Дуэль с Барантом
В Петербург Лермонтов вернулся знаменитым. Его тепло приняли в свой круг друзья А. С. Пушкина: В. Жуковский, П. Вяземский, Н. Карамзин, П. Плетнев, В. Соллогуб и др. Привезенные из ссылки сочинения по мере доработки регулярно печатались в «Современнике» и «Отечественных записках», создаются давно задуманные «Демон» и «Мцыри».
Бывая на балах и приемах, светский лев Лермонтов, обладатель аристократических манер и демонического взгляда, занял мысли всех дам, грезивших о героях и знаменитостях. Сам Михаил Юрьевич в ту пору был увлечен недавно овдовевшей великой княгиней М. А. Щербатовой, за которой также волочился барон Эрнест Барант, атташе французского посольства в России. 16 февраля (28 по н. с.) 1840 г. на балу у графини А. Лаваль соперники повздорили, и Лермонтов вызвал Баранта на дуэль. По уверениям современников предметом ссоры была не только вышеупомянутая дама, но и давняя взаимная неприязнь. Дело в том, что 3 года назад Барант-старший счел стихотворение «Смерть поэта» оскорбительным для всех французов. Памятуя об этом, Эрнест, известный скверным характером, спровоцировал скандал и вынудил поэта требовать удовлетворения.
Поединок состоялся 18 февраля 1840 г. в 12 часов пополудни у Парголовской дороги за Чёрной речкой. Сначала дрались на шпагах. Француз успел слегка оцарапать поэта, потом у Лермонтова сломался клинок. Взялись за пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся, Михаил Юрьевич разрядил пистолет, выстрелив в сторону. На этом все закончилось, соперники помирились, напились шампанского и разъехались.
Образование Лермонтова
В 1828 году, когда Мише исполнилось 14, его образование продолжилось в Москве, в «Благородном Университетском пансионе», где обучались молодые люди из знатных родов.
Автопортрет М. Ю. Лермонтова. (pikabu.ru)
Находилось заведение на Тверской улице, в нём было 6 классов. Пансион имел неразрывную связь с Московским университетом и дал России многих видных людей того времени. Здесь преподавали языки, русскую литературу. В то время опирались на традиции живого преподавания, ученики часто собирались на совместные чтения древних и современных писателей, представляли преподавателям свои первые литературные творения и рисунки
Во время обучения преподаватели обратили внимание на дикцию и таланты юного Лермонтова; кроме того, он хорошо рисовал и декламировал, прекрасно играл на скрипке и фортепиано.
Рисунок, сделанный Лермонтовым на Кавказе. (pinterest.ru)
Михаил мог бы жить вместе с другими молодыми людьми, но бабушка не хотела так рано отрывать от себя любимого внука, и Михаил учился на полупансионе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице.
В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер наполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь.
Особенности
М.Ю. Лермонтов, сочиняя роман «Герой нашего времени» (1838 – 1840 г. г.), облёк его в форму отдельных глав-новелл, объединённых главным героем – Григорием Печориным. При этом хронология жизни героя дана не в линейной последовательности, а фрагментарно.
Такой принцип стали позже использовать в кино. История героя предстаёт в нескольких временных планах. События то уходят в прошлое, то забегают вперёд от момента начала повествования.
У такого композиционного решения существовало много причин. Не на последнем месте был мотив занимательности чтения. Читатель с первой главы оказывался в плену интриги относительно личности героя, причин службы утончённого аристократа в захолустной крепости.
В то же время таким построением произведения автор отдал дань романтизму, усилив впечатление о загадочности, таинственности героя. Хотя в целом роман относится к реалистической прозе, которая с 30 – 40-ых годов 19 века уже заявила о себе, например, в повестях Пушкина, но элементы романтизма читательской публике были необходимы. Она ещё долго выбирала для досуга романы об исключительных благородных героях.
Их любовь-страсть описывалась на фоне экзотических пейзажей. Социальное неравенство влюблённых предвещало трагический финал. Именно так в первой главе «Бэла» сложились отношения Печорина с черкешенкой Бэлой. Дикая природа Кавказских гор, не менее дикие местные нравы и обычаи, любовь-борьба двух сильных личностей – всё это не могло не увлечь читателей.
Но не только соображения занимательности сюжета лежат в основе необычной композиции романа. Она служит главной цели – раскрытию характера центрального героя. Его жизненный финал, то есть смерть, по авторскому замыслу перенесён в середину повествования.
В предисловии к «Журналу Печорина» читатель узнаёт, что Григорий Александрович, возвращаясь из путешествия, умер. После этого следуют ещё три главы о его жизни. В целом, порядок глав в романе таков:
- «Бэла»
- «Максим Максимыч»
- «Предисловие» к «Журналу Печорина»
- «Тамань»
- «Княжна Мери»
- «Фаталист».
Лермонтов разделил роман на две части: I часть включает первые четыре главы; II часть объединяет две последние. Первая часть отражает черты характера героя, которые раскрываются в его отношениях с миром простых людей; вторая – с представителями дворянства, к которому он принадлежит.
Если следовать хронологии жизни героя, последовательная цепь событий его биографии требовала бы иного порядка глав:
1. «Тамань» – сосланный за какую-то провинность, герой едет на Кавказ с остановкой в Тамани, где в семье контрабандистов переживает опасное приключение;
2. «Княжна Мери» – на Кавказе Печорину разрешено обосноваться в Пятигорске. Здесь происходит его дуэль с Грушницким, за которую его отсылают в дальнюю крепость;
3. «Бэла» – в этой крепости он служит под началом Максима Максимыча, влюбляется в черкешенку Бэлу и невольно становится причиной её гибели;
4. «Фаталист» – во время двухнедельной командировки в соседнюю крепость Печорин стал участником офицерского карточного розыгрыша и последующей гибели Вулича;
5. «Максим Максимыч» – из черкесской крепости герой был переведён в Грузию, затем вышел в отставку и возвратился в Петербург. Путешествуя из столицы в Персию, во Владикавказе встретил Максима Максимыча и его попутчика;
6. «Предисловие» к «Журналу Печорина» – на обратном пути из Персии в Россию герой в дороге умер.
Размышляя над авторским решением исключить героя из жизни на 1/3 пути до финала романа, многие исследователи увидели в этом трагизм фигуры героя, предопределённость судьбы лишнего человека. В литературе последекабристского периода такой тип стал ключевым в литературе.
Политическая реакция, наступившая после восстания на Сенатской площади, не оставляла надежды на свободу личности в России. Не случайно в начале и в конце произведения Печорин изображён в крепости, которая является символом тюрьмы. Этот элемент кольцевой композиции подчёркивает обречённость героя на бесполезное существование, невостребованность его «необъятных сил», заложенных природой.
Лермонтов – драматург
Лермонтов также попробовал свои силы в драматическом жанре. Самой значительной пьесой стала драма «Карнавал», которую он переделывал 5 раз, и которую цензура упорно не хотела пропускать. Эта драма написана в стихотворной форме. Цензура увидела в ней, вероятно, пародию на светское общество, в котором Лермонтов был вынужден вращаться, и к которому всегда относился с сарказмом. Михаил Юрьевич успел написать 6 пьес.
Лермонтов явился на литературном небосклоне яркой звездой, которая светила ярко, но недолго. Он стал последним романтиком литературной России. Он мог написать немало замечательных произведений, может быть, со временем вернулся бы к начатым и незавершенным трудам. Но Бог и люди распорядились его судьбой иначе.
Роковая дуэль
Дуэль состоялась 15 июля (27 июля по н. с.) 1841 г. около 7 часов вечера на небольшой поляне у подножья горы Машук, в 400 верстах от Пятигорска при участии М. П. Глебова, А. И. Васильчикова, А. А. Столыпина (Монго) и С. В. Трубецкого (присутствие двух последних свидетелей пришлось скрыть от следствия, поскольку они находились на Кавказе в качестве ссыльных). М. Ю. Лермонтов был убит выстрелом в грудь. Похоже, никто из присутствующих никто до конца не верил, что дуэль состоится. На месте поединка не было ни врача, ни экипажа на случай трагического исхода. После смертельного выстрела Васильчиков помчался в Пятигорск сообщить о произошедшем и найти экипаж. Глебов остался с Лермонтовым. Вскоре вернулся и он, потому что начался сильный ливень. Более 4 часов тело убитого поэта, накрытое глебовской шинелью, лежало под проливным дождём.
Смерть Лермонтова вызвала множество кривотолков и сплетен. Говорили, что Мартынов был всего лишь орудием в руках могущественных недоброжелателей строптивого поэта. Некоторые сторонники версии заговора высказывали и вовсе дикое предположение о том, что противники встречались один на один: будто Мартынов поджидал обидчика на дороге между Машуком и Перкальской скалой, а когда Лермонтов подъехал, выстрелил в него в упор (описание раневого канала подтверждает правдоподобность этой версии). Кто-то утверждал что Николай Соломонович узнал себя в Грушницком, а сестру Наталью – в княжне Мери и отомстил поэту за «глумление». Позднее появилось предположение, что в Михаила Юрьевича стрелял не Мартынов, а спрятавшийся в кустах наемный убийца. Так или иначе, ни одна из версий не доказана на 100 %.
С погребением поэта тоже возникли трудности. Поскольку дуэлянты приравнивались к самоубийцам, гроб не был допущен в церковь для отпевания, но друзьям удалось добиться разрешения похоронить Лермонтова на территории старого кладбища Пятигорска. Тело Михаила Юрьевича покоилось в кавказской земле 250 дней. В 1843 г. по просьбе Елизаветы Алексеевны Арсеньевой прах поэта был доставлен в Тарханы и перезахоронен в фамильном склепе, рядом с матерью и дедом.
Идейное своеобразие романа Герой нашего времени
М.Ю. Лермонтов озвучивает в романе свои переживания о текущем поколении, ранее уже озвученные в стихотворении «Дума».
1. Печорин умен, талантлив, но он не хочет служить России и не может использовать свой ум и талант. Лермонтов показывает, что не среда, не окружение виноваты в этом, а сам Печорин. Здесь ярко проявляется образ лишнего человека.
2. Основная идея наиболее ярко видна в «Фаталисте». Роль судьбы в жизни человека – это вечный вопрос, который характерен для современности Лермонтова.
Неявно выраженное социальное значение произведения «Герой нашего времени» в том, что Лермонтов изображает современную ему действительность в контексте роли человека в обществе и указывает на то, что типичный герой того времени отражает проблемы целого поколения того времени.
Лермонтов доказал, что каждый человек имеет возможность изменить свою судьбу. Если же не в состоянии, то необходимо хотя бы попытаться. И если человек не попытается это сделать, то это его трагедия.
Вариант 6
Григорий Печорин — главный герой поэмы «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот образ является одним из самых противоречивых и сложных в русской литературе. В данном сочинении мы рассмотрим его поступки, внешность, черты характера, отношение к любви и смерти, а также выразим свое отношение к этому персонажу.
Первое, что бросается в глаза в образе Печорина — это его поступки. Они противоречивы и вызывают неоднозначную реакцию у читателя. С одной стороны, он спасает жизнь вооруженного казака, а с другой — убивает на дуэли своего сослуживца Грушницкого. Он соблазняет дочь горского князя Бэлу и затем похищает ее, но несмотря на это, можно заметить, что он любил ее на свой, необычный для обычного человека, лад.
Также, Печорин имеет непривычную для своего времени внешность, которая вызывает неоднозначные чувства. Он высокий и худой, его глаза меняются в зависимости от настроения, его взгляд осторожный и пронзительный. Он не похож на обычных людей, что позволяет ему оставаться загадкой для окружающих.
Черты характера Печорина также неоднозначны. Он кажется бесчувственным и холодным, но при этом у него есть глубокое чувство ответственности. Он часто демонстрирует свой пессимизм и меланхолию, но при этом его внутренний мир полон противоречий и неожиданных решений.
Отношение Печорина к любви также вызывает множество вопросов. Он играет с чувствами княжны Мери и не может определиться со своими чувствами к Вере. При этом, можно заметить, что он по-настоящему любил только ее, хотя и не мог выразить это в полной мере.
Наконец, отношение Печорина к смерти также вызывает непонимание. Он ощущает тоску и пессимизм, считая жизнь бессмысленной, однако не боится смерти и даже ищет ее. Он видит смерть как способ избавления от скучной и непонятной жизни, а также как способ испытать свою судьбу. Его отношение к смерти является еще одной противоречивой чертой его характера.
В целом, образ Печорина в поэме «Герой нашего времени» является выразительным и многогранным. Лермонтов создал противоречивого героя, в котором сочетаются черты эгоиста, наблюдателя, мечтателя и трагического героя. Печорин оставляет смешанные чувства у читателя: с одной стороны, его трагические судьбы и мечты вызывают сочувствие, а с другой стороны, его эгоизм и равнодушие к окружающим противоречат нормам морали и этики. Однако, именно такой сложный образ позволяет читателю погрузиться в мир героя и прочувствовать его переживания, ставить себе вопросы и думать о жизни и смысле существования.
Мне нравится641Не нравится345
Структура романа
Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность. В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.
Часть вторая
Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».
Княжна Мери
Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.
Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.
События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее. Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.
Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.
Последние месяцы жизни
Домик Лермонтова в Пятигорске. В нем Лермонтов провел последние месяцы жизни. |
Оказавшись в Петербурге, Лермонтов пытается выйти в отставку, чтобы посвятить жизнь литературному творчеству. Но бабушка надеется, что внук сможет сделать военную карьеру и Михаил Юрьевич с тяжёлым сердцем возвращается на Кавказ.
По дороге он останавливается в Пятигорске для лечения и встречает старых знакомых, которые проводят время в отдыхе и веселье. С одним из них, Мартыновым, происходит ссора, которая приводит к дуэли.
Лермонтов принимает вызов, но вспоминая свои старые приятельские отношения с Николаем, категорически не собирается стрелять в него. Мартынов же убивает Лермонтова наповал.
Как погибшего на дуэли Лермонтова похоронили без панихиды, но с соблюдением других церковных обрядов на кладбище в Пятигорске 15 (27) июля 1841 года. В следующем году гроб с его телом был перевезён в Тарханы и погребён в семейном склепе Арсеньевых.
Мистические факты о Лермонтове:
— Сразу при рождении родителям Лермонтова было сделано предсказание, что их сын умрёт в молодом возрасте.
— Возвращаясь из Петербурга на Кавказ, Лермонтов буквально упросил своего родственника Столыпина поехать через Пятигорск, где и состоялась роковая дуэль.
Внешность Печорина
Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже за 30. Нравился женщинам.
«…был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»
Стройный. Великолепно сложен. Атлетического телосложения.
«…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…».
Блондин. Волосы слегка завивались. Темного цвета усы, брови
При встрече с ним все обращали внимание на глаза. Когда Печорин улыбался, взгляд карих глаз оставался холоден
«…они не смеялись, когда он смеялся…»
Нос слегка вздернут. Белоснежные зубы.
«…немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны…»
На лбу уже обозначились первые морщины. Походка Печорина вальяжная, слегка ленивая, небрежная. Руки, несмотря на крепкую фигуру, казались маленькими. Пальцы длинные, тонкие, свойственные аристократам.
Одевался Григорий с иголочки. Одежда дорогая, чистая, хорошо отутюженная. Приятный аромат парфюма. Сапоги вычищены до блеска.
Образец 2
Лермонтовский «Герой нашего времени» задумывался как психологический, в нём автор хотел раскрыть характер героев, мотивы их поступков и поведений. Задумку удалось воплотить благодаря необычной композиции: Лермонтов нарушил хронологию, из-за чего при чтении романа возникает много вопросов о том, когда и где происходило то или иное событие.
«Герой нашего времени» состоит из двух частей, включающих в себя главы. Сюжетные главы идут в таком порядке: история про Бэлу, «Максим Максимыч», рассказ о контрабандистах, история с Мэри и заключительная — «Фаталист». Однако, если разобрать произведение полностью, то мы придём к фабульному порядку: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч».
Михаил Юрьевич говорил, что каждая строчка, каждое слово в этом произведении занимает своё место, они все не просто так, из чего можно сделать вывод, что порядок тоже имел своё значение. И правда, он даёт нам возможность узнавать Печорина постепенно, сначала по рассказам офицера Максима Максимыча, то есть глазами другого человека, затем глазами автора, который встретил главного героя, невесёлого и неприветливого, после чего читателю открывается самый главный в изучении психологии людей предмет – дневник. В нём Печорин пишет о своих переживаниях, чувствах и поступках, он сам пытается понять мотивы своего поведения. Такой порядок предлагает автору следить не за оформлением и внешними событиями, а за внутренним миром героя.
Кроме того, такой сюжетный порядок в произведении нужен для того, чтобы показать Печорина в моменты особенного накала его жизненных проблем и событий, ведь именно в сложных жизненных испытаниях характер человека раскрывается особенно полно. В первой части он влюблён в Бэлу, добивается её всеми способами, но затем охладевает к ней. Бэлу убили из-за временного желания героя. Также он разрушил судьбу контрабандистов в Тамани, вмешавшись в их жизнь. С судьбой Мэри он играл также, как и с другими судьбами
Но дневник главного героя нужен ему не для публикации, а для того, чтоб разобраться в себе, в этом его важность. Благодаря тому, что Лермонтов расположил события именно так, сначала мы видим эгоистичные поступки Печорина, а потом его осмысления их, что смягчает отношение читателей к герою
Итак, фабульный порядок произведения нужен для того, чтобы показать хаотичный образ жизни Печорина, его жизненные проблемы и для лучшего понимания внутренних переживаний и мыслей героя.
Факты биографии Лермонтова и история создания «Героя нашего времени»
Вернувшийся после кавказской ссылки в Петербург Лермонтов в 1838 г. начал осуществление замысла «Героя нашего времени». В 1939 г. появляются в журнале «Отечественные записки» две повести из еще незавершенного романа: «Бэла» и «Фаталист».В 1840 г. публикуется «Тамань», чуть позже роман издается полностью. Весь тираж был стремительно раскуплен, появилось много критических откликов, в большинстве недоброжелательных; писали, что Лермонтов изобразил в романе себя и своих знакомых. В 1841 г. выходит второе издание романа, дополненное предисловием, в котором автор, полемизируя с критиками, поясняет читателю, что в произведении дан портрет не одного человека, это «портрет, составленный из пороков всего поколения».Вскоре после второй публикации романа, Лермонтов вновь был сослан на Кавказ, формальным поводом послужила его дуэль с сыном французского посла. Через три месяца поэт погибнет.
Роман вышел в двух частях: записки офицера-повествователя и дневник самого героя. Николай I, прочитав первую часть, состоящую из «Бэлы» и «Максим Максимыча», роман одобрил, посчитав, что героем нашего времени является Максим Максимович, образец простого русского офицера, верного присяге и своему долгу. Но, закончив читать вторую часть, в которую вошел «Журнал Печорина», император был взбешен, что героем оказался аморальный тип, и отметил«изощренный ум»автора.В письме к императрице Николай Iуже сосланному Лермонтову язвительно пожелал: «Счастливого пути!»
В названии романа определенно звучит авторская ирония по отношению к главному герою и подсказка, что произведение нужно воспринимать, как знак определенной эпохи. Время действия романа – это 30-е годы XIX в., период разочарованности и застоя в общественной жизни. Славные подвиги Отечественной войны 1812 г. остались в прошлом, движение декабристов разгромлено, наступило время реакции и духовного кризиса.
Любовь в жизни поэта
В 1830 г. Лермонтов после успешной сдачи экзаменов поступил на нравственно-политическое отделение Московского университета и уехал на лето в Середниково, подмосковное поместье бабушкиного брата. Там в доме живших неподалеку других своих родственников, Верещагиных, Михаил познакомился с Екатериной Сушковой (в замуж. Хвостовой) и тут же влюбился в неё. Однако «черноокая» красавица, которой посвящён стихотворный цикл 1830-1832 гг., не восприняла всерьёз чувства неуклюжего шестнадцатилетнего отрока. В ответ на ухаживания девушка под звонкий хохот подруг предлагала Михаилу поиграть в «волчок и веревочку» или угощала пирожками, начиненными опилками.
В том же 1830 г. Михаил Юрьевич встретил Наталью Фёдоровну Иванову, таинственную незнакомку, чьи инициалы лермонтоведы не могли расшифровать больше века. Посвящённые ей стихотворения объединены в объёмный «ивановский цикл». Наталья Федоровна поначалу ответила молодому поэту взаимностью, а потом внезапно прервала отношения и предпочла Лермонтову более состоятельного и опытного соперника.
Однако самый глубокий след в душе Михаила оставила Варвара Лопухина, его соседка по Малой Молчановке. С ней поэт познакомился почти сразу после болезненного разрыва с Ивановой. Весной 1831 г. компания молодых аристократов собралась ехать в Симонов монастырь ко Всенощной. Лермонтов случайно оказался в одной «линейке» с очаровательной девушкой Варенькой. Завязалось приятный разговор. Летом поэт с бабушкой по обыкновению гостили у Столыпиных в Середниково, сюда же приехали и Лопухины. Гуляя по тихим подмосковным аллеям, молодые люди делились друг с другом сокровенными мыслями, строили планы на будущее. Дело шло к помолвке, но Лопухиных Лермонтов в качестве зятя совершенно не устраивал. В 1835 г. Варвара Николаевна уступила воле родителей и согласилась на брак с 37-летним действительным статским советником Н. Ф. Бахметевым. Узнав о ее предстоящем замужестве, Михаил Юрьевич по свидетельству Акима Шан-Гирея (троюродный брат Лермонтова) «изменился в лице и побледнел». Родственники вспоминали, что любовь к своей Вареньке поэт сохранил до самой смерти и в каждой женщине искал её черты. Лопухиной посвящены такие известные произведения, как «Валерик», «Парус», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», поэмы «Измаил-Бей» и «Сашка», а также неоконченный роман «Княгиня Лиговская».
Первые шаги в литературе
В 1826 г. Е. А. Арсеньева с внуком перебрались в Москву и поселились в небольшом особняке на Малой Молчановке. Мишу бабушка определила в частный пансион Женро, где он осваивал латынь, английский и французский языки (немецким будущий поэт уже владел в совершенстве), брал уроки живописи и музыки. Через 2 года мальчик был зачислен сразу в четвертый класс благородного университетского пансиона, где в полной мере проявились его недюжинные способности к истории и словесности. В пансионе Мишу часто навещал отец, хотя бабушка возражала против этих встреч.
По окончании курса Михаил блестяще выдержал публичный экзамен и был награждён за успехи в учёбе. В это время юный Лермонтов серьёзно увлекся Шиллером, потом Шекспиром, и с головой ушёл в творчество: в 1828-1829 гг. из под его пера выходят поэмы «Корсар», «Олег», «Преступник», «Два брата», первый очерк «Демона». Именно 1828 г. Михаил Юрьевич считал началом своей литературной деятельности, хотя пробовать силы в стихосложении он начал ещё в Тарханах.
Особенности композиции романа Герой нашего времени
В произведении «Герой нашего времени» очень своеобразная композиция. Главы располагаются не во временном порядке. Лермонтов писал роман в виде заметок из дневника главного героя. Отсюда и отсутствие четкой временной линии. М.Ю. Лермонтов придерживался особого порядка для более полного представления героя читателю. Он позволяет увидеть своего героя с разных сторон, описывая его устами разных персонажей.
Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Например в повести «Бэла» есть завязка, кульминация и развязка:
Знакомство с Бэлой => роман с Бэлой и охлаждение чувств Печорина => Смерть Бэлы
Первой в романе идет повесть «Бэла» в которой о Печорине мы узнаем из уст доброго, но необразованного Максим Максимыча с которым рассказчик знакомится на Кавказе.
В повести «Максим Максимыч» к помимо мнения Максима Максимыча М.Ю. Лермонтов предлагает читателю портрет Печорина глазами автора. Дневник Печорина раскрывает мысли и переживания главного героя.
Повесть «Княжна Мери» мы узнаем о том, что герой способен любить, но его любовь неполноценна, так как Печорин слишком ветрен и быстро пресыщается любовью.
В повести «Фаталист» Лермонтов знакомит нас с мыслями Печорина о жизни и трагически заканчивает путь главного героя.
Повести в романе расположены не в хронологической последовательности. Первой повестью романа является «Бэла», за ней следуют «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
Временной порядок глав романа «Герой нашего времени»
В романе «Герой нашего времени» имеют место два предисловия от двух разных персонажей. Они озвучиваю мысли двух разных людей: одно отмечено для романа, а другое адресовано дневнику Печорина. Роман представляет собой сочетание путевых заметок и дневника.
Роман «Герой нашего времени» начинается в крепости и в ней же и заканчивается. Это явный признак кольцевой композиции.
Композиция романа «Герой нашего времени»
Несмотря на то, что Печорин в конце романа покидает крепость, а потом отправляется в Персию, он все равно оказывается там где и начинается повествование. Таким образом доказывается наличии круговой композиции в романе.
Проблема героя в романе
Проблема же героя в этом романе связана с вопросом о том, от чьего лица ведется рассказ. Повествователей в романе трое, и все они описывают Печорина по-разному. Во-первых, некий Автор — это поэтический рассказчик, который подчеркивает в Печорине романтические черты «Героя нашего времени» и отвергает все рациональное. Во-вторых, Максим Максимыч — он крайне прост, описывает только то, что слышал или видел сам. Это достоверно, но он не способен понять Печорина. И, наконец, сам главный герой допускает подробное самоописание — излагается и внешняя ситуация, и объяснение мотивов его поступков, и какие-то философские принципы.
Скорее всего, располагая главы романа не в хронологическом порядке и введя в роман такую сложную систему рассказчиков, Лермонтов стремился раскрыть характер своего героя со всех сторон. Помимо этого приема, Лермонтов также использует других второстепенных героев романа для раскрытия характера Печорина. В некоторой степени ему это удалось, однако Печорин все равно остается одним из самых загадочных и непонятых героев в русской литературе.
Последняя дуэль
Во время возвращения из второй ссылки в Пятигорске Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбленный злой шуткой поэта, вызывает Лермонтова на дуэль.
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
хронологическую таблицу о жизни и творчестве Лермонтова
Цитаты Лермонтова
собираем на отдельной странице.
Список произведений
Рекомендуем сохранить ссылку на список произведений Лермонтова и их анализ в нашей библиотеке.
- Ангел
- Кинжал
- Парус
Посмотреть все
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Первое и единственное издание стихотворений при жизни поэта было выпущено в 1840 году.
- Лермонтов не был привлекателен для женского пола, но он посвятил немало произведений любовной теме. Однажды познакомившись с молодой девушкой из соседнего имения – , Лермонтов не получил взаимной симпатии. Из-за этого решает отомстить ей и через некоторое время влюбляет в себя и расстраивает ее предстоящую свадьбу. После чего «бросает» Сушкову и признается, что никогда ее не любил.
- Будучи человеком дерзким, за всю свою недолгую жизнь Лермонтов три раза был на дуэли, а четыре раза дуэли удалось избежать благодаря здравомыслию окружающих.
- На последней дуэли все были уверены в промахе оппонента Лермонтова, так как тот слыл плохим стрелком, не имевшим достаточного опыта в этом деле. Однако Мартынов попал Михаилу Лермонтову прямо в грудь, что привело к смерти поэта.
Все интересные факты из жизни Лермонтова
Мы подготовили интересный квест о жизни Михаила Юрьевича
Пройти
-
/13
Вопрос 1 из 13
Вторая ссылка на Кавказ
Слухи о дуэли дошли до высшего начальства только к началу весны. Баранта выслали из России, Лермонтова 11 (23 по н. с.) марта 1840 г. арестовали. По решению военного суда поэт был переведён в Тенгинский пехотный полк и первых числах мая вновь выехал на Кавказ. Пока Михаил Юрьевич сидел под арестом, в свет вышел «Герой нашего времени» отдельной книгой, чуть позднее был издан поэтический сборник «Стихотворения», в который автор помимо 26 стихотворений включил поэму «Мцыри» и «Песнь о купце Калашникове».
Вторая ссылка разительно отличалась от первой. Оказавшись на передовой Кавказской войны, Михаил Юрьевич неоднократно участвовал в боевых действиях, и, как следует из официальных донесений, выполнял возложенные на него поручения с хладнокровием и мужеством. За отвагу Николай I пожаловал опальному офицеру двухмесячный отпуск, однако ходатайства командования о награждении Лермонтова орденом Святого Станислава 3-ей степени и золотой саблей с надписью «За храбрость» были отклонены.
Во время пребывания в Петербурге Михаил Юрьевич собирался подать в отставку и всерьёз заняться творчеством. Ничто не предвещало беды. Благосклонно принятый в свете поэт оживился, сыпал шутками и читал дамам прелестные стишки собственного сочинения. Надежды рухнули, когда 13 апреля Лермонтова вызвал к себе дежурный генерал Главного штаба П. А. Клейнмихель и приказал ему в 48 часов покинуть Петербург. Из столицы поэт уезжал с тяжёлым сердцем. Он даже не успел проститься с бабушкой – из-за весенней распутицы Елизавета Алексеевна не смогла приехать в Петербург.
Студенчество
Настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно
Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!