Поэзия военного времени

Поэзия военных лет

Рассказ танкиста

Александр Твардовский

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Имя

С. Погореловский

К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.

К окрестным старушкам
Заходят ребята —
Узнать, расспросить их,
Что было когда-то.
— Что было?!
Ой, милые!..
Грохот, сраженье!
Солдатик остался
Один в окруженье.
Один —
А не сдался
Фашистскому войску.
Геройски сражался
И умер геройски.
Один —
А сдержал,
Поди, целую роту!..
Был молод, черняв,
Невысокого росту.
Попить перед боем
В село забегал он,
Так сказывал, вроде,
Что родом с Урала.
Мы сами сердечного
Тут схоронили —
У старой сосны,
В безымянной могиле.

На сельскую почту
Приходят ребята.
Письмо заказное
Найдёт адресата.
В столицу доставят
Его почтальоны.
Письмо прочитает
Министр обороны.
Вновь списки просмотрят,
За записью запись…
И вот они —
Имя, фамилия, адрес!
И станет в колонну
Героев несметных,
Ещё один станет —
Посмертно,
Бессмертно.

Старушку с Урала
Обнимут ребята.
Сведут её к сыну,
К могиле солдата,
Чьё светлое имя
Цветами увито…
Никто не забыт,
И ничто не забыто!

***

Поэзия и война

Поэзия имела особое положение в военные годы. Стихи и песни помогали воспрянуть духом людям как на фронте, так и в тылу. Многие поэты сами побывали на фронте и знали, какое большое значение имеют стихи и песни для солдат, как они могут их воодушевить, поднять их дух. Известные поэты того времени: Ф. Сухов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, К. Симонов, Ю, Левитанский, А. Твардовский, Н. Майоров, Б. Окуджава.

В стихах и песнях чаще всего прослеживается лирическая личная тема. Очень известим является произведение «Жди меня», написанное К. Симоновым. Это письмо Симонов написал, будучи на фронте, и посвятил его своей возлюбленной, актрисе Валентине Серовой. Изначально это было простое личное письмо, но Симонов читал его своим друзьям, затем прочитал его в радиоэфире. На это стихотворение последовало большое количество положительных отзывов, и он решил его опубликовать. В военные годы это стихотворение стало очень популярным. Солдаты, находясь на грани жизни и смерти, читали наизусть это стихотворение, его сила во многом помогал им выжить.

Особе место в поэзии этих годов занимает творчество В. Лебедева- Кумача. Его произведение «Священная война» — гимн защиты отечества. Этот гимн как нельзя лучше характеризовал грозную непоколебимую силу русского народа.

Особое место в военной прозе принадлежит писателю А. Твардовскому. В 1942 году выходит его знаменитое произведение «Василий Теркин». Василий Теркин — это собирательный образ русского советского бойца. Для него боевой подвиг — это его повседневный труд. Главная идея для него – защита своей Родины. В Теркине собраны лучшие черты русского народа: он добрый, сильный, находчивый, неунывающий, с ноткой грусти, но любит жизнь несмотря ни на что.

Ночная тревога

Знакомый, ненавистный визг…
Как он в ночи тягуч и режущ!
И значит – снова надо вниз,
в неведенье бомбоубежищ.
И снова поиски ключа,
и дверь с задвижкою тугою,
и снова тельце у плеча,
обмякшее и дорогое.
Как назло, лестница крута, –
скользят по сбитым плитам ноги;
и вот навстречу, на пороге –
бормочущая темнота.
Здесь времени потерян счет,
пространство здесь неощутимо,
как будто жизнь, не глядя, мимо
своей дорогою течет.
Горячий мрак, и бормотанье
вполголоса. И только раз
до корня вздрагивает зданье,
и кто-то шепотом: «Не в нас».
И вдруг неясно голубой
квадрат в углу, на месте двери:
«Тревога кончилась. Отбой!»
Мы голосу не сразу верим.
Но лестница выводит в сад,
а сад омыт зеленым светом,
и пахнет резедой и летом,
как до войны, как год назад.
Идут на дно аэростаты,
покачиваясь в синеве.
И шумно ссорятся ребята,
ища осколки по примятой,
белесой утренней траве.

1942 (1945)

Дебютный сборник Вероники Тушновой, куда входит «Ночная тревога», «Первая книга» вышел в 1945 году. Стихотворение датировано 1942 годом, однако дата, по-видимому, относится в большей степени ко времени описываемых в нём событий, а окончательная редакция текста была осуществлена при издании книги.

Женские голоса в военной лирике очень разные: непоколебимое и твёрдое, клятвенно-мужественное звучание Анны Ахматовой не спутаешь с сентиментально-доверительной интонацией Юлии Друниной («Зинка»). Свои неповторимые обертоны есть у Вероники Тушновой. Поэтесса известна широкому кругу читателей своей любовной лирикой («Не отрекаются любя»). «Ночная тревога» – стихотворение совсем другого характера, однако свойственный автору определенный мелодраматизм, узнаваемый женский почерк, особенности поэтики ощутимы в тексте этого произведения.

Первое, что бросается в глаза, – характерная, как бы эстрадная песенность, проступающая сквозь ритм текста, как будто на фоне описываемых событий, как в кинофильме, звучит какая-то торопливая сопроводительная музыка. Ёмкие изобразительные детали (визг тревожной сирены, прижатое к плечу дитя, тугая задвижка двери, скользкие ступени, темнота бомбоубежища) мгновенно переносят читателя в ситуацию бомбардировки, артобстрела, прочувствованного мирным человеком, женщиной, убегающей по крутой лестнице вниз, во мрак, а потом выходящей на белый свет.

Художественные детали изобразительны и при этом эмоционально-оценочны: каждая из них не только являет самим звучанием то, на что указывает, но и содержит отношение лирической героини к происходящему. Например, «ненавистный визг» и слышим, благодаря звуковому повтору [ви], подчеркнутому ударением, и оценён; «вздрагивает зданье» – опять звукопись, в основе которой ударный ассонанс на , но одновременно – это и тревожное вздрагивание самой лирической героини; «неведенье бомбоубежищ» – снова ассонанс на ударном звуке , но это и темнота, и тревога неизвестности исхода бомбардировки, переживаемая женщиной, – доведется ли выбраться? Звуковая оркестровка здесь сливается с образом переживания в единый музыкально-поэтическое целое.

Мотивы поиска ключа, убегания по ступеням, тихого разговора в темноте пришли из любовной лирики, но в «Ночной тревоге» поэтесса, конечно же, наполнила их другим смыслом. Хотя сам эмоциональный шлейф этих мотивов, запечатленный и в поэтической традиции и свойственный в целом поэтическому миру лирики Тушновой, отчасти сохраняется.

Но вот бомбардировка заканчивается, во мраке мелькает «голубой квадрат» неба «на месте двери», и люди выходят на свет. Здесь в свои права вступает другой жанр, в котором Вероника Тушнова чувствовала себя более естественно – мирного пейзажа. Финальные строфы стихотворения показывают контрастную всех отношениях неожиданно умиротворенную картину – «лестница выводит в сад», который «омыт зелёным светом». Это уютный пейзаж, «где пахнет резедой и летом». Здесь даже вражеские аэростаты идут на дно, «покачиваясь в синеве».

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени:

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты:

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Нет войны

С. Михалков

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!

***

Проза

Крупные  произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны:

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов

Великая Отечественная война в литературе

В боях Великой Отечественной войны принимало участие большинство трудоспособного мужского населения нашей необъятной страны. Писатели наряду с солдатами так же защищали нашу родину, как и все остальные люди.

На фронте побывало огромное количество русских писателей, например, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, С. Михалков, К. Симонов, А. Твардовский, Н. Тихонов, М. Шолохов. Множество писателей были награждены медалями и орденами. Писатели и словом, и делом поддерживали русский народ в борьбе против ненавистного врага, они дали народу боевое художественное слово. Писатели через свои произведения доносили до людей необходимость защищать Родину до самого конца. С самого первого дня начала воны в советских литературных журналах начинают появляться стихи, призывающие русский народ сплотится против сильного врага. Так же в журналах публикуют свои статьи такие известные авторы как А. Толстой, М. Шолохов, Н. Тихонов, которые пробуждали мужественность и пламя ненависти в народе.

Во многих произведениях художественной литературы есть идея защиты своей Родины. Главные темы этих произведений:

  • преданность родине
  • ненависть к врагу
  • героизм
  • гуманизм освободительного движения
  • вера в победу

Главным героем произведения становится человек сражающийся с врагом.

Великий русский писатель, поэт и публицист И. Г. Эринбург внес несоизмеримый вклад в воспитание ненависти к врагу у русского народа. Он сравнивает фашистов со злобными и мерзкими существами, в которых нет ничего человечного.

Следует отметить, что писатели в своих произведениях никогда не описывали врага слабым, а победу над ним легкой. Они старались продемонстрировать как его сильные стороны, так и слабые. К сильным сторонам относили хорошую военную подготовку, военный опыт, озлобленность. Слабость заключалась в отсутствии высоких идеалов, наличие низших целей. У русских людей имелось неоспоримое преимущество: наши идеалы были несравнимо высокими, наша сила духа была сверхсильной, в отличии от низменных идеалов фашистов.

В те страшные для Советского Союза дни до сознания каждого человека был донесен смысл войны. Задача писателя в то время состояла в том, чтобы дать народу то, что он сам желает слышать.

Главные темы произведений о войне:

  • народ на войне
  • народ в тылу
  • народ в плену
  • народ в разрушенных городах
  • народ в оккупации

Невозможно переоценить подвиг русских писателей, их вклад в борьбу против фашизма. Возможно для кого-то это прозвучит странно, но во время войны вышло около 160 миллионов художественных произведений. На самом деле в этом нет ничего необычного, именно в литературе люди черпали силы на дальнейшую борьбу с врагом, литератур воодушевляла людей на подвиги.

Поэзия военных лет

Наиболее известные стихи поэтов Великой Отечественной войны, которые стали известны не только в нашей стране, но и за ее пределами – это творения Константина Симонова, который работал корреспондентом в редакции газеты «Красная Звезда». В лучших его произведениях переплелись

  • патриотические ноты,
  • любовная лирика.

Поэт глубоко потряс читателей своим стилем написания, в котором бурные эмоции сочетаются с практически документальным повествованием. Ярким примером этому является стихотворение “Седой мальчишка“, а также и многие другие произведения Константина Симонова. Произведения автора (в большинстве случаев) — это его автобиография. Они полностью передают его переживания и мысли, состояние души поэта.

Известный поэт военных лет Муса Джалиль с первых дней находился на линии фронта, получил тяжелое ранение и был помещен в концлагерь. В 1944 году его расстреляли в тюрьме для военнопленных в Берлине за активное участие в подпольной антифашистской организации. Все произведения автора, созданные за годы войны, наполнены патриотическим духом и верой, что победа над фашистской Германией неизбежна. Книга поэта, которая была издана в 1944 г, является примером военной лирики тех лет. Две книги, которые были написаны в период подпольной деятельности, содержат более сотни стихотворений и являются свидетельством мужества и душевных страданий поэта. Многообразные жанры его творчества – это гимн

  • человеческому мужеству,
  • героизму,
  • бессмертию.

Ольга Берггольц первые произведения написала для детей. Но во время войны, находясь в блокадном Ленинграде, она создает лучшие произведения, посвящая их защитникам родного города. К этим произведениям относится

  • «Ленинградская поэма»,
  • «Февральский дневник».

Творчество Ольги Берггольц отличается глубоким драматизмом и приподнятостью, оно полностью передает настроение жителей страны и ее защитников.

«Поэзия Великой Отечественной войны оставила незабываемую память о героизме и мужестве советского народа. Многие произведения вошли в современную культуру в качестве примера проявления прекрасного и душевной красоты в неестественных для человека условиях».

Поэтические признания в своих чувствах к Родине женщин военного времени

Стихи Ю. Друниной, М. Алигер, О. Берггольц, В. Инбер, и др.

Никогда еще в мировой истории не было военных конфликтов, в которых женщины заняли столь значительное место, как в войну 1941 г. – 1945 г. Наши соотечественницы освоили многие военные специальности: служили зенитчицами, военврачами, санинструкторами, летчицами, радистками, снайперами, фронтовыми корреспондентами.

Юлия Друнина оказалась на передовой в семнадцать лет. Свое решение пойти в военкомат, чтобы стать добровольцем, она в своем стихотворении объяснила так: «Потому что имя ближе, чем «Россия», не могла сыскать». На фронте была санинструктором. Ее дивизия была окружена немцами, спастись удалось только 23 бойцам, в том числе и Юлии. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», – напишет Друнина после того, как стала свидетельницей рукопашной схватки.

Стихи Юлии Друниной о войне отличаются достоверностью и естественностью, они связаны с конкретными событиями и людьми. Так, в стихотворении «Зинка» поэтесса обращается к погибшей знакомой юной фронтовичке, представляя себе ее старушку маму, живущую в далеком захолустье, которой она должна сообщить о смерти дочери. Творчество Друниной называли лирикой сестры милосердия, потому что она пронизана мотивами сострадания и душевности в таких стихотворениях, как «Я, порой ощущая себя связной…», «Запас прочности», «Бинты», «Ты вернешься» и др.

Юлия Друнина

Маргарита Алигер во время войны была корреспондентом, ее стихотворения печатались в различных газетах и звучали по радио. Выполняя поручения редакции, она посещала фронт, год находилась в окруженном Ленинграде. В 1942 г. Алигер, узнав о подвиге повешенной гитлеровцами юной партизанки Зои Космодемьянской, создала поэму «Зоя». Лучшими стихотворениями о войне М. Алигер считаются «Братские могилы», «Воспоминание», «Утро мира» и др.

Маргарита Алигер

Ольга Берггольц подверглась репрессиям, в 1939 г. вышла из тюрьмы. Она записала, что с началом войны «тюрьма простилась», сменилась болью за судьбу своей страны: «Вот жизнь моя, дыханье. Родина! Возьми их у меня!» Поэтесса разделила судьбу жителей осажденного Ленинграда, выступала со своими стихами по радио, поддерживая поэтическим словом защитников города. Ольгу Берггольц называли «блокадной Мадонной», на многих военных мемориалах, в том числе и на обелиске Пискаревского кладбища выбита строчка из ее стихотворения: «Никто на забыт, ничто не забыто». Поражает суровая реальность блокадных стихотворений Ольги Берггольц: «Разговор с соседкой», «Я говорю», «Пусть голосуют дети» и др.

Ольга Берггольц

Поэтесса Вера Инбер тоже три года сносила тяготы осады Ленинграда. Основной темой ее творчества в то время стала тема Ленинградской блокады. Поэтесса выступала со своими стихотворениями на радио, перед ранеными в госпиталях, рабочими в цехах заводов, солдатами на передовой. В конце 1942 г. была напечатана ее поэма «Пулковский меридиан», который является лирическим дневником героической обороны города в блокадное время. Поэтессой был написан антифашистский сборник «Душа Ленинграда», в который вошли стихотворения «Трамвай идет на фронт», «Ленинградская весна» и др.

Вера Инбер

Доклады по литературе

  • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова
    (731)

     
    М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика.
    Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического…

  • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века
    (1207)

    В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.
    Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике….

  • «Житие Александра Невского» — великий памятник литературы Древней Руси
    (771)

    Литература Древней Руси — предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы — древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку.
    В древнерусской литературе, пишет…

  • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»
    (744)

    В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель — прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, — это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На…

  • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл
    (655)

    Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику…

  • «И милость к падшим призывал…». В.А. Жуковский и декабристы
    (596)

    Василий Андреевич Жуковский — широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как…

  • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова
    (1111)

    Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского…

  • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя
    (614)

    Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни — в Москве. Он очень…

  • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина
    (782)

    В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов.
    Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни.
    За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано…

  • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года
    (830)

    В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном.
    В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве — в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года.
    Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло…

«Приходят к дедушке друзья»

Владимир Степанов

Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.

Я не прошу их повторять
Рассказов сокровенных:
Ведь повторять — опять терять
Товарищей военных,
Которых ищут до сих пор
Награды боевые,
Один — сержант, другой — майор.
А больше рядовые.

Я не прошу их каждый год
Рассказывать сначала
О том, как армия вперёд
С потерями шагала.
О том, какая там пальба,
Как в сердце метят пули…
«Война, — вздохнут они, — война.
А помнишь, как в июле?»

Я просто рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.

Что те. Кто письма пишут мне,
Уже не ждут ответа,
Что даже лето на войне —
Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их, но верю я:
Они придут, приедут…

***

Список популярных книг

О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:

  1. «Просто любовь» В. Василевской,
  2. «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
  3. «Третья палата» Леонидова.
  4. «А зори здесь тихие» Б. Васильева
  5. «Судьба человека» М. Шолохова

Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:

  1. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
  2. «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
  3. «Июль – Декабрь» Симонова,
  4. «Брестская крепость» С. Смирнова,
  5. «Они сражались за родину» М. Шолохова

Советская литература о предательстве:

  1. «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
  2. «Сотников» В. Быкова
  3. «Знак беды» В. Быкова
  4. «Живи и помни» В. Распутина

Книги, посвященные блокаде Ленинграда:

  1. «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
  2. «Дорога жизни» Н. Ходзы
  3. «Балтийское небо» Н. Чуковского

О детях, участвующих в войне:

  1. Молодая гвардия – Александр Фадеев
  2. Завтра была война – Борис Васильев
  3. До свиданья мальчики – Борис Балтер
  4. Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль

О женщинах, участвующих в войне:

  1. У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
  2. Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
  3. Партизанка Лара – Надежда Надеждина
  4. Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Альтернативный взгляд на военное руководство:

  1. Жизнь и судьба – Василий Гроссман
  2. Штрафбат – Эдуард Володарский
  3. На войне как на войне – Виктор Курочкин

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов:

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени:

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: