаки.
Приставка– это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например сбегать, приехать, переосмыслить. Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бессмысленный, беспомощный.
Запомни:
Слово не может состоять только из приставки.
Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильственно, американизированный.
Запомни:
Слово не может состоять только из суффикса.
Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс. К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: теплоход, паровоз, самовар.
Тропы
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Тропы | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. |
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский) Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов). Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. |
Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
Метонимия |
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. |
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. |
О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.) Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. |
Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончаниеОкончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
Запомни:
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
- у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
- у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат, армий
- у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
- у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
- у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
- у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
- у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан
Не путай:
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть, -ти: читать, идти, суффикс прошедшего времени –л: ходил, повелительного наклонения -и: смотри, степени сравнения прилагательных и наречий -е:тише.
Обсуждаем проблему толкования.
Формообразующие суффиксы или окончания?Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л — окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил — это одно и то же слово, различны лишь его формы.
Есть авторы, которые занимают позиции непоследовательно. Так -л они считают суффиксом, а -ть, -ти — окончаниями. Объяснить их точку зрения труднее всего.
Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.
Изобразительные возможности морфологии
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. |
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах. Сколько Плюшкиных развелось! |
Прямое и переносное употребление форм времени глагола. |
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я! |
Экспрессивное использование слов разных частей речи. |
Со мной произошла преудивительнейшая история! Я получил неприятное сообщение. Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия. |
Использование междометий, звукоподражательных слов. |
Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.) |
Правописание приставок в русском языке
Условно все правила, которые регулируют правописание приставок, можно разделить на два больших блока:
- правописание неизменяемых приставок;
- правописание изменяемых приставок.
Неизменяемые приставки: правило
С неизменяемыми приставками всё просто
Они пишутся всегда одинаково, и неважно, какая буква стоит в корне или в каком значении употребляется слово
Их довольно много. Запомнить все будет довольно сложно. Однако если справитесь — это поможет сразу распознавать приставку в морфемной структуре слов. Поэтому лучше придумать удобную считалку или пользоваться другими мнемотическими техниками.
Стоит запомнить, что в русском языке существует только приставка с-. Слова, которые начинаются на з- необходимо запомнить. В них эта буква является частью корня: здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.
Если после приставки, которая имеет русское происхождение, корень начинается на «и», то эта буква меняется на «ы»: безыдейный, разыграть. Исключения составляют приставки сверх- и меж-. После них по правилам остаётся буква «и»: сверхинтеллект, межинститутский. Также «и» сохраняется в слове «взимать».
Правописание иноязычных приставок: правила
Приставки, которые пришли в русский из других языков, также считаются неизменяемыми. Их пишут всегда одинаково:
Приставка | Пример |
а- | аморальный |
анти- | антигуманный закон |
архи- | архивариус |
де- | демаркационная линия |
дез- | дезинфицировать |
дис- | дискредитировать |
инфра- | инфракрасный |
контр- | контрреволюционер |
ре- | реинкарнация |
транс- | трансплантация |
пост- | постскриптум |
суб- | субординация |
супер- | суперобложка |
пан- | панъевропейский |
ультра- | ультрафиолетовый |
После иноязычных приставок буква «и» никогда не переходит в «ы»: суперидейный, трансиндийский, панисламизм. Зато после таких приставок перед корнями, которые начинаются на «е», «я», «ё», «ю», ставят «ъ»: адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект и так далее.
Примеры синонимов
К лексическим инструментам относятся синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Есть слова с одинаковым значением, которые пишутся по-разному
Важно помнить, что синонимы всегда являются одной частью речи, но если они отличаются эмоциональной окраской, то могут относиться к разным стилям речи. Ряд слов образует синонимическую цепочку
Пример: смеяться — хохотать — заливаться, аноним — неизвестный — незнакомый. Отличаются оттенками значений. Но есть и абсолютные синонимы. К таким относится ряд азбука — букварь. Появление синонимов обусловлено желанием придать эмоциональную окраску или появлением заимствования.
Употребление синонимов делает речь богатой, позволяет заменять слова авторам литературных произведений. Это помогает подобрать конструкции, которые будут уместными в определённом контексте:
- Ветер — ураган.
- Красивый — привлекательный.
- Юность — молодость.
- Красный — алый.
↑ Лексическое значение слова
Лексическое значение слова — это исторически закрепленное «содержание» слова. Слова могут иметь: Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова. Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении). Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции). Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха – перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).
Что такое языковые средства выразительности
Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность
Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии
Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам.
К средствам выразительности относят:
- синонимы;
- антонимы;
- фразеологизмы;
- профессионализмы;
- жаргонизмы;
- термины;
- архаизмы;
- разговорную лексику;
- историзмы;
- заимствованные слова.
Также языковые средства выразительности делятся на три больших группы:
- фонетические;
- лексические;
- синтаксические.
Рассмотрим каждую из категорий отдельно.