Слайд 25 ПасхаСветлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский
праздник: «царь дней», «праздник праздников», «торжество из торжеств».Название праздника происходит от еврейского слова «песах», что означает «прохождение, переход, исход». Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти Его на Кресте и Его Воскресении. Особое значение праздника состоит в победе над смертью и злыми силами, в даровании людям вечной жизни. Он отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты. Начало праздника выпадает на первое воскресенье после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Всю Пасхальную неделю ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой, дарили друг другу подарки. Праздничная трапеза проходила весело, но одновременно и чинно: не было никакого излишества в еде и питье, характерного для других престольных праздников.
Рождественские колядки
Что такое обрядовый фольклор с точки зрения религии? Праздник Рождества Христова считается на Руси одним из самых традиционных. Он следует сразу за Новым годом. Принято считать, что как этот праздник проведешь, таким и весь год будет. Рождество иные считают за начало нового года. Это главное русское религиозное событие. 6 января, в канун Рождества, начиналось колядование. Это праздничные обходы домов и квартир с песнями и мешочками, полными зерна. Колядовать идут обычно дети. Каждому хочется получить от хозяев дома пирожок или горсть конфет в ответ на поздравления с праздником.
Самый старший в процессии колядующих обычно несет на шесте «Звезду Вифлеема», которая появилась на небе, когда родился Иисус Христос. Хозяева, к которым пришли с колядками, не должны скупиться на подарки детям, иначе им придется выслушивать шуточные упреки детворы.
Слайд 18Хороводно-игровая песня «Научи меня, мати». В середине круга находятся две
девушки («мать» и «дочь»). Хоровод ходит и поет:
«Под дубровою лен,
лен,
Под зеленою лен, лен!
Таки лен, таки лен, люли лен!»
Дочь начинает петь, а за нею и весь хоровод:
«Научи меня, мати, На лен землю пахати».
Хоровод останавливается, и все нагибаются. Мать показывает дочери, как пашут землю. В это время мать, а за нею и весь хоровод поют:
«Да вот эдак, дочи, дочушка, Вот так, так, да вот эдак!»
Дочь подражает действиям матери.
Затем под песню мать учит дочь «зелен лен полоти», «зрелый лен брати», «лен вязати», «спелый лен сбирать», «на телегу лен класти», «лен с поля убирати», «зрелый лен сушити», «молотити», «слати», «собирати», «трепати», «прясти», «пряжу мотати» и «красна ткати».
И завершается песня такими словами:
«Научи меня, мати, С молодцем гуляти».
И, не дожидаясь ее «обучения», дочь задорно поет:
«Я сама пойду И с милым плясать буду».
Девушка вызывает в круг какого-нибудь парня и пляшет с ним, напевая:
«Да вот эдак, моя мати, Вот так, так, да вот так!»
Слайд 31В Семик девушки совершали обряд завивания березки. Они шли в лес и
скручивали ветки в виде венка, заплетали их в косички, перевязывали лентами, пригибали ветки к земле и приплетали к траве, или связывали вместе верхушки двух молодых березок, иногда заламывали макушку березы. При завивании старались не измять листочки и не сломать ветки. Завитые березки украшали цветами, вешали на них полотенца, платки, пояса. Завивая березу, девушки загадывали о своей судьбе и судьбе близких: жить или умереть, выйти замуж или нет, исполнится ли желание или нет. Через несколько дней, на Троицу, девушки приходили развивать березки и смотрели, сохранились ли венки или развились. Считалось, что если венок завял или развился, то девушка умрет, но в некоторых местах это означало, что она выйдет замуж.
Осенние праздники и традиции
Осень – это время, когда заканчивается плодоношение и наступает подготовка к зимнему покою. В этот период многие народы отмечают осенние праздники, которые связаны с благодарностью за урожай, желанием удачи в будущем и провождением летнего периода.
- День благодарения – праздник, который отмечается во многих странах мира в последний четверг ноября. В этот день люди собираются вместе с семьей и друзьями, чтобы отдать должное за урожай и провести время вместе.
- Михайлов день – праздник, который отмечается 21 ноября (8 ноября по старому стилю) в Русской Православной Церкви. В этот день происходит благодарение за урожай и молитва о защите от бедствий и болезней.
Одним из уникальных русских осенних обычаев является сбор грибов. Любители грибной охоты отправляются в леса в поисках съедобных видов грибов. Это не только способ пополнить запасы пищи, но и возможность провести время на свежем воздухе и насладиться красотой осенней природы.
- День потребителя – праздник, который отмечается 15 октября. В этот день акцент делается на защите прав потребителей, пропаганде справедливой торговли и ответственного потребительского поведения.
- Хэллоуин – праздник, возникший на основе древних языческих обычаев и современных американских традиций. Хэллоуин отмечается 31 октября и связан с обрядами защиты от духов злых мертвецов, декорированием тыквами и костюмированными вечеринками.
Праздник | Дата |
---|---|
День благодарения | последний четверг ноября |
Михайлов день | 21 ноября (8 ноября по старому стилю) |
День потребителя | 15 октября |
Хэллоуин | 31 октября |
Осенние праздники и традиции отражают важность благодарности за прошедший урожай, желание защиты и благополучия. Они являются не только возможностью провести время в кругу близких и друзей, но и сохранить и передать наследие и культуру народа
Слайд 13Рождество Христово Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая
сопровождалась народными гуляниями. Святками называют дни от Рождества Христова до Крещения – с 7 по 19 января
(с 25 декабря по 6 января по старому стилю). Согласно православной традиции праздник длится 12 дней по числу месяцев в году. В день Рождества Христова пастухи совершали обряд «посевания избы». Обходя дома, они поздравляли хозяев с праздником и с порога бросали горсть зерен в передник к хозяйке или по углам, вдоль избы, приговаривая: «На живущих, на плодущих, третье – особым печеньем на здоровье», «На полу – теляток, под лавкой – ягняток, на лавке – ребяток». Целью обряда было обеспечить в новом году урожай зерновых, плодовитость скота, здоровье людей.
Слайд 16С праздником Коляды связан и сам обычай гадания. Гадания бывают нестрашные
(на вещах, на курицах, у ворот, башмаком, подслушивание и так далее) и страшные, когда человек пытался узнать будущее, выходя на “прямой контакт” с “иным” миром — таковы, например, гадания на перекрёстке дорог или гадание с зеркалом.
Гадание на луковицеПростым святочным гаданием было гадание на луковицах. Девушки брали каждая по луковице, помечали ее, чтобы не перепутать, и клали в воду. Чья луковица раньше прорастет, той раньше и замуж идти.
Гадание на кольцахГлавными атрибутами святочных гаданий были блюдо, кольца, которые в него складывали, и платок, которым блюдо накрывали. Кольца вынимали из блюда под пение подблюдных песен: девушки, исполняя очередной куплет, давали ответ владелице кольца о том, что ее ждет в будущем.
Праздник Ивана Купала
Обрядовый народный фольклор в России всегда был самодостаточным и не нуждался в подпитке извне. Самобытность русских традиций и обычаев не только переходила из поколения в поколение, но и прирастала новыми обрядами, зачастую экзотическими. Наиболее заметным фольклорным обрядом является Этот обряд имеет языческие корни. В ночь на Ивана Купала разжигались высокие костры, и каждый из присутствующих должен был перепрыгнуть через огонь. Не всегда это удавалось, существовала опасность упасть и обжечься.
Ночью на Ивана Купала принято было совершать ритуальные бесчинства, красть домашний скот у соседей, разорять ульи, топтать огороды и накрепко подпирать двери в избах палками, чтобы жильцы не могли выйти. До сих пор неясны мотивы всех этих поступков. На следующий день бесчинствующие односельчане вновь становились уравновешенными гражданами.
Обрядовый фольклор
-
Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
Обрядовый фольклор — это разные песни, танцы, которые принято исполнять во время обрядов. Мне известны колядки, масленичные песни, весенние, летние, осенние песни. Они получили такое название либо от обряда, либо от сезона, в который их пели.
-
Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
Да, такие песни я слышал. Бабушка у меня живет в деревне. А я как-то приехал к ней на масленицу. Местные жители жгли чучело и пели масленичные песни.
-
Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чем отличие от других обрядовых песен?
Колядки — это песенки в стихотворной форме, которые поют в канун Рождества (с 24 декабря по 6 января). Ряженая детвора исполняет их и до сих пор. Они поздравляют знакомых, соседей, хвалят их, приходя к ним домой. А взамен получают угощения. Прогонять их нельзя, а то беда может в дом прийти.
-
Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
Береза — символ Троицы. Праздник отмечают летом, поют песни, устраивают гулянья, украшают дома березовыми венками.
-
Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
Масленичные песни самые веселые. Потому что этот праздник — прощание с зимой и встреча с весной. Люди хотят как можно веселее встретить весну.
Масленичные песни
-
В какой из прослушанных вами песен речь идёт о завершении масленичных праздников, о проводах Масленицы? Каково отношение поющих к Масленице?
В песне “Масленая погорела, всему миру надоела” идет речь о завершении Масленицы. Поющие хотят ее скорее выпроводить.
-
В какой песне речь идёт о встрече и о проводах Масленицы? Какими словами её встречают? С каким настроением провожают? Почему Масленица то «любая моя», то «обманяка»?
Песня “Ой, масленая недалечка, Ой, недалечка, люли, недалечка” о встрече и проводах Масленицы. Встречают ее радушно, с блинами. Провожают нехотя, просят задержаться. “Любая” — значит любимая, а “обманяка” — что веселье закончилось
-
Приходилось ли вам участвовать в праздниках проводов зимы? Расскажите о своих впечатлениях. Какие песни пелись на этих праздниках? Похожи ли они по манере исполнения на те, которые вы прослушали? Если различаются, то чем?
Да. В нашей школе ежегодно проходит Масленица. Мне этот праздник нравится. Он веселый и шумный. Там все поют масленичные песни. Да, они похожи на прослушанные.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Народная мудрость и быт в фолклоре
Любой народный фольклор (и русский фольклор в этом плане не исключение) является сложным синтетическим искусством, в произведениях которого очень часто переплетаются между собой элементы словесного, музыкального и театрального творчества. Он имеет теснейшую связь с народным бытом, обрядами, традициями и обычаями
Вот именно поэтому первые ученые-фольклористы подходили к изучению этой темы очень широко и записывали не только различные произведения устного народного творчества, а еще и уделяя внимание различным этнографическим особенностям и реалиям обычной, повседневной жизни простого народа, его быту
Картины народного быта, традиции и обряды, различные жизненные ситуации отображались в русских песнях, былинах, сказках и других произведениях устного народного творчества. В них рассказывается о внешнем виде традиционной русской избы с «петухом на коньке», с «косящатыми окнами», описывается её внутреннее убранство: горенки, клети, красный угол с иконами, печь-кормилица, полати, лавки, сенцы, крыльцо и т.д. Встречается яркое и красочное описание национального костюма как женского, так и мужского: повойники и кокошники у женщин, у мужчин — лапти, зипуны, портянки. Персонажи русского фольклора сеют пшеницу и растят лен, жнут жито и косят сено, кушают кашу, заедая её пирогами и блинами, запивая пивом, медом, квасом и вином зеленым.
Всеми этими бытовыми подробностями в народном творчестве дополняется и создается единый образ русского народа и Земли Русской, на которой он живет и растит своих детей.
Слайд 8Главный зимний языческий праздник — Коляда, совместившийся позже со Святками.
Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать. Жрец в древнем Риме
выкликал начало каждого месяца. Отсюда же и слово “календарь”. Святки, продолжающиеся двенадцать дней — от Рождества Христова до Богоявления, совмещают в себе христианские и языческие черты. Коляда связана с представлением об “умирании” солнца: оно описало свой годовой путь вокруг мирового древа. Ночь перед возрождением солнца — ночь хаоса, противопоставляющего себя космосу — мировому порядку. Это как бы ситуация “начала мира”. Это опасное время, когда потусторонний мир как бы приближается к человеку, границы между своим и чужим миром стираются. Именно поэтому так распространено в Святки “ряженье” — скрывание лица под личиной — “бесовское” занятие, грех которого надо было смывать в проруби во время водоосвящения на Богоявление (этим праздником и кончались Святки).
Коляда
Крупные и малые жанры русского народного творчества
Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными особенностями культуры. Сказочные, былинные и малые жанры фольклора собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.
Выделяют следующие жанры русского народного фольклора, наглядно иллюстрировавшие многогранные стороны жизни русского человека:
- Трудовые песни. Сопровождали какой-либо рабочий процесс (посев, вспашку поля, сенокос, сбор ягод или грибов), имели вид разнообразных выкриков, напевов, напутствий и веселых песенок с простым ритмом, незамысловатой мелодией и несложным текстом, которые помогали настроиться на рабочий лад, задавали ритм, сплачивали народ и духовно помогали выполнять тяжелый, порой непосильный крестьянский труд;
- Календарные обрядовые песни, заклички, заговоры, исполнявшиеся для привлечения удачи и благополучия, повышения плодородия, улучшения погодных условий, увеличения приплода домашнего скота;
- Свадебные. Песни, исполнявшиеся в день сватовства, прощания родителей с невестой, на передаче невесты в руки жениха и непосредственно на свадьбе;
- Устные прозаические произведения. Легенды, предания, былички, бывальщины, рассказывающие об исторических и эпических событиях, героями в которых выступают легендарные русские воители, князья или цари, а также описывающие какие-либо невиданные или необычные события, имевшие место в реальной жизни знакомого рассказчика, причем сам он не был их свидетелем и не принимал в них участие;
- Поэтический фольклор для детей (прибаутки, потешки, пестушки, дразнилки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы и колыбельные песни). Исполнялись обычно в краткой стихотворной, шуточной форме, понятной и интересной для детского восприятия;
- Песенный или героический эпос (былины, исторические песни). Рассказывают о когда-то происшедших исторических событиях в виде песни, в них обычно прославлялись подвиги русских легендарных героев и богатырей, совершенных ими во благо Земли Русской и ее народа;
- Художественные сказки (бытовые, волшебные, про животных) представляют собой самый распространенный вид устного творчества, в котором народ рассказывал о вымышленных событиях и персонажах в интересной и доступной форме, таким образом, отображая свои понятия о добре и зле, жизни и смерти, бедности и богатстве, окружающей природе и её обитателях. Также к русскому художественному творчеству относят баллады, анекдоты, небылицы и частушки;
- Фольклорные театральные представления драматического характера (вертепы, раёк, балаганы и выступления скоморохов на ярмарках, праздниках и народных гуляниях).
Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров или необрядовый фольклор:
- Загадки — вопросы с описанием предмета, живого существа или явления в образной форме (Два кольца, два конца, а посередине гвоздик);
- Скороговорки и чистоговорки — специальные фразы с повторяющимися звуками и сочетаниями звуков, с помощью которых вырабатывают дикцию;
- Пословицы — меткие назидательные высказывания в стихотворной форме («На чужой каравай рот не разевай»);
- Поговорки — краткие, отличающиеся меткостью, фразы, характеризующие окружающую действительность и людей («Два сапога пара»); иногда это даже части пословиц;
- Считалки — их использовали и до сих пор используют дети во время игр, когда определяют роль каждого игрока;
- Заклички — призывы весны/лета/праздника в рифмованной форме;
- Потешки и пестушки, которые напевались в процессе игры матери или другого взрослого с маленьким ребёнком (ярчайший пример — игра «Ладушки» с потешкой «Ладушки-ладушки, где были…»).
Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.
Что такое обрядовый фольклор в более широком понимании
Это произведения искусства малой формы, связанные с традициями, обычаями, религиозными и этнографическими жанрами. Следует отметить, что во всех случаях обряды носят признаки народного характера. Современность при этом как бы размывается. Старинные традиции с обычаями лучше всего укладываются в прошедшее время.
Спектр фольклорных обрядов достаточно широк. Это деревенская хореография, хоровое пение на природе, во время полевых работ, сенокоса или выпаса скота. Поскольку традиционные обычаи присутствовали в жизни простых людей постоянно, обрядовый фольклор русского народа был и остается неотъемлемой частью их существования. Появление обычаев всегда связано с долговременными обстоятельствами. Непрекращающаяся засуха, угрожающая урожаю, может стать поводом для обращения людей к богу с просьбой о помощи. Любые природные явления, опасные для человека, также заставляют его искать выход из создавшейся ситуации. И чаще всего это молитвы и просьбы, свечи и записочки в церквях.
Многие обряды и обрядовый фольклор в целом имеют ритуально-магическое значение. Они лежат в основе поведенческих норм в обществе, а иногда даже приобретают черты национального характера. Этот факт свидетельствует о глубине фольклорных ценностей, а значит,
Фольклорные обряды делятся на трудовые, праздничные, семейные и приворотные. Русские тесно переплетаются с фольклором других славянских народностей. И кроме того, они зачастую связаны типологически с населением некоторых стран, расположенных на другом конце света. Взаимосвязь различных на первый взгляд культур часто обусловлена исторически сложившейся аналогией.
Календарно-обрядовый фольклор: понятие и значение
Календарно-обрядовый фольклор – это совокупность обычаев, ритуалов, праздников и традиций, связанных с определенными календарными датами или временными периодами. Он является неотъемлемой частью культурного наследия народов и образ жизни людей.
Значение календарно-обрядового фольклора заключается в том, что он отражает особенности культуры и истории народа. Он помогает людям сохранить связь с прошлым, передавать традиции и ценности от поколения к поколению.
Основные элементы календарно-обрядового фольклора включают в себя праздники, обряды, сказания, загадки, предсказания и народную символику.
- Праздники являются основными событиями, которые отмечаются в определенные даты. В зависимости от культуры и региона, праздники могут иметь религиозное, национальное или общественное значение. Они сопровождаются различными ритуалами, танцами, песнями, гаданиями и традиционной едой.
- Обряды – это ритуалы, которые сопровождаются определенной последовательностью действий и символикой. Они проводятся для достижения определенных целей, таких как привлечение удачи, защита от болезней или обретение счастья. Обряды могут проводиться в храмах, домах или на улицах и часто связаны с сезонными изменениями природы.
- Сказания – это рассказы или легенды о прошлых событиях, героях или мифических существах. Они могут быть связаны с праздниками или обрядами и передаются устно из поколения в поколение. Сказания помогают объяснить происхождение традиций и укрепить культурную идентичность.
- Загадки – это стихотворные вопросы, ответы на которые затруднительны. Они часто связаны с календарными праздниками и обрядами и проводятся для развлечения или проверки интеллекта. Загадки помогают развивать мозговую деятельность и являются одной из форм народной поэзии.
- Предсказания – это практики, позволяющие предсказывать будущее события или судьбу. Они могут быть связаны с конкретными датами и проводиться в определенные моменты года. Предсказания могут основываться на различных признаках, таких как погода, поведение животных или народные приметы.
- Народная символика – это используемые в обрядах и праздниках предметы и символы, имеющие особое значение для народа. Они могут быть связаны с природными элементами, животными, растениями или предметами быта. Народная символика помогает обогатить обряды и праздники смыслом и перенести участников в мир мифов и преданий.
Все эти элементы собираются вместе в календарно-обрядовом фольклоре, создавая уникальную систему праздников, традиций и ритуалов. Они помогают народу укрепить свою идентичность, сохранить связь с прошлым и передать ценности и знания будущим поколениям.
Истоки возникновения фольклора на Руси
Слово «фольклор» (folk-lore) (в переводе с английского на русский — «народная мудрость, знание»), обозначает различные проявления народной духовной культуры и включает в себя все поэтические и прозаические жанры, а также обычаи, обряды и традиции в сопровождении устного словесного художественного творчества.
До возникновения на территории Древней Руси письменности и литературы, народный фольклор представлял собой единственный вид художественного творчества, своеобразный метод передачи народной памяти и опыта поколений, «зеркало души» русского народа, выражавшее его мировоззрение, моральные и духовные ценности.
В основу русского фольклора легли исторические события, традиции, обычаи, мифология и верования древних славянских племен, а также их исторических предшественников.
Песни. Колядки.
-
Какая из прослушанных вами песен соответствует традиционной композиции поздравления и требования подарков?
Я считаю, что это “Приходила коляда накануне Рождества”.
-
Первая из прозвучавших песен «Коляда, ходя, бродя…» содержит пожелание добра, достатка, здоровья хозяевам двора, в который пришли колядующие. Каким образом это пожелание выражено?
Пожелание выражено тем, что коляда искала дом и нашла именно их. Это хороший знак. Да и сама колядка веселая.
-
Как вы думаете, какая из колядок могла быть записана на юге страны, а какая — в центральных областях России?
Я думаю, что “Коляда, ходя, бродя…” записана на юге, так как имеет отношение к казачеству. А вторая колядка очевидно записана в центральной части России из-за упоминания овсеня.
-
Какая из колядок вам понравилась больше? Почему?
Мне больше понравилась “Приходила коляда накануне Рождества”, потому что ее текст более привычен и современнен.
-
Кто из вас слышал другие колядки или сам пел их? Где это было и о чём пелось в тех колядках?
Я слышал осеннюю песню от бабушкиной соседки. Она пела ее шепотом. Просила хорошего урожая, проливного дождя.