Роль государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике

Проблемные области государственного регулирования экономики в России

Проблемы государственного регулирования экономики в России сопряжены с несколькими аспектами, которые не позволяют государству эффективно воздействовать на развитие национальной экономической системы.

Во-первых, в России отсутствуют развитые институты, позволяющие регулировать эффективное развитие для абсолютного большинства экономических агентов. В первую очередь, это касается институтов такого правового уровня, которые позволяют реализовывать экономические меры на уровне отдельных органов экономического управления. Они также обеспечивают и эффективное правоприменение законов и осуществляют принуждение участников рынка к исполнению своих обязательств. В России пока отсутствуют такие структуры, близкие к государству и правительству, которым переданы определенные задачи управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Возможно, на более высоком, отработанном этапе рыночного регулирования отечественная система придет к данному варианту структуры.

Во-вторых, макроэкономическое регулирование осуществляется на общегосударственном уровне и не учитывает, что в нашей стране уже сформировались функциональные и инфраструктурные институты, пусть они еще и не находятся в достаточно развитом состоянии, чтобы оказывать существенное влияние на развитие отдельных элементов экономической системы. Игнорирование существования таких элементов рыночной системы при макроэкономическом регулировании ведет к существенно более низким результатам государственного регулирования экономической системы.

В-третьих, за счет отсутствия существенного влияния крупных структурных единиц экономической системы, которое они могут оказывать на реализацию государством экономической политики в области государственного регулирования, значение данных элементов преуменьшается существующими государственными органами в отношении механизмов государственного регулирования экономической системы. Например, в России уже имеются независимо действующие профессиональные союзы. Но их роль в экономической политике пока скромна. Организованных по отраслевому принципу союзов предпринимателей мало.

В-четвертых, обеспечение экономической безопасности страны сосредоточено в таких государственных институтах, как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации и ЦБ РФ. Но в условиях, когда все большую роль начинают играть общественные интересы, а не государственные экономические институты, реализация данной задачи затруднено, так как разные политические партии выступают, как правило, не с позиции согласования компромисса, а наоборот – с позиции противостояния. Конечно, экономические установки различных партий также дифференцированы. Следовательно, необходимы процедуры согласования интересов общества, выражаемых представителями политических партий в парламенте, и правительства.

В-пятых, существующая практика воздействия на экономические решения государства в области макроэкономического регулирования экономики со стороны крупного предпринимательства и банковского сектора негативно влияет на экономические интересы большей части экономических субъектов. Отметим, что воздействие предпринимателей на экономические решения государства в области государственного регулирования через поддержку партийных групп и выдвижение депутатов в парламент является общепринятой практикой и при надлежащем законном исполнении целесообразных экономических предложений со стороны крупных предприятий приносит положительные результаты в среднесрочной перспективе. Однако в России активно развернута система лоббизма, которая позволяет представителям отраслей, отдельных экономических структур оказывать нажим на представителей исполнительной власти, что ведет к удовлетворению интересов меньшинства экономических субъектов в ущерб интересам национальной экономической системы в целом. Кроме того, практика использования нелегитимных методов, подкупов, коррупции для воздействия на экономические решения государства наносит непоправимый ущерб экономике.

В современных условиях развития РФ представляется возможным повышение эффективности за счет формирования такой экономической системы, которая способствовала бы интенсивному экономическому росту и усиливала конкурентоспособность товаров российский производителей на внутреннем и на мировом рынке. Это возможно при использовании прогрессивных методов государственного регулирования экономики.

Социальная политика в отношении дворянства и буржуазии.

— Указ 1827 года запрещал помещикам продавать крестьян без земли или землю без крестьян. Указ, изданный в том же году, запрещал использовать крепостных на фабриках; — Указ 1828 года, ограничивающий право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению. Указ от 2 мая 1833 года запрещал продажу крепостных с публичных торгов, перевод их в крепостные и лишение надельных земель.

— 1841: Запрет на розничную продажу крестьян. Дворянам, не владеющим землей, не разрешалось покупать крестьян без земли; — Указ о крестьянах, занятых наемным трудом, 1842 г.; — Указ от 12 июня 1844 г. предоставлял помещикам право освобождать крестьян по взаимному соглашению с ними. — 1847 — Крестьяне могут быть свободно поселены с землей, если имущество владельца продано из-за долгов; — 1847 — Переписная реформа в Правобережной Украине и Белой России. Имущественные права крестьян и их обязанности перед землевладельцами были более строго определены, что улучшило положение крестьян; — 1848 год — все сословия крестьян получили возможность приобретать земельную собственность.

Девять секретных комиссий; — «Секретная комиссия для изыскания средств к улучшению положения крестьян разных сословий», 1835 год; — Секретная комиссия 1839 года.

Особенности сочетания видов экономической политики

Остановимся на некоторых направлениях более подробно.

Фискальная объединяет бюджетную, налоговую и политику расходов и доходов. Включает в себя меры государства по управлению финансовыми ресурсами и их использование в социально-экономических целях. Действует в отношении мобилизации и привлечения денежных средств, их распределения.

Ее основная задача заключается в поиске источников и методов формирования государственных денежных фондов для реализации публичных целей. Путем такой политики государство регулирует экономические процессы, поддерживает устойчивость финансовой системы, денежное обращение, финансирует государственный сектор.

Ее основные инструменты:

  • налоги;
  • гос.расходы;
  • трансферты.

Монетарная или денежно-кредитная политика

Регулирует денежную массу и обращение денег в стране путем непосредственного воздействия или через мероприятия центрального банка.

Ее цель — стабилизация экономической системы, повышение эффективности работы хозяйственной подсистемы, борьба с кризисами, обеспечение занятости населения и темпов роста.  

Основные задачи:

  • поддержание стабильного уровня цен;
  • регулирование покупательной способности населения;
  • поддержание курса национальной валюты на внешнем и международном рынках;
  • обеспечение устойчивого денежного обращения;
  • регулирование массы денег в обороте.

Ее средства:

  • денежная масса и доступность денег;
  • учетная ставка ЦБ;
  • ставка рефинансирования;
  • политика ЦБ (операции с ценными бумагами на открытом рынке и резервирование).

Структурно-инвестиционная

Влияет на отраслевую и региональную структуру производства, оказывает воздействие на пропорции и соотношения между производством разных групп отраслевого продукта.

Ее проявлением служат научно-техническая политика, использование инноваций, а также промышленная, аграрная поддержка отраслей. Цель: использовать все достижения науки и техники для максимального удовлетворения потребностей населения, внедрение прогрессивных методов в производство, обеспечение экономической независимости.

Социальная

Направлена на социальную защиту и поддержку населения, поддержание достойного уровня жизни, защиту окружающей среды.

Включает:

  • регулирование доходов и оплаты труда;
  • обеспечение занятости;
  • демографическая политика;
  • миграционный курс.

Региональная

Направлена на рациональное размещение производственных возможностей и сбалансированное развитие разных регионов внутри страны.

Включает отношения между федерацией и субъектами, помощь ослабленным регионам.

Институциональная

Ориентирована на ликвидацию устаревших финансовых институтов и внедрение новых.

Внешнеэкономическая

Охватывает отношения с другими странами, внешнюю торговлю, культурное взаимодействие, привлечение иностранного капитала, внешние займы.

Включает в себя следующие методы проведения:

  • таможенные тарифы;
  • пошлины;
  • экспортно-импортные ограничения;
  • курс валюты;
  • валютный контроль.

Основные цели экономической политики

Цели экономической политики состоят из оценочных суждений о том, к чему должна стремиться экономическая политика, и поэтому подпадают в область нормативной экономики. Хотя существует много разногласий по поводу соответствующих целей экономической политики, некоторые из них, по-видимому, пользуются широким, хотя и не всеобщим признанием.

Эти общепринятые цели включают:

  1. Экономический рост. Это означает, что доходы всех потребителей и фирм (после учета инфляции) растут с течением времени.
  2. Полную занятость. Цель полной занятости состоит в том, чтобы каждый человек, который хочет работать, мог найти работу.
  3. Стабильность цен. Цель стабильности цен состоит в том, чтобы предотвратить повышение общего уровня цен, известного как инфляция, а также снижение общего уровня цен, известного как дефляция.

Экономический рост измеряется валовым внутренним продуктом (ВВП), долларовой стоимостью общего объема производства товаров и услуг в стране. В процветающей экономике темпы роста ВВП могут составлять 4% в год; в стагнирующей экономике темпы роста могут составлять менее 1% в год. В условиях застойной экономики безработица высока, производительность низкая, а работу трудно найти. Рецессия определяется как два последовательных квартала отрицательного ВВП.

Абсолютной полной занятости достичь невозможно. В любой момент люди увольняются с работы или не могут работать по целому ряду причин. Уровень безработицы, процент безработной рабочей силы, составляющий 4% или менее, считается полной занятостью. Уровень безработицы варьируется от региона к региону. Например, этот показатель может повыситься из-за сокращений в промышленности и переезда отраслевых компаний в другой регион или страну.

Когда цены на товары и услуги резко повышаются, ценность денег снижается, и покупка одних и тех же вещей обходится дороже. Это состояние называется инфляцией.

Когда инфляция поддерживается на низком уровне, цены остаются на прежнем уровне. Обстоятельства, не зависящие от правительства, могут повлиять на цены. Длительная засуха или ранние заморозки, которые поражают урожай, создают дефицит, который приводит к росту цен. Более высокие цены на некоторые важнейшие товары, такие как нефть, могут привести к росту цен во всей экономике.

Политика, как правило, направлена на достижение таких целей, как:

  • стабилизация рынков;
  • содействие экономическому процветанию;
  • обеспечение развития бизнеса;
  • содействие занятости.

Иногда важны другие цели, такие как военные расходы или национализация.

В дополнение к этим политическим целям правительство преследует и другие цели по поддержанию разумной экономической политики. К ним относятся низкие или стабильные процентные ставки, сбалансированный бюджет (или, по крайней мере, бюджет с уменьшенным дефицитом по сравнению с предыдущим бюджетом) и торговый баланс с другими странами.

Производственная функция в рыночной экономике

Обязательно нужно обратить внимание на производственную функцию государства в рыночной экономике. При ее присутствии появляются возможности гарантированной безопасной жизнедеятельности производственного процесса в материально-технической стороне

Данное функциональное назначение нужна, чтобы создавать удовлетворительные условия производства. По итогу, благодаря этому, будет получена продукция наивысшего качества.

Замечание 1

Главная отличительная характеристика производственной функции определяется в перераспределение ресурсов и доходов, именно это послужит для стабильного и высококачественного функционирования всего экономического устройства государства.

Сортировка ресурсов и доходов возникает непосредственно для того, чтобы ликвидировать расширение монопольных направлений.

Функция, которая отвечает за осуществление конкуренции и стабилизации.

Замечание 2

Роль и функции государства в рыночной экономике направлены на то, чтобы предоставить рынку хорошую конкуренцию и стабилизацию. Для того, чтобы снабдить действительно качественной и добросовестной конкуренцией, государство должно принимать решения, которые будут ориентированы на регламентирование коммерческих запросов субъектов в экономике рынка. Государству необходимо создать равноправные положения для нормальной и стабильной жизнедеятельности каждого из них. Все эти факторы могут создать микроклимат высококачественной конкуренции, которая даст возможность повысить уровень обслуживания и качество изготовляемой продукции для рынка.

Для функции стабилизации должны быть приняты соответствующие законы, которые будут способны обеспечить полноценные равноправные условия для деятельности всех партнеров рыночных взаимоотношений с целью урегулировать их позиции. Функция стабилизации служит формированию трудовых мест для безработных граждан, как результат платежеспособность социума увеличивается. На практике такие действия в действительности положительно влияют на условия и функционирование рынка. Но также помимо положительной стороны, данное решение имеет свои риски, которые проявляются в непредсказуемости развития событий. Чтобы увеличить размах производства следует быть готовым к тому, что в эту же секунду вырастут и расходы, как последствие — они создадут безработицу и инфляцию.

Выводы

Главнейшая роль государства в современной рыночной экономике лежит в совершенствовании инструментов, которые направлены на регламент. Экономическая функция государства в рыночной экономике заключается в том, чтобы найти самую подходящую меру и форму для вмешательства, которая будет наиболее эффективной.

Что такое экономика страны?

Экономика страны — это совокупность всех типов ресурсов и факторов производства (природные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы — капитал, предпринимательские способности, знания и умения), находящихся в пределах государства, которыми распоряжаются разные органы его власти и субъекты хозяйствования.

Чем можно охарактеризовать экономику страны? Как понять, что эта экономика «хорошая», а эта — «плохая»? Различными общепринятыми статистическими показателями. Основных показателей экономики можно выделить три (в разных странах они могут называться немного по-разному, но смысл похожий):

  1. Валовый внутренний продукт (ВВП) — это стоимость всех произведенных на территории страны товаров и услуг за анализируемый период, независимо от целей производства (для внутреннего потребления, для экспорта, для накопления). Более точное представление об экономике страны этот показатель даст в связке с другими данными, например, ВВП на душу населения.
  2. Уровень инфляции — показатель, характеризующий рост цен на товары и услуги за анализируемый период. Фактически этот показатель характеризует стабильность экономики. Существует целый ряд различных индексов, характеризующих уровень инфляции, для разных случаев применяют разные показатели.
  3. Уровень безработицы — показатель, характеризующий процент официально нигде не занятых лиц среди трудоспособного населения.

Также существует ряд других важных показателей экономики, эти принято считать за основные.

Причем, не в абсолютном выражении (оно само по себе мало о чем говорит), а в динамике. Если ВВП за отчетный период вырос в сравнении с предыдущим — значит, наблюдается рост экономики страны, а если снизился — падение. То есть, главная цель экономики страны — это создание и наращивание ВВП.

Органы управления в системе управления экономикой

Замечание 1

Система управления экономикой — это совокупность взаимосвязанных и согласованных методов и инструментов управления экономикой, хозяйством. Данные методы и инструменты управления используются органами управления (управленческим аппаратом).

Система управления экономикой — это иерархическая структура, разделенная на уровни (схема1).

Рисунок 1. Уровни системы управления экономикой, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Территориальная система управления экономикой представляет собой пространственную форму общей системы управления и совокупность действий по управлению социально-экономическими процессами, протекающими в пределах регионов. В России территориальное управление (территориальный подход к управлению) наиболее актуально, поскольку она отличается пространственным разнообразием природных и климатических условий и ресурсов, формами хозяйствования, местоположения хозяйственных объектов с точки зрения функциональности и т.д. Территориальное управление включает в себя взаимообусловленные компоненты:

  • субъект управления (органы территориальной власти как система исполнительной и законодательной структур);
  • объект управления — округа, регионы, муниципалитеты и т.д.

Условия кризиса предполагают возникновение опасности обострения существующих и возникновения новых угроз экономической безопасности государства. Экономическая безопасность и благополучие любого экономического пространства, определяются экономическим состоянием хозяйствующих субъектов. Ответственность за стабилизацию и укрепление экономических позиций в регионах возлагается на региональные и местные органы управления.

В общую систему управления обществом и государством входит один из многозначительных элементов — управление экономикой. В связи с этим органы управления экономикой представляются как органы государственного, общественного и социального управления. Поскольку экономика является совокупностью сфер отраслей и деятельности, рынков и т.п., то соответственно, управление экономикой — это управление различными сферами деятельности и отношений, возникающих в этих сферах. Управление экономикой делится на два уровня:

  • микроуровень (в масштабах организации, компании, фирмы, субъекта хозяйствования);
  • макроуровень (в масштабах государства).

Органы власти разделяются (схема 2):

Рисунок 2. Органы государственной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Органы экономического управления Российской Федерации

Органы управления экономикой:

  • Парламент Российской Федерации;
  • Президент;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Министерства и ведомства;
  • Органы субъектов Российской Федерации;
  • Местные органы государственной власти;
  • Органы местного самоуправления.

Парламент Российской Федерации формирует единую стратегическую политику экономического развития государства, утверждает государственный бюджет. Основной формой правления российского парламента является принятие государственных законов, а Счетная палата контролирует расходование средств государственного бюджета.

Президент Российской Федерации решает организационные вопросы, в его полномочия входит издание указов и распоряжений и т.д.

Правительство Российской Федерации утверждает постановления министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными отраслями экономики, участвует в обсуждении законопроектов и дает по ним заключения, готовит и исполняет государственный бюджет.

Можно выделить несколько функций государства, посредством которых оно регулирует экономику на национальном уровне:

  • Законодательная база, в том числе защита прав собственников, предпринимательская деятельность, права потребителей, разработка законов об экономическом регулировании;
  • Контроль над уровнем занятости и инфляцией, т.е. стабилизация экономики;
  • Регулирование платежного баланса, так как является объективным показателем уровня национальной экономики;
  • Внедрение социальных программ по так называемому перераспределению доходов, т.е. сокращению неравенства между классами населения.
  • Перераспределение ресурсов. В этой функции состояния есть два направления:
  • Государственные программы по улучшению состояния окружающей среды (контроль предприятий, производителей, соблюдение законодательства об использовании природных ресурсов и т.д.).
  • Финансирование образовательных программ, профессиональной подготовки, программ бесплатной вакцинации, продовольственных программ и т.д.

Государственное регулирование экономики является очень важным аспектом общей государственной политики.

Министерства и ведомства осуществляют оперативный контроль в соответствующих отраслях экономики в соответствии с функциональными направлениями деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.

Федеральные субъекты федерации (законодательные органы, руководители администраций, правительства), министерства и ведомства действуют в пределах своей компетенции в отношении подведомственных им объектов, осуществляют примерно такое же управление и решают практически те же задачи, что и федеральные структуры.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:
  • Безработица: формы, виды и регулирование — понятие и определения
  • Натуральное хозяйство: что это такое и существует ли оно сегодня? Сущность, особенности и принципы натурального хозяйства
  • Узкая и широкая денежная база — характеристики, суть и отношения с ЦБ
  • Экономическое прогнозирования регионов — концепция, сущность, принципы, этапы, цели и задачи
  • Мониторинг экономических систем — принципы, концепции, виды и критерии
  • Экономическая безопасность малого и среднего предпринимательства — концепция и характеристики
  • НЭП: содержание, итоги, уроки — цели и результаты
  • Средства промышленного развития — типы, методы и факторы

Налоги государству

Система выплат налогов развивается с древних времен. Суть остается прежней. Еще в Древней Руси были известны разные формы взимания налогов.

Историки считают, что налоговую реформу провела княгиня Ольга. Она придумала уроки и погосты, которые впоследствии стали известными формами налогообложения подданных.

Определение термина «налоги» дано рядом с понятием бюджет государства. Налог – это платеж. Он чаще подразумевает денежную выплату государству. Налогом облагается производитель, владелец имущества. Налог – обязателен для исполнения.

Известны особые налоги, которые предлагали и вводили цари. Петр I – на бороды, Римская империя – на установку собственной статуи. Налоги различаются в разных странах. Они отражают историю народа и ресурсы страны.

Какой инструмент регулирования экономики выбрать?

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития.

Первое направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, а косвенное — экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

В спорах учёных-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающие различные направления в экономической теории, — монетаризм и кейнсианство.

Позиция монетаристов (Д. Юм, М. Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.

Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946), считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. (Подумайте, например, можно ли успешно регулировать такие сферы жизни общества, как наука, образование, экология, полагаясь только на действие закона спроса и предложения.) Кейнс пришёл к выводу, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры.

До 70-х гг. XX в. главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейнсианское направление. В дальнейшем распространение получил монетаризм. На практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарного, так и кейнсианского характера.

В условиях российской экономики старт рыночным преобразованиям был дан за счёт активного использования

методов монетарной политики, а в настоящее время государство стремится в целях укрепления стабильного экономического развития, достижения бездефицитного бюджета использовать оба механизма воздействия на экономику.

Что такое экономическая политика государства

Примеры экономической политики включают в себя план действий, а также решения, принимаемые в отношении государственных расходов и налогообложения и перераспределении доходов от богатых к бедным.

Эффективность экономической политики может быть оценена одним из двух способов:

  1. Позитивная экономика описывает принципы работы экономики и экономической политики, не прибегая к оценочным суждениям о том, какие результаты являются наилучшими. Отличительной особенностью позитивных экономических гипотез является то, что они могут быть проверены и подтверждены, либо отвергнуты.
  2. Нормативная экономика предполагает использование оценочных суждений для оценки эффективности экономики, экономической политики, а также существующих в них проблем. Следовательно, нормативные экономические гипотезы не могут быть проверены.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: