7
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
Я помнил смуглых стариков,
При свете лунных вечеров
Против отцовского крыльца
Сидевших с важностью лица;
И блеск оправленных ножон
Кинжалов длинных… и как сон
Все это смутной чередой
Вдруг пробегало предо мной.
А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестер…
Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей
Над колыбелию моей…
В ущелье там бежал поток.
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок,
Играть я в полдень уходил
И взором ласточек следил,
Когда они перед дождем
Волны касалися крылом.
И вспомнил я наш мирный дом
И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней,
Когда был мир еще пышней
21
Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь…
Что я пред ним? Напрасно грудь
Полна желаньем и тоской:
То жар бессильный и пустой,
Игра мечты, болезнь ума.
На мне печать свою тюрьма
Оставила… Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждал лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печально тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия…
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
14
Трудами ночи изнурен,
Я лег в тени. Отрадный сон
Сомкнул глаза невольно мне…
И снова видел я во сне
Грузинки образ молодой.
И странной, сладкою тоской
Опять моя заныла грудь.
Я долго силился вздохнуть —
И пробудился. Уж луна
Вверху сияла, и одна
Лишь тучка кралася за ней,
Как за добычею своей,
Объятья жадные раскрыв.
Мир темен был и молчалив;
Лишь серебристой бахромой
Вершины цепи снеговой
Вдали сверкали предо мной
Да в берега плескал поток.
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
На небесах в полночный час
Так гаснет яркая звезда!
Хотелось мне… но я туда
Взойти не смел. Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
12
Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты,
С плиты на плиту я, как мог,
Спускаться начал. Из-под ног
Сорвавшись, камень иногда
Катился вниз — за ним бразда
Дымилась, прах вился столбом;
Гудя и прыгая, потом
Он поглощаем был волной;
И я висел над глубиной,
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!
Лишь только я с крутых высот
Спустился, свежесть горных вод
Повеяла навстречу мне,
И жадно я припал к волне.
Вдруг — голос — легкий шум шагов…
Мгновенно скрывшись меж кустов,
Невольным трепетом объят,
Я поднял боязливый взгляд
И жадно вслушиваться стал:
И ближе, ближе все звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имен
Произносить был приучен.
Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла,
И мне, лишь сумрак настает,
Незримый дух ее поет.
10
«Внизу глубоко подо мнойПоток, усиленный грозой,Шумел, и шум его глухойСердитых сотне голосовПодобился. Хотя без слов,Мне внятен был тот разговор,Немолчный ропот, вечный спорС упрямой грудою камней.То вдруг стихал он, то сильнейОн раздавался в тишине;И вот, в туманной вышинеЗапели птички, и востокОзолотился; ветерокСырые шевельнул листы;Дохнули сонные цветы,И, как они, навстречу дню,Я поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю:Мне стало страшно; на краюГрозящей бездны я лежал,Где выл, крутясь, сердитый вал;Туда вели ступени скал;Но лишь злой дух по ним шагал,Когда, низверженный с небес,В подземной пропасти исчез.
Средства художественной выразительности
Мне нравитсяНе нравится
Величие поэмы “Мцыри” М. Ю. Лермонтова проявляется в богатстве художественной выразительности, которая придает произведению глубину и эмоциональность.
Сравнения в поэме играют важную роль, выделяя эмоциональные состояния главного героя и усиливая его внутренний мир
Например, “как серна гор, пуглив и дик,” подчеркивает его дикую природу и осторожность. Сравнения также создают поэтические образы, такие как “горные хребты, причудливые, как мечты,” что подчеркивает его мечтательность и восприятие мира
Метафорические эпитеты усиливают характеристику героя и его внутренние переживания. Они передают его страсть, например, “пламенная страсть” и “бурное сердце,” а также его поэтическое восприятие мира, как “сонные цветы” и “в тени рассыпанный аул.”
Метафоры также придают произведению глубину и символическое значение. Например, “мир Божий спал в оцепенении глухом” передает чувство бездействия и отчаяния, а “бой закипел” олицетворяет схватку дикой природы.
Развернутые олицетворения усиливают связь героя с природой, например, “миллионом черных глаз смотрела ночи темнота,” что подчеркивает его глубокое понимание природы и ее магическую силу.
Риторические вопросы, восклицания и обращения добавляют эмоциональности тексту и передают сильные переживания героя. Например, “А душу можно ль рассказать?” выражает его внутренний конфликт и сомнения.
Анафоры, такие как “и в исступлении рыдал” и “и слезы, слезы потекли,” усиливают ритм и интенсивность произведения, делая его более выразительным.
История написания
Сама по себе история создания произведения могла бы стать сюжетом для романтического литературного шедевра, ведь с героем автор познакомился во время ссылки на Кавказ. В 1837 году во время путешествия по Военно-грузинской дороге Лермонтов знакомится со старым монахом. Тот рассказал Михаилу Юрьевичу историю своей жизни: плен, молодость в монастыре, постоянные попытки сбежать. Молодой человек во время одной из них заблудился в горах и едва не погиб. После этого он решил принять постриг и остаться жить в божьем храме.
Писатель заворожено слушал это повествование. Дело в том, что еще возрасте 17 лет он хотел создать произведение о юноше-монахе, а теперь лирический персонаж стоял прямо перед ним.
Поэма «Мцыри» была создана в 1839, а спустя год ее издали. Это творение Лермонтов считал самым любимым. Он охотно декламировал произведение вслух. Приятели писателя не раз вспоминали, как он читал свою работу впервые, с огненными, пылающими глазами, которые у автора всегда были выразительными.
Изначально произведение называлось «Бэри», что в переводе с грузинского значит «монах».
Философская проблематика поэмы «Мцыри»
Поэма «Мцыри» является философским произведением о смысле человеческой жизни, ее ценности, которая представляется поэту как свободное и активное существование, позволяющее сохранить человеческое достоинство. Герой «Мцыри», несмотря на трагические метания по кругу в поисках путей к недостижимой цели, близок по духу самому поэту своим героическим порывом, готовностью погибнуть ради глотка свободы. Это поэма не только о свободолюбивом горце, погибающим на чужбине. Она о судьбах многих современников Лермонтова, лучших передовых людей своего времени. Общество в годы реакционного правления Николая I после подавления восстания декабристов находилось в «мертвой точке», не зная какой избрать путь. И хотя герой поэмы не достиг своей цели, не увидев прекрасной Родины, о которой мечтал, он ради ее обретения готов отдать жизнь, а не прозябать в бездействии.
Словарь
1. Этнический – принадлежащий какой-либо народности, нации, племени.
2. Клан – семья, родовая община.
3. Паша – сокращенное «падишах», т.е. правитель в некоторых странах Востока.
4. Кунак – у кавказских народов человек, который связан обязательствами дружбы.
5. Список – переписанный от руки текст.
6. «Alter ego» – (с лат. «другой я») – персонаж, в чертах которого отражена личность писателя.
7. Вкусих – церковно-славянское слово, обозначающее «есть», «кушать».
8. Протекторат – межгосударственные отношения, при котором государство принимает покровительство или военную защиту другого государства.
9. Магометанский – мусульманский, исламский.
10. Строфа – часть текста, группа стихотворных строк, объединенных рифмой.
11. Лежать ниц – лицом касаясь земли.
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Мцыри», 1977
20
Я вышел из лесу. И вотПроснулся день, и хороводСветил напутственных исчезВ его лучах. Туманный лесЗаговорил. Вдали аулКуриться начал. Смутный гулВ долине с ветром пробежал…Я сел и вслушиваться стал;Но смолк он вместе с ветерком.И кинул взоры я кругом:Тот край, казалось, мне знаком.И страшно было мне, понятьНе мог я долго, что опятьВернулся я к тюрьме моей;Что бесполезно столько днейЯ тайный замысел ласкал,Терпел, томился и страдал,И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,Едва взглянув на божий свет,При звучном ропоте дубравБлаженство вольности познав,Унесть в могилу за собойТоску по родине святой,Надежд обманутых укорИ вашей жалости позор!..Еще в сомненье погружен,Я думал — это страшный сон…Вдруг дальний колокола звонРаздался снова в тишине —И тут все ясно стало мне…О! я узнал его тотчас!Он с детских глаз уже не разСгонял виденья снов живыхПро милых ближних и родных,Про волю дикую степей,Про легких, бешеных коней,Про битвы чудные меж скал,Где всех один я побеждал!..И слушал я без слез, без сил.Казалось, звон тот выходилИз сердца — будто кто-нибудьЖелезом ударял мне в грудь.И смутно понял я тогда,Что мне на родину следаНе проложить уж никогда.
18
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
История создания произведения
Саму историю о том, как автор задумывал и создавал свое творение, уже можно назвать готовым сюжетом для создания оригинального произведения. Еще в юности Лермонтова посетила идея написать произведение о молодом монахе. В голове молодого поэта уже тогда созревала история о семнадцатилетнем монахе, который вырос в окружении священных книг и служителей монастыря. Сложность написания заключалась в том, что автор никак не мог определиться с главной темой — идеей, за которую будет бороться и ради которой будет страдать молодой человек. И, прежде чем Лермонтову удалось найти тот идеал, ради которого служитель бога был готов принять даже смерть, автору понадобилось почти десять лет.
На протяжении данного времени из-под пера Лермонтова выходили на свет промежуточные произведения, которые позже автор объединил в «Мцыри» — величайшее творение молодого поэта. В основу «Мцыри» легли такие произведения автора, как «Исповедь» 1830 г. и «Боярин Орша», написанная спустя несколько лет. Главный герой «Исповеди» — молодой монах, приговоренный к смертной казни за свою любовь. Во втором произведении главный герой также оказывается служителем монастыря.
Кавказ со своими народными легендами и величественной природой сыграл важнейшую роль в написании «Мцыри». Поэт, хрупкий и болезненный в детстве, часто бывал на Кавказе. Его туда возила бабушка, чтобы поправить состояние здоровья мальчика. Первые впечатления от Кавказа, полученные еще в детстве, и вдохновили автора на создание своего гениального произведения. Здесь мальчик услышал местное предание о том, как храбрый юноша в нелегкой схватке смог одолеть тигра. Похожая история легла в сюжет «Мцыри», только вместо тигра юноше пришлось вступить в борьбу с барсом. Из кровавой схватки монах вышел победителем.
Эти прекрасные места с еще большей силой очаровали Лермонтова, когда он посетили их в зрелом возрасте. В его сознании всплывают обрывки детских воспоминаний и впечатлений. Старая Военно-грузинская дорога произвела на Лермонтова новое, неизгладимое впечатление. Он словно погрузился в детство, с трепетом и восторгом вспоминая легенды и повести, рассказанные ему местными жителями в детские годы. И именно здесь, наслаждаясь красотой и пейзажами Кавказа, поэт встречает человека, ставшего в последствии героем легендарной поэмы.
Главный герой поэмы, томящийся против своей воли в стенах монастыря, личность не выдуманная, а заимствованная из реальной истории. На Кавказе Лермонтов встречает старого священнослужителя, который и рассказывает автору свою нелегкую историю. Монах, будучи еще совсем ребенком, путешествовал с генералом Ермоловым и сильно заболел в пути. Состояние ребенка говорит о том, что продолжать свой путь он дальше не сможет — это поставит под угрозу не только его здоровье, но и жизнь. Тогда генерал решает оставить в мальчишку в монастыре и уезжает. Мальчик выздоровел, окреп и остался жить в стенах монастыря. Взрослея, молодой человек не раз пытался покинуть стены монастыря в попытке отыскать свой дом, родных и близких ему людей. Каждая из его тщетных попыток заканчивалась провалом, а в один из побегом мальчик чуть не попрощался с жизнью. Молодой человек долго горевал, но в конце концов все же смирился со своей судьбой и даже принял ее.
Автор, вынашивавший годами идею о создании поэмы, окончательно определился с ее сюжетом, услышав рассказ старца. Он соединил его повесть и свои наброски, получив таким образом гениальной произведение. Поэма «Мцыри» отличается от реальной истории тем, что главный герой так и не смог смириться со своей неволей и принял смерть. Тем самым он достиг духовной и физической свободы.
Главный герой и его характеристика
В черновике поэма М.Ю. Лермонтова называлась «Бэри». К этому названию поэт сделал уточнение «Бэри, по-грузински: монах». Но главный герой произведения еще не монах, он только готовится им стать, и в 1840 году произведение печатается под названием «Мцыри», что в грузинском языке означает «послушник».
В начале повествования главный герой предстает перед читателем шестилетним мальчиком, ослабленным болезнью, но с уже сильным характером:
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.
Оставленный русским генералом в монастыре мальчишка замыкается в себе. Мцыри ощущает себя пленником, вынужденным быть послушным и смиренным.
Образ юноши раскрывается после побега, в исповеди старому монаху.
Оказавшись на воле и почувствовав себя свободным, Мцыри преображается. Юноша приходит в восторг от всего, что встречает на своем пути. Он восхищается необыкновенны могуществом гор, красотой долин, прекрасных садов, прозрачностью ледяных ручьев, сравнивая три дня на свободе с жизнью в монастыре:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Мцыри бесстрашен в стремлении осуществить свою мечту. Он хочет вернуться в родной край, в отчий дом, и его не страшат невзгоды и препятствия.
Юноша не озлобляется после того, как понимает, что не может воплотить свою мечту в жизнь. Умирая, он не собирается никого проклинать.
Считая себя поверженным, Мцыри не раскаивается в совершенном побеге и верит в то, что обязательно станет свободным, вернется в край своего детства и услышит родную речь.
16
Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда;
Но тут я плакал без стыда.
Кто видеть мог? Лишь темный лес
Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг по ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры… и потом
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц,— и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
22
И как его, палил меня
Огонь безжалостного дня.
Напрасно прятал я в траву
Мою усталую главу:
Иссохший лист её венцом
Терновым над моим челом
Свивался, и в лицо огнем
Сама земля дышала мне.
Сверкая быстро в вышине,
Кружились искры; с белых скал
Струился пар. Мир божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.
Хотя бы крикнул коростель,
Иль стрекозы живая трель
Послышалась, или ручья
Ребячий лепет… Лишь змея,
Сухим бурьяном шелестя,
Сверкая желтою спиной,
Как будто надписью златой
Покрытый донизу клинок,
Браздя рассыпчатый песок,
Скользила бережно; потом,
Играя, нежася на нем,
Тройным свивалася кольцом;
То, будто вдруг обожжена,
Металась, прыгала она
И в дальних пряталась кустах…
Проблематика
Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.
13
Держа кувшин над головой,Грузинка узкою тропойСходила к берегу. ПоройОна скользила меж камней,Смеясь неловкости своей,И беден был ее наряд;И шла она легко, назадИзгибы длинные чадрыОткинув. Летние жарыПокрыли тенью золотойЛицо и грудь ее; и знойДышал от уст ее и щек.И мрак очей был так глубок,Так полон тайнами любви,Что думы пылкие моиСмутились. Помню только яКувшина звон,— когда струяВливалась медленно в него,И шорох… больше ничего.Когда же я очнулся вновьИ отлила от сердца кровь,Она была уж далеко;И шла, хоть тише,— но легко,Стройна под ношею своей,Как тополь, царь ее полей!Недалеко, в прохладной мгле,Казалось, приросли к скалеДве сакли дружною четой;Над плоской кровлею однойДымок струился голубой.Я вижу будто бы теперь,Как отперлась тихонько дверь…И затворилася опять!..Тебе, я знаю, не понятьМою тоску, мою печаль;И если б мог,— мне было б жаль:Воспоминанья тех минутВо мне, со мной пускай умрут.
Идея произведения
Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.
Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.
Тематика произведения
В своей поэме «Мцыри» Михаил Юрьевич затронул множество различных тем.
Вот некоторые из них:
- Любовь к Родине. Неподдельные, искренние чувства молодого горца к Отчизне, где он появился на свет и вырос, восхищает автора. По мнению Лермонтова, патриотизм способен даже победить смерть.
- Окружающий мир. Невероятной красоты кавказская природа в произведении противопоставляется мрачному монастырю. Писатель осуждает цивилизацию, сковывающую человека. Каждый должен вырваться из круга обыденности и вернуться к корням.
- Вера. Писатель довольно холодно относится к церкви. Дело в том, что монастырь на всю жизнь стал тюрьмой для лирического героя. Вырваться оттуда он смог ценой собственной жизни. Лермонтов был верующим, но считал, что никто не должен навязывать другим народам собственную культуру. По мнению автора, смирение приходит к пожилым людям, которые прожили жизнь, но не к юношам.
- Главная тема произведения «Мцыри» — свобода. Стремление к свободе и независимость провозглашаются автором истинными ценностями человека. Такие личности не зря проживают жизнь.
- Гордость. Михаил Юрьевич ставит в пример своего персонажа, который не забыл свои корни за много лет пребывания в монастыре. Даже перед лицом смерти мужчина не раскаивался и достойно встретил свой финал.
- Надежда. В течение своей короткой жизни молодой человек надеялся и верил, что когда-то сможет вернуться домой и ощутить себя частичкой Родины. Это чувство поддерживало его, помогало не сломаться, было нравственной опорой и источником величайшей силы.
- Мечта. Лирический герой Михаила Юрьевича всю жизнь хотел стать свободным, он шел к своей цели, несмотря ни на что. Мцыри реализовал иллюзии ценой собственной жизни. Однако это стоило того.
4
«Старик! я слышал много раз,Что ты меня от смерти спас —Зачем? … угрюм и одинок,Грозой оторванный листок,Я вырос в сумрачных стенах,Душой дитя, судьбой монах.Я никому не мог сказатьСвященных слов – «отец» и «мать».Конечно, ты хотел, старик,Чтоб я в обители отвыкОт этих сладостных имен.Напрасно: звук их был рожденСо мной. Я видел у другихОтчизну, дом, друзей, родных,А у себя не находилНе только милых душ – могил!Тогда, пустых не тратя слез,В душе я клятву произнес:Хотя на миг когда-нибудьМою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой,Хоть незнакомой, но родной.Увы, теперь мечтанья теПогибли в полной красоте,И я, как жил, в земле чужойУмру рабом и сиротой.
Чему учит?
Мне нравитсяНе нравится
Поэма “Мцыри” М. Ю. Лермонтова предостерегает нас от попадания в моральное и душевное рабство. Она учит нас бороться за свои идеалы, даже если это требует жертв и лишений. Главный герой произведения, Мцыри, яркий образ свободолюбивого человека, готового на все ради освобождения и возвращения к родным краям.
Мцыри не позволяет себе угаснуть даже в тяжких моментах своей жизни, и его стремление к свободе является искренним и могучим
Поэма учит нас, что даже в самых тяжких ситуациях важно сохранять верность себе, своим убеждениям и идеалам
Мораль истории заключается в том, что жизнь в рабстве, внутренне и внешне, не приносит никакой ценности. Лермонтов показывает, что даже смерть на свободе имеет больше смысла, чем долгие годы в плену. Он возвышает идеалы свободы и патриотизма, демонстрируя, что они стоят всех усилий и жертв.
Нравственные уроки “Мцыри” напоминают нам о важности сохранения своей идентичности, о святости родины и исторических корней. Они убеждают нас следовать своим убеждениям, даже если это означает пойти против общественных норм и ожиданий
Поэма призывает нас к смелости, решимости и верности своим идеалам, несмотря на все преграды и трудности, что путь к свободе и истинному смыслу жизни стоит того.
Тема
Анализ произведения «Мцыри» ясно показывает основную мысль поэмы, которая затрагивает проблему личностных отношений. Поэту были близки проблемы угнетения народа, когда власти действуют насильственными методами, стараясь подавить и уничтожить волю мирных жителей.
Тема свободы выражена в двух измерениях, в одном случае, затрагиваются проблемы Грузии, подчинённой империи России, а во втором – воля к свободе отдельного человека, в данной поэме – главного героя. Мцыри, воспитанный в неволе, чувствующий себя одиноким среди чуждых ему монахов, мечтает о свободной и вольной жизни, его тяготят монастырские стены, и он совершает побег. Он является жертвой военных действий, развязанных властью, по их вине мальчик остался сиротой, и оказался в плену у чужих людей. На три дня свободолюбивый и гордый Мцыри стал свободным человеком, вся беда его в том, что он не умеет жить самостоятельно и снова оказывается в плену монастыря.
Мцыри никогда не был любим родными людьми, не чувствовал заботы близких людей. Когда он встретил молодую девушку, то понял, что в жизни всё может быть по-другому, но судьба распорядилась иначе, юноша не в силах найти дорогу, и возврат в монастырь неизбежен.
Общая характеристика этой поэмы – открытый призыв к свободе, к борьбе против угнетателей. Поиски правильного пути, стремление к лучшей жизни – в этом заключается смысл произведения.
Проблематика
Мне нравитсяНе нравится
Произведение “Мцыри” Михаила Юрьевича Лермонтова глубоко затрагивает разнообразные проблемы, делая его литературным произведением, насыщенным смыслом и философией. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из основных проблем, которые автор возводит в этой поэме.
Одной из ключевых проблем является проблема одиночества. Главный герой, Мцыри, оказывается в монастыре, который, хоть и является мрачным местом, но предоставляет ему безопасность. Однако внутри себя он продолжает мечтать о свободе, о мире на Кавказе, который для него смертельно опасен. Он ощущает себя чужим как в монастыре, так и во враждебном мире, и это ощущение одиночества преследует его на протяжении всей поэмы.
Проблема бунта также играет важную роль. Мцыри, решивший бросить вызов системе и бороться за свою свободу, сталкивается с множеством трудностей. Несмотря на обреченность этой борьбы, он не отступает и продолжает идти своим путем. Лермонтов хотел показать, что именно борьба за свои убеждения и ценности является единственно правильным путем для настоящего человека.
Отчаяние – еще одна важная проблема, о которой говорит поэма. Мцыри весьма часто находится на грани отчаяния, так как не может найти свое место в жизни. Он ощущает, что не может оставаться в монастыре, но и покинуть его тоже не в силах. Тем не менее, его сила воли побеждает, и он решается на решительные шаги, даже если они ведут к смерти
Тема войны также занимает важное место в поэме. Лермонтов, через жизненную драму Мцыри, показывает, насколько война оказывает отрицательное воздействие на судьбы людей
Она приносит только страдания, слезы и боль, и это страдание касается не только опытных воинов, но и детей, попадающих в плен. И, наконец, тема смысла жизни, которая пронизывает произведение. Герой ищет смысл своей жизни и находит его в свободе и Родине. Однако это осуществляется практически на пороге смерти. Эта тема подчеркивает важность нахождения смысла и ценности в жизни, даже если это происходит в самый последний момент.
Основная тема
Мне нравитсяНе нравится
Основная тема поэмы “Мцыри” является ярким проявлением романтической философии и личностной драмы главного героя. В ней прослеживается образ сильного, смелого и свободолюбивого юноши, который стремится к освобождению от чуждой и враждебной монастырской среды.
Главный герой поэмы олицетворяет духовную свободу и стремление к истинной независимости. Он является символом человека, готового рваться на волю, на родину, чтобы найти свое место в мире, несмотря на преграды и тяготы, которые ему уготовлены. Эта тема возвышает поэму до высоты философского произведения, где каждая строка пронизана исканием и жаждой свободы.
В контексте основной темы, Лермонтов также затрагивает частные темы, которые раскрывают разные аспекты этой мощной философии. Он обращается к взаимодействию человека с природой, подчеркивая гармонию между внутренним миром героя и окружающей природой. Это создает образы природы, которые служат фоном для внутренних конфликтов и размышлений главного героя.
Также важной темой является связь человека с его родиной и народом. Герой ищет свое место в этом мире, стремится к пониманию своей роли в истории и судьбе своей страны
Это внутреннее стремление делает его героем, с которым читатель может сопереживать и размышлять о смысле жизни.
Наконец, поэма затрагивает тему тяжести вынужденного одиночества и бездействия, которые накладываются на героя в его стремлении к свободе. Он сталкивается с трудностями и препятствиями, но несмотря на это, его решимость и смелость остаются несокрушимыми.