Что такое глагол

Глагол как часть речи

Нормативное образование и употребление глаголов

При использовании некоторых форм глаголов могут возникнуть сложности, поэтому необходимо знать ряд особенностей их образования и употребления.

1. Некоторые глаголы не имеют определенных форм лица и времени.

Глаголы победить, убедить, пронзить, чудить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и др. не имеют форму 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. 

Мы не можем сказать «победю», «убедю», поэтому необходимо добавлять дополнительные слова, описательные обороты при употреблении таких глаголов: 

Я смогу победить и убедить.

Нет форм 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов: кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде), закатиться (о предмете), наступить (о времени), обступить, осуществиться, произойти, получиться, родиться, раздаваться, течь, состояться, удаваться и др.

2. При образовании ряда глаголов необходимо учитывать некоторые их особенности.

  • При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
  • При образовании личных форм глаголов с шипящем в основе необходимо учитывать чередование согласных (Г-Ж, К-Ч, Ч-Ж, Х-Ш): жечь — жгу — жжёт — жжём — жжёте — жгут; хотеть — хочу — хочешь — хочет — хотим — хотите — хотят; бежать — бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите — бегут. 

Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

лечь ляг лягте
ехать поезжай поезжайте
разъехаться разъезжайся разъезжайтесь
ездить езди ездите
положить положи положите
трогать трогай трогайте
махать маши машите
класть клади кладите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
прополоскать прополощи прополощите

У глаголов весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др. нет повелительного наклонения.

3. Необходимо запомнить нормативное употребление следующих глаголов:

  • Глагол класть употребляется только без приставки (кладу, клали), а глаголы с корнем -лож- употребляются только с приставкой (положить, выложить).
  • У непереходных глаголов на -ЕТЬ нормативными являются формы с -е- в основе: выздороветь – выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, обезуметь – обезумею, обезумеешь, опостылеть – опостылею, опостылеешь.

4. Запомните формы настоящего и будущего времени:

глодать гложет
дремать дремлет
колыхать колышет
махать машет
мурлыкать мурлычет
плескать плещет
полоскать полощет
сыпать сыплет
трепать треплет
хлестать хлещет
щипать щиплет

Глагол оказался не только крутым, но и очень разносторонним и интересным парнем — мы узнали его поближе и готовы к встрече с ним в любых заданиях ОГЭ и ЕГЭ

Теперь можно приступать к знакомству с причастиями и деепричастиями в нашей следующей статье: «Самое важное про причастия, деепричастия».  

Обратите внимание

Начальная форма глагола

Начальная форма глагола – инфинитив (неопределенная форма глагола). Отвечает на вопросы что делать? что сделать?  и имеет постоянные признаки переходности, возвратности и вида.
Формальные показатели инфинитива – формообразующие суффиксы -ть (бежаТЬ), -ти (несТИ),  –чь (пеЧЬ).
У глагола много составных форм, части которых в предложении могут быть разделены другими членами предложения

Важно правильно выписать глагольную форму из текста. Примеры составных форм глагола:
будущее время глагола несов.вида – буду писать;
условное наклонение – сделал бы;
формы повелительного времени – пусть летит, давайте пойдем.

Начальная форма глагола  должна иметь вид (совершенный или несовершенный), совпадающий с видом исходной формы глагола:  записал (сов.в.)  – записать (н.ф., сов.в.).
Некоторые безличные глаголы не имеют формы инфинитива: следует в значении долженствования.

Спряжение

Глагол имеет спрягаемые (личные и безличные) и неспрягаемые  формы (инфинитив, причастие, деепричастие).
Разбор для них различается.Неспрягаемые формы глагола:
инфинитив;
причастие  – особая форма глагола;
деепричастие
– особая форма глагола.
Спрягаемым  формам присущи категории:
наклонение;
время (в изъявительном наклонении);
лицо (в настоящем и будущем времени);
род (в прошедшем времени).

Спряжение –  это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по числам и лицам.
Глаголы с приставками относятся к  тому же спряжению, что и бесприставочные: делать – сделать (I спряжение), гнать – обогнать (II спряжение).
Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: учиться – учить (II спряжение).
Определение спряжения
Спряжение  глаголов с безударными личными окончаниями определяется по неопределенной форме

Знание спряжения важно для правильного написания безударных личных окончаний.
Посмотреть ударение личных окончаний глагола.
Если личные окончания глагола под ударением, то  спряжение определяется по окончаниям, которые пишутся так, как слышутся. Неважно, на что заканчивается инфинитив: пить (пьЁШЬ, пьЁТ, пьЮТ) – 1 спряжение; спать (спИШЬ, спИТ, спЯТ) – П спряжение.
Если личное окончания безударные:
Проверить, не образован ли данный глагол  от глагола с ударными окончаниями с помощью приставки: ВЫпить   работать (что делать?);
По  гласной перед -ть  определить спряжение(заучить выделенное красным !)
Спряжение
глаголы
Перечисление и примеры
Исключения
 П спряжение

глаголы на -ить
строить, лепить, хвалить

брить, стелить.
7 глаголов на -еть
смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть
4 глагола на -ать
гнать, держать, слышать, дышать
 I спряжение
все остальные глаголы на-еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ють, -ыть,    -чь, -ти
делать, чувствовать, мокнуть
смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
гнать, держать, слышать, дышать и их приставочные формы
2 глагола на -ить
брить, стелить

разноспрягаемые(имеют окончания и I, и II спряжений)

бежать, хотеть, брезжить и образованные от них

особоспрягаемые

дать, есть, надоесть, чтить и образованные от них (отдать, задать, съесть, заесть и т.п.);

Есть глаголы, у которых отсутствуют некоторые формы лица и числа:

победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить – нет формы 1 лица ед.ч.

столпиться, сгруппироваться, разбрестись – нет ед.ч.;

жеребиться, кристаллизоваться – нет формы 1 и 2 лица.

Спряжение глаголы 2-го лица мн.числа в повелительной форме 2-ое лицо мн.число настоящего или будущего времени (у глаголов совершенного вида) времени
I спряжение
формы различны
(вы) стУкните и крИкните! (вы) стУкнете и крИкнете 
(вы) скАжите и (на)пИшите! (вы) скАжете и (на)пИшете
II спряжение 
формы одинаковы
(вы) любИте!  держИте! (вы) лЮбите,  дЕржите.

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Исходная форма, лексически связанная со всей остальной системой классификации глагольных слов, называется инфинитивом. Инфинитив обозначает процесс или действие, не отнесенное к кому-либо (читать, писать, нести).

Инфинитив не изменяется и не спрягается, поскольку не имеет лица, времени, а также числа. Но в то же время он имеет залог (кипеть — кипятиться), переходность (перейти — идти), возвратность (учиться — учить) и вид (делать — сделать).

У неопределенной формы есть свои, только ей присущие, окончания: -ть (капать, шлепать), -ти (идти, нести), -сти и -сть (мести, сесть). Также в редких случаях имеется окончание -чь (печь, мочь).

В предложении инфинитив может иметь любую синтаксическую роль. Например:

  • подлежащие (трогать запрещается!);
  • сказуемое (печь пироги);
  • дополнение (я велю красить стены в зеленый цвет);
  • определение (сказал Андрею сидеть тихо);
  • обстоятельство цели (мы пошли смотреть футбол).

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии . А. Н. Толстой писал:

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Видео:Все про глагол. Вид, залог, спряжение, наклонение, время, возвратность, переходность, разборСкачать

Слайд 14Прошедшее время Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива обычно с помощью

суффикса –л-: петь – пел, работать – работал. Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без суффикса –л-(нести – нёс, везти – вёз), но в форме ж. и с.р. и в форме мн.ч. -л- появляется (несла, несло, несли). У глаголов на –чь при образовании формы прошедшего времени происходит чередование ч с г или ч с к: стеречь – стерёг, печь – пёк.Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве: видеть — видел, клеить — клеил. Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: читал — читали, писал — писали. Глаголы в форме ед.ч. прошедшего времени изменяются по родам. Род глагола передаётся с помощью окончания: м.р. имеет нулевое окончание, ж.р. — -а, с.р. — -о: котёнок прибежал — кошка прибежала — животное прибежало. Глаголы в форме прошедшего времени по лицам не изменяются.

Спряжение

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.

Окончания настоящего/простого будущего времени называются личными окончаниями глагола (так как передают в том числе и значение лица).

Личные окончания зависят от спряжения глагола:

I спряжение   II спряжение  
у(ю) ем у(ю) им
ешь ете ишь ите
ет ут(ют) ит ат(ят)

Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Так, глагол спать относится к II спряжению (сп-ишь), а глагол пить — к I спряжению (пь-ешь). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (выпь-ешь).

Если окончания безударные, то спряжение определяется по тому, какой вид имеет инфинитив глагола: к II спряжению относятся все глаголы на —ить, кроме бритьстелитьзиждиться, а также 11 исключений: 7 глаголов на —еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на —ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.

В русском языке есть глаголы, у которых часть личных окончаний относится к первому спряжению, а часть — ко второму. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Это хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.

Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.

Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.

Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.

Кроме того, есть глаголы, часть личных окончаний которых не представлена ни в I, ни во II спряжениях. Такие глаголы имеют особое спряжение. Это есть и дать и все образованные от них (съесть, передать), а также глаголы, связанные с данными по происхождению (надоесть, создать). У них представлены следующие окончания:

  ед. число мн. число ед. число мн. число
1 лицо е-м ед-им да-м дад-им
2 лицо е-шь ед-ите да-шь дад-ите
3 лицо е-ст ед-ят да-ст дад-ут

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Так, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1 лица ед. числа, у глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись не употребляются формы ед. числа, у глаголов жеребиться, кристаллизоваться — формы 1 и 2 лица.

§ 69. Неопределённая форма глагола, её лексические, морфологические и синтаксические особенности[править]

Определение. Неопределённая форма у глагола является его исходной формой, называющей действие или состояние безотносительно к действительности, моменту речи и лицу.

В этом отношении неопределённая форма сходна с формой существительного в именительном падеже, т. е. она только называет действие или состояние как словарное слово, ср.: ходьба и ходить.

ПримерПример:

Оба слова имеют общее значение перемещения предмета в пространстве, т. е. называют действие

Но слово ходьба называет действие как предмет, который может иметь при себе разные признаковые характеристики (быстрая, медленная ходьба; ходьба с препятствиями, ходьба спортивная и пр.); оно изменяется по падежам, например: Мой друг увлекается спортивной ходьбой;
При спортивной ходьбе очень важно контролировать своё дыхание.
А неопределённая форма ходить называет действие как процесс, который может характеризоваться с точки зрения его продолжительности, времени осуществления (действие происходит в момент речи, происходило в прошлом или произойдёт в будущем), условий, в которых это действие возможно, и т. п.

Формальным показателем неопределённой формы является суффикс (или окончание) -ть, у немногих глаголов -ти: говорить, грустить, лечить, наблюдать, читать, нести, везти, грести и др.

Суффикс -ти употребляется у бесприставочных глаголов и всегда является ударным: везти́, идти́, расти́, трясти́. При добавлении приставок, за исключением приставки вы-, ударение сохраняется на суффиксе: перейти́, провезти́, зарасти́, отрасти́ и т. п. Приставка вы- притягивает ударение на себя: вы́йти, вы́везти, вы́расти и т. д.

Виды глагола

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными., если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь).

Возвратные глаголы.
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Функция в предложении

Самая распространённая синтаксическая роль глагола – сказуемое: Медведь нашёл заросли малины. Горшок стоял на полке.

Он может выступать в другом качестве. Проведём исследование.

1. Прощать – значит не держать зла. Подлежащее выражено глаголом «прощать», потому что к нему задаётся вопрос «Что?». Сказуемым является другой глагол «не держать».

2. Тренер сказал подготовиться. От сказуемого «сказал» задаём вопрос В.п. «Что?» к слову «подготовиться». Дополнение, выраженное глаголом.

3. Мечта прокатиться на яхте у Миши была с детства. Задаём вопрос «Какая?» от подлежащего «мечта». Отвечаем:  «прокатиться на яхте». Получаем определение, выраженное глаголом в связке с существительным.

4. Мы отправились в горы тренироваться. От сказуемого «отправились» следует вопрос «Зачем?». Отвечает на него глагол «тренироваться», который в предложении играет роль обстоятельства.

Как вы заметили, синтаксическую роль глагола помогает выявить правильно заданный вопрос. Второстепенными членами предложения в основном выступают глагольные инфинитивы.

Урок подошёл к концу. Попробуйте осмыслить полученную информацию. Сложные части перечитайте повторно. Для самоконтроля выполните тест. 

Спряжение

Самая важная тема — спряжение. Не путайте со склонением, так как этот термин относится к существительным, а спряжение — к глаголам.  

Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. 

Типов спряжения всего два, и названы они максимально креативно — первое спряжение и второе.

Почему глагол может быть таким же неопределенным, как и наше будущее?При работе с глаголами нам важно знать их неопределенную форму (инфинитив). Как мы не можем определить исход футбольного матча или нашу оценку за контрольную, так и не можем определить род, время и лицо глагола в инфинитиве, так как у этой формы нет постоянных признаков

Представьте, что мы будто откатили телефон к заводским настройкам.Именно для инфинитива и работают вопросы «что делать?» и «что сделать?».

От спряжения, которое нам помогает определять инфинитив, будут зависеть правила написания личных окончаний глаголов и правила написания суффиксов причастий. Напомним, что личное окончание глагола — это не совсем то же самое, что и окончание у других частей речи.  

Личное окончание глагола — окончание в определенном лице.

Как определить букву, которую нужно писать в личном окончании? 

Нужно сделать четыре шага:

Шаг 1. Определяем время глагола.О временах глагола мы дополнительно поговорим чуть ниже.

  • Если время глагола настоящее или будущее, сразу переходим к Шагу 2.
  • Если глагол прошедшего времени, то смотрим на букву перед суффиксом -Л, она будет такой же, как и в инфинитиве. Гласная И — II спряжение, остальные — I спряжение.

Например, глагол «залезал». Перед -Л буква А, значит, глагол относится к 1 спряжению.

Шаг 2. Ищем приставку ВЫ.

  • Если глагол настоящего и будущего времени, нужно проверить наличие приставки ВЫ. 
  • Если она есть, отбрасываем ее, так как она будет мешать определить ударение, забирая его на себя.

Шаг 3. Определяем ударение.

Смотрим на то, куда падает ударение:

Если оно не падает на личное окончание, переходим к Шагу 4. 

Например, глагол «спать». Он «спИт», ударное личное окончание, которое указывает на второе спряжение.

Если в глаголе ударное личное окончание, смотрим на таблицу:

Еще эти гласные можно запомнить с помощью фразы: «Целую, милая!» Первым в предложении идет слово «целую», именно поэтому все гласные из этого слова (Е, У, Ю) мы отнесем к I-му спряжению. Вторым идет слово «милая», в котором буквы И, А, Я будут относиться ко II-му спряжению.

Шаг 4. Ударение не на личном окончании.

В этом пункте все еще проще. Окончание И означает, что перед нами II спряжение. Однако нельзя забывать про исключения. 

Важно: наличие приставки не влияет на спряжение

Дополнительно разобраться в этой теме вам поможет наша статья «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий».

Спряжение глаголов встречается на ЕГЭ в задании № 12. Попробуем решить один из вариантов этого задания.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.1. (Они) мол..т (о пощаде), (пески) зыбл..тся2. (Ледники) та..т, накле..шь3. Напиш..шь, постав..шь4. Разгон..шься, разлож..шь (вещи)5. (Свитер) кол..т, перекин..шьРешение.Подставим в слова пропущенные буквы и определим спряжение глаголов:1) Они молят (глагол II спряжения — молить), зыблются (глагол-исключение I спряжения — зыбиться).2) Ледники тают (глагол I спряжения — таять), наклеишь (глагол II спряжения — клеить).3) Напишешь (глагол I спряжения — написать), поставишь (глагол II спряжения — поставить).4) Разгонишься (глагол-исключение II спряжения — разогнаться), разложишь (глагол II спряжения — разложить).5) Колет (глагол I спряжения — колоть), перекинешь (глагол I спряжения — перекинуть).Мы видим, что именно от спряжения глагола зависит написание гласной в его окончании

Поэтому для выполнения этого задания нам важно знать личные окончания глаголов и алгоритм определения их спряжения.Ответ: 45

Также в русском языке есть разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: