Примечания[править]
- Пьеса, впрочем, не стала бы культовой и всемирно признанной, если бы поднимаемые в ней проблемы касались лишь российской действительности.
- Что такое тогдашний рубль? На копейку можно было сытно пообедать, если без затей. Хотя покупательная способность различается по времени радикально, от географического положения также зависит — цены в Новгороде, Москве и Казани были весьма разными. Во взвешенном пересчете к концу Империи копейка стоила около 5-6 современных рублей. В седой истории — да, были времена, когда копейка чеканилась из серебра и позволяла пообедать даже с затеями (без затей это где-то на осьмушку-четвертушку). Так что пресловутая корова-за-рубль — правда, как и то, что на зарплату примерно в 15 рублей жить было предельно тоскливо и буквально голодно. Просто разное пространство-время. Чиновники верят выдумкам Хлестакова, но откуда им знать, как там столичный бомонд развлекается? Может, действительно какие-то эксклюзивные арбузы из-за бугра выписывают. Простой луковый суп стоимостью с новенький спорткар, например, и сегодня реальность, если его готовил шеф уровня покойного Поля Бокюза.
- Технически, скорее шеф полиции с очень широкими полномочиями.
Хлестаков и Хлестаковщина:
В 1935 году Н. В. Гоголь заканчивает свою комедию «Ревизор», в котором читатель знакомится с персонажем, чье имя вскоре станет нарицательным — Хлестаков.
Даже если вы никогда не читали произведение Николая Васильевича, узнав трактовку понятия «хлестаковщина», вы без особого труда сможете догадаться, что представлял собой этот персонаж.
Иван Александрович Хлестаков — мелкий
петербургский чиновник — рассеянный, глупый, азартный и совершенно бесхитростный и легкомысленный тип. Приехав в один из провинциальных городов, его по ошибке принимают за ревизора — высокопоставленного чиновника, наделенного особой властью.
Подобное стечение обстоятельств позволило характеру Хлестакова проявить себя во всей «красе». Взятки, заигрывания, лесть и прочие проявления внимания, которые демонстрировали «низшие чины» перед Ревизором — все это воспринималось Хлестаковым как должное. Большинство людей, опасаясь ответственности, поспешили бы скорее заявить, что случилась ошибка и он совсем не тот, за кого его приняли. Но чувство ответственности Иван Александровича тонуло во лживом упоении, не успевая проявить себя никаким образом.
Хлекстаков демонстрирует нам врожденный актерский талант. Талант, поглощающий человека настолько, что он едва ли осознает притворность своих действий. Ложь, в которую верит сам лжец, возникает настолько непринужденно, что и окружающие люди не оказались неспособны подвергнуть её сомнению. Ложь, граничащая с абсурдом. Ложь ради лжи, совершенно необоснованная, непомерная, но простая и наивная; безудержное бахвальтсво и безотчетное хвастовство. Вот она — .
Действие первое
События происходят в одной из комнат в доме городничего.
Явление 1
Чиновники, услышав «пренеприятнейшую» новость о том, что скоро в их город пожалует ревизор, взволновались не на шутку
Не готовы они были к визиту столь важного гостя. Предположительно ревизор приедет инкогнито, никак не обозначая своего присутствия
Версии об истинной причине его приезда выдвигались самые неожиданные. Вплоть до нелепых предположений. Аммос Федорович выдвинул версию о скором начале войны и возможно ревизора интересует, есть ли в городе изменники или нет. Городничий сразу отсек эту версию. Не тех масштабов этот город, чтобы им могли заинтересоваться с политической точки зрения. В срочном порядке городничий требует навести порядок, создав видимость, что у них все в полном ажуре. Для начала пройтись по больницам. Переодеть пациентов во все чистое. Повешать над каждым больным табличку с фамилией. Проветрить помещение от табачного дыма, гуляющего по больничным коридорам. Более менее здоровых подготовить к выписке. Избавиться от гусей, разведением которых занялись сторожа, выбрав для этого присутственные места, что по закону недопустимо. Разобраться с заседателем, от которого за версту разит удушливым запахом перегара. Обязательно заглянуть в учебные заведения, где у учителей весьма странный вид. Идиотское выражение лица сродни их поступкам, никак не ассоциирующееся с их учеными званиями.
Явление 2
Собрание было прервано приходом почтмейстера. Новость о приезде ревизора не обошла его стороной. Его версия о приезде незваного гостя сошлась с версией Аммоса Федоровича. Сводилась она к скорому началу войны. Городничий высказал мысль, что ревизора могли послать вследствие доноса. Он невзначай интересуется у почтмейстера можно ли аккуратно, не вызывая подозрений вскрывать всю поступающую корреспонденцию для ознакомления с ее содержанием. Почтмейстер соглашается с его предложением, явно давая понять, что уже давно практикует подобное, любопытства ради. Иногда попадаются весьма интересные письма, определенно заслуживающие внимания. Доноса среди них он пока не встречал.
Явление 3
Первыми, кто увидел ожидаемого ревизора, оказались Бобчинский и Добчинский. Взмыленные словно лошади после долгой скачки они влетели к городничему с новостями, что видели этого господина в одной из гостиниц. На вид ревизору около 25 лет. Парень живет там вторую неделю. Поведение его весьма странно. Старается поесть и выпить нахаляву. Денег постоялец не платит, съезжать не собирается. Наверное, он и есть ревизор. Наглый и непредсказуемый. Городничего сие известие взволновало не на шутку. И без ревизора проблем хватает. Надо проверить все лично. Вызвав к себе пристава, он решает съездить в гостиницу и убедиться на месте, действительно это ревизор или помещики напутали. Чиновники расходятся по своим делам.
Явление 4
Городничий остается в одиночестве. Отдает приказ, чтобы ему подали шпагу и конную повозку. Нахлобучив на голову новую шляпу, он выходит из дома. Следом семенит Бобчинский. Помещик сгорает от желания еще раз увидеть ревизора, хоть через дверную щелочку, хоть одним глазком. Квартальный получает задание привести в порядок улицу, ведущую к трактиру. Ее необходимо вымести так, чтобы ни осталось ни одной соринки. В помощь были выделены десятские.
Явление 5
В ожидании повозки городничий не бездельничал. Стоило появиться на пороге частному приставу, как на него сразу посыпался ворох заданий, выполнить которые необходимо как можно быстрее. Среди них большая часть была на тему благоустройства города: разломать забор, создав видимость, что работы идут полным ходом, поставить высокого квартального, а на вопрос, почему в городе нет церкви, отвечать, что была, но сгорела. Запретить солдатам в полуголом виде разгуливать по улицам.
Явление 6
Анна Андреевна и Мария Антоновна влетели в дом в надежде застать отца, но его уже и след простыл. Дамы ссорятся между собой. Жена городничего отправляет дочь вслед за повозкой, чтобы собрать побольше информации о ревизоре
В особенности она просила обратить внимание на его глаза и усы. Сразу же после этого немедленно возвращаться домой
Постановки в Российской империи
- 19 апреля 1836 года — Александринский театр (Петербургская премьера)
- 25 мая 1836 года — Малый театр (Московская премьера)
- 14 апреля 1860 года — «Ревизор» был поставлен кружком писателей в Петербурге в пользу «Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным». Примечательно, что в постановке принимали участие не профессиональные актёры, а профессиональные литераторы.
- 1872 — Народный театр на Политехнической выставке в Москве
- 1882 — Театр Корша
- 1896 — пьеса впервые поставлена на азербайджанской сцене любительской труппой из «Нариманова читальни», первой общедоступной библиотеки-читальни, созданной в 1894 году в Баку. Ввиду отсутствия актрис женские роли исполняли мужчины.
- 18 декабря 1908 — МХТ (реж. Станиславский, Немирович-Данченко и Москвин)
Краткий обзор фактов биографии Гоголя, связанных с написанием комедии «Ревизор»
История создания и постановки пьесы. Обращение русской драматургии к социальной тематике
7 октября 1835 г. 27-летний Николай Гоголь написал Пушкину о своем страстном желании сочинить комедию и в письме обратился с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет… русский чисто анекдот». Пушкин при встрече просьбу выполнил, тем более, что у молодого литератора, преподающего историю и живущего на университетское жалование в 600 рублей, был не только творческий, но финансовый кризис, судя по приписке в письме: «Ум и желудок мой оба голодают». Гоголь писал, что не столько сюжет, который был ему уже известен, а мысль о сути «Ревизора» была подсказана Пушкиным.
История про ложного проверяющего была типичной для российской действительности. О таких случаях в прессе встречались публикации. Самого Пушкина, собирающего материалы для «Истории Пугачева» и путешествующего по Оренбургской губернии, принимали за тайного столичного ревизора. А сам Гоголь с писателем А. Данилевским и бывшим одноклассником по Нежинскому лицею И. Пащенко в августе 1835 г. отправились из Полтавы через Киев и Москву в Петербург. Они разыграли своеобразную репетицию будущей пьесы, чтобы не задерживаться в пути. Пащенко выезжал ранее и на почтовых станциях распространял слухи о едущем следом ревизоре. В результате следующих за ним Гоголя с Данилевским принимали с особой предупредительностью, давая лошадей без задержек.
Работа над комедией «Ревизор» продолжалась с осени 1835 г. до весны 1836 г. За пару месяцев Гоголь написал пьесу в новом жанре общественной комедии. Гоголь писал о своем замысле: «Решил собрать все дурное в России, какое я знал и одним разом посмеяться над всем». 18 января Гоголь прочитал первый неотредактированный вариант комедии у В. Жуковского. Пушкин, присутствовавший при чтении, «катался от смеха». Благодаря стараниям В. Жуковского, рукопись попала к Николаю I, который ее прочел и дал свое одобрение. После этого цензура не смогла запретить постановку, хотя ранее был уже наложен запрет. В письме к актеру М. Щепкину Гоголь написал, что «если бы не заступничество государя», пьесу никогда не увидели бы на сцене.
Вышло отдельное издание «Ревизора» к премьере комедии, которая состоялась в Александрийском театре Петербурга 19 апреля 1836 г. и произвела на публику необычайно сильное впечатление. Пьесу со скандальным сюжетом о коррупции чиновников ругали, отвергали или хвалили. Многие слышали слова Николая I, выходившего из ложи: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!». Автору и актерам императором были пожалованы дорогостоящие подарки. В Москве комедия была поставлена в Малом театре, премьера состоялась 25 мая 1836 г., на которой автор уже не присутствовал. Гоголь после петербургской премьеры уехал за границу, на долгие годы обосновался в Риме.
Несмотря на то, что пьеса пользовалась успехом и давалась через день, Гоголь к своему детищу охладел и продал права на пьесу дирекции императорских театров за 2500 рублей, сумму по тем временам немалую. При этом он потерял права на авторские выплаты от сборов с каждого спектакля, хотя это были огромные деньги, на которые можно было бы жить безбедно до смерти.
Самого автора постановка огорчила. Гоголю не нравилось, что пьесу играли как водевиль, воспринимали как плутовскую историю или пасквиль, фарс. Гоголь был не столько огорчен отзывами критиков, сколько был недоволен своим диалогом с публикой, считал, что его не поняли. Из остросоциальной комедии с трагической подоплекой сделали карикатуру.
Иван из Подкатиловки
Впервые Хлестаков предстает перед зрителем и читателем во втором действии. Его появление предваряется монологом слуги Осипа, который размышляет о жизни, валяясь на барской постели. С его слов становится ясно, что Иван Александрович — «елистратишка», то есть коллежский регистратор, чиновник 14 класса.
Хлестакову 23 года. По нынешним временам это совсем юнец, но в позапрошлом веке он был вполне состоявшейся личностью. Стоит вспомнить, что в этом возрасте его литературный отец уже стал заметной фигурой среди писателей, автором «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а Пушкин был признан первым поэтом России.
200 лет назад, как и теперь, провинциалы стремились в столицу за карьерой, деньгами и славой. В числе тогдашних «понаехавших» оказался и юный Иван Хлестаков.
Обжившись в Петербурге, он стал чувствовать себя вполне столичным жителем. Вот только никакая карьера юноше не светила, точнее, он сам закрывал себе все перспективы. Есть несколько путей к успеху:
- добросовестный труд, позволяющий заслужить признание начальства,
- проявление таланта,
- полезные знакомства,
- выгодная женитьба.
Ни один из этих путей Хлестакову не подходил. Трудолюбия ноль, таланта столько же. Серьезным людям, общение с которыми могло бы стать полезным, он неинтересен. О выгодной женитьбе с такой репутацией нечего и думать. Но главное — молодой человек палец о палец не ударил, чтобы исправить это положение.
Единственная заведомо неправдивая фраза, вырвавшаяся из уст Хлестакова: «Я прямо к министру!». Она стала первым в этой сцене проявлением хлестаковщины и убедила городничего, что перед ним действительно ревизор, повернув ситуацию в пользу столичного гостя. Тот, видя, что его угроза подействовала, перестает бояться собеседника, более того, просит у него взаймы рублей двести. Городничий тоже успокаивается, обрадовавшись, что грозный чиновник деньги взял, следовательно, с ним можно поладить.
Сцена завершается приглашением Хлестакова в дом Антона Антоновича в качестве дорогого гостя, что убеждает Ивана Александровича в том, что он действительно личность исключительная, кладезь всяческих достоинств и вправе рассчитывать на то, чтобы ему оказывали «преданность и уваженье, уваженье и преданность».
Объяснение слова
Если говорить кратко, то толковый словарь Т. Ф. Ефремовой трактует хлестаковщину как «беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье». Там же можно найти и существительное «хлестаковство», обозначающее то же самое, но употребляемое гораздо реже, поскольку оно не такое выразительное и произносится труднее. В словарях предлагаются следующие синонимы к этому слову: похвальба, фанфаронада и т. д.
С помощью справочников удалось найти четкое определение понятию. Но чего-то в нем не хватает. Все-таки хлестаковщина — это нечто большее, чем просто хвастовство и вранье. Стоит присмотреться пристальнее к самому господину Хлестакову.
Этот герой, как и все персонажи «Ревизора», наделен говорящей фамилией. Она происходит от глагола «хлестать», одно из значений которого — врать, пустословить. К этому же корню восходят слова «хлюст» и «хлыщ», имеющие одинаковое толкование: франтоватый, самодовольный и пустой молодой человек, любящий покрасоваться. В слове «хлесткий» можно увидеть значение «пустословить». Вот и получается, что одна фамилия — это уже чуть ли не половина образа.
Действие второе
События происходят в одном из номеров в гостинице
Явление 1
Ревизор оказался вовсе не ревизор, а Иван Александрович Хлестаков. Бобчинский и Добчинский ошибочно приняли его за него. Оболдуй и повеса. Любитель карточных игр. В очередной партии, спустивший все деньги. Вернуться домой не на что. Осип, слуга Хлестакова сердится на барина. Голодный и злой, что из-за него приходится побираться, выискивая остатки еды на тарелках после господ. Достался же ему хозяин. Ни черта не умеет, только отцовские деньги прожигать. Хотя в Петербурге ему нравилось. Жизнь там кипела, не то, что в Саратовской губернии.
Явление 2
Осип получает нагоняй от Хлестакова, увидевшего, что он снова валяется на барской кровати. Негоже слугам так себя вести. Он гонит Осипа за обедом. Живот сводит от голода. Осип в отказ, мол, хозяину трактира надоело кормить их в долг. Будут деньги, тогда и еда будет. Хлестаков требует к себе трактирщика.
Явление 3
Хлестаков остался в одиночестве и предался размышлениям. Что за город странный. Даже в долг не дают. Теперь что, умирать с голоду? А во всем виноват пехотный капитан. Он обчистил его до нитки, ни оставив, ни копейки. На этот раз фортуна отвернулась от него, но если судьба предоставит ему шанс еще раз сыграть партийку с капитаном, он отказываться не станет. Вдруг в следующий раз повезет больше.
Явление 4
Осипу удалось уговорить трактирного слугу подняться с ним в номер к хозяину. Хлестаков перед ним залебезил. Есть-то охота. Приходится изображать из себя подхалима. Слуга остался непреклонен. Долгов у них накопилась целая куча. Хозяин категорически отказывается кормить их в долг. Если так и дальше пойдет, то он пообещал сообщить обо всем городничему и с его помощью выселить постояльцев на улицу. Хлестаков вновь посылает Осипа к хозяину, в надежде, что тот сменит гнев на милость.
Явление 5
Все ушли. Хлестаков, оставшись один, вновь принялся размышлять. От голода начало тошнить. Чтобы отвлечься от спазмообразных приступов в желудке, Хлестаков вдруг представил себя богачом, разъезжающим на карете. Осипа мысленно одел в ливрею, и перед взором пронеслась картина, как они ездят по лучшим домам Петербурга и им везде рады.
Явление 6
Мечты сбываются. Осипу удалось уговорить хозяина насчет обеда. На подносе красовалось два блюда. Вид еды оставлял желать лучшего, но выбирать не приходится. Голод не тетка. Съев все до последней крошки, Хлестаков все же был недоволен. Слуга сообщил, что это в последний раз. Больше благотворительностью никто заниматься не будет. Хозяин и так был к ним чересчур снисходителен.
Явление 7
Осип влетел в номер с ошарашенным видом. Барина желает видеть городничий. Хлестаков в панике. Неужели трактирщик успел настучать на него? Что теперь будет? Неужели тюрьмы не избежать и ближайшие десять лет ему суждено провести за решеткой.
Явление 8
Городничий в компании Добчинского входит в номер к Хлестакову. Хлестаков, решивший, что его сейчас поведут в тюрьму, заорал что было мочи, о том, что будет жаловаться министру. Городничий его высказывание понял по-своему. Он решил, что ревизор не доволен тем, как он управляет городом. Хлестаков дает понять, что уже давно уехал бы из Питера, но денег у них нет. Городничий принял его фразу как намек на взятку и сунул ему в карман несколько сотен. Хлестаков был удивлен, но еще больше его поразило предложение городничего нанести визит его семье. Мол, жена и дочь будут несказанно рады визиту такого дорогого гостя. Хлестаков не понимает смысла происходящего. Вместо предполагаемой тюрьмы такие почести, с чего вдруг, но предложение погостить принимает. Похоже, его фантазии начинают осуществляться. Почувствовав превосходство перед городничим, отношение Хлестакова к нему меняется на глазах.
Явление 9
Трактирный слуга по просьбе Осипа вновь поднялся в номер Хлестакова. Хлестаков намерен расплатиться с хозяином по счетам, но городничий не дал ему этого сделать. Он приказывает ему покинуть помещение вместе с предъявленным счетом. Деньги пообещал прислать позже.
Явление 10
Предложение городничего проехаться по городским учреждениям Хлестаков принял с радостью. Необходимо было оттянуть время, и дать возможность жене и дочери успеть подготовить дом к приезду гостя. Им была отослана записка, сообщающая о скором визите ревизора
Тюрьмы внимание Хлестакова не привлекли. Зато богоугодные заведения оказались в радость
Земляника был предупрежден заранее. Именно он отвечал за них в городе. Осип получает приказ доставить вещи хозяина в дом городничего.
Вариант 1
Хлестаковщина — это одно из ключевых понятий, затрагиваемых в комедии Николая Гоголя «Ревизор». Хлестаков — это главный герой пьесы, который является типичным представителем чиновничества того времени. Хлестаков очень нравится «ловить» на свою персону все возможные почести, не заботясь при этом о своих обязанностях и не имея никаких реальных заслуг.
Хлестаковщина проявляется в пьесе во всех сферах жизни главного героя. Он говорит ложь, пользуется чужими деньгами и живет на широкую ногу, не задумываясь о том, как он будет расплачиваться за все свои поступки
Он также любит демонстрировать свою важность и власть перед окружающими людьми, а также рассказывать о своих связях с высшими сферами власти
В комедии «Ревизор» хлестаковщина также проявляется в том, что Хлестаков пытается получить выгоду от своего визита в город. Он притворяется высокопоставленным чиновником, чтобы получить бесплатное жилье, еду и развлечения. Также он пытается получить деньги от горожан, угрожая им своей властью и влиятельностью.
В целом, хлестаковщина в комедии «Ревизор» является символом коррупции и безответственности власти того времени. Хлестаков, как типичный чиновник, демонстрирует те черты, которые привели к порче репутации государственных служащих
Поэтому Гоголь использовал этот персонаж, чтобы показать насколько порочной может быть система государственного управления и как важно бороться с коррупцией
В заключение, хлестаковщина — это не только одна из главных тем комедии «Ревизор», но и важное понятие для понимания истории России и ее сложной политической системы. Эта тема помогает школьникам понять, как важно бороться с коррупцией и заботиться о своей репутации и чести
Мне нравится3.7 k.Не нравится1.4 k.
Театральный разъезд
Несмотря на то, что в году правления Николая I власти чего только не запрещали, поставить «Ревизора» они разрешили — и более того: на премьере пьесы в 1836 году присутствовал и сам император с семьёй, и весь высший свет. Для монарха, кстати, это был не просто «визит для галочки». Государь посчитал постановку в высшей степени полезной — и приказал всем чиновникам из высшего света её посетить. И, кстати, именно на примере «Ревизора» он учил сына, будущего Александра II, разбираться в людях. Вот отрывок из письма, которое Николай I как-то послал цесаревичу, отправившемуся в странствие по России:
Не одного, а многих увидишь подобных лицам «Ревизора», но остерегись и не показывай при людях, что смешными тебе кажутся, иной смешон по наружности, но зато хорош по другим важнейшим достоинствам…
Однако сам Николай Васильевич своими успехами оказался недоволен. Так уж сложилось, что этот автор всегда ставил перед собой невыполнимые, почти сумасшедшие задачи. Так, он надеялся, что после просмотра «Ревизора» все переосмыслят свою жизнь — и выйдут из театра обновлённые и просветлённые. Гоголь был поражён, что в театральном фойе люди разговаривали о самых обыденных вещах: о «молоденьких актрисах», светских приёмах, модных ресторанах, карточных играх. Разгневанный, он даже написал ещё одну пьесу, на этот раз совсем небольшую: «Театральный разъезд после представления новой комедии». Действующие лица там произносят вот такие реплики:
Первый comme il faut. Хорошо, если бы полиция не далеко отогнала мою карету. Как зовут эту молоденькую актрису, ты не знаешь?
- Второй comme il faut. Нет, а очень недурна.
- Первый comme il faut. <…> Да, рекомендую: новый ресторан; вчера нам подали свежий зелёный горох (целует концы пальцев) — прелесть!
- <…>
- Светский человек, щеголевато одетый (сходя с лестницы). Плут портной претесно сделал мне панталоны, всё время было страх неловко сидеть. <…>
- Тоже светский человек, поплотнее (говорит с живостью другому). Никогда, никогда, поверь мне, он с тобою не сядет играть . Меньше как по полтораста рублей роберт он не играет. Я знаю это хорошо, потому что шурин мой, Пафнутьев, всякий день с ним играет.
- Автор пьесы (про себя). И все ещё никто ни слова о комедии!
Через какое-то время Н. В. Гоголь отредактировал «Ревизора» — и позаботился, чтобы актёры прямо проговаривали мораль. Были добавлены, в частности, такие строки:
Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя.
Однако в переизданиях, которые выходили после смерти Н. В. Гоголя, эти строки не печатались — и это, пожалуй, к лучшему. Вдумчивый читатель и так сделает правильные выводы, а с неграмотного что спрашивать?
Использованные источники
- Е. Селивёрстов. «Правда о русском Мюнхгаузене».
- М. Сарычева. «„Ревизор“: кто подсказал Гоголю сюжет?»
3 вариант
Хлестаков – главный персонаж произведения Гоголя “Ревизор”. В данном произведении этот человек предстаёт перед читателем хоть и не как отпетый хулиган и мошенник, однако как довольно пренеприятная личность, которая готова пойти на всё, из чего можно получить хоть какую то прибыль без труда. Таким образом, и проходит произведение. В нём Хлестаков обманом становится местным ревизором, и тем самым получает огромную выгоду от данного обмана. С помощью своей выдуманной должности он манипулирует чиновниками, что ему очень просто даётся. Тем самым он создает для себя отличную почву, на которой может получать постоянную прибыль, однако почва это создана с помощью обмана.
Хлестаков как человек довольно не стереотипная личность. Он не мыслит стереотипами, а потому является очень и очень опасным соперником, который к тому же весьма креативен. Благодаря этой своей креативности, Хлестаков добивается достаточно немалых вершин, однако после получает своё наказание. Также он довольно безучастный человек, так как судьба других людей его абсолютно не волнует, так как же, как и не волнуют его любые эмоции, так как их он просто лишён. Хлестаков по настоящему не испытывает никаких эмоций, даже радости в его жизни нет, а потому он не живёт, а скорее существует, просто понапрасну растрачивая свою жизнь.
Есть такое понятия как Хлестаковщина. Так вот это понятие названо аккурат в честь данного персонажа. Хлестаковщиной называют такой образ жизни, в котором человек добывает для себя выгоду незаконным путём, обычно обманом, и тем самым живёт всю свою жизнь. Такие люди обычно очень ленивы и бесчувственны, ровно, как и сам Хлестаков, потому и им так просто делать то, что они делают. Благодаря такому образу жизни они конечно могут обрести материальное благополучие, однако за это благополучие они платят довольно большую цену, отдавая за неё всю свою человечность и души без остатка. Такие люди в итоге становятся опустошенными и довольно безжизненными, и под конец своей жизни, которая всегда оканчивается рано, очень сильно жалеют о том, что они совершили, и также очень сильно жалеют о том, чего они совершить не успели. По правде бедные люди, ведь для них даже нет никакой надежды для исправления, потому как это не их выбор, а их личность и характер, который не изменить. Именно это и значит термин Хлестаковщина, который и произошёл от персонажа Хлестакова.
Сочинения 8 класс
«Проводы ополчения» сочинение 8 класс
(1454)
На картине Юрия Ракшина «Проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на «Куликовскую битву» . Воины изображены на заднем плане картины. Они как будто покрыты туманом. А центральное место на полотне занимают именно провожающие. Это женщины, дети и старики. Общая беда объединила и простых крестьян, и…
Воспевание любви и свобоы в поэме Лермонтова «Мцыри»
(807)
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — это поэма не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы.Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души.Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о…
Жизнь в уездном городе до приезда ревизора
(1102)
Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор» , где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.В произведении показывается жизнь в уездном городе после получения…
Жизнь в уездном городе перед приездом Ревизора
(1681)
В произведении Гоголя «Ревизор» показывается жизнь в уездном городке после получения известия о прибытии ревизора. Эта новость нарушала чиновников так как дела у них в городе шли не очень то благоприятно. Город не ухожен, на улицах творится беспорядок, а сами чиновники нарушают множество законов.Почтмейстер не выполняет своих обязанностей, из-за…
Значение «Немой сцены» в комедии «Ревизор»
(1281)
В комедии Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он сумел в своей пьесе «собрать в одну кучу все дурное в России», какое он тогда знал, все несправедливости. Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер. Но самое главное, что хотел показать Гоголь, – не пороки отдельных людей, а…
Капитанская дочка. Сочинение на тему любовь
(1273)
Читая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах…
Комедия Ревизор краткое содержание
(745)
Ее герои — жители уездного города, городничий, его жена, два квартальных Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин — Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и почтмейстер, и главный герой — Хлестаков. Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают…
Короткое сочинение Капитанская дочка 8 класс
(733)
Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо…
Краткое сочинение на тему Ревизор 8 класс
(2007)
Комедия ,Ревизор» была очень современна и своевременна для того времени
Автор высмеивает пороки чиновников.Завязка всей истории начинается с известия о приезде важного чиновника — ревизора. В маленьком городке имели место быть большие нарушения
Они были в различных сферах деятельности. городничий и его помощники спешно начинают придумывать…
Краткое сочинение про Мцыри 8 класс
(802)
Конечно, «Мцыри» является романтической поэмой не только из-за места действия, но и благодаря главному герою. Что же необычного в образе Мцыри? Его сосредоточенность на колоссальной, огромной страсти, его мужество и его воля. Тоска Мцыри по родине становится какой-то необъятной, выходящей за привычные по человеческим меркам масштабы. Мцыри…
Сюжет[править]
В уездный город N приехал безденежный дон в потертом колете и штопаном плаще и заказал себе в корчме пива.
Нет, не так. Не дон, а дворянин, и не в поношенной одежде, а в шикарной, по последней моде. Но совершенно безденежный. Даже на пиво не было денег. «Профинтил дорогою денежки», проиграл в карты да проел в ресторанах. Поселился в трактире и ел-пил-жил в долг. И даже продать ему было нечего — разве что лакея, который постоянно ворчал на него. Хозяин был недоволен таким постояльцем, который «третью неделю денег не плотит», и даже обещался «с жалобою, чтоб на съезжую да в тюрьму».
А в это время городничий узнал из осведомлённых источников весьма неприятную вещь. Созвал к себе представителей местной элиты и сказал: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». И в не отягощённых интеллектом башках этой горе-элиты зародилась мысль, что нахал, который осмеливается не платить трактирщику — ревизор и есть. А что молодой — ничего не значит! И у того хватило смелости не рассеивать их заблуждение, а подыграть…
В течение всей пьесы дворяне и купцы старались всячески ублажить лжеревизора, зрители наблюдали «мерзости русской жизни», а безденежный дон наслаждался своей самозваной репутацией, и не будет спойлером сказать, что так и свалил с обильным урожаем тугриков, монгольских рублей. А из вскрытого почтмейстером письма г-ны из элиты узнали, что масштабно опростоволосились. Окончательно их добило сообщение: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе». Немая сцена (кодификатор в русской культуре).