Биография зощенко

Михаил михайлович зощенко: биография, личная жизнь, творчество и интересные факты - nacion.ru

Значение творчества М. Зощенко

Еще при жизни Зощенко о его творчестве было написано много книг. Но творчество сатирика было овеяно мифами советского времени, в котором ему создали репутацию автора незатейливых юмористических рассказиков, литературных анекдотов и фельетонов. Однако вклад Зощенко в историю литературы гораздо значительнее. Следуя традициям русской классической литературы, он показал, в кого переродился «маленький» человек в новом обществе XX в. Зощенко создал героя, представлявшего собой человека из масс, никогда ранее в литературе голоса не имевшего и заговорившего на своем нелитературном языке. Понятие «зощенковский герой» стало нарицательным, рассказы писателя не потеряли своей актуальности и сегодня.

Словарь

1. Юнкер – курсант военного училища.

2. Блиндаж – оборонительное сооружение в земле, укрепленное бревнами.

3. Отщепенец – отколовшийся от какого-либо общества, отвергнутый им.

4. Юмор – изображение чего-либо в смешном виде без осуждения и порицания.

5. Сатира – высмеивание и обличение недостатков, отрицательных явлений, пороков.

6. Ирония – употребление слова в таком контексте, что оно воспринимается в противоположном значении, создавая комический эффект.

7. Гротеск – комически преувеличенное изображение, смешение реального и нереального.

8. Каламбур – шутливое употребление похожих, но разных по значению слов, игра слов, создающая двусмысленность.

9. Арго – специфический язык социально ограниченной группы.

10. Пленарное – проводимое пленумом, членами руководящего органа организации.

11. Порожнее – ничем не заполненное, пустое.

12. Мопсик – маленькая собачка породы мопс.

13. Партер – нижняя часть зрительного зала.

14. Галерка – самый высокий ярус в зрительном зале.

15. Нарицательный – общий, типичный, не имеющий собственных, индивидуальных признаков.

Литературная деятельность

Творческая биография Михаила Михайловича Зощенко началась еще в детские годы. В восемь лет уже писал стихи. Немного позже он начал сочинять рассказы. В тринадцать лет он написал рассказ «Пальто». Затем последовали другие его детские произведения: «Калоши и мороженое», «Глупая история», «Елка», «Великие путешественники». В них отразились впечатления ребенка о семейных неурядицах и его детские воспоминания.

Трудовая деятельность, которую он вел после окончания гимназии, также позднее была отражена в его произведениях. В 1919 году Михаил Зощенко начал посещать литературную студию, которой руководил Корней Чуковский. Она была открыта при издательстве «Всемирная литература». Корней Чуковский, прочитав рассказы Зощенко, высоко оценил его литературный талант.

В этой студии Михаил Зощенко познакомился с Всеволодом Ивановым, Вениамином Кавериным и другими писателями, которые в начале 1920 года объединились в литературную группу «Серапионовы братья». Они пропагандировали освободить творчество от политики.

В это же время публикация первых произведений Михаила Зощенко сделала его популярным. Фразы из его юмористических рассказов стали крылатыми. Начиная с 1922 года, в течение 24 лет его книги переиздавались более ста раз. Его рассказы, такие как «История болезни», «Баня», «Беда», «Аристократка» и другие, полюбились читателям. Высоко оценил творчество Зощенко и писатель Максим Горький.

В своих произведениях Михаил Михайлович всегда ведет повествование от лица героя, давая возможность читателям лучше понять поступки персонажей.

Но не все произведения Зощенко понравились широкому кругу людей. Его юмористические рассказы очень популярны, чего нельзя сказать о серьезной прозе. Книга «Письма к писателю», выпущенная в 1929 году, не нашла отклика у широких масс. Более того, она вызвала возмущение читателей и негативную реакцию властей. Режиссера Мейерхольда даже заставили убрать из репертуара театра пьесу Зощенко «Уважаемый товарищ».

Такое отношение к его творчеству заставило Михаила Михайловича страдать, у него началась депрессия. Она усилилась после поездки на строительство Беломорканала. Власти специально в 1930 году организовали для литераторов это путешествие, чтобы они отобразили в своих произведения перевоспитание «преступных элементов» (как известно, канал строили заключенные).

Но впечатления у Зощенко от поездки были угнетающие. Он написал произведение совсем другого направления, чем желали власти. Своими мрачными впечатлениями он поделился в повести «История одной жизни», которая была издана в 1934 году.

Чтобы как-то покончить со своей депрессией, прозаик написал повесть «Возвращенная молодость», которая вызвала интерес у читателей.

Вдохновленный Зощенко уже на следующий год издал сборник рассказов «Голубая книга», где показаны человеческие отношения, которые он исследовал. Если простые люди продолжали зачитываться рассказами Зощенко, то партия заклеймила писателя. Ему запретили издавать любые произведения.

Тогда он начал писать для детей. Эти рассказы публиковались в журналах «Чиж» и «Еж».

О жизни и творчестве

  • Аулов, А. М. Рассказы М. Зощенко 20-х годов : Проблема жанра и стиля : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Москва, 1998. — 212 с.
  • Воспоминания о Михаиле Зощенко / . — Санкт-Петербург : Худож. лит. С.-Петерб. отд-ние, 1995. — 606 с., л. портр.
  • Жолковский, А. К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия / А. К. Жолковский. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — 391 с., л. портр. — (Язык. Семиотика. Культура).
  • Лицо и маска Михаила Зощенко : [сборник / сост. и публ. Ю. В. Томашевского]. — Москва : Ред.-произв. агентство «Олимп» : ППП, 1994. — 367 с.
  • Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь : в 3 частях : ч. 3. — Москва : Либерея, 2000. — Из содерж.: Зощенко Михаил Михайлович: русский писатель. — С. 176–183. — Библиогр.
  • Попов В. Г. Зощенко / Валерий Попов. — Москва : Молодая гвардия, 2015. — 528 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Попов В. Г. Михаил Зощенко. Беспризорный гений / Валерий Попов. — Москва: АСТ, 2017. — 464 с. — (Тайны и загадки смерти великих людей).
  • Рубен, Б. С. Алиби Михаила Зощенко : повествование с документами / Бернгард Рубен. — Москва : Аграф, 2001. — 383 с. : ил. — (Символы времени).
  • Сарнов, Б. Пришествие капитана Лебядкина : Случай Зощенко / Бенедикт Сарнов. — Москва : ПИК : РИК «Культура», 1993. — 600 с. : ил.
  • Старков, А. Н. Юмор Зощенко / А. Н. Старков. — Москва : Худож. лит., 1974. — 158 с., 1 л. портр.
  • Томашевский, Ю. В. «Литература — производство опасное…». М. Зощенко: жизнь, творчество, судьба / Ю. В. Томашевский ; . — Москва : Индрик, 2004. — 262 с., л. портр., факс.
  • Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко / М. Чудакова. — Москва : Наука, 1979. — 200 с., 1 л. портр. — (Литературоведение и языкознание).
  • Янышев, С. Михаил Михайлович Зощенко : (1894–1958) / С. Янышев // Антология мировой детской литературы. Т. 3. — Москва : АВАНТА+. — 2002. — С. 255–257.
  • Безносов, Э. Л. Новая историческая действительность и «новый человек» и их отражение в русской литературе 20–30-х годов XX века : сатирические образы «новых людей в рассказах Зощенко» / Э. Л. Безносов // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2004. — 1–7 нояб. — С. 26–30.
  • Блюм, А. Берегите Зощенко : подцензурная судьба писателя после августа 1946-го / А. Блюм // Звезда. — 2004. — № 8. — С. 128–137.
  • Миркин, Я. Михаил Зощенко. Перед восходом : писатель, награжденный пятью боевыми орденами, даже во тьме стремился увидеть солнце / Яков Миркин // Родина. — 2018. — № 11. — С. 14–16. — (100 лет окончанию Первой мировой войны) (Судьба).
  • Муромский, В. П. Гордое и печальное имя Зощенко : писатель в зеркале критики / В. П. Муромский // Литература в школе. — 2008. — № 12. — С. 17–20.
  • Сарнов, Б. Случай Зощенко / Б. Сарнов, Е. Чуковская // Юность. — 1988. — № 8. — С. 69–86.
  • Сухих, И. Н. Из гоголевской шинели : / И. Н. Сухих // Сентиментальные повести / М. М. Зощенко. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2003. — С. 5–22.
  • Томашевский, Ю. О Михаиле Зощенко / Ю. Томашевский // Рассказы для детей / М. М. Зощенко ; худож. Н. В. Беланов, М. А. Скобелев. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — С. 5–8.
  • Фомин, Д. В. Издания М. М. Зощенко 1920-х гг. и их графическое оформление / Д. В. Фомин // Библиотековедение. — 2017. — Т. 66, № 5. — С. 531–538. — (Книга — Чтение — Читатель). — Библиогр.: с. 537 (5 назв.).
  • Биография Зощенко. — Текст : электронный // Albery: сайт.
  • Биография Михаила Зощенко. — Текст : электронный // РИА новости : сайт.
  • Михаил Зощенко. — Текст : электронный // Мих. Зощенко : сайт.
  • Михаил Зощенко. — Текст : электронный // Культура.РФ : сайт.
  • Михаил Михайлович Зощенко. — Текст : электронный // Биограф : сайт.
  • Михаил Михайлович Зощенко: биография, личная жизнь, творчество и интересные факты. — Текст : электронный // Nacion.ru : сайт.

Псевдонимы

1920-е годы были эпохой беспрецедентного творчества знаменитого писателя. Его литературное мастерство выходило за рамки социальных слоёв, достигнув пика в широком распространении его произведений и множестве его характерных крылатых фраз. Этот период также стал свидетелем возникновения жанра «Зощенковского рассказа», характеризующегося своей сатирической направленностью.

Михаил Михайлович ещё больше обогатил свое творчество, взяв различные псевдонимы, такие как Назар Синебрюхов, Гаврилыч и Михал Михалыч, каждый из которых внёс свой вклад в его литературное наследие.

Признание литературного творчества Михаила Михайловича вышло за пределы национальных границ, получив заметное признание за рубежом. Примером этого стал перевод его рассказов на немецкий язык и их включение в уважаемый сборник «Спи скорее, товарищ» (Шлаф Шнеллер, Геноссе).

Землетрясение в Ялте

Казалось бы, попадая на коммунальную кухню с чадно шкворчащими примусами и не менее раздражённо шипящими домохозяйками, прохожему человеку впору огорчаться, а не посмеиваться над наблюдаемыми перипетиями. Но комизм ситуации исподволь завладевает нами, подсматриваем ли мы за незадачливым гражданином, смывшем с ноги в бане бирку на обратную выдачу одежды, или пробуждаемся в Ялте после случившегося землетрясения вместе с выпивохой Снопковым. Бытовые ситуации, доведённые до крайности, заставляют нас вместе и сопереживать главному герою, и умудрённо посмеиваться: дескать, я-то не таков, я бы не допустил над собою подобных издевательств судьбы-злодейки!

Если же очистить от комически звучащих рассуждений главного героя фабулу произведения, перед нами встаёт хорошо знакомая социальная проблема, биться о которую головой каждому из нас приходилось, но в несколько иных обстоятельствах. Засилье бюрократизма, заставляющего человека, даже раздетого догола, таскать за собою «важную» бумажку — вот оно, в зощенковской бане! Близка и понятна комическая затравка «встал Снопков на кривые ноги» с последующим изумлением: «А не я ли это сотворил?» — глядя на разрушительные последствия ялтинского землетрясения. Что же в ней заключено? Только ли лукавая насмешка автора над проспавшимся, накануне хорошо «надравшимся» соотечественником? Только ли удачная находка юмориста, совместившего беспамятство закоренелого пьянчужки о вчерашних дебошах с масштабным природным катаклизмом? Пожалуй, что нет. Тут просматривается изумление «маленького человека», вышедшего, согласно меткому слову критика, «из гоголевской шинели», своими надуманными, нафантазированными, измысленными с похмелья способностями. Не один только привод в милицию беспокоит Снопкова, но осознание небывалой, грандиозной, богатырской силы, заложенной в нём — силы человека-строителя коммунизма. Сквозь призму грандиозного свершившегося события Снопков видит в себе то, чего нет и быть не может. Хотим мы того, или не хотим, в глубине души снопковская переоценка собственной роли среди масштабных событий истории свойственна каждому из нас.

Читать краткую биографию писателя М.М. Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко родился 9 августа 1894 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. В 1903 году будущий писатель поступил в гимназию №8, где учеба давалась ему с большим трудом. В это время Михаил Михайлович начал писать свои первые рассказы. Однако его произведения не были оценены по достоинству педагогическим составом, из-за чего М.М. Зощенко пытался даже покончить жизнь самоубийством.

В 1913 году он поступил в Императорский университет на юридический факультет, однако вскоре был отчислен за неуплату. Тогда Михаил Михайлович устроился работать контролером на Кавказской железной дороге. В годы Первой мировой войны служил на фронте.

После возвращения домой долгое время пробовал свои силы в разных профессиях, занимая различные должности. Литературным трудом М.М. Зощенко начал серьезно заниматься с 1919 года. Тогда же он стал регулярно посещать литературную студию, руководителем которой был Корней Чуковский.

К. Чуковский по достоинству оценил работы Михаила Михайловича и познакомил его с другими писателями. В 1921 году Зощенко вступил в литературный клуб «Серапионовы братья», который вскоре издал дебютный альманах с одним из рассказов Михаила Михайловича. С этого момента Зощенко стал приобретать популярность в литературных кругах.

Его рассказы печатались в таких изданиях, как «Мухомор», «Бузотер», «Бегемот», «Чудак», «Смехач» и других. Его произведения читались легко. Самыми известными из них были «Черный принц», «Брак по расчету», «Аристократка», «Возмездие», «Беда» и другие. Цитаты из этих рассказов ушли в народ.

Писал М.М. Зощенко и для детской аудитории: рассказы «Елка» и «Умные животные», сборники «Леля и Минька» и «Самое главное», а также книга «Рассказы о Ленине». Несмотря на юмор в своих произведениях, Михаил Михайлович долгое время страдал тяжелой депрессией, из-за которой в 1926 году даже обращался к психиатру.

В 1941 году из-за состояния своего здоровья Зощенко не был принят на фронт и работал в студии «Мосфильм». По его сценариям вышли киноленты «Опавшие листья» и «Солдатское счастье». А свободное от работы время он посвящал созданию собственной автобиографии.

В 1943 году в журнале «Огонек» вышли в свет несколько глав его автобиографии, после публикации которых он подвергся прессингу со стороны государства, его исключили из Союза писателей. Произведения Зощенко запретили к публикации, поэтому теперь он зарабатывал себе на жизнь только переводами.

В 1954 году Михаила Михайловича снова накрыла тяжелая депрессия, состояние его здоровья ухудшалось. В 1958 году после никотинового отравления писатель перестал узнавать родных и не мог нормально говорить.

21 июля того же года кое-как смог сказать своей супруге, что прожил нелепую жизнь. М.М. Зощенко умер 22 июля 1958 года и похоронен в Сестрорецке.

Экранизации[править | править код]

Фильм «Преступление и наказание», 1940 год

Произведения Михаила Зощенко неоднократно экранизировались. Снимали как полнометражные фильмы, так и телеспектакли и короткометражные картины. Среди самых известных экранизаций — комедия «Не может быть!», снятая Леонидом Гайдаем в 1975 году . Из последних — фильм Последняя «Милая Болгария», в основе которой лежит автобиографическая повесть писателя «Перед восходом солнца».

Детские рассказы цикла «Лёля и Минька» были показаны в инсценировке в одном из выпусков телепередачи «Будильник».

  • Преступление и наказание (короткометражный, 1940)
  • Пчёлы и люди (короткометражный, 1963)
  • Серенада (короткометражный, 1968)
  • На ясный огонь (1975)
  • Не может быть! (1975)
  • По страницам «Голубой книги» (телеспектакль, 1977)
  • Безумный день инженера Баркасова (телеспектакль, 1983)
  • Золотая рыбка (телеспектакль) (1985)
  • С луны свалился (телеспектакль) (1988)
  • Долой коммерцию на любовном фронте, или Услуги по взаимности (1988)
  • Золотые слова (1989)
  • Собачий нюх (1989)
  • Тюк! (1990)
  • Страшная мысль (короткометражный, 1996)
  • Истинные происшествия (2000)
  • Ёлка (2014)
  • Про Лёлю и Миньку (2020)
  • Последняя «Милая Болгария» (2021)
  • Монтер (короткометражный, 2022)

Грустные глаза

Трудно заподозрить Зощенко в исключительном внимании к сиюминутному, проистекающему из случайной бытовой свары либо бюрократического казуса новейшего времени. О вечном, непреходящем, с равной вероятностью случающемся в советской России и где-нибудь в дельте Нила времён Рамзеса II писатель тоже говорит, и нередко. Кое-какие выводы не лишне взять на вооружение «юношам, обдумывающим житие», настолько они мудры и, по принятии к сведению, очевидны. Вот, например, история любви под названием «Грустные глаза». Сколь необдуманно мы пленяемся внешними, неверно истолкованными признаками предметов обожания! Прочесть этот рассказ непременно нужно всем приглашаемым в качестве участников на телешоу «Давай поженимся!»

Сам же Михаил Зощенко, возможно, далеко не случайно выбрал для одного из рассказов такое имя, оставив своеобразный автограф — вердикт своему юмористическому творчеству. Стоит прочесть иные, глубоко лирические, исполненные трогательной простоты строки его воспоминаний, повесть «Перед восходом солнца», чтобы понять — перед нами интеллигентный, тонко чувствующий, абсолютно непричастный «холопскому языку революции» человек. Подобно подвижникам-докторам, цель жизни которых заключалась в поиске вакцины от смертельных вирусов, Зощенко прививал к органично присущей ему высокой культуре не свойственные собственному воспитанию обороты речи.

Будучи поставленным в определённые исторические обстоятельства, писатель в юмористических произведениях заставил переболеть своих героев, а вместе с ними и себя современными болезнями общества. Заставил, свято веруя в то, что целительный смех способствует скорейшему выздоровлению.

Экранизации

  • Преступление и наказание. Художественный фильм. Реж. П. Коломойцев, авторы сценария М. Зощенко, И. Попов. Ленинградская «киностудия “Малых форм”». СССР, 1940.
  • Серенада. Художественный фильм. Реж. К. Хотивари, авторы сценария К. Хотивари и Р. Габриадзе. Студия Грузинское телевидение. СССР, 1968.
  • На ясный огонь. Художественный фильм. Реж. В. Кольцов, авторы сценария Э. Смирнов и С. Тарасов. Студия «Мосфильм». СССР, 1975.
  • Не может быть! Художественный фильм. Реж. Л. Гайдай, авторы сценария В. Бахнов и Л. Гайдай. Студия «Мосфильм». Фильм. СССР, 1975.
  • Безумный день инженера Баркасова. Художественный фильм. Реж. Н. Лырчиков, автор сценария А. Хмелик. Киностудия им. М. Горького. СССР, 1983.
  • Золотые слова. Мультфильм Реж. Ю. Калишер, автор сценария О. Егоров. Творческое объединение «Экран».. Россия, 1989.
  • Тюк! Мультфильм Реж. Ю. Калишер, автор сценария О. Егоров. Творческое объединение «Экран». Россия, 1990.
  • Истинные происшествия, или Безумный день монтёра. Художественный фильм. Реж. Мурад Ибрагимбеков, автор сценария Я. Сергиева. Телекомпания «АГА». Россия, 2000.
  • Последняя «Милая Болгария» (по мотивам автобиографической повести М. Зощенко «Перед восходом солнца»). Художественный фильм. Совместное производство кинокомпаний «29 февраля» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Премьера. Реж. А. Федорченко, авторы сценария А. Федорченко и Л. Канашова. Кинокомпании «29 февраля» и «САГа». Россия, 2019.

Трудовая деятельность

Михаил Михайлович после отчисления из института вынужден был самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Год он проработал контролером на железной дороге. Трудовая биография Зощенко была прервана, так как началась Первая мировая война. Будущий писатель отличился в боях. Он получил четыре боевых ордена. Это отмечено в биографии Зощенко. Интересных фактов в ней немало.

Несколько раз Михаил Михайлович был ранен, но оставался в строю. Только после отправления газом его попытались списать в запас. Однако он отказался оставить военную службу и снова вернулся на фронт. Революция помешала ему получить звание капитана. В 1915 году Михаила Михайловича назначили комендантом почтамта в Петербурге. Через шесть месяцев он переехал в Архангельск. От предложения покинуть родину и уехать во Францию он отказался.

Михаил Зощенко, биография которого интересна всем поклонникам его таланта, за свою жизнь сменил более пятнадцати профессий. Работал он и в суде, и в сапожной мастерской, даже разводил кур и кроликов. В 1919 году он решил пойти добровольцем в Красную Армию, но уже весной этого же года попал в госпиталь. После этого его демобилизовали. Поставив крест на карьере военного, он поступил на службу телефонистом.

Болезнь и выздоровление М. Зощенко

Среди многочисленных описаний практического использования воспоминаний и их психологического анализа в терапевтических целях особого внимания заслуживает опыт выздоровления замечательного русского писателя Михаила Зощенко.

Зощенко в течение многих лет боролся со странностями своего психического здоровья и в конце концов победил недуг, обратившись к психоанализу. Путь выздоровления он описал в книге «Перед восходом солнца».

После выздоровления, вспоминая молодые годы, Зощенко писал, что поражался, как много было в них горя, ненужных тревог и тоски. Он стремился к людям, искал друзей и любви, но ни в чем не мог найти утешения. Хандра преследовала его на каждом шагу, и он не понимал, отчего всё это происходит. Ни врачи, ни лекарства, ни самые лучшие санатории не могли его вылечить. Он задыхался от болей в печени и сердечных приступов. Юмор сверкал в рассказах Зощенко, но отсутствовал в его сердце.

После знакомства с идеями психоанализа Михаил Зощенко понял, что причины его страданий таятся в прошлой жизни. Начав искать эти причины с помощью воспоминаний и их тщательного анализа, он обнаружил жуткие детские страхи, связанные с ужасными молниями и ударами грома, устрашающим рычанием тигров в зоопарке, нищими с протянутыми руками, наводнением, в котором он чуть было не погиб вместе с сестрой. Ему снились руки, которые у него что-то отнимали, и рука с ножом, готовая его зарезать.

Но, вспомнив около 60 различных историй из прошлой жизни, он ничего особенного в них не увидел.

Однако пробиться в первые два годы жизни, где таились беды, было непросто. Тогда Зощенко решил сходить к дому, в котором провел детство. Там он почувствовал себя очень плохо, ему пришлось даже схватиться за перила, чтобы не упасть. В ужасной тоске он вернулся домой, после чего ему стали сниться кошмарные сны. Писатель начал принимать бром, чтобы избавиться от них, но врач сказал ему:

Когда Зощенко стал расспрашивать об этих годах мать, она рассказала ему, как однажды летом, когда они жили на даче и Миша был еще грудным младенцем, разыгралась сильная гроза. Молния огромной силы ударила во двор дачи, была убита корова, загорелся сарай. Это совпало с тем моментом, когда мать принялась кормить его грудью. Удар грома был настолько силен и неожиданен, что мать, потеряв сознание, выпустила маленького Мишу из рук. Она быстро пришла в себя, но при падении Миша повредил руку и всю ночь не мог успокоиться.

Когда Зощенко было пять лет, он с отцом отправился в зоопарк, где услышал страшный рык тигра. Мальчик сильно испугался, потому что рык напомнил ему эпизод с грозой, и после этого Зощенко стали сниться тигры, которые гнались за ним и хотели его сожрать.

Отучая подросшего малыша от груди, мать мазала ее хиной, очень горькой на вкус. Ему было два года и два месяца, он уже говорил и читал стихи, и, как считала мама, было просто неприлично кормить такого большого мальчика грудью. В сознании Зощенко еда закрепилась как образ отравы, которую надо избегать.

Личная жизнь

Творческая биография Зощенко, кратко представленная в этой статье, тесно переплетена с его личной жизнью. В 1918 году он познакомился с Верой Кербиц – Кербицкой. Летом 1920 года они поженились, а в январе у писателя умерла мама. Единственный сын Зощенко Валерий родился весной 1922 года в Ленинграде.

Но писателя нельзя назвать однолюбом. Длительный роман у него был с Лидией Чаловой, которую принято считать музой Зощенко. Он с ней познакомился в 1929 году. Лидия была младше него на двадцать лет. Они сблизились, когда у молодой женщины погиб муж. Михаил Зощенко поддержал ее, а вскоре дружба переросла в любовь. В 1946 году Лидия решилась на разрыв с писателем. Жена Вера всегда была рядом с Зощенко. Он умер у нее на руках. Похоронена Вера рядом с мужем.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ . zoshchenko.spb.ru. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  2. Котова М. А. . БРЭ. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  3. ↑ . РИА (10 августа 2010). Дата обращения: 21 ноября 2023.
  4. ↑  (англ.). Britannica. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  5. ↑ . Биограф. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  6. ↑ . ТАСС. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  7. ↑ . ФКУ Цифровая культура. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  8. ↑ . Буквоед. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  9. Куляпин Александр. . Ликбез (2 августа 2007). Дата обращения: 21 ноября 2023.
  10. Екатерина Иосифова. . Мел. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  11. ↑ . Сайт библиотеки им М. Зощенко. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  12. Сергей Васильев. . 24smi.org (20 июля 2023). Дата обращения: 21 ноября 2023.
  13. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: история строительства, 1931—1934 / Под. ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. — М.: История фабрик и заводов, 1934.
  14. (5 августа 2022). Дата обращения: 21 ноября 2023.
  15. . Российская государственная библиотека. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  16. . Российская государственная библиотека. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  17. . Российская государственная библиотека. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  18. . Российская государственная библиотека. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  19. . Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  20. . Российская национальная библиотека. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  21. . Время. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  22. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  23. Максим Селезнев. . Искусство кино (23 июня 2021). Дата обращения: 21 ноября 2023.
  24. . Youtube (17 декабря 2011). Дата обращения: 21 ноября 2023.
  25. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  26. . kino-teatr.ru. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  27. . kino-teatr.ru. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  28. . kino-teatr.ru. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  29. . kino-teatr.ru. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  30. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  31. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  32. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  33. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  34. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  35. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  36. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  37. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  38. . kino-teatr.ru. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  39. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  40. . Youtube. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  41. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  42. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  43. . Кинопоиск. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  44. Яков Миркин. . Родина (6 ноября 2018). Дата обращения: 21 ноября 2023.
  45. . ФКУ Цифровая культура. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  46. ↑ . Архивный комитет Санкт-Петербурга. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  47. . Сайт библиотеки им М. Зощенко. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  48. . Все о Петербурге. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  49. . ТАСС (28 февраля 2018). Дата обращения: 21 ноября 2023.
  50. . На-карте.рф. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  51. . На-карте.рф. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  52. . Адреса Петербурга (11 августа 2018). Дата обращения: 21 ноября 2023.
  53. . Российская национальная библиотека. Дата обращения: 21 ноября 2023.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: