Анна андреевна ахматова

Лирика ахматовой: темы и мотивы (ранняя, любовная, тема родины, гражданская)

Очень кратко

Анна Андреевна Ахматова – одна с самых величайших поэтесс 20 столетия. Сколько было пережито Анной Андреевной для того чтобы ее творчество было увидено и услышано. Во-первых, непризнание отца, во-вторых, запрет правительства, в-третьих, не легкая личная жизнь.

Жарким летним днем в Одессе, а точнее 11 июня 1889 года, родилась необыкновенная девочка с особым стремлением к жизни. По натуре сильная личность с доброй душой, с самого детства знала, что ее жизнь будет не легкой. В самый трудный период для любого подростка (16 лет) расходятся ее родители. Так же не оставила следа и любовная драма. Впоследствии чего, Анна Андреевна хотела покончить жизнь самоубийством.

Анна Ахматова училась в двух гимназиях, сначала в Царском Селе получала образование в Мариинской гимназии, но заканчивала уже в Киевской Фундуклеевской гимназии.

Только на 22 годе жизни поэтессы, мир увидел ее труды. В 1912 году была опубликована ее первая книга «Вечер», но, к сожалению, она понесла большую критику. В 1914 году напечатан сборник «Четки». Но самую большую популярность принесла поэма «Реквием»(1935-1940гг.), посвященная ее сыну Льву Гумилеву.

На 77 году оборвалась жизнь воистину великой женщины-поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (Гумилевой) в санатории Домодедово (Подмосковье).

Лирика Ахматовой

Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.

Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в «Аполлоне». Но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик. И заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями.

Выступая в Москве в 1924 году на вечере Ахматовой, Леонид Гроссман остроумно и справедливо заметил: «Сделалось почему-то модным проверять новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на «Четках» и «Белой стае».

Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин — семантики, семасиологии, речевой артикуляции, стихового интонирования. Начали разрешаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных образцов любовной элегии. К поэтессе можно было применить горестный стих Блока: ее лирика стала «достояньем доцента».

Это, конечно, почетно и для всякого поэта совершенно неизбежно; но это менее всего захватывает то неповторяемое выражение поэтического лица, которое дорого бесчисленным читательским поколениям».

Весна 1913 года ознаменовалась для Ахматовой встречей и началом влюбленной дружбы с Николаем Владимировичем Недоброво. Тем временем в марте 1914 года вышел второй сборник Ахматовой «Четки», а в августе Гумилев добровольцем записался в лейб-гвардии Уланский полк, и ушел на фронт.

Осенью 1915 года в связи с обострением хронического туберкулезного процесса в легких она лечилась в Финляндии, а лето 1916-го года по настоянию врачей провела его на юге, в Севастополе, где произошло ее последнее свидание с Николаем Недоброво.

В марте 1917 года она проводила Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус и оправилась на все лето в Слепнево, где писала стихи, вошедшие затем в сборник «Белая стая». Ахматова так же много времени проводила с сыном и свекровью.

Интересные факты

Анна Андреевна не подписывала свои стихи девичьей фамилией Горенко, так как ей запретил отец. Он боялся, что вольнолюбивые сочинения дочери навлекут на семью гнев властей. Именно поэтому она взяла фамилию своей прабабушки.
Интересно также, что Ахматова профессионально изучала творчество Шекспира и Данте и всегда восхищалась их талантами, выполняя переводы иностранной литературы. Именно они и стали ее единственным доходом в СССР.
В 1946 году с резкой критикой творчества Ахматовой выступил партийный деятель Жданов на съезде писателей. Особенности лирики автора были обозначены, как «поэзия взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».
Мать и сын не понимали друг друга. Анна Андреевна сама каялась, что была «плохой матерью»

Все детство ее единственный сын провел у бабушки, а мать видел лишь изредка, ведь та не баловала его своим вниманием. Она не хотела отвлекаться от творчества и ненавидела быт

Интересная жизнь в столице захватила ее полностью.
Нужно вспомнить, что Н. С. Гумилев взял даму сердца измором, так как из-за ее многочисленных отказов совершил попытку самоубийства и фактически вынудил ее согласиться пойти с ним под венец. Но после заключения брака выяснилось, что супруги не подходят друг к другу. И муж, и жена начали изменять, ревновать и ссориться, забыв обо всех обетах. Их отношения были полны взаимных упреков и обид.
Сын Ахматовой ненавидел произведение «Реквием», так как считал, что он, выживший во всех испытаниях, не должен получать от матери погребальные строки в свой адрес.
Ахматова умерла в одиночестве, за пять лет до своей кончины она порвала все связи с сыном и его семьей.

О жизни и о себе

Великая слава, бесславие — всё мною пройдено и состояния одинаковые, два конца жезла или палки, названной жизнью или судьбой.

Я всю жизнь могла выглядеть по желанию, от красавицы до урода.

Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был.

Высшее благо жизни — это отношение к нам людей.

Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90% чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбережённых сплетен. Несогласных со мной я только попрошу вспомнить то, что им приходилось слышать о самих себе.

А смерти бояться не надо, и слова этого бояться не надо. В жизни есть много такого, что гораздо страшнее, чем смерть. Вся грязь, вся мерзость происходят от боязни смерти. А эти интеллигентские штучки, что умирает кто-то другой, плохой, а не мы, — надо бросить. Именно мы погибаем, мы умираем, а никто другой.

Делать зло легко, оно удаётся всегда, а вот сделать хоть что нибудь доброе очень трудно.

***Я научилась просто, мудро жить,Смотреть на небо и молиться Богу,И долго перед вечером бродить,Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухиИ никнет гроздь рябины жёлто-красной,Слагаю я весёлые стихиО жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладоньПушистый кот, мурлыкает умильней,И яркий загорается огоньНа башенке озёрной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишьКрик аиста, слетевшего на крышу.И если в дверь мою ты постучишь,Мне кажется, я даже не услышу.1913

Дневник Анны Андреевны Ахматовой. 1920-е годы

Мне ни к чему одические рати…Мне ни к чему одические ратиИ прелесть элегических затей.По мне, в стихах всё быть должно некстати,Не так, как у людей.Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда,Как жёлтый одуванчик у забора,Как лопухи и лебеда.Сердитый окрик, дегтя запах свежий,Таинственная плесень на стене…И стих уже звучит, задорен, нежен,На радость вам и мне.1940 

***

***

Цитаты

Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем.

Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

Анна Ахматова, работа Амедео Модильяни (1911)

Смерть и наследие

Умерла Анна Андреевна в Подмосковном санатории 5 марта 1966 года. Была похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище.

Именем Ахматовой названы улицы во многих городах бывшего СССР. Литературно – мемориальный музей Ахматовой находится в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге. В этом же городе установлено несколько памятников ей. Мемориальные доски, в память о посещении города, установлены в Москве и Коломне.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Ахматовой

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Девичья фамилия Ахматовой – Горенко. Настоящую фамилию Анне Андреевне запретил использовать отец, который не одобрял ее творческих начинаний. И тогда она взяла себе фамилию прабабушки – Ахматова.
  • После ареста сына, Ахматова провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. В одно из посещений ее узнала женщина в толпе и спросила, может ли она описать это. После чего Ахматова начала работу над поэмой «Реквием».
  • Последний сборник Ахматовой был опубликован в 1925 году. Дальнейшее ее творчество не пропускало в печать НКВД, называя антикоммунистическим и провокационным. По распоряжению Сталина ее исключили из Союза писателей.

Все интересные факты из жизни Ахматовой

  1. /13

    Вопрос 1 из 13

Первая мировая война, революция, Великая Отечественная война в лирике Ахматовой

Первую мировую войну Ахматова восприняла как народное страшное бедствие. С этого периода в ее творчестве чаще слышатся мотивы гражданственности, тема России, Родины.

В своем стихотворении «Молитва» она просит Бога забрать все, чем она дорожит, ради спасения своей страны.

Ахматова была патриотом своей страны. В период революции, когда перед каждым писателем встал вопрос о том, остаться на родине или покинуть ее, у Ахматовой был один путь, она оставалась верна своей стране.

В стихотворении «Мне голос был…» можно разглядеть любовь поэтессы к своей родине, она не может себя представить без России, она настоящий патриот.

Годы революции были очень тяжелыми для Анны Андреевны. Жизнь впроголодь, бедность и расстрел Гумилева обессилили ее. В 1920-е и 1930-е годы она очень мало писала, и ей казалось, что вдохновение совсем ее покинуло.

Положение усугублялось еще и тем, что к ней относились как к представительнице дворянской культуры, которая была против нового строя.

В 1937 году арестовали ее сына Льва. Да и сама она жила в ожидании ареста. В этот сложный период она чувствовала себя затравленным волком.

С 1935 по 1937 года она создает произведение, посвященное страшному периоду репрессий в стране, поэму «Реквием». Это произведение было напечатано лишь через 22 года после смерти писательницы. Содержание поэмы она держала в голове и решилась перенести его на бумагу только в 1961 году.

В «Реквиеме» Ахматова передает не только свои переживания о судьбе сына, он и атмосферу, страдания и переживания всего русского народа. Она вызывает к справедливости за каждого невинно обвиненного и погибшего в годы репрессий.

Начало Великой Отечественной войны Ахматова связывает с трагедией, с мировой катастрофой. К русскому народу, обессиленному репрессиями, Ахматова обращается с призывом переплавить боль и страдания в силу мужества. Об этом призыве она написала стихотворение «Клятва».

В стихах военных лет Ахматова пишет о детях. Для нее дети это еще и солдаты, идущие на фронт, офицеры и все, кто причастен к этой трагедии.

В военные годы она находилась в эвакуации в Ташкенте. Все ее мысли были о жестокой войне и надежде на победу.

В ташкентских стихах «Под Коломной», «Смоленское кладбище», «Три стихотворения», «Наше священное ремесло» Ахматова затрагивает тему памяти. Эта тема о прошлом России, о предках, о ее близких людях.

В стихотворениях 1950-1960-х годов возникает тема Родины.

В одном из лучших стихотворений последних лет «Родная земля» живет мысль автора от кровной принадлежности человека к родной земле.

До конца дней поэтесса не прекращала писать. Она писала о Питере, о его окрестностях, размышляла о смерти и жизни. И конечно она не переставала писать о любви, о том, что соединение двух сердец необходимо для людей. Диалог Анны Ахматовой с миром, людьми, природой был страстным, живым и правдивым.

Премии и смерть

В 1960-е Анну Ахматову получила признание — ее даже номинировали на Нобелевскую премию, но выиграл тогда Михаил Шолохов. Зато в 1964 году в Италии за творчество и огромный вклад в мировую поэзию ее наградили премией «Этна-Таормина». В 1965 году в университете Оксфорда ее наградили почетной степенью доктора литературы. Одновременно с этим вышло ее заключительное собрание стихов под названием «Бег времени».

Поздней осенью 1965 года у Анны Андреевны случился очередной инфаркт, из-за чего она поехала в кардиологический центр в Домодедово. 5 марта 1966 года поэтесса покинула этот мир на глазах у врачей и медсестер, которые пришли осмотреть пациентку. Похоронили Анну Ахматову на кладбище в поселке Комарово.

Жизнь в СССР

В 1946 году вышло постановление ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Данное постановление, прежде всего, было направлено против Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Она более не могла печататься, а также с ней было опасно общаться. Даже родной сын винил поэтессу в своих арестах.

Ахматова зарабатывала переводами и случайными подработками в журналах. В СССР ее творчество было признанно «далеким от народа», а, следовательно, не нужным. Зато вокруг ее литературной фигуры собирались новые таланты, двери ее дома были открыты для них. Например, известно об ее близкой дружбе с И. Бродским, который с теплом и благодарностью вспоминал их общение в эмиграции.

Не срами мое имя

Когда отец узнал, что дочь пишет стихи, то выразил неудовольствие, назвав ее «декадентской поэтессой». По мнению отца, заниматься дворянской дочери стихами, а уж тем более — их печатать, было совершенно непозволительно.

«Я была овца без пастуха, — вспоминала Ахматова в разговоре с Лидией Чуковской. — И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами мое имя». — И не надо мне твоего имени! — сказала я…»

Детство Анны Ахматовой пришлось на самый конец XIX века. Впоследствии она гордилась тем, что ей довелось застать краешек столетия, в котором жил Пушкин. Через много лет Ахматова не раз — и в стихах, и в прозе — возвращалась к Царскому Селу. Оно, по ее словам, то же, что Витебск для Шагала — исток жизни и вдохновения.

Там же в Царском Селе юная Анна в 1903 году познакомилась в Рождественский сочельник с Николаем Гумилевым. 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. И увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

Холодноватый прием ничуть не уменьшил пыл влюбленного поэта — вот она, та самая роковая и безответная любовь, которая принесет ему желанное страдание! И Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы. Однако Анна была влюблена в другого.

В 1906 году Гумилев уехал в Париж, где надеялся забыть свою роковую любовь и вернуться в образе разочарованного трагического персонажа, но тут Аня Горенко внезапно поняла, что ей не хватает слепого обожания молодого поэта. Родители Ахматовой узнали о влюбленности дочки в петербургского репетитора и от греха подальше разлучили Аню и Володю. Ухаживания Николая настолько сильно льстили самолюбию Ахматовой, что она даже собиралась выйти за него замуж, несмотря на то, что была влюблена в питерского репетитора.

Ранние стихи

После развода с мужем в 1905 году, Инна Эразмовна забрала детей и переехала в Евпаторию, где Анна из-за обострившегося туберкулеза вынуждена была проходить гимназический курс на дому. Много гуляла и наслаждалась морскими просторами. Она научилась плавать так хорошо, словно морская стихия была для нее родной.

Если перечитать ее ранние стихи, в том числе и те, что собраны в первой книге «Вечер», считавшейся насквозь петербургской, то можно удивиться тому, как много в них южных, морских реминисценций. Можно сказать, что внутренним слухом благодарной памяти она на протяжении всей своей долгой жизни постоянно улавливала никогда полностью не замиравшее для нее эхо Черного моря.

С 1906-го по 1907-й год Анна жила у родственников в Киеве, где поступила в последний класс Фундуклеевской гимназии. После ее окончания она записалась на юридическое отделение Высших киевских женских курсов, и начала переписку с уехавшим в Париж Гумилевым.

Тогда же состоялась первая публикация ее стихотворения «На руке его много блестящих колец…» в парижском русском еженедельнике «Сириус», издателем которого был Гумилев. Ахматова как-то сказала, что не любила Киев, но если говорить объективно и точно, она, скорее всего, не любила свое тогдашнее бытовое окружение. Постоянный контроль со стороны взрослых (и это после херсонесской вольницы!), и мещанский семейный уклад.

Брак с  Гумилевом

В 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой, и 25 апреля 1910 года Анна Горенко и Николай Гумилев были обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом.

На венчании никого из родственников Гумилева не было, так как они считали, что этот брак продержится недолго. А в мае супруги оправились в свадебное путешествие в Париж, после чего провели лето в Слепневе, тверском имении свекрови А.И.Гумилевой.

О Париже Анна Ахматова вспоминала с иронией: «…Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию…»

Память о поэтессе

После смерти матери Лев Гумилев, который работал в Ленинградском университете, со своими товарищами и подчиненными собрал камни и выложил из них памятник на могиле. Сооружение стало символом «Крестов», под которыми его мать стояла долгие часы, чтобы сделать передачку. Сама поэтесса почти всю жизнь вела автобиографию, благодаря которой и стало известно главное о ее жизни.

Стихи печатались не только при жизни Ахматовой, но и после смерти. Краткий список работ:

  • Избранное (1974).
  • Записные книжки (1996).
  • Стихотворения и поэмы (1976).

Стоит кратко упомянуть о музыкальных произведениях, посвященных либо творческому и жизненному пути Анны Андреевны, либо написанных по ее стихам. Главные работы:

  • Вокальный цикл «Пять стихотворений А. Ахматовой».
  • Вокальный цикл «Четки».
  • Опера «Ахматова».
  • Песня «Смятение».

Что касается кинематографа, то в Ленинграде даже сняли отпевание, гражданскую панихиду и похороны поэтессы. Они были несанкционированными. Режиссером был Сергей Давидович Аранович, помогали Анатолий Давидович Шафран и Виктор Афанасьевич Петров. Эти материалы позже использовали в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой».

Анна Ахматова внесла важный вклад не только в советскую, но и мировую литературу. О себе она говорила, что никогда не прекращала писать. Для нее стихи были связью со временем, новой жизнью народа. Хоть ее путь была нелегким, поэтесса была счастлива, что жила в героические годы истории страны и видела события, которым не было равных.

Гонения

1 сентября 1946 года Президиум правления Союза писателей СССР постановил: исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей. Анна Ахматова оказалась в бедственном положении и без средств к существованию.

Борис Пастернак с огромнейшим трудом добился выделения 3000 рублей от Литфонда для голодающей Ахматовой. А в 1949-м году были снова арестованы Пунин и Лев Гумилев. Сын Ахматовой был осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. 11 мая 1956 года он был реабилитирован из-за отсутствия состава преступления.

Лишь 19 января 1951 года по предложению Александра Фадеева, Ахматова была восстановлена в Союзе писателей. А в мае у Ахматовой случился первый инфаркт миокарда. Перед отъездом в больницу от Ардовых она вызвала Э.Герштейн и передала ей на хранение рукописи и документы.

Выписавшись из больницы, Ахматова жила в доме у Ардовых, но вскоре узнала, что вместе с семьей Пунина она выселена из Фонтанного Дома на улице Красной Конницы. А 21 июня 1953 года она получила известие о смерти Николая Пунина в воркутинском лагере в поселке Абезь.

Незадолго до этого 4 марта 1953 года в канун годовщины смерти Сталина в 1953 году в присутствии Лидии Чуковской Ахматова произнесла историческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха».

Мы

Характерно, что в ее военной лирике главенствовало широкое и счастливое «мы». «Мы сохраним тебя, русская речь», «мужество нас не покинет», «нам родина пристанище дала» — таких строк, свидетельствующих о новизне мировосприятия Ахматовой.

И о торжестве народного начала, у нее немало. Многочисленные нити родства со страной, прежде громко заявлявшие о себе лишь в отдельные переломные моменты биографии («Мне голос был. Он звал утешно…», 1917; «Петроград», 1919; «Тот город, мне знакомый с детства…», 1929; «Реквием», 1935-1940), сделались навсегда главными, наиболее дорогими, определяющими и жизнь, и звучание стиха.

Родиной оказались не только Петербург, не только Царское Село, но и вся огромная страна, раскинувшаяся на беспредельных и спасительных азиатских просторах. «Он прочен, мой азиатский дом», — писала она в одном из стихотворений, вспоминая, что ведь и по крови («бабушка-татарка») она связана с Азией и потому имеет право, не меньшее, чем Блок, говорить с Западом как бы и от ее имени.

Особенности поэтического мастерства

Следует отметить особенности творчества Анны Ахматовой. Она привнесла в поэзию сложность и психологизм русского классического романа XIX в. У Ахматовой стихотворение – это сжатая реалистическая драма, лирические переживания обрастают сюжетом. Психологизмом пронизаны не только эмоции героев, но их жесты, мимика, детали одежды или обстановки, передающие внутреннее через внешнее. Ей удалось опоэтизировать непоэтические предметы и вещи: плесень она может назвать таинственной, двух стрекоз на «ржавом чугуне ограды» отразить как примету любви. Образы ее поэзии лишены лирической туманности, она избегает метафор и других средств поэтической выразительности.

Интересна эволюция лирической героини в поэзии Ахматовой от лиризма и драматизма к трагедийному восприятию жизни и философскому осмыслению. В раннем творчестве у ее героинь амплуа роковой и сложной женщины, помимо воли приносящей несчастье. Проявляется умение представлять себя в различных жизненных ситуациях, разнообразных ролях. Лирическая героиня многолика: может быть женщиной из русского средневековья («Муж хлестал меня узорчатым»), мифической русалочкой («Мне больше ног моих не надо»), царевной из сказки («Ты поверь»), возлюбленной короля из старинной баллады («Сероглазый король») и др. Постепенно этот образ меняется, личные переживания отходят на второй план, героиня обретает гражданский голос; во времена репрессий, в военные годы лирическая героиня становится частицей своего народа. Особенностью лирики Ахматовой является то,что всегда в этом образе звучит женское начало и потребность любить.

«Русская Сапфо» Анна Ахматова

1946 год стал в биографии Ахматовой новой проверкой на прочность: подвергнув несправедливой и безжалостной критике, её, «типичную представительницу чуждой народу поэзии», исключили из Союза писателей, лишив тем самым средств к существованию. Вынужденная переводами зарабатывать на хлеб, только в 1951 году Анна Андреевна была восстановлена в СП СССР.

Поэт Анна Ахматова. (mir24.tv)

1960-е стали для поэта Ахматовой временем широкого признания. Её, «русскую Сапфо», номинировали на Нобелевскую премию, присудили степень доктора «honoris causa» Оксфордского университета, вручили «Этна-Таормина», поэтическую премию Европейского сообщества писателей.

Сборник «Бег времени», вышедший в свет в 1965 году, стал последней прижизненной книгой Анны Андреевны. Спустя год Ахматовой не стало. Поэта, «душу Серебряного века», чья лирика подобна музыке Моцарта, похоронили под Петербургом, на Комаровском кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: